станция метро электрозаводская история
Электрозаводская
Перейдем к другой станции Третьей очереди — Электрозаводской. Она была открыта 15 мая 1944, к 9-й годовщине пуска метро.
Станцию доделывали, когда поезда уже ходили по трассе. Авторы Электрозаводской — академик архитектуры В.А.Щуко (на начальном этапе), В.Г.Гельфрейх и И.Е.Рожин. Название дано по располагающемуся рядом Электроламповому заводу (Электрозаводу). Это соседство повлияло не только на название, но и на архитектуру станции.
Любопытно, что в проекте станции конца 1930-х годов в пилонах станции планировалось сделать углубления, куда были бы установлены бюсты героев-стахановцев. Но когда начали составлять список рабочих для изображения, то приходилось постоянно менять фамилии: каждый завод просил увековечить «своего» рабочего. В итоге от этой идеи пришлось отказаться.
Средний зал этой станции, как и у других глубокого заложения, короче боковых. Первое, что сразу бросается в глаза — это освещение станции, а точнее огромное число светильников, уложенных в 6 рядов, которыми занято все пространство свода. Акцент на освещении раскрывает название станции и соседство с Электрозаводом. Интересно, что изначально потолок планировался орнаментальным, похожим на Новокузнецкую, но затем решили сделать сферические кессоны с лампой в каждом кессоне. Смешной случай рассказывал автор станции И.Рожин: «Мы долго думали над тем, из чего сделать кессоны. И придумали алюминиевые полусферы с особыми ромбовидными креплениями на винтах. Когда свод был одет в эти колпаки, станцию посетил председатель горисполкома А.С.Щербаков. Увидев еще неоконченный потолок, он с гневом спросил: «Что за посудная лавка?» с трудом удалось убедить его в том, что это — «полуфабрикат». Потом, подвергнув полусферы пескоструйной обработке (после чего они стали матовыми), мы запульверизировали их краской соответствующего тона. До сих пор никто не подозревает, что лампы ввинчены в алюминиевые колпаки».
Ст. Электрозаводская. Интерьер наземного вестибюля, (из фонда РГАКФД г. Красногорск, автор: неизвестен, 1947)
Пилоны станции облицованы светлым мрамором, что создает прекрасный фон для барельефов, которые на них располагаются (скульптор — Г.И.Мотовилов). Тема барельефов — труд в различных отраслях. Здесь мы видим работников электрозавода, машиностроителей, кузнецов, представителей сельского хозяйства и т. д. Сегодня на станции осталось 12 барельефов, 2 барельефа были демонтированы из-за перестройки части зала. Торец станции украшен сверху барельефом с изображением знамен, в центре которых располагался медальон с профилем И.В.Сталина.
Наземный вестибюль станции оригинальной формы — шестиугольник с куполом. Рядом с входом установлена скульптура «Метростроевцы в забое» (скульптор — М.Г.Манизер). Внутри вестибюля, на стенах расположены медальоны с изображениями основоположников электротехники: П.Н.Яблочков, А.С.Попов, М.Фарадей, М.В.Ломоносов, В.Джильберт, Б.Франклин (изображенный также на 100-долларовой купюре, Франклин в советском метро — это удивительный случай). Одной из изюминок этой станции, в момент ее открытия, была круглая люстра с красной звездой по центру. Это была первая люстра в московском метро, работающая на люминесцентных лампах — гордость электролампового завода того времени. К сожалению, через некоторое время она была демонтирована.
В 2007–2008 годах станция подверглась полной реконструкции. Кроме замены эскалаторов, на станции заменили пол: вместо истесанного мрамора выложили полированный гранит с сохранением первоначального рисунка.
1. Барельеф с профилем Сталина в торце станции. Остался пустой медальон между знамен.
2. Два барельефа в центральном зале. Сняты при строительстве гермозатвора.
3. Люстра с люминесцентными лампами в наземном вестибюле.
Ст. Электрозаводская. Некоторые барельефы в центральном зале: ныне демонтированные (сверху) и существующие
Ст. Электрозаводская. Барельеф на торцевой стене. В круге изначально находился профиль И.В.Сталина
Читайте также
Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903)
Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения
Станция метро Электрозаводская Арбатско-Покровской линии
«Электрозаводская» станция метро, расположенная на Арбатско-Покровском направлении метрополитена Москвы между «Семеновской» и «Бауманской» станциями, является промежуточной станцией глубокого заложения.
Недалеко от станции находится платформа «Электрозаводская» Московской железной дороги Казанского направления.
Название станция получила от расположенного вблизи ее вестибюля Московского электрозавода имени В. В. Куйбышева.
Фото 1. Станция метро Электрозаводская московского метрополитена
Начало истории станции метро «Электрозаводская»
Действующий перегон, на котором возводилась станция, открылся немногим ранее – в январе 1944 года.
Конструкция и оформление станции
По конструкции станция метро «Электрозаводская», построенная по типовому проекту – пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения (глубиной 31,5 метр).
Единственный вестибюль станции – отдельное наземное сооружение. Построено в виде шестиугольного здания, облицованного изнутри красным мрамором и украшенного портретами ученых, внесших вклад в развитие электротехники.
Над проектом вестибюля работали архитекторы И. Е. Рожин, В. Г. Гельфрейх, А. Е. Аркин.
Вход в вестибюль украшает скульптурная группа «Метростроевцы», созданная скульптором М. Г. Манизером.
В разработке проекта и строительстве станции метро «Электрозаводская» участвовали архитекторы В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, В. А. Щуко, инженер-конструктор Б. Уманский.
Для облицовки стен и пилонов использовался белый, красный и оливково-черный мрамор. Пол облицован гранитом.
Зал украшен барельефами, посвященными теме труда. Барельефы созданы скульптором Г. И. Мотовиловым.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Светящиеся круги и арт-объекты: экскурсия на станцию БКЛ метро «Электрозаводская»
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
В этом году в столице планируется открыть девять станций метро, среди которых – пять станций Большой кольцевой линии (БКЛ). На одной из них появятся необычные светильники и красочное панно длиной более 150 метров. Речь об «Электрозаводской», которая строится в Басманном районе. Она станет доступна для пассажиров в конце этого года. А сейчас отправимся на виртуальную экскурсию по строящейся «Электрозаводской» и заглянем под реку Яузу, где проложили перегонные тоннели.
Скоро, прогуливаясь вдоль Семеновской набережной в районе прилегания ее к Казанскому направлению Московской железной дороги, вы увидите яркий вестибюль станции «Электрозаводской». На этом месте ведутся строительные работы, которые начались более трех лет назад.
У станции один надземный основной вестибюль с выходом к железной дороге и жилой застройке, а в южном торце «Электрозаводской» – второй вестибюль с функцией эвакуационного выхода.
Для выхода пассажиров на поверхность будут работать четыре эскалатора, их монтаж начнут летом, а осенью справа от них установят лифт для маломобильных людей. Далее по коридору от эскалаторов вы попадете на платформу. Кстати, тоннели до будущей станции уже готовы.
Сергей Жуков: эффект отраженного света создадут на станции восточного участка БКЛ
Заместитель директора по строительству Дирекции метро-2 АО «Мосинжпроект» Юрий Петрунин рассказал о сегодняшнем этапе возведения станции «Электрозаводская».
По его словам, с понижением трассы и заходом ее под ж/д пути и далее под реку в сечении тоннеля появляются известняки, местами сильно разрушенные, вмещающие в себя напорный водоносный горизонт.
Юрий Петрунин отметил, что при оформлении станции будут использованы панели из стемалита, габбро-диабаза, фибролита, гранитные плиты и другие материалы.
Также параллельно возводится первый этап транспортно-пересадочного узла (ТПУ), который свяжет «Электрозаводскую» с одноименной станцией Арбатско-Покровской линии метро.
Пешеходный мост через Яузу построят в составе ТПУ в ВАО
В составе ТПУ появится пешеходный мост длиной около 86 метров через Яузу. Он соединит жилые кварталы и сделает доступнее транспортную инфраструктуру для жителей. Рядом с ТПУ разобьют сквер и приведут в порядок Семеновскую набережную на протяжении около 1 км.
Не такая, как все
Московское метро – единственное в мире, где нет одинаковых по художественному оформлению станций. Эта традиция заложена с его основания в 1935 году. Руководитель архитектурной мастерской АО «Метрогипротранс» Александр Некрасов помог представить нам облик будущей станции и рассказал об особенностях дизайна.
Идеей для сюжета послужило предание, связанное с историей места, где расположена «Электрозаводская». Несколько веков назад здесь, на берегу Яузы, находилось подмосковное село Рубцово. Название, предполагают историки, произошло от имени человека по прозвищу Рубец. Прозвали его так за рану, полученную в бою на защите московских рубежей.
Также село Рубцово в XIV-XV веках принадлежало боярам Квашниным, выходцам из Южного Галича, у которых ко времени Дмитрия Донского была прочная слава бесстрашных воинов и одна ветвь носила фамилию Рубцовых.
С историей этого места связан один из ключевых элементов в оформлении станции – декоративная композиция «Битва героев», которую разместят на путевой стене.
Панно воссоздает собирательный образ защитника Родины от посягательств врагов на ее свободу и независимость в эпоху древней Руси. Действие в композиции динамично разворачивается к центру панно, где сцены сражений насыщены разными персонажами. Роспись народного художника РФ Александра Рукавишникова при всей современности звучания следует духу художественных традиций московского метро.