станция метро арбатская история
станция Арбатская (арбатско-покровская)
Расположение
Метро «Арбатская» расположена между станциями «Смоленская» и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
История станции
Станция была открыта 5 апреля 1953 года.
История названия
Название станции связано с улицей Арбат. В 1991 году станцию пытались переименовать в «Воздвиженка», но старое название сохранилось и по сегодняшний день.
Описание станции
Путевые стены станции облицованы глазурованной керамической плиткой черного и белого цветов. Пол зала выложен серым гранитом. Пилоны отделаны мрамором красного цвета и украшены керамическими букетами цветов. Освещают станционный зал люстры, выполненные в виде бронзовых колец.
Технические характеристики
Метро «Арбатская» – пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 41 метр. Станция строилась по спецпроекту, поэтому ей характерны некоторые особенности: центральный зал имеет в сечении вид эллипса, поперечное сечение меньше стандартного, а тоннели станции сближены. Станция занимает второе место после «Воробьевых Гор» по протяженности центрального зала – 220 метров.
Вестибюли и пересадки
Станция входит в состав самого крупного пересадочного узла Москвы. Здесь можно сделать пересадку на станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Александровский сад» Филевской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии. Станция имеет один наземный вестибюль (западный). Сначала вестибюль был отдельным зданием с тремя арками входов, но после строительства нового здания Генерального Штаба Министерства Обороны вестибюль станции очутился в его атриуме. Старые входы замуровали, а новый вход встроили в здание Штаба со стороны ул. Воздвиженка. В вестибюле до сих пор есть пустая рама, в которой до середины 50-х находился портрет Ленина. В 2006-2007 годах в вестибюле была проведена частичная реконструкция и реставрация. В 1986 году в центральном зале были построены лестницы для перехода на Серпуховско-Тимирязевскую линию. Для того чтобы попасть на Филевскую и Сокольническую линии, необходимо воспользоваться эскалаторами, расположенными в восточном торце станции. Отсюда можно выйти и в город на ул. Моховую, и к Александровскому саду. Из-за того, что станция входит в состав пересадочного узла, ее ежедневный пассажиропоток составляет более 170 тыс. человек.
Достопримечательности
Рядом со станцией находятся два театра и семь отделений Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Кроме того, здесь находится 7 музеев, самые известные из которых – Музей книги, Мемориальный центр «Дом Гоголя», Картинная галерея народного художника СССР А. Шилова и другие. Не слишком далеко от станции находится Александровский сад, а за ним уже и Кремль.
Полезные факты
Время работы вестибюля станции «Арбатская»: 5:30 – 1:00.
План станции
Видео станции
moscowwalks.ru
В любое время года | Экскурсии от Moscowwalks |
Подарите друзьям совершенно новый город |
Посмотреть расписание экскурсий и купить билеты на экскурсии можно на нашем экскурсионном сайте.
Арбатская
Станция Арбатская, находящаяся под зданием Министерства Обороны, на удивление в своем убранстве имеет лишь исключительно мирные мотивы: фрукты, цветочки, виноградинки.
Почему же для станции была выбрана именно эта стилистика?
Исторически на месте нынешнего нового здания МинОбороны располагался продуктовый рынок, с которого кормился весь арбатский район.
Арбатская площадь, середина 1920-х. За зданием кинотеатра Художественный ясно видны торговые «палатки». Сейчас площадь сильно изменилась. При расширении улиц были снесены здания в левой части фото, сейчас здесь Новый Арбат сливается с Воздвиженкой.
Вернемся к нашей Арбатской. Хоть открыта она была только в 1953 г. т.е. когда здание рынка перестало существовать, но тем не менее несомненно, что проектировалась она с оглядкой. Отсюда до сих пор мы видим на станции яблочки и цветочки.
Обратите внимание также на арки и их схожесть с арками рынка на фото выше.
В схожей стилистике был оформлен наземный вестибюль, который ныне поглощен зданием МинОбороны. Из трех арок оставили две в торце здания, но пользоваться мы продолжаем все тем же вестибюлем, только сейчас, входя в метро оказываемся как бы на территории МинОбороны. Вестибюль находится в его внутреннем дворе, что можно отчетливо видеть на карте Google.
Кстати, когда будете подниматься по эскалатору с этой станции обратите внимание, что до сих пор напротив эскалаторов в стене белеет огромная рама, обрамленная каменными растениями (опять же рынок!): в ней до 1956 г. было изображение Сталина.
Также может быть интересно
Эта запись была опубликована в Воскресенье, февраля 24, 2008 в 03:05 в теме: Метро. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. Вы можете оставить ответ, или отслеживать со своего сайта.
Станция метро «Арбатская» (филевская)
Расположение
«Арбатская» расположена между станциями «Смоленская» и «Александровский сад» Филёвской линии Московского метрополитена.
История станции
Станция была построена на месте Храма Тихона, епископа Амафунтского (1689 год), и открыта в составе первой очереди Московского метро 15 мая 1935 года.
История названия
Станция названа по расположенной недалеко от станции улице Арбат. Проектное название станции «Арбатская площадь» не было использовано. В 1992 году станцию предлагали переименовать в «Воздвиженку».
Описание станции
Путевые стены станции облицованы керамической глазурованной плиткой кремового цвета. Колонны декорированы розовым мрамором. Пол покрыт метлахской плиткой красного цвета.
Технические характеристики
«Арбатская» – это колонная станция мелкого заложения (8 метров), построенная по типовому проекту.
Вестибюли и пересадки
В распоряжении станции только один вестибюль (западный), в который можно попасть по лестнице, расположенной непосредственно на платформе.
Вестибюль, выполненный в форме пятиконечной звезды, первое время был символом Московского метро. На его крыше даже собирались установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но затем от этой идеи отказались и установили только шпиль со звездой. Это один из немногих вестибюлей Московского метро, на котором сохранилась надпись «Метро».
Вестибюль выходит на площадь Арбатские ворота.
Достопримечательности
Рядом со станцией находится большое количество театров, среди которых театр «Арбат-Опера», Театр им. Вахтангова и многие другие. Музеи представлены в основном мемориальными квартирами выдающихся деятелей, например, дом-музей Марины Цветаевой, А. Н. Скрябина, дом Бурганова и т.д.
Наземная инфраструктура
ВУЗы рядом со станцией имеют творческую направленность – Театральный институт им. Щукина и Академия музыки им. Гнесиных. Больших торговых центров рядом со станцией нет, зато на каждом шагу можно встретить всевозможные бутики. Ресторанов, кафе, ночных клубов и дискотек в районе станции великое множество.
Интересно
На станции есть «Буфет от столовой № 9 Отдела рабочего снабжения ГУП «Московский метрополитен». Большинство столовых и станций обслуживают только работников метро, но есть и исключения. На станциях «Арбатская» Филевской линии, «Войковской» и «Киевской» Арбатско-Покровской линии буфеты обслуживают пассажиров.
Станция метро арбатская история
Довольно плотно и долго изучаю тему метро, и вот, решил поделиться некоторыми данными по станции Арбатская глубокого заложения. Станция, как известно, была открыта 5 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина. Конкурс проектов для этой станции проходил в 1952 году, когда появилась информация об открытии данного глубокого радиуса. Для станции Арбатская было решено использовать проект Л.М.Полякова, уже зарекомендовавшего себя такими шедеврами как Курская-радиальная, Калужская (Октябрьская). Здесь мы узнаем его почерк по большой кольцевой люстре (такая есть на Курской), есть и красивые торшеры около эскалатора.
Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.
К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.
В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.
Арбатская
Станция открыта 15 мая 1935 года в составе Первой очереди метро на Арбатском радиусе. Название дано по Арбатской площади, на которой построен единственный вестибюль станции.
Архитектура вестибюля выделяется среди остальных павильонов станций Первой очереди. Здание в плане имеет форму пятиконечной звезды, в середине которой возвышается купол. Архитектор павильона Л.С.Теплицкий задумал такую форму из-за близости к Наркомату обороны. Существует версия-легенда, что автором идеи был сам Л.М.Каганович, нарисовавший звезду на карте обведя чернильницу на столе. Как бы то ни было — павильон получился оригинальным. Мощные вынесенные колонны, облицованные красным гранитом, поддерживают углы здания, в центре здания сооружен барабан, служащий для размещения скульптурной композиции. По проекту на крыше должна была стоять скульптура «Метростроевец и красноармеец», но это реализовано не было. На крыше был установлен шпиль со звездой и множество красных флагов по периметру.
Внутри павильон частично освещается дневным светом через окна-прорези во фризе купола. В центре вестибюля расположен спуск, ведущий в подземный кассовый зал с глубоко кессонированным потолком.
Подземный аванзал ведет к лестнице на станцию. Симметрично этой лестнице на станции сооружена такая же лестница, запроектированная под второй выход, но он построен не был, поэтому данный мостик ведет в тупик.
Ст. Арбатская. Вид наземного вестибюля
Ст. Арбатская. Первоначальные люстры на станции. (Фотограф: Г.Петрусов. 1930-е г.г.).
Сама станция мелкого заложения, выполнена в виде трех пролетов, разделенных рядами квадратных колонн. Капители колонн просты, не несут на себе никаких украшений. Барьеры, колонны, стены мостиков и некоторые другие элементы облицованы желтым мраморовидным известняком. Перекрытие станции имеет кессонированную обработку. В центральной части кессоны сделаны глубокими и маленькими, а в боковых частях станции неглубокие, на всю ширину между соседними колоннами. Первоначально станция освещалась относительно крупными многорожковыми люстрами в центральном пролете и шарами по бокам. Теперь освещение производится обычными люминесцентными лампами. Путевые стены облицованы бежевой глазурованной плиткой. Также интересен прием характерный для Первой очереди: фриз путевой стены повторяет форму капители колонн.
1. Оригинальные светильники на станции были заменены на лампы дневного света.
Читайте также
Арбатская
Арбатская Станция Арбатская глубокого заложения была открыта для пассажиров 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции — Киевская». Название станции дано по улице Арбат, расположенной недалеко от наземного вестибюля, а также по старой станции Арбатская,