станция ленинская павелецкое направление история
Архитектура СССР: мемориальный вокзал (платформа «Ленинская») музея-усадьбы «Горки Ленинские»
В любую погоду эта станция нереальной своей красотой врывалась в сон дремлющих пассажиров, едущих из Москвы с Павелецкого вокзала. Напоминает главный павильон ВДНХ в миниатюре. Голубые ели краше, чем у Кремлевской стены; невозможно гордый шпиль; платформа такой ухоженности, какая попадалась лишь на открытках с видами Швейцарии. И цветы, цветы, цветы… Это она – самая бесполезная и одновременно самая значимая станция в СССР – Ленинская.
Если кто еще не догадался, Ленинская – ворота в Музей-заповедник «Горки-Ленинские». Вернее, была когда-то воротами. Горки – усадьба, где Ленин Владимир Ильич провел последние дни, написал последние завещания, сфотографировался в последний раз и умер. И знаменитый траурный поезд повез тело вождя трудового пролетариата от станции, которая тогда называлась Герасимовка, до Москвы. Облюбовали усадьбу большевики уже в 1918 году. Почти сразу же после революции они организовали в Горках «санаторию для советских служащих».
«Санаторием для совслужащих» Горки числились до создания ленинского мемориального музея в 1949 году. Хотя с осени восемнадцатого усадьба стала по сути дачей-резиденцией Ленина. А после его смерти – местом обитания ленинской родни.
Настоящий расцвет Горок и ближайшей к ней станции начинается в конце сороковых, когда сначала открылся музей, а потом и был построен мемориал-вокзал Ленинский.
О, что это были за денечки! Толпы организованных и неорганизованных туристов всех цветов кожи и разреза глаз доезжали на электричках до Ленинской. Они проходили по парку с подстриженными липами, непривычными для Подмосковья туями и символичными голубыми елями. Они входили в трехъярусное здание вокзала с 15-метровым шпилем (язык не повернется назвать сооружение с 24 колоннами станцией).
Об особом статусе говорит и тот факт, что под путями построили подземный переход, нарушая все стандарты. Ведь по ГОСТу, более дорогой и удобный тоннель (в сравнении с надземным переходом) положен только тем станциям, где число жителей превысило определенный порог. На Ленинской же его построили сразу, и даже не пожалели мрамора на облицовку.
Вокзал с зеркальной звездой (солнце отражалось на многие километры вокруг) на шпиле открылся в 1954 году. Здание строилось за глухим забором и с такой секретностью, что породило у местного населения домыслы о таинственном сверхмощном бункере. Когда активная и молодая Лидия Лобачева в середине 80-х была назначена начальником Ленинской, она тщательно обследовала вверенный объект на предмет тайных помещений. Но увы… Ничего под этим вокзалом нет.
Ленинской станция, естественно, стала называться еще в 1924 году. До этого она была просто Герасимовка. В честь братьев-купцов Герасимовых, на чьи средства в конце ХIХ века и была построена дачная платформа на линии Москва-Павелецкая Рязанско-Уральской железной дороги. Герасимовы в то время были владельцами Горок. Кстати, пару лет после смерти Ленина станция в сторону Москвы именовалась Ленинской, а в сторону Каширы продолжала оставаться Герасимовкой.
– У нас штат был 30 человек. 5 кассиров, дежурные, рабочие, уборщики, – рассказывает Лидия Михайловна (последний начальник Ленинской).
– Я попала сюда с Авиационной, серьезной товарной станции. А на Ленинской главной заботой было содержать станцию в образцовом порядке.
Они и содержали. Мыли, драили, следили за цветниками, как за своими собственными. Станция работала круглосуточно, и одна особо ярая цветочница по ночам специально выносила стул, чтобы ни один ею лично посаженный пион не пропал в злодейских руках. Все, что не могли сделать сами, делали шефы – благо их у Ленинской было много. В зале с приветливым Владимиром Ильичем молодожены сменяли юных пионеров, а в деревянном павильоне Герасимовки станционные работники отмечали Новый год. Хорошее было время.
А потом пришла гроза – 90-е годы. Первой пострадала всеобщая любимица – деревянная Герасимовка. Сначала с нее исчезли четверо штатных рабочих. Потом кто-то пытался украсть бронзовый бюст Ленина.
Самое страшное случилось, когда Ленинскую объединили с соседней станцией Расторгуево. Ленинская осталась совсем без надзора – штат урезали до кассира. А Герасимовку, единственный образец дачной платформы начала ХХ века, просто сожгли. Кто? Зачем? Неизвестно.
Теперь объект культурного наследия его собственник ОАО «РЖД» выставил на продажу.
«В настоящее время компания „РЖД“ осуществляет его продажу путем открытого аукциона, расположенного на электронной площадке ОАО „РЖД“. Компания также готова рассмотреть альтернативные способы передачи здания с соблюдением всех необходимых документальных процедур», – прокомментировал заместитель начальника Службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги Дмитрий Гаренских.
Каждый, кто когда-нибудь проезжал на подмосковной электричке по Павелецкому направлению, наверняка замечал станцию, которая выгодно выделялась на фоне обычных серых платформ. Высокий шпиль, увенчанный звездой, колонны почти как в Большом театре, голубые ели вокруг. Но не успели вы ее толком рассмотреть, как поезд трогается после короткой остановки, и пейзаж за окном сменяется. В наши дни не все знают историю этой теперь уже забытой станции.
В.И.Ленин последний год тяжело болел и находился в Горках постоянно, наслаждаясь тишиной и чистым подмосковным воздухом. В Горках он и скончался в 1924 году, и в этот же момент для станции Герасимовской открылась новая страница истории.
Что до станции, то в ее судьбе произошли еще более кардинальные перемены. Почти сразу ее переименовали в Ленинскую, а в 1952 году железнодорожная газета «Гудок» предложила своим читателям план переделки бывшей станции Герасимовская под мемориальную станцию-музей В.И.Ленина. Новое здание решили строить рядом со старым, ведь от старого в тот знаменательный день отправлялся траурный поезд.
Долгое время станция Ленинская являлась своего рода «железнодорожными воротами» в Горки Ленинские. Каждый, кто приезжал в усадьбу, начинал свой путь с этого мемориального вокзала, проходил сквозь небольшой античный зал с розоватыми колоннами и проникался благоговением.
Координаты станции Ленинская: 55°29’18″N 37°43’54″E
Исчезающее Подмосковье: станция Ленинская в Домодедово
РЖД продаёт уникальный вокзал на «Авито» за 10 миллионов рублей
Здание вокзала на станции Ленинская в городском округе Домодедово (Павелецкое направление Московской железной дороги) является не просто ярким образцом сталинского ампира середины 50-х и памятником архитектуры, но и признано объектом культурного наследия России регионального значения. Было неожиданно увидеть объявление о его продаже на сайте «Авито».
Шикарные клумбы, оформленные в виде львиных лап, растащены вандалами. Одна сохранилась. Гранитные плиты тоже исчезли. Сейчас тут стихийная парковка, интерес у пассажиров былая красота не вызывает.
Именно отсюда отправлялся траурный поезд с его телом в Москву. В 1954 году было построено здание вокзала с 15-метровым шпилем, украшенным красивой звездой.
Красивое здание с колоннами, однажды я даже была частично внутри. Несколько лет назад мы, катаясь на великах, оказались на платформе. Окна здания были частично заколочены досками, но двери полностью не закрывались.
Внутри стоит памятник Ленину. Тогда я не гуляла с фотоаппаратом, телефоны были проще, так что фотографий своих, к сожалению, нет.
Зато их можно посмотреть в одном из репортажей в блоге у нашего хорошего друга Вадима Разумова. С его позволения одну фотографию вам у себя покажу.
Памятник Ленину на вокзале станции Ленинская, 2017 год. Фото: Вадим Разумов, сайт vadimrazumov.ru
Вокзал закрыли в 2005 году, окна-двери заколотили, народ из любопытства лазил через доступный люк, который ведёт в котельную. Говорят, сейчас тоже пролезть реально, там сохранились печи, но мы рисковать не стали.
Также недавно была информация, что в здании был ремонт и памятник стоит до сих пор. Вот только руки и головы он лишён оказался. При этом, мраморные колонны и величественные люстры сохранились. Следов ремонта тоже не заметно.
Разрушенный памятник Ленину в здании вокзала на станции Ленинская, 2020 г. Фото с сайта mkkprf.ru
Здание ветшает, штукатурка сыпется, но крыша похоже недавно заменена, внутри вообще не понятно, что сейчас.
Никому не нужен памятник былого величия и славы. Вот и РЖД он больше не нужен, поэтому и продают. Компания говорит, что купить вокзал на станции Ленинская может любая сторона. К тому же стоит он недорого.
Скриншот о продаже здания вокзала на станции Ленинская с сайта авито.ру, 18.03.2020г.
Хотя, надежды на реставрацию и сохранение внешнего облика есть, так как продавец к потенциальному собственнику выдвигает требование об обязательной реставрации памятника архитектуры.
Спасибо за ваше внимание к моему каналу. Буду благодарна за лайк и подписку!
Платформа Ленинская
1. 2007 год, платформа Ленинская.
2. На Павелецком направлении были очень симпатичные таблички.
3. Платформа Ленинская уникальна тем, что на ней сооружен великолепный вокзал.
4. Это небольшая высотка со шпилем, колоннами и украшениями.
5. С этой платформы отправился поезд с умершим Лениным из Горок, поэтому из Герасимово в 1924 платформа превратилась в Ленинскую.
6. Высота здания 37 метров, открыто 5 ноября 1954 года (в этом году было 60 лет), но сегодня оно находится в полузаброшенном состоянии, хотя внутри бы очень круто смотрелся музей, имеющий удобный подъезд как на машине, так и на поезде.
7. Колонн на здании 24.
8. Тут явно стояло животное, которое убежало без лап 🙂
9. Вокзал на Ленинской.
10. Украшения вокзала на Ленинской
11. Платформа Ленинская, на переднем плане выходы переходов.
12. Платформы на Ленинской.
13. Электропоезд ЭМ2-027 в Москву прибывает на Ленинскую. В тот день я сделал много интересных фотографий на мосту рядом с платформой.
14. Платформа Ленинская, современный вид.
15. Таблички тоже новые.
16. Летом 2014го на платформе прошел небольшой ремонт.
17. Платформа 3го пути чуть смещена по отношению к двум другим.
18. Еще табличка.
19. Рядом со зданием вокзала были большие площади, теперь они зарастают.
21. Вход на 3 платформу со стороны вокзальной площади.
22. А теперь поднимемся, вокзал.
23. Горизонт немного завален, но зато все влезло 🙂
Платформа Ленинская (Герасимовская) Павелецкого направления.
В 1898 году купцы братья Герасимовы добились разрешения на постройку платформы со станционным помещением на 28 мест для сидения в двух верстах от их владения, потратив на строительство 150 рублей золотом и назвав её Герасимово. В 1924 году после кончины В. И. Ленина платформа была переименована в Ленинскую. До начала 1990-х годов рядом с основным зданием станции в мемориальных целях сохранялась и поддерживалась деревянное здание станции Герасимово, от которой в 1924 году отправился Траурный поезд В. И. Ленина. Платформа Герасимово располагалась примерно в 100 м от современной Ленинской в сторону Москвы. После пожара не восстанавливалась, остатки были уничтожены.
Новое здание станции, открытое 5 ноября 1954 года, является архитектурной достопримечательностью. Архитекторы Б. С. Мезенцев, М. А. Шпотов построили его в стиле сталинского ампира. Это величественное трёхъярусное здание, увенчанное шпилем высотой 15 метров, на котором укреплена пятиконечная звезда из золотистого стекла.
Высота здания вместе со шпилем — 37 метров. Вокзал опоясывают 24 колонны (аллюзия к году смерти Ленина), внутри на стенах — барельефы с сюжетами из жизни и революционной деятельности В. И. Ленина. На пристанционной территории высажены туи и голубые ели. Платформы и выход с них соединены подземным тоннелем. В настоящее время в связи с низкой загруженностью платформы здание вокзала находится в полузаброшенном состоянии, вход в него закрыт.
Выбрав в загруженном трафике самый погожий денёк, решили навестить памятник архитектуры пока его не превратили за ненадобностью в груду кирпича, как соседнюю станцию Герасимовская. Фотографии сделаны 02.08.2015 года. По состоянию на середину 2019 года ситуация практически не изменилась. используется только небольшое помещение под кассу с отдельным входом, остальная часть заколочена и заброшена, разрушается, крыша протекает.
По прибытии на место нами было поставлено две задачи. Попасть во внутрь и как можно ближе подобраться к шпилю со звездой.
Как оказалось мы были не одни такие желающие. Нас опередила группа из категории диванных аналитиков, которые думают, что перед ними все двери открыты. Ан нет. Надо проявить долю смекалки и обладать небольшой физической подготовкой. Мы прогулялись вокруг вокзала. Территория заросла бурьяном. Даже общественный туалет выполненный в едином архитектурном стиле заброшен, теперь для отправления естественных нужд (мочеиспускания, дефекации и антиперистальтики) нужгл выбирать близлежащие зарости, тк что погуще.
Тем временем наши конкуренты ретировались,прекратили попытки попасть во внутрь и скрылись из виду. Не теряя времени и не привлекая внимания прохожих, телепортируемся во внутрь.
Поражает задумка архитекторов своей простотой и величием. Небольшое пространство квадратной формы увенчано множеством колон из розового мрамора. Они подпирают потолочные перекрытия второго света.
По всему периметру нанесены коммунистические лозунги, воспевающие светлое будущее.Памятник В.И. Ленину в центре зала закрыт в саркофаг из фанеры. Очень хотелось увидеть его во сей своей красе, но увы. Нарушать покой мумии мы не стали. Вандализм не наш стиль.
Около парадного входа аккуратно сложен инвентарь и строительные материалы, что свидетельствует о вяло текущей реставрации или активном распиле бюджета.
На потолке чудом уцелели шикарные люстры. Даже плафоны почти целы.
Кровля протекает. Весь когда-то белоснежный потолок поглощает черная плесень. Бороться с ней на практике будет довольно затруднительно.Черная плесень — грибок, который крайне опасен для взрослых и детей. Токсические вещества, выбрасываемые колониями этих микроорганизмов, могут вызывать множество заболеваний. Появление плесени в доме пару веков назад люди расценивали как сигнал того, что пора жилище сжигать. К счастью, в современном мире некоторые проблемы решаются с меньшими потерями.
Залы были оборудованы системой парового отопления. Батареи закрыты оригинальными экранами из ценных пород дерева.
Пока я пытался задокументировать состояние внутреннего убранства вторая половина экипажа разведала путь на крышу. В межчердачном пространстве приватизировали небольшой сувенир на память. Это пачка корешковых квитанций из камеры хранения, датированная 1980 годом.
Настоящему ценителю подобных реликвий подарю без зазрения совести. Выбрасывать на помойку рука не поднимется.Выбравшись на кровлю сначала осмотрелись и взгляд зацепился, что даже парковая зона сзади имеет оригинальную лучевую планировку.
До главной цели рукой подать. Но не всё оказалось так просто. Лестница держалась на честном слове. Все крепления сгнили от времени и воздействия окружающей среды. Я даже не знаю как мы туда забрались. Второй раз бы я точно не стал так рисковать.
На шпиль без альпинистского снаряжения не забраться. У нас из этого арсенала есть только верёвки, да и то они лежат дома в рюкзаке.
Зато пощёлкались около кирпичных шпилей, которые снизу казались абсолютно неприступны.
В ближайшее время они могут быть безвозвратно утеряны.
Если честно, то мы не знали о существовании старой станции Герасимовская. Проходя мимо неё в сторону железнодорожного моста через реку Пахру обратил внимание на ничем не примечательные кучи кирпича. Даже фотографировать их не стал. А вот мост замечательный и фотогигиеничный.
Ещё из далека услышал предупредительный гудок приближающегося товарняка. Но не подумал, что он такой молниеносный, словно сапсан. А ведь это всего-то состав во главе, которого был советский ВЛ10У,утяжелённый электровоз постоянного тока, колёса которого имеют бо́льшую силу сцепления с рельсами, благодаря чему он способен возить более тяжёлые составы. По сравнению с ВЛ10 на ВЛ10У нагрузка от колесной пары на рельсы увеличена до 25 тс вместо 23 тс. Разработан Тбилисским электровозостроительным заводом. ВЛ10У выпускался Тбилисским и Новочерскасским электровозостроительными заводами. В модельном ряду завода ТЭВЗ по состоянию на 2019 год эта модель все ещё присутствует.
В голове крутилась мысль, а не заруфить в придачу этот мост, но здравый смысл возобладал.
Уставшие вернулись на платформу. Павильоны подземных переходов тоже оригинальной архитектурной формы выполнены в едином стиле с вокзалом.
Из оригинальных артефактов ещё обнаружили очаровательные лапки какого-то хищного животного.
Оказалось это банальное основание для цветника. Из четырёх в целостности остался только один.
В поисках оригинального кадра перегнали DISCO на задний двор, но световая схема оказалась не удачной. Но это не страшно. Больше всего жалею, что на тот момент у меня не было компактной камеры широкоугольным объективом.
Может быть мы сюда ещё вернёмся. Хотелось конечно увидеть возрождение уникального памятника архитектуры, а не стать свидетелем его полного уничтожения. Не смог коммунизм победить, буржуи взяли власть в свои руки, и никому нет дела до этого здания.