становление развитие методики обучения истории в казахстане
Развитие школьного исторического образования казахстана в контексте мировых тенденций обучения истории. 1985-2000 гг.
Новые требования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к образованию, связаны с модернизацией методов обучения. Нарастание темпов увеличения объема информации приводит к быстрому старению многих знаний. Надо ожидать, что необходимость совершенствования старых и разработка новых методов обучения с каждым годом будут ощущаться все острее.
Если классифицировать историографию по хронологическому принципу, то можно выделить два блока исследований. Советская историография представлена общими работами, Сембаева А.И., Сулейменова Р.Б., Черника С.А., Фазылова М.С. В этих научных исследованиях (часто в виде очерков) нашли свое отражение вопросы определяющего влияния марксизма – ленинизма на духовное развитие советского общества, раскрыта роль народного образования в развитии школьной системы в СССР и Казахстане.
Представители 2 направления Жумашев Р.М. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В., Кунантаева К.К., Кусаинов А.К., Шокаманов Ю.К. [5] рассматривают вопросы школьного образования в контексте глобализации, модернизации и составной части истории культуры Казахстана. Они не выделяют вопросы трансформации содержания национальной истории в учебной и научной литературе, в публицистике и повседневной жизни.
Многие вопросы использования мирового опыта обучения истории в Казахстане стало возможно изучить благодаря работам представителей советской и современной историографической школы: Георгиевой Т.С, Дмитриева Г.Д., Лернера М., Вульфсона Б.Л., Мальковой З.А., Нургалиевой Г.К., Кусаинова А.К., Мусина К.С., Иватовой Е., Кенесариной З., Й.ван дер Лееува [6]. Но по-прежнему, эта сфера остается малоисследованной историками. Технология и методы обучения истории за рубежом только начинают привлекать внимание казахстанских ученых.
Таким образом, исследование проблем, связанных с развитием школьного образования Казахстана хотя и имеет долгую историографическую традицию, однако практически не рассматривает вопросы предметного преподавания. Процесс создания учебных вариантов национальных историй можно считать составной часть более широкого общегуманитарного процесса переосмысления места и роли локальных культур и цивилизаций в мировом контексте в прошлом и настоящем. Целый ряд проблем отбора исторического содержания для школьного обучения, создание учебно-методических комплексов по отечественной истории, вопросы разработки критериев качества учебной литературы и подготовки педагогических кадров еще требуют глубокого и внимательного изучения со стороны исследователей.
Целью исследования Целью работы является комплексный историко-сравнительный анализ содержания школьного исторического образования в Казахстане в 1985-2000 гг.
Достижению этой цели служит реализация следующих задач:
1 на основе историко-сравнительного анализа работ зарубежных, российских и казахстанских ученых выявить исторические предпосылки реформирования школьного исторического образования за рубежом, в школах СССР и в Казахстане в годы независимости;
2 изучить и систематизировать опыт зарубежных стран в школьном обучении истории;
3 дать оценку опыта советской системы школьного обучения истории с середины 1980-х годов до 2000 г. включительно. Показать влияние советской системы среднего образования на процессы реформирования школьного историческом образования в независимом Казахстане;
4 рассмотреть достижения казахстанских ученых в области формационного и цивилизационного подходов в содержательном компоненте школьных учебных программ и средствах обучения по отечественной истории;
5 проанализировать школьные программы по истории Казахстана с точки зрения социализации личности и принципов построения этих программ;
6 исследовать возможности использования современных образовательных технологий в обучении истории Казахстана;
7 Оценить качество подготовленных программ, учебников и имеющихся учебно-методических материалов с учетом их практической значимости.
Источниковую базу диссертационного исследования составили архивные, статистические, делопроизводственные документы, законодательные и другие источники. Этот комплекс включает в себя:
1 опубликованные законодательные и нормативные акты [7], которые в основном касаются концептуально-теоретических вопросов и содержат сведения о развитии советской казахстанской школы и средней школы РК.
2 Материалы текущих архивов Института усовершенствования учителей города Караганды и Департамента образования за 1992-1995 гг. [8].
3 Материалы конференций и совещаний работников образования.
4 Статистические данные.
5 Школьные учебные планы, программы и учебники по истории [9].
К первой группе источников относятся законодательные и нормативные акты, принятые в сфере образования с 1991 г по 2000 г., которые условно можно разделить на две группы (по хронологическому принципу): законы и акты 1991-1994 гг. и нормативные документы 1995-2000 гг. Особую роль в раскрытии первого этапа реформирования школы Казахстана в 1991-1994 гг. сыграли «Сборник законодательных, правительственных и ведомственных актов по образованию». При изучении названной проблемы в контексте мировых тенденций реформирования большое значение имели документы в сборнике «Международные нормативные акты ЮНЕСКО: конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации». Следующий, второй этап реформирования школьного обучения отечественной истории в Казахстане, в 1995-2000 гг., начавшийся после принятия новой Конституции 1995 г, нашел свое отражение в «Сборнике законодательных и нормативных актов по высшему образованию». Данный сборник содержит законы «Об образовании» и «О высшем образовании», Концепцию государственной политики в области образования, Базисный учебный план, Государственный стандарт 1998 г., и другие. После принятия новой редакции Закона РК «Об образовании» в 2007 г. процесс дальнейшего реформирования сферы образования еще больше активизировался.
Четвертый вид источников это статистические данные. Они позволили, например, определить степень изменения количества школ в разные годы, обеспечения их средствами обучения, обобщить и систематизировать уже накопленный опыт учителей Карагандинской области и других регионов Республики Казахстан по изучению отечественной истории. Провести сравнительный анализ динамики изменений в содержании исторического образования в советское время и в период независимости. Такими материалами стали данные статистических ежегодников и статистических сборников, например «Современный Казахстан: цифры и факты». Кроме того, были использованы Всесоюзная перепись 15.12.1927 г., Краткие итоги переписи населения Республики Казахстан 1999 г. Особое внимание руководителей школьной системы образования, ученых, преподавателей, учителей и широкой общественности к процессам, происходящим в области образования, отражено в большом количестве статей в периодических изданиях. Материалы периодической печати, привлекают внимание лишь к некоторым проблемам: в частности, использования новых технологий в обучении, повышения качества образования и учебной литературы.
Теоретико-методологическую основу исследования составила совокупность методов, применяемых в историческом исследовании. В их числе общенаучные методы: исторический, логический, методы индукции и дедукции, анализа и синтеза и т.п. К специальным методам, использованным при работе над диссертацией, относятся методы историко-сравнительного и историко-типологического анализа, хронологический метод. Теоретическую основу исследования составили работы представителей российской и отечественной исторической мысли, внесших вклад в развитие изучения исторической науки, деятельности общеобразовательных учреждений, их структуры и механизмов функционирования.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1985-2000 гг., время кардинального обновления школьного исторического образования в Казахстане.
Научная новизна работы. В казахстанской историографии до сих пор нет специальных обобщающих исследований, посвященных изучению развития школьного исторического образования в Казахстане в контексте мировых тенденций обучения истории. Не исследуется пока историческая культура казахстанского общества, процесс трансформации исторических знаний. В истории развития общеобразовательной школы Казахстана не выделены этапы проведения реформ, связанных с коренным изменением содержательного компонента предметного преподавания. Впервые в отечественной историографии предметом исследования стали учебно-методические материалы по истории, а именно: школьные программы и учебники, опубликованные в период 1991-2000 гг. Не достаточно проработаны вопросы национальной модели школы Казахстана, лишь в отдельных работах (Г.Н.Волкова, Г.М.Храпченкова, С.К.Калиева, С.А.Узакбаевой, К.Ж.Кожахметовой, К.Б.Жарыкбаева) ставится проблема народного воспитания. Между тем осуществление идеи национальной системы образования, сочетающей мировой уровень информатизации с традиционными культурными ценностями имеет большую перспективу. В Концепции общего среднего образования в Республике Казахстан (1994 г.), подготовленной видными учеными Р.Башаровым, А.Нысанбаевым, М.А.Кудайкуловым, К.Б.Жарыкбаевым и другими всё содержание образования вошло в учебный план, с учетом специфики национальной школы через шесть предметных блоков: языковой блок, математика, естествознание, обществоведение, искусство, физкультура и трудовое обучение.
Отмечая, что у казахского народа есть своя уникальная воспитательная система, передаваемая через устное народное творчество, национальные обычаи, традиции и культуру авторы справедливо считают, возрождение этой системы, ее дальнейшее развитие – основной задачей национальной модели школы Казахстана.
Сегодня в значительной степени актуализировались исследования по изучению опыта исторической педагогики. Исследователи глубже стараются проникнуть в сущность понятий «народное», «национальное».
Определение содержания образования на уровне предметных дисциплин дает возможность реализовать конкретные рекомендации по использованию традиционной системы воспитания казахов. Первая программа, которая была подготовлена еще в 1990 году – это факультативный курс « Обычаи и традиции казахского народа» (М.Ж.Смаилова, С.К.Калиев, М.О.Оразаев). Интересна в плане творческой деятельности учителей истории и авторская программа «Атамекен» (М.Курсабаев), рассчитанная на организацию внеклассной работы с 1 по 11 классы по 30 направлениям.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит во введении в научный оборот основных положений комплексного анализа школьного исторического образования и результатов исследований в области определения объема и содержания исторических знаний в соответствии с возрастом учащихся, дифференциацией и профильной направленностью.
Отдельные направления исследования: концептуальные подходы в историческом образовании, история гуманитарного образования в Казахстане, современные образовательные технологии в преподавании истории Казахстана, методика экспертной оценки качества учебной литературы и программ по отечественной истории, отбор содержания исторического образования для основной и профильной школы требуют дальнейшего изучения. Поэтому выводы и обобщения, сделанные в работе могут быть использованы при создании монографий по истории развития школьного исторического образования в Республике Казахстан и, в более широком контексте, по истории культуры Казахстана.
Кроме того, полученные в данной диссертации результаты могут быть использованы в учебном процессе в вузе при чтении таких обязательных дисциплин, как: «Историография истории Казахстана», «Методика преподавания истории», «История духовного наследия казахов», в научной разработке содержания исторического образования в различных типах средних учебных заведений. В использовании материалов для создания учебно-методических комплексов по истории Казахстана для профильных школ. Для чтения элективных курсов и проведения семинаров и мастер-классов в рамках подготовки и переподготовки учителей истории.
Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в 21 публикации, среди которых 1 учебно-методическое пособие, 1 методическое указание, 3 учебно-методических комплекса, 11 статей в материалах научных конференций, а также 5 статей опубликованы в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК. Отдельные положения исследования были изложены в докладах на научных конференциях республиканского и международного уровней.
Положения, выносимые на защиту:
– С середины 80-х годов ХХ века в Казахстане происходит процесс обновления содержания гуманитарного образования с учетом цивилизационного подхода, пришедшего на смену формационному. В 90-х годах ХХ века в условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров, казахстанская историческая наука сразу не могла предложить общеобразовательной школе новую методологию и Концепцию школьного исторического образования.
– Направлениями реформирования мировой образовательной системы в 1980-е гг. являлись: рост требований к уровню образованности, внимание к проблеме альтернативности исторического развития, роли демократии как механизма воздействия человека на общество. В 2000 г. направлениями реформирования стали: структура образования, воспитание и развитие личности, системы подготовки кадров педагогов, а также качество исторического образования, которые ярче всего проявляются в школьных реформах в Казахстане.
Специфика преподавания истории Казахстана в условиях полиэтнического общества
Подчеркивая значение толерантности, «Всеобщая декларация правчеловека» провозглашает, что именно образование «должно содействоватьвзаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расами ирелигиозными группами» (ст.26). Генеральная конференция ЮНЕСКО в 1995г. приняла специальную «Декларацию принципов толерантности», гдепризывает сделать все необходимое для утверждения идеаловтолерантности, «поскольку толерантность является не только важнейшимпринципом, но и необходимым условием мира и социально-экономическогоразвития всех народов». Специальный раздел этого основополагающегодокумента посвящен воспитанию (ст. 4). Прямо сказано, что «воспитание вдухе толерантности следует рассматривать в духе толерантности следуетрассматривать в качестве безотлагательного императива+ политика ипрограммы в области образования должны способствовать улучшениювзаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, какмежду отдельными людьми, так и между этническими, социальными,культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями». [1]
В этом отношении Казахстан и казахстанское общество в отраженииофициальной идеологии предстают как образец межэтнического имежконфессионального мира и согласия, причем, толерантностьпреподносится как имманентное свойство казахстанцев. Бесспорно,исторически сложилось так, что на территории Казахстана различныеэтносы в результате совместного проживания сумели достигнутьтерпимости, понимания и взаимоуважения по отношению друг к другу,преодолевая многочисленные сложности и трения.
Уже в архивных документах 80-90-х гг. XIX в. можно найти сведения большого морального значения о взаимопомощи и взаимовыручке вобыденной жизни соседствующих народов и, прежде всего, русских иказахов. Но наряду с этим описываются и случаи неприязни, вражды,взаимной конфронтации и даже кровавой резни. События ХХ в., в том числеи советского времени, в общем, отражают эту же тенденцию. В результатеанализ совокупности фактов приводит к выводу о том, что принципыдобрососедства и терпимости вырабатывались годами в ходе сложнойсоциальной практики различных этносов. Не вдаваясь в более глубокоеисследование проблемы, отметим некоторую автономность этого процессаот политики государства (имеется в виду и Российская империя, иСоветский Союз). Соединение прагматичного житейского опыта и идеологических постулатов государства в итоге сформировали вреспублике особый микроклимат дружбы и добрососедства. В советскоевремя Казахстан образно называли «лабораторией национальных отношений»,где в мире и согласии проживали 130 национальностей. Таким образом,история Казахстана содержит богатейший материал, который можноиспользовать для воспитания как толерантности вообще, так и этническойтолерантности в особенности.
Но совершенно ясно, что толерантность не является некойданностью социума, а должна взращиваться постоянно и неуклонно,особенно в условиях сложного переходного периода. В этом отношенииважно проанализировать роль школьных учебников истории Казахстана,которые как раз и должны передать молодежи опосредованный опытпредыдущих поколений.
Необходимо отметить, что в руководящих документах Министерстваобразования и науки РК подчеркнуто, что история как школьная учебнаядисциплина «составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческихкурсов», формирует «национальное самосознание, нравственно-этическиенормы, +служит мировоззренческой основой» для всех других предметов.Одной из целевых установок обучения истории обозначено формированиетолерантности как «уважение и понимание традиций и культуры другихнаций, коммуникабельность в межличностном отношении». [2]
Заметно, что различные аспекты этой проблемы действительно волнуют школьных преподавателей [3] и даже самих учеников. [4]
Образ России-колонизатора, похоже, полностью экстраполируетсяавторами и на Советский Союз. И уж Советский Союз предстает со страницучебника перед бедными пятиклашками в виде этакого монстра. Так, говоряо политике оседания казахского народа и коллективизации, авторы рисуютследующую картину: «Советское правительство конфисковало весь скотказахов, таким образом, намеренно подвергнув народ голоду, и допоследнего наблюдало, как гибнут люди. С помощью оно не торопилось.Советскому Союзу не нужен был казахский народ со своей землей и скотом,сюда хотели переселить другие народы и разбить здесь лагеря». (с. 153) Стоит ли говорить, что при чтении текста такого содержания наряду ссопереживанием трагедии своего народа возникает образ врага, что можетстать плодотворной почвой для различных фобий, в том числе иксенофобии.
Специально следует сказать о выделенном авторами третьем периоде.Сюда без разбора сведены самые разнородные проявления социальногопротеста советского периода. Это и крестьянские выступления периодаколлективизации, и события 1959 г. в Темиртау, и выступления 1979 г.в Целинограде против образования немецкой автономии. Надо отметить,что каждое из этих событий протекало в конкретной историческойобстановке, имело собственные причины, различалось по этническомусоставу, но по вольной трактовке авторов все они представлены какзвенья единой цепи, представляющую борьбу казахского народа. И, вконечном счете, «декабрьское восстание 1986 г. в Алматы завершилодлительный путь национально-освободительной борьбы казахского народа занезависимость». Таким образом, подчеркнуто, что «движения казахов засвою независимость происходили беспрерывно» (с. 74), все выступленияшли против колониального господства России и поставлены в один ряд с»борьбой индийского народа против английских колонизаторов, борьбойалжирского народа + против французского колониального господства,войной вьетнамского народа против американского колониализма».
Как положительный момент надо отметить, что в этом учебникепомещены разделы, специально посвященные полиэтничности современногоказахстанского общества. Здесь приведены цифры национального составанаселения республики, заявлено о необходимости культуры вмежнациональных отношениях, рассказано о Ассамблее народов Казахстана.(с. 156-161).
Особо следует сказать о хрестоматиях. Странное впечатление оставляет, вчастности, «Хрестоматия по истории Казахстана» для 10 классаестественно-математических общеобразовательных школ, выпущенная в 2006г. издательством «Мектеп». [12] Составитель С. Жолдасбаев включил виздание, прежде всего не документы, а отрывки из различных статей икниг современных авторов. Он поместил здесь и отрывок из собственногопроизведения, где заявляет, что в советское время «+история не былаисследована. Когда этому вопросу придали особое значение, историювосстанавливали заново». (с. 88) Зачем это понадобилось, становитсяясно, когда читаешь «хрестоматийные» истины, принадлежащие Т.Абдразакову. Он прямо утверждает, что «политика заселения русскихкрестьян разгромила земледелие казахов». (с. 130) Вопреки всемисторическим источникам заявлено, что «казахи Семипалатинска допереселения русских занимались земледелием, были обеспеченные семьи,занимавшие до 100-200 десятин, они нанимали рабочих». (с. 130) Когданачинаешь разбираться, оказывается, что речь идет о 1893 г., и, такимобразом, этот подъем казахского земледелия как раз таки связан спереселением русских крестьян. Но Т.Абдразаков идет дальше и заявляет:»абсолютно ложно утверждение, часто встречающееся в экономической иисторической литературе, что «вследствие переселения русских крестьянускорилось развитие производительных сил, казахи научились сеять,косить траву». (с. 130) Конечно, можно по-разному оценивать степеньвлияния переселенческого крестьянства на хозяйство казахов, но подобнаякатегоричность не подходит для учебной литературы. Кстати, надоотметить, что этнографами совершенно не оспаривается факт развитиясенокошения у казахов именно под влиянием русского крестьянства. [13]
В заключение хотелось бы привести результаты небольшого опросастудентов 1 курса, которым был предложен один вопрос: способствуют лишкольные учебники по истории Казахстана формированию толерантности?Практически все ответили в том смысле, что, по их мнению, текстыучебников не соответствуют этому требованию. Анализ анкет: из 18опрошенных 9 ответили категорически «нет», только 1 однозначно «да»,остальные 8 отнесли заслугу формирования толерантности исключительно засчет работы педагогов, но никак не учебника. Стоит привести один изответов: «учебники по истории Казахстана не воспитывают толерантность,а преподносят материал так, что все народы на протяжении многих летпытались завоевать Казахстан, а казахский народ был вынужденподчиняться. Все народы влияли плохо, а именно из-за России казахипотеряли свою культуру и традиции». Другой ответ: «я думаю, чтотолерантность воспитывает не учебник, а преподаватель».
Таким образом, несомненно, что в полиэтническом общественеобходимо развивать отношения терпимости, уважения,доброжелательности. Но приходится констатировать, что современныешкольные учебники по истории Казахстана не содержат достаточногоматериала для воспитания толерантности у учащихся и выполнение этойзадачи зависит от компетентности и желания педагога.
Волкова Т.П.
к.и.н., профессор,декан факультета Социальных наукКазахстанско-Немецкого университета
г. Алматы, Казахстан
Развитие школьного исторического образования Казахстана в контексте мировых тенденций обучения истории. гг (стр. 2 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Хронологические рамки диссертации охватывают период с гг., время кардинального обновления школьного исторического образования в Казахстане.
Отмечая, что у казахского народа есть своя уникальная воспитательная система, передаваемая через устное народное творчество, национальные обычаи, традиции и культуру авторы справедливо считают, возрождение этой системы, ее дальнейшее развитие – основной задачей национальной модели школы Казахстана.
Сегодня в значительной степени актуализировались исследования по изучению опыта исторической педагогики. Исследователи глубже стараются проникнуть в сущность понятий «народное», «национальное».
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит во введении в научный оборот основных положений комплексного анализа школьного исторического образования и результатов исследований в области определения объема и содержания исторических знаний в соответствии с возрастом учащихся, дифференциацией и профильной направленностью.
Кроме того, полученные в данной диссертации результаты могут быть использованы в учебном процессе в вузе при чтении таких обязательных дисциплин, как: «Историография истории Казахстана», «Методика преподавания истории», «История духовного наследия казахов», в научной разработке содержания исторического образования в различных типах средних учебных заведений. В использовании материалов для создания учебно-методических комплексов по истории Казахстана для профильных школ. Для чтения элективных курсов и проведения семинаров и мастер-классов в рамках подготовки и переподготовки учителей истории.
Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в 21 публикации, среди которых 1 учебно-методическое пособие, 1 методическое указание, 3 учебно-методических комплекса, 11 статей в материалах научных конференций, а также 5 статей опубликованы в научных журналах, рекомендованных ККСОН МОН РК. Отдельные положения исследования были изложены в докладах на научных конференциях республиканского и международного уровней.
Положения, выносимые на защиту :
– С середины 80-х годов ХХ века в Казахстане происходит процесс обновления содержания гуманитарного образования с учетом цивилизационного подхода, пришедшего на смену формационному. В 90-х годах ХХ века в условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров, казахстанская историческая наука сразу не могла предложить общеобразовательной школе новую методологию и Концепцию школьного исторического образования.
– Направлениями реформирования мировой образовательной системы в 1980-е гг. являлись: рост требований к уровню образованности, внимание к проблеме альтернативности исторического развития, роли демократии как механизма воздействия человека на общество. В 2000 г. направлениями реформирования стали: структура образования, воспитание и развитие личности, системы подготовки кадров педагогов, а также качество исторического образования, которые ярче всего проявляются в школьных реформах в Казахстане.
– Трансформация структуры школьного исторического образования в Казахстане осуществлялась на трех этапах школьных реформ: гг., гг., гг. Она осуществлялась от линейного принципа последовательного изучения школьных курсов истории (древний мир, средние века, новое и новейшее время) к концентрическому (изучение истории в каждом концентре более углубленно, чем прежде), от модели советской 11 летней школы к новой национальной модели (на основе советской средней школы) с постепенным переходом к 12-летнему обучению.
– В целях эффективности учебно-воспитательного процесса в школах Республики Казахстан на всех этапах реформ развиваются интеграционные процессы в историческом образовании, происходит адаптация образовательных технологий и современных подходов в преподавании отечественной истории с учетом деятельного и личностно-ориентированного обучения.
– Процесс реформирования школьного исторического образования в Казахстане характеризуется отставанием от общемировых тенденций, непоследовательностью и противоречивостью целей и практических шагов в области разработки программ, учебников и других средств обучения.
Структура диссертации состоит из нормативных ссылок, определений, сокращений и обозначений, введения, трех разделов, семи подразделов, заключения и списка использованных источников.
Во введении диссертационной работы отражены актуальность и новизна темы, обозначены объект и предмет, цель и задачи исследования, степень изученности проблемы, проанализирована источниковая база, определена теоретико-методологическая основа диссертации, научная новизна исследования, апробация работы и положения, выносимые на защиту.
В первом разделе – « Мировые тенденции реформирования систем образования и трансформация целей и задач исторического обучения в советской школе в гг. » анализируются социально-экономические условия изменения структуры школьного образования за рубежом, целей и задач исторического образования в практике советской школы.
Поэтому можно с уверенностью утверждать, что предпосылками реформирования зарубежных систем образования в конце ХХ века являются следующие факторы: 1) влияние научно-технической революции на все сферы общественной жизни; 2) изменения в квалификационном составе трудящихся; 3) превращение науки в производительную силу; 4) экономическое соревнование стран, которое стимулировало качество обучения; 5) усиление влияния США на культуру и образование европейских стран.
Все большую поддержку получают призывы к «образованию всю жизнь». Для активной работы в условиях научно-технического прогресса со сложнейшими механизмами, требуется 12-летний уровень организации общего образования. В РК для определения эффективности и качества образования (менеджмента качества) было введено единое национальное тестирование, текущее тестирование и дифференциация обучения. Содержание учебных программ по истории стало строиться по концентрическому принципу. Школам Казахстана была дана свобода в установлении критериев администрирования, выборе учителей, заимствовании лучших черт прогрессивных систем образования и создании комфортных условий обучения Постепенно в учебный процесс вводится гуманизация, духовность и сохранение национальных особенностей.
Несмотря на ориентацию программного содержания на «восточные ценности культуры» за основу реформирования школьного исторического образования в Казахстане взяты в основном западные образцы управления, содержания и оценки качества обучения.
Проведенный анализ ситуации, сложившейся в гг. при обучении истории, показал, что, из-за большого количества совпадений исторических фактов, события современного реформирования школьного исторического образования в Республике Казахстан практически повторяют реформы исторического образования в 30-е гг. ХХ в. Причем, все эти реформы проводились без должного теоретического обоснования и необходимого финансирования. Многие заимствованные зарубежные идеи реформы системы образования РК неузнаваемо трансформировались и не дали того результата, на который рассчитывали его авторы. Что же касается гуманизации и гуманитаризации исторического образования, то основы развития этих современных принципов были заложены как раз в середине 1980-х гг. ХХ в. педагогикой сотрудничества, но и до сегодняшнего дня остаются во многом не реализованными в программно-методических материалах по истории Казахстана.
С гг. школьная реформа получила мощное развитие благодаря тому, что произошла корректировка содержания образования, активизировался процесс гуманизации, были сделаны шаги на пути интеграции в международное образовательное пространство, а также начали осуществляться программы «Информатизация системы среднего образования» и «Новое поколение учебников». Направлениями реформирования мировой образовательной системы являются: структура образования в основной и средней школах, воспитание и развитие личности в условиях демократизации, гуманитаризации и гуманизации общества. Подготовка кадров педагогов, владеющих современными технологиями обучения, а также качество исторического образования.
Концентрический принцип построения программ по истории Казахстана в 2000 г. способствовал реализации мирового опыта обучения истории и интеграции в мировое образовательное пространство. Мировые тенденции свидетельствуют о трехступенчатом концентрическом построении программ по истории. Но поскольку в Казахстане исключался подготовительный курс в 5 классе и сразу начинался систематический курс истории, то общеобразовательная школа предполагала только две ступени. Учитывая, что процесс реформирования исторического образования в Казахстане характеризуется непоследовательностью и противоречивостью целей и практических шагов, мы считаем важным сделать следующие рекомендации по улучшению качества исторического образования:
1) Необходимо на государственном уровне сделать фотокомпозиции, фильмы, мультфильмы применительно к определенным темам по истории Казахстана. 2) Необходимо по всем курсам отечественной истории подготовить методические пособия с разработками уроков, вариантами исторических диктантов, тестовых заданий и др. 3) В современных учебниках должны измениться требования к вопросам и заданиям с учетом дифференцированного подхода к обучению. 4) Учитель должен искать новые подходы к изучению прошлого с помощью инновационных способов обучения, новых технологий. 5) Организовать проект для художников Казахстана по созданию серий учебных картин .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»// Индустриальная Караганда. – 2005. 22 февраля.
8 Текущий Архив Карагандинского областного Института повышения квалификации работников образования (Отдел кадров); Текущий Архив Карагандинского областного департамента образования за гг.
10 Концепция образования Республики Казахстан до 2015года//Учитель Казахстана.- 2004. 15 января.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ