станица вешенская история названия

История станицы Вёшенской

Михаил Александрович Шолохов жил в станице Вёшенской с 1926 по 1984 гг.

Станица расположена на левом берегу реки Дон. В настоящее время она является административным центром Шолоховского района Ростовской области и Вёшенского поселения. Здесь находится центр Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова и ряд его объектов.

Есть предположение, что Вёшенская основана в середине ХVIв. вольными казаками Сары Азмана, а позднее их лагерь был использован русскими пограничными отрядами для своего поселения. Впервые городок Вёшки упоминается в 1571 г., когда царь Иван Грозный подписал «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе», в котором «упомянут “голова в поле”, который должен быть послан из города Шацка и “стояти” в Вежках, выше Медведицы и Хопра”». Со временем пограничное урочище Вежки стало городком Вёшки.

Как свидетельствуют Донские Епархиальные ведомости, в 1740 г. из-за наводнений городок был перенесен из поймы на высокую террасу над Доном, где соединился со станицей Решетовской и получил статус станицы.

При переселении городка на новое место была перенесена и деревянная церковь Архистратига Михаила, затем началось строительство каменной церкви с колокольней и приделом Иоанна Богослова. Придел был освящен 26 ноября 1780 г., а главный престол – 28 декабря 1786 г.

В старину все хозяйственные и гражданские дела казаков станицы Вёшенской решались на сходах, которые являлись высшей властью. Каждому казаку предоставлялось право выступать по вынесенному на обсуждение вопросу или вносить предложения. Решение принималось простым голосованием.

Первым станичным атаманом был Иван Федорович Щепоткин. В исповедальной рукописи Вёшенской церкви за 1745 г. упомянуты фамилии казаков, живших в станице: Аверкин, Дударев, Зыков, Колундаев, Каледин, Солдатов, Лиховидов, Болгаров, Попов.

В 1782 г. Вёшенская почти полностью сгорела в огне пожара, затем отстроилась заново.

В XVIII в. у Дона находились правление и склад «Мануфактурной компании Зингер», которая занималась торговлей швейными машинами, косилками и сельхозинвентарем, а также ссыпки зерна известных купцов Парамоновых. Шла торговля промышленными и продовольственными товарами в лавках купцов Хренниковых, Моховых, Коневых, Сергичевых. В первой половине XIХ в. в Вёшенской поселился, обзавелся семьей и занялся торговым делом дед Шолохова Михаил Михайлович Шолохов.

В первой половине XIX в. станица Вёшенская принадлежала Усть-Медведицкому округу Области Войска Донского и была центром Вёшенского юрта, в конце XIX в. Вёшенский юрт отошел к Донецкому округу.

В 1918 г. Область Войска Донского переименована в Область Всевеликого Войска Донского, образован новый округ – Верхне-Донской, с центром в Вёшенской.

В 1923 г. Верхне-Донской округ ликвидирован, Вёшенская стала центром волости и была отнесена к Донецкому округу. В 1924 г. волость ликвидирована и образован Вёшенский район с центром в Вёшенской. В 1984 г. Вёшенский район был переименован в Шолоховский.

Во время Гражданской войны Вёшенская была местом ожесточённых боев. 23 апреля 1918 г. в Верхне-Донском округе была установлена Советская власть (ГАРО, ф. Р-3440, оп. 1, д. 3, л. 140). В ночь с 10 на 11 марта 1919 г. казаки подняли восстание против «большевиков и расстрелов», ставшее ответом на политику расказачивания, проводимую ЦК РКП(б). Центром восстания, охватившего весь округ, стала Вёшенская. Событиям Верхнедонского (Вёшенского) восстания посвящена 3-я книга «Тихого Дона» М.А. Шолохова.

М.А. Шолохов был инициатором создания народного казачьего хора и театра казачьей молодёжи, при его поддержке построены санаторий «Вёшенский», Дворец культуры, аэропорт, дорога с асфальтовым покрытием до города Миллерово, начато строительство моста через реку Дон, завершившееся после его смерти.

Уже в 1930-е гг. станица Вёшенская стала местом паломничества почитателей творчества Шолохова. Здесь бывали многие известные люди – советские и зарубежные писатели, актеры, политики, общественные деятели.

Ежегодно в мае в Вёшенской проходит Всероссийский литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна», посвященный дню рождения писателя, на который собираются тысячи поклонников его творчества.

Публикацию подготовила
Ольга Бахтиярова

Источник

1) Существующая этимология имени и история станицы

“На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вёшенская, старейшая из верховых донских станиц, перенесенная с места разоренной при Петре I Чигонацкой станицы, переименованной в Вёшенскую.” (Из романа “Тихий Дон”)».

Другой полезной информации о станице по теме обнаружить не удалось.

Современное топографическое положение станицы Вешенской немного отличается от расположения указанного на карте Шуберта 1870 г., и совпадает с Генеральной картой Земли Войска Донского из атласа Теврюнникова 1797 года. Река – живой организм и в различных климатических условиях (дождливый-сухой климатический период) меняет своё положение на местности, что видно и отражено на картах разного времени.

а) Современное топографическое положение:

Станица Вешенская расположена на вершине крутой петли образуемой руслом реки Дон (поворот под 90 град.). На топографической карте M-37-96. Вешенская, 1986 года, показан к югу от окраин станицы залив Мигулянка, судоходен, длина 4, 45 км, возможно, ранее здесь была протока. Залив вместе с рекой Дон образует ОСТРЫЙ МЫС, выходящий почти к центру села (середина реки), и сообщается через небольшую речку с озером Островное.

б) На карте Шуберта 1870 года на этом же месте от окраин станицы представлен заливной луг, далее несколько озер, небольшая речка по краю крупного болота (ерик – узкая протока), а русло реки показано углом, поворот под 90 град.; залив Мигулянка не фиксируется. См. http://www.etomesto.ru/shubert-map/23-20/?oldmap=740.

в) На Генеральной карте Земли Войска Донского из атласа Теврюнникова 1797 года, на этом же месте отмечен залив реки Дон (карту см. по указанной выше ссылке в перечне дополнительных карт).

г) Большая карта Российской империи 1812 г. для Наполеона (см. перечень карт по ссылке)

На этой карте показан залив, из него вытекает малая река, впадающая двумя руслами в Дон, территория представляет остров.

д) На немецкой военной карте 1941 г. залив не фиксируется (см. перечень).

е) На американской карте 1950 г. – залив фиксируется (см. перечень карт).

Вполне возможно, что в некоторые засушливые периоды залив Мигулянка пересыхал, что отражено на карте Шуберта, на юге России в 50 г. XIX века отмечены засухи; вероятна и небрежная работа топографов.

3) Обобщение и выводы

* Из представленных выше данных ясно, что станица Вешенская была основана в 1740 году переселенцами из других казачьих станиц, в поселении был храм.

* У нас выявляются два варианта выдающегося ориентира: 1. Вешенская находится на вершине петли (форма угол) образованной руслом реки Дон (зубец); 2. Согласно картам фиксируется ОСТРЫЙ МЫС (зубец), отделяющий залив от основного русла реки, он выходит к середине станицы (реки), важный ориентир для судоводителей, т.к. судно может быть ошибочно направленно в залив.

Целесообразно рассмотреть топоним в связи с сакральным языком иудеохристианства – ивритом. Новые поселения всегда освящали (вводили местность в культ Бога), дача имени, важнейший элемент освящения; тем более что практически все исследователи не связывают топонимику с сакральным языком. Основная масса топонимов не имеют смысла в национальных языках, существуют в единственном числе, что указывает на ОСОБЫЙ ЯЗЫК ИМЕНИ, применявшейся церковью в обрядах освящения.

4) Терминология иврита

Приведем топоним Вешенская в форму близкую к терминологии иврита и выделим корень этого слова – ВЕ+ШЕН+СК+АЯ; у нас моментально «выплывает» термин иврита ШЕН, соответствующий топографии станицы.

* ВЕ + ШЕН + СК + АЯ = иврит ВЕ + предлог: в, внутри, отвечает на вопрос – где? + ШЕН зуб, зубец, острый выступ; ШУНИТ утес, мыс (однокорневое слово) + САК мешок (залив – мешок для судов, один выход).

б) Библейский образ

Иов 39:28: «Он живет на скале и ночует на зубце (ШЕН) утесов и на местах неприступных».

Таким образом, соединив данные топографии станицы Вешенской и библейский лексикон, мы обнаруживаем, что они «странным» образом они совпадают с именем поселения (топонимом), дают значения, основанные на здравом смысле, их можно осмыслить и связать с местностью. Скорее всего, топоним обозначал наличие залива образованного береговой линией реки Дон, для ориентирования судоводителей – залив (мешок, тупик) у острого мыса.

Источник

Станица Вёшенская

От городка Вешки, упоминаемого в исторических документах впервые в 1672 году (хотя по преданиям, ничем пока не доказанным, он основался в 1640 г.) никаких материальных следов не осталось. Согласно имеющимся литературным источникам, городок был на левой стороне в пойме между озером Россоховым и Доном. Напротив городка на правом берегу находились базы для скота и, пожалуй, убежище для людей при больших половодьях. Весенние разливы водоемов мешали нормальной жизни старого городка. Вполне возможно, что в годы высоких паводков, наводнения производили особенно значительные разрушения.

Как свидетельствуют Донские Епархиальные ведомости в связи с этим в 1740 году жители городка Вешка переселяются на новые места, где уже была ст. Решетовская, образованная жителями городка Чиганаки. Этот городок был сожжен дотла, т.к. во время царствования Петра его жители разграбили и затопили баржи с царским добром. Внимание заслуживает и утверждение историков о том, что Вешенская образовалась в результате переселения казаков Чигонакской станицы, разоренной карателями в петровские времена, когда уничтожались все казацкие городки, причастные к Булавинскому восстанию.

Известны также некоторые фамилии, живших в станице в первой половине 18 века. В исповедальной рукописи Вешенской церкви за 1745 год упомянуты Аверкин, Дударев, Зыков, Колундаев, Каледин, Солдатов, Лиховидов, Болгаров, Попов.

Все хозяйственные и гражданские дела казаков решались на сходах, которые являлись высшей властью. Каждому казаку предоставлялось право выступать по вынесенному на обсуждение вопросу или вносить предложения. Решение принималось простым голосованием. Большое место на сходах занимали хозяйственные дела, связанные с наделом земли, луговых угодий, с заготовкой леса и благоустройством станицы. Помимо двух выборных хуторских атаманов на каждые пять лет, на юртовом съезде казаков в Вешенской выбирался станичный атаман в станичный круг из числа пожилых и почетных казаков.

Долгое время станица делилась на две части Решетовку (верхнюю), Вешки (нижнюю). Это выражалось прежде всего в том, что верховые и низовые казаки выбирали своих атаманов. Известно также, что между верховыми и низовыми казаками существовали неприязненные отношения, что приводило не раз к кулачным боям. Постепенно станица разрасталась, и ее новые районы получали неофициальные названия, такие как Кавказ, Пекин, Щуры. Это происходило, видимо, потому, что там селились обособленно, не особенно придерживаясь прямолинейности улиц и переулков.

В станице не было ни одного хозяйственного предприятия. Торговые дела осуществляли продовольственные и промтоварные лавки (магазины) принадлежащие купцам: Хренниковым, Моховым, Коневым, Сергичевым. Имя купца Парамонова было известно не только на Дону. Во всех донских станицах, в том числе Еланской, Вешенской, Казанской, имелись «парамоновские ссыпки» зерна. В станице Вешенской они располагались на берегу Дона против магазина «Детские товары». На берегу Дона против Архангельского собора находилось правление и склад иностранного агентства «Зингер», которое занималось торговлей швейных машин, косилок и других изделий. После спада полой воды через реку Дон (против Мостового переулка) сооружали бревенчатый мост на дубовых сваях, по которому осуществлялось сообщение вплоть до прочного ледостава. В весеннее время от Вешек до Базков единственным видом переправы через Дон был паром, состоящий из нескольких спаренных лодок, управляемых веслами.

Состояние просвещения в ст. Вешенской в 19 веке могут характеризовать общие данные Донской области. Из 1424 тысячи населения в 1889 году учащихся всех видов школ и учебных заведений было 22370. На четыре учащихся мальчика приходилась одна девочка. В 1915 году в Вешенской открыта женская гимназия на весь Верхний Дон в двухклассном каменном здании, построенном в 1913 году. В 1917 году вешенское общество содействия образованию открыло в ст. Вешенской две гимназии: восьмиклассную в составе двух первых классов при 82 и четырехклассную в составе двух первых классов при 29 учащихся.

Путешествуя по Дону, можно увидеть пейзажи, знакомые нам по шолоховским книгам. Вот из «Тихого Дона»: «Против станицы выгибается Дон кабаржиной татарского сагайдака, будто заворачивает вправо, и возле хутора Базки вновь величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающиеся голубизной воды мимо меловых отрогов правобережных гор, мимо сплошных с правой стороны хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря. » Узнаете в этом описании картину, открывшуюся перед вами? На весь мир М.А. Шолохов прославил красоту донской природы, он горячо любил ее. Но любовь писателя к донскому краю была не созерцательной и безучастной.

Творчество писателя высоко оценила Родина. Он был удостоензвания дважды Героя Социалистического Труда. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года, тест которого отлит на памятнике говорится: «За выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, и в связи с 75-летием со дня рождения наградить Героя Социалистического Труда товарища Шолохова М.А. орденом Ленина и второй Золотой медалью «Серп и молот». В ознаменование трудовых заслуг соорудить бронзовый бюст на родине Героя». Получая награду Михаил Александрович сказал: ‘Тассчитываю, что мои книги еще послужат народу, а за это время вырастут молодые таланты».

Бронзовый бюст Шолохова (скульптор А. Новиков и архитектор В. Климов) был установлен 23 мая 1981 года на берегу реки Дон. В восточной части станичной площади в настоящее время проходит празднование всех знаменательных событий и дат. Ранее это была базарная площадь.

Начиная с 1949 года и до конца своих дней Михаил Александрович жил в доме, который мы видим. Однако первый дом на этой усадьбе был построен еще в 1936 году. Дом был с мезонином, стоял ближе к улице. На балконе этого дома; смотрящим на Дон Шолохов заснят на одной из наиболее часто публикуемых фотографий. В этом доме Шолохов напряженно работал над завершением последней 4-й книги «Тихого Дона», подводя итоги 14-летнему труду своей жизни, продолжал работать над 2-й книгой «Поднятой целины». В июле 1942 года во время бомбежки ст. Вешенской погибла мать писателя Анастасия Даниловна. Станица Вешенская не была занята фашистами, но здесь проходил передний край обороны. Дом Шолоховых использовался, как наблюдательный пункту. одним из батальонов 197 стрелковой дивизии и, находясь под постоянным обстрелом, был разрушен. Архив писателя и его библиотека были частично вывезены, ко судьба их до сих пор неизвестна. После возвращения в станицу Шолоховы построили 2-х этажный новый дом.

Уже в новом доме Шолохов заново пишет вторую книгу «Поднятой целины», восстанавливая утраченное в военные годы. Одновременно продолжает работу над романом «Они сражались за Родину» и пишет рассказ «Судьба человека». 21 февраля 1984 года Шолохова не стало.

Его похоронили, как и завещал писатель, на усадьбе, над Доном.

Источник

Из истории станицы Вёшинской

станица вешенская история названия. Смотреть фото станица вешенская история названия. Смотреть картинку станица вешенская история названия. Картинка про станица вешенская история названия. Фото станица вешенская история названия

Когда городок Вешки был основан

О времени основания станицы Вешенской имеются противоречивые сведения. Документы Войска Донского почти все сгорели в суровом 1643 году, когда казаки сдали Азов. Оставшийся архив был уничтожен спустя столетие при огромном пожаре в Старочеркасске. Однако уже в петровскую эпоху казаки говорили, что городок Вешки был построен столь давно, что уже старики и не помнят о времени его построения, ибо «тому памятухов нет». В начале XVIII века они сообщали стольнику Максиму Кологривому следующее: «Сколь давно построены, того они, казаки, не упомнять…».

Дошедшие до нас литературные сведения свидетельствуют о следующем.

Как указывает В.Н. Королев в своей книге «Старые Вешки. Повествование о казаках», первое упоминание о Вешках уходит в 1571 год, когда царь Иван Грозный отдал приказ князю Михаилу Ивановичу Воротынскому «ведати… всякие свои государевы полские службы», а так же повелел новому начальнику русской пограничной стражи собрать в Москву «станичных голов», «вожей» и «сторожей». Их совещание оставило нам «приговор» от 21 февраля 1571 года, в котором указана структура пограничной службы на Руси, упомянувший и «голову в поле», который должен был посылаться из города Шацка и «стояти в Вежках», выше Медведиы и Хопра».

В 1633 году в Амстердаме была впервые опубликована карта России, составленная на основе материалов Московского посольского приказа бывшим голландским резидентом Исааком Массой. На карте им был отмечен и городок Вешки. Исторические документы свидетельствуют, что московское посольство сделало предписание в 1592 году нижнедонским казакам проводить посла Григория Нащокина «от Азова до Рязского городка меж себя городок от городка». Следовательно, Вешенская уходит своими корнями в конец XVI века.

Известный донской историк Б.В. Лунин в своей книге «Очерки истории Подонья-Приазовья» также придерживался этого мнения. В его работе читаем: «К концу 16 века уже существовали… городки Вешки, Кременные, Голубые…»

В справочнике «Донские памятники», изданном в 1964 году, авторы В.И.Андрианов и А.Г.Терещенко указывают, что Вешенская была основана ранее 1633 года, ибо упоминание о Вешенском городке они обнаружили в документах до 1614 года.

В 1959 году известный советский историк А.А.Зимин опубликовал новый источник, относящийся к 1620-началу 1630-х годов – «Росписи казачьих городков», в котором уже упоминается о Вешках.

Местный краевед Тихон Антонович Зеленков утверждал, что Вешенская на 70 лет старше станицы Еланской, а та была основана в 1702 году. Следовательно, годом рождения Вешек следует считать 1632 год.

Известный донской военный и общественный деятель XIX века генерал-лейтенант Адам Петрович Чеботарев посетил Вешенскую в 1851 году и отмечал, что она, как и Мигулинская, Усть-Хоперская и Усть-Медведицкая станицы, существовала уже в XVII столетии и упоминается «в путевой записке боярина Шеина, плывшего мимо их в 1695 году с войсками своими к Азову».

Краевед И.М.Суслин в «Донских Епархиальных Ведомостях» № 13 за 1894 год писал: «По преданию, станица Вешенская основана в 1640 году…, во всяком случае в 1672 году городок «Вешки» уже существовал».

Так в 1672 году донской атаман (1681-1682) Фрол Минаев, в то время – станичный, дал показания в посольском приказе («Показания в посольском приказе 7 дня 1672 года»), что по Дону 48 городков, в том числе «Мигулин, Тишанский, Вешки, Усть-Хопра». (П. Лосев. У истоков станицы. Г. «Советский Дон»)

Существует много мнений о дате основания станицы Вешенской. Все они основываются на тех или иных документах. Однако, ясно одно, отмечал действительный член географического общества Академии наук СССР П. Лосев в своей статье «Городок Вешки», напечатанной в газете «Советский Дон» от 17 апреля 1976 года, что «Вешки уже существовали в XVII веке и были основаны казаками где-то на грани XVI-XVII веков, а может быть, и значительно раньше. Однако установить точную хронологическую дату основания городка Вешки и верхнедонских городков пока невозможно».

В 1740 году из-за разорения от наводнений старый городок Вешки был перенесен на левый берег Дона и озера Садовое, где соединился со станицей Решетовской, которая была основана в 1708-1709 гг. Так в 1740 году городок Вешки получил статус станицы.

Вокруг официальной даты исторического основания для отсчета возраста станицы Вешенской споры идут до сих пор. Одни называют 1672 год, другие – 1640 г.

Будем надеяться, что со временем архивные документы установят уж если не точную дату, то близкую к историческим событиям основания городка Вешки, и тогда наша станица обретет свой настоящий возраст. Сегодня же мы можем с уверенностью сказать, что Вешенская «старше» установленной официальной даты 1640 года на 69 лет. Таким образом, в 2002 году нашей станице, по меньшей мере, 431 год.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Историк В.Н.Королев в своей книге «Старые Вешки. Повествование о казаках» пишет следующее: «Кто мог основать Вешки? В XVI веке здесь разъезжали азовские, белгородские, ногайские и путивальские казаки. Мы уже видили, что в 1570-х годах в Вешках стояли щацкие, ряжские и алатырские казаки. Состав этих отрядов был пестрый – вместе в русскими тут были и татары, и мордва, и чуваши, и представители других народов. …В Вешенский пограничный отряд входили темниковские и кадомские татары и мордва. В принципе не исключено, что какие-то люди из отряда могли осесть в Вешках и не вернуться домой. Поскольку лагерь пограничников был здесь постоянным, вероятно, возникли какие-то жилища – землянки, полуземлянки, шалаши. К лагерю могли присоединиться отдельные представители местного бродячего люда».

Историки В.А.Бунак и Н.Л.Янчевский в первой четверти XX века также полагали, что стоянка русского пограничного отряда, находившаяся «примерно там, где станица Вешенская», потом превратилась в казачий городок. Пограничники затем ушли, а городок остался. Так урочище Вешки превратилось в городок Вешки.

Однако историки не исключают и другого варианта: до прихода пограничников здесь уже жили отдельные группы местного населения. Так В.Н.Королев пишет в своей книге: «Нетронутые богатства Верхнего Дона издавна манили к себе русских людей, и уже в XIV-XV веках смелые рязанские промысловики начали на время выходить в «Поле» за добычей и, возможно, на рубеже XV-XVI столетий, а в первой четверти XVI века уже определенно проникли по Дону ниже устья Воронежа. Это была тогда для русских далекая заграница».

Дошел до нас и такой исторический документ, датируемый 1546 годом: «Ныне казаков на Поле много: и черкесов, и кыян, и твоих государевых; вышли, государь, на Поле изо всех украин».

Есть предположение, что Вешки были основаны и вольными казаками Сары Азмана. Их лагерь и был использован русскими пограничными отрядами для своего поселения. Не зря же ногайский князь Юсуф жаловался царю, что казаки атамана Сары Азмана разбойничают и построили «в трех и в четырех местах городы».

Почему городок был так назван?

Имеется несколько гипотез о происхождении названия Вешенского городка.

Дореволюционный донской историк А.Н.Пивоваров считал, что городок вначале именовался Векши, а потом уже Вешки. Объяснял это он следующим. В русских говорах того времени «векшей» звали лесного зверька, белку, сороку. так же именовались и межозерные протоки и стоки из озер. Слово это финно-угорское и принесено на Дон мордвой: «векса», «веска», «виска».

Данной гипотезы придерживаются и краеведы П.Лосев и А.Грибанов. писатель А.М.Суичмезов также разделяет это мнение и дополняет, что название станицы происходит «от тех вешек, что стояли в стародавние времена здесь на большой дороге, у переправы через Дон». Название это, — писал он, — по преданию, пошло от вех (вешек) – указателей пути с севера на юг страны».

Краевед А.П.Зимин изложил такую точку зрения: «Свое название станица получила от того, что была создана на государственной границе, которая была провешана «вешками», наземными сооружениями из бревен с укрепленными вверху снопами или хворостяной охапкой, которая в минуту опасности набега неприятеля поджигалась и могла подать сигнал огнем и дымом о происшествии».

В.Н.Королев придерживается иной гипотезы. Частое написание в документах XVI века слова «Вежки» он связывает с названием городка Вешки и считает, что произошло оно от слова «вежа (вежка)». «Вежами» в старину называли хазарские, половецкие и татарские поселения и кочевья. К такому выводу приходит и филолог В.А.Магин в статье о донских топонимических названиях, напечатанной в «Ученых записках» Таганрогского пединститута в 1967 году. В то же время А.А.Шенников писал, что слово «вежа» могло произойти и от слова «вязать» и обозначало в древности пучок, связку могло слово «вежа» обозначать и простейший конический шалаш. В.Н.Королев отмечает: «В частности, в домонгольское время восточные славяне называли вежами полукочевничьи войлочные жилища, впоследствии известные в русском языке под терминами «кибитка» или «юрта»… У В.И.Даля зафиксировано множество значений слова «вежа», среди них – намет, шатер, палатка, кочевой шалаш. Вполне возможно, что в районе Вешек четыреста с лишним лет назад стояли шалаши и сторожки – «вежи» — первых жителей».

Где был расположен городок Вёшки?

Краевед И.М.Суслин опубликовал в «Донских Епархиальных Ведомостях» за 1894 год в № 13 следующее: «Вешенская станица, по местному выражению – «Вешки», поселена на левом берегу Дона и озера Содового, в 75 верстах от Окружной станицы. Прежде она находилась тоже на левой стороне Дона, в лугу между озером Разсоховым и р. Доном, против хутора Базки, который находился на правом берегу р.Дона и служил старому городку базами во время весеннего половодья.

В 1740 году станица Вешенская соединилась с Решетовскою и перешла из старого городка на настоящее место; причина переселения ее было разорение от наводнений».

Краевед П.Лосев в статье «Городок Вешки», напечатанной в газете «Советский Дон» к 300-летию станицы Вешенской (если считать за дату основания 1672 год), отмечал: «Согласно имеющимся литературным источникам, городок был на левой стороне в пойме между озером Рассоховым и Доном. Напротив городка на правом берегу находились базы для скота и, пожалуй, убежище для людей при больших половодьях.»

Из источников известно, что все ранние казачьи городки располагались в неудобных для поселения местах, часто на территории затопляемой полой водой. Так было удобнее защищаться от врагов. В его окрестностях в те времена стояли вековые, дремучие леса, в которых можно было укрыться в момент опасности. В Дону было много рыбы, а в лесу – зверя.

XVII век в истории станицы Вешенской

Многие историки дали обобщенное описание казачьих городков XVII столетия. Вот как описывает их вешенец Н.И. Краснов:

«Городки были обведены кругом стеною из двойного плетня, или палисадника, набитого внутри землею. Самые жилища вначале состояли из землянок, но впоследствии казаки стали строить деревянные дома. Казачьи городки были малолюдны, потому что казаки, любя военные тревоги, скучали жить дома и беспрерывно уходили искать опасностей и добычи в земле неприятельской. Верховые казаки большею частию бродили по Волге т в татарских улусах…» (В.Н.Королев. «Старые Вешки. Повествование о казаках».)

В книге В.Н.Королева «Старые Вешки. Повествование о казаках» читаем:

П.Лосев в своей статье «Городок Вешки» так описывает казачье поселение:

«Итак, одна из станиц в начале 70-х годов XVII века выбрала себе место на островке между Доном и озером и стала строить укрепленный военный городок Вешки. В центре городка ставилась одна – становая – изба или станичная изба для односумств на 80-150 человек

Станичная изба имела и второе название – курень.

Избранный в станичной избе – курене старший назывался куренным атаманом. Самая большая комната куреня – спальная, где было от 80 до 150 лежачих мест на нарах. Вторым, меньшим, помещением куреня была кухня с обслуживающим персоналом. На территории городка находились, помимо куреней, склад для продовольствия и пороховой погреб. Семейные жилища располагались вне городка. Сначала это были главным образом землянки. Семейные жилища теснились вплотную друг к другу – без дворов и хозяйственных построек.

Городок обносился круговым рвом и двойной линией плетня, над ними снаружи – колючие кустарники…

Для решения своих вопросов казаки собирались на майдане городка или в избе, располагаясь кругом, а говорящий стоял посредине. Эти собрания назывались «кругом»…»

И.В. Тимощенков, описывая жизнь соседней станицы Казанской, отмечал, что на станичном кругу решались все вопросы жизни городка и его обитателей. Здесь же на год избирался атаман городка и его помощник – есаул им вручали как символ власти насеки.

«Насеками они назывались сначала потому, говорит предание, что атаман и есаул, будучи безграмотны, насекали на них кресты и другие знаки для меры, приметы для счета чего-либо общественного».

Потом уже насеки делали для красоты.

Рассказывая о занятиях казаков городка Вешки, П.Лосев писал:

Жены у казаков городка, как и сами они, были не только русские, но больше добываемые в боях татарки, турчанки, персианки, черкешенки и других национальностей. Венчались и разводились очень просто: казак выходил с женщиной на майдан, брал ее за полу и объявлял, что она его жена. При разводе муж на майдане же передавал бывшую жену из полы в полу другому казаку. Круг утверждал и брак и развод…»

На майдане же круг и судил. За преступления: измену, трусость, убийство и воровство наказывали строго – «В куль, да в воду».

До сего дня дошло мало документов, датируемых XVII веком, но и из тех, что сохранились, можно судить, какая была тревожная обстановка на Верхнем Дону. Не раз вешенские казаки вступали в бой, защищая свои курени, отстаивая свой городок. Приходилось им участвовать и во всех крупных походах Войска Донского.

Как отмечал В.Н.Королев, можно не сомневаться в том, что «казаки Вешенского городка участвовали и в известном взятии Азова в 1637 году, и в прославившемся на всю Европу и Азию героическом Азовском осадном сидении 1641 года, и во всех сухопутных и даже морских походах казаков на турецкие и крымские города Причерноморья. В 1638 году Войско постановило всем казакам собраться для защиты Азова. Известно, что верховые казаки для исполнения этого приказа намеривались съезжаться по два-три городка в один и что верхнедонцы участвовали в сидении 1641 года».

Исторические документы донесли до нас сведения и об участии части Вешенских казаков в восстании Степана Разина.

Видел городок и проплывающие мимо струги Петра 1, спешащие из Воронежа к Азову.

XVIII век в истории станицы Вешенской

Новый век для вешенцев начался с трагических событий. Участие их в восстании Булавина не прошло для городка безнаказанно. Вместе с соседними городками, к которым относились также Решетов и Елань, Вешки были сожжены, а население его наказано: «воров» хватали, «всех сажали в воду, а других казнили». Так князь Долгорукий доносил царю о расправе над казаками. Позже князь напишет:

«И городы, которыя бунтовали против его величества, по Айдару многия выжжены и по другим рекам выжжены также, об чем заподлинна писать не упомню, сколько числом людей и городов».

«Трагическая судьба постигла городок Вешки во время восстания Булавина: он был разорен вместе с другими верховыми городками князем Долгоруковым по приказу Петра I, теснившего казаков вниз – до устья Чира. Впоследствии часть казаков, оставшихся в живых, возвратилась на свои пепелища. Вообще после восстания Булавина (1707-1709 г.г.) население Дона сократилось наполовину».

Когда Приазовье и Крым были окончательно присоединены к России и опасность набегов со стороны ногайцев, крымцев и азовцев миновала, вешенским казакам «уже не было необходимости жить в неудобных, часто затопляемых половодьем городках». Верхнедонцы стали селиться на высоких берегах Дона и основывать крупные населенные пункты – станицы. В 1740 году городок Вешки перешел на высокий левый берег Дона, где находится сейчас станица Вешенская.

От того, что строилась станица по плану, а место было выбрано открытое на песчаной почве, не пригодной для земледелия, можно судить, что вешенцы не сами выбирали это место, а сделано это было по указу сверху. Вскоре в состав станицы вошли и казаки близлежащих сожженных городков.

П.Лосев в краеведческих записках «Станица Вешенская» подтверждал это предположение следующими фактами:

«О том, что это переселение не дикое казацкое, а с участием царского перста, говорит такой основательный факт, как планировка, соответствующая планировке Петербурга (Ленинграда): размеры улиц, переулков и кварталов в точности повторяют Петровскую столицу. Эти измерения и сравнения произведены нашим станичником А.П.Грибановым. и в самом деле, взгляните с любой точки улицы или переулка и вы увидите их идеальную прямолинейность».

В XVIII веке, как и в предыдущем, донцы против царской власти «худые мысли имели». Выразилось это в участии казаков в восстании Пугачева. Однако, вешенцы были не столь активны в выступлениях.

О том, как выглядела станица в XVIII веке, можно судить по записям И.Сулина за 1894 год:

«До 1775 года в станице была деревянная, во имя Архистратига Михаила, церковь, перенесенная в 1740 году из старого городка; в том же году вместо нее начали строить каменную, с такою же колокольнею и оградою, в тоже наименование, с приделом св. ап. Иоанна Богослова… Придел освящен был 26 ноября 1780 года, а главный престол 28 декабря 1786 года. Утварью церковь была богата…»

Согласно данным архитектора А.П.Зимина, церковь сооружалась по «образцовому проекту», в основу которого был положен византийский стиль с элементами классицизмав. Роспись внутри церкви выполнялась суздальскими и ростовскими мастерами.

Далее И.Сулин указывает, что станица подвергалась не один раз пожарам: «так, в последних числах июля 1782 года выгорела вся станица». Однако станица росла, появлялись уже свои хутора, мельницы, казаки начинают усиленно заниматься хлебопашеством. Сеяли пшеницу, рожь, овес. Выращивали огородные культуры. Разводили скот, птицу. Развивалась торговля.

И все же казаки оставались храбрыми воинами, сынами Отечества. Не раз ходили они в походы дальние. Были и с Суворовым в Европе, и с турками воевали, несли кордонную службу, бывали в Польше, в Финляндии, в Молдавии, на Днестре, в Таврии, под Очаковым и Измаилом, служили на Оренбургской, Кавказской и Царицынской линиях…Некоторые казаки Вешенской станицы, блиставшие на военном поприще в конце XVIII столетия, сделали штаб-офицерские карьеры. Большинство же казаков, отслужив, возвращались в родные края.

XIX век в истории станицы Вешенской

В начале XIX века станица Вешенская по количеству населения занимала второе место в области, после окружной станицы Нижне-Чирской. Вешки занимали первое место по числу хуторов в Усть-Медведицком округе.

По данным В.Н.Королева, в Вешенской в 1867 году проживало 715 человек: 345 мужчин и 370 женщин. А сам Вешенский юрт в начале XIX столетия насчитывал 5600 человек, в начале 1830-х годов – 9500 человек. В 1860-х годах – 20 000 человек, в 1873 году – 23000 человек. Население в станице было многонациональным, а семьи многочисленными. В среднем на 1 двор приходилось в самих Вешках 5 человек, по хуторам — 7 человек.

Эти данные свидетельствуют о росте станицы и распределении ее населения на хутора, что способствовало дальнейшему развитию земледелия. И все же бывали неурожайные годы, когда населению станицы и ее хуторов не хватало хлеба. П.Лосев приводит такие данные:

«В Вешенской отмечаются такие годы, как 1848, 1855, 1883, когда не возвращались семена, и беднота голодала. Так, в 1883 году четверть жита стоила 35 рублей, а копна сена – 10 рублей».

И.Сулин и П.Лосев отмечали, что в XIX веке станица много раз подвергалась пожарам. По данным И.Сулина, «в 1875 году в апреле месяце сгорело в ней 140 дворов и, наконец, 20 июля 1882 года выгорело 76 дворов».

Эти же краеведы отмечали, что медицинское обслуживание отсутствовало. Свирепствовали эпидемии. Холера посещала Вешенскую в 1831, 1847, 1848 годах.

Однако, в 1834 году отмечался хороший урожай, когда «одно зерно дало 34 зерна».

В 1853 году в нижней части станицы на восточном конце улицы было начато строительство второй церкви – Троицкой.

Вешенская славилась своими ярмарками на «троицу» и «Иван постный».

Благоустраивался центр станицы: рядом с площадью ставились курени богатых, зажиточных казаков. Все остальные постройки были под камышовыми крышами с изгородями из плетней. Главный тип построек в станице круглые курени и связи. П.Лосев дает им такое описание:

«Круглый курень – это квадратный дом с четырехскатной крышей, как правило, на высоком фундаменте. Богатое резное крыльцо, а иногда веранда. Окна веселят курень со всех сторон. В круглом курене 3-4 комнаты: кухня, зал, спальни.

Связь имеет форму продолговатого четырехугольника. Она состоит из двух больших комнат и сенцев. Сенцы посредине, как бы связывают жилую хату (часто с земляным полом) и горницу. В горнице все богатство дома – «горка» (буфет) с посудой, деревянные стулья, сосновые полы м потолки, гардины на окнах. В горнице зимой часто не жили, а принимали в ней лишь гостей. У связи обязательно крыльцо. Ставни у круглых куреней и связей, как правило, вязаные. Много было изб пятистенок из одной комнаты с сенцами и порожками без крыльца.

Были и флигели – две комнаты с верандой и крыльцом, крыша двухскатная. В горницах и залах у казачек было всегда чисто и нарядно. Эта обязанность лежала на младшей казачке в доме – девушке или снохе. Дома и надворные постройки всегда чисто выбелены».

Садов, колодцев не было. Воду брали из Дона, там же и скот поили. Станица была окружена песками, которые наступали на нее, стремясь поглотить. Чтобы бороться с надвигающимися песками, нужны были посадки вокруг станицы. Всем миром сажали краснотал, отдельные хозяева стали сажать сады, акации. С посадкой садов стало развиваться и пчеловодство.

В конце XIX века в станице и в ее хуторах стали возникать школы. Но число учащихся было малым: казаки не охотно отдавали детей в школу. Дома и в хозяйстве нужны были рабочие руки и на учебу денег не было.

Появились в станице частные магазины. Имелась почтовая станция.

Начало XX века в истории станицы Вешенской

В самом начале XX века в станице Вешенской проживало 1200 человек, а юрт насчитывал 28 000 человек. В 1913 году Вешенский юрт вместе со станицей насчитывал 36 989 казаков, не считая жителей неказачьего происхождения. Состав населения оставался многонациональным.

Станица по-прежнему оставалась в плену песков. Насаждение сосны и краснотала шло медленно, не успевая за его натиском. В следствии этого земельный пай сократился почти в три раза и нормой считалось в начале века 11 десятин. Урожаи были небольшими. Механизация была слабой: сельскохозяйственный инвентарь имелся не в каждой семье. Большинство казачьих хозяйств держали скот и птицу.

Развивалась торговля, строились частные магазины. Были свои ремесленники, умельцы. Ежегодно проводились ярмарки.

В станице имелись школы, гимназия.

И все же XX век с самого его начала принес на Дон «сполох», а вместе с ним – беды и несчастье. Казаки уходили на японскую войну, воевали на фронтах Первой мировой. Не все вернулись домой. Дома старели, хозяйство приходило в упадок.

1917 год надвое расколол казаков: на красных и белых. Впереди были расказачивание и геноцид огромной части населения России, забвение и упадок казачьей культуры и фольклора. Вешенская оказалась в эпицентре вандеи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *