станица гниловская ростов на дону история
Войдите в ОК
Еще в XVIII веке по берегам реки Дон начали группироваться целые поселения, получившие название казачьих станов. Одним из них был Гниловской стан. По свидетельству старожилов стан назывался «Гнилым» от болотистых топей.
До 1765 года в Гниловском стане не было церкви, но в этом же году жители построили небольшую часовню во имя Св. Троицы «с производством в ней священнодействия и снабдили ее утварью из Дмитриевской церкви г. Ростова». К 1781 году при этой часовне было 77 приходских дворов, 176 мужчин и 147 женщин.
Позже, в 1784 году, вместо часовни была заложена деревянная церковь без колокольни, освященная 27 июля 1785 года.
В 1797 году происходит значительное событие: стан по указу Войскового Гражданского Правительства переименовывается в станицу Гниловскую.
Станица занимала в низовьях реки Дон одну из наивыгоднейших в торговом и промышленном отношениях местность. Располагалась она на правой стороне реки, при отделении от нее северного рукава, носящего название Мертвый Донец, в двадцати шести верстах (по прямому направлению) от залива Азовского моря.
В первой половине XIX века среди станиц Черкасского округа Гниловская своими строениями была немного лучше других, имелись дом для станичного правления из соснового леса на каменном фундаменте; два ледника; конюшня для плодовых жеребцов; хлебный магазин из барочного леса с 12-ю закромами. К середине века в станице было уже 4 гостиницы, принадлежащих ростовским купцам И. Ф. Тархову (в доме Желтоножкиной) и И. Жукову, казаку И. Матвееву и хорунжему X. Суржину.
Но, как писал В. Сухоруков, «здесь не было ни улиц, ни правильного расположения домов. Почти при каждом дворе был устроен рыбоспетный завод, где рыба приготовлялась «спетьем». И то большое стечение народа, которое обогащало жителей Аксайской, ныне переходит в станицу Гниловскую».
В станице на 1836 год было населения собственно казачьего происхождения 1060 мужчин и 1072 женщин, а также иногородние из Полтавской губернии, Екатеринославской, Киевской, Харьковской, Черниговской. 58 из них были женаты на казачьих дочерях.
К наиболее значительным событиям первой половины XIX века можно отнести строительство Преполовенской церкви, которая была сооружена в 1829 году «по усердию и на средства прихожан. Церковь была каменная, с колокольней, покрыта листовым железом, и обнесена каменной оградой. Что же касается Троицкой церкви, о которой шла речь выше, то она к середине XIX века становится ветхой и в 1855 году вновь строится на средства прихожан и на «станичную сумму» каменная, с колокольней. В церкви «один холодный престол во имя живоначальной Троицы». Прокрыта церковь листовым железом, ограда вокруг нее каменная с деревянным частоколом. Церкви также принадлежал каменный караульный дом, на содержание церковнослужителей обществом станицы было определено жалование.
Жители станицы занимались хлебопашеством, скотоводством, огородничеством, но главным был рыбный промысел, которым станица издавна промышляла, снабжая этим продуктом не только всю Область войска Донского, но и отправляя рыбный товар в другие местности России (в Московскую, Калужскую, Орловскую, Черниговскую губернии) и даже за границу.
Важное значение станицы Гниловской в смысле развития торговли и промышленности было предусмотрено правительством еще в 1849 году. Тогда же на основании высочайше утвержденного 14 июня того же года положения Комитета Министров было разрешено учредить в ней торговую пристань («биржу») по обоим берегам реки Дон, начиная от устья Темерника.
24 октября 1850 года Войсковым Правлением утверждены были правила пользования этими местами.
Войсковое Правление подчеркивало, что в числе главнейших оснований, «по коим войсковое начальство ходатайствовало об учреждении пристани, было желание сосредоточить на этом месте торговлю и предоставить войсковым жителям возможность иметь складские магазины на своей донской земле за выгодную цену, чтобы тем самым развить торговлю между людьми недостаточными».
2 марта 1868 года утверждено было положение Войскового Совета об отведении на тех же основаниях четырех мест Волжско-Донскому обществу для устройства на них пристани, вскоре возник вопрос об отведении 25 мест под железную дорогу.
Чуть позже Областное Правление постановлением от 20 сентября 1871 года передало торговую пристань в станице в ведение станичного общества с тем, чтобы раздача биржевых мест производилась по усмотрению общества, торговые места разрешалось отдавать в аренду иностранным гостям на правах, равных с лицами казачьего происхождения.
Надо сказать, что на торговые места поступило много заявлений от купцов иностранного происхождения: Мариолаки, Скороман и другие, принадлежали главным торговым домам Ростова и Таганрога, вели непосредственную торговлю на заграничных рынках хлебом, салом, шерстью и располагали средствами для оживления торговой и промышленной деятельности Гниловской биржи.
Передача биржевых мест Гниловской пристани в полное хозяйственное распоряжение станицы основывалась на Положении 13-25 мая 1870 года о станичном управлении в казачьих войсках, которым было даровано станицам полное самоуправление во всем, что относилось к приобретениям и расходованию общественных капиталов, распоряжению землею, лесами и прочими статьями станичного хозяйства. До этого станичные общества без разрешения Войскового Правления не имели права распоряжаться станичным капиталом, отдавать свободные участки своих юртовых земель, строить новые общественные здания, мосты, паромы и пр., производить ничтожные починки.
Кстати, то обстоятельство, что товарные рыбные грузы должны были подвозиться в Ростов колесными подводами, представляло для рыбопромышленности станицы «немало затруднений, особенно в осеннюю распутицу, но, тем не менее, обороты рыбной торговли достигали весьма значительной цифры, свыше 3-х миллионов рублей в год».
В станице к 80-м годам XIX столетия были мелочные бакалейные лавки, принадлежавшие мещанину А. Клачному, ростовскому мещанину Гриценкову, мелкая лавка при доме И. В. Праваторова, мануфактура и бакалея ростовского мещанина А. А. Шикунова.
С проведением же линии Курско-Харьковской-Азовской железной дороги возникла необходимость в устройстве в Гниловской товарной станции для отгрузки и отправки товаров, но, к сожалению, станция эта не была своевременно устроена.
Важнейшим событием было завершение строительства линии железной дороги от Таганрога до станции Гниловская. Газета «Донской вестник» сообщала, что 12 ноября 1869 года в 2 часа поезд первый раз пришел из Таганрога в Гниловскую.
Кстати, против строительства железной дороги были священнослужители Преполовенской церкви, высказывающие опасение, что строительство дороги может отрицательно сказаться на состоянии церкви.
Пахотные и степные сенокосные угодья делились на паи. Распределение паев производилось на основании «Положения» 1831 года, но которому отвод паев «. малолеткам производится со времени вступления их в отправление станичных повинностей (с 17 лет), паи в общественных довольствиях даются лично служащим и отставным урядникам и казакам до смерти их; вдовы урядников и казаков, имеющие от одного до трех малолетних детей, получают по одному паю пока дети с возрастом не достигают права сами получать их. Вдовы же бездетные пользуются только половиною пая, но, выходя в замужество, лишаются паев, какие им по состоянию вдовства присвоены были».
До 90-х годов вспахивали землю 6 и 9 лет подряд, но вследствие засорения полей и понижения урожаев землю стали распахивать не более 4 лет подряд. Кроме этого для улучшения хозяйства ничего не применялось.
Судя по статистическим отчетам на 1907 год, условия для развития скотоводства были не лучшими, так как 2/3 земли были пахотной и выгонной. Толочная земля находилась за 40 верст, при станице же такой было недостаточно. Но, несмотря на это, число скота увеличивалось, понемногу начинали заводить более нежную немецкую породу коров, но большинство коров было серых, рано прекращающих доиться.
Огороды были значительным подспорьем для жителей. Только четвертая часть не имела огородов. Около половины жителей, особенно многодетные казаки, успевали справляться и с посевами, и с огородами.
Близость большого города способствовала развитию огородничества, а условия сбыта были исключительно благоприятными: близость Ростова, сообщение грунтовое, пароходом и, к этому времени, по железной дороге.
В Гниловской во второй половине XIX века начинают строиться и промышленные предприятия. Поскольку был развит рыбный промысел, то совершенно очевидно, что здесь были рыбоспетные заводы, и к 1875 году их насчитывалось уже восемнадцать. На каждом заводе обычно работал один мастер под названием заводчик и 8 человек иногородних рабочих.
Из сведений, представленных коллежским асессором, инженером, владельцем механического завода Эрастом Михайловичем Зубовым, мы узнаем, что этот завод основан во второй половине 1873 года в станице Гниловской близ самого берега правой стороны реки Дон на приобретенном заводом усадебном месте и арендуемых землях. Завод размещался в деревянных помещениях: машинном сарае, слесарне, кузнице, кладовой и нескольких сараях для складов машин, угля и прочих материалов.
В 1875 году на заводе работало всего 276 человек. Оборудован он был постоянной паровой машиной, двумя локомобилями, двумя воздуходувными паровыми насосами и другими механизмами парового и ручного действия. Материалы (чугун, железо, сталь, медь, свинец, олово) завод приобретал преимущественно в Англии. Готовые изделия отправляли заводчикам, потому что, как почти все механические заводы, завод работал лишь по заказам.
Так, в 1875-1876 годы завод исполнял заказ правления общества Козлово-Ворошиловской-Ростовской железной дороги на сумму 53400 руб., а также произвел паровых котлов и разных земледельческих снарядов на 27500 руб.
Главную цель своего существования завод, не отказываясь от котельно-механических работ, видел в устройстве железных каботажных судов для Азовского и Черного морей.
В 1880 году в станице был основан крупнейший на Дону шерстомойный завод (или как его называли, заведение) Стукен, на котором работало 825 рабочих, почти все женщины. На заводе изготавливалось мытой шерсти на 450 тыс. руб. В 1894 году Областное Правление разрешило казаку Григорию Александровичу Власову построить на юртовой земле станицы кирпичный завод. А в марте 1895 года станичное правление утвердило приговор станичного сбора об отдаче в аренду 1 дес. удобной и 755 кв. сажен неудобной земли в юрте Гниловской казаку Григорию Попову и уряднику Петру Пономареву под строительство кирпичного завода на 9 лет.
В книге «Полное географическое описание нашего Отечества» на 1910 год в станице значатся 5 кирпичных заводов.
В 1896 году, 26 ноября Областное Правление утвердило приговор Гниловского станичного сбора об отдаче в арендное содержание французскому инженеру, гражданину Французской республики Рене Людвиговичу Мишо (он окончил высший технологический институт в Париже и какое-то время, живя в России, был консулом в Ростове сроком на 24 года пяти биржевых мест. Они отдавались в аренду Мишо под устройство известково-цементного завода за цену 1700 руб. в год.
Построен завод был в 1897 году, и уже в октябре 1899 года поверенный этого завода, который стал называться «Союз», азовский мещанин Яков Маркович Заславский, заключил контракт на поставку портландского цемента для постройки соборного храма в Новочеркасске в «количестве до 2000 бочек».
История станицы Гниловской
Ныне существующий Железнодорожный район г. Ростова-на-Дону, где расположен КБИЦ им. Шолохова, является территорией бывшей станицы и поселка Нижне-Гниловского, вошедшего в черту города в 1954 г.
Поэтому наша библиотека собирает материал по историческому краеведению в рамках программы «История станицы Гниловской».
На этой страничке мы будем размещать интересные материалы по истории станицы Гниловской. Это и выписки из архивных документов, и фотографии, интересные рассказы жителей станицы. Приглашаем всех интересующихся историей Ростова-на-Дону.
Мы будем рады, если Вы добавите на нашу страничку интересные факты, фотографии станицы Гниловской.
В библиотеке также создан «Уголок казачьего быта» Если у вас есть интересная информация, предметы старого быта, фотографии, пожалуйста, поделитесь с нами!
Местность, которую занимала Гниловская станица, имеет глубокие исторические корни.
На территории станицы располагается археологический памятник Нижне-Гниловское городище, официально датируется он I-III вв. н.э.
Слои золы чередуются с прослойками глиняных полов древних жилищ. Находки, сделанные во время раскопок на городище, говорят об оживленной торговле местного населения между собой, с окружающими племенами и даже с греческими городами. Найденные предметы быта ярко характеризуют занятия жителей, основными из которых были земледелие и рыболовство.
Таким образом, за сотни лет до возникновения станицы Гниловской, здесь кипела жизнь. Основатели станицы были не первыми людьми, которым приглянулось богатое на природные запасы место. Имя свое станица получила от Гнилой тони, располагавшейся на берегу Мертвого Донца. Тоня – это место на реке или водоеме, на котором производится лов рыбы неводом, а Гнилой ее прозвали из-за болотистых топей, протянувшихся по берегу реки.
Рыболовецкий Гниловской стан обосновался на правом берегу Дона, близ его разделения на главное русло и Мертвый Донец.
Согласно сборнику Областного войска Донского статистического комитета за 1908 год, первое упоминание о Гнилой рыбачьей тоне появляется в 1747 году.
Тогда говорилось о поселении малороссиян в этом месте с рядом хуторов: Ильинским, Кумженским, Семерниковым, Сухо-Чалтурским, Беляевым, Хоперским, Сафьянной балкой, Недвиговским, Мокрым Чалтуром и Донецким Чулеком.
Первыми поселенцами Гниловского стана считают казаков верхней, средней и нижней Рыковских станиц города Черкасска.
В описи 1759 года говорится, что в те времена на Гнилой тоне насчитывалось 27 неводов, принадлежавших старшинам, казакам и посадским лицам. К 1768 году, по описаниям А.И. Ригельмана, в Гниловском стане уже насчитывался 161 двор, из них 104 принадлежали украинцам, 42 – казакам, 4 – купцам, 3 – священникам, один – старшине.
В 1773-1774 годах по южной России путешествовал академик С.-Петербургской Академии Наук И.А. Гильденштедт. По его словам
«вся местность по северному берегу Дона, между Темерником и Донцом, застроена рыбачьими хатами, принадлежащими Донским казакам. Таким образом, почти весь северный берег Дона, от устья Аксая до верхнего устья Донца, представляет хорошо заселенное пространство…
Дон имеет здесь, до раздела, в ширину тридцать саженей, а в глубину четыре сажени, что я заключил по неводам, протянутым поперек реки. Этими сетями в одну тоню вытаскивают рыбы обыкновенно до двух тысяч штук, а именно: карпов, судаков, окуней, секретов (род судака), чебаков, щук, чехоней и разной другой мелкой чешуйчатой рыбы».
С годами Гниловской стан рос и развивался. В 1786 году он рассматривался в качестве одного из возможных мест для перенесения столицы донского казачества города Черкасска.
В 1797 году, в связи с ростом постоянного населения и усилением его экономической роли стан был переименован в станицу Гниловскую.
Познакомиться с истоками станицы Гниловской можно в презентации
Продолжаем знакомить Вас с историей станицы Гниловской
История станицы в цифрах и фактах
5 мая 1797 года, на основании Приказа Войскового Гражданского правительства Войска Донского Гниловской стан переименовывается в станицу.
К 1822 году население станицы составляло 1703 человека, из них мужчин – 883, женщин – 820.
В это время в Гниловской уже существовала одна церковь (Троицкая), 363 частных дома (из них 4 каменных), 24 мельницы (ветряных и водяных), 14 рыбоспетных заводов для переработки выловленной рыбы и даже один кирпичный завод.
Как видно из приведенных статистических данных, основным промышленным направлением в станице, как и на заре ее зарождения, была рыбопереработка. Рыбоспетные заводы служили причиной постоянной нечистоты и дурного воздуха, который держался здесь от начала весны до самой зимы.
Однако местоположение Гниловской станицы считалось одним из лучших в Донском краю.
«Несколько возвышенная пологость спускается постепенно к Дону, от которого отделяется здесь Мертвый Донец (рукав Дона), текущий у самой возвышенности. К югу, к востоку и частью к западу простирается обширная равнина, на которой видны села и станицы. Место сие удобно для устроения весьма выгодной пристани. С некоторого времени здесь более и более оживляется рыбная промышленность, и то большое стечение народа, которое прежде обогащало жителей Аксайских, ныне переходит в станицу Гниловскую».
В 1849 году в станице было разрешено учредить торговую пристань по обоим берегам Дона, начиная от устья Темерника. Всем желающим казакам, при взносе в доход Гниловской станицы пяти рублей серебром, отводили место на пристани для постройки пристани магазинов и складов. А с 1852 года сюда перенесли из Ростова казенную пристань для операций с хлебом, построили казенные магазины.
1869 год ознаменовался открытием линии железной дороги от Таганрога до станции Гниловской. Современники описывали станицу в те годы так:
«…растянулась на 8 верст по правой стороне Дона и Мертвого Донца; западная часть ее … сидит на местности неровной и каменистой; улицы ее кривы; другая же на месте ровном и песчаном; эта часть имеет прямые и широкие улицы».
По данным переписи 1873 года в станице уже проживало более трех тысяч человек.
Торговля рыбой в Гниловской станице до 1870-х годов прочно держалась на первом месте. Сюда весной к Преполовенской ярмарке свозились рыбные товары с Азовского побережья и из Кубанской области и отюда на чумацких фурах отправлялись в Малороссию. К началу ХХ века этой торговли не стало. На берегу Дона возникли крупные магазины для ссыпки и отправки хлеба за границу. А также лесные и другие склады, которые постепенно выделились сюда из-за недостатка мест в соседнем Ростове.
В 1900 году в станице насчитывалось 677 казачьих дворов и 255 дворов иногороднего населения.
Из промышленных заведений у жителей станицы имелось 20 ветряных мельниц, 1 кирпичный, 1 цементный, 1 цинковальный и 16 рыбоспетных заводов, 1 шерстомойня, 3 дока и 6 каменоломень.
С годами облик Гниловской станицы менялся, она расширялась. М.Б. Краснянский в своих заметках в 1914 году отметил, что «станица из года в год прогрессирует и жильем своим подошла в своей верхней части вплотную с межою Ростова».
С августа 1930 года поселок Нижне-Гниловской вошел в черту города Ростова, а в 1954 году Нижне-Гниловской поселок был присоединен к Железнодорожному району города.
На станице Гниловской о Мертвом Донце
НА СТАНИЦЕ ГНИЛОВСКОЙ
ПОНАЧАЛУ БЫЛ С ТОСКОЙ,
ГОВОРИЛИ, ВОПРОШАЛИ,
ТОЛЬКО ГЛУПОСТЬ УСЛЫХАЛИ
состоялась в субботу 10 декабря в Ростове на Дону, куда лихим делом пригласили и «Зеленый Дон». Пока ехали поутру из Новочеркасска через Ростов насмотрелись на площадях Ростова Театральной и Административной — что на Большой Садовой подготовку к выборному митингу народа полицейских сил. Десятки автозаков и сотни полицаев с раннего утра уже заполонили все углы и подворотни. Как же, а вдруг народ изволит морды набить местному ворью и жуликам Ейной партии. Конечно, кабы не званое дело, то непременно бы поучаствовали. Решили встрясть на обратном пути.
Здание правления Гниловской станицы нашлось на самом краю города, уже со стороны Таганрога, за номером 478 по Припортовой улице. Поначалу даже усомнились в правильности адреса, но подтвердилось, что на этой улице домов за полтысячи будет.
Народу в полутемной комнате собралось человек с тридцать, были приглашены и представители портовых и природоохранных служб. Да кого только не было среди казаков, даже руководство молодежного Правительства Области.
Тематику конференции озвучил атаман станицы Валерий Иванович Олейников, вел конференцию Юрий Дягтерев. У них даже есть группа в Контакте «Мертвый Донец».
Итак, очередной семинар «Мертвый Донец: прошлое, настоящее и будущее». Атаман в порядке постановки задачи напомнил, что на глазах нашего поколения умирает река и после нас вряд ли что останется, что государевы службы ничего палец о палец не делают, и казакам не все равно что будет с их землей. Явных выпадов против режима паразитов и воров не было, что объясняется двумя десятилетиями выживания как самого атамана, так и станицы. Да реестр на то и кабала, чтобы не давать разгуляться и почувствовать казакам себя хозяевами своей же земли и родной реки. Но, все равно, даже из безнадежности положения прорывались нотки негодования.
Поначалу все было вполне приличным и археолог местного музея «Танаис» Казакова Л.М. рассказала о том, что практически весь берег Дона на протяжении всей станицы Гниловской является археологическим памятником: цепи курганов, остатки крепостей и поселений на глубину в 20 тысяч лет до наше эры, всех эпох каменного и бронзового веков производили нужное впечатление. Хитрый атаман, наверно один на Дону и остался, переживший два десятилетия открытого давления государства и кабалу реестра, достиг своей цели. Чиновники и те, кто не был знаком с историей Дона по иному взглянули на станичную землю. Здесь было что и смотреть, и защищать от нашествия двуногих Смутного времени, которые за последние полвека умудрились разрушить до основания и зеркало мира цивилизации и всю окружающую природу. На глазах последнего поколения живущих их цветущий край был превращался в мертвую пустыню и они были явно несогласные с политикой государства.
Далее должны были пойти запланированные выступления уже виновников данного торжества: академики из ЮНЦ РАН, РГУПСА, ФГУПа «Росморпорта», Аз-ЧерТУ «Росрыболовства», администраций Ростова и области.
Вскоре выяснилось, что академики от встречи уклонились, как и администрация. Но трусость падших не испортила праздника. Местный изобретатель и предприниматель от фирмы «Дока», что внедряет ветряки и солнечные батареи с большим энтузиазмом вскрыл безобразия непонятно кого, но явно речников в том, что они отсыпали параллельно берегу песчаную косу и заболотили стоками, загадили мусором прибрежную полосу. Что даже академик Матишов заинтересовался проблемой, но увидев что денег на это нету, сразу потерял интерес. Но вскоре сбег, так и не предложив ничего путного.
Было ясно, что сами устроители более в курсе, нежели некоторые приглашенные. Ю. М. Дягтерев осветил проблему самовольного без проектов и обоснования намыва песка речниками, следующую сопутствующую проблему образования мусора на пляжах, и т.п.
От виновников бедствий — речников выступила Гордиевская Нина Георгиевна как зам директора по дампингу грунта по фарватеру Дона и заявила, что их предприятие только что начало свою работу с прошлого года и они не могут нести ответственность за те десятилетия преступной деятельности, что до них творили речники, что у них идет только первый проект расчистки на 8 км, который прошел и экспертизу, а требуется восстановление 33 км Донца. Да за год ее служба намывает только 40 тысяч кубометров, а проблемная коса из 350 тысяч кубов песка состоит. Это все Нижне-Донское район гидросооружений наделал за долгие годы. Как потом прояснилось без всяких проектов и экспертиз. А наш проект прошел даже госэкспертизу. На наш вопрос, где именно — да в МПР в Москве.
Дали выступить и автору, который прямо, на основании своего богатого опыта и мировой практики возродил в них надежду на спасения, заявив, что восстановление экосистемы Мертвого Донца это вполне решаемая проблема и финансово, и технически, и организационно. Был приведен передовой опыт Форума «Реконструкторов Рек» в Венеции 2008, Франции по Роне и Луаре, США — ликвидировавшем 400 плотин ради возврата лососей. И даже опыт отечественной прокуратуры оказался полезным — один только начальник комитета по охране окружающей среды Ростовской области Скрипка украл песка на полмиллирада рублей из рыбного заповедника, так ведь чего красть, когда можно тот же песок с земснарядов, углубляющих судовой ход до глубины в 4 метра, не по берегам складировать и их уничтожать, а использовать на нужды хозяйства и на эти деньги проводить нужные работы. Например, не отсыпать новую полузапруду поперек Дона, загоняя поток в русло Мертвого Донца, а установить гибкую струенаправляющую систему, которая никому не мешает, и вытащить утопленную под мостом баржу, якобы полузапруду, закрывающую вход в Мертвый Донец, за которую бьются мостовики, на которую естественно, нет у них никакого ни проекта, ни экспертизы, ни разрешений. Конечно, когда бабки в карман идут, оно как-то приятнее чиновнику, но можно же и хоть частью на дело пускать, не все воровать то.
Обратный путь через центр Ростов был по окончании всех событий Всероссийского протестного дня, Театральная площадь против утра была почти пуста, кое-где из-за углов торчало несколько автозаков. Зато площадь между ЗаСРО и Представительством Президента была буквально утыкана подразделениями полицаев и десятками автозаков, по периметру сквера вокруг памятника по внешнему периметру были растянуты рогатки и металлические укрепления против возможных демонстрантов, но кроме самих возбудителей социального напряжения никаких экстремистов не наблюдалось.