среди различных категорий зависимых людей на руси наиболее бесправными были
Категории населения. «Русская Правда»
Содержание:
Что говорила о древнерусском народе «Русская правда»?
О категориях древнерусского народа известно из древнего юридического источника – Русской Правды. Этот источник – первый юридический документ Древней Руси. Это первый русский сборник законов, создававшийся на протяжении нескольких столетий.
Категории граждан
Как известно, в Древней Руси существовало рабство. Это было главным различием между людьми. Они разделялась на свободных и несвободных. Уже после этого народ разделялся на подкатегории.
Привилегированная категория граждан
Свободные люди
Несвободные люди
Князь – глава государства, стоял над законом
Младшая дружина – непосредственно воины. В отличие от старшей дружины в управлении государством не участвовали. Некоторые дружинники состояли на службе в охране царя или бояр. Также в задачу младшей дружины входил сбор налогов и штрафов и поручения, связанные с судебным процессом
Рядовичи. Люди, становившиеся зависимыми на определенный промежуток времени. Это практиковалось для отработки долга. Если свободный человек ввиду своего материального положения не возвращал долг, он поступал на службу к землевладельцу по «ряду», т. е. договору, и работал на человека, которому задолжал в качестве несвободного. Когда долг был отработан, рядович снова становился свободным
Бояре или старшая дружина. Представляли собой вооруженную силу древнего государства. Состояли на службе у князя. Отвечали за работу судебной власти. Также бояре являлись советниками князя
Купчина. Так называли людей, занимавшихся торговлей
Закупы – люди, которые тоже считались зависимыми до полной выплаты долга. Но «купу», т. е. долг, они брали у царя или бояр и зависимыми считались автоматически, без заключения договора
Конюхи, тиуны, огнищане. Состояли на службе у царя или у бояр. Являлись высокопоставленными слугами.
Словене – простые свободные жители города
Смерды. Изначально были свободными, но потом стали закрепощенными
Холопы – рабы
Княжеские кормильцы, старосты городов и сел. Тоже являлись зависимыми людьми, но, в отличие от других зависимых, находились на привилегированном положении
Русская правда
Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, закрепившим положение различных категорий граждан законодательно. Сначала его свод законов назывался «Правда Ярослава». Он содержал следующие категории права:
Ярослав Мудрый был также первым правителем, разделившим народ по категориям.
Интересный момент! Хотя «Правда Ярослава» ускорила путь к правовому государству в современном его понятии, в нём всё же имелись отголоски племенной жизни. Например, «Правда Ярослава» разрешала кровную месть. Похожие законы существовали у древнерусских племен.
Позже сыновья Ярослава Мудрого дополнили документ. Во время их правления он стал называться «Правдой Ярославичей».
III. Зависимое население Древней Руси: смерды, челядь, рядовичи, закупы, изгои.
О различных категориях зависимого населения Древней Руси в основном судят по тем же двум редакциям «Русской правды», которые относятся к этой эпохе. Но поскольку этого источника явно не достаточно, то в исторической науке до сих пор существуют разные оценки социального статуса смердов, закупов, рядовичей и других категорий зависимого населения Киевской Руси. Не вдаваясь подробно в данную дискуссию и аргументацию сторон, мы предложим наиболее распространенные оценки этих категорий зависимого населения, которые до сих пор существуют в исторической и юридической литературе.
1) Смерды. Эта категория зависимого населения Киевской Руси вызывает самые горячие споры у историков. Академик Б.Д. Греков, автор фундаментального труда «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века» (1952), и его сторонники (С. Бахрушин, И. Смирнов, В. Мавродин) делили всех смердов на две группы: смердов-общинников, независимых от частных владельцев и плативших дань только государству, и смердов-страдников, которые были поземельно зависимы от феодалов и несли в их пользу феодальные повинности в виде барщины и оброка. Профессор И.Я. Фроянов утверждал, что смерды делились на «внутренних», т.е. пленных, посаженных на землю феодала, и «внешних», т.е. покоренные племена, плативших дань великому князю, которая представляла собой не форму обычной феодальной ренты, а только военную контрибуцию. Профессор А.Г. Кузьмин не разделял это мнение своего коллеги и полагал, что смердами называли все свободное население славянских сельских общин. Академики Л.В. Черепнин и Б.А. Рыбаков, развивая идеи В.О. Ключевского, считали смердов государственными (княжескими) крестьянами, которые находились в феодальной зависимости от государства и несли в его пользу феодальные повинности в форме дани. Профессор С.В. Юшков полагал, что статус древнерусского смерда был сродни правовому статусу средневекового крепостного крестьянина, не только платившего феодальную ренту, но и потерявшего личную свободу, и т.д.
2) Челядь (холопы). Практически все историки сходятся во мнении, что это была наиболее бесправная прослойка зависимого населения Древней Руси. Но дальше наблюдались серьезные разногласия по этой проблеме. Академик Б.Д. Греков и его сторонники (М. Тихомиров, И. Смирнов, В. Пашуто) делили всех холопов (челядь) на «обельных», т.е. полных, которые не вели самостоятельного хозяйства и являлись личной дворней феодала, и «наймитов», т.е. бывших свободных общинников, попавших в разряд рабов за долги. Профессор С.В. Юшков также не разделял понятия «челядь» и «холопы» и считал, что в широком смысле под холопом (челядином) надо понимать всякого зависимого человека, а в узком смысле холоп являлся рабом. Профессор А.А. Зимин, автор известной монографии по данной проблеме, напротив, считал, что термином «челядь» обозначалось все зависимое население на Руси, а термином «холоп» только рабы. Профессор М.Б. Свердлов усматривал в челяди «широкий круг зависимого населения, которое было связано с господским владением», а в холопах видел людей, находящихся в «личной крепостной зависимости» от феодала. Профессор И.Я. Фроянов полагал, что челядью были рабы-пленники, а холопами — рабы местного происхождения и т.д.
На наш взгляд, данный спор не имеет столь принципиального значения, как может показаться на первый взгляд. Куда важнее другая проблема — какова была роль рабства в древнерусском обществе. По мнению большинства ученых (Б. Греков, М. Тихомиров, Л. Черепнин, А. Кузьмин, М. Свердлов), рабство в Древней Руси существовало только в виде домашнего (патриархального) рабства и не играло существенной роли в общественном разделении труда. Другие историки (А. Пьянков, В. Горемыкина) утверждали, что уровень развития рабства у восточных славян позволяет говорить о рабовладельческой формации в Древней Руси. Наконец, третья группа авторов (П. Третьяков, А. Зимин, С. Покровский, И. Фроянов) полагает, что рабство в Древней Руси выходило за рамки простого патриархального рабства и в качестве частновладельческого (вотчинного) рабства играло существенную роль в боярской вотчине. Однако по признанию самих сторонников этой концепции, феодальные вотчины были крошечными островками в море свободных крестьянских общин, поэтому говорить о рабовладельческой формации в Древней Руси не правомерно.
3) Рядовичи. По мнению академика Б.Д. Грекова, зависимость рядовича от феодала носила чисто феодальный характер, поскольку через подписание специального договора (ряда) он вступал в зависимое положение от землевладельца и нес в его пользу феодальные повинности. Профессора С.В. Юшков и И.Я. Фроянов под рядовичами разумели мелких хозяйственных агентов феодала. Академик Л.В. Черепнин полагал, что рядович был рядовым княжеским холопом или смердом и т.д. Но в любом случае все авторы признавали, что сам этот термин был производным от термина «ряд» («договор»), который заключал рядович со своим феодалом, в пользу которого он нес определенные повинности до истечения срока данного договора.
4) Закупы. Вопрос об этой категории зависимого населения Древней Руси академик Б.Д. Греков считал «одним из самых беспокойных в историографии Киевской Руси». Сам Б.Д. Греков считал закупами бывших свободных смердов, которые через получение денежной ссуды (купы) попадали в зависимое положение от феодала. Профессора С.В. Юшков, К.В. Базилевич, И.И. Смирнов и А.А. Зимин полагали, что статус закупа был сродни статусу крепостного крестьянина, т.к. вместе с купой он получал от феодала участок пахотной земли — «отарицу». Однако в отличие от крепостного, закуп получал от феодала не только средство производства в виде земли, но и орудия труда в виде лошади, плуга, бороны и т.д. Профессора Г.В. Вернадский и И.Я. Фроянов утверждали, что закупы — это необельные холопы или полурабы, которые либо работали на барской запашке, либо составляли дворню феодала. Главное отличие закупов от обельных холопов состояло в том, что они вели личное хозяйство и могли со временем, отдав свой долг, вновь получить личную свободу.
5) Изгои. По поводу этой категории зависимого населения Древней Руси академик Б.Д. Греков писал, что она «меньше других поддается изучению», поэтому ответ на данный вопрос может быть только сферой предположений. В русской исторической науке изгоев считали либо иноземцами (Н. Карамзин, Г. Эверс), либо особой деклассированной категорией, порвавшей все связи со своей родовой или соседской общиной (Н. Калачов, В. Сергеевич, М. Дьяконов). В советской исторической науке этой категории пытались придать социальный оттенок. Сам академик Б.Д. Греков считал изгоев либо свободными горожанами, либо бывшими холопами, которые были посажены на землю феодала и превратились в крепостных. Профессора А.Е. Пресняков и С.В. Юшков делили изгоев на княжеских и церковных, которые стояли вне своей общины и жили под патронатом в княжеском домениальном или монастырском хозяйстве, где работали в разном качестве. Профессор И.Я. Фроянов считал, что изгои на Руси были выходцами из разных социальных слоев (купцов, духовенства, крестьянства), которые, порвав все отношения со своими общинами или корпорациями, оставались либо свободными деклассированными элементами, либо добровольно признавали патронат церкви и феодалов.
План:
1. Предварительные замечания.
2. Основные события политической истории Древней Руси.
Зависимое населения Древней Руси
Категории зависимого населения Древней Руси.
Сме́рды
С оциальный слой славянского общества раннего средневековья. В источниках XI–XII вв. смерды отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; Смерды, возможно, были также на Балканах. По вопросу о том, какой социальный слой древне-русского общества обозначался термином «смерды», существуют три основные точки зрения:
Положение смерда было двойственным. В отличие от раба, смерд имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки. Вместе с тем юридически он был не полноправен; убийство смерда наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь (возможно даже, что первоначально по отношению к смерду применялось право «мертвой руки»). Запрещение «мучить» (пытать при судебном разбирательстве) смерда «без княжа слова» указывает на особое отношение смердов Русской правды к князю.
С начала XII в. земли, населенные смердами, передаются в собственность отдельным феодалам. На протяжении XII–XIII вв. упоминания о смердах сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В некоторых случаях термином «смерд» в этот период обозначалось, по-видимому, все сельское население той или иной местности. Смерды Новгородской и Псковской земель XIV–XV вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (целыми общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую территорию или под патронат князя, а князю запрещено принимать от смердов жалобы на «господу». Смрды должны были исполнять также определенные повинности («дани», «работы») в пользу города как коллективного феодального сеньора.
В Польше в грамотах XII–XIII вв. смерды также упоминаются в составе населения пожалованных отдельным феодалам владений. Кроме них, упоминаются и смерды князя, которых называют его сервами. По мнению ряда исследователей, в Польше термин «смерд» служил первоначально для обозначения основной массы свободных общинников, польский историк К. Бучек считает, что смерды — это холопы, посаженные на землю.
За́купы
П о Русской правде (пространной редакции) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закуп могли уходить от феодала для поисков денег, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы.
Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость. В Великом княжестве Литовском в XIV–XVI вв. закупы — должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.
Также закупы были одной из разновидностью рядовичей.
И́скупы
Н есостоятельные должники по древнерусскому праву обращались в рабство. Еще по первому Судебнику вор, не имевший имущества для удовлетворения требований потерпевшего или истца, после наказания кнутом выдавался последнему «въ его гибели головою на продажу». По второму Судебнику этот порядок смягчается: вор выдается истцу головою на правеж до искупа, т. е. до отработки долга.
Холо́пы
На протяжении XVI в. роль и место холопов в барщинном хозяйстве уменьшается за счет вовлечения в орбиту крепостной эксплуатации крестьян. Категории холопов, различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полонянники и др.), постепенно сливались и с конца XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство.
С конца VII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679–81 гг. с введением подворного обложения вместе с крепостными были «положены в тягло». Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722–24 гг. была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.
Как наиболее угнетенный слой населения холопы были активными участниками антифеодальной борьбы. В середине XVI в. идеологом холопов выступил Феодосии Косой. Помимо широко распространенного бегства, холопы участвовали в Хлопка восстании 1603 г. и Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 1606–07 гг.
Захребе́тники
3ахребетники не имели своего хозяйства, жили у крестьян или посадских людей, работали у них в хозяйстве и не платили государственного тягла. Иногда несколько крестьянских дворов имели одного общего захребетника. Видимо, захребетники платили часть повинностей за своего хозяина. С улучшением своего хозяйственного положения захребетники могли быть записаны в тягловую категорию населения.
Комо́рники
К атегория беднейших, феодально-зависимых крестьян на Украине, в Белой Руси, Литве и Польше в XVI–XVIII вв. Название «каморники» происходит от предоставлявшегося им за определенные повинности помещения для жилья (коморы — кладовые, амбары). Коморники не имели ни двора, ни земли; занимались ремеслами, батрачили. В случае пользования землей отбывали барщину, несли натуральные и денежные повинности. Правовое положение коморники определялось лишь на территории Великого княжества Литовского — в «Уставе на волоки».
Новоприхо́дцы
К атегория зависимого населения в Русском государстве в XV–XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.
Обе́льные холо́пы
П олные холопы, т. е. рабы на Руси. В пространной редакции Русской Правды названы три источника обельного холопства: купля, женитьба без договора на рабе и поступление без договора в тиуны IX XIII и ключники. Источниками обельного холопства были также плен, бегство закупа, рождение от несвободного и долговая несостоятельность.
Рядо́вичи
Че́лядь
Н азвание зависимого населения в Киевской Руси. Ок. VI–IX в. Челядью называли пленников-рабов в состоянии патриархального рабства. В IX–X вв. они стали объектом купли-продажи. С XI в. термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве.
Зависимые категории населения Киевской Руси
Вы будете перенаправлены на Автор24
В Древнерусском государстве господствовали типичные взгляды на организационную структуру общества, характерные для раннефеодального общества. Общество тех времен считало нормальным существование такой категории как зависимые люди.
Кто такие зависимые люди?
Зависимость – не изобретение феодальной эпохи. Корни этого явления заключены в патриархальной эпохе, когда собственно и зародилась личная зависимость одного индивидуума от другого, образованная в силу каких-либо причин.
Зависимыми или невольными людьми времен Киевской Руси принято считать людей лишенных определенных прав. Хотя состав этих людей был разнообразным по способу происхождения, форме и срокам зависимости.
Покажем разнообразие состава невольных людей по ряду классификационных показателей.
Первый показатель – способ закабаления. По способу происхождения личной зависимости исторически известно о трех способах закабаления, существовавших в России в раннее Средневековье:
Второй показатель – объем прав. В этой группе следует выделять 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права. Эта классификационная группа напрямую связана с первой.
Третий показатель – время на которое человек мог быть лишен прав. Невольничество различалась и по времени нахождения в человека в зависимости. Также делится на 2 категории: постоянная зависимость и временная. Зависимость второго класса в этой группе возникала в силу экономических причин. Человек находился в зависимости до тех пор, пока не выплачивал весь долг.
Готовые работы на аналогичную тему
Категории зависимых людей
Теперь перейдем к рассмотрению конкретных категорий зависимых людей, существовавших в Киевской Руси.
Основной источник сведений о категориях зависимых людей в рассматриваемый период – Русская правда – главный законодательный документ того времени. Документ различал 6 групп зависимых людей:
Тиуны – это люди, которые осуществляли непосредственное управление хозяйством князя в его вотчинах и деревнях и отчитывались только князю за результаты деятельности. Выделяют две группы управляющих:
Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи, все зависело от житейской хватки и смекалки претендента на должность. Можно сказать, что люди, отнесенные к этой категории были достаточно привилегированной группой населения в стране. Они жили при дворе князя, имели прямой контакт с верховным руководителем, были освобождены от налогов и могли вести личное хозяйство.
Рассматривая приведенные виды личной зависимости, можно сделать вывод о формировании классов и групп зависимого населения. Процесс закабаления рядовых общинников связан с развитием имущественных и экономических отношений и разложением патриархального строя.
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.