специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел

ИОВД 1-14. 1. Объект, предмет и задачи учебной дисциплины История органов внутренних дел. Периодизация истории органов внутренних дел

БИЛЕТ № 1
1. Объект, предмет и задачи учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Периодизация истории органов внутренних дел.
2. Реформирование и деятельность подразделений уголовного сыска в условиях обострения криминальной ситуации в начале XX века.

Цель изучения: выявление причинно-следственных связей и закономерностей в процессе возникновения и эволюции органов исполняющих полицейские функции на различных этапах развития российской государственности.

Большой вклад в развитие сыскной полиции внес А.Ф. Кошко- начальник московской сыскной полиции.

Основная задача – негласное расследование и производство дознаний для предупреждения и преследования преступных деяний общеуголовного характера.

П.А. Столыпин – Министр ВД 1906-1911

Сыскная часть
Справочно-регистрационное

бюро

Стол розыскаСтол личного задержания

Принцип специализации (линейный)

Основной метод работы сыскных отделений
Наружное наблюдениеНегласные сотрудники
(Осуществляют штатные сотрудники – полицейские надзиратели)(Вербовались из представителей преступного мира)

(Осведомители: дворники, кондукторы, извозчики, посыльные)

Применение научных методов и технических средств.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.

Источник

1 объект, предмет и методы изучения учебной дисциплины История органов внутренних дел. Комплексный характер учебной дисциплины История органов внутренних дел и ее взаимодействие с другими дисциплинами. Объект изучения

Объект, предмет и методы изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Комплексный характер учебной дисциплины «История органов внутренних дел» и ее взаимодействие с другими дисциплинами.

Объект изучения— организация борьбы с преступностью и защиты обществ порядка.(шире чем предмет)
Игип

История органов внутренних дел логически взаимосвязана с другими предметами, преподаваемыми в юридических вузах МВД РФ, и в первую очередь с национальной историей и историей государства и права. Включение данного курса в учебную программу обусловлено тем, что организация эффективной борьбы с преступностью невозможна без учета исторического опыта борьбы с правонарушениями. Обеспечивая специальную историко-правовую подготовку, она призвана также, составить соответствующую основу для восприятия других учебных дисциплин.

«История органов внутренних дел» является одной из учебных дисциплин, которая закладывает основы профессиональной подготовки юристов для подразделений органов внутренних дел. Если «История отечественного государства и права» создает историческое основание для тех знаний и умений, которые курсанты и слушатели получают в ходе изучения отраслевых и межотраслевых юридических дисциплин, то «История органов внутренних дел» обогащает курсантов и слушателей знанием конкретного исторического опыта и закономерностей общественного процесса, связанного с развитием отечественной правоохранительной системы.
-2-

Периодизация и источники изучения истории органов внутренних дел.

Периодизация — это способ изучения государства и права путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных и иных особенностей институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования, который зависит от выбранного критерия.

Периодизация курса «История органов внутренних дел» строится в соответствии с историческим процессом развития нашего государства.

В ней необходимо отметить некоторые особенности:

— органы внутренних дел начали формироваться с началом зарождения Русского государства, однако большинство государственных структур на первом этапе совмещали как внутренние, так и внешние функции. Специальных (регулярных) государственных и полицейских органов, в современном представлении, тогда не было;

— формирование специальных органов внутренних дел (приказов) начинается в Московском централизованном государстве с XV века;

— окончательно регулярная система органов внутренних дел складывается в России в период образования Российской империи, в ре­зультате реформ Петра I в начале XVIII века;

— особенное значение в развитии системы органов внутренних дел Российского государства имело создание в 1802 году Министерства Внутренних Дел, в состав которого вошли как некоторые из уже существующих, так и вновь созданные организационные структуры;

— после Октябрьской революции правоохранительные органы сначала решительно преобразуются, но постепенно происходит возврат к историческим традициям, усиливается роль специализации, разделения функций между службами.

Предмет дисциплины «История органов внутренних дел». Место и роль органов внутренних дел в системе государственного управления.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

— изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение органи­зационной структуры и деятельности таких звеньев этой системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплекто­вания и обучения;

— изучение основных закономерностей становления и развития ор­ганов внутренних дел Советского государства, системы управле­ния ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в ре­шении важнейших государственных задач;

— характеристика значения исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в совре­менных условиях.

Органы внутренних дел функционируют в соответствии с базовыми принципами построения организации и деятельности государственного аппарата. Так принципы деятельности полиции отражены в главе 2 Закона «О полиции», среди которых cоблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Субъекты и особенности досудебного расследования на Руси во времена «Русской правды».

Русская Правда предусматривала и особую процедуру подготовки к су­дебному разбирательству, кᴏᴛᴏᴩая называлась «ϲʙᴏд и гонение следа». По­терпевший объявлял на торговой площади о преступлении (например, кра­же вещи или раба). Кстати, эта процедура называлась «заклич». Виновный, у кото­рого обнаруживалось похищенное, обязан был, если признавал себя винов­ным, уплатить штраф и вернуть вещь. В случае если он отказывался ϶ᴛᴏ сделать, дело передавалось в суд.

Правоохранительная деятельность на Руси в X–XV вв.

Охрана общественного порядка в Киевском государстве и в период феод-й раздробленности.

После образования Русского централизованного государства и свержения монголо-татарского ига возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, судебными и др. делами. В этой связи начали развиваться в органах дворцового управления особые ведомственные « пути», «избы», управляемые боярами или дьяками. Позже они развивались в сложные и постоянные присутственные места – приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться (« приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Приказная система была типичным проявление феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы нераздельности административной и судебной власти. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Ряд приказов выполнял и полицейские функции – обеспечение порядка в населенных пунктах, на дорогах, сбор платежей и налогов и др.

Для Древнерусского государства большое значение имело поддержание в надлежащем порядке путей сообщения (знаменитый «путь из варяг в греки»). «Русская Правда» закрепляла обязанности представителей государственной власти по строительству и ремонту мостов, благоустройству городов и, видимо, по надзору за их сохранностью и порядком передвижения. А в 30-х гг. ХIII в. появился специальный акт – «Устав князя Ярослава» о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц. Специальные чиновники (мытники), которые собирали торговые пошлины (мыт), осуществляли также надзор за внутренней торговлей, за соблюдением мер и весов.

Роль губных изб в борьбе с преступностью в России и особенности их деятельности (XVI–XVII вв.).

Функциями губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они сосредоточивали в своих руках и судебные функции и даже приводили в исполнение судебные приговоры. В их ведении на­ходились уголовные дела, в том числе поимка преступников, суд, тюрь­мы. Впоследствии в ряде мест, в особенности в центральных уездах, где сильна была поместно-вотчинная система, губные органы сосредоточили в своих руках все местное управление.
-7-

Приказы и местные органы, осуществлявшие полицейские функции в России в период сословно-представительной монархии (XVI– XVII вв.).

В середине XVI в. происходящие социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы правления Русского государства на сословно-представительную монархию, что выразилось прежде всего в созыве сословно-представительных органов — земских соборов. Сословно-представительная монархия существовала в России до второй половины XVII в., когда ее сменила новая форма правления — абсолютная монархия.

В XV получило широкий размах разбойничество, которое являлось одной из форм борьбы крестьян против феодалов. В середине XVI в. был образован Разбойный приказ, на который преимущественно была возложена организация борьбы с преступностью в государстве. Он ведал сыском (расследованием) и судом в отношении разбойников и « иных лихих людей», а также выполнял некоторые функции политической полиции. Разбойному приказу были подчинены местные органы губного и земского управления, которые осуществляли судебно-полицейские функции – земские и губные избы. Они возглавлялись губными старостами, которые выбирались из местных дворян и утверждались в должности Разбойным приказом, дававшим старостам соответствующий наказ.

Губные старосты создавали свой аппарат, состоящий из «целовальников», избираемых из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемых на местах «целованием креста» с обещанием верной службы. В своей деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью они опирались на выборных «сотских», «десятских» и местное население, которое в этом отношении было связано круговой порукой.

Сыскной приказ, созданный в 1619 г. вел розыск преступников и беглых крестьян. Непосредственно этим занимались «сыщики» должностные лица приказа, которые направлялись на места для расследования дел о разбоях и кражах, совершенных беглыми. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также Поместный и Холопий приказы.

Стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом играло большую роль в обеспечении правопорядка в городах, особенно в столице, центральных и северных районах страны. Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими губами. Столица государства Москва была выделена из общей системы управления. Еще в ХV в. при Иване III в ней учреждается городская «исправа». В начале XVI в. полицейские функции в Москве и Московском уезде осуществлял Земский приказ. Он занимался преследованием разбойников и иных «лихих людей», ведал сбором податей с посадского населения Москвы, наблюдал за порядком и благоустройством в столице.

В середине XVII века был создан Приказ тайных дел, который сначала являлся личной канцелярией царя, то есть органа, позволявшего ему при решении важнейших государственных дел обходиться без Боярской Думы

Приказ был упразднен в 1676 г., он по праву может считаться родоначальником органов политического сыска в Русском государстве.

В XVII веке произошел расцвет и падение приказной системы управления, важной особенностью которой являлась множественности и неопределенность функций приказов. Почти каждый приказ выполнял не только функции управления, в его ведении находились также определенные территории, налоги с которых поступали на содержание приказа, выполняли они и полицейские функции. Вскоре были созданы Временные следственные комиссии, которые выполняли функции расследования политических дел.
-8-

Петр I и создание регулярной полиции.

При Петре I в законодательстве впервые появляется и заимствованный из Западной Европы термин «полиция». В 1715 г. в Санкт-Петербурге – новой столице Российского государства был образован орган управления общей полицией – Главная полицмейстерская канцелярия, при которой для исполнения полицейских обязанностей состояли солдаты и унтер-офицеры. Несколько позднее,в мае 1718 г., была учреждена должность генерал-полицмейстера (главы канцелярии), на которую был назначен А.М. Девиер. Именно с этого времени следует исчислять историю российской полиции как особого учреждения в системе государственных органов. Генерал-полицмейстер подчинялся Правительствующему Сенату и находился под контролем императора. Круг задач полиции определил Петр I, участвовавший в написании « Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру ». Полиция должна была охранять общественный порядок, бороться с бродяжничеством и нищенством, контролировать соблюдение правил торговли, обеспечивать пожарную безопасность, следить за санитарным состоянием города.

В 1722 г. полицмейстерская канцелярия, возглавляемая обер-полицмейстером, руководившим городской полицейской командой, была создана в Москве. Московский обер-полицмейстер подчинялся генерал-полицмейстеру. Должности полицмейстеров и полицейские канцелярии (конторы) были учреждены в некоторых крупных городах. Полицмейстер обычно назначался из офицеров местного гарнизона. В его команде насчитывалось около 10 сержантов и солдат.

На службу в полицию, как правило, направлялись в принудительном порядке. Учреждения не желали расставаться с опытными чиновниками и служителями, поэтому возникала большая переписка: чуть ли не по каждому канцеляристу и солдату Сенатом издавались указы.

Источник

Периодизация и источники изучения истории органов внутренних дел.

специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел

специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел

специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел

ИОВД

Объект, предмет и методы изучения учебной дисциплины «История органов внутренних дел». Комплексный характер учебной дисциплины «История органов внутренних дел» и ее взаимодействие с другими дисциплинами.

Игип

специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Смотреть картинку специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Картинка про специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних дел. Фото специально научные методы применяемые в ходе изучения дисциплины история органов внутренних делОбъект изучения— организация борьбы с преступностью и защиты обществ порядка.(шире чем предмет)

Предмет изучения— ОВД на различных этапах исторического развития.

Методы исследования:

-общенаучные методы( анализ ;синтез)

— анализ текстов( формально-юридический метод)

ОВД- гос орагны исполнительной власти, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность, а также борьбу с преступностью и иными правонарушениями.

История органов внутренних дел логически взаимосвязана с другими предметами, преподаваемыми в юридических вузах МВД РФ, и в первую очередь с национальной историей и историей государства и права. Включение данного курса в учебную программу обусловлено тем, что организация эффективной борьбы с преступностью невозможна без учета исторического опыта борьбы с правонарушениями. Обеспечивая специальную историко-правовую подготовку, она призвана также, составить соответствующую основу для восприятия других учебных дисциплин.

«История органов внутренних дел» является одной из учебных дисциплин, которая закладывает основы профессиональной подготовки юристов для подразделений органов внутренних дел. Если «История отечественного государства и права» создает историческое основание для тех знаний и умений, которые курсанты и слушатели получают в ходе изучения отраслевых и межотраслевых юридических дисциплин, то «История органов внутренних дел» обогащает курсантов и слушателей знанием конкретного исторического опыта и закономерностей общественного процесса, связанного с развитием отечественной правоохранительной системы.

Периодизация и источники изучения истории органов внутренних дел.

Периодизация — это способ изучения государства и права путем деления истории на отдельные временные периоды с целью наиболее полного изложения материала либо выделения формационных и иных особенностей институтов права и государства в тот или иной отрезок времени их существования, который зависит от выбранного критерия.

Периодизация курса «История органов внутренних дел» строится в соответствии с историческим процессом развития нашего государства.

В ней необходимо отметить некоторые особенности:

— органы внутренних дел начали формироваться с началом зарождения Русского государства, однако большинство государственных структур на первом этапе совмещали как внутренние, так и внешние функции. Специальных (регулярных) государственных и полицейских органов, в современном представлении, тогда не было;

— формирование специальных органов внутренних дел (приказов) начинается в Московском централизованном государстве с XV века;

— окончательно регулярная система органов внутренних дел складывается в России в период образования Российской империи, в ре­зультате реформ Петра I в начале XVIII века;

— особенное значение в развитии системы органов внутренних дел Российского государства имело создание в 1802 году Министерства Внутренних Дел, в состав которого вошли как некоторые из уже существующих, так и вновь созданные организационные структуры;

— после Октябрьской революции правоохранительные органы сначала решительно преобразуются, но постепенно происходит возврат к историческим традициям, усиливается роль специализации, разделения функций между службами.

Источник

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Вопросы лекции:

1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета.

2. Методология курса.

3. Основные задачи курса, особенности его периодизации и структуры.

Вопрос 1. Предмет и значение курса, его место в системе учебных дис­циплин университета

В настоящее время российское государство и общество переживает непростой исторический период. От того, как мы сумеем ответить на исторический вызов, насколько успешно разрешить наши социальные проблемы, зависит место нашей страны в будущем. Сумеем ли мы закрепить свой статус великой державы, создать процветающее общество или нас ждет историческое забвение?

Многое зависит от успеха проводимых властью реформ. И в их ряду трудно переоценить значение полицейской реформы. Практически каждого российского гражданина волнуют вопросы обеспечения жизни, здоровья, сохранения собственности, эффективной борьбы с наркобизнесом и организованной преступностью.

Как отмечают ученые, «историей и культурой России накоплены огромные ресурсы, которые позволяют, как сформулировать задачу по формированию национальной идеологии, так и наметить пути её практической реализации» [1]. Одним из приоритетов государственных преобразований, несомненно, является обеспечение безопасности государства, общества и личности в России.

Без общественной поддержки любой закон, любые реформы будут обречены на неудачу. Необходимо получить доверие народа. Не стоит излишне надеяться на обеспечение правопорядка исключительно силами полиции. Представляют интерес наблюдения чиновника Эриванской губернии, изложенной им в докладной записке в 1902 году: «Говоря о разбоях на Кавказе, необходимо иметь в виду, что в населении еще не остыл военный пыл, а зачатки гражданственности едва пустили самые малые ростки в слои общества. Всякое беззаконие исчезнет только с воспитанием народа в духе гражданственности и уважения к закону, праву и справедливости» [2]. Права человека основываются: на нравственных категориях, на представлениях о чести и справедливости, на духовных идеалах общества.

Историческая память объединяет российское общество. В прошлом заключен огромный опыт, позволяющий решать насущные государственные и общественные проблемы.

Современное развитие правоохранительных органов, проведение полицейской реформы является неотъемлемой частью исторического процесса модернизации российского государства, права и общества. Изучение историко-правового закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его полицейской системы.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт создания и развития органов внутренних дел, который является составной частью опыта реформирования российского государства. Творческое использование накопленного правоохранительного опыта является важным условием повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в современный период.

«История органов внутренних дел России», как и «История государства и права России», является наукой не только исторической, но и юридической. Такие научные дисциплины принято называть историко-правовыми. Они имеют прямое отношение, как к исторической науке, так и к науке о государстве и праве, а поэтому входят в число основных учебных курсов, изучаемых в Санкт-Петербургском университете МВД России, являясь необходимым элементом высшего юридического образования.

История органов внутренних дел России находится в тесной связи и с такими науками, как уголовное право, уголовный процесс, административная деятельность органов внутренних дел, управление в ОВД и рядом других наук.

Предметом истории органов внутренних дел России является:

— изучение процесса возникновения и развития системы органов внутренних дел дореволюционной России, рассмотрение организационной структуры и деятельности таких ключевых звеньев системы, как полиция, тюремные учреждения, пожарная охрана и других органов, характеристика их сущности, особенностей комплектования и обучения;

— изучение основных закономерностей становления и развития органов внутренних дел советского государства, системы управления ими, форм и методов деятельности, раскрытие их роли в решении важнейших государственных задач;

— анализ исторического опыта как фактора совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

В ходе изучения дисциплины рассматриваются конкретные экономические, социальные и духовные условия, воздействующие на правопорядок, развитие государственных структур и правовых институтов, ориентированных на борьбу с преступностью в России. Основное внимание уделяется изучению устройства органов внутренних дел, их структуре и функциям.

Внимание слушателей и курсантов сосредоточивается на изучении конкретных правовых источников, актов и кодексов, определявших организационную структуру, состав и функциональную деятельность органов внутренних дел. При этом анализируются вопросы эффективности наиболее значимых правовых норм, особенности их реализации в практике деятельности органов внутренних дел России.

Среди наиболее важных проблем курса находятся проблемы возникновения и развития регулярной полиции, её различных подразделений, принципы ее деятельности, вопросы полицейского права, опыт взаимодействия подразделений и служб органов милиции и внутренних войск, особенности их работы в чрезвычайных условиях и ряд других.

История – наставница жизни, как говорили древние мыслители. Общество и государство, воспринимающее исторические уроки – развивается и процветает.

Усвоение основных закономерностей исторического процесса в области государства и права, мирового и отечественного опыта государственного строительства, правовой деятельности дает возможность правильно оценивать современные процессы, принимать правильные решения в правоохранительной работе.

История органов внутренних дел России содержит в себе огромный исторический опыт. В этом опыте содержатся как положительные, так и негативные моменты, которые необходимо учитывать в современных условиях.

Как отмечается в монографической литературе: «Состояние законности в стране взаимосвязано с гармонизацией интересов личности, общества и государства, выступает в качестве индикатора легитимности и легальности власти, издающей общеобязательные нормативные акты» [3].

Полицейское законодательство должно быть кодифицировано, не содержать коллизий и пробелов, быть легко доступно для понимания и однозначно трактоваться, отражать потребности общественной жизни. Но принципиально важно, чтобы при условии строжайшего судебного и прокурорского надзора структура правоохранительных органов была единой, управлялась централизованно и их деятельность была направлена на обеспечение безопасности общества, личности и государства.

Для проведения любой государственно-правовой реформы необходимо достаточно продолжительный срок. Следует в большей мере, обращать внимание на вопросы стратегического планирования, долговременного развития государственных органов, и в частности полицейских, с учетом степени важности решаемых ими социальных и криминогенных проблем, величины обслуживаемой территории и количества населения.

Вопрос 2. Методология курса

Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели.

Метод позволяет искать новое знание, создавать науку, как систему знаний, способную к обогащению новыми принципами, идеями и видами[4].

Успешное решение задач, стоящих перед историко-правовыми науками, возможно только на основе подлинно научной методологии. Такой методологией является диалектический материализм, являющийся общефилософской базой для объяснения государственно-правовых явле­ний и процессов, их всестороннего изучения. Адекватной и полезной будет такая методология, которая позволит исследовать предмет и выразит его существенные признаки и элементы.

Методологию составляют различные подходы и методы.

Диалектико-материалистический подход к изучению государства и права отвергает их божественный, непознаваемый характер, видит первопричину возникновения и развития государства и права в экономическом базисе, в социально-экономическом строе общества. В то же время он требует учитывать географические, биологические, демографические, личностно-психологические и другие факторы, влияющие на исторический процесс.

Диалектико-материалистический метод раскрывает наиболее общие закономерно­сти движения человеческой мысли к истине, концентрируя все наиболее важное и существенное, что содержится в других методах, включает в себя их богатство, так же как всеобщее впитывает особенное и единичное.[5]

Его использование помогает более глубокому пониманию сущности правоохранительной деятельности, полицейских органов, за­кономерностей развития полицейских подразделений.

Диалектический метод требует рассмотрения всех исторических явлений не изолированно, а в органической связи со всеми фактора­ми и условиями, требует их всемерного выявления и анализа.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, пе­рехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использова­нию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действитель­ность, можно правильно осмыслить и проанализировать роль полиции в обществе, ход развития органов внутренних дел.

Диалектико-материалистическому методу в истории (историческому материализму) противостоят религиозно-идеалистический и схоластический (догматиче­ский) методы. Они исходят из божественного происхождения государства и права, божественной предопределенности всех происходящих в них из­менений, отрицают зависимость развития государства и права от экономического базиса.

Диалектико-материалистический метод, составляя основу историко-правовых наук, предполагает использование и других специально-научных методов исследования.

Для изучения «Истории органов внутренних дел России» важное значение имеют такие методы и подходы, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой, формально-правовой и системный.

Курс Истории органов внутренних дел строится в соответствии с требованиями принципа историзма. Это означает, что все развитие органов внутренних дел, как дореволюционной России, так и советского государства рассматривается в тесной неразрывной связи с теми общественными процессами, в которых происходила их деятельность.

Методология отражает познание, выясняет возможности познавательных механизмов. Историческое толкование права означает как учет политической и криминогенной ситуации, состояния духовной и материальной культуры российского общества, состояние экономики, степень защищенности права собственности, так и само официальное толкование норм полицейского права того времени. Историческое толкование норм полицейского права неизбежно включает в себя «оценочные понятия…язык права того времени, характерные для него средства и приемы юридической техники». [6]

Под методологией права понимается применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических принципов, катего­рий, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений[7].

Причем юридическому методу присущ правовой взгляд на мир[8].

При рассмотрении истории органов внутренних дел нужно связывать анализ с социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в стране в указанные исторические периоды, особенно когда возникали общественные, государственные, социально-экономические кризисы.

В ходе обучения используются примеры из юридической практики, проводятся воспитательные примеры, когда сотрудник полиции проявляет героизм, спасая людей.

Сотрудник полиции не должен быть равнодушен: к чужой боли, к чужим страданиям, к чужой беде. Чужой беды не бывает.

Сотрудник полиции должен думать, прежде чем совершать следственные и оперативно-розыскные мероприятия, не нарушать прав человека и гражданина, выполнять предписания закона.

При исследовании данного комплекса вопросов активно применяется системный метод. Современная полицейская система представляет собой социально-правовую ценность, является итогом многовекового развития цивилизации. Вместе с развитием общества происходят изменения в правоохранительной сфере и в методах правового воздействия, принимаются законы, призванные регулировать новые общественные отношения, отменяются устаревшие ограничения и запреты.

Системный подход к полицейской деятельности предполагает укрепление и развитие форм и методов взаимодействия ее субъектов, учет разнообразных общественных факторов, воздействующих на режим законности.

Например, обоснованно предлагается «смягчать негативные последствия резкого социального расслоения, более эффективно и адресно организовывать социальную помощь».[9]

Следует искать и внедрять новые формы обеспечение правопорядка новые способы урегулирования конфликтов.

Содержание «полицейская система» не может быть раскрыто вне связанности данного понятия с понятием «полицейский орган» «полицейская деятельность». Поскольку связь элементов в системе подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого, постольку и анализ структуры начинается с выявления компонентного состава системы. Являясь единым целостным образованием, правоохранительная система имеет присущую ей структуру. Возникает потребность в структурном анализе.

Его необходимость вытекает из специфики системного и функционального методов, сходных тем, что посредством каждого из них, так или иначе выясняются и анализируются структурные элементы системы.

Функциональный подход к правовым явлениям предполагает не только установление составляющих их элементов, но и изучение этих элементов в изменении, движении, развитии. Функциональный анализ возможен только в динамичных системах, способ­ных к изменениям. Таковой и является полицейская система.

Рас­крыть процесс правового регулирования полицейской системы невозможно без выяснения внутренних компонентов регулирования, установления элементов, ее составляющих.

Формально-юридический метод активно используют при толковании и применении права. Право как формально определенное правило поведения нередко предполагает строго определенную формализованную процедуру толкования и правореализации.

Ценность математического, кибернетического метода состоит в возможности с его помощью проводить работу по сбору и хранению информации о деятельности правоохранительных органов. Это допустимо в тех случаях, когда то или иное качество или явление можно подверг­нуть количественному анализу, выразить относительно простыми элементами, под­дающимися количественным измерениям. С помощью математического метода можно успешно проверить, например, эффективность воздействия норм полицейского права на различные группы населения, оценить количество совершенных на определенном временном отрезке преступлений, а затем на основе этих исследований уже сделать соответствующие выводы об эффективности либо неэффективности полиции в конкретном регионе.

Социальные исследования показывают, как реализуется назначение полицейских органов, как они решают стоящие перед ними задачи, какова их эффективность и какие нужны меры для того, чтобы найти более оптимальные организационные формы их функционирования. Социально-правовые исследования ведутся на основе социологических приемов, а именно изучение практики применения закона, анкетиро­вание, интервьюирование самих полицейских, различных групп населения. Невозможно оценить социальную эффективность полицейской деятельности, не проводя соответствующих социально-правовых исследований.

В связи с большим объемом учебного материала основным учебным методом работы учащихся по овладению знаниями является самостоятельная работа по изучению рекомендованной литературы и других источников, в том числе диссертационных исследований, осуществляемая в соответствии с методическими заданиями.

В учебном процессе большую роль играют также лекции и семинарские занятия, на которых слушатели и курсанты не только пассивно усваивают преподносимый преподавателями материал, но и сами активно участвуют на семинарах и практических занятиях в обсуждении поставленных вопросов, совместно обсуждают наиболее трудные разделы.

Учитывая важность курса «История органов внутренних дел» в деле подготовки грамотных специалистов для органов внутренних дел, повышения их правовой культуры, воспитания гордости за выбранную профессию в рамках курса курсантам и слушателям предлагается по желанию написание реферата по предлагаемой тематике.

В учебно-методическом кабинете кафедры Истории государства и права слушатели и курсанты могут воспользоваться литературой и другими пособиями по данному курсу, получить необходимые консультации у дежурного преподавателя.

На кафедре функционирует научный кружок, в рамках которого курсанты и слушатели встречаются с ветеранами и практическими сотрудниками различных подразделений органов внутренних дел, а также самостоятельно проводят научные изыскания по интересующей их проблематике.

В учебном процессе используются возможности проводимых научных конференций, в которых слушатели и курсанты при­нимают активное участие путем подготовки выступлений по тем или иным проблемам становления и деятельности органов внутренних дел.

Комплексное применение всей совокупности методов изучения Истории органов внутренних дел позволит слушателям и курсантам успешно усво­ить программный материал данного курса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *