спбгутд история искусств вступительные
Классическое и современное искусство
50.03.04 Теория и история искусств
«Классическое и современное искусство» — это новая образовательная программа, появившаяся на кафедре истории и теории искусств в этом году. Специалист, освоивший данный профиль, будет вести научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, организационно-управленческую работу, рассматривая культуру и искусство как область научного анализа и как социальную сферу.
Объектами работы являются памятники и произведения искусства, относящиеся к художественно-историческому наследию, авторы произведений и их творчество, образование в области истории и теории искусства.
Выпускники будут работать в творческих союзах и объединениях, в организациях и учреждениях сферы культуры и искусства, популяризируя те или иные направления, будут заняты в системе реставрации и консервации произведений, а также в сфере менеджмента и бизнеса в области культуры и искусства.
В рамках образовательной программы «Классическое и современное искусство» в процессе обучения предусмотрены учебные и ознакомительные практики с посещением музейных экспозиций и спецхранилищ, интерьерных и антикварных салонов. Студенты имеют возможность проходить стажировки в учебных заведениях зарубежных стран.
Наши партнеры:
Российский Этнографический музей
Исторические парки «Россия – моя история»
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Выпускники подготовлены к работе в качестве экспертов в области искусства, арт-дилеров, экспозиционеров и кураторов в сфере искусства и культуры.
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, государственный музей-заповедник «Царское Село», государственный музей-заповедник «Гатчина», государственный музей истории религии, Музей Карла Фаберже, антикварные салоны и галереи, студии дизайна и мебели, а также кино- и театральная индустрия.
Приобретенные в процессе обучения знания и профессиональные навыки позволят выпускникам вести научно-исследовательскую работу в сфере всех видов искусств, заниматься педагогической деятельностью, быть организаторами и кураторами разнообразных выставочных событий, работать в качестве журналистов — обозревателей в области искусства, моды и дизайна.
Порядок проведения творческого конкурса на бюджетные места для поступающих на направление подготовки:
54.03.01 Дизайн, 54.05.03 Графика (ИГД)
История искусства и культуры
Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» предусматривает рассмотрение достижений культуры на разных этапах развития человечества в хронологической последовательности – от культуры античности до культуры ХХ века, основываясь на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. В рамках данного испытания акцентируется внимание на таких основных компонентах мировой культуры, как: мифологические и религиозные представления, научные знания, письменность и образование, устное народное творчество и литература, изобразительное искусство и архитектура, театр и музыка. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с мировой культурой, что даёт возможность по достоинству оценить её потенциал, уникальность и значимость.
Программа испытания ориентирована на курс «Мировая художественная культура», являющийся федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа дополнительного вступительного испытания творческой направленности «История искусства и культуры» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой культуре и искусстве, их месте в жизни общества и каждого человека, логике развития в исторической перспективе.
Форма проведения вступительного испытания на места, финансируемые из федерального бюджета
Вступительный экзамен по истории искусства и культуры проводится в письменной форме с применением дистанционных технологий (компьютерного тестирования) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Длительность экзамена – 2,5 часа (150 минут).
Каждый билет состоит из 8-ми тестовых заданий и 2-х вопросов, требующих развернутый ответ (первый вопрос – по зарубежному искусству и культуре, второй – по русскому).
Шкала оценивания – 100-балльная.
Абитуриент должен показать знания:
– основных этапов развития мировой культуры и их хронологию;
– достижений культуры России и ее места в системе мировой культуры;
– основных видов и жанров искусства;
– направлений и стилей мировой культуры;
– шедевров мировой художественной культуры;
– особенностей языка различных видов искусства;
– основных событий, произведений и имен выдающихся деятелей культуры.
Абитуриент должен уметь:
– узнавать произведения культуры и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
– устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
– выражать собственные суждения о произведениях классики и современного искусства;
– выполнять творческие задания и давать расширенные и аргументированные ответы по темам, посвященным достижениям культуры отдельных цивилизаций и эпох, или отдельным сферам культуры.
Программа вступительного испытания
1. Перечень тем вступительного испытания «История искусства и культуры»
Зарубежное искусство
Искусство и культура античного мира (Древняя Греция и Древний Рим)
Искусство и культура средневековой Западной Европы
Искусство и культура Византии
Искусство и культура эпохи Возрождения
Западноевропейское искусство ХVII – ХVIII вв.
Искусство и культура стран западной Европы в ХIХ веке
Западноевропейское искусство и культура ХХ века
Отечественное искусство
Искусство и культура Древней Руси
Искусство и культура Московского государства
Русское искусство и культура ХVIII вв.
Русское искусство и культура ХIХ вв.
Отечественное искусство и культура ХХ века
2. Вопросы для развернутого ответа
2.1 Вопросы по зарубежному искусству и культуре
Архитектура и скульптура Древней Греции
Литература и театр Древней Греции
Архитектура Древнего Рима
Изобразительное искусство Древнего Рима
Литература Древнего Рима
Зарождение и распространение христианства, и его влияние на европейскую средневековую культуру
Архитектура и изобразительное искусство Византии
Литература средневековой Западной Европы
Романский стиль – первый общеевропейский художественный стиль в искусстве
Готическое искусство (архитектура и скульптура)
Выдающиеся деятели Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии
Титаны итальянского Возрождения
Литература и театр эпохи Возрождения
Барокко и рококо в западноевропейском искусстве ХVII – ХVIII вв.
Литература европейского Просвещения
Классицизм в европейской культуре, его сущность и основные этапы развития
Романтизм – новое идейное и художественное направление в культуре ХIХ в.
Реализм как творческий процесс и художественный метод в искусстве европейских стран ХIХ в.
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Направления в европейской архитектуре первой половины ХХ в.
Авангардные направления в изобразительном искусстве первой половины ХХ в.
2.2 Вопросы по отечественному искусству и культуре
Мифология и изобразительное искусство древних славян
Принятие христианства на Руси и его влияние на развитие культуры и искусства
Памятники литературного творчества Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Архитектура Древней Руси в IХ – ХIII вв.
Просвещение и литература в Московской Руси (ХIV – ХVII вв.)
Архитектура Московской Руси в XIV – ХVII вв.
Русская иконопись и монументальное искусство в ХIV – ХVII вв.
Декоративно-прикладное искусство средневековой Руси
Основание Петербурга и его роль в истории России
Архитектура Петербурга ХVIII в.
М.В. Ломоносов и его вклад в русскую науку и культуру
Изобразительное искусство России в ХVIII в.
«Золотой век» русской литературы
Реализм в русской литературе второй половины XIX – начала XX в.
Русская архитектура ХIХ в.
Русское изобразительное искусство первой половины XIX в.
Творчество художников-передвижников
Музыкальное искусство России в XIX в.
«Серебряный век» русской культуры
Художественные направления в отечественном искусстве в 20-е гг. XX в.
Судьбы творческой интеллигенции в первые годы Советской власти Культурная революция в СССР в 1920 – 1930-е гг.
Социалистический реализм в советском изобразительном искусстве
Отечественное искусство в период «оттепели».
Список рекомендуемой литературы для подготовки к вступительному испытанию
1. Основная литература
Учебники по мировой художественной культуре для 10 – 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 10 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебник для 11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л.Г. Емохонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 240 с.;
3. Караськова О.В. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.– 416с.
4. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 375 с.; Ч. 2: Русская художественная культура: [учебник] / Л.А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 315 с.;
5. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 кл. В 2-х ч. Ч. 1: [учебник] / Л.А. Ра-пацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 384 с.; Ч. 2: [учебник] / Л.А. Рапац-кая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 320 с.
6. Срабова О.Ю. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгей-ский мир. Древняя Греция. Древний Рим. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2007. – 352 с.; Срабова О.Ю. Новое время. Западная Европа ХVII – ХIХ вв.: Учеб. пособие / Под ред. Ю.В. Лобановой. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 432 с.
7. Солодовникова Ю.А. Мировая художественная культура. 10 кл.: учебник для общеобразова-тельных учреждений / Ю.А. Солодовникова. – М.: Просвещение, 2009. – 304 с.
2. Дополнительная литература
1. Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000.
2. Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. – 624 с.
4. История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель науч-но-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с.
5. Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – ХVII вв. – М.: Трилистник, 2000.
6. Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 240 с.
8. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука классики, 2002.
Задание № 1-5: по 4 балла за правильный выбор ответа из четырех предложенных вариантов;
Задание № 6: 6 баллов за правильную формулировку открытого ответа;
Задание № 7: 3, 6 или 12 баллов за правильную хронологическую последовательность;
Задание № 8: 3, 6, 9 или 12 баллов за правильное соотнесение.
Задание № 9 и № 10 – максимально по 25 баллов.
1. Соответствие заданию содержания ответа, понимание темы, стиля или направления в искусстве, места и роли эпохи в развитии культуры.
содержание ответа не соответствует заданию – 0 баллов;
содержание ответа минимально соответствует заданию – 1 балл; содержание ответа частично соответствует заданию – 3 балла;
содержание полностью соответствует заданию – 5 баллов.
Порядок проведения творческого конкурса для поступающих на направление подготовки:
54.03.01 Дизайн, 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, 54.05.03 Графика (ИГД)
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио «Профессиональное испытание» — это папка в формате PowerPoint, в которой представлены работы абитуриента по рисунку, живописи и композиции:
I. Рисунок
Количество работ: 5-10.
Формат: А2 и больше.
Техника: графитный карандаш, уголь, сепия, соус;
наброски, зарисовки: мягкий графитный карандаш, сепия, однотонная пастель, уголь рисовальный, тушь (кисть, перо).
Необходимо предоставить на выбор:
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с принципами конструктивного построения простых и сложных геометрических форм изображаемых объектов.
Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. При моделировании тоном, должно быть уделено основное внимание пространственному соподчинению форм в различных планах и ракурсах. Рисунок должен показывать ясное представление абитуриента о масштабе и пропорциях изображаемого объекта.
В рисунке должны быть видны навыки работы выбранным материалом, владение графическими приёмами светотеневого моделирования формы.
Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и показывать знания и навыки абитуриента в этой области.
Абитуриент должен показать понимание закономерностей взаимосвязей объемов и плоскости, соподчинения частей и целого, уметь анализировать любой пространственный объект на основе соподчинения общего и частного, видеть и изображать пластические связи объектов в пространстве.
Рисунок должен показывать, что его автор владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Грамотное композиционное решение рисунка
Пропорциональное соотношение предметов в листе
Моделировка формы и деталей
Умение владения перспективой
Общее тональное решение работы
Степень завершенности работы
Качество исполнения, наличие общей графической культуры
II. Живопись
Количество работ: 5-7.
Формат: А2 и больше, до А1.
Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, масло.
Основные требования к живописи: композиция, построение (рисунок), работа цветом.
Абитуриент должен показать умение работать в выбранной технике. Правильность компоновки натюрморта в выбранном формате, соблюдение пропорций. Умение организовать воздушно-пространственную среду, передавать при помощи цвета и тона материальность и объем предметов натюрморта. Показать колористическое решение натюрморта и гармоничность цветовых отношений. Передать материальность изображаемых объектов, плановость в изображении пространства.
Живописные работы должны быть оформлены в паспарту шириной 3-5 см.
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Композиционное решение натюрморта
Пропорциональное соотношение предметов в листе
Гармоничность цветовых отношений
Передача материальности изображаемых предметов
Передача плановости, пространства
Степень завершенности работы
III. Композиция
Все фото должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
«Эскиз костюма» (для поступающих на профиль Дизайн костюма)
Количество работ: 8-12 эскизов.
Формат: А3, прямоугольный вертикальный формат.
Техника: акварель, гуашь, акрил, темпера, пастель, смешанная техника.
Абитуриент должен уметь изображать модель в правильных пропорциях, грамотно компоно-вать фигуру в листе. Уметь передавать цветовую гармонию и владеть графическими навыками. Важно показать умение работать в разных техниках (гуашь, температура, акварель, гелевые ручки, акварельные карандаши и др.).
Эскизы костюма должны отражать основные стили в моде, воплощать модные тенденции одежды в соответствии с трендами сезона. Приветствуется смелость и креативность, хороший вкус и фантазия.
Возможные темы: «Джинсовая фантазия», «Уикенд на природе», «Молодежный Street style», «Дизайнерское платье или платье мечты», «Спорт-шик», «Прогулка по городу» и так далее.
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Размещение композиции в листе в соответствии с пропорциями, модной графики
Выявление конструктивных особенностей костюма
Передача образа композиции
Колористическое решение композиции
Соответствие модным тенденциям
Творческий поиск и оригинальное решение композиции
«Плоскостная цветная композиция» (для поступающих в Институт графического дизайна)
Количество работ: 7-10
Техника: аппликация, возможна гуашь, темпера (смешанная техника с применением карандашей, маркеров, линеров), графический редактор
Композиция выполняется из простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и их составляющих. Представленные работы могут быть абстрактными, фигуративными, стилизованными, с применением шрифтов.
Композиция должна быть подчинена общим правилам компоновки, равновесия, конструктивности, обоснованности цветового решения. Необходимо образное решение работы, эксклюзивность, выразительность и современность.
Возможные темы: «Обложка компакт-диска» (любимая музыкальная группа или исполнитель, любимый кинофильм, мультфильм), «Слово – образ» (короткие слова, касающиеся времен года, природных явлений, названия городов, стран, стили музыки), «Любимое животное», «Любимый город» и так далее.
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Размещение композиции в листе
Передача характера композиции
Соблюдение равновесия в композиции
Передача образа композиции
Колористическое решение композиции
Степень завершенности работы
«Монохромная объемно-пространственная композиция» (для поступающих на специальность Дизайн среды, интерьера)
Количество работ: 4-5
Техника: карандаш, мягкий рисовальный материал (сепия, ретушь, соус рисовальный), бумага белая или тонированная.
Из простых геометрических форм и их элементов организовать глубинно-пространственную или объемную композицию.
Из работ должно следовать, что абитуриент владеет такими знаниями и понятиями, как симметрия, асимметрия, статика, динамика, композиционный центр, равновесие.
В работах должно быть показано конструктивное рисование элементов со сквозным построением, передачей объема, пространства, перспективы, правильное и сбалансированное использование пятна, линии, тона.
Возможные темы: «Глубинно-пространственная композиция из контрастных форм», «Ритм», «Вертикаль», «Горизонталь», «Ритмическое развитие формы» и так далее.
В крайнем случае можно включить в портфолио работы по станковой композиции.
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Размещение композиции в листе
Соблюдение равновесия в композиции
Выявление конструктивных особенностей композиции
Тональное решение (цельность) композиции
Уровень владения выбранной техникой исполнения
Степень завершенности работы
«Станковая композиция»
Количество работ 3-5 работ в тоне и 3-5 работ в цвете.
Техника: карандаш, мягкие материалы, акварель, гуашь, темпера, масло
Под станковой композицией подразумевается выполнение эскиза будущей станковой картины, в действие которой могут быть включены одна или несколько фигур человека, животные, на фоне ландшафта или в интерьере.
Основные требования к композиции: грамотное расположение изображаемых объектов, органичное цветовое и тональное решение, передача эмоционального состояния произведения.
Абитуриент должен показать умение целостно организовать формально-композиционную и образно-пластическую структуру листа при помощи тонально-цветового пятна, ритма, фактур, текстур.
Абитуриент должен обнаружить художественное, творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к окружающему миру и будущей профессии, обладать колористическим видением и композиционным мышлением.
Возможные темы: «Встреча», «Рынок», «Спорт», «В мастерской художника».
Критерий оценивания
Максимальное количество баллов
Формально-пластическая ритмическая организация листа
(размещение предметов и объектов в формате, организация композиционного центра и подчиненность ему остальных элементов, ритм, контраст, равновесие)
Соблюдение композиционного равновесия
Живописные, (графические) качества композиции
Степень завершенности работы
Качество исполнения, оригинальность творческого замысла
Тональное решение (цельность) композиции
Использование текстур, фактур, художественных приемов
История искусств
«Изобразительное, прикладное искусство и архитектура»
«История и теория моды»
Сферой профессиональной деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу является подготовка и проведение научно-исследовательских работ, написание статей, научных трудов в соответствии с тематикой проводимых исследований, участие в круглых столах, распространение и популяризация результатов своих научных исследований, подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка научных публикаций, участие в разработке образовательных и культурно-просветительских аспектов государственной политики в сфере освоения и популяризации всемирного и отечественного художественного наследия, разработка и реализация культурно-просветительских и образовательных программ, осуществляемых учреждениями культуры, историко-культурная, искусствоведческая, художественная и краеведческая работа в учреждений культуры, музеях, галереях, выставочных центрах, художественных фондах, архивах.
В процессе обучения предусмотрены учебные и ознакомительные практики с посещением музейных экспозиций и спецхранилищ, выставок и дефиле, интерьерных и антикварных салонов. Также существуют индивидуальные программы проведения практик и стажировок за рубежом — в Финляндии, Германии, Италии.
Заказчиками кадров по данной образовательной программе выступают Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство лёгкой промышленности и товаров народного потребления.
Приобретенные в процессе обучения знания и профессиональные навыки позволяют выпускникам вести научно-исследовательскую работу в сфере всех видов искусств, быть организаторами и кураторами разнообразных выставочных событий, экспертами в области искусства, арт-дилерами, экспозиционерами и кураторами в сфере творческих индустрий, работать в СМИ в качестве журналистов — обозревателей в области искусства.
Выпускники имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.