советские кеды два мяча история
Кеды: История самой простой спортивной обуви в мире и СССР
Несколько недель назад на Boomstarter появился новый проект: несколько энтузиастов решили возобновить производство популярных в СССР кедов «Два мяча». Новость вызвала шквал обсуждений: насколько удобными и практичными были советские кеды, какие преимущества или недостатки были у них перед западными конкурентами (конечно, в первую очередь производства Converse) и, наконец, так ли они хороши с эстетической точки зрения или всему виной ностальгия. Мы попросили ребят, ответственных за возвращение советских кед, рассказать об истории этого типа обуви у нас и за рубежом.
Один век назад кеды предназначались для спортсменов и были обувью чемпионов. Их создатели и представить не могли, что такое изобретение станет эпохальным феноменом и предметом культа представителей многих субкультур и простых людей по всему миру.
Первые прародители кедов появилась аж в тридцатых годах XIX века: обувь предназначалась для прогулок по пляжу и носила название sand shoes. Современное название появилось в 1916 году из-за одноименной марки обуви Keds.
История этого бренда уходит корнями в 1892 год, когда девять небольших заводов по производству резиновых изделий объединились под вывеской U.S. Rubber Company. Во влиятельный альянс в том числе вошла и компания Goodyear, которая владела патентом на вулканизацию и специализировалась на изготовлении резиновой обуви с парусиновым верхом.
Реклама U.S. Rubber Company
Изначально их изделия носили название peds, по одной версии, произошедшее от латинского «pes» — нога, по другой, — от того, что их носили бедные американцы, которых на сленге звали педы. Название пришлось заменить, так аналогичное уже существовало. Поскольку марка работала на более юную аудиторию, то слово «peds» скрестили со словом «kid» — подросток. И не напрасно: иначе мы бы все до сих пор ходили в педах.
Бум начался в 1917 году, когда американец Маркус Конверс выпустил первую партию кедов, предназначенных для профессионалов баскетбола, — Converse All Star. Уже в 1919 кеды надел легендарный Чак Тейлор (первый спортсмен, попавший в зал славы баскетбола) и стал лицом бренда, который затем превратился в Chuck Tayor All Star. Сам Чак не оставался в стороне — он не только повысил продажи кедов, но и усовершенствовал их, добавив с внутренней стороны круглые нашивки для защиты лодыжек. Вскоре в Converse All Star тренировались даже атлеты. Это привело к тому, что в 1950-х треть профессиональных игроков НБА играла матчи в Converse. Сегодня эти кеды бьют все рекорды продаж в сегменте — за всю историю в чаки было обуто около 800 миллионов пар ног.
Обложка книги
СHUCK TAYLOR ALL STAR
Авраама Амидора
1. Одни из первых конверсов. 2. Мистер Чак Тейлор, он же Мистер Баскетбол, он же главный евангелист оллстаров. 3. Конверсы с инновационной (ну, на тот момент) технологией защиты косточки.
Однако были в истории Converse и трудные моменты. Когда США подключили свои силы к театру военных действий начала 1940-х годов, вся текстильная промышленность страны была брошена на обеспечение армии, из-за чего производство кедов приостановилось, вернувшись к былым объемам лишь в 1966-м. И тут же марка столкнулась с конкуренцией.
В 1951 году в Японии — стране, где высокие люди, скорее, исключение из правил, — появляется своя баскетбольная обувь. Кихачиро Онитсука с Onitsuka Tiger (позднее Asics) выпустил кеды — OKBasketball. Со свойственной японцам дотошностью Кихачиро создал уникальную подошву, чья конструкция, заимствовавшая принцип работы присосок осьминога, обеспечивала дополнительное сцепление кедов с площадкой. В XXI веке переиздание этой и последующих моделей Onitsuka Tiger стало суперуспешным коммерческим проектом.
Говоря о коммерчески успешных проектах, следует также упомянуть возвращение видного в 1950-х годах в Америке бренда кед PFFlyers: в 2001 году права на кеды, позволяющие, по заверениям рекламы, прыгать выше, выкупила компания New Balance и сейчас уcпешно продает по 20 миллионов пар ретрокед в сезон.
В 1980-х появляется другая обувь, идеальная для активного времяпрепровождения, — слипоны. Кстати, о западной традиции использования термина: там слипонами называют практически любую обувь без шнуровки, будь то пижонские мокасины или стильные лоферы.
Слипоны появились в Калифорнии стараниями Пола ван Дорена, который основал марку Vans и, по слухам, не очень-то радел за ее популяризацию. Все изменилось в 1982 году после выхода фильма «Беспечные времена в “Риджмонт Хай”», где Шон Пенн почти в каждой сцене появлялся в обуви Vans.
Фильм был популярным в среде школьников, которые в те годы активно увлекались скейтбордингом. По легенде самая популярная модель Vans — в черно-белую шашечку — появилась с их же подачи: Пол ван Дорен увидел, как мальчишки вручную раскрашивали обувь в такой узор черным маркером, и пошел у них на поводу.
Обложка фильма «Риджмонт Хай»
с Шоном Пенном
В 1950-х популярность кед перехлестнулась даже через железный занавес. В 1957 году в Союзе проходил Шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов, на котором собрались юниоры со всех идеологически свободных континентов. В то время мальчики из образцово-показательных семей продолжали носить лаковые ботинки или сандалии, а к новомодным кедам обращалась прогрессивная и широко мыслящая молодежь.
Шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов, 1957
Изделие стало продаваться в СССР в циклопических объемах. ГОСТ на кеды появился вскоре после фестиваля: он был закреплен за номером 9155-88 и обозначал «Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная».
Дополнительные партии товара завозились, но не из либеральных Штатов. Советскому стандарту (возможно, и с политической точки зрения) идеально соответствовали китайские и северокорейские варианты легкой спортивной обуви. С 1968 года кеды стали импортировать и финны — кеды завозились под брендом Nokia, известного сегодня на рынке мобильных устройств. Причем дизайн логотипа с 1960-х не претерпел никаких изменений.
В Советах кеды не были дефицитом. В 1960-е их носил каждый школяр. Купить пару всегда можно было в соседнем магазине спорттоваров, поэтому их без колебаний носили круглые сутки и зимой и летом, тем более что они оказалась намного удобней устаревших чешек. Спустя десять лет после фестиваля молодежи кеды уже настолько укоренились в советской жизни, что стали ее неотъемлемым атрибутом, а каждый школьник на физкультуре становился в линейку именно в них. В 1967 году в страну приехал американский репортер Билл Эппридж, который снял здесь известный репортаж Soviet Youth, и на снимках видно, что большинство советских юношей уже носит кеды.
Фотографии Билла Эпприджа из репортажа Soviet Youth, 1967
В 1979-м в романе «Это я, Эдичка» Эдуард Лимонов называет их на свой лад «сникерсами» и в таком виде отдает им место и в советской литературе. А Виктор Цой, также полюбивший сникерсы, укоренил их и в музыкальной культуре страны. Кеды проникли и в советское кино — мальчик-андроид Электроник, авантюристы Петров и Васечкин, Шарик из «Простоквашино» и разбитной мульт-Волк из «Ну, погоди!» — все они изображали не лощеные кинообразы, а рядовых парней в кедах.
1. Сыроежкин в кедах. 2. Шарик из «Простоквашино». Вместо полезных в хозяйстве вещей купил себе кеды и фоторужье. 3. Волк из «Ну, погоди!». 4. Виктор Цой в кедах. 5. Школьники на физре. 6. Классический советский спортивный лук. 7. Обладатели «Двух мячей» не расставались с ними даже на пляже. 8. Пацаны в лагере. 9. Мальчик в китайских кедах «Два мяча» заигрывает с девочкой в менее престижных литовских кедах Inkaras Kaunas. 10. Кеды на аутдоре. 11. Парни играют в стритбол.
Как выглядели советские кеды
Советские кеды имели подошву светлых или красных оттенков с четко обозначенным швом, переходящую в текстильный верх как правило синего или черного цвета. Шнурки чаще всего были белыми и имели металлические наконечники. У большинства советских моделей на внутренней стороне в районе щиколотки виднелись защитные круглые нашивки, стилизованные под мяч.
Пределом мечтаний были кеды китайского производства «Два мяча», они были не в пример качественней советских, достать их было сложнее, а расцветки и дизайн при этом отличались от распространенных моделей, что и сделало их предметом культа. Кеды синего цвета отличались более прочной подошвой зеленого цвета, а отделка, мысок и шнурки были белыми. С внутренней стороны, в районе косточки, располагалась круглая эмблема с двумя мячами — футбольным и баскетбольным.
Самым драгоценным товаром были полностью белые кеды «Два мяча». Они стоили четыре рубля, а похожие на них китайские Warrior и вьетнамские Forward — три.
История кед
09 Октября 2016 в 20:46
Купить стильные кеды можно было еще на заре девятнадцатого века, правда, в то время основной аудиторией были мужчины. И назывались они тогда совсем по-другому, и предназначение их было иное. Изначально это была обувь для пляжных прогулок. В 1830-м кеды назывались sand shoes, что в переводе так и означает – «туфли для песка».
Их полюбили американцы, в том числе из самых бедных слоев общества, которых на сленге называли «peds». Вот и легкую удобную обувь вслед за этим окрестили «peds». Правда, по другой версии это название произошло от «pes» – так на латинском звучит слово «нога». Версий две, но как бы то ни было, «туфли для песка» как «туфли для песка» были забыты в 1892 году. Их заменили на «keds», от которого, собственно, и пошло привычное нам обозначение легкой спортивной обуви «кеды».
А случилось это, когда девять маленьких компаний, выпускающих резиновые изделия, решили объединиться в один мощный альянс – U.S. Rubber Company, взявший курс на изготовление обуви для американских подростков – английское «kids», что является завершающим кусочком паззла возникновения названия.
Почему именно это направление? Альянс был очень влиятелен, и в него на тот момент входила перспективная фирма Goodyear, имеющая хороший козырь в рукаве – патент на вулканизацию, которая является лучшей технологией и по сей день. В итоге выпускаемый продукт (обувь с парусиновым недорогим верхом и резиновой подошвой) оказался очень востребованным в средних слоях общества. Это был общедоступный товар для самого огромного пласта покупателей, обязательно имеющего нескольких детей. Таким образом, подростки-горожане, юные фермеры и рабочий класс были первыми, кто стал носить кеды с джинсами, брюками, юбками и шортами.
Спортивная слава
В 1917 году история кед пережила новый бум – Маркус Конверс, занимавшийся выпуском исключительной семейной сезонной обуви, осуществил свою задумку: стать штатным обувщиком профессиональных спортсменов. Выбор пал на баскетболистов. Он изготовил первую партию профессиональной спортивной обуви – Converse All Star. Коричневые кожаные, с черной отделкой кеды конверс, имевшие товарный знак в форме звезды, стали обувью чемпионов. Именно в кедах Converse известный баскетболист Chuck Taylor (Чак Тейлор) первым вошел в зал славы баскетбола. Популярность конверсов возрастала с популярностью профессионального спорта, в который был влюблен весь американский континент. В 1921 году Маркус Конверс (Marquis Converse) заручился официальной подписью Чака Тейлора, ставшего официальным лицом фирмы, что выпускает обувь для профи баскетбола. Миру явилась линейка обуви Chuck Taylor All Star – популярнейшие конверсы, в очередной раз изменившие историю кед.
До 2001 года компания изготавливала классические кеды на резиновой подошве, кроссовки, повседневные модели, а также замшевые стильные мужские кеды с гибкой подошвой для нового увлечения динамичной молодежи – скейтбординга. На этой обуви буквально выросли миллионы американцев. Но ряд событий на мировой и экономической аренах – и компания заявляет о банкротстве. След за этим возрождение – Converse Chuck Taylor All Star были выкуплены компанией Nike в 2003 году, сделку оценили в более чем 300 миллионов долларов.
Произошло то, что для крупной компании считается мощным усилением – вместе с приобретенным брендом весь накопленный опыт последних переходит новому владельцу, который становится еще сильнее. Затем Nike проводит много аналитической работы и, сокращая расходы, упрощает конструкцию верха и подошвы конверсов.
Обувь на присосках
Но не только американцы выпускали спортивную обувь. В 1951 году в Японии появился сверхперспективный проект с многомиллионной коммерческой выгодой. Кихачиро Оницука, Onitsuka Tiger (позднее – Asics) создал обувь с уникальным протектором подошвы: в основу была взята способность осьминожьих присосок, слепливающихся с любой поверхностью. Такое сцепление для занятий профессиональным баскетболом вмиг стало популярным.
В Германии же появились кеды Adidas, которые впоследствии нам привычней стало называть кроссовками. В Англии – кеды Reebok, бренд, родившиеся из мечты обыкновенного деревенского бегуна, мечтающего о своей уникальной и счастливой обуви, созданной для побед.
Крадущаяся тень
Обувь для занятий спортом была абсолютно разной, но ее объединяла одна общая черта – удобная эластичная резиновая подошва с протектором, шнуровка, защита в области косточек. На Западе нет привычного нам разделения на кеды и кроссовки: за океаном для этой обуви есть единое обозначение «sneakers», в основе которого «sneak» (красться). Резиновая подошва издает очень мало шума, тем более та, что для надежного сцепления с любой поверхностью снабжена протектором. Также в истории sneakers есть и курьезный момент: в одно время такая обувь стала частью экипировки домушников, бесшумно прокрадывающихся в жилье средь бела дня и ночи.
Панки и скейтбордисты
Возвращаясь к субкультурам: в конце шестидесятых появилась новая уличная мода – стиль свободолюбивых панков. Их стиль жизни диктовал иные ценности, иные образы и, как следствие – им требовалась иная обувь. В те времена в Калифорнии были рождены слипоны – кеды Vans с резинкой вместо шнуровки. Их «отцом» стал Пол Ван Дорен из западной Калифорнии, выпускающий недорогую повседневную обувь, которую впоследствии так полюбили скейтеры и панки.
А вот популяризации кед Vans послужила молодежная комедия восьмидесятых «Беспечные времена в «Риджмонт-Хай», где молодой скейтбордист и серфер Спикколи (Шон Пенн) ходил только в кедах Ванс. В восьмидесятые это были невероятно стильные мужские кеды, в которых разгуливали многие «сникерхэды». Однако у них была совершенно не спортивная история – это была фишка бунтующей молодежи, урбанистическая обувь уличного стиля.
«Два мяча» и советская молодежь
В Советском Союзе история кед взяла свое начало в 1957 году – именно тогда проходил Шестой Всемирный Фестиваль Молодежи и Студентов, объединив в одном месте людей разных культур и неминуемо вызвав обмен ценностями. Дух свободы вместе с кедами захватил умы. Следом за этим появилась потребность в этой новой обуви, причем своей – отечественной. Был создан ГОСТ, закрепленный за номером 9155 «Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная», и стильные кеды стали производиться в государственном масштабе.
Поклонниками кед стали все без исключения, их носили и школьники, и студенты, обычные люди наряду со знаменитостями, среди которых был Юрий Алексеевич Гагарин, появлявшийся на спорт площадках исключительно в них. Устаревшие чешки уступили свое место, кеды стали продаваться повсеместно, носили их зимой и летом, причем везде – от занятий физкультуры до турпоходов. В каждом дворе мелькали, на каждом мальчишке красовались классические кеды, а красоваться было действительно чему: они были всевозможных фирм и расцветок, высокие, низкие, и среди них особняком стояли кеды «ДВА МЯЧА». Это был обувной цимес: появившиеся в середине 60-ых годов, сразу же стали отличаться качеством и удобством, хотя первое что бросалось в глаза – дизайн! Патч на щиколотке, логотип на подошве, рисунок на самой подошве и рифленые носки – такое внимание к деталям ценится и по сей день. «ДВА МЯЧА» благодаря той самой технологии горячей вулканизации и самой по себе качественной резине – были по-настоящему неубиваемые, а благодаря впервые примененной ортопедической поддержке в стельке их действительно носили, не снимая. Купить стильные кеды «ДВА МЯЧА» было труднее чем другие, к тому же стоили они дороже конкурентов – вместо привычных рубль-двадцать-пять – четыре!
Неудивительно, что такая народная обувь нашла отражение и навсегда осталась запечатлена на кинолентах и даже мультипликационных просторах: Электроник, Петров и Васечкин, Шарик из «Простоквашино» – лишь немногие, кто появлялся в кадре, щеголяя в кедах.
К восьмидесятым годам они окончательно закрепились в городской и загородной среде, на спортивных фестивалях и на музыкальных площадках. Новый кумир молодежи – Виктор Цой, появляясь в них, также показывает свою причастность к народу и немного «окрашивает» кеды в бунтарские краски.
Однако после Олимпиады-80 ситуация меняется – на смену приходит мода на кроссовки, которые привлекают внимание в основном именно своей новизной. Советские классические кеды на протяжении следующего десятилетия начинают постепенно делить с ними пальму первенства. А далее с закатом Советской эпохи после известных событий идет волна товара из-за границы, характерная дешевизной и низким качеством, что оказывается в то время более востребовано.
Новый виток истории
Союз канул в Лету. Вместе с ним ушли и классические кеды ГОСТа 9155. Казалось бы, навсегда. Осталась только память современников, ностальгирующих о прошедшем качестве. А также сохранившиеся до наших дней в небольшом количестве оригинальные образцы, благодаря которым стало возможно возвращение стильных кед.
В 2016 году команда энтузиастов, досконально изучившая направление «модные кеды в современном мире» вернула сначала на прилавки, а затем и на улицы легендарный советский бренд. «ДВА МЯЧА» – не псевдо-ГОСТ и не стилизованное в угоду сникерхэдов советское ретро. Это стильные даже на момент 2016 года кеды, выпускающиеся в той же китайской провинции, что и раньше, причем не по аналогичным технологиям, а в точности по стандарту, созданному в СССР. Все то же самое:
С одним только весомым «но» – стильные кеды с рифленой подошвой, отпечатывающей характерные следы с мячами, модернизированы легким материалом стельки с ортопедическими свойствами.
Сам кеды, как и прежде – для всех: во-первых, обувная индустрия не придумала ничего лучше, чем шнурованная обувь на протекторной подошве, и этот подход актуален вне возраста. Во-вторых, это обувь-унисекс, вот мы и получаем:
В-третьих, нынешний тренд – контрасты, замешанные на удобстве. И сегодня слипоны с шортами, кеды с джинсами и брюками, кеды с юбкой и платьем не носит только тот, кто не следит за модой. Поэтому выбор и падает на такую простую, ставшую классической и внесезонной, обувь.
Made in USSR: все, что вы хотели знать о кедах «Два мяча»
Фото: Андрей Ярошевич
Девятого июля проходил очередной турнир по настольному теннису Strelka Team Cup, организованный Ping Pong Club Moscow. В 11 утра любители пинг-понга уже собрались в полном составе на разминку. Среди участников — команды Fred Perry, a didas Originals, «Стрелки» и женская сборная парикмахерской Birdie. Поболеть за свою команду и взять эксклюзивное интервью между матчами нас пригласил основатель обновленной марки советских кед «Два мяча» Евгений Райков.
Евгений окончил Высшую школу экономики, работал в сфере маркетинга в IT, занимался развитием проектов в индустрии моды, в частности разрабатывал джинсовую линейку для Дениса Симачева и помогал запускать успешный российский проект и магазин Grunge John Orchestra.Explosion.
Сегодня, спустя всего несколько дней после старта онлайн-продаж своей марки, он собрал на «Стрелке» свою проверенную спортивную команду, в том числе ветеранов и даже чемпиона клуба настольного тенниса в Нескучном саду. Bся команда — как на съемке лукбука, в фирменных майках и новеньких кедах, перезапуск которых готовился без малого четыре года. В перерывах между играми и под дробь ударов десятка мячей мы поговорили о спорте, советском наследии, конструктивизме и современных героях.
Первые кеды появились в Америке и в Китае примерно в одно и то же время. В 20-х годах фабрики, выпускающие автомобильные шины, стали открывать нишевые производства кед, используя ту же технологию вулканизации резины. Так начинала китайская марка Feiyue и другие мировые производители, которые существуют по сей день.
История кед в нашей стране развивалась в несколько этапов. В 1957 году прошел Шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов. В СССР приехали делегации со всего мира, а вместе с ними — импортная культура, музыка и мода. Большинство иностранцев носило кеды, что не могло не вызывать восторг и зависть отечественной молодежи. Кеды советско-китайского производства «Два мяча» появились в 1965 году и почти сразу завоевали культовую популярность. Одновременно был установлен ГОСТ 9155 на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную», и до 1977 года кеды были самой желанной обувью на все случаи жизни, чему способствовал не только их импортный статус, но и более высокое, по сравнению с отечественными аналогами, качество.
В 80-х годах, начиная с Олимпиады и после появления кроссовок, мода на кеды почти прошла, за исключением низких полукед. Пару десятилетий спустя хипстерское движение первой и второй декады двухтысячных вернуло моду на кеды для обоих полов. А «Два мяча» триумфально вернулись на отечественный рынок в обновленном виде в июле 2016-го.
Конструктивизм, современность и парк Горького
Мода на постсоветскую эстетику
Главная идея основателя и причина, по которой он загорелся этим продуктом, проста и благородна: «В России должно быть больше вещей, которые транслируют национальный стиль. Грамотных, продуманных, «допиленных» продуктов очень мало. Я хотел создать «вещь в себе» — такую, чтобы сразу было все понятно и не надо было ничего объяснять. Я думаю, что нам это удалось, — говорит Евгений. — Мы создали очень крутой честный продукт, такой же, как и был в 1965 году. Старые модели «Двух мячей» еще можно купить, поэтому любой сомневающийся в качестве или достоверности может сравнить и сделать свои выводы сам. Мы не просто сделали надпись «Два мяча»: это до мельчайших деталей восстановленный продукт, полная репродукция. Ну и что, что это заняло два года?»
Как все начиналось
«Все время, пока я занимался одеждой, я хотел сделать продукт с национальными корнями, но не скатываясь в лубок. Именно утилитарный простой современный продукт, отражающий национальный стиль. Четыре года назад, накануне Олимпиады в Сочи, мне рассказали про старые кеды «Два мяча», и у меня сразу сложилась картинка, что надо делать. На тот момент я так долго искал подходящую идею, что мне было достаточно услышать всего эти три слова — кеды «Два мяча», и это запустило весь процесс. Я сразу понял, что это очень сильная история», — рассказывает Евгений.
Проекту «Два мяча» уже четыре года — именно столько на самом деле понадобилось на поиск инвестиций и производства, разработку и доведение продукта до нужного уровня качества, к которому основатель марки придирчив до фанатизма. Три года назад была запущена краудфандинговая кампания, которая не собрала нужной суммы, зато благодаря ей спустя год Евгений все-таки нашел инвестора и отправился в Китай на производство.
Производство и трудности перевода
Новая реинкарнация «Двух мячей» производится на том же оборудовании, что и оригинальные кеды эпохи советско-китайской дружбы. Производители КНР подписывали названия и адреса фабрик на готовых изделиях в качестве рекламы. Так Евгений нашел фабрику, где «Два мяча» производились с 1965 года. Сейчас там шьют угги, но, проделав небольшую детективную работу и опросив сотрудников, которые проработали на фабрике почти всю жизнь, удалось найти производство, перекупившее оригинальные станки. Но на этом трудности не закончились.
«Чтобы сделать качественный продукт, нужно потратить очень много времени. Не думайте, что производство в Китае — это просто. У меня тоже поначалу были розовые очки. Думал, что отдам все файлы и лекала, а через месяц получу готовый продукт. Далеко не так. История с производством — долгая, длиною в целую жизнь. Я изначально отправился в Китай на две недели. Все образцы были готовы, я привез с собой колодки, стельки, которые Московская фабрика ортопедической обуви сняла с образца оригинальных кед, — в общем, всю конструкцию. С первого раза ничего не получалось. Подошвы переделывали восемь раз, стелек было десять версий, и так с каждой деталью. Пришлось разбираться во всем самому, и я остался там на два года.