совершенствование двигательных умений и навыков занимающихся
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 08.11.2020 2020-11-08
Статья просмотрена: 204 раза
Библиографическое описание:
Байбиков, Д. А. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры / Д. А. Байбиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 278-279. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74884/ (дата обращения: 12.11.2021).
В статье раскрыты особенности и способы формирования и развития двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Ключевые слова: физическая культура, двигательные умения, двигательные навыки, практика преподавания
На протяжении всей жизни человека, под влиянием многих факторов, формируются двигательные действия, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения: последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, после — от умения к навыку.
Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Двигательный навык — это освоенные и упроченные действия, осуществляющиеся автоматически, обеспечивая оптимальное решение двигательной задачи [2].
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры строится с учетом общенаучных принципов методологии педагогики [1]:
− Принцип систематичности и последовательности — это регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха, постепенное увеличение физической нагрузки (переход от простых упражнений к более сложным упражнениям). Т. е. данный принцип обеспечивает непрерывность образовательного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха, последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в практики преподавания и как следствие совершенствование функциональных систем организма.
− Принцип наглядности — это формирование представлений у обучающихся образа двигательного элемента перед попыткой выполнить посредством совокупности ощущений, поступающих от органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Данный принцип реализуется через: демонстрацию изучаемых двигательных действий педагогом или наиболее подготовленным обучающимся; использование схем, видео с образцами техники изучаемых двигательных действий; использование звуковых сигналов и др.
− Принцип воспитывающего обучения — в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
− Принцип сознательности и активности — формирование у обучающихся устойчивого познавательно интереса, стимулирования стремления к самопознанию. Осуществляется посредством применения на занятиях различных технологий, форм и методов обучения, способствующие активизации внимания и знаний обучающихся.
− Принцип научности — в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, отражающие современное состояние науки или направление творческой деятельности.
− Принцип доступности — соответствие объема изучаемого материала, средств, форм и методов обучения с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся и уровнем их подготовленности. В практике преподавания данный принцип обеспечивает, прежде всего, соответствие объема движений и степени трудности в процессе обучения с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и уровнем их подготовленности. Реализация принципа осуществляется путем анализа уровня знаний, умений и навыков обучающихся и на основании полученных данных составления рабочей программы, ориентируясь при этом на утвержденные программные и нормативные требования.
− Принцип динамичности — постепенное повышение требований к обучающимся, применение новых, более сложных упражнений. Например, увеличение физической нагрузки и координационной сложности двигательных действий, т. е. разучивание новых упражнений или совершенствование техники.
− Принцип связи теории с практикой — закрепление теоретических основ в практической деятельности. Например, изначально изучается теория техники двигательных действий, а после происходит ее освоение на практике.
Обобщая все выше сказанное, следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и не могут реализоваться в отдельности.
Анализируя научно-методическую литературу и опыт ведущих педагогов по физической культуре можно отметить, что в настоящее время уделяется повышенное внимание к развитию и совершенствованию двигательных умений и двигательных навыков, есть множество методов и приемов в организации обучения. Равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и круговой методы, это лишь небольшая их часть.
На уроках физической культуры, изучая технику выполнения отдельных движений, комплексов или комбинаций физических упражнений важно акцентировать внимание обучающихся на теоретические знания формирования двигательных умений.
Совершенствование двигательного навыка осуществляется за счет многократного повторения движения, делая приобретенные навыки более прочными.
Вашему вниманию предоставляю ряд нестандартных заданий для теоретического ознакомления детей с двигательными движениями с их последующим освоением:
Задание 1. Пройдите по ссылке и просмотрите фрагмент футбольного матча (URL: https://www.youtube.com/watch?v=7GsaScSto04), разработайте комбинацию, чтобы предотвратить ситуацию и обыграть соперника. Можно продумать несколько комбинаций, а не одну. Придуманную комбинацию нужно записать и быть готовым показать на практике.
При выполнение обучающимися подобных заданий развивается также креативность как ключевая компетентность обучающихся.
Задание 2. Прочитайте текст и подчерните одной чертой знакомую информацию и двумя чертами — новую информацию. Опишите трудности, которые могут возникнуть при выполнении данного броска.
Бросок крюком — эффективный, но сложный вид броска, выполняемый круговым движением руки снизу-вверх на близких и средних расстояниях при плотной опеке противником (рис. 1). Обычно применяется упрощенный вариант этого броска — полукрюк. При полукрюке бросок выполняется из положения полубоком к кольцу, бросок используется на близких расстояниях. В прыжке игрок совершает круговое движение рукой с мячом от плеча вверх, направляя его в корзину [3].
Данное задание направлено на изучение навыков броска, опираясь на уже имеющие знания и навыки обучающихся, развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Проанализировав полученный результат, учитель строит траекторию формирования и развития двигательных умений и навыков обучающихся.
Для обучающихся начальной школы эффективно применение игрового метода, как для комплексного совершенствования движений, так и при их первоначальном разучивании.
К игровому методу относятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся [4].
Несмотря на специфические отличия двигательных умений и навыков, вытекающие из характера управления движениями и различной степенью владения действием, способствуют успешной социализации в современном мире.
«Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
В ходе работы над темой «Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры» возникли следующие противоречия: между необходимостью формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки на уроках физической культуры и трудностью правильного сочетания физического и умственного воспитания школьников.
Поэтому нужно решить следующие проблемы: какие теоретические сведения и практические упражнения позволят сформировать двигательные умения и навыки на уроках физической культуры правильно сочетание физическое и умственное развитие школьников.
Целью моей работы является: разработка и включение в процесс обучения физической культуре теоретических сведений и практических упражнений влияющих на развитие двигательных умений и навыков.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать и определить наиболее эффективные упражнения для развития и совершенствования двигательных умений и навыков на уроках физической культуры.
2. Составить и применить в образовательном процессе физические упражнения, влияющие на развитие разносторонней физической подготовки учащихся.
3. Повысить уровень физического развития и физической работоспособности школьников с целью улучшения их умственной работоспособности в течение всего учебного года.
Физическое воспитание занимает важное место в процессе воспитания молодого поколения. Изменяет организм человека, причем изменения затрагивают очень глубоко и строение организма и его функциональные возможности. Поэтому нельзя понять закономерности процессов воспитания и развития без знаний анатомии и физиологии. Очень важны точные представления о механизмах протекания функциональных изменений в организме человека.
Недостаточное знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесение ущерба их здоровью.
В процессе работы я стараюсь привить любовь к спорту и понемногу знакомлю их с техникой спортивных движений. Поэтому распределяю равномерно физические нагрузки в строгом соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей при гибкой индивидуализации быстро меняющейся реактивности организма. Исключительная сложность развития детей зависит, прежде всего, от их взаимодействия с окружающей средой в условиях постоянного обогащения новыми навыками, умениями, знаниями. От этого возникает трудность правильного сочетания физического и умственного воспитания учащихся.
Физическое совершенствование учащихся неразрывно связано с посильным физическим трудом. Трудовая и физическая деятельность может быть успешной, если человек обладает необходимыми двигательными умениями и навыками.
Процесс обучения двигательным действиям на уроках физической культуры я разделяю на две группы:
1 группа – сообщения теоретических сведений
2 группа – практические упражнения.
По содержанию теоретический материал для учащихся я подразделяю на четыре вида.
Первый вид – это знания о значении физического воспитания для гармонического развития человека.
Учащиеся получают знания о том:
ü что такое физическая подготовленность;
ü какое значение имеют физическая культура и спорт для всестороннего развития человека;
ü как с помощью физических упражнений можно улучшить телосложение, повысить умственную работоспособность;
ü как благотворительно влияет утренняя гимнастика и т.д.
Рассказываю о жизни выдающихся спортсменов, каких успехов в спорте можно добиться благодаря настойчивости и трудолюбию. Поэтому учащиеся с особым интересом воспринимают рассказ о блестящих выступлениях спортсменов в стране и за рубежном.
Второй вид – это знания о спортивно-оздоровительных играх детей России.
«Президентские состязания». Целью их является создание у детей предпосылок ответственного отношения к своей Родине, которую они представляют на международных детских играх.
К третьему виду относится гимнастическое знание. Сюда входят:
ü предупреждение травматизма;
ü режим питания и питьевой режим;
ü гигиена одежды и обуви.
Четвёртый вид теоретических сведений – техника и тактика двигательных действий и правила соревнований.
Практические упражнения необходимо проводить в следующей последовательности:
Первый этап – ознакомление с движениями, создание представления о нём, мысленное воспроизведение приводит к возникновению связей между чувственной (сенсорной) и двигательной (моторной) областями коры больших полушарий мозга. Это проявляется в скрытой мышечно-двигательной (идеомоторной) реакции.
На уроках физической культуры я показываю учащимся то или иное движение, при этом объясняю правильное выполнение того или иного упражнения, так как считаю, что главными способами создания у учащихся чувственных образов и мышечных связей является предметный показ и словесное объяснение.
Выполнение движений по показу, основанного на способности человека к подражанию, имитации. Зрительные же восприятия включают элементы выделения, отвлечения, сравнения и обобщение параметров движений, т.е. направление, амплитуда, скорость и другое. Но знания, приобретенные, посредством одних наблюдений, поверхностны и непрочны, ибо они должны быть восполнены словесными объяснениями.
Подготовить учащихся к активному восприятию и усвоению нового материала помогает повторение пройденного.
Объясняю кратко и ясно, с указаниями на назначение упражнения, его воздействия на организм, и основной механизм (фазы и элементы движения).
Показывая упражнения, стараюсь пояснить основные элементы, при этом указывая на ориентиры: куда должно быть направленно то или иное движения, до какого уровня необходимо наклоняться и т.д. Если упражнения более сложные, показ повторяю. При повторном показе некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько акцентируются, т.е. выполняются особенно чётко, даже несколько утрированно.
Движения демонстрируются сначала в обычном темпе, потом в более медленном, и с подсчётом. Можно называть движения, например: при обучении баскетбола «ведение — два шага бросок». Можно произносить: «шаг правой, левой — бросок, подсчёт: 1, 2 бросок».
При объяснениях пользуюсь принятой в спорте терминологией.
При опробовании движений внимание учащихся направляется на основной механизм, детали не имеют значения. Практическое опробование простых движений можно проводить без предварительного объяснения («с места») вместе с учителем. Сложные движения опробуются после того как будут хорошо поняты. При трудных упражнениях необходима обязательно страховка учащихся от возможных травм.
Второй этап – практическое овладение движением путём регулирования нового двигательного навыка. В своей практике я использую следующие методические приёмы.
Применение подготовленных упражнений . Суть этого приёма заключается в отработке простейших навыков, сходных с элементами изучаемого движения. При обучении техники движений применяются три вида подготовительных упражнений:
1) полная имитация техники;
2) имитация преимущественно форм движений, т.е. пространственно- временных параметров (воспроизведение всех движений лыжного хода, но без лыж и стоя на месте);
3) имеются преимущественно характера движения, т.е. силовых параметров.
Упрощение внешних условий в начале разучивания движений . Например, при изучении одиночного подхода под корзину в игре баскетбол, главными причинами ошибок, а зачастую потеря мяча, является боязнь сделать пробежку или столкнуться с соперником. Поэтому вначале нужно разучивать эти движения без мяча, затем выставляя объективные оценки.
Упрощенные структуры движения. Всякое новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно сразу или после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде. Но координационно сложные движения в начале расчленяю на фазы и элементы, изучаю отдельно, а потом соединяю. Например, в баскетболе, при изучении ведения – два шага бросок разделяю на: ведение – остановка – правая нога поднята, затем шаг правой, левой и левая нога согнута, бросок.
Применение ориентиров. Для того, чтобы учащиеся могли контролировать правильность исходных и конечных положений тех или иных элементов движений, я зачастую указываю некоторые ориентиры. Например, в игре баскетбол главное результативный бросок, поэтому я использую следующие ориентиры, мелом черчу линию броска, и на щите отскок мяча.
Третий этап – улучшение и упрочнение навыка. На этом этапе необходимо устранить у учащихся скованность, ненужные сопутствующие движения, ошибки в технике. Причинами ошибок по результатам анализа многих уроков, могут быть: недостаточно ясное представление механизма движения, слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств, влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность в себе и своих возможностях и т.д.
Основной путь направления ошибок: указываю обучаемому на ошибку, показываю и объясняю исполнение, провожу повторные попытки по овладению данным упражнением. Упрочение навыка произвожу путём многократных проб.
Четвёртый этап – совершенствование навыка, т.е. повышение устойчивости, точности, скорости и экономичности движений. Одновременно происходит их постепенная автоматизация, которая не исключает роли сознания, контроля за протеканием движений. Например, в методике изучения игры в баскетбол на этом этапе провожу:
ü закрепление владение техникой;
ü расширение диапазона вариативности;
ü включение зрительного контроля;
ü понимание закономерности движения;
ü обеспечивающие перестройки техники действия на основе развития физических качеств.
Укрепление здоровья, содействия физическому развитию детей. Осуществление этой задачи, по-моему, требует выполнения следующих условий:
1. Двигательная деятельность учащихся на уроках должна оказывать формирующие, стимулирующие влияния на организм, содействовать его росту и развитию. Однако не должно быть чрезмерных нагрузок, потому что энергетические ресурсы в значительной мере расходуются на пластические процессы, а интенсивная и продолжительная работа, которая требует напряжённого внимания, тормозит рост и развития ученика.
2. Физические упражнения, применяемые на уроках должны оказывать разностороннее влияние на организм учащихся: содействовать развитию опорно-двигательного, аппарата формированию хорошей осанки, стимулировать обмен веществ в соответствии с потребностями растущего организма, укреплять нервную систему.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков на уроках физической культуры
Физическое воспитание занимает важное место в процессе воспитания молодого поколения. Изменяет организм человека, причем изменения затрагивают очень глубоко и строение организма и его функциональные возможности. Поэтому нельзя понять закономерности процессов воспитания и развития без знаний анатомии и физиологии. Очень важны точные представления о механизмах протекания функциональных изменений в организме человека.
Недостаточное знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесение ущерба их здоровью.
В процессе работы я стараюсь привить любовь к спорту и понемногу знакомлю их с техникой спортивных движений. Поэтому распределяю равномерно физические нагрузки в строгом соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей при гибкой индивидуализации быстро меняющейся реактивности организма.
По содержанию теоретический материал для учащихся я подразделяю на четыре вида.
Первый вид – это знания о значении физического воспитания для гармонического развития человека.
Учащиеся получают знания о том:
что такое физическая подготовленность;
какое значение имеют физическая культура и спорт для всестороннего развития человека;
как с помощью физических упражнений можно улучшить телосложение, повысить умственную работоспособность;
как благотворительно влияет утренняя гимнастика и т.д.
Рассказываю о жизни выдающихся спортсменов, каких успехов в спорте можно добиться благодаря настойчивости и трудолюбию. Поэтому учащиеся с особым интересом воспринимают рассказ о блестящих выступлениях спортсменов в стране и за рубежном.
Второй вид – это знания о спортивно-оздоровительных играх детей России.
«Президентские состязания». Целью их является создание у детей предпосылок ответственного отношения к своей Родине, которую они представляют на международных детских играх.
К третьему виду относится гимнастическое знание. Сюда входят:
режим питания и питьевой режим;
гигиена одежды и обуви.
Четвёртый вид теоретических сведений – техника и тактика двигательных действий и правила соревнований.
Практические упражнения необходимо проводить в следующей последовательности:
Первый этап – ознакомление с движениями, создание представления о нём, мысленное воспроизведение приводит к возникновению связей между чувственной (сенсорной) и двигательной (моторной) областями коры больших полушарий мозга. Это проявляется в скрытой мышечно-двигательной (идеомоторной) реакции.
На уроках физической культуры я показываю учащимся то или иное движение, при этом объясняю правильное выполнение того или иного упражнения, так как считаю, что главными способами создания у учащихся чувственных образов и мышечных связей является предметный показ и словесное объяснение.
Выполнение движений по показу, основанного на способности человека к подражанию, имитации. Зрительные же восприятия включают элементы выделения, отвлечения, сравнения и обобщение параметров движений, т.е. направление, амплитуда, скорость и другое. Но знания, приобретенные, посредством одних наблюдений, поверхностны и непрочны, ибо они должны быть восполнены словесными объяснениями.
Подготовить учащихся к активному восприятию и усвоению нового материала помогает повторение пройденного.
Объясняю кратко и ясно, с указаниями на назначение упражнения, его воздействия на организм, и основной механизм (фазы и элементы движения).
Показывая упражнения, стараюсь пояснить основные элементы, при этом указывая на ориентиры: куда должно быть направленно то или иное движения, до какого уровня необходимо наклоняться и т.д. Если упражнения более сложные, показ повторяю. При повторном показе некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько акцентируются, т.е. выполняются особенно чётко, даже несколько утрированно.
Движения демонстрируются сначала в обычном темпе, потом в более медленном, и с подсчётом. Можно называть движения, например: при обучении баскетбола «ведение — два шага бросок». Можно произносить: «шаг правой, левой — бросок, подсчёт: 1, 2 бросок».
При объяснениях пользуюсь принятой в спорте терминологией.
При опробовании движений внимание учащихся направляется на основной механизм, детали не имеют значения. Практическое опробование простых движений можно проводить без предварительного объяснения («с места») вместе с учителем. Сложные движения опробуются после того как будут хорошо поняты. При трудных упражнениях необходима обязательно страховка учащихся от возможных травм.
Второй этап – практическое овладение движением путём регулирования нового двигательного навыка. В своей практике я использую следующие методические приёмы.
Применение подготовленных упражнений . Суть этого приёма заключается в отработке простейших навыков, сходных с элементами изучаемого движения. При обучении техники движений применяются три вида подготовительных упражнений:
1) полная имитация техники;
2) имитация преимущественно форм движений, т.е. пространственно- временных параметров (воспроизведение всех движений лыжного хода, но без лыж и стоя на месте);
3) имеются преимущественно характера движения, т.е. силовых параметров.
Упрощение внешних условий в начале разучивания движений . Например, при изучении одиночного подхода под корзину в игре баскетбол, главными причинами ошибок, а зачастую потеря мяча, является боязнь сделать пробежку или столкнуться с соперником. Поэтому вначале нужно разучивать эти движения без мяча, затем выставляя объективные оценки.
Упрощенные структуры движения. Всякое новое движение, если оно может быть выполнено учащимися достаточно сразу или после нескольких попыток, желательно изучать в целостном виде. Но координационно сложные движения в начале расчленяю на фазы и элементы, изучаю отдельно, а потом соединяю. Например, в баскетболе, при изучении ведения – два шага бросок разделяю на: ведение – остановка – правая нога поднята, затем шаг правой, левой и левая нога согнута, бросок.
Применение ориентиров. Для того, чтобы учащиеся могли контролировать правильность исходных и конечных положений тех или иных элементов движений, я зачастую указываю некоторые ориентиры. Например, в игре баскетбол главное результативный бросок, поэтому я использую следующие ориентиры, мелом черчу линию броска, и на щите отскок мяча.
Третий этап – улучшение и упрочнение навыка. На этом этапе необходимо устранить у учащихся скованность, ненужные сопутствующие движения, ошибки в технике. Причинами ошибок по результатам анализа многих уроков, могут быть: недостаточно ясное представление механизма движения, слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств, влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность в себе и своих возможностях и т.д.
Основной путь направления ошибок: указываю обучаемому на ошибку, показываю и объясняю исполнение, провожу повторные попытки по овладению данным упражнением. Упрочение навыка произвожу путём многократных проб.
Четвёртый этап – совершенствование навыка, т.е. повышение устойчивости, точности, скорости и экономичности движений. Одновременно происходит их постепенная автоматизация, которая не исключает роли сознания, контроля за протеканием движений. Например, в методике изучения игры в баскетбол на этом этапе провожу:
закрепление владение техникой;
расширение диапазона вариативности; включение зрительного контроля;
понимание закономерности движения;
обеспечивающие перестройки техники действия на основе развития физических качеств.
Укрепление здоровья, содействия физическому развитию детей. Осуществление этой задачи, по-моему, требует выполнения следующих условий:
Двигательная деятельность учащихся на уроках должна оказывать формирующие, стимулирующие влияния на организм, содействовать его росту и развитию. Однако не должно быть чрезмерных нагрузок, потому что энергетические ресурсы в значительной мере расходуются на пластические процессы, а интенсивная и продолжительная работа, которая требует напряжённого внимания, тормозит рост и развития ученика.
Физические упражнения, применяемые на уроках должны оказывать разностороннее влияние на организм учащихся: содействовать развитию опорно-двигательного, аппарата формированию хорошей осанки, стимулировать обмен веществ в соответствии с потребностями растущего организма, укреплять нервную систему.
При выборе упражнений, которые наиболее благоприятно влияют на развитие детей, учитывают особенности их возраста.
При выборе упражнений и дозировании физических нагрузок учитываю половые особенности детей.
В каждой возростно-половой группе нагрузки устанавливаю дифференцированно с учётом уровня физической подготовленности учащихся (состояние здоровья, физическое развитие, развитие двигательных навыков).
Непременным условием уроков физической культуры является предупреждение различных неблагоприятных влияний на организм детей. Здесь важно избегать направленных поз, двигательных напряжений мышц туловища, перенапряжений сустава – связанного аппарата, завышенных нагрузок на сердечно – сосудистую систему, длительных мышечных усилий с настуживанием, волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к ещё не окрепшей нервной системе.
Необходимо всячески укреплять и закаливать организм детей: проводить большую часть уроков на открытом воздухе, приучать учащихся к регулярным занятиям утренней гимнастикой и т.д. Нельзя забывать об обеспечении безопасности занятий: проверке исправности снарядов, наличии у учащихся необходимой спортивной одежды и обуви, помощи и страховке при выполнении трудных элементов упражнений.
Уроки физической культуры должны в определённой степени содействовать улучшению имеющихся недостатков физического развития, осанки, плоскостопия, ожирения и т.д.
Способность человека выполнять движения и управлять ими называется двигательными умениями.
Двигательные умения, приобретаются человеком на основе знаний о движении предварительного опыта, его общей физической подготовленности.
Обучению новому движению требует на начальном этапе повышенной концентрации внимания, сознательного управления движениями отдельных частей тела. Вспомните того баскетболиста, всё внимание которого сосредоточенно на правильном ведении мяча.
В процессе повторения двигательные действия становятся привычками, координированными, выполняются легко и не принужденно. Умения переходят в двигательные навыки. Движения выполняются как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на их деталях. Баскетболист, например, освоив навык ведения мяча, во время движения может не смотреть на мяч, осматривая площадку для дальнейшего развития атаки.
На уроках физической культуры мы изучаем технику выполнения отдельных движений, комплексов и комбинаций физических упражнений. Знание основных закономерностей формирование двигательных умений, совершенствование двигательных действий существенно ускоряет овладение навыками движениями, делает приобретённые навыки более прочными.
Процесс овладения новыми движениями проходит в три этапа:
1) ознакомление с новыми движениями;
2) формирование двигательного умения;
3) совершенствования двигательного навыка.
В процессе обучения и совершенствования двигательных навыков, я стараюсь руководствоваться общепедагогическими, дидактическими принципами сознательности, активности, наглядности, систематичности и прочности.
Принципы сознательности и активности применительно к физическому воспитанию выражаются в том, насколько осознанно относится учащийся к урокам физической культуры. Сюда входят понимание задач урока, активное выполнение заданий и упражнений, ускоряющих обучение, повышающих эффективность урок, позволяющих творчески использовать приобретённые теоретические знания, умения и двигательные навыки. Личная заинтересованность, осмысленное отношение к занятиям, сознательный анализ выполнения упражнений особенно необходимы при самостоятельных занятиях.
Принципы наглядности. Через наглядность учащиеся воспринимают изучаемое движение, как бы программируют его в своём сознании. Наблюдать можно за движением, показанным учителем, или другим учеником – это непосредственная наглядность. При опосредованной наглядности изучают рисунки, схемы и т.д., например, с помощью видео можно записать, а потом посмотреть на экране только что выполненные упражнения, выявить и проанализировать собственные ошибки. Современные технические средства позволяют увидеть выполненные упражнения в замедленном темпе. Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения.
Принципы доступности обучения означает, что физические упражнения должны быть доступными для выполнения, объём и интенсивность, применяемых нагрузок должны соответствовать силами и возможностями учащихся.
Физические упражнения изучаются и закрепляются с соблюдением правил «от простого к сложному», «от личного к трудному», «от известного к известному».
Принцип систематичности. Заключается в регулярности занятий, в рациональном чередовании нагрузок и отдыха. Регулярные и оптимально продолжительные занятия дают больший эффект, чем эпизодические. Перерывы в занятиях, навыках, снижают уровень физических качеств.
Принципы прочности . Предполагает, что знания, умения и навыки, освоенные на учебных и тренировочных занятиях, необходимо доводить до устойчивого, прочно закреплённого состояния. Это требование имеет тесную связь с принципом систематичности: для того, чтобы усвоить прочно, надо повторять упражнения систематически.
Плохо закреплённые навыки легко разрушаются.
Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и т.д. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделёны от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма.
Однако, эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическим трудом, физическими упражнениями. При занятиях физической культурой нельзя серьёзно мечтать о каких-либо успехах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.
В большинстве видов спорта проявляются все физические качества. В основе совершенствования физических качеств лежит способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки. В результате постоянного преодоления физических нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определённый сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.
Физические качества не развиваются изолированно. Совершенствуя одно из них, мы, так или иначе, обязательно воздействуем и на остальные. Вот почему считается, что основой для достижения результатов является разносторонняя физическая подготовка.
Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Их число чрезвычайно велико. Известно несколько классификаций физических упражнений по различным признакам. Однако из таких классификаций – группировка физических упражнений по тем физическим качествам, которые они преимущественно воспитывают. Соответственно выделяют: скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость, упражнения на координацию и т.д.
Для воспитания физических качеств я использую различные методы: