социальные истории для аутистов примеры
Примеры социальных историй для детей с РАС
Социальные истории (На основе социальных историй Кэрол Грэй).
Социальная история «Я умываюсь».
Утром я встаю, иду в ванную комнату. Я мою руки, умываю лицо, чищу зубы.
Я мою руки. Иногда мои руки становятся грязными. Весь день я дотрагиваюсь руками до грязных предметов, на которых есть микробы. Мои руки трогают дверные ручки, карандаши и много других вещей, на которых есть микробы. Я не могу увидеть или почувствовать микробов на руках. Потому что микробы очень, очень маленькие. И хотя я не могу увидеть микробов, я могу смыть их мылом и водой.
Утром моё лицо надо умыть. Вымыть глаза, щеки, чтобы быть бодрым.
Вот список шагов, которые люди выполняют, когда моют руки и лицо.
— Подойти к раковине.
-Намочить руки водой.
— Потереть одну руку о другую.
— Набрать воды в ладони.
— Намочить глаза, щеки, лоб, нос, подбородок.
Когда я просыпаюсь утром, надо почистить зубы. Вот список шагов, которые люди выполняют, когда чистят зубы.
— Подойти к раковине.
— Взять зубную пасту.
— Взять зубную щетку.
— Выдавить пасту на щетку.
— Положить щетку с пастой на кружку.
— Взять щетку в руки.
— Промыть зубы водой из кружки.
— Прополоскать щетку в кружке.
— Поставить в кружку щетку и пасту.
— Поставить кружку с щеткой и пастой на полку.
Социальная история для столовой
Когда настало время, я мою руки, беру сумку и иду шагом в столовую за учителем. Я тихо сажусь за стол, достаю свою еду или беру еду, которая мне понравилась столовой и завтракаю. Жду, пока все позавтракают. Собираю оставшуюся еду в сумку, спокойно шагом иду в класс за учителем.
Социальная история на прогулке
Когда настало время, иду шагом за учителем в раздевалку, одеваю ботинки, шапку, куртку. По улице иду шагом вместе с ребятами за учителем. Гуляю на площадке вместе с ребятами. Когда пришло время иду шагом за учителем в школу.
Социальная история для выхода из бассейна.
Когда настало время, я выхожу из бассейна, одеваю шлепанцы, иду под душ. Там беру мыло, мочалку и моюсь. Вытираюсь полотенцем и захожу в раздевалку. Там одеваю трусы, майку, кофту, платье. Собираю вещи. Выхожу в коридор сушить волосы феном. Одеваю шапочку. Потом выхожу в помещение перед бассейном. Одеваю колготки, туфли. Убираю шлепанцы в рюкзак и жду других ребят. По команде учителя строюсь за учителем и шагом иду в класс.
Социальная история на 1 урок (чтение)
Сначала я пою с ребятами алфавит, потом называю картинки с изучаемой буквой, дальше читаю слоги с изучаемой буквой, составляю схемы слов, читаю учебник, подчёркиваю изучаемую букву карандашом в учебнике, пишу изучаемую печатную букву в тетради.
Социальная история на понедельник.
Утром я встану, умоюсь, позавтракаю, одену школьную форму, возьму портфель, пойду с мамой в школу. В школе я зайду в раздевалку, сниму ботинки, повешу куртку на вешалку, пойду с учителем в класс. В классе я тихо сяду за свою парту, достану учебники, тетради, пенал и буду ждать начала урока. Поставлю игрушки энгри берс у себя на парте за карточками с жетонами. По сигналу учителя (звонок в колокольчик) я встану. Сделаю утреннюю зарядку. Тихо сяду за свою парту. Первый урок у меня чтение. Во время урока я слушаю учителя, тьютора, выполняю задания. Когда все сделаю получу жетон, возьму одну птичку энгри берс, выйду на перемену в комнату разгрузки. По сигналу учителя я пойду в столовую вместе с ребятами. Там я позавтракаю. Пойду вместе с учителем и ребятами в класс. Уберу свою еду в рюкзак. Затем пойду с учителем и ребятами в раздевалку. Там одену ботинки, куртку, шапку и выйду с учителем, тьютором и ребятами на улицу на динамическую паузу. По улице я иду шагом, слушаю учителя и тьютора. Гуляю, где мне покажут. По сигналу учителя я пойду вместе с ребятами в школу. В школе зайду в раздевалку, сниму куртку, шапку, повешу на вешалку. Возьму мешок с обувью, сниму сапоги, достану сменную обувь обую, уберу сапоги в мешок и повешу его на вешалку. Потом пойду вместе с учителем, тьютором и ребятами в класс. Сяду тихо за парту. Жду сигнала учителя (звонок в колокольчик) о начале урока математика. Когда прозвенит колокольчик я встану (это начало урока), кивну головой и сяду за свою парту. Во время урока слушаю учителя, тьютора, выполняю задания, отвечаю на вопрос, когда спросят. Пишу в тетради, работаю по учебнику. За хорошо выполненную работу получаю жетон и беру еще одну птичку энги берс. Когда закончится урок, я выйду в комнату разгрузки. Когда за мной придет учитель или тьютор, я пойду в класс на урок русский зык. В классе я тихо сяду за парту, достану из портфеля пропись, пенал с ручками. Жду сигнала учителя о начале урока. На уроке выполняю задания учителя. В конце урока за хорошую работу получаю жетон, беру третью птичку энгри берс и выхожу в комнату разгрузки на перемену. За мной приходит учитель или тьютор на урок технология. Я иду спокойным шагом, тихо в кабинет, сажусь за свою парту. Готовлюсь к уроку: достаю учебник, пенал. По сигналу учителя (звонок в колокольчик) я встаю (это начало урока). Потом сажусь и слушаю учителя. Выполняю поделку по образцу учителя. В конце урока за хорошо выполненную работу получаю жетон и беру четвертую птичку. Если я хорошо веду себя в течении дня, собрала все жетоны, то получаю приз (заранее обговаривается с мамой). Когда все уроки закончены я выхожу в комнату разгрузки и жду маму. Когда приходит мама я спокойно одеваюсь и иду домой.
Социальные истории для детей с аутизмом (видео). Создание социальных историй.
Социальная история «Как приветствовать друзей»
Социальная история «Как чистить зубы»
Социальная история «Визит к врачу»
Социальная история «Стрижка»
Социальная история «Визит к стоматологу»
Создание социальных историй.
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Социальные истории помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации. Адекватное социальное поведение объясняется ребенку в форме истории.
Этот метод был разработан Кэрол Грей, и его цель – предоставить аутичному человеку ответы на вопросы о том, как взаимодействовать с другими людьми подобающим образом
Разные истории могут подразумевать разные цели. Социальные истории могут быть использованы для целого ряда различных потребностей, например: для акклиматизации ребенка к новой среде, чтобы развеять страхи и неуверенность в себе, приучить к гигиене и чистоте, делать определенные процедуры.
Определитесь с темой вашего рассказа. Некоторые социальные рассказы предназначены для использования в целом, в то время, как другие истории нацеливаются на определенную ситуацию, событие или деятельность.
Ограничьтесь одной темой в каждой социальной истории. Ребенок с аутизмом не может усвоит слишком много информации сразу. Рассказывайте только об одном конкретном событии, ситуации, эмоции или способе поведения.
Сделайте так, чтобы главный герой социальной истории был похож на ребенка. Чтобы малыш увидел себя главным героем истории. Это можно сделать, придав главному герою какие-то общие качества с малышом: пол, внешний вид, число членов семьи, интересы или навыки.
Создавайте свои социальные истории всегда положительными и добрыми. Социальные истории всегда должны быть представлены таким образом, чтобы ребенок был способен связать их с позитивным поведением.
Привлекайте больше людей, которые бы выступали в социальной истории в роле персонажей. Это поможет напрямую привлечь людей, которые имеют место в жизни ребенка, его воспитании и формировании: например, если история о совместной игрушке, то можете привлечь брата или друга ребенка.
Рассказывайте социальную историю об определенном поведении перед тем, как поставить ребенка в подобную ситуацию.
Создавайте разные истории для различных потребностей. Социальные истории также можно использовать, чтобы помочь ребенку справится с эмоциями и чувствами, которые в основном являются неуправляемыми.
Заменяйте одну социальную историю другой, если ваш ребенок схватывает суть вашего сообщения. Социальные истории могут быть изменены в зависимости от навыков, которые приобретает ребенок. Вы можете удалить некоторые элементы из социальной истории или добавить новые, чтобы удовлетворить текущее потребности малыша.
Кэрол Грей рекомендует специфическую схему социальной истории. Эта схема включает:
Описательные предложения
Описательные предложения рассказывают о том, что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Пример описательных предложений: «Иногда в школе включается пожарная тревога. Пожарная тревога – это очень громкий звонок, который включают, когда в школе настоящий пожар, или когда все тренируются в выходе из здания в случае пожара. Учителя, уборщики и директор помогают нам всем построиться и быстрее выйти из здания. Пожарная тревога очень громкая, чтобы все ее услышали. Иногда я думаю, что она слишком громкая».
Перспективные предложения
Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы человек узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию и мог выучить, как другие люди воспринимают различные события. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.
Пример перспективного предложения:
«Пожарная тревога не беспокоит всех людей. Учителя, уборщики и директор могут не понимать, почему меня беспокоит пожарная тревога. Иногда они могут разозлиться, потому что я не выхожу достаточно быстро или не понимаю, что делать. Их работа состоит в том, чтобы вывести меня из здания как можно скорее, чтобы я был в безопасности в случае настоящего пожара».
Директивные предложения
Директивные предложения описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Природа директивных предложений такова, что их нужно использовать с большой осторожностью и не ограничивать выбор человека.
Директивные предложения формулируются только позитивно и только от первого лица. Директивные предложения обычно следуют за описательными предложениями, и они рассказывают о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Директивные предложения обычно начинаются с «Я могу попытаться…», «Я попытаюсь…» или «Я буду работать над…». Пример директивного предложения: «Я попытаюсь оставаться спокойным, когда звонит пожарная тревога».
Нужно следить за тем, чтобы не использовать слишком много директивных или контролирующих предложений в социальной истории, а то вы превратите ее в «антисоциальную историю» – набор требований и команд.
Не используйте слишком много директивных предложений
Кэрол Грей рекомендует использовать их в следующем соотношении: 1 директивное предложение на каждые 2-5 описательных или перспективных предложений.
Можно использовать утвердительные предложения, чтобы выделить другие предложения.
Можно создавать предложения о важности других людей. Эти предложения помогут ребенку понять/осознать роль окружающих в тех или иных ситуациях.
Контролирующие предложения
Напишите контролирующие предложения в качестве напоминания для ребенка, чтобы помочь ему вспомнить и применить то или иное качество в конкретной ситуации.
Пример контролирующего предложения: «Когда звучит пожарная тревога, думай о динозаврах и о том, как они идут друг за другом из леса, чтобы спастись от огненных метеоритов».
«Чтобы быть здоровым, мне нужно есть овощи и фрукты при каждом приеме пищи, так как даже растениям нужна вода и солнечный свет, чтобы расти».
Можно использовать частичные предложения, чтобы история стала интерактивной. Эти предложения помогут ребенку сделать некоторые догадки о ситуации. Ребенок будет иметь возможность угадать предстоящие шаги в ситуации.
Расскажите ребенку историю, которая поможет ему выражать свои эмоции и мысли. Например, история может быть такая: «Я зол и расстроен. Я чувствую, что хочу кричать и бить других. Но если расстроить людей вокруг меня, то никто не будет играть со мной. Мои мама и папа сказали мне, что я должен сказать взрослому, который рядом со мной, что я расстроен. Я сделаю глубокий вдох и выдох и в ближайшее время буду чувствовать себя лучше».
Используйте историю, чтобы помочь ребенку подготовиться к визиту к врачу или стоматологу. Специфическая социальная история должна подготовить ребенка мысленно к тому, что его может ожидать в кабинете врача.
Введите в историю новые понятия, правила и способ поведения. Социальные истории могут быть использованы для подготовки ребенка к новым играм, спорту во время уроков физкультуры. Они могут привить навыки, необходимые для игры в футбол или бейсбол.
Расскажите ребенку социальную историю, которая бы помогла подавить свои страхи. Социальные истории могут быть использованы, если ребенок с расстройствами аутистического спектра начинает ходить в школу или переходит в новую школу, следующий класс. Какой бы ни была причина, он может чувствовать страх и тревогу.
Разбейте социальные рассказы на части. Иногда социальные истории могут быть разделены на части, чтобы упростить их понимание. Это может быть полезным для значимых событий таких, как подготовка к путешествию на самолете.
Создайте вторую и третью части социальной истории, рассказывая о соответствующем поведении. Вторая часть может говорить о том, что может ожидать ребенка в аэропорту, например:
Как использовать социальные истории
Принимайте во внимание настроение вашего ребенка, когда рассказываете социальную историю. Учитывайте время, место и настроение ребенка, рассказывая ему социальною историю: ребенок должен чувствовать себе комфортно, в безопасности, быть спокойным и полностью отдохнувшим.
Если человек с аутизмом умеет читать, то родитель может представить историю, прочитав ее дважды. Затем человек может читать историю один раз в день самостоятельно. Если человек с аутизмом не умеет читать, то родитель может записать свое чтение истории на видео или аудио, одновременно подсказывая человеку, что пора перевернуть страницу. Можно подсказывать с помощь звонка или вербального предложения о том, что пора перевернуть страницу.
Человек слушает и «читает» историю один раз в день. Когда у человека с аутизмом развивается навык, описанный в социальной истории, можно постепенно уменьшать ее применение. Это можно сделать, уменьшив количество раз в неделю, когда история читается, а затем напоминать об истории только раз в месяц или по необходимости.
Примеры социальных историй
Когда я не слушаю других людей
Источник