социальная сеть реальная история
«Социальная Сеть»: полный обзор фильма от Mashable
Внешне фильм «Социальная сеть» – это история проекта Facebook – сайта, созданного в Гарвардском общежитии в 2004 году, который предопределил то, как мы будем взаимодействовать и общаться друг с другом в 21 веке. По своей сути фильм о социальной сети – нечто большее, чем просто история одного сайта. Работа представляет собой взгляд со всех сторон на успех, неудачу и проявления самолюбия и жадности.
Фильм, по всей видимости, основан на реальных событиях с участием реально существующих людей. Говорят, многие истории и персонажи были придуманы специально для проекта. В ближайшие недели будет много обсуждений о том, насколько точно или неточно фильм отражает первый год работы Facebook. Хотя, в конечном счете, эти отличия и неточности не столь важны.
В любом случае кинематографическая версия истории Facebook будет отражать накопленные знания, подобно Пиратам Силиконовой Долины, отразившим неофициальную историю компаний Microsoft и Apple для поколения пользователей. С кинематографической точки зрения, фильм «Социальная Сеть» не отображает точные факты. Он представляет собой вымышленный рассказ.
Начало
Фильм начинается с одной из значимых сцен, в которой девятнадцатилетний Марк Цукерберг общается со своей девушкой. Цукерберг, которого блестяще сыграл Джесси Айзенберг, говорит очень быстро, постоянно меняя темы, на что его спутница восклицает «Свидание с тобой похоже на свидание с эскалатором».
Во время разговора Цукерберг, сам того не осознавая, обижает свою девушку, принижая ее умственные способности и будущие перспективы. Достаточно выслушав, она принимает решение разорвать их отношения и начинает его отчитывать. Диалог в этой сцене, на радость поклонникам продюсера Аарона Соркина, напоминает лучшие моменты сериала «Западное Крыло» или «Ночь Спорта».
Эта сцена является одной из ключевых, которую Соркин внес в сценарий. Она отчасти взята из книги Бена Мезрича «Случайные Миллиардеры». В ней аудиторию знакомят с Марком, замечательным парнем, который, однако, очень не уверен в себе, неуклюж и замкнут.
В книге автор поясняет мотив создания проекта, предшествующего Facebook, под названием Facemash. Facemash – проект, для студенток Гарварда (и тех, кто озлоблен на всех женщин, после расставания), основанный на принципе Hot or Not (сервис знакомств, в котором можно не только познакомиться с новыми интересными людьми, но и выставлять оценки исходя из фотографий пользователей системы (от 1 до 10 баллов). Создав этот проект, Марк взламывает университетскую сеть, в связи, с чем у него возникают проблемы с администрацией, после чего его выгоняют из университетского городка. После инцидента на Марка обращают внимание два красивых, спортивных и привилегированных близнеца Кэмерон и Тайлер Уинклвосс.
Близнецы, роль которых сыграл актер Эрми Хаммер, с товарищем Дивьей Нарендрой вынашивают идею создания социально сети знакомств для жителей Гарварда. Они предлагают Марку работать над кодом. Марк с готовностью соглашается.
Идея создания сайта знакомств наводит Марка на более серьезную – этой идеей и становится создание Facebook. Сотрудничая со своим лучшим другом – финансистом Едуардо Савериным, которого играет Эндрю Гарфилд, Марк создает Facebook. Проект, словно вирус, распространяется в сети, вовлекая все большее число пользователей.
Те из нас, кто зарегистрировался в Facebook в первые дни его существования (полагаю, я присоединился в Январе 2005 года), могли наблюдать стремительное развитие возможностей проекта. Одной из интересных особенностей Facebook’а, сайта, изначально привлекавшего своей престижностью, основанного на своей эксклюзивности (было необходимо иметь e-mail на домене «edu» от школ, его поддерживающих, и специальное приглашение от другого пользователя), являлось его быстрое распространение. Подобно проекту YouTube, который появился годом позже, Facebook прошел за очень короткий промежуток времени путь от никому неизвестного сайта до проекта, о котором знают практически все.
Как и его персонаж, Джесси Айзенберг неподражаем. Я ожидаю увидеть его имя среди номинантов на звание лучшего актера, когда настанет время присуждать награды. У него получается заставить зрителей сочувствовать главному герою, но не жалеть его – это действительно большая разница. Марка можно было сыграть жалким, нелюдимым гением. Айзенберг не стал этого делать. Актер сумел сыграть многогранного человека, хотя скорбный образ мы видим всего один раз, а именно в последние 5 минут фильма. То, как он говорит, его взгляд, походка и движение тела – это поистине одно из лучших исполнений в 2010 году.
Второе действие
По мере развития истории акценты фильма меняются. Многие изменения происходят в настоящее время, где Цукерберг, Саверин и близнецы Уинклвосс делают заявления по поводу различных исков, связанных с владением проекта Facebook.
Подобно фильму «Зодиак», снятого Дэвидом Финчером в 2007 году, в сценарии Социальной Сети используются эти судебные процедуры. Структурно, это – интересный прием, который хорошо подходит для этой особенной истории.
Известно, что режиссер Финчер в своих работах использует едва различимые цвета и оттенки (начиная с Бойцовского Клуба и заканчивая Загадочной Историей Бенджамина Баттона). Цвет – одна из самых ярких отличительных особенностей работ Финчера. В Социальной Сети он использует легкие цветовые комбинации для каждого персонажа. Они едва различимы, но оказывают влияние на восприятие.
Во втором и третьем действиях в основном описываются значительный подъем проекта Facebook и параллельно с этим ухудшение дружеских отношений между Марком и Эдуардо. Актеру Эндрю Гарфилду особенно удалось вызвать сочувствие зрителя. Он – самый родной персонаж, но нельзя сказать, что он – герой. Наоборот, не смотря на то, что он, исключенный из одной из самых крупных компаний последнего десятилетия, вызывает сочувствие, становится понятно, что если бы Эдуардо Саверин руководил Facebook’ом, проект не был бы таким, какой он сегодня.
Однако не все лавры достались Цукербергу. Шон Паркер, основатель файлообменной пиринговой сети Napster, чью роль сыграл Джастин Тимберлейк, способствовал тому, чтобы Facebook приносил деньги. Тимберлейк – очень талантливый вокалист, и его сольная карьера намного богаче, чем актерская. Но, не смотря на это, исполняя роль Паркера, плей-боя, который имеет много связей и оценивает Facebook, как следующий Napster (с учетом культурных изменений), Тимберлейк очарователен, надежен и правдоподобен.
Тимберлейк хорошо сыграл роль, но тем не менее его персонаж кажется нечто большим, чем просто герой фильма. Его основная задача – способствовать тому, чтобы Цукерберг отправился в Пало Альто летом 2004 года. Этим летом Facebook сделал очередной рывок и стоял на грани приобретения большой популярности. После этого лета было ясно, что Facebook был на пути к безудержному успеху.
Фильм заканчивается внезапно, что не совсем ожидаемо, однако это не противоречит основной его теме. Эта история о первом годе Facebook’а. История развилась, но на этапе, когда закончился фильм, сайт Facebook все еще был сетью для колледжа, у него не было приложений, он еще не обогнал MySpace. В действительности фильм заканчивается на том этапе, с которого остальные могли бы только начать.
Неоспоримым фактом является то, что к маю 2005 года, спустя год и пару месяцев со дня основания www.facebook.com, в проекте уже зарегистрировались 2.8 миллиона пользователей, было получено13 миллионов долларов. Через 6 лет сайт перестал быть ориентированным на колледж; проект стремительно преобразился, и в нем стали регистрироваться все больше и больше людей со всех уголков земли.
Я не уверен, можно ли назвать Facebook следующим Гуглом, но он точно содержит в себе дух времени эры компьютера и коммуникаций. Невозможно оспорить и тот факт, что Facebook окажет сильное влияние на будущее.
Во время просмотра меня поразили 2 обстоятельства: 1) Как быстро все происходит. Кажется невероятным, что большинство знаменательных событий в фильме произошли в течение полутора лет. 2) Мне снова вспомнилось, какими молодыми мы были в первые дни существования Facebook’а.
Я продолжаю размышлять над этими обстоятельствами, потому что я думаю, они отражены в истории. Внешне, это рассказ о жадности, эгоизме и о том, как деньги и слава меняют людей. И все это правда. Однако, в более широком смысле, я думаю, это также история о том, что происходит, когда успех буквально за ночь обрушивается на людей, которые даже еще не закончили колледж. Как это может не изменить их? Как может не повлиять на отношения и верность?
У грандиозного успеха и возможности изменить мир есть своя цена. Зачастую этой ценой является дружба. Это справедливо как для продавцов всяких безделушек, так и для создателей социальных сетей.
Эту идею подчеркивает искусно подобранный подзаголовок к фильму: «Невозможно прибрести 500 миллионов друзей, не приобретя хотя бы пару врагов».
Movies
Действительно ли Марк Цукерберг назвал свою подругу «сука» (bitch) в своем блоге во время создания Facemash?
И существовал ли сайт Facemash в реальности?
И как, согласно фильму, сайт получил 2200 хитов (посетителей), если Гавард не имел такого количества студентов?
Существовала ли в реальности Эрика Олбрайт, сыгранная Руни Марой?
Почему в фильме нет упоминания о Присцилле Чан, подруге Марка Цукерберга?
Ответы на все эти вопросы в статье ниже.
Действительно ли Марк Цукерберг в блоге назвал свою подругу «сукой»?
Это и так и не так. Сценарист фильма «Социальная сеть» Аарон Соркин использовал текст со станицы блога Марка Цукерберга в LiveJournal при написании эпизода фильма, в котором Марк создает сайт Facemash. Текст из блога в фильме показан не точно слово в слово, но общая канва и последовательность событий взята из него, включая теги html.
Скан страницы из блога Марка Цукерберга в LiveJournal с тегами html выложен на сайте: scribd.com
Здесь потребуется небольшое пояснение: HTML — стандартный язык создания документов (сайтов) во Интернете. Код языка HTML интерпретируется браузерами и отображается на мониторе компьютера в виде документа в удобной для человека форме.
Например тег говорит браузеру, что шрифт жирный, а тег — что шрифт наклонный, тег
— что это абзац. Браузер все это интерпретирует и выдает на экран компьютера текст в том виде, как его определили теги.
Так с тегами html выглядят первые строки блога Марка Цукерберга датированные 28 октября 2003 года в 8:13 вечера:
8:13pm. I need to think of something to occupy my mind. Easy enough now I just need an idea…
9:48pm. I’m a little intoxicated, not gonna lie. So what if it’s not even 10pm and it’s a Tuesday night? What? The Kirkland facebook is open on my computer desktop and some of these people have pretty horrendous facebook pics. I almost want to put some of these faces next to pictures of farm animals and have people vote on which is more attractive. It’s not such a great idea and probably not even funny, but Billy comes up with the idea of comparing two people from the facebook, and only sometimes putting a farm animal in there. Good call Mr. Olson! I think he’s onto something.
А так этот же текст смотрится на экране монитора. Здесь теги html прочитаны и убраны браузером.
8:13pm. I need to think of something to occupy my mind. Easy enough now I just need an idea…
9:48pm. I’m a little intoxicated, not gonna lie. So what if it’s not even 10pm and it’s a Tuesday night? What? The Kirkland facebook is open on my computer desktop and some of these people have pretty horrendous facebook pics. I almost want to put some of these faces next to pictures of farm animals and have people vote on which is more attractive. It’s not such a great idea and probably not even funny, but Billy comes up with the idea of comparing two people from the facebook, and only sometimes putting a farm animal in there. Good call Mr. Olson! I think he’s onto something.
Примечание. В фильме имя реальной девушки Джессика Алона (Jessica Alona) изменено на Эрика Олбрайт (Erica Albright).
Кадр из фильма «Социальная сеть». Текст блога Марка Цукерберга.
Однако, есть одно НО.
Вот начало текста блога Марка Цукерберга вместе с тегами html. Записано в 8:13 вечера:
8:13pm. I need to think of something to occupy my mind. Easy enough now I just need an idea…
Но на экране монитора, где браузер прочитал и убрал теги, мы не видим слов «Jessica Alona is a bitch. I need to think of something to make to take my mind off her».
На мониторе компьютера текст начинается так:
8:13pm. I need to think of something to occupy my mind. Easy enough now I just need an idea.
Да Марк Цукерберг назвал Джесику Алона «сукой» и написал об этом в блоге. Но так сказать для себя. И видно это было только в коде страницы. Посетители, читающие блог, этих слов видеть не могли. (За исключением, конечно, продвинутых юзеров, один из которых скопировал код и выложил в интернет).
И мне кажется это ближе к правде. Открыто написать про кого то «сука» в политкорректной Америке чревато последствиями. Так можно и в суд попасть и из университета вылететь. Потому Марк «вызверился» в своем блоге, но будучи программистом, как скрыть написанное знал.
Кстати, если бы все было иначе, это наверняка попало бы в статью газеты Гарварда «The Harvard Crimson», описавшую скандал, связанный с созданным сайтом Facemash. Но об этом в статье ничего нет.
В последней части статьи «Hot or Not? Website Briefly Judges Looks.» датированной 4 ноября 2003 года говорится:
«Цукерберг заявил, что его интерес к программированию и скука во вторник ночью были причиной создания сайта. Ему потребовалось менее недели, чтобы создать сайт, и хроника процесса создания сайта описана в его журнале.
Он начал в 8:13 вечера в прошлый вторник: «Я должен думать о чем ни будь, что завладеет моим разумом. Сейчас я просто нуждаюсь в идее. »
Всего 95 минут спустя, в 9:48 вечера, он добавил еще одну запись. «Facebook Киркланда открыт на моем рабочем столе компьютера, и некоторые из этих людей имеют довольно ужасные фотографии. «
Ниже оригинальный текст этой части статьи на английском.
Zuckerberg said his interest in computer science and boredom on a Tuesday night were the ingredients behind his rating recipe. It took less than a week for him to create the site—and he chronicled the process in a journal published on the site itself.
He began at 8:13 p.m. last Tuesday: “I need to think of something to occupy my mind. Easy enough—now I just need an idea. ”
Just 95 minutes later, at 9:48 p.m., he added another entry.
“The Kirkland facebook is open on my computer desktop and some of these people have pretty horrendous facebook pics. «
Думаю если бы в журнале Марка Цукерберга открыто присутствовали оскорбления, это точно вызволо бы еще больший скандал и конечно не прошло бы мимо газеты Гарварда.
И еще, согласно статье в «The Harvard Crimson» Марку Цукербергу «потребовалось менее недели, чтобы создать сайт» Facemash. А не одна ночь, как это изображено в фильме «Социальная сеть».
Существовала ли в реальности Эрика Олбрайт.
Ниже эта часть текста на английском из LiveJournal Марка Цукерберга:
8:13pm. Jessica Alona is a bitch. I need to think of something to make to take my mind off her. I need to think of something to occupy my mind. Easy enough now I just need an idea…
Джессика Алона одно из двух имен, которые режиссер Аарон Соркин решил изменить в фильме. Он изменил ее на Эрика Олбрайт (Erica Albright). Соркин сказал, что изменил настоящее имя девушки, не желая смутить реального персонажа этой истории.
И хотя никто точно не знает, была ли Джессика Алона подругой Марка, ясно, что эта девушка действительно существовала. И вечером 28 октября 2003 года чем то сильно расстроила Марка.
Кадр из фильма «Социальная сеть».
По сюжету фильма Марк Цукерберг и Эрика Олбрайт встречаются в баре «Thirsty Scholar Pub». Там и происходит размолвка между ними. Так ли это было или нет, неизвестно. Но зато бар «Thirsty Scholar Pub», где снимали этот эпизод фильма, действительно существует в городе Массачусетс, США.
Видео из фильма «Социальная сеть». Нажмите «play», что бы посмотреть эпизод фильма в баре «Thirsty Scholar Pub».
Существовал ли сайт Facemash в реальности?
«Я должен думать о чем ни будь, что завладеет моим разумом. Сейчас я просто нуждаюсь в идее. » писал Марк в блоге.
И идея пришла. В виде сайта Facemash.com
Were we let in for our looks? No. Will we be judged on them? Yes.
Who’s Hotter? Click to Choose.
Были ли мы приняты за нашу внешность? Нет. Будут ли нас по ней оценивать? Да.
Кто горячее? Кликай, что бы выбрать.
Так было написано на главной (и единственной) страице сайта Facemash.com В фильме сайт позволял выбирать из двух девушек лучшую и так продвигать ее в рейтинге.
Видео из фильма «Социальная сеть».
Однако реальный Facemash.com, в отличии от киношного, позволял голосовать за фотографии и мужчин и женщин. Это дает основание утверждать, что сайт был создан Марком Цукербергом не как месть обиженного мужчины всему женскому полу, а как способ «очистить свой разум» и «думать о чем ни будь» другом.
Ну а дальше, как показано в фильме «Социальная сеть», Марк пошагово описывает в своем блоге, как он взламывает базы данных университета. И как видно из кода страницы, занимается этим всю ночь.
Кадр из фильма «Социальная сеть».
Кадр из фильма «Социальная сеть».
Если пойти по ссылке FaceMash.com, то видно, что сейчас сайт бездействует. Но возможно он когда нибудь оживет.
Было ли на сайте 2200 хитов (посетителей) в первый день, если Гарвард не имел такого количества студентов.
Ответ на этот вопрос можно найти в статье, опубликованной в интернет газете университета Гарварда «The Harvard Crimson» от 19 ноября 2003 года. Статья подробно описывает появление сайта Facemash.com и разразившийся вслед за этим скандал, после которого последовало привлечение Марка Цукерберга к ответственности.
В конце статьи говорится, что «в течение одного дня количество посетителей увеличилось в четыре раза. С 10 вечера, сайт посетило 450 человек, проголосовавших по крайней мере, 22 000 раз». Таким образом в фильме «немного» ошиблись, не 22000 посетителей, а 22000 кликов «проголосовать».
Кстати, как видите эта статья до сих пор существует на сайте онлайн газеты «The Harvard Crimson». И обратите внимание, к ней 218 комментариев, и все написаны уже после выхода фильма «Социальная сеть». Самый первый комментарий звучит так: «Эта статья все еще здесь! Воистину часть истории.»
А во время написания статьи к ней комментариев небыло. Похоже запуск Facemash и маленький скандал, связанный с ним, прошел незамеченным для студентов Гарварда.
Знали бы, чем все закончится.
Марк Цукерберг с женой Присциллой Чан.
Следует отметить, что Марк Цукерберга встретил свою будущую жену Присциллу Чан зимой на втором курсе университета. Это было примерно в то же время, когда он основал facebook.com. Тем не менее, они начали встречаться только после того, как Марк нанял Присциллу Чан работать в Facebook в 2005 году.
Как и большинство студентов, Марк и Присцилла познакомились на вечеринке. Они оба томились в очереди к туалету на гулянке в еврейском студенческом братстве Alpha Epsilon Pi. «Он был похож на типичного ботаника, а в руках держал пивной бокал с надписью в виде айтишной шутки про пиво» – вспоминает Присцилла.
Прочтя эту характеристику, усомнишься, что сцена фильма с бурным сексом с двумя китаянками в туалете бара имела место в реальности.
Видео. Сцена из фильма «Социальная сеть».
Западный Токио, холмы Тама, станция «Seiseki-Sakuragaoka», бетонная дорога, «Новый Город», девочка Сидзуку и тихий «Шепот сердца» о любви. Сюжет фильма «Шепот сердца» студии Гибли (Ghibli), с картинками, видеороликами, небольшими отступлениями, комментариями и ссылками по теме.
Небесный замок Лапута у берегов Японии. Замок Лапута у побережья Японии в Осакском заливе. Не летает. Но если «включить» фантазию и представить, то замок полетит.
Скрытый и тайный смысл «Тоторо». 2 часть. Ярко выраженная сексуализированная. Тайный смысл аниме, раскрытый группой отечественных психиатров, лингвистов и психоаналитиков в результате совместного мозгового штурма с применением научно обоснованного «активного стыка психодраматического и логикосемиосемантического контент-анализа». Или к каким выводам может привести пролет научной мысли.
История Японии в фильме «Принцесса Мононоке». Аниме Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке» пронизано событиями японской истории. Места, народы, предметы, события в этом аниме не выдуманы. Они действительно существовали и происходили в прошедшие века в Японии.
Рецензия на фильм «Социальная сеть»
«Социальная сеть» Финчера оказалась искусным упражнением на классическую тему о гении и злодействе, которые не только совместимы, но и печатают на совместных визитках «I’m CEO, bitch!».
Трейлер
Осень 2003-го, Бостон. 19-летний студент-программист Марк Цукерберг, брошенный подружкой, взламывает университетскую картотеку и выбрасывает в открытый доступ фотографии студенток, предлагая путем голосования выбрать самую сексапильную. Затея имеет успех: гарвардская сеть ложится от наплыва посетителей, а впечатленные способностями парня мажоры Уинклвоссы предлагают ему работу. Марк соглашается создать для братьев сайт, который бы объединил всех членов закрытых университетских клубов. Но только для того, чтобы месяцем позже запустить на другом хостинге аналогичный сайт, созданный без их ведома и участия. Несколькими годами позже вы видим всех троих в суде, где Уинклвоссы требуют доли в сверхприбылях Facebook. Одновременно происходит и другое слушание, на котором претензии к Марку высказывает его лучший друг. Бывший лучший друг.
По легенде, Финчеру дали гораздо меньше экранного времени, чем требовал 166-страничный сценарий, и это стало для него, своего рода, творческим вызовом, а нас спасло от нового «Зодиака». Стараясь впихнуть в уста героев весь тест Аарона Соркина, Финчер заставлял героев говорить речитативами, виртуозно тасовал задники, вкладывал одно предложение по кускам в уста разных персонажей, сыпал флэшбеками (по сути, вся картина – один двухчасовый флэшбек) и не гнушался закадровым текстом. Судебно-бытовой материал также вынудил режиссера отказаться от CGI-экспериментов в духе «Бенджамина Баттона» или кульбитов всепроникающей камеры из «Комнаты страха», и тем не менее, Финчеру удалось протащить в «Сеть» шедевральную сцену соревнований по гребле и вообще снять весьма симпатичное и увлекательно кино.
И все, конечно, потому, что несмотря на Интернет-специфику эта очень человеческая история строится на старых как мир мотивациях: произвести впечатление на окружающих, насолить мажорам, прищучить друга-выскочку. Присутствующие же в фильме компьютеры в сути своей – не более чем фон для метаний талантливого юноши, пытающегося что-то доказать своей «бывшей», а заработанные на них миллиарды – не более чем побочный от этих метаний эффект.