сословно представительный характер российская монархия приобрела с появлением царя
История государства и права России
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России. Информативные ответы на все вопросы курса «История государства и права России» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
11. Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
Предпосылками возникновения сословно-представительной монархии является борьба великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть великих князей в этот период была еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной, им противодействовала верхушка феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре). Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.
Новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Цари, опираясь на земские соборы, могли проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Создавалась видимость того, что к государственному управлению привлекались не только бояре и дворяне, но и другие слои населения. Первый собор был созван в 1549 г.
В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства, а также выборные от дворянства, верхи посадских людей (торговые люди, крупное купечество).
Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств, иногда они функционировали непрерывно по нескольку лет. С 20-х гг. XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
Правовое положение населения. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия: бывшие удельные князья, крупные и средние бояре. Бывшие удельные князья выступали противниками централизации, некоторая же часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть, но в дальнейшем (особенно после введения опричнины) между царем и боярством возник конфликт. Наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство, которые по большей части поддерживали монарха.
Огромные земельные владения продолжали концентрироваться в руках церкви. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
В годы опричнины и войн началось массовое бегство крестьян, в связи с чем в 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. В 1597 г. был издан Указ об урочных летах — исковой давности по спорам о беглых крестьянах. Первоначально срок давности равнялся 5 годам, потом он неоднократно увеличивался, пока Соборное Уложение 1649 г. не разрешило искать беглых бессрочно.
Холопы еще сохранялись, их правовое положение оставалось прежним. Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками, они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. К барщине все больше начинают привлекать и крестьян, окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Во второй половине XVI и в XVII вв. продолжался рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивалась численность посадского населения, которое в XVII в. прикреплялось к посаду.
Сословно-представительная монархия в России
Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.
Экономические и политические предпосылки возникновения
В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.
Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.
Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.
Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.
Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;
Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.
Характерные черты сословно-представительной монархии в России
Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.
Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;
Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;
Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;
Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;
Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.
Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.
Земский собой 1549 г.
В 1549 году впервые был созван Земский собор по инициативе царя Ивана IV, его ещё называют «Собор Примирения». Он являлся сословно-представительным центральным органом, обладающим законосовещательными функциями.
Характерные особенности Земских соборов:
Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;
Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;
Отсутствие законодательной инициативы;
Земские соборы не ограничивали самодержавие.
На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:
В ходе первого созыва Земского собора, царь обвинил бояр в злоупотреблении должностными полномочиями, во лжи и нерадении. Бояре просили о прощении и поклялись исправиться. Царь принял их прощение и повелел впредь жить в мире и согласии.
Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:
Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии
В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.
В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.
Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:
После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.
Потеря значения, переход к абсолютной монархии
Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.
Первый созыв Земского собора Иваном IV. «Собор Примерения».
Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.
На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.
Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.
Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.
Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).
Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).
Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.
Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.
Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.
Итоги
Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.
Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.
Историческое значение
Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.
За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:
Столетие с середины XVI до середины XVII вв. знаменуется существенным расширением территории Российского государства, преимущественно на востоке. Россия становится все более многонациональной. Мероприятия правительства по централизации управления приводят к укреплению государства.
Данный период характеризуется заметными сдвигами в общественном устройстве. Развертывающаяся борьба между феодальной аристократией и основной массой класса феодалов приводит ко все большему укреплению позиций дворянства. Для развития класса эксплуатируемых характерно окончательное закрепощение крестьян, а также все большее сближение статуса крестьян и холопов.
Вступлению феодализма в стадию зрелости соответствует и изменение формы государства, которое становится сословно-представительной монархией. Правда, этот факт признается не всеми отечественными и зарубежными историками. Власть монарха укрепляется, что находит свое внешнее отражение в новом титуле. Вместе с тем царь все же не может обойтись без специальных органов, которые выражают волю сословий. Важнейшим из них является Земский собор. Роль Боярской думы постепенно падает. Новой форме государства соответствуют и новые местные органы. На смену системе кормления приходит система губного и земского самоуправления, что заметно ущемляет политические и экономические интересы боярства и привлекает к управлению широкие массы дворянства и верхушку посада.
Большие сдвиги происходят в развитии права. Создаются крупнейшие законодательные акты, активно развивается текущее законодательство. Институт землевладения характеризуется сближением правового режима вотчин и поместий. Поместье как форма землевладения приобретает черты земельной собственности, поскольку право распоряжения им расширяется. Существенно расширяются система преступлений и система наказаний. На первое место все более выступают террористические формы процесса.
Общественный строй
Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля.
Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства.
Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение. Позже они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали противниками централизации, они принимали меры для ослабления царской власти. Опричнина и направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и мероприятия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю, царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предоставление определенной самостоятельности в решении различных вопросов, в том числе и крупных государственных. Бояре считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало считаться. В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и боярством возник конфликт.
Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство. Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику.
В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 г. оно было отменено.
Оформляется понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю.
Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела огромные земельные владения, а также многие другие богатства. Большое число крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения.
Зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан Указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно.
Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой.
Посадские люди. Во второй половине XVI и XVII вв. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду.
Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.
Кроме «черных» слобод в посадах существовали «белые» слободы, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны «черных» людей. Соборное Уложение 1649 г. упразднило «белые» слободы.
Государственный строй
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины.
Первый собор (названный собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения.
Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, страна переживала экономическую разруху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей. Земские соборы в то время заседали почти непрерывно. С 20-х гг. XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.
На этом Соборе решался вопрос о выборе царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка феодалов, которая выдвинула 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так было положено начало династии Романовых.
Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе сословий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство.
В исторической литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти.
В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.
Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками.
Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.
В период сословно-представительной монархии зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.
Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи), Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы.
В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.
В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.
Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В нем вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа.
Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.
Наряду с губными создавались земские органы самоуправления, вопрос о которых был рассмотрен Стоглавым собором 1551 г., одобрившим предложение царя о повсеместном введении в стране выборных старост, целовальников, сотских и пятидесятских. Реализация этого решения началась на черносошном Севере.
Первым шагом в этом направлении было принятие при Иване IV Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. По просьбе черносошных крестьян и посадских людей ряд мест черносошного Севера переводился на откуп, который выражался в определенных денежных суммах, выплачиваемых земскими органами феодальному государству. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья. Позднее царь дал указание об отмене кормлений по всей земле и введении земского самоуправления. Были определены конкретные сроки передачи кормлений на откуп.
К ведению земских органов относились прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.
Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены воеводы, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. В больших городах назначались несколько воевод, но один из них считался главным. В отличие от кормленщиков, воеводы получали государево жалованье и не могли обирать местное население.
Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Сборы государственных налогов непосредственно проводили выборные старосты и целовальники, но надзор за ними осуществляли воеводы.
Важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.
При воеводе имелась специальная приказная изба, которую возглавлял дьяк. В ней велись все дела по управлению городом и уездом. В процессе деятельности воевод им все в большей степени подчинялись губные и земские органы, особенно по военным и полицейским вопросам.
Регламентация прав и обязанностей воевод была столь неопределенной, что они уточняли их сами в процессе своей деятельности. Это создавало возможности для произвола. Воеводы путем вымогательства взяток изыскивали дополнительные источники доходов, не довольствуясь жалованьем. Особенно велик был произвол воевод в Сибири.
Развитие права
Важным источником права в этот период являлся Судебник 1550 г. (в истории он получил название Царского). В нем отразились изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 гг.
Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыскание недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием «Уложение».
Главнейшая причина принятия Соборного Уложения заключалась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господствующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились для успокоения народных масс создать видимость облегчения положения тяглого посадского населения. На решение об изменении законодательства повлияли челобитные дворянства, в которых содержались требования об отмене урочных лет.
Различие в правовом положении между вотчинами и поместьями постепенно стиралось. Хотя поместье не передавалось по наследству, его мог получить сын, если он нес службу. Было установлено, что если помещик умер или покинул службу по старости либо болезни, то он сам или его вдова и малолетние дети могли получить часть поместья на «прожиток». Соборное Уложение 1649 г. разрешило производить обмен поместий на вотчины. Подобные сделки считались действительными при следующих условиях: стороны, заключая между собой меновую запись, обязывались эту запись представить в Поместный приказ с челобитной на имя царя.
Широкое распространение получили обязательства из договоров (договоры купли-продажи, мены, займа, поклажи и др.). Соборное Уложение 1649 г., стремясь облегчить положение должников (особенно дворян), запретило взыскивать проценты по займу, считая, что таковой должен быть безвозмездным. Исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет, частичная уплата долга прерывала течение давности. Несмотря на запрещения, взыскание процентов по договору займа фактически продолжалось. Однако оно не могло уже иметь правовой защиты в суде.
Законодательство уделяло внимание и обязательствам из причинения вреда. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Собственник скота, потравившего угодья, обязывался возместить убытки их владельцу. Задержанный при потраве скот подлежал возвращению собственнику в целости и сохранности.
Наследование осуществлялось, как прежде, по завещанию и по закону.
Уголовное право. Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их «лихое дело», хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует.
В Соборном Уложении 1649 г. нашла более четкое отражение классовая сущность преступления. Это проявлялось прежде всего в том, что за определенные деяния назначались различные наказания в зависимости от классовой принадлежности их совершивших.
Хотя уголовное право в целом в Соборном Уложении 1649 г. было разработано на более высоком уровне, чем в предшествующих документах российского законодательства, все же в нем специально не выделялась общая часть уголовного права, а основное внимание сосредоточивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в Соборном Уложении 1649 г., но в виде разрозненных статей.
По делам о религиозных преступлениях, а также по многим имущественным и преступлениям против личности процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное следствие, которое, однако, не получило в то время четкого выражения в правовых нормах. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, доносам (особенно это касалось политических дел), жалобам потерпевших (разбой, кражи и др.). По наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию царя.
Под повальным обыском в то время понимался опрос окольных людей (не свидетелей) о личности подозреваемого или обвиняемого; они давали оценку личности (хороший или плохой человек, преступник или нет). Особое значение это имело при признании подозреваемого известным «лихим» человеком, т.е. наиболее опасным преступником, систематически совершавшим преступления. Устанавливалось правило, по которому данные повального обыска имели конкретные юридические последствия. Если большинство опрошенных признавало лицо известным «лихим» человеком, то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное тюремное заключение. Если при тех же условиях так высказывалось квалифицированное большинство (две трети), то применялась смертная казнь.
Продолжалось развитие системы формальных доказательств, характерной для феодального права. В законодательстве определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные. Суд при оценке доказательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика.
В состязательном процессе большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых и общая ссылка. При ссылке из виноватых стороны по договоренности ссылались на группу свидетелей. Если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие утверждениям стороны, то последняя автоматически проигрывала дело. При общей ссылке обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела.
В качестве доказательства сохранялась и присяга. В Соборном Уложении 1649 г. она именовалась крестным целованием, порядок которого подробно регламентировался правовыми нормами.