сообщение по истории художественная культура
Сообщение по истории художественная культура
Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.
Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т. п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.
В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпохубарокко (40—50-е годы) и эпоху классицизма (вторая половина века).
Литература
Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.
Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768).
У истоков новой русской драматургии стоял автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге Александр Петрович Сумароков (1717—1777). Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий были взяты им из русской истории («Дмитрий Самозванец») и выдержаны в классическом жанре. Большой популярностью у современников пользовались его басни (притчи), написанные живым, близким к разговорному языком. Часто они образно критиковали пороки крепостнической системы, противником который был Сумароков.
Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам.Денис Иванович Фонвизин (1744—1792) обличал невежество и произвол помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743—1816) в оде «Фелица» пытался создать образ «идеального монарха», сравнения с которым не выдерживали современные ему правители. Державина, который едко высмеивал знатных бездарей и бездельников, Пушкин назвал «бичом вельмож». В своих патриотических одах Гаврила Романович прославлял победы русской армии. Суворова он называл «вождем бурь полночного народа».
Начало сентиментализма в русской литературе связано с именем Николая Михайловича Карамзина (1766—1826). В своей повести «Бедная Лиза» он сумел доказать простую истину — что «и крестьянки любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.
Александр Николаевич Радищев (1749— 1802) первым из русских писателей в художественной форме поставил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II сочла его «бунтовщиком похуже Пугачева», а суд приговорил к смертной казни. Лишь опасения потерять в Европе образ «просвещенной» государыни заставили ее «всего лишь» сослать Радищева в Сибирь.
Большую популярность имели журналы, издававшиеся Николаем Ивановичем Новиковым (1744—1818), «Трутень» и «Живописец», в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества.
Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все — от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым.
Театр
До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Всероссийскую славу имели постановки ярославского актера и режиссера Федора Григорьевича Волкова(1729— 1763). Наслышанная о его успехах Елизавета Петровна вызвала труппу Волкова в Петербург, где в 1756 году был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», в котором Волков стал не только актером и режиссером, но и декоратором, а с 1761 года —директором. Это был первый русский профессиональный постоянный публичный театр.
Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графовШереметевых в Кускове и Останкине, князейЮсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис П. И. Ковалеву- Жемчугову, Т. В. Шлыкову-Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.
Музыка
Уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и столовых гуслях.
При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.
В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.
При Екатерине II появились первые русские композиторы. Наиболее популярными были оперные произведения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 —1825) «Празднество сеньора», Василия Алексеевича Пашкевича (1742—1797) «Скупой», Евстигнея Ипатовича Фомина (1761 —1800) «Ямщики на подставе» и др.
Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
Живопись и скульптура
XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович Угрюмов(«Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»).
В развитии портретной живописи проявились две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Одним из известных мастеров был Алексей Петрович Антропов (1716—1795). Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископаКулябки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного (небольшого) портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).
Мастером портретного жанра был также Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802), создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николай Иванович Аргунов (1771 — 1829) прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой).
Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735—1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской).
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) был учеником А. П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, которых он изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825). Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон.
В самом конце века появляется целое направление в живописи, представленное картинами крестьянской жизни, портретами крестьян. Такими были, например, работы М. Шибанова «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Они отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740—1805). Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А. М. Голицына, статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М. В. Ломоносова, Павла Петровича, А. А. Безбородко, П. А. Румянцева-Задунайского и др.
Впервые на улицах столицы появляются памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» Э. Фальконе, установленный в центре Петербурга в честь Петра I.
Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.
Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны.
Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700—1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом 16-летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений.
Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов(1738—1799). По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Московой, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
Матвей Федорович Казаков (1738—1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших и красивейших зданий Москвы — дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).
Иван Егорович Старов (1745—1808) известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II и подарен Г. А. Потемкину за героические победы, одержанные им в ходе русско-турецких войн.
Особенностью архитектуры второй половины XVIII века стало развитие ансамблевой застройки не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. В центре всегда были административные здания — губернаторский дворец, здание судебных органов, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.
Итог
Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Художественная культура
Что такое художественная культура
Художественная культура — одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Художественная культура выступает одним из самых устойчивых гуманитарных компонентов общественной жизни и выражается в определенных символах, характерных для каждого типа культуры, развивающейся в конкретных условиях.
Х.к., наряду с познавательной, религиозной и политической культурой, формирует мировоззрение человека и предопределяет его духовное состояние. Человек становится носителем моральных ценностей и их созидателем.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ядро х.к. — это искусство, выступающее в форме художественной интерпретации реального и вымышленного.
К видам искусства относятся:
В искусстве используются разные средства, через которые выражается действительность в виде определенного образа, облаченного в форму. Такая форма носит разнообразный характер — реалистичный или метафоричный, а в отдельных случаях смешанный. В искусстве отражены судьбы людей и их проблемы, которые являлись актуальными для конкретной эпохи.
Х.к. затрагивает сферу художественных и эстетических ценностей. Определение эстетического шире, чем художественного, т.к. оно не всегда создано человеком рукотворно. Мы можем наблюдать многие эстетические проявления в природе. Созерцание пейзажей особенно развито в восточной культуре, что способствует развитию вкуса и прививает любовь к прекрасному.
Основой эстетической деятельности является понимание прекрасного как центральной категории, в которой представляется трагичное, комичное и одухотворенное.
Эстетика проявляется в самых разных областях жизни:
Во всех исторических типах существовали и существуют социальные институты, цель которых — обеспечение условий для функционирования культуры, а также для развития и распространения эстетики. Сюда входят:
Х.к. связана с творческим процессом и его результатом. Сюда относятся произведения искусства, переданные особым языком. Через культуру осуществляется восприятие мира как целостной картины, где взаимосвязаны единство личного опыта создателя в частности и человечества в целом.
Художественная культура представляет собой разнообразный и многосторонний процесс, в результате которого происходят эстетические преобразования во всей человеческой жизни; х.к. — это создание и популяризация, общественное и индивидуальное восприятие, освоение новых эстетических ценностей. В совокупности они соединяются в сложную многоуровневую структуру.
Сущность и строение художественной культуры
Уровни художественной культуры:
Субъектами х.к. выступают:
Искусство в системе художественной культуры
Искусство в составе культуры затрагивает профессиональную деятельность, базирующуюся на стремлении человека к самовыражению, к проявлению своих ощущений через художественные средства, образы и стили.
Искусство представлено в виде:
Через восприятие и познание искусства посредством органов чувств у человека проявляются способности к творчеству. Он передает свое ощущение и эмоциональные переживания от окружающего мира на холсте, бумаге, через лепку и т.д. Для придания формы своим эмоциям он прибегает к разным способам выражения:
Это помогает воссоздать картину всего образа, который является субъективным отражением реальности.
Искусство — область духовной и практической деятельности человека, которая направлена на постижение и познание мира, это способ эстетического освоения объективной реальности.
Все виды искусства классифицируются на 3 группы:
Все области и уровни художественного творчества пронизаны искусством.
Художественные стили и их типология
Рассмотрим художественные стили в хронологическом порядке, начиная с античности и до наших дней. Здесь приводится неполный список, т.к. направлений, течений и их подвидов существенно больше.
Античный стиль
Период — VIII-V вв. до н.э. Культура Древней Греции и Древнего Рима находится в самом расцвете. Позднее их традиции заимствуют византийцы. Развиваются архитектура, скульптура, вазопись. От римлян сохранились многочисленные храмы, скульптуры и фрески. Для античного стиля характерны:
Романтика — романский стиль
Название образовано от слова Рим (Rome). Период — от 1000-1200 года. Стиль основывался на традициях Древнего Рима:
Живопись имеет религиозную тематику. Становятся популярны витражи и барельефы.
Готика
Отличительными признаками готического жанра являются:
Превалирующая тема сюжетов живописи — христианский и библейские мотивы. Период — с XII по XVI вв.
Проторенессанс
Расцвет итальянской культуры, который пришелся на XIII-XIV вв. Этот период считается переходным от Средневековья к эпохе Возрождения. Художники начинают изображать светские сюжеты, появляется тенденция к отображению реальности.
Возрождение (Ренессанс)
С начала XIV в. по конец XVI в. — эпоха Возрождения. Направление заимствует некоторые черты у античной культуры. В изобразительном искусстве появляются пейзажи, люди, портреты светских персон. Художники тех лет изучают анатомию для убедительного и более точного изображения человека на полотне.
Маньеризм
Маньеризм (1520-1590 гг.) пришел на смену Ренессанса. Художники рисовали фигуры с деформациями, изломами, нарочито манерными позами и вызывающими жестами. На холсте применялись контрастные тона.
Барокко
Период Барокко охватывает XVII и XVIII века. Для архитектуры характерно:
Художники изображают пышные формы, на картинах появляется больше чувственности и динамики. Героини портретов — дамы с объемными прическами и утянутыми корсетами, мужчины — гладко выбриты и носят парики.
Рококо
Французский стиль, зародившийся в XVIII веке. Направлению свойственны:
В живописи и скульптуре отчетливо прослеживается эротичность и легкомысленность.
Классицизм
Период классицизма — XVII-XIX вв. Снова в моде античность с присущей ей строгостью линий и пропорциональностью.
Романтизм
Период с конца XVIII в. по начало XIX в. Направление, ставшее популярным у европейцев и американцев. Романтизм не признает рациональность и расчет, свойственные классицизму, а уделяет особое внимание личности и ее глубине.
Ампир
Направление появилось при Наполеоне Бонапарте в начале XIX в. Архитектуре и прикладному искусству свойственен королевский стиль:
На рельефах изображали львов, птиц, военную символику. В Российской империи ампир вошел в моду при Александре I.
Прерафаэлизм
Направление, появившееся в середине XIX века в Британии при королеве Виктории. Для стиля характерны простота, искренность и легкость, т.е. происходит возврат к традициям раннего Возрождения.
Реализм
Период — XIX-XX вв. Стремление к реалистичному изображению, наиболее точному и объективному.
Импрессионизм
Направление, зародившееся во Франции в конце XIX века – начале XX века. Четкие и реалистичные контуры уже неактуальны, художники предпочитают наносить изображения на холст мелкими мазками. Само название «импрессионизм» переводится как «впечатление». Наблюдается свобода и демократичность сюжетов.
Модерн
Стиль, образованный в Англии в конце XIX века. В искусстве появляется практичность и минимализм, отсутствует углы и резкие линии. Используется металл и бетон. Направление появилось в связи с развитием городской промышленности и прикладных искусств.
Яркие представители: Густав Климт, Оуэн Джонс.
Примитивизм
Направление зародилось в конце XIX в. Изображения специально упрощались, имели нарочито небрежный и размытый вид.
Фовизм
Авангардное направление, зародившееся в начале XX века. Форма и пространство обобщены. Отсутствуют светотень и перспектива.
Художники: Анри Матисс, Андре Дерен.
Кубизм
Направление появилось во Франции в начале XX века. Объект изображался трехмерным и разлагался на несколько фрагментов. На полотне он смотрелся как бы с разных ракурсов.
Представители: Пабло Пикассо, Фернан Леже.
Экспрессионизм
Спецификой экспрессионизма выступает акцент на эмоциях с целью психологического воздействия на зрителя. Стиль стал популярен в начале XX столетия в Германии и Австрии.
В жанре экспрессионизм работали: Эдвард Мунк, Эмиль Нольле.
Ар-деко
Период — 1925-1935 гг. Ар-деко — это геометрические линии, четкость линий, яркость поверхности. В дизайне используются:
Сюрреализм
20-е года XX столетия — наше время. Это аллюзии, абсурд, парадоксы, сновидения, алогичность и сочетание несочетаемых элементов. Ярким примером служат работы Сальвадора Дали и Рене Магритта.
Роль художественной культуры в развитии общества
Культура выполняет важную функцию и выступает связующим звеном и средством хранения и передачи опыта. Она способствует формированию человека, благодаря чему индивид формируется в личность и социализируется в общество.
Социализация — процесс освоения знаний, умений, языка, установок и правил своего народа и социальной группы.
Уровень культуры связан с:
Культура объединяет человечество, помогает интегрироваться человеку в определенное общество. Однако здесь есть и отрицательные последствия: культура в отдельных случаях разъединяет группы людей и общности, что может привести к конфликтам и культурным противостояниям. В этом проявляется ее дезинтегрирующая функция.
Культура оказывает регулирующую функцию в поведении человека в школе, семье, на работе и т.д. При нарушении установленных запретов и установок применяют санкции, поддерживаемые общественным мнением и разными формами принуждения.
В художественной культуре представлен огромный социальный опыт поколений, содержащий богатые знания о мире. В результате их освоения образуются благоприятные условия для интеллектуального развития общества.
Знаковая система, выраженная во владении языком, выступает способом общения. Литература является важным средством для освоения национальной культуры. Также особые виды языка необходимы при познании музыкальных произведений, театральных постановок, живописи.
Культура формирует у человека систему ценностей и жизненных ориентиров, способствует интеллектуальному, духовному и нравственному прогрессу. Она представляет собой многообразную и динамично развивающуюся систему. Это живой организм, который постоянно движется и видоизменяется. Культура была и остается неотъемлемой частью народностей и общества в целом, а также социальных институтов и каждой конкретной личности отдельно.