сообщение о ремеслах и искусстве древней руси

Ремёсла в древней Руси

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней русиПервыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы.

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Ковка металла на Руси

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней русиНа Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.

Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц.

Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.

Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров.

Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос.

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней русиК такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является, как полагают, легкий стальной топорик князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками.

Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.

Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле.

Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ремёсла в древней Руси

сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Смотреть картинку сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Картинка про сообщение о ремеслах и искусстве древней руси. Фото сообщение о ремеслах и искусстве древней руси

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир.

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс!

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Источник

Сообщение о ремеслах и искусстве древней руси

Материал заимствован с сайта http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Источник

Ремесла и промыслы в Древней Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

История ремесел

Ремесло – это труд, приносящий доход. Если ремесло обозначало разные виды ручных работ, то промысел, связанный со словом «промыслить», означал подумать. Промыслом ремесло становилось тогда, когда мастер готовил тот или иной предмет на продажу.

Продукцию на рынок начали производить в период раннего средневековья. В крупных селах и городах жили умелые металлурги, кузнецы, камнерезы, ткачи, ювелиры, гончары, сапожники, портные и др. Все они вносили неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, материальной и духовной культуры.

Ремесла были мужские и женские. Мужчины занимались сложным илм грубым трудом – это было ювелирное дело, кузнечное, скорняжное, гончарное дело. Женский труд носил художественный характер – женщины вышивали, ткали, плели, занимались росписью.

Художественный критик В. Стасов говорил, что человеку свойственно окружать себя прекрасным и настоящее народное искусство рождается там, где красив каждый предмет.

Высокий уровень развития ремесла относится к XIII столетию, когда ремесел стало намного больше, а технологии изготовления стали сложнее. На основании раскопок археологи считают, что в то время было известно до 60 ремесленных специальностей. Русь очень активно заимствовала появлявшиеся в то время технологические новинки, да и способствовало этому географическое положение территории.

Готовые работы на аналогичную тему

Как правило, центральную часть древнерусских городов занимало княжеское поместье, окруженное заградительными сооружениями. В слободах, возникавших вокруг поместья, жили и работали ремесленники.

Развитие ремесел на первом этапе происходило в течение X-XII столетия. Техника производства была уже высокой, поэтому работу выполняли на заказ, т.к. свободный рынок был ещё мал.

На втором этапе, стартовавшем в первой трети XII века, ассортимент резко расширился, а производство стало рациональным.Появились ткацкие станки, а в металлургии возник новый тип лезвий. Однако процесс развития ремесел был приостановлен на 100 лет с нашествием монголо-татар.

В Новгороде, Смоленске, Пскове, Полоцке ремесла продолжали развиваться, но не в полную мощь.

Природа ремесленничества является коллективной, поскольку формировала традиции народа. Для формирования традиций важно, чтобы навыки и средства были привычными.

Виды ремесел на Руси

Надо сказать, что с появлением промышленного производства ремесло не исчезло, ремесленники и сегодня востребованы.

Из простой льняной ткани, которая называлась полотном, делали рубашки, полотенца, убрусы. Грубая ткань называлась вотолой. Ярига и сермяга – это грубая шерсть. Верхнюю одежду шили из сукна.

Русь хорошо обеспечена лесом, поэтому из дерева, которое было главным материалом, строили дома, мастерские, корабли, сани, хозяйственные постройки.

Из деревообрабатывающих ремесел развивались:

Спрос на продукты из дерева всегда был высокий. Сегодня очень популярными являются интерьерные деревянные игрушки, декор для дома, различные панно.

Ковка металла была самым старинным способом его обработки. Занимались они и литьем.

В наше время кузнецов меньше, но спрос на ручную продукцию есть.

Гончарное дело развивалось больше в городах, его продукцией были разные игрушки для детей, посуда и др.

Скорняки выделывали и обрабатывали шкуры животных, из которых шили одежду, поэтому их товар был очень выгодным и пользовался большим спросом.

Были на Руси и свои умельцы по обработке кости, из которой резали гребни, пуговицы, иконки, ручки для зеркал, рукоятки для ножей.

Ассортимент косторезов в IX-XIII веках был довольно широк. Для работы брали кости крупного рогатого скота, рога оленей и лосей.

Простой народ в то время носил в основном лапти, в них ходила вся русская деревня. Плели лапти из ракитника, бересты, вязовика. Занимались и лозоплетением – делали корзины, вазы, короба и другую домашнюю утварь.

Особое место на Руси занимала художественная роспись – это был самый популярный вид декоративно-прикладного искусства.

В золотой фонд русской росписи включены:

На Руси XII-XIII века стали вершиной развития ювелирного искусства, мастера создавали украшения невероятной красоты, овладев такими техниками как «зернь», «филигрань», «чернь».

Создаваемые мастерами вещи имели глубокий символизм, считались оберегами или тем, что помогает человеку осмыслить мироздание.

Промыслы Древней Руси

Промысел – это занятие, цель которого получить прибыль.

Что касается далекой старины, то люди промышляли далеко от своего дома. На промысел обычно отправлялись мужчины после окончания сельскохозяйственных работ, а это говорит о том, что промысел имел сезонный характер.

Работы могли быть различными – рыбная ловля, рубка леса, добыча полезных ископаемых.

Реализация изделий в городе, сделанных ремесленниками, тоже считалось промыслом.

Один из древних промыслов – бортничество, существовавшее с незапамятных времен и широко распространенное в лесных и лесостепных районах.

С появлением собственности намечались бортные ухожья, т. е. участки леса, где были бортные деревья, тянувшиеся на многие километры.

Отделялись они друг от друга бортной межой, которые тщательно соблюдались. Свободные бортники должны были оброк платить натурой.

От медовых даней освобождались епископы, монастыри, церкви.

Бортники на Руси составляли свободное сословие и объединялись в цеха со своим уставом, знаменем, старостой. Бортничество накладывало свой отпечаток на обычаи, религиозные и свадебные обряды.

Животный мир Восточной Европы во время Киевской Руси был богат и разнообразен. Наибольшее значение промысел животных имел в лесной зоне Северной Руси.

Здесь обитали пушные звери, а мех был важным и дорогим товаром, служил средством обмена и платежей.

На Руси князья и бояре держали профессиональных охотников – сокольничих, псарей, конюхов, ловчих, выжлятников.

С ловчими птицами охотились на лебедей, журавлей, гусей, уток, цапель и др.

Даже для феодалов охота была промыслом, а не просто развлечением.

На птиц и животных охотились с помощью стрел и луков, использовали меч, топор, копье, рогатину. Для добычи крупных животных применяли ямы-западни, прикрытые ветками.

Мясо диких животных было важным компонентом питания, как простого человека, так и знати.

Широко на Руси был распространен и такой вид, как рыболовство и морские промыслы. Профессиональные рыболовецкие артели упоминаются в источниках XII века, промышлявшие на реке Волхов и Белом озере.

В низовьях Дуная галицкие рыбаки ловили щуку, сома, язя, налима, судака и др. На удочку ловили рыбу индивидуальные рыболовы.

В товарном рыболовстве использовали плетеные узелковые сети, весельные лодки, что приводило к сокращению рыбы в водоемах.

Крупного морского зверя ловили гарпунами и острогами с игловидными остриями на конце.

Рыбу обычно сразу употребляли в пищу, солили и сушили на зиму.

Моржовый промысел был известен с глубокой древности. Моржа добывали в Белом море и на острове Шпицберген, на Новой Земле. Китовый промысел имел меньшее значение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *