сообщение на тему живопись 6 класс история россии
§ 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках (окончание)
Русская живопись XIV века. Феофан Грек
С XIV века начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал всё своё мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определённой позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением является икона Донской Богоматери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зелёного и красного цветов. Никогда ещё Святая Дева не получалась такой одухотворённой и земной.
В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в конце XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).
Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по обеим сторонам в молитвенных позах — Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.
Русская живопись XV—XVI веков. Андрей Рублёв
В конце XIV — начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким её представителем был гениальный русский художник Андрей Рублёв. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублёв вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Чёрным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.
Самая известная работа Рублёва — икона «Троица» — написана для иконостаса Троицкого собора. Он изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей — ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжёлые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублёву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.
В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приёмы живописи, стал Московский Кремль.
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утончённым рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.
В период правления Ивана IV всё чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.
В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвящённая взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения — истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».
Итог
Таким образом, XIV—XVI века — это время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества, формирования национальной живописной школы.
Проверяем свои знания
1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV—XV веках? 2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке? 3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века. 4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи? 5. Что является свидетельством появления в России национальной школы живописи? 6. Опираясь на текст учебника и иллюстрации, дайте характеристику русской иконописи XIV—XVI веков. Сравните работы Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия с иконами более раннего времени. Чем они различаются?
Учимся быть историками
1. Сравните изображения храмов на фотографиях, помещённых в параграфе, и перечислите повторяющиеся архитектурные элементы. Узнайте из дополнительных источников, как они называются. 2. Выясните, почему Покровский собор на Красной площади называют храмом Василия Блаженного? Подготовьте небольшое сообщение по этой теме.
РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЁВА
Андрей Рублёв родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства являются периодом заимствования, то XIV век знаменует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублёва является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далёкому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода.
В отличие от византийского немого письма, рублёвские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души. Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублёва «Св. Троица».
Какая-то неземная просветлённость и особая острота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды религиозности. В этой одухотворённости, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконописца Андрея Рублёва.
Эта икона («Святая Троица») изображает трёх ангелов за трапезой, которую им, согласно библейскому рассказу, предложил Авраам. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше — ясно, что это один только символ трапезы, только намёк на неё. Художник намеренно так упрощённо изобразил угощение Авраама: всё внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов, их склонённые головы с задумчивым взором, устремлённым куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне лёгкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться — столько в них умилительного, возвышенного и духовного.
В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, положение рук, согласованность линий человеческого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок.
1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва? Чем оно отличается от византийской школы? 2. В чём вы видите принципиальное отличие творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?
Запомните новые слова
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ — вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой.
ЮРОДИВЫЙ — странник, аскет, обладающий даром предвидения.
Презентация к уроку истории 6 класса «Культура Руси 14-н.16в: зодчество и живопись.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура Руси XIV – н.XVIвв.: зодчество и изобразительное искусство.
1. Зодчество На Руси, в Москве возводили каменные храмы. По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
При Дмитрии Донском строительство продолжилось Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
В Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси.
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
Архитектура В XIV в. возобновилось каменное зодчество в Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине улице сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́
Храмы в Москве при Иване Калите во второй четверти XIV в. Успенский собор Московского Кремля
При Иване III активно велось оформление Кремля Успенский собор Московского Кремля В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, «церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством». Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Храмы в Москве при Иване Калите во второй четверти XIV в. Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила. В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле. Строительство храма завершилось в 1508 году. Еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.
Благовещенский собор Московского Кремля Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в 1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче. В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков. Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – «гульбищем» – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название «Златоверхий».
Производство кирпича Аристотель Фиораванти построил первый кирпичный завод. Колокольня Ивана Великого 1505- 1508
Грановитая палата в Москве Архитекторы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Грановитая палата в Московском Кремле В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами. Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Московский Кремль Крепость расположилась на Боровицком холме,последний раз Кремль был перестроен при Иване III, в конце XV века. Строили крепость итальянские мастера — Аристотель Фиорованти, Петр Антонио Солари, Марко Руффо в 1485-95 гг.
Презентация » Древнерусская живопись»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Древняя Русь существовала с 9 в. (882 г. объединение Киева и Новгорода, согласно «Летописи Временных лет»). Искусство Древней Руси формировалось на основе художественной культуры восточных славян, самобытной культуры скифов и сарматов. Но особое влияние на развитие древнерусского искусства оказала Византия с принятием в 988 г. Русью христианства. Задачей древнерусской живописи было «воплотить слово Божие», образы христианского вероучения. Монументальная Станковая Мозаика Фреска Иконопись Древнерусская живопись существовала в 2 видах:
Мозаика Мозаика – изображение, выполненное из отдельных частиц путем вдавливания в штукатурку мелких частиц (камень, мрамор, смальта- раскрашенное стекло).
Фрески в Софийском соборе в Киеве
фрески в соборе Святого Дмитрия (1195) во Владимире
Иконопись Иконопись: образное воплощение христианского учения в древнерусской живописи наиболее ярко выразилось в оригинальном художественном языке иконы, которой было свойственно строгое соблюдение канона. Канонический образец восходил к идеальному архетипу (первообразцу). Первообразные иконы – это откровения, явившиеся свыше
Спасибо за внимание! Выполнила: Горбунова А.В. г.Ульяновск 2017г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-554932
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии
Время чтения: 0 минут
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о дизайн-мышлении в современной дошкольной педагогике
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Древнерусская живопись
Вы будете перенаправлены на Автор24
Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:
Живопись Руси в X-XII веках
Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).
Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.
В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.
Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.
На русских иконах обычно изображали:
Самые древние иконы сохранились в Великом Новгороде – это «Спас Златая риза» и икона «Апостолы Петр и Павел», которые находились в Софийском соборе (построен в 1045-1050 гг.). «Спас златая риза» представляет собой изображение сидящего Христа с раскрытым Евангелием в руках. Она создавалась под влиянием византийских традиций, но при этом, имеет уже мотивы, характерные для русской иконописной школы. Аналогичное сочетание византийской традиции и новой художественной школы видно и на иконе «Апостолы Петр и Павел», на которой изображены апостолы в полный рост, чуть развернувшись в сторону Спасителя, находящегося вверху в облаках; апостол Павел держит книгу – символ апостольской проповеди, а апостол Петр поднимает руку с ораторским жестом.
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.
В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.
Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.
Иконы домонгольского периода занимали главнейшее место в храме, являясь средоточием святости, но были довольно немногочисленны. Они могли размещаться на столбах и стенах, реже – в алтарной части. Известна русская икона XII в. «Благовещение», происходящая из Георгиевского собора Юрьева монастыря. В верхней части иконы изображен Христос, главными же являются фигуры архангела Гавриила и Марии. Икона отличается сочетанием классического построения образа и эмоциональной наполненностью. Главным памятником книжного искусства Новгорода XII в. является Мстиславово Евангелие. Его миниатюры созданы по образцу Остромирова Евангелия, но с большим количеством подробностей.
Расцвет иконописи во Владимиро-Суздальском княжестве связан с именем Андрея Боголюбского. Считается, что мастерами из Фессалоник были расписаны Успенский и Дмитровский соборы. Андрей заказал для своего храма в Боголюбове икону Богоматери Боголюбской. На ней Богородица стоит в полный рост и молится Христу. Также, известной является икона «Спас Златые власы», изображающая Христа по плечи. Ее отличает пышная декорация золотом.
Живопись Руси в XIII веке
В Ярославле для Спасского монастыря (1210-1220-е гг.) создается масштабная икона «Богоматерь Оранта», где Богородица стоит в полный рост с приподнятыми в молитве руками. Около 1212 г. Всеволод Большое Гнездо заказывает икону Дмитрия Солунского для Успенского собора в Дмитрове.
В Ростове иконы получили большую экспрессивность, резкость исполнения, а от новгородских отличаются рельефностью ликов и артистичностью – примерами могут являться «Богоматерь на престоле», «Архангел Михаил» и др.
Вывод
Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.