сочинение на тему проблема народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо
1727. Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова Русский язык
Сочинение — Проблема народного счастья в Кому на руси жить хорошо. Русский язык
Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его ещё и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья.
Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая тут воля?
И у женщины, даже если она и радуется за всех своих детей, то постоянно одно дело – второе. Одному ребенку нужно еды, другому – новые лапти. В общем, нет покоя женщине.
Понятно, что поэт подсказывает, что счастье не в привычном покое и воле, а в спокойствии, что ты делаешь верное и хорошее дело, ради которого даже готов отдать свою свободу. Не быть эгоистом… Работать на благо народа, того самого народного счастья.
Вот только, что это? До отмены крепостного права всё говорили, что в нём и проблема. Призывали отменить рабство. И вот, что получилось после отмены! Все несчастны: и мужики, и господа.
Наверное, несчастье в принуждении. Вот если бы мужики служили господам только потому, что они их любят и уважают, хотят помочь, а не потому, что у них паспорта нету. И господа должны заботиться о своих подчиненных искренне и с любовью. Вот тогда гармония будет! Но это, наверное, учителя и священники могли бы только объяснить всем.
А «счастливый» герой – революционер, чего он добьется в итоге? Мы проходили по истории. И про революцию, и про гражданскую войну… Сколько несчастий было! Где же то счастье народное? Опять не в том.
И ещё счастливы в поэме, по-моему, сами ходоки. Они, понятно, так не считают. У них, вообще, счастье ассоциируется с достатком. А сами-то погорельцы и босяки из деревень с «говорящими» названиями. И тут у них появилась цель! И ещё появилась волшебная скатерть от птицы. Никакого быта – не готовить, не стирать… И они знакомятся с разными людьми, видят разные пейзажи. И они сами между собой подружились, хотя сначала готовы были подраться! Это тоже счастье, хотя они этого и не поняли ещё. А вот вернуться в свои бедные деревни, будут всем рассказывать, будут вспоминать это большое приключение… И поймут, как были счастливы!
Мне бы тоже было интересно пройтись по России с друзьями, провести такой «соцопрос». И не заботиться о быте, а искать правды всем на благо. Класс!
Кстати, счастье такое сложное понятие. Вот мы по нему сочинение писали. И у каждого всё-таки своё счастье. А тут речь о целом народном счастье. Очень сложно всё собрать. Там для мужика – одно счастье (урожай), а для священника – другое (приход). А если счастье одного и другого противоречит? Мужику – свободы побольше, а барину – слуг побольше. И как это соединить всё?
Поиск счастья, я считаю, это тоже счастье. Как подготовка к празднику иногда приятней праздника.
Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс
Николай Алексеевич Некрасов, один из талантливейших писателей девятнадцатого века, начал поэму в 1863 году и сочинял её до конца своей жизни, до 1877 года. Писатель посвятил свою жизнь стихотворениям о произволе русского народа. Ещё в глубоком детстве ему была не безразлична тема жестокого обращения его отца с крестьянами. Поэма была продолжением стихотворения «Элегия», где был поставлен вопрос:
«Народ освобождён,
Но счастлив ли народ?»
Поэма стала итогом размышления Некрасова над темой бедности, тирании крестьян помещиками, пьянства на Руси, неумением крестьян постоять за себя. После отмены крепостного права многое в жизни крестьян должно было измениться, ведь, казалось бы, вот она свобода, но крестьяне настолько привыкли к своей жизни, что они даже не знают значения слова «свобода». Да и для них немногое изменилось в жизни: «Теперь же вместо барина драть будет волостной» — пишет автор.
Композиция поэмы состоит из отдельных глав, связанных мотивами дорог главных героев. В ней так же присутствуют сказочные элементы и песни. Семь странников с уже говорящими нам названиями из деревень Заплатово, Дыряево, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко — становятся правдоискателями, мира счастливого человека. Один утверждает, что самый счастливый это поп, другой говорит, что боярину, третий, что царю.
Что бы развеять свой спор странники решают провести: опрос жителей. Они предлагают водку даром в обмен на рассказ о своём счастье. Желающих было много. Этим автор показывает ещё и проблему пьянства на Руси. И это не удивительно, ведь от такой сложной жизни тяжело не спиться. Тем не менее, они утверждают, что счастливы. Дьячок так и выразился, что для него счастьем и является пьянство, за что его просто выгоняют. Следующим подходит солдат, он говорит, что счастлив так, как прошёл службу, но не умер. Затем бабушка довольная урожаем. Очередь продолжает расти, но странники понимают, что зря потратили время.
Вскоре исследователи людского счастья отправляются к Кочергиной Матрёне, она говорит, что для неё счастье это её дети. Этим писатель рисует образ русской женщины, описывая её нелёгкую судьбу. «Не дело между бабами счастливую искать» — заявляет Матрена.
По-настоящему счастливым человеком можно считать Гришу. Из его песни можно понять, что он действительно самый счастливый человек. Гриша-главный персонаж в поэме. Он честный, он любит народ и понимает его. Гриша связывает своё счастье с судьбой народа, он счастлив, когда счастливы другие. В образе Добросклонова автор видит надежду будущего Руси.И всё же есть счастливые на Руси, жаль странники этого так и не узнали.
Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Николай Алексеевич долго думал над этим произведением, надеясь создать в нем «народную книгу», то есть книгу полезную, понятную народу и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по словам Николая Алексеевича, «по словечку в течение 20 лет».
Глеб Успенский
«Я думал», — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Хотя поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и осталась незаконченной, но Некрасов выполнил обещание. Он действительно изложил в поэме все, что знал о народе, что привелось ему слышать из уст его.
Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего.
Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.
В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет в своей поэме Н.А. Некрасов.
Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно. Крестьяне — люди, «досыта неедавшие, солоно не хлебавшие». В их жизни изменилась только в том, что теперь их «вместо барина будет драть волостной». Их тяжелая жизнь подчеркивается всем: описанием жизни народа в песнях, названием деревень, губерний и пейзажей:
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож.
В поэме отчетливо видна вся правда народной жизни: показана безрадостная, бесправная, голодная ее сторона. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями».
У каждого крестьянин есть свое понимание счастья, у одних оно связано с борьбой, у других с бездействием. Ища ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», странники приходят на ярмарку в село Кузьминское. Они, раздобыв водки с помощью самобранки, бросают в праздничной толпе клич: если есть кто счастливый, то ему нальют даром водки. Но оказалось, что все безумно счастливы.
Счастлив солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, у которой уродилось «реп до тысячи» на огороде и много таких «счастливчиков». Из всего этого вопрошающие поняли, что никто из них не понимает, что вообще означает слово «счастье».
Для попа — это «покой, богатство, честь», но покоя у него нет, он стал беден, так как стал совершенно нищ народ, а чести, как не было у попа, так и не будет.
Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия, Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось, вольготно, весело
На всей святой Руси.
В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье — терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная.
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова
Кровавым лить дождем,
А все вином кончается.
Также ярко выделяется образ Ермила Перина: чистого, неподкупного «заступника» народного. Но Н.А. Некрасов не показывает его идеальным героем, нет, он показывает, что Ермила — прежде всего человек, у которого есть родные, любимые люди. Ведь он хотел послать вместо Митрия сына крестьянки, но сам же и признался в своем проступке. Потом его посадили в острог, но мы точно не знаем за что именно: или за предательство крестьян, или за отказ их принять. Образ Перина свидетельствует о потаенных в народе духовных силах, богатых моральных качествах простого народа. Под счастьем они понимает правду, преданность, честность.
В поэме неотступно следует за странниками сказочный мир, где встречаются богатыри. Этим богатырем является Савелий. Он могуч, как Святогор — самый сильный, большой, но и самый неподвижный богатырь из всех. Он хочет избавиться от уз рабства, но для этого ничего существенного не делает. Конечно, Савелий вместе с корежскими мужиками освободились от Фогеля, но за это он отбыл двадцать лет в ссылке. К сожалению, на смену этому тирану придет другой. Савелий — стихийный бунтарь, обладающий своей народной философией: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть».
Даже крестьянское терпение для Савелия — олицетворение их силы:
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина… леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной…
Всё терпит богатырь!
Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:
Не знаю, не придумаю,
Что будет? Богу ведомо.
Он все пускает на самотек, что будет — знает только Бог. Но его понимание счастья — свобода, а это самое главное. Савелий не изменил своим мнениям, даже пройдя тернистый, трудный путь.
Слово «счастье» для каждого человека означает разное, а значит и дороги к его достижению разные
Одна просторная
Дорога — торная,
Страстей раба,
По ней громадная,
К соблазну жадная
Идет толпа
Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут
Лишь души сильные,
Любвеобильные,
На бой, на труд.
Первая дорога — дорога зла, дорога греха, по которой идут все богачи, которые не скупятся ничем. Другая дорога — дорога добра, честности и благодушия, но в тоже время это дорога бедноты, голода. Но люди, идущие по ней сильны, и если восстанут, то перед ними ничто не устоит. Им надо только «проснуться» от долгого сна, и они победят. Эту тему мы видим в легенде о «двух великих грешниках», которая призывает к пробуждению, зовет восстать против угнетателей.
Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника — Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен — любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.
Николай Алексеевич искренне верил в то, что народ в коне концов насытиться своей крестьянской участью и перестанет ее терпеть. Поэт смог заметить «искру скрытую» могучих внутренних сил, заключенных в народе, смотря вперед исключительно с надеждой и верой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написал русский поэт Некрасов. Он раскрывает в нем последствия освобождения крестьян от власти помещиков. Сюжет поэмы заключается в распознании истинного счастья для русского народа в те времена.
Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.
С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.
Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.
Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.
Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.
Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.
В заключение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» так и не дано однозначного понятия на главный вопрос. Счастливого человека отказывается найти сложно, потому что русский народ еще не осознал цену своей свободы. Суть счастья стала доступна лишь мужикам, прошедшим долгий путь к истине.
2 вариант
Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.
Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.
У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося. ”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.
Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.
Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее
Сочинение 3
После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.
После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.
А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.
Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
Сейчас мы уже и не мыслим жизни без автомобиля. Машины везде и всюду. Выйди на любую улицу, где снуют автомобили. И каких только видов нет. Легковые, маленькие, большие, автобусы, грузовые автомобили. Вот пролетела пожарная
Существует много экранизаций на книгу «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола. Это произведение нравится всем читателям. Погружаясь в чтение книги можно с легкостью погрузиться в другую реальность.
Ценить собственные игрушки, беречь воспоминания детства учит рассказ «Друг детства» В. Драгунского из цикла произведений «Денискины рассказы». Сюжет основан на происходящем в семье Дениса, ребенку исполнилось 6 лет
Главной героиней повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является графиня Анна Федоровна Томская. Графиня очень пожилая. Ей около 87 лет. Все ее родственники считают ее давно умершей
Сочинение на тему проблема народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо
Н.А.Некрасов – классик русской литературы, народный поэт и писатель. Свои произведения он чаще всего посвящал простым людям, рабочим. Некрасова волновала судьба крестьян, их положение во время и после отмены крепостного права. Он считал, что после отмены крепостного права крестьяне вовсе не стали свободными, а продолжали тяжело трудиться. Свое сочувствие, веру в силу простого народа, недовольство терпением крестьян Некрасов выразил в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В чем же по мнению автора заключается народное счастье? На протяжении всего произведения Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос.
В поэме Некрасов описывает Россию после отмены крепостного права. Описывая бедные, неурожайные деревни, Некрасов использует говорящие названия. Все эти названия говорят о бедственном, нищем положении крестьян. Песни, которые поют крестьяне, показывают их тяжелую бедную жизнь. В песне «Голодная» раскрывается тяжесть и безвыходность положения крестьян. Крестьянин, обычный мужик, так голодает, что не думает даже о том, чтобы делиться хлебом со своими детьми. Чувство голода заглушает в нем все человеческое и делает его похожим на зверя.
На протяжении всей поэмы поэт показывает нам несколько судеб крестьян. Одной из бедных крестьянок оказывается Матрена Тимофеевна. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Ее судьба печальна, она вызывает сочувствие и сожаление. Выйдя замуж по любви, она попала в дом мужа, где его родные невзлюбили ее. Тяжелые работы в поле, унижения в семье, голод – всем это делало жизнь Матрены Тимофеевны трагичной и несчастной. У нее родился сын, она чувствовала поддержку Савелия, деда мужа. Однако вскоре ее сына загрызли свиньи, а Савелий умер. На долю Матрены Тимофеевны выпало множество испытаний, но они лишь сделали ее сильнее духом. На вопрос, что же такое для нее счастье, Матрена отвечала: ключ от женского счастья давно потерян. Матрена Тимофеевна является собирательным образом крестьянки, так как женщинам после отмены крепостного права жилось все также тяжело, как и при нем.
Особое внимание привлекает один из героев поэмы – Ермила Гирин. По мнению мужиков, он счастлив, однако у него несчастная судьба. Ермила Гирин – простой мужик, уважаемый крестьянами за честность и любовь к правде. Поэтому, когда он просит помощи у бедных крестьян, чтобы выкупить мельницу, все с радостью отзываются на его просьбу. Ермила выкупает мельницу и вскоре раздает деньги, которые ему одолжили крестьяне. Последние копейки он отдает слепым людям, что говорит о его доброте и честности. Главное счастье для Ермила Гирина – это счастье народа, это борьба за честность и справедливость.
Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Он учится в духовной семинарии, живет бедно, голодает и мерзнет. Гришу кормят крестьяне, поэтому он взамен помогает им с делами по хозяйству, а также рассказывает им умные вещи. В поэме Гриша Добросклонов является образом человека будущего, а именно – деятельного борца за народную свободу, за счастье простого человека. В жизни Гриша больше всего ценит народное счастье, поэтому он готов отдать жизнь за благополучие крестьян.
В поэме Некрасова народ так и не обретает счастье. Крестьяне еще не свободны, тяжелый труд обременяет их положение, они голодают и мерзнут. Однако такие люди, как Григорий Добросклонов, будут бороться за народное счастье, они освободят простого человека и сделают его свободным и независимым.
Сочинение на тему «Проблема народного счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова Н.А.»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов поднимает тему «народного счастья», ставшую актуальной после отмены крепостничества. На крестьян обрушилось счастье свободы, но почему-то они чувствуют растерянность и непонимание, как им жить. Свобода не решила их проблем, не сделала автоматически счастливыми, не улучшила жизнь. Зато со свободой появилось много ответственности, которую порой нести труднее, чем оброк барину. Вот почему семеро мужиков отправляются искать по Руси тех, кто познал счастье.
Беседуя с людьми разных сословий, путники выясняют, что у всех разное представление о счастье. Поп, который должен быть далек от мирских забот, сожалеет об отсутствии у него богатства, покоя и почета. Помещики видят счастье в пирах, охоте, роскошной жизни и власти над крепостными. А неизбалованные крестьяне хотят лишь поменьше тягот, труда и лишений. Эти люди пока мало знают о счастье, его только предстоит найти. Но одно крестьяне чувствуют остро: для счастья нужна социальная справедливость. Именно поэтому народ так чтит своих заступников: божью посланницу Евфросинью, старосту Ермилу Гирина, Якима, объясняющего помещику, отчего народ пьет.
Автор затрагивает в поэме и тему женского счастья, заостряя внимание на судьбе Матрены Корчагиной. Образ Матрены можно считать символом русской женщины и образцом любви, прощения, терпения, работоспособности и самопожертвования. В жизни русской женщины много нелегкого труда, служения семье, ответственности за детей, но так мало личного счастья. Матрена Тимофеевна неслучайно говорит странникам о том, что «ключи от женского счастья потеряны». Ее судьба схожа с судьбами миллионов русских женщин, и счастливиц среди них нет.
Пройдя пол-России, путники приходят к заключению, что счастливых людей во всей стране не найти. Даже помещики недовольны переменами и хотят вернуться к крепостническим временам. Но народ уже проснулся и выбирается из рабского состояния. Он задается вопросами, ищет себя и пытается понять, в чем же «мужицкое счастье». А юный Гриша Добросклонов готов посвятить свою жизнь тому, чтоб помочь народу прийти к свободе и счастью. В этом он видит свое призвание и долг пред отечеством.