смысл финала история одного города
В чём смысл финала романа «история одного города»
В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛА РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»
В «Истории одного города» рассказывается о городе Глупове, история которого сводится к тому, что «градоначальники секут, а обыватели трепещут». Его летопись воплощает наиболее тёмные стороны истории «немытой» России.
Все градоначальники, управлявшие городом Глуповым, были невеждами и проходимцами, и реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение – другой его упраздняет, один строит город – другой его разрушает, один пренебрегает законами – другой издаёт их по всякому поводу и без смысла.
История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоначальнике, который делами совсем е занимался, так как у него была фаршированная голова. А самый страшный из всех градоначальников – это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает в себе самую сущность единовластия, тупой и слепой силы.
Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.
Сам Салтыков-Щедрин писал, что «Из города Глупова дорога в Умнов лежит через Буянов, а не через манную кашу», намекая на то, что единственный выход он видит в революции. Но дорога к Умнову представлялась сатирик далёкой-далёкой. И это окрасило его произведение в глубоко трагические тона.
Таким образом, последняя фраза: «История прекратила своё течение»- явная параллель к апокалипсическому предсказанию о конце человеческой истории и установлению Благодати.
Каков смысл финальной сцены в романе «История одного города» Салтыкова-Щедрина?
В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛА РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»
Все градоначальники, управлявшие городом Глуповым, были невеждами и проходимцами, и реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение – другой его упраздняет, один строит город – другой его разрушает, один пренебрегает законами – другой издаёт их по всякому поводу и без смысла.
История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоначальнике, который делами совсем е занимался, так как у него была фаршированная голова. А самый страшный из всех градоначальников – это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает в себе самую сущность единовластия, тупой и слепой силы.
Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.
Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.
Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.
Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой».
Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца».
Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.
Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.
Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.
Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой».
Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца».
Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.
Просветленный
В ЧЁМ СМЫСЛ ФИНАЛА РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»
Все градоначальники, управлявшие городом Глуповым, были невеждами и проходимцами, и реформы их бессмысленны и вредны. Один градоначальник вводит просвещение – другой его упраздняет, один строит город – другой его разрушает, один пренебрегает законами – другой издаёт их по всякому поводу и без смысла.
История Глупова свидетельствует о том, что лучше всего народу жилось при градоначальнике, который делами совсем е занимался, так как у него была фаршированная голова. А самый страшный из всех градоначальников – это градоначальник наиболее деятельный, Угрюм-Бурчеев. Он воплощает в себе самую сущность единовластия, тупой и слепой силы.
Но в финале повествования мы видим образ загадочного Оно, которое сметает Угрюм-Бурчеева. В этом необыкновенном образе можно видеть не только природную стихию, восставшую против губительной политики, не только намёк на народную революцию, но аллегорию неизбежного воздаяния, суда Высшей силы.
«История одного города» Салтыкова-Щедрина: мы наш, мы новый мир построим
В течение многих лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел написания полномасштабного сказочно-фантастического романа. И наконец, в 1870 году книга была закончена и опубликована. В романе «История одного города» смысл произведения, носящего сатирический характер, вызвал неоднозначную реакцию общества. Не все до конца поняли смысл сатиры «Истории одного города», обвиняя автора в очернении исторических фактов.
Несмотря на то, что сюжет романа больше похож на сказку, книга является серьезным произведением, смысл которого требует глубокого анализа.
Краткое содержание
Разбор того, в чем заключается в романе История одного города смысл сюжета, следует начинать с краткого пересказа произведения.
Начинается книга со слов автора, сообщающего о нахождении древней летописи города Глупова. Затем идет сообщение от летописца, разъясняющего происхождение глуповцев. Родоначальниками глуповцев было племя головотяпов, названных так за привычку ударяться обо все головой. Они долгое время не могли найти себе правителя, пока не нашелся один глупый князь, согласившийся возглавить племя. Он основал город Глупов, а жителей назвал глуповцами.
Интересно! Смысл, вложенный Щедриным в название племени «Истории одного города», был замечен и подхвачен читателями. Со временем это имя стало нарицательным. Головотяпами стали называть безответственных людей, действующих бездумно.
20 начальников
Далее описывается история города на протяжении почти ста лет – с 1731 по 1826 год. За это время в Глупове сменилось более 20 градоначальников, каждый из которых был глупее и чуднее предыдущего.
Наиболее значимые из них:
Все последующие градоначальники все больше усугубляли положение, ведя город и его жителей к обнищанию.
Лишь с приходом к власти подполковника Прыща в Глупове наступило относительное спокойствие. Несмотря на то, что градоначальник не занимался делами города, глуповцы процветали. Но, как оказалось впоследствии, голова Прыща была нафарширована трюфелями, ее съел предводитель дворянства.
Последним правителем стал полнейший идиот Угрюм-Бурчеев. Из-за бредовой идеи перестроить Глупов, градоначальник полностью разрушил город и принялся за строительство нового. Для этого он выбрал место подальше от реки, мешавшей воплощению его мечты.
Но строительство так и не было окончено. Что помешало этому – осталось для читателя тайной. Известно лишь, что Угрюм-Бурчеев мгновенно исчез.
Повествование заканчивается оправдательными документами, оставленными некоторыми губернаторами в назидание последующим правителям.
Объяснение сюжета
Салтыков-Щедрин предпочитал писать сатирические произведения. Не стал исключением и роман о глуповцах.
События, описываемые автором – абсурдны, а образы градоначальников фантастичны и гиперболизированы. Но каждый из образов несет определенную смысловую нагрузку.
На заметку! Особый смысл вложил автор «Истории одного города» в пятую главу – «Органчик», открывающей описание градоначальников Глупова. Губернатор Брудастый олицетворяет собой бездушного бюрократа с механизмом вместо головы. «Органчик» – символ тупости и ограниченности.
В романе Щедрина История одного города смысл повествования заключается в обличении недостатков политического устройства российского государства. На примере глуповцев писатель показывает рабское положение народа, смиренно подчиняющегося власти и не пытающегося изменить свою жизнь.
Кроме того, автор поднимает такие важные темы, как:
Высмеивая пороки людей, писатель использует различные художественные приемы: иронию, сарказм, пародию, сатирическую гиперболу, гротеск, начинающийся уже с названия произведения.
Автор не случайно не называет какой-то конкретный населенный пункт, показывая этим, что повествование относится ко всей России. Людей, похожих на персонажей произведения, можно найти в любом уголке страны. Таким образом, в названии романа «История одного города» заключен глубокий гротескный смысл.
В чем суть концовки
Ближе к финалу приходит понимание скрытого смысла истории одного города. На протяжении всего повествования народ пытался подстроиться под прихоти и пороки каждого правителя. Попытки завоевания симпатий очередного губернатора, бесчисленные эксперименты и перемены привели к потере уникальности и исторического облика народа.
Не стало исключением и правление Угрюм-Бурчеева. Глуповцы готовы были покорно принять его идиотские реформы, ходить в одинаковых робах и строить одинаковые дома. Это привело к прекращению течения истории.
Смысл концовки «Истории одного города» довольно прост: народ, утративший свой менталитет, отказавшийся от вековых традиций, смирившийся с имеющимся положением дел обречен на гибель.
Внезапное исчезновение Угрюм-Бурчеева и гибель Глупова довольно символичны. Этим Салтыков-Щедрин хотел сказать, что на смену глуповцам придут другие люди, которые построят новое общество. Автор предчувствовал грядущие исторические перемены, свержение самодержавия. Это придало истории одного города пророческий смысл.
За сатирическим и ироничным повествованием Истории одного города скрывается важный смысл произведения. Целью автора было показать, что перемены к лучшему невозможны без осознания народом своей роли в построении государства. Не может один человек изменить всю страну. Улучшить жизнь можно только своими силами, не надеясь на правителей. Призыв к активной гражданской позиции, звучащий в романе, делает его актуальным во все времена.
Смысл финала романа «История одного города»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:44, сочинение
Краткое описание
с-щ. семинар. литература 19 века..doc
Смысл финала романа «История одного города»
Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование.
Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима.
Грозное «оно», это «неслыханное зрелище», приходит извне: «Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки»; «Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой».
Некоторые критики склонны рассматривать развязку романа как намек на стихийное народное восстание, народную революцию, хотя глуповцы очевидно не способны к борьбе: увидев надвигающееся на них «оно», «глуповцы пали ниц», и «неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца».
Другие же считают, что исчезновение Угрюм-Бурчеева, уничтожение его силами самой взбунтовавшейся природы показывает надежду Салтыкова-Щедрина на то, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.
Образы градоначальников в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Одно из самых известных произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина – «История одного города». Несмотря на название, это произведение – не иносказательная историческая хроника, а сатирический роман, в котором нашло гениальное воплощение состояние общества при самодержавии. Это состояние возникло в России намного раньше 1731 года, обозначенного как начало повествования, и не прекратилось в 1825 году, хотя на нем и обрывается рассказ летописца. Положение в стране ничуть не изменилось и в 60-ые годы 19 века, когда была написана книга. Данная ситуация характерна не только для царской России, но и для любого общества, испытывающего на себе гнет самовластия.
Итак, власть и народ – вот та кардинальная проблема, которая является внутренним стержнем книги и делает ее цельной, несмотря на внешнюю самостоятельность глав.
Биографии многих из градоправителей могут показаться неправдоподобными. Между тем, они отражают реальное положение вещей. При самодержавном строе у вершин власти зачастую оказывались люди совершенно случайные. Но они чем-то «приглянулись» императору или его приближенным. Так, например, Бирон, который вывез из Италии Клементия, сам был вывезен императрицей Анной Иоанновной из Курляндии и получил в ее царствование неограниченную власть. А Кирилла Разумовский, якобы поймавший Ламврокакиса, стал графом и даже правителем всей Украины только благодаря своему брату Алексею – фавориту Елизаветы I. Что же касается Фердыщенко и Негодяева, то их взлет напоминает некоторые действительные факты. Достаточно сказать, что Екатерина II даровала графский титул своему парикмахеру, а Павел I возвел в графы своего камердинера. Поэтому писателю порой не нужно было даже прибегать к преувеличению: действительность давала ему большой материал.
И все же есть в «Истории одного города» немало такого, что носит откровенно фантастический характер. Градоначальник с органчиком вместо головы… Градоначальник с фаршированной головой…Оловянные солдатики, наливающиеся кровью и остервенело ломающие избы…
Зачем же нужны писателю эти и другие аналогичные им образцы? Как понимать все эти «несообразности»? Сам сатирик говорил: «Бывают чудеса, в которых, по внимательному рассмотрению, можно подметить довольно яркое реальное основание».
Действительно, с помощью образа градоначальника Брудастого, деятельность которого описана в главе «Органчик», сатирик показывает: для того, чтобы править Глуповым, вовсе не обязательно иметь голову. Для этого вполне достаточно обладать простейшим механизмом, способным воспроизводить всего две фразы – «разорю!» и «не потерплю!». Брудастый представляет собой как бы саму суть «правительства», «очищенную от всего постороннего». С помощью гротеска Щедрин делает предельно наглядным то, что свойственно всем «градоначальникам» вообще, независимо от их личных склонностей, характера, убеждений.
Разные были в Глупове градоначальники: « деятельные» и «бездеятельные», либеральные и консервативные, вводившие просвещение и искоренявшие его. Однако все их многообразнейшие « прожекты» и поползновения в конце концов сводились к одному: к выколачиванию «недоимок» и пресечению «крамолы».
Галерея градоначальников начинается с Брудастого, являющегося своего рода «общим знаменателем всех градоначальников», и завершается Угрюм-Бурчеевым, представляющим собой величину более значительную, а потому и более зловещую. Прототипом Угрюм-Бурчеева послужил Аракчеев. Но неверно было бы ограничивать широкое обобщающее значение этой фигуры. В ней сконцентрированы и заострены черты, характерные для особого типа правителей. Для какого же типа?
Угрюм-Бурчеев превзошел всех своих предшественников безграничным идиотизмом и неиссякаемой энергией. Но эта энергия была направлена на то, чтобы превратить город, а точнее всю страну, в казарму и заставить с утра до вечера маршировать. Его идеалы – это «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Античеловеческая сущность самовластия показана здесь Щедриным с потрясающей силой.
Именно благодаря таким неординарным образам градоначальников «История одного города» живет и сейчас. Эта замечательная книга известна не только у нас в стране, но и по всему миру и прочно стоит в ряду величайших достижений мировой сатиры.
Смысл финала романа “История одного города”
Тогда действительно становится страшно за все живущее и мыслящее”, – утверждал Салтыков-Щедрин.
Долготерпение глуповцев, их темнота и бессознательность, стихийность и неорганизованность осознаны ими в период правления городом Угрюм-Бурчеева. Автор находит следующие слова для его характеристики: “Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами”.
Одиозная фигура Угрюм-Бурчеева является символом
“Когда цикл явлений истощается, – писал Салтыков-Щедрин в 1863 году в статье “Современные призраки”, – когда содержание жизни беднеет, история гневно протестует против всех увещаний. Подобно горячей лаве проходит она по рядам измельчавшего, изверившегося и исстрадавшегося человечества, захлестывая на пути своем и правого, и виноватого. И люди, и призраки поглощаются мгновенно, оставляя вместо себя голое поле.
Это голое поле представляет истории прекрасный случай проложить для себя новое и притом более удобное ложе”.
Автор верит в прогресс, просвещение, социальную справедливость. Он надеется, что темные силы, реакция не смогут изменить ход истории, помешать ее логическому развитию, как не смог справиться с течением реки последний глуповский градоначальник Угрюм-Бурчеев.
Символическая гибель Глупова означает гибель российского самодержавия, любого другого деспотического режима. Но писатель твердо убежден, что строителями новой жизни будут другие люди, не глуповцы. Грозное “оно”, это “неслыханное зрелище”, приходит извне: “Север потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки”; “Оно близилось, и, по мере того как близилось, время останавливало бег свой”.
Очистительный ураган истории несет гибель Угрюм-Бурчееву и полностью разрушает Глупов.
Но так финал “Истории одного города” трактуют не все критики. Некоторые считают, что в развязке романа есть намек на стихийное народное восстание, народную революцию. Но сам Салтыков-Щедрин показал глуповцев не способными к борьбе, пассивными, испуганными, жалкими.
Увидев надвигающееся на них “оно”, “глуповцы пали ниц”, и “неисповедимый ужас выступил на всех лицах, охватил все сердца”. Чтобы принять революцию, нужно стать активными и сознательными, тогда только возможно пробуждение масс. “Минуты прозрения не только возможны, но составляют неизбежную страницу в истории каждого народа”, – был уверен писатель.
Другие критики придерживались мнения, что финал романа – это предсказание катастрофических потрясений, которые произойдут в Глупове и с глуповцами. (В “Описи градоначальникам” за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор, который “въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки”.) Эта версия не подтверждена ни идеей произведения, ни простой логикой: силы реакции разрушаются силами реакции с “гневом”.
Толкование “оно” как реакции полно пессимизма. А Салтыков-Щедрин избегал полного отчаяния даже в самых мрачных, безысходных своих размышлениях. Исчезновение Угрюм-Бурчеева, растворившегося в воздухе, лишь подтверждает мысль автора о неизбежном конце деспотизма как явления.
В финале “Истории одного города” звучит тема конца Глупова. Салтыков-Щедрин полон оптимизма, он верит, что придет время коренных изменений в крепостнической и бюрократической России.