смотреть лекции по истории искусства древнего египта солкина

Смотреть лекции по истории искусства древнего египта солкина

Человек удивительной культуры, Олег Дмитриевич родился в семье инженера в Пятигорске и рано столкнулся с жизненными испытаниями: отца расстреляли, как «врага народа». В детском доме он встретил Аллу Ивановну Еланскую (1926-2005), также дочь расстрелянного отца, которая стала его спутницей на всю жизнь.

К счастью, О.Д. Берлеву повезло: он смог вырваться в Ленинград и стать референтом всесильного мэтра советского востоковедения В.В. Струве, который, по сути, дал молодому ученому путевку в жизнь. Наследие Олега Дмитриевича очень велико: это и фундаментальные труды по общественной истории Древнего Египта эпохи Среднего царства, и отдельные работы по царям и божествам Египта и, конечно, обширный труд по изданию египетских памятников из музеев СССР, прежде всего, из ГМИИ им. А.С. Пушкина, где египетскую коллекцию многие годы хранила подруга Берлева и Еланской – С.И. Ходжаш. Возможность прикоснуться к бесценным подлинным памятникам из коллекций музеев заменила Берлеву Египет. Попасть на берега Нила ему удалось лишь однажды, на неделю, за два года до кончины.

Мне посчастливилось побывать в гостях у этой удивительной пары еще студентом, в 1998 году, благодаря рекомендации С.И. Ходжаш.

Детей у них не было и после смерти Аллы Ивановны, которая просто «сгорела» после кончины горячо любимого мужа, наследником ученых стал их издатель – Н.И. Герасимов. Следуя завещанию Аллы Ивановны, которая просила найти для книг и рукописей достойные руки и ни в коем случае не передавать их в РАН, где Олегу Дмитриевичу было порой так невыносимо тяжело, он передал мне уникальную коллекцию и права на наследие О.Д. Берлева, которые я приобрел при поддержке меценатов Вадима Беляева и Екатерины Хориковой.

Сейчас эти удивительные книги, документы и рукописи находятся на ответственном хранении в «Волошинке», активно экспонируются как в постоянной экспозиции, так и на временных выставках. Мы с гордостью делимся нашими сокровищами с теми, кому интересен мир Древнего Востока, так, как завещали О.Д. Берлев и А.И. Еланская, с благодарностью вспоминая их имена.

Выставки

Образ Нефертити. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского, Воронеж. 2017 г. – Научный руководитель, соавтор концепции выставки (совместно с О.А. Рябчиковой, Е.И. Пшеницыной).

Вечный Египет. Русские путешественники на берегах Нила. Графика, книги, объекты. Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского, Воронеж. 2015 г. – Автор концепции, куратор выставки.

Великие шедевры страны пирамид. Фотовыставка. Библиотека имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва. 2015 г. – Соавтор концепции (совместно с С.А. Куприяновым), куратор выставки.

К берегам священным Нила. Русские путешественники, художники, ученые и литераторы о Стране Пирамид. Книги. Документы. Объекты. Библиотека имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва. 2014 г. – Соавтор концепции (совместно с С.А. Куприяновым), куратор выставки.

«Писец, изысканный сердцем…» In Memoriam Олег Дмитриевич Берлев (1933-2000). Документы. Книги. Объекты. Библиотека имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО, Москва. 2014 г. – Автор концепции, куратор выставки.

«Вечный Египет» в Воронеже

В собрании Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского хранится старейшая египетская коллекция России, которой в 2015 году исполнилось 200 лет.​

Истоки этого собрания восходят к личности Отто Фридриха фон Рихтера, уроженца российского города Юрьева (ныне – Тарту, Эстония). Просвещенный интеллектуал, получивший блестящее образование в Москве и Вене, он мечтал о путешествии на Восток, где искал новые идеи и ощущения, которые могли бы оживить, по его мнению, закостенелость и скуку Европы. С апреля по август 1815 года Рихтер путешествовал по берегам Нила, получив личную поддержку хедива Мухаммеда Али – всесильного правителя Египта.

Итогом путешествия (помимо записок, дневников, зарисовок) стала превосходная коллекция древностей, в которой был ряд вещей национальной значимости, в частности, – великолепный расписной саркофаг архитектора и царского писца Несипахерентахата, жившего в XI-X веках до н.э.

К сожалению, путешественник умер совсем молодым во время странствия по Турции. Однако перед кончиной он успел отправить коллекцию и библиотеку отцу, который позже передал ее в ведение системы российских университетов. Дар высоко оценил император Александр I, признав, что полученная коллекция – одна из лучших не только в России, но и в Европе. В 1824 году египетские древности, приобретенные Рихтером, были дополнены подарками хедива Египта Аббаса Хильми императору Александру III. В университетском собрании появились великолепные памятники египетского заупокойного искусства, происходящие из фиванских гробниц и знаменитого тайника с телами фиванских жрецов и жриц (Баб эль-Газус). В связи с наступлением линии фронта в 1915 году собрание древностей вместе с другим имуществом Юрьевского университета было эвакуировано в центральную Россию и, в итоге, стало гордостью воронежского музея.

По приглашению дирекции ВОХМ им. И.Н. Крамского я стал научным руководителем рабочей группы, результатом труда которой стала новая экспозиция египетского зала музея, приуроченная к 200-летию собрания. В группу вошли С.А. Куприянов, Е.И. Пшеницына, Л.А. Китаева, М.В. Быковский, О.А. Рябчикова, Н.Е. Бакина, А.А. Гизун, А.А. Плаксин, а также группа волонтеров из Москвы.

Мы заново пересмотрели все памятники, подняли из хранилищ то, что раньше никогда не видела публика, изучили эти произведения, подготовили новую, соответствующую современным стандартам экспозицию. Поразительно, что такое собрание не получило государственной поддержки. Все было реализовано на средства неравнодушных россиян, которые по моему призыву собрали необходимые суммы на современные витрины, новый дизайн зала, этикетаж, полноценный научный каталог коллекции.

Помимо экспозиции подлинников, с октября 2015 по март 2016 года в музее была развернута выставка, рассказывающая о русском пути в Египет, о наших выдающихся соотечественниках – путешественниках, ученых, коллекционерах. Коллекцию редких гравюр и книг, старейшая из которых была издана в Париже в 1719 году, для проекта предоставила «Волошинка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *