смоленская арбатско покровской линии история
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
А вот и сам вестибюль, он не сильно изменился со дня открытия. Слева в кадре видно, что из кирпича собирают стенку, которая стоит там во дворике, и я так понимаю тоже является частью ансамбля вестибюля.
Эскалаторный зал. И тут ничего не поменялось.
Платформа. Тоже без изменений. Даже пол сохранился оригинальный. Единственное в каждом проеме между пилонами висит указатель. Какая забота о пассажирах. Интересное фото, кстати, тут включен только верхний свет, а светильники на пилонах погашены.
1. Но вернемся в наши дни. Тем более, что «Смоленская» дошла до нас в почти что первозданном виде.
Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Это не единственная станция с такой особенностью, вестибюль станции «Кузнецкий мост» тоже спрятан во дворах. Однако тут все гораздо круче. Помимо вестибюля в архитектурный ансамбль станции входит еще и эта замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо.
2. Проход между домами также задекорирован. Все в едином стиле. Это очень круто смотрится конечно.
3. А в этих нишах наверное предполагалось поставить скульптуры. Постаменты под них есть. Не удалось найти никаких ни эскизов, ни фотографий именно этого места, что странно. Вообще мало исторических фото станции.
4. Павильон сзади полукруглый. В одном окне поставили пластиковое окно с решеткой, а вот остальные окна аутентичные. Внизу какие то ворота, что там?
5. А передняя часть прямоугольная, как например на ст.м. «Новослободская»
6. Массивные порталы с металлическими декоративными элементами и деревянные двери выглядят очень круто. Интересно, что три ряда стекол над дверями закрашены черным, хотя на исторических фото видно, что изначально там прозрачное стекло.
8. Большая часть кадров снята во время дневного окна, когда центральные станции Арбатско-Покровской линии были закрыты для пассажиров.
11. Правда в какой то момент тут стал появляться всякий мусор в виде таких вот палаток. Кошмар.
13. Выход из эскалаторного зала. Естественно тут стоят гермоворота.
14. А на вход надо пройти по коридору чуть дальше.
15. Тут висят роскошные светильники.
16. Эскалаторный зал круглый с высоким сводом. Тут такие же крутые светильники.
19. Неожиданный вид из будки дежурной около турникетов.
20. Немного деталей. Пафосная вентрешетка. Теперь такие не делают. Такие можно увидеть в каких нибудь богатых усадьбах, музея, дворцах. и в Московском метро.
22. Зал конечно шикарный. Все, буквально все богато задекорировано. Свод купола ребристый и за карнизом расположены светильники который подсвечивают купол снизу.
23.Еще несколько вентрешеток. и аутентичная деревянная дверь куда-то в подсобные помещения.
24. Над эскалаторным наклоном мозаика с изображением ордена Победы.
25. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Возможно скоро вестибюль закроют для замены эскалаторов.
26. Станция глубокого заложения, глубина 50 метров.
27. Внизу на платформе тоже несколько артефактов, например старые деревянные двери. Поглядите как забавно смотрится буква «М» в нижней части двери.
28. С другой стороны.
29. Пилоны облицованы очень интересно. Всякий архитектор старался как то скрыть массивность пилонов, тут в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые за одно скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Выглядит все очень солидно. Со стороны боковых и центрального залов на пилонах установлены светильники.
30. Кроме светильников на пилонах, есть еще светильники за карнизами, которые освещают свод.
32. В центральном зале установлены мраморные лавки.
34. Резные скамейки тоже выглядят очень красиво. На полу из камня выложен орнамент, который идет вдоль пилонов центрального зала.
35. Остальная же часть пола выложена однотонным камнем. И даже при этом пол выглядит круто.
36. Торец платформы. Тут все отделано замечательной плиткой, и опять же сохранились оригинальные деревянные двери и окошко.
37. Еще одна дверь в подсобное помещение. и тоже с литерой М, выполненной в виде отверстий в полотне двери.
38. Внутри все отделано плиточкой, тоже аутентичной, как я понял. Перила тоже. красота.
39. Путевая стена отделана плиткой. Орнамент с золочеными элементами тоже сделан из плитки, поверху идет обрамление из фигурной плитки.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Станция метро «Смоленская» открылась после реконструкции
Поделиться
Подписывайтесь на Stroi.mos.ru
Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии метро открылась для пассажиров после реконструкции.
На станции установили новые эскалаторы и отреставрировали вестибюль – ему вернули исторический облик. Также специалисты обновили инженерные коммуникации, системы водоотведения и электрику, передает портал mos.ru.
Также удалось воссоздать плафоны светильников на стенах вестибюля из молочного матового стекла. Восстановили декор лепнины, витражей на фасаде вестибюля и деревянных дверей, отреставрировали потолок и свод центрального зала, мраморную облицовку стен.
Пассажиры смогут оценить обновленное панно в вестибюле. На стенах мозаика выложена во флорентийской и римской техниках, а в центре купола — в технике фрески. Восстановлены мозаики над входом в эскалаторный зал (она посвящена победе в Отечественной войне 1812 года) и над выходом (в честь Победы 1945 года).
Кроме того, отреставрированы решетки вентиляции, восстановлены гранитные полы с повторением исторического рисунка на площади более 600 кв. метров. Специалисты поменяли место расположения и передвинули кассы метро в центр аванзала – именно там они располагались при открытии «Смоленской».
Напомним, станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии метро была закрыта в феврале 2020 года для замены эскалаторов, срок эксплуатации которых подходил к концу.
Мощь и роскошь Обновленная станция «Смоленская» встретит пассажиров летом 2021 года
Станция «Смоленская» была открыта 5 апреля 1953 года и сохранилась практически в первозданном виде. Она вошла в состав участка «Киевская» — «Площадь Революции» и дублировала соседний отрезок Филевской линии, который был заложен на небольшой глубине. Станции параллельного участка Арбатско-Покровской линии были построены методом глубокого заложения, и теперь мы имеем две «Смоленских» и две «Арбатских», которые не являются пересадочными.
Период расцвета
Станции, построенные в послевоенные 1950-е годы, являются самыми помпезными в столичном метрополитене. Это был период расцвета архитектуры и богатства декора в московском метро. И «Смоленская» здесь не исключение. Станция оснащена одним наземным вестибюлем, который скрывается во дворе дома 54 по улице Арбат. Но помимо него в архитектурный ансамбль станции входит еще и замечательная арка, которая выходит на Садовое кольцо. Проход между домами также задекорирован в едином стиле.
Круглый наземный вестибюль, созданный по проекту архитекторов Олега Великорецкого и Александра Стрелкова, в основании отделан черным мрамором и украшен четырьмя медальонами с изображениями знаковых побед и указаниями дат. Это 1612 год — изгнание польских интервентов, мы отмечаем этот праздник 4 ноября, 1812 год — война с французами, 1917-й — год октябрьской революции и последний медальон — 1945 — год победы над фашистскими захватчиками.
Кассовый зал находится в прямоугольной части вестибюля и выглядит шикарно: окошки отделаны деревом, на потолках лепнина и восхитительные люстры, роскошные светильники. Над входом в эскалаторный зал цветная мозаика посвящена 1812 году, над выходом — 1945 году. Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена «Победа». Из деталей — роскошные вентиляционные решетки, какие можно встретить в каких-нибудь богатых усадьбах, музеях, дворцах… и в метро. Свод купола ребристый, а за карнизом расположены подсвечивающие его снизу светильники. На платформу ведут три нитки эскалаторов. Это станция глубокого заложения глубиной 50 метров.
Внизу на платформе также можно увидеть несколько артефактов, например старые деревянные двери. Архитекторы пытались скрыть массивность пилонов, и поэтому в углах установлены декоративные мраморные полуколонны с каннелюрами, которые также скругляют углы. По верху пилонов идет декоративный фриз. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу — черным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Еще из декоративных элементов — торец центрального зала украшает барельеф работы скульптора Мотовилова. Тема — защитники Отечества.
Все по плану
Во время ремонта на «Смоленской» заменят три эскалатора, установленных еще при открытии станции — в 1953 году. «Срок их эксплуатации подходил к концу, — пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. — Помимо установки современных безопасных эскалаторов, здесь проведут капитальный ремонт вестибюля. Поскольку на станции только один выход, отремонтировать ее без закрытия невозможно. Поезда проезжают «Смоленскую» без остановки».
Для проезда в район временно закрытого участка пассажиры могут воспользоваться, помимо станции «Смоленская» Филевской линии, также станциями «Кропоткинская» и «Парк Культуры» Сокольнической линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Арбатская» Филевской линии, «Киевская» Филевской, Арбатско-Покровской и Кольцевой линий.
Новые эскалаторы будут надежнее и удобнее в эксплуатации и техническом обслуживании. К тому же они и тише в работе. Прослужат новые машины как минимум 50 лет. Применение системы мониторинга их работы обеспечит более быстрый поиск и устранение неисправностей. Работы по замене машин будут проходить в несколько этапов: сначала демонтаж старых эскалаторов, затем — демонтаж их фундаментов вместе с разборкой элементов декоративной отделки свода наклонного тоннеля. Далее последуют работы в наклонном тоннеле: специалисты отремонтируют обделку тоннеля и загерметизируют элементы тюбинговой обделки. Сейчас тюбинги скрыты декоративным сводом, который будет демонтирован на время работ. Потом — монтаж нового декоративного свода и заливка фундаментов под новые эскалаторы, их монтаж и наладка.
В столичном метрополитене заверяют, что архитектурный облик станции будет сохранен полностью. В процессе работ используются архивные чертежи и документы, а также фотографии и рисунки. Именно благодаря им можно определить, каков был замысел авторов проекта станции. При этом все работы будут проводиться под контролем специалистов Департамента культурного наследия и Московского метрополитена. Более того, в ходе работ будет восстановлена первоначальная система освещения: отреставрированы многочисленные сохранившиеся светильники и воссозданы утраченные, для светильников будут воссозданы плафоны молочного стекла по первоначальной технологии. Уникальность освещения станции состоит в том, что такие светильники изготавливались индивидуально для «Смоленской». При этом современные требования к уровням освещенности вносят свои коррективы. Поэтому проектом предусмотрена установка исторических плафонов, но со светодиодными лампами, которые ярче и долговечнее.
Также предполагается отреставрировать решетки вентиляции, восстановить полы в пассажирской зоне с повторением исторического рисунка. Мозаичные панно будут отреставрированы. Сначала предстоит обследование состояния мозаики, в ходе которого будут выявлены существующие дефекты, затем будет подготовлен план-проект реставрационных работ с соблюдением цветовой палитры, которая задумывалась изначально.
Отреставрируют и реконструируют деревянный блок телефонов-автоматов в обходном коридоре. Деревянные двери служебных помещений, дверцы пожарных кранов и пультов управления также ждет реставрация.
С заменой эскалаторов и реставрацией «Смоленской» в метрополитене управятся за 16 месяцев, и воспользоваться обновленной станцией пассажиры смогут уже летом 2021 года.
Метро «Смоленская»
Станция метро «Смоленская» построена в 50-годы прошлого века во время расцвета архитектуры в Московском метрополитене. Это одна из самых красивых и нарядных подземных станций в российской столице.
Расположение
«Смоленская» находится в центре Москвы в районе Арбат рядом с улицей Смоленская площадь. Станция расположена между «Арбатской» и «Киевской».
Проектирование и строительство
«Смоленская» – станция глубокого заложения с пилонной конструкцией и тремя сводами. Построили её по типовому проекту под Смоленской площадью на глубине 50 метров от поверхности земли. Над оформлением станции работали архитекторы Игорь Рожин и Константин Яковлев.
«Смоленская» Арбатско-Покровской линии открылась для пассажиров 5 апреля 1953 года на участке Московского метрополитена от «Площади Революции» до «Киевской». Известно, что эти станции должны были заменить некоторые из подземных объектов современной Филёвской линии, разрушенные во время Великой Отечественной войны. Однако позднее был построен новый Арбатский радиус, и повреждённые станции в течение пяти лет восстановили. Сегодня в столичном метро дублируются станции «Смоленская» и «Арбатская» – на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях. Между одноимёнными станциями не предусмотрена прямая пересадка.
Особенности названия
В проекте станция называлась «Смоленская площадь» в честь улицы, под которой она построена. После открытия название сократили до «Смоленской».
Архитектура
Как и другие станции, построенные в после военный период в СССР, метро «Смоленская» роскошно украшена. Подземное пространство оформлено в классическом стиле. Декор станции отражает тему войны и историю Советского Союза. Для облицовки массивных пилонов в центральном зале использовали светлый мрамор. На каждом из четырёх углов сделано украшение в форме полуколонн с канелюрами. Вверху каждого пилона закреплен резной декоративный карниз из белого мрамора. Со стороны центрального зала и платформ на пилонах установлены бронзовые бра с пятью лампами, похожие на те, что установлены в коридоре вестибюля при подходе к эскалаторам. Для освещения станционного зала за широким карнизом под потолочным сводом подвешены светильники.
Половое покрытие станции – гранитное чёрное, обрамлённое светлым узором по периметру. В боковых залах пол выложен серым гранитом. Верхняя часть стен вдоль путей облицована белоснежной плиткой из керамики с золотым орнаментом, а нижняя – черным мрамором.
Вестибюли
У «Смоленской» только один вестибюль – восточный. Павильон расположен на поверхности на старинной улице Арбат рядом со Смоленским бульваром во внутреннем дворе дома под номером 54. Пространство между постройками задекорировано в едином стиле выдающимся архитекторами Александром Стрелковым и Олегом Великорецким. Станции «Смоленская» принадлежит арочный выход, ведущий к Садовому кольцу. Массивная арка песочного цвета украшена каннелированными пилястрами в классическом стиле. На фасаде закреплен лепной декор в виде ветвей и венков славы. Внешне композиция напоминает триумфальную арку. Всего проходов три: два из них, расположенные по краям, предназначены для входа и выхода пассажиров метрополитена. Третий проем, который находится посередине, сделан в форме круглой ниши. Изначально это углубление планировали использовать для установки четырёхметровых ваз с необычным декором в виде позолоченных или разноцветных узоров из смальты. В конечном варианте оформления станции от ваз отказались, и сейчас это место пустует.
Арка переходит в задекорированные стены, в нишах которых установлены оригинальные торшеры. Сзади вестибюль имеет полу круглую форму, а со стороны входа, где расположен кассовый зал – прямоугольную. Окна и все декоративные элементы здания сохранены в неизменном виде. Крупные детали из металла и старые деревянные двери придают зданию уникальный стиль.
На фасаде вестибюля между сводов закреплены украшения в виде четырёх лепных медальонов с героями значимых военных побед русского народа: в 1612, 1812, 1917 и 1945 годах. Медальоны создали скульптор Олег Иконников и Юрий Ушаков.
При входе в вестибюль сначала пассажиры попадают в зал с кассами метро. Стены облицованы красным мрамором, а кассы располагаются в деревянном обрамлении. На потолке в круглой узорной лепнине подвешена многорожковая люстра. На выходе из эскалаторного зала установлены гермозатворы. До станционного зала станции необходимо пройти по коридору со светло-серым мрамором на стенах и белоснежным потолком. Для освещения установлены роскошные светильники из бронзы. По периметру высокого потолочного свода идёт декоративная композиция. Фриз представлен мозаичным изображением из смальты и мрамора: над входом в эскалаторный зал – с сюжетами Отечественной войны 1812 года, а над выходом – Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Автор мозаики – известный советский художник Павел Корин.
Потолок эскалаторного зала ребристый в форме купола. В центре потолочного свода находится мозаичное изображение позолоченной советской звезды в обрамлении венка из листьев. За карнизом установлены светильники, подсвечивающие купольный свод снизу. Вентиляционные решётки и все остальные детали интерьера залов станции богато задекорированы.
Интересные факты
«Смоленская» – станция с интересным художественным оформлением на патриотическую тематику. Рядом расположена старейшая улица Москвы – Арбат. Поблизости находятся Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, концертный зал на Новом Арбате, Дом-музей Марины Цветаевой, Дом Правительства, киноцентр «Октябрь», Смоленский метромост и множество других памятников истории и архитектуры города. Приехав на станцию «Смоленская» Арбатско-Покровской линии каждый пассажир сможет обойти множество чудесных уголков центральной части российской столицы.
Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене
Станция московского метро «Смоленская» открылась для пассажиров
Станция «Смоленская» Арбатско-Покровской линии метро Москвы вновь открыта для пассажиров после реконструкции. Об этом в пятницу, 9 июля, заявил глава столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
«У нас в преддверии Дня Московского транспорта еще один подарок, который совпал с праздником транспортников, это открытие после полутора лет ремонта станции метро «Смоленская», — рассказал он.
Ликсутов указал, что на станции было изменено «практически все»: мастера стремились привести «Смоленскую» в первозданный вид.
По его словам, на станции стало больше света, там появился новый эскалатор, новые системы пожарной сигнализации, специалисты провели работы на платформе и переместили окна касс в историческое место, где они находились при открытии «Смоленской» в 1953 году.
«Масса вещей для того, чтобы станция работала, почти для 40 тыс. москвичей, которые обычно в рабочий день пользовались этой станцией», — подчеркнул глава столичного дептранса.
22 февраля 2020 года станция «Смоленская» закрылась на полтора года для замены эскалаторов. Пассажирам рекомендовали пользоваться одноименной станцией Филевской линии.
23 июня мэр Москвы Сергей Собянин утвердил проект первого участка Рублево-Архангельской линии метро от станции «Шелепиха» до станции «Липовая Роща». Протяженность участка составит 12,65 км. На нем появятся шесть станций: «Звенигородская», «Карамышевская», «Бульвар Карбышева», «Живописная», «Строгино» и «Липовая Роща».