смоктуновский биография личная жизнь национальность
Иннокентий Смоктуновский, его еврей-прадед и СССР
СМОКТУНОВСКИЙ (урожд. Смоктунович), Иннокентий Михайлович (1925-1994). Один из величайших актёров мирового театра и кино. Восторженных отзывов о нём несметное количество. «Если вы хотите увидеть Бога на сцене, идите на ‘Дядю Ваню’ в исполнении Смоктуновского», писал знаменитый французский театральный критик Мишель Курно, наводивший страх на театральный мир недружелюбностью своих рецензий. В атеистическом СССР его называли гением и провозгласили величайшим русским актёром его времени. Олег Ефремов никогда не называл его великим: великих было много, Смоктуновский один.
Фильм Сергея Козинцева «Гамлет» с Смоктуновским в главной роли, завоевал всемирную славу и стал гордостью и показной витриной достижений советского кино. Власти СССР одаряли Смоктуновского званиями и наградами. Лауреат Ленинской премии (1965). Народный артист СССР (1974). Казалось бы, положение Смоктуновского на советском театральном Олимпе прочное, но. вплоть не то до перестройки, не то до самого падения СССР Смоктуновский скрывал правду об еврейском происхождении своего рода.
Его прадеда Смоктуновича польского еврея и польского патриота русские власти выслали в Сибирь за участие в восстании 1863. В Сибири, оказавшись в отрыве от еврейских общин, Смоктуновичи приняли православие, перероднились с русскими крестьянами и стали русской крестьянской семьёй, но всё же всемирно знаменитый актёр вынужден был скрывать, что его прадед был евреем и называл его сначала поляком, позднее белоруссом.
После разгрома расистской Германии и её сателлитов во Второй мировой войне, вплоть до горбачёвской перестройки государство-урод СССР был единственной европейской страной наряду с гомулковской Польшей, правители которой сделали антисемитизм краеугольным камнем своей политики. История Смоктуновского это горькое напоминание нашим современникам, живущим в совершенно иной России, о том, насколько не евреям даже, а их потомкам приходилось скрывать своих корни в условиях советского государственного антисемитизма, но оправдания такому поведению нет. Даже для «Бога на сцене» Иннокентия Смоктуновского.
Над его родом словно висело проклятие. Что уберегло Иннокентия Смоктуновского от пули на войне, и как он стал актером
Сквозь ад пришлось пройти внешне мягкому, утонченному актеру до того, как стать звездой театральной сцены и советского кино. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Стало последним
Крал, чтобы выжить
Родился актер в деревне Татьяновка Томской области. В Сибирь ссылали не только прадеда Иннокентия Михайловича. Над родом Смоктуновичей словно висело проклятие, которое маленький Кеша прочувствовал еще в раннем детстве. Когда ему было 5 лет, в 1930-м, деда по материнской линии Акима Махнева арестовали. Сначала приговорили к 10 годам лагерей, но в мае того же года решение поменялось: его расстреляли за руководство группой кулаков, антибольшевистскую агитацию и призывы к саботажу вступления в колхоз. Вскоре отца Кеши, выстроившего своими руками мельницу, обвинили в эксплуатации рабочей силы. Речь о помощниках, выживавших только благодаря этой работе. Мельницу власть экспроприировала, отца осудили на год лагеря и три года выселки. Под каток репрессий попал и дядя Иннокентия Михайловича Григорий. Расстрелян за участие в кадетско-монархической организации. После лагеря папа с семьей решил бежать из села в Красноярск, устроился грузчиком в порт, мама — на колбасную фабрику. Смоктуновский вспоминал: «Мать с работы таскала домой кости, на костях — кусочки мяса, мы их варили. Это был совершенно замечательный суп». Но в 1932-м случился повальный голод. Там же в Красноярске жила родная сестра отца Нина. Своих детей у нее не было. Договорились двоих из троих детей — Кешу и его брата Володю — отдать ей, дабы разделить силы семьи и выжить. Но младший, Володя, всё равно умер, а будущий народный артист СССР и Герой Социалистического Труда в 8-летнем возрасте из-за нужды подворовывал на базаре, чтобы выжить. Про воровство тетке не говорил. Она была набожной и добропорядочной женщиной. Однажды она дала Кеше 30 рублей, чтобы он занес их на восстановление местного храма. Всю дорогу мальчишка шел и недоумевал, зачем отдавать такие деньжищи в никуда. Хотел располовинить сумму либо не нести, а постепенно тратить на покупку продуктов. Нина всё равно не проверит, сделал ли он пожертвование. Но что-то его подтолкнуло миновать притвор храма, подойти к правому клиросу, где стояла собирательница средств, и протянуть ей купюры. До конца жизни Смоктуновский считал, что в годы войны именно этот случай стал для него оберегом от пули. Тем более сумма символичная: 30 рублей как 30 сребреников. Он не смалодушничал.
В 6-м классе Кеша начал заниматься в театральном кружке. Исполнял роль Ломова в чеховской пьесе «Предложение». Во время одного из спектаклей его вдруг охватило ощущение невероятной свободы и счастья. Неожиданным результатом этого состояния стал его внезапный гомерический неуместный хохот прямо на сцене. Что с ним случилось, не смог объяснить. Его изгнали из детского коллектива. Но в 17 лет он уже статист Красноярского драмтеатра. Параллельно окончил фельдшерское училище, затем перешел на курсы киномехаников. Окончив их, в 1942 году работал в размещенной в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В те дни его отец без вести пропал на фронте, как выяснилось позднее, погиб. В январе 1943-го настает его час воевать.
Безумство храбрых
Сперва Иннокентий попал в Киевское пехотное училище, расположившееся в Ачинске. В августе без присвоения офицерского звания рядовым направлен на фронт, так как на Курской дуге ждали срочного пополнения. Только они подошли к фронту, началась бомбежка, а низко пролетающие «Фокке-Вульфы» расстреливали движущуюся колонну в упор. Из его взвода 18-летних выжили немногие. В первые девять дней боев он не мог проглотить кусок хлеба, только пил воду между боями. Вскоре для него нашлось дело вне окопов. Под огнем противника через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии. Смоктуновский описывал это так: «Затея переплывать под огнем — обречена, это понимали все. Мой напарник, лишь войдя в воду, был ранен. Я же должен был плыть дальше, подныривать, пытаться прорваться сквозь зону обстрела. Где-то у середины протоки, оглянувшись, увидел, как напарник барахтался, пытался что-то крикнуть ему, но бесполезно. Он утонул или был унесен течением. Тот пакет я доставил, и меня даже представили к награде — медали «За отвагу». Правда, вручили мне ее спустя 49 лет прямо на сцене МХАТа после спектакля «Мольер». Мои однополчане, москвичи, сами разыскали все документы на это награждение».
Жажда
Пометка 39
После демобилизации в декабре 1945-го он оказался в красноярской театральной студии. Вскоре его вызвали в военкомат. В коридоре встретил еще 15 человек с испуганными лицами. Неожиданно объявили, что в паспортах всем собравшимся ставится пометка 39. Это означало, что они не могут проживать в 39 городах СССР в связи с тем, что побывали в плену. Актер говорил: «Я стал вторым сортом, неблагонадежным, заклейменным. Виноват в том, что не застрелился». Еще через несколько месяцев, когда разобрались с явными предателями, за побывавших в плену снова взялись. Их стали арестовывать. Смоктуновский воевал честно и такой несправедливости, как арест, не вынес бы. Он решает отправиться на край света и с 1946 года работает в 2-м Заполярном театре драмы в Норильске. Коллеги там — бывшие заключенные Норильлага, в том числе Георгий Жженов. По мастерству труппа собралась достойная сцены МХАТа. Именно там директор, зная историю Иннокентия, рекомендовал ему сменить фамилию, если он хочет вернуться на Большую землю. Потеряв зубы от повторной цинги, сыграв десятки интересных ролей, он последовал совету Жженова: «Ты не осужденный, чего тут сидеть?» С 1952-го он работал в русских драматических театрах Грозного, Махачкалы, Сталинграда. Многие заезжие москвичи, например режиссер Андрей Гончаров, в будущем руководитель Московского драматического театра имени В. Маяковского, советовали ему перебираться в Белокаменную. Он не решался, но в начале 1955-го поехал в столицу.
Городской сумасшедший
Показы отрепетированных сцен и миниатюр режиссерам московских театров ни к чему не привели. Ни один театр не принял его. Худруки перезванивались, спрашивая: «К вам приходил этот сказочный чудик?» Он был никому не нужен, учитывая тогдашний репертуар. Сталевара худой голубоглазый паренек сыграть не мог, да и пометка в паспорте смущала директоров театров. Сталин умер, но до ХХ съезда, где осудили культ личности вождя, оставался еще год. Удалось получить несколько ролей с платой за выход. Но это крохи. Полгода ночевал на подоконнике заколоченного окна в подъезде шестиэтажного дома возле метро «Кропоткинская». Спал в подвалах и на чердаках. Ходил на кинопробы, но везде слышал одно и то же: вы не киногеничны, не советский типаж. Причем одежда у него была только одна — советский лыжный костюм, похожий на заводскую робу слесаря или монтажника. Когда в театрах он говорил, что пришел по вопросу найма, ему отвечали: нам электрики не нужны.
Знакомый ему режиссер Гончаров, несмотря на то что ранее звал в столицу, теперь рекомендовал ехать в среднюю полосу России, где много прекрасных театров. Но в 1956-м, став руководителем Театра-студии киноактера, взял его в штат. Смоктуновскому посчастливилось играть в одном спектакле с Еленой Кузьминой, супругой кинорежиссера Михаила Ромма. Как партнер по сцене Иннокентий показался странным, но интересным. Она посоветовала мужу обратить на него внимание. Ромм пригласил на эпизодическую роль фашиста без имени в ленте «Убийство на улице Данте». Во время съемок в Смоктуновском словно что-то выключилось. Он не смог сыграть эпизод, а Ромм его успокаивал, но по глазам было видно, что удивлен: не увидел ни таланта, ни эмоциональности актера, о которых говорила супруга. Сделали паузу. Исполнитель главной роли Михаил Козаков ушел с Роммом за декорации. Иннокентий услышал, как актер выговаривал режиссеру: «Надо его гнать, он ничего не может!» Ромм отвечал: «Понимаете, Миша, он так волнуется, так неспокоен, что, может быть, ему есть что сказать, а мы не готовы этого воспринять?»
Выручил «Идиот»
В 1957-м по приглашению Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре в Ленинграде «Идиота» по Достоевскому должен был ставить таллиннский режиссер Вениамин Ланге. Назначенный на роль князя Мышкина Пантелеймон Крымов тяжело заболел. Актера со сходным типажом и характером не нашлось. Постановку отложили. Назначенный на роль Рогожина Евгений Лебедев судорожно искал того, кто может сыграть непростую роль. И вдруг увидел Смоктуновского в эпизоде ленты «Солдаты». Он рекомендовал посмотреть Товстоногову фильм. После просмотра Товстоногов твердил: «Да, да, что-то в этом Свистуновском от Мышкина есть. Но что?» Режиссерское подсознание работает постоянно, и через две недели на совсем другой репетиции Георгия Александровича осенило, он закричал на весь зал: «Я понял! Глаза! Глаза у Свистуновского мышкинские! Найти!» С некоторой иронией Иннокентий Михайлович рассказывал, что, когда его нашли, привезли в Ленинград, он от самого служебного входа шел по коридорам театра, а все шептались и переглядывались: «Да. Глаза, глаза у него же! Да-а. » Отчасти такая реакция труппы была насмешкой над незнакомцем.
Георгий Товстоногов
В день премьеры спектакля в БДТ собралась половина зала зрителей. На следующий день все билеты раскупили на месяц вперед, а в зал несли дополнительные стулья. Критики, актеры, режиссеры из Москвы и других городов ездили смотреть этот шедевральный спектакль. Смоктуновского завалили предложениями перейти в другие театры, включая московский МХАТ. В кино начали приглашать лучшие режиссеры.
Ему 32 года. Начался звездный путь длиной в 37 лет. Но о подробностях личной истории и истории своей семьи он молчал вплоть до 1990-х.
Иннокентий Смоктуновский
Биография
Загадочный и отстранённый, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятного и трогательного интеллектуала.
Актер Иннокентий Смоктуновский
По воспоминаниям режиссёров и коллег, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими актёрами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И для Иннокентия Михайловича эти условия создавались. Только для него.
Детство и юность
Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей
В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.
Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.
Иннокентий Смоктуновский в юности
Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.
Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.
Иннокентий Смоктуновский в молодости
О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.
Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.
Театр
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.
В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.
Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене
В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.
Иннокентий Смоктуновский на сцене
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Актер Иннокентий Смоктуновский
Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.
В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.
В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.
Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов
До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.
Фильмы
Начиная с 1960-х актёр активно снимался в кино, фильмографию Смоктуновского составляют добрых полторы сотни картин. Самыми запомнившимися советскому зрителю фильмами с его участием стали «Берегись автомобиля», «Чайковский», который принес награду фестиваля в Сан-Себастьяне, «Гамлет», удостоенный Ленинской премии. Роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» отмечена Государственной премией РСФСР.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»
Слова «малоизвестного артиста» из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» превратились в одну из самых часто упоминаемых цитат из оскароносной ленты. Критики отмечали, что криминальный авторитет в комедии «Гений» с Александром Абдуловым будет пострашнее и убедительнее отдельных реальных боссов мафии.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гений»
Наверное, из-за этого необыкновенного умения сочетать в образе кошачью мягкость и интеллигентность с жесткостью, а порой и жестокостью Смоктуновскому доверяли персонажей, чья интонация или одно только движение брови заставляли замереть на полуслове или, наоборот, бежать без оглядки. Высокий рост (184 см) тоже рассматривали как способ передачи величественности и статусности.
Иннокентий Смоктуновский в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Дочки-матери»
Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.
Личная жизнь
Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью
Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.
В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.
Иннокентий Смоктуновский с семьей
Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.
Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей
По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.
Смерть
Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.
Могила Иннокентия Смоктуновского
Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.