смерды в киевской руси это

Смерд

Смерд — свободный крестьянин с мерной долей земли, воин и пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т. д.

Содержание

История

Согласно мнению советского историка Б. Д. Грекова (впоследствии широко распространившемуся в отечественной историографии), смерд — это член сельской общины, но зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. Текст «Русской правды», однако, не дает оснований для такой трактовки. Ни в одном из случаев употребления термина «смерд» нет ни единой привязки к реалиям, относящимся к древнерусской общине-«верви» (равно как и наоборот). В «Русской правде» члены верви называются «людьми» (ед. число — «людин»), а не смердами. Выморочное имущество смерда по «Русской правде» отходило к князю, в то время как выморочное имущество свободного общинника, скорее всего, делилось между членами общины. Наконец, штраф за убийство «смерда» составляет всего 5 гривен (наравне с рабом-«холопом»), в то время как жизнь «людина» защищалась 40-гривенной вирой (стандартным размером штрафа за убийство рядового свободного человека).

В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой.

Слово смерд («смерд», «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек». Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска (Пресняков А.Е.) либо в личном участии в конном войске (Рыбаков Б. А.).

Термин «осмердить» означал захват населения соседнего княжества во время княжеских усобиц. К XV веку категория смердов превращается в категорию крестьяне. В XVI—XVII веках слово смерд использовалось для обозначения служилого населения в официальных обращениях к царю и царя к населению. Впоследствии смерд — это презрительное (в устах помещика, представителя власти) обозначение крепостного крестьянина, простолюдина, незнатного человека.

Этимология слова

Уничижительный глагол — смердить (смердеть), из выражения «смердячий» ранее подразумевающего человека зависимого и несвободного, в наше время обозначает нечто пахнущее, вонючее (смрад). Возможно ранее имеющее под собой основание — обильные потовыделения в результате активной трудовой деятельности. [источник не указан 263 дня] В некоторых деревнях европейской части России вплоть до начала ХХ века топили «по-чёрному» — печами без труб, выпуская дым через волоковые окошки изб. Дым от костра за один вечер даёт стойкий специфический запах дыма, так что можно себе представить, как пахло от смерда, живущего в такой избе.

Источник

Смерды и холопы: как жили низшие касты на Руси

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кто такие смерды в Древней Руси?

Древняя Русь – название государственного образования славян с IX по XII вв. Это период от начала объединения племён до масштабного монголо-татарского набега, завершившегося длительным игом.

Условное деление древнерусского общества

Социальная структура Древней Руси была достаточно пёстрой. Население подразделялось на три основных группы.

Знать

Знать представляла собой небольшую прослойку, состоящую из князя и княжат, бояр, дружинников, а позже к ним присоединилось духовенство.

Свободное население

Свободное население обозначалось общим понятием «люди». Сюда входили и горожане, и жители селений. В городах это были ремесленники и те, кто занимался торговлей. В сельской местности первые столетия (IX – X вв.) большую часть этой категории составляли смерды – лично-свободные земледельцы. Кроме того, к свободным относились изгои – люди, по разным причинам отвергнутые своим сословием.

Зависимое население

В эту многочисленную прослойку входили закупы, рядовичи (все, кто отрабатывал свой долг или вынужден был арендовать землю), а также холопы, челядь – абсолютно бесправная часть населения, чья жизнь и имущество целиком зависели от воли господина. Позже в категорию зависимого населения попали и смерды.

История происхождения термина

Смерд – несколько неоднозначное понятие. За время существования домонгольской Руси оно эволюционировало, и значение его коренным образом изменилось.

Согласно общепринятой версии, слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение. Первоначально оно обозначало «человек», «человек свободный».

На Руси, возможно, этот термин прижился вследствие особенностей крестьянского быта: бедные люди топили печи «по-чёрному», и дым шёл в избу. Поэтому от селянина исходил специфический запах. Слово «смерд» от «смердеть» постепенно закрепилось в обращении и прочно вошло в русский язык.

Кто же такие смерды?

Согласно сведениям, почёрпнутым из сохранившихся письменных источников, смерд изначально был человеком, владеющим собственным небольшим участком земли и сельскохозяйственными орудиями. Такой участок назывался «усадьбой».

Смерды жили в неукреплённых сёлах или деревнях, объединявшихся в более крупное образование – погост. В принципе, первое время, приблизительно до конца XI в., смердами называли всех свободных крестьян (термина «крестьянин» тогда не существовало).

Смерд имел собственность:

Он владел этим имуществом и мог передавать его по наследству.

Смерд и холоп: сходства и различия

Со временем смерд превращается в зависимого человека, обрабатывающего уже не свою землю, а участок господина. «Русская Правда» в различных редакциях иллюстрирует этот процесс, указывая права и обязанности смерда. В «Пространной редакции» можно встретить упоминание рядом категорий «смерд» и «холоп». По мнению ряда исследователей, в некотором смысле смердов и холопов могли ставить на одну ступень социальной лестницы как людей зависимых. В «Русской Правде» (Краткая редакция) есть статья 26, которая оценивает жизнь смерда и холопа одинаково: в 5 гривен. В сравнении со штрафами, накладываемыми за убийство свободного человека, это в 8 раз меньше.

Смерды имели личную свободу. Они сами за себя отвечали, то есть выплачивали штрафы в казну при каких-либо нарушениях закона. Относительно права наследования известно следующее: если смерд умирал, не оставив наследников (а наследовать могли дочери, ещё не вышедшие замуж; о сыновьях же ничего не известно), то всё, чем он владел, отходило князю. Частично правом наследования смерд обладал.

Холопы не имели практически никаких прав. У них не было личного имущества, они обрабатывали надел не собственный, а принадлежавший господину. За преступление холопа отвечал господин. Последнему же принадлежало право распоряжаться жизнью холопа, как ему заблагорассудится, и никакой ответственности за убийство своего холопа феодал не нёс. Холопом можно было стать по различным причинам: попав в плен, накопив много долгов, а также «по праву рождения», то есть от рабы, холопки. Свободный смерд мог превратиться в холопа при неблагоприятном стечении обстоятельств.

Различия в разных регионах Древней Руси

В Киеве и близких к нему землях смерды составляли большой пласт сельского населения, нёсшего воинскую повинность и платившего налоги князю. Здесь смерды быстрее попали в зависимость от феодалов-бояр и стали занимать уже не свои, а господские участки. Процесс превращения их в зависимых крестьян здесь шёл более интенсивно.

Если говорить о новгородских землях, то здесь многие смерды «сидели» на государственных землях, принадлежавших не боярам, а князю. Новгородские смерды были людьми более независимыми, нередко поднимали восстания, «смуты». Личная свобода у смердов сохранялась здесь вплоть до XIV в.

Смерды: эволюция понятия и превращение в крестьян

Смерды в домонгольской Руси постепенно теряли личную свободу, попадая в зависимость от феодалов, чьи земли обрабатывали. Отчасти это было обусловлено накоплением долговых обязательств, отчасти усилением боярства, которое становилось главной силой и опорой государства и получало всё больше прав и привилегий.

К XV в. смерды наряду с прочими подгруппами сельского населения окончательно влились в общую категорию крестьянства (термин встречается в источниках начиная с XIV столетия). Само слово «смерд» со временем стало употребляться в уничижительном значении, с оттенком презрения, утратив первоначальный смысл.

В 1592 г. после отмены Юрьева дня, крестьяне потеряли последние остатки свободы: отныне они стали крепостными, и такое положение сохранялось до 1861 года.

Источник

Смерды и холопы в древней Руси: их сходство и различие

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Часто в книгах и статьях по истории Киевской Руси можно слышать термин «смерд», который порой путают с другим похожим «холоп». В нашей статье мы разберем, кем были смерды и холопы в Киевской Руси, поговорим об их сходстве и различии.

Кто такие смерды

В средние века смердами называли обычных крестьян, сам термин имеет индоевропейское происхождение, перевести его можно как «зависимый» или «простой человек». Смерды обычно занимались сельским хозяйством: земледелием, ухаживали за скотом, и в целом были зависимы от местного феодала, обычно князя. Тем не менее, первоначально смерды все же были свободными крестьянами, но после принятия крепостного права они стали уже юридически «принадлежать» феодалу: князю или боярину.

Несмотря на свое фактически подневольное положение смерды, тем не менее, обладали некоторыми правами свободных людей:

И только в том случае, если у умершего смерда не было наследников, тогда его имущество отходило князю.

Несмотря на наличие собственного земельного надела, смерд был обязан также обрабатывать поля князя или боярина, которому «принадлежал».

Также смерды-мужчины несли воинскую повинность – в военное время они принимали участи в походах в составе дружины князя, обычно в качестве пехоты. Впрочем, были и богатые смерды, которые могли участвовать в походах в качестве конницы (для этого понятно надо было иметь своего коня), а порой даже и откупиться от воинской повинности предоставив войску князя лошадей.

После принятия христианства на Руси смердов стали называть крестьянами, в то время как термин «смерд» также долгое время оставался в употреблении, но со временем приобрел ярко выраженный негативный оттенок.

Холопы и их отличие от смердов

Если смерды изначально были все же вольными крестьянами, которые впоследствии попали в феодальную зависимость, то холопами изначально называли фактически рабов. Юридический статус холопов, пожалуй, был даже хуже чем у рабов в Римской империи, хозяин мог с ними распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и наказывать, применять физическую силу. За убийство чужого холопа полагался штраф как за порчу чужого имущества, фактически холопы и рассматривались как имущество.

В отличие от смердов холопы не могли:

Холопами люди становились в наказание за тяжелые проступки и преступления. Например, князь, разгневанный на крестьянина за какую-то провинность мог отобрать все его имущество, а его понизить до статуса холопа. Также холопами становились должники, которые не могли выплатить своих долгов. Свободная женщина, выходящая замуж за холопа, также становилась рабом. И, разумеется, дети, рожденные в семьях холопов, также автоматически становились холопами.

Обычно холопам давали самую грязную, черновую работу, порой их обучали каким-то полезным ремеслам, чтобы затем их можно было дороже продать. В очень редких случаях князь мог дать холопу вольную, после чего он переходил в уже более высокий статус смерда/крестьянина.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Впоследствии холопы стали делить на классы, различали три основных класса:

Большими холопами звали фактически привилегированных рабов, тех кто владел какими то полезными ремеслами и умениями. Например, среди них были ответственные за кухню повара, управляющие поместьем. В подчинении у больших холопов находились малые холопы, их участь была незавидной, именно им поручали всю черновую и тяжелую работу по хозяйству.

Отдельную категорию составляли так званные боевые холопы, они входили в княжеское войско и боевую дружину. Также именно боевые холопы считались самыми привилегированными, даже больше чем большие холопы. В боевые холопы отбирали самых сильных и смелых из холопов.

Источник

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Права и обязанности

Сначала смерды были свободными жителями деревень. После принятия крепостного права они стали принадлежать князьям и богатым помещикам. Таких людей по определению считали наиболее низким сословием в русском обществе, хотя у них были некоторые права:

Смерды не считались такими бесправными и зависимыми, как холопы. У них была возможность приобретать в собственность земельный участок, но при этом они обязывались обрабатывать поля помещика, которому принадлежали. Их жизнь имела такую же стоимость, как у холопов. Если кто-то убивал смерда, то он должен был заплатить официальный штраф — 5 р.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Когда на Руси приняли христианство, смердов стали называть крестьянами. Это понятие произошло от названия религии. Смерд — языческое слово. Хотя его долго еще использовали на Руси, оно приобрело негативный характер.

В последние годы истории государства так стали презрительно называться простолюдины. Это сословие обязано было нести воинскую повинность. Они могли лично принять участие в боевом походе в составе пехоты или конницы. Но можно было откупиться, предоставив войску лошадей.

У смердов было имущество, но избежать воинской повинности могли только самые зажиточные крестьяне. Кроме того, они входили в состав сельской общины. Если один крестьянин умирал, то его имущество могли поделить между собой другие общинники. Это правило было записано в своде законов «Русская правда».

Некоторые смерды имели право передавать свое имущество детям по наследству. Если же у человека не было потомков, то его дом и участок переходили князю.

В Новгородской республике крестьяне считались государственными, поэтому обрабатывали поля, которые принадлежали Руси. Князь имел право подарить смерда монастырю или церкви, тогда землепашец продолжал работать на участке храма.

Отличия от холопов

Понятие «холоп» несколько отличалось от смерда. Так называли население городов и деревень, которое не имело никаких прав. Это были уже не крестьяне, а рабы. Проживать они могли в любой местности. Подобное рабское положение отменили только в 1723 году после выхода указа Петра Первого.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Рабское положение было официально отражено во многих юридических моментах. Холопы полностью зависели от своего хозяина (помещика или князя). За любой проступок и преступление их могли казнить, при этом владельца никто не стал бы за такое судить. Если свободный человек убивал чужого холопа, тогда он должен был заплатить штраф. Подобный поступок приравнивался к порче имущества. У холопов, в отличие от смердов, отсутствовали права:

У холопов не было земельных наделов и никакой другой ценной собственности. Стать представителем этого сословия могли те, кто совершил преступление, проступки, погряз в долгах, родился в подобной семье или женился на таком человеке.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Когда князь гневался на крестьянина за какую-либо провинность, он мог отобрать всё его имущество и понизить его до холопа.

Торговцы, которые не смогли выплатить свои долги, продавали сами себя в холопы. Рождённые в таких семьях сразу же становились полноценными членами этого сословия. Свободная женщина, вышедшая замуж за раба, также становилась ниже на социальной лестнице.

Холопы занимались обработкой земли вместе со смердами, а также они выполняли работу в домах своего хозяина. Им поручали самые грязные и черные дела. Иногда их обучали ремёслам, чтобы можно было дороже продать. От умения и обязанностей такого человека зависела цена. Если холоп приносил пользу своему хозяину и хорошо исполнял работу, то помещик мог подарить ему собственное жилье. В редких случаях князь дарил вольную.

Принятые разряды

Холопов разделяли на классы в соответствии с их способностями и умениями. Каждый из разрядов занимался своей работой, имел определенную важность. Категории холопов:

К большим холопам относились в некотором смысле привилегированные рабы. Им поручали выполнять более ответственную работу.

Такие люди назначались управляющими поместьем, главными на кухнях, ответственными за погреба. В подчинении у них находились малые холопы.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Второй разряд выполнял чёрную и тяжёлую работу. С утра до вечера его представители могли находиться на кухне, готовить еду для хозяина и других слуг, а также заниматься ткачеством, прядением, шитьём и стиркой. Мужчины работали пастухами, конюхами, плотниками и столярами. При этом все малые холопы считались домашней прислугой, так как они практически никогда не выходили за пределы поместья. Если кто-то из этого разряда овладевал полезным ремеслом, то его называли деловым человеком.

В отдельную категорию выделяли боевых холопов. Они должны были сопровождать своего хозяина во время похода. Для этих групп отбирали самых сильных и смелых людей из больших холопов. Они и составляли основную часть княжеского войска и вооруженной охраны. По сравнению с другими разрядами их считали более привилегированными. То есть они занимали среднее положение между смердами и дворянами.

Могли входить в войска и родственники обедневших дворян. Они лишались имущества, а князь отнимал у них право на землю и даже собственную жизнь. Но дети дворян, которые опустились по социальной лестнице, часто становились в ряды войск. Именно из-за этого у них было гораздо больше прав, чем у управляющих или чернорабочих. Воины владели незначительным имуществом. В их распоряжении было не более 2 лошадей и всё боевое снаряжение.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

В редких случаях у таких людей были семьи, но и после смерти кормильца они продолжали оставаться холопами.

Переходы между сословиями

В 1861 году было официально отменено крепостное право. Все холопы и смерды получили свободу. В тот период начал формироваться новый класс общества — мещанство. Так называли низший ранг городского населения.

Мещанами считались бывшие смерды и боевые холопы. Их освобождали из-за крестьянской реформы или за особые заслуги. Солдаты могли получить вольную, если отличились на поле боя или хорошо выполняли свои воинские обязанности.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Мещане получали свободу и начинали платить налоги. Особо умелые могли заниматься разными ремеслами, открывать торговые лавки, торговать продуктами с собственных участков на рынке. Но за работу и проданную продукцию они должны были платить в казну налоги. В 1785 году Екатерина II официально закрепила их статус в документе под названием «Жалованная грамота городам». Мещан после этого считали «правильными» городскими обывателями, хотя по статусу они были ниже, чем купцы. Но именно это сословие овладело большей частью недвижимости в городе.

Постепенно класс мещан изменялся. Некоторые из его представителей не имели возможности или просто не хотели уплачивать налоги. Из-за этого их снова разжаловали в крестьян, то есть они попадали в зависимость от своего хозяина, работали на него. Другие богатели и получали образование. Благодаря этому они могли подниматься выше по социальной лестнице. Некоторые даже становились чиновниками. Постепенно общество расслоилось, представители низших слоев населения получили другие возможности и стали наравне со своими прошлыми хозяевами.

Хотя крепостное право отменили, в маленьких деревнях ещё были помещики, которые продолжали считать крестьян рабами.

смерды в киевской руси это. Смотреть фото смерды в киевской руси это. Смотреть картинку смерды в киевской руси это. Картинка про смерды в киевской руси это. Фото смерды в киевской руси это

Смерды не понимали, что уже должны были получить свободу, и продолжали работать на хозяина. Их судьбы по-прежнему зависели от помещика.

Низшие сословия населения — смерды и холопы — считались практически рабами. В Древней Руси их жизнь почти ничего не стоила. Помещики распоряжались ими, словно бездушными вещами.

Без разрешения хозяина они не могли жениться, выйти замуж, заняться другим видом деятельности.

Но постепенно их права увеличивались и расширялись, а после отмены крепостничества многие бывшие зависимые стали свободными торговцами, ремесленниками и даже чиновниками.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *