смальта это в древней руси
Значение слова «смальта»
[От итал. smalto — эмаль, глазурь]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII—XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.
СМА’ЛЬТА, ы, мн. нет, ж. [ит. smalto] (спец.). 1. Яркосиняя краска, изготовляемая из кремневой кислоты и кобальта для окраски бумаги, стекол, фарфоровых и гончарных изделий. 2. собир. Цветные искусственные камешки или стекла для мозаичных работ. Картина из смальты.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сма́льта
1. собир. цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ ◆ А в петербургской мастерской, куда они вошли, главным образом выделывались нужные для мозаики стеклянные всевозможных цветов палочки (смальты) и производились мозаичные работы. В. Я. Шишков, «Емельян Пугачев», 1934—1939 г. (цитата из НКРЯ)
2. ярко-синяя краска, изготовляемая из кремневой кислоты и кобальта для окраски бумаги, стекол, фарфоровых и гончарных изделий ◆ Сплавленный затем с песком и поташом «цаффер» образовывал смальту, которая и представляла собой краску для стекла. Б. Казаков, «Кобальт», 1965 г. // «Химия и жизнь» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пресловутый (прилагательное):
Расскажем что такое смальта, из чего ее делают и где применяют
Изготовление смальты
Изготовление смальты – процесс, состоящий из нескольких этапов:
Цветная смальта – готовый модуль, часть палитры; производство:Италия.
Михайловская мозаика
Еще одним великолепным и самобытным памятником средневекового искусства является мозаика Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Если мозаичные украшения храма Святой Софии Киевской несут все признаки византийской школы, то творения мастеров, трудившихся над украшением Михайловского собора, уникальны. При их создании использовались местные древнерусские мотивы. Мозаики Златоверхого собора отличаются очень качественными материалами, тщательным подбором цветов соседних элементов, что обеспечивало плавность цветовых переходов до такой степени, что они кажутся естественными. Насыщенность красок смальты сообщает мозаичным композициям особую живописность и неповторимость. В Михайловской мозаике отмечено доминирование всех возможных оттенков зеленого цвета, от бутылочно-темного до изумрудно-весеннего. Лица изображаемых на мозаичных композициях религиозных персонажей составлялись из различных оттенков белого цвета в сочетании с красным, а для отображения одежды (хитонов и плащей) использовали золотые цвета. Золото придавало одежде некоторую торжественность, а красно-коричневые и темно-серые тона теней придавали композиции завершенность.
К сожалению, гениальные открытия киевских зодчих начала XII столетия, запечатленные в веках на стенах и куполе Михайловского собора не стали началом новой школы. Киевская Русь вступала в период кризиса, вызванного набегами монголо-татар, и потому князья больше не могли вкладывать огромные средства в оформление храмов.
Как применяется в интерьере?
Смальта — это прекрасный облицовочный материал, который гармонично сочетается с большинством видов отделки. Яркость, красота и прочность стеклянных кусочков позволяют создавать изысканные панно из смальты на стенах помещений.
Благодаря твердости ее используют в качестве напольного покрытия даже в местах с достаточно высокой проходимостью — например в музеях.
Устойчивость к неблагоприятным воздействиям позволяет украшать монументальными эффектными панно из стеклянной мозаики и орнаментами фасады зданий.
Влагостойкость мозаики делает ее подходящим украшением для интерьера бани и сауны, также можно выложить рисунок на дне бассейна, фонтана или пруда.
Производство продукции
Технология
Технология изготовления смальты, на первый взгляд, проста и мало чем отличается от варки стекла. Однако в шихту для придания нужного оттенка добавляются оксиды металлов в разных сочетаниях. И вот здесь то и возникает главная сложность.
Виды такой мозаики
Специфическая форма тессеров – по сути любая, и к тому же с разной поверхностью, требует и особого обращения с материалом. Мозаика из смальты заметно отличается от привычных наборов из квадратных или круглых стеклянных плиточек. Во всяком случае готовые модули из одинаковых элементов, так подходящие для облицовки кухонных фартуков, здесь невозможны.
Мозаика из смальты предполагает 2 возможных вида набора.
Этот же метод используется, когда невозможна работа по месту, а мозаичное панно нужно привезти в готовом виде.
О том, как производится золотая смальта, расскажет этот видеоролик:
Способ хранения
Также помните, что сортировать все нужно по цвету. Для этого подойдут подручные средства коробки от соков или каш. И не расстраивайтесь, если края осколков неровные. Если они не подойдут для этого полотна, есть возможность их использования в последующем.
Хранится смальта по группе цветов:
Картины из смальты выделяются яркостью рисунка, такого не добиться в простой мозаике Если вы начали сортировку с нуля, то проще всего использовать нумерацию начиная с номера 1, если вы используете промышленную мозаику, то сортируйте и храните по номеру производителя.
Состав и технология изготовления
Смальту готовят путем расплавления кварцевого песка в смеси с оксидами металлов. Наряду с распространенными металлами — железом, никелем, медью, — в технологии используют и драгоценные — серебро и золото.
Часто используются предварительно измельченный в порошок стеклянный бой.
Профессиональные художники смальту нужных оттенков предпочитают готовить самостоятельно.
Для большинства разновидностей смесь выплавляют в печи при температуре 1200 градусов в течении четырех часов. Затем полученную массу остужают до нужной температуры, раскатывают на плоскости (обычно на чугунной поверхности), и нарезают на части.
Готовый продукт выглядит как кусочки заданной формы. Также смальту выпускают в виде больших плоских плит — в дальнейшем ее можно расколоть по своему усмотрению.
На оттенок могут повлиять различные факторы помимо состава — например, температура и время плавления, поэтому можно получать разную окраску даже если точно придерживаться рецепта. Часто цвет получается неоднородным, с красивыми переливами и ощущением глубины.
Художественные решения
Смальта весьма универсальный элемент. Ее можно применять для декора как гостиной, так и ванной комнаты. В оформлении гостиной это может быть отдельное панно. А если вы имеете художественный вкус, то оформление стены с помощью смальты доставит вам огромное удовольствие. Ванную комнату можно оформить целиком смальтой или заменить отдельный кафель. Но только стоит запомнить: в тех местах, где панно из смальты будет соприкасаться с телом, следует хорошо зашлифовать, чтобы не пораниться. Очень кстати во время отделки печей, дымоходов, каминов, оказывается повышенная устойчивость мозаики из стекла к изменениям температуры. Максимально ее использование в фартуках кухне рядом с плитами и поверхностями для варки.
Как же производится смальта?
Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.
При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.
Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.
Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…
Разновидности мозаики
Выпускается смальта для мозаики в виде сплошных пластин, отдельными кусочками, а также готовыми к укладке модулями на тонкой сетке. Каждый тип материала получил свое название и способ использования.
Профессиональные художники, декораторы для создания мозаичных картин предпочитают использовать не отдельные камешки, а пластины. В процессе работы над узорами из смальты, от цельного полотна отламывают кусочки нужного размера. При необходимости обтачивают их, придавая нужную форму. При создании смальтовой отделки применяются камни не только строгих геометрических фигур, но также нестандартные – в виде осколков, неправильных трапеций, многоугольников.
Самостоятельное изготовление панно
Научиться технике мозаики своими руками легко – для этого не потребуется никаких специализированных навыков. Однажды попробовав сделать картину или украсить стену в данной технике, можно навсегда влюбиться в мозаику смальтой. Первоначально необходимо придумать эскиз: для этого подойдет как собственная фантазия, так и распечатки картинок.
Рисунок должен иметь крупные детали. Для начинающих работ использовать мелкие прорисовки сложно.
Алгоритм действий выглядит так:
Смальта укладывается на специальный клей, состоящий из двух компонентов. При работе непосредственно на стене – мозаику не редко кладут на цементный раствор. После завершения работ, швы на картине заполняются затиркой.
Изготовление картины или панно
Работа выполняется в следующей последовательности:
После окончания работы панно оставляют сохнуть на неделю, после чего можно провести еще одну заключительную чистку с использованием моющих средств.
Если мозаика расположена в водоеме, его можно наполнить водой не ранее, чем через десять дней.
Виды цветного стекла
Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.
Смальта
Услышав в первый раз «смальта», не каждый сообразит, о чем идет речь. Так что же такое смальта? Смальта — это кусочки непрозрачного стекла правильной или неправильной геометрической формы, именно такое определение можно считать достаточно точным.
Возникновение смальты
Первое цветное стекло начали получать еще в Древнем Риме. Но стабильное производство и распространение цветное стекло получило намного позже, в Византии. Почитание богов, строение для них храмов было первоочередной задачей древнего мира. Поэтому храмы возводились на века. И смальта для отделки храмов подходила, как нельзя лучше. Она не выцветает, морозоустойчивая и влагостойкая.
Чаще всего можно встретить смальту в объектах культа, как христианского, так и мусульманского
Как же производится смальта?
Изготовление смальты в домашних условиях допускается при условии, что комната, в которой производится колка имеет ограниченный вход, дети могут легко пораниться даже от крошки материала.
При изготовлении смальты используют только окиси металлов (искусственные красители недопустимы при производстве). Разнообразие цвета обеспечивается различной концентрацией окисей металлов или их сочетанием.
Самый дорогой вариант — золотая смальта, в ее изготовлении действительно используется настоящее сусальное золото. Однако имейте ввиду, что можно встретить подделку и со временем такой материал позеленеет от влаги из окружающей среды.
Вот такая библиотека смальты будет для любого мозаичиста голубой мечтой…
Способ хранения
Также помните, что сортировать все нужно по цвету. Для этого подойдут подручные средства коробки от соков или каш. И не расстраивайтесь, если края осколков неровные. Если они не подойдут для этого полотна, есть возможность их использования в последующем.
Хранится смальта по группе цветов:
Если вы начали сортировку с нуля, то проще всего использовать нумерацию начиная с номера 1, если вы используете промышленную мозаику, то сортируйте и храните по номеру производителя.
Изготовление смальтовых панно и декоров
При изготовлении картин из смальты используют два способа: прямой и обратный. Прямой — это нанесение кусочков смальты на клейкую основу лицевой стороной вверх. Преимуществом такого способа является то, что вы результат видите сразу. Обратный способ — это когда частички стекла выкладываются лицевой стороной вниз и затем заливаются клеевой основой. Плюсом этого способа можно считать то, что из небольших таких фрагментов можно собрать большое панно.
Вот такой набор для колки вам потребуются для изготовления смальты
Новичку следует взять ровную, гладкую поверхность и выкладывать на нее четырехугольные кусочки параллельными рядами. Так как это несложно и не займет много времени. Смальта своими руками достаточно увлекательное творчество и художественным натурам стоит попробовать этим заниматься. Мозаика из смальты, фото которое здесь прилагается, выполнено исключительно творцами и людьми с богатой фантазией.
Золотая смальта может быть не только желтого цвета, но и красного, синего, зеленого…
Применение в интерьере
Теперь мы знаем, что такое смальта. Возникает другой вопрос: «Как ее применять в интерьере?» Смальта имеет широкую цветовую гамму и великое разнообразие форм. Это дает возможность использовать смальту во всех стилевых направлениях интерьера. Для классики и минимализма подойдут кусочки правильной геометрической формы. Если же у вас кусочки различны по форме и цвету, это можно использовать в отделки модернового, современного интерьера.
Интересная отделка различными форматами смальты
Современная отделка, в которой используется мозаика, смальта и стекла, керамики и керамического гранита, металла и натурального камня применяется практически при каждом ремонте в каждом доме.
Золото погружено внутрь смальты и в отличие от подделки оно не испортиться со временем
Квадрат с габаритами от десять на десять до пятьдесят на пятьдесят миллиметров, имеющий толщину в четыре миллиметра является самым популярным форматом. Вместе с тем, элементы, имеющие вид треугольника, ромба, овала, круга и иных форм сейчас имеют такую же популярность.
Отдельные из них собираются в матрицы с габаритами триста на триста миллиметров, для оптимального упрощения укладки. Они могут быть на сетке или основе из бумаги, которая приклеивается к поверхности мозаики с лицевой стороны. Ее смачивают с помощью воды и снимают, когда завершиться укладка. Сетку располагают с изнаночной стороны и сохраняется внутри массе из клея. Для того, чтобы облицовывать как ровные, так и поверхности с вогнутостями, имеющими плоскую форму, может также подойти такой вид матриц, имеющий жесткую фиксацию.
На плоскостях с кривыми линиями и с выпуклостями оптимальную фантазию в разработке композиций способна обеспечить непременно основа из бумаги. Удалив ее, можно просто осуществлять корректировку нахождения каждого элемента, которые могут держаться только с помощью состава из клея. Но элементы на поверхности бумаги создают для материалов с малым весом, которые более тяжелые — из камня — эту основу используют редко.
Самым древним материалом, возможно является мозаика из смальты и стекла. Наличие отличных технических характеристик, устойчивости цвета к ультрафиолетовым лучам, бесконечность художественного потенциала — придают ему востребованности и теперь.
При облицовке ванной, бассейнов и иных помещений, где есть увеличенная влажность, делают мозаику из стекла незаменимой абсолютное отсутствие пор и нулевое поглощение воды.
Особенности напольного применения
То, что есть хороший коэффициент сопротивления скольжению также надо помнить. R9 — самое низкое его значение, которое характерно для более массовых серий потребителей. Чтобы удерживаться босыми ногами на поверхности сухого пола этого в полной мере хватает. Однако, следует делать выбор менее скользких элементов, когда разговор идет о поверхностях, которые чаще всего заливает вода.
Художественные решения
Смальта весьма универсальный элемент. Ее можно применять для декора как гостиной, так и ванной комнаты. В оформлении гостиной это может быть отдельное панно. А если вы имеете художественный вкус, то оформление стены с помощью смальты доставит вам огромное удовольствие. Ванную комнату можно оформить целиком смальтой или заменить отдельный кафель. Но только стоит запомнить: в тех местах, где панно из смальты будет соприкасаться с телом, следует хорошо зашлифовать, чтобы не пораниться.
Очень кстати во время отделки печей, дымоходов, каминов, оказывается повышенная устойчивость мозаики из стекла к изменениям температуры. Максимально ее использование в фартуках кухне рядом с плитами и поверхностями для варки.
Использование вне дома
А если у вас есть сад, то можно вместо уродливых пластиковых фигурок использовать вазы, горшки или различные сосуды, оформленные с помощью смальты. Также можно оформить столешницы садовых столиков. Это сделает ваш сад похожим на сказочный.
Варианты использования
В оформление интерьера нет ничего проще, чем использовать смальту для декора. Изменить стол или тумбу. Оживить стену новыми радужными красками. Благодаря несравнимой игре света и цвета изображение приобретает трехмерность. Это даст вам возможность изобразить любую картину: по библейским мотивам, использовать сюжеты мифов Греции и Древнего Рима или взять за основу любимую сказку или мультфильм.
Интересным решением будет использование круглых камешков, напоминающих гальку. Подобрав их правильно и по цвету, вы получите картину, напоминающую капельки радуги.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование смальты в современном декоре сделает вашу квартиру индивидуальной и неповторимой. Смальта — кусочки радуги. Смальта — современная и древняя, ностальгическая, классическая и модерновая. Она такая разная и неповторимая. Невозможно, используя смальту, создать 2 одинаковые картины или два одинаковых интерьера.
Укладка смальты
Клей для смальты используется по аналогии с мозаикой. Укладка производиться на двухкомпонентный клей с латексной добавкой. Техника полностью совпадает с укладкой мозаики.
Клей для смальты двухкомпонентый, как для мозаики
Ваша фантазия и ваше упорство — вот, что обеспечит результат. Берите все в свои руки и вперед за исполнением вашей мечты, которая позволит создать уют и комфорт вашего жилища. Мозаика из смальты своими руками лучший способ подчеркнуть индивидуальность интерьера вашего дома.
Хотите частичку радуги в своем доме? Тогда смальта — именно то, что вы ищите. Игра света и цвета настолько неповторимая и сказочная, как на фото этой статьи, что переносит в детство. Туда, где краски были ярче, трава зеленее, а море — теплее. Туда, где любят и ждут. Туда, где твой дом.
Древнерусская мозаичная живопись
Древнерусская мозаичная живопись
Традиционно считается, что мозаики из смальты пришли в культуру Древней Руси вместе с византийским влиянием после принятия христианства в X веке. Однако искусство стеклоделия было известно многим славянским племенам, населявшим территорию Руси. Этот вид ремесла был широко распространен не только в Киеве, но и в Рязанском, Владимиро-Суздальском, Черниговском княжествах, а по некоторым данным, и в Смоленском, а также в Полоцком.
Уже с IV века именно стеклоделие и производство эмалей (легкоплавкого стекла) стали предшественниками древнерусской мозаичной живописи, основанной на применении цветных смальт, получившей широкое распространение в отделке храмов и светских архитектурных сооружений в X – XII веках. В этот период подобный декор на Руси достаточно часто использовался при оформлении княжеских гражданских сооружений.
Но конечно же, самое большое применение смальтовое оформление интерьеров нашло в древнерусском храмовом зодчестве.
Мозаичное оформление пола фрагментарно сохранилось в некоторых киевских и черниговских храмах, а также в церквях Новгорода Великого и в ряде других городов.
София Киевская
В самом первом и одном из самых знаменитых на Руси христианском соборе, построенным, по некоторым данным, князем крестителем Владимиром – Софии Киевской (1037 – 1067) – сохранилось несколько мозаичных панно.
Богоматерь Оранта (мозаика в алтаре храма Св. Софии в Киеве, ок. 1037).
Христос Вседержитель (Пантократор) (мозаика в куполе храма Св. Софии в Киеве, ок. 1043-1046).
Главный купол храма украшает панно «Господь Вседержитель (Пантократор)». Он словно властвует над всем пространством. По краям древними мастерами были выложены изображения четырех архангелов, из которых до наших дней сохранился только один.
Также фрагментарно сохранились фигуры апостолов на барабане купола, несколько медальонов с поясным портретом Христа и святых в арках, изображение евангелиста Марка в парусах, фрагменты мозаичных орнаментальных украшений в разных частях храма.
Русские мастера выкладывали панно и декоры Софии Киевской с использованием цветной смальты более 150 оттенков. А в качестве основы для выполнения мозаик при этом был взят декор главного христианского храма Византии – Софии Константинопольской.
Мозаика украшала и стены таких храмов, как Благовещенский (1186) и Спасский (XI века) соборы в Чернигове и Успенский собор Киево-Печерской Лавры (1073 – 1078). К сожалению, смальтовые композиции этих церквей до наших дней не сохранились.
Михайловский Златоверхий монастырь
Собор Святой Софии в Новгороде
Еще одним примером мозаичного оформления древнерусских храмов может служить отделка собора святой Софии Новгородской (1048 – 1050).
Интерьер собора Святой Софии в Новгороде (1045-1050).
Декор этого храма не отличается таким богатством красок, как София Киевская, однако также заслуживает внимания. Мозаика здесь выполнена на основе известняковых плит. В высеченные в известняковой плите углубления заливался плотный розоватый раствор, а в незатвердевший грунт вдавливали кусочки разноцветной смальты. Предварительно в плите делался эскиз красками для будущего мозаичного орнамента.
Мозаичными плитами в этом храме украшены «горнее место» (место владыки), нижняя часть алтарной аспиды, а также седалище (места для духовенства). Впечатляют наборные мозаичные полы, а также орнаменты стен, доминирующим мотивом которых является крест.
Возрождение забытого искусства
И все же мозаика не стала на Руси столь распространенной. После гибели Византийской империи в XV веке искусство мозаики было забыто. Да и после татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно она была заменена более дешевой техникой фрески. Не стало мастеров, утраченными оказались секреты изготовления смальты. Казалось, композиции из смальты навсегда ушли в прошлое.
Но в XVIII веке мозаичную технику в России возродил великий ученый М.В. Ломоносов, который практически заново изобрел технику изготовления глушеного цветного стекла. И сразу же в России было создано великое множество настенных панно в технике римской или византийской мозаики.
А затем на Урале, по мере расширения добычи камня, появляется русская мозаика. В ней получили дальнейшее развитие идеи флорентийской мозаики.
Флорентийская мозаика отличалась тем, что рисунок создавался не из мелких кубиков, а из точно подогнанных друг к другу разноцветных пластинок мрамора и яшмы. При этом тонким каменным пластинкам придавали контуры изображаемого предмета или соответствующей детали.