служилые люди в московской руси делились на
Вольное население Руси: служилые люди
В России XIV-XVII вв. формировалось новое государство. На рубеже XVI в., после тяжелейшего кризиса Смутного времени, важной задачей власти было создание оплота национальной независимости. Именно тогда появляется мысль о создании регулярного государства с централизованной властью.
Начинают рушиться старые социальные связи, а служилая часть выстраивается таким образом, что даже старинная аристократия вынуждена занимать положение не по роду, а по службе. Что же особенного было в служилых людях и чем они занимались? Постараемся подробно разобрать этот и другие вопросы в данной статье.
Кто такие служилые люди?
Доподлинно известно, что изначально служилыми людьми называли бояр и «вольных слуг», лично состоявших на княжеской службе. Они признавали княжескую власть, но при этом каждый был волен выбирать себе господина: то есть, служилый человек мой в любой момент сменить покровителя и перейти к другому князю. Причем изменой это не считалось, а все земли, приобретенные на территориях предыдущего князя, так и оставались за служилыми людьми, ушедшими в другое княжество.
Но со временем ситуация начала меняться. После вековой раздробленности и кризиса власти Русь все-таки смогла превратиться в централизованное государство. И этому государству требовалось регулярное войско, которое могло бы отстаивать интересы зарождающейся государственности.
Чем занимались служилые люди?
Фактически служилые люди – это профессиональные военные и администраторы, которые нанимались на княжескую службу, защищали земли и управляли подворьем. Они получали жалование за свою службу и были освобождены от уплаты налогов.
Все служилые люди делились на две большие категории:
Давайте подробнее рассмотрим каждую категорию.
Служилые по отечеству
В эту категорию попадали только дети бояр и дворян. Служба их начиналась с пятнадцати лет, а до этого момента они считались недорослями.
Специальные чиновники в сопровождении помощников отправлялись в разные города Руси, где проводили смотры боярских детей, готовый поступать на службу. Выяснялись их воинские качества и имущественное положение, после чего дворянский сын назначался на службу, где ему полагалось жалование.
У служилых по отечеству была своя иерархия.
Думные
Это были выходцы из аристократии, занимающие высокие положение при государственном дворе и войска. Это были воеводы, послы и городские наместники. В свою очередь, думные служилые делились еще на четыре чина:
Московские
У них тоже существовало разделение по кругу обязанностей:
Городские
Городские служилые люди «по отечеству» — это дети боярских и дворянских семей, которые составляли элиту городского дворянства и несли воинскую повинность.
Служилые по прибору
Люди, добровольно пошедшие на службу, составляли главное ядро всего русского войска. Набирались из свободных людей: городского населения, обнищавших дворянских родов и частично из крестьянства.
Как и служилые по отечеству, освобождались от большинства налогов и повинностей. На весь срок службы получали регулярное жалование и небольшой земельный участок, который могли обрабатывать в мирное время.
У служилых людей по прибору существовала своя иерархия.
Казаки
Казаки не сразу вошли в русское войско. Лишь во второй половине XVI в. казачья вольница стала охранять торговые пути на границе с Крымом. Разумеется, служили казаки за вознаграждение.
Позже стали селиться в городах, но жили обособленно. Казачье войско делилось на «приборы» по 500 человек под руководством головы. Приборы делились на сотни, полусотни и десятки, у которых тоже были свои командиры. А вот общее командование всем казачьим войском осуществлял Стрелецкий приказ.
Стрельцы
Это первое регулярное русское войско с самым продвинутым на тот момент вооружением: огнестрельными пищалями. Стрельцы были пешими ратниками и в любой момент были готовы ко вступлению в военный конфликт. В мирное время стрельцы исполняли роль полиции: следили за соблюдением правопорядка, несли караульную службу на стенах города и во дворце.
Как и казачье войско, стрелецкое делилось на приказы по полутысячи человек, и точно также разделялось на сотни, полусотни и десятки.
Стрельцы несли службу пожизненно, это дело передавалось из отца к сыну. Единственным поводом покинуть ряды стрельцов было серьезное ранение и увечье. Некоторые стрельцы покидали службу из-за глубокой старости. Но доживали до этого момента далеко не все.
Пушкари
Дополнительным вооружением пушкарей были пищали.
А к этому чину относились не только артиллеристы, но и весь обслуживающий персонал: плотники, кузнецы и другие ремесленники.
Другие категории служилого люда
Были ли другие служилые люди на Руси? Да, существовали и иные категории ратников.
Несколько интересных фактов о церковных ратниках. Это была очень многочисленная категория бойцов, входивших в регулярную армию. Например, патриарх Никон мог отправить в бой до десяти тысяч служилых церковных людей.
Стрельцы на патриаршей службе занимались не только охраной монастырей, они были еще и блюстителями церковной нравственности – эдаким русским аналогом католической инквизиции. Они занимались розыском и арестом людей, подозреваемых в чернокнижии, а после именно они вели настоящую охоту на старообрядцев.
Общественный строй в Московском государстве в XVII веке
Общественные классы
Соборное Уложение 1049 г. определило обязанности и права каждого из сословий, на который подразделялось население Московского государства. Сословие, или «чин», как говорили в XVII в., есть общественная группа, отличающаяся от других групп присвоенными ей правами или наложенными на нее обязанностями. В Московском государстве было два рода чинов, обязанных по отношению к государству: А) люди служилые — люди обязанные государству военной и приказной (гражданской) службой, В) люди тяглые — обязанные платить государству тягло (подать). В каждое из этих подразделений входят многочисленные чины, изображенные ниже.
Люди служилые
Люди тяглые
Было в составе русского общества, в XVII в. еще два разряда людей, не служивших государству и не плативших податей. Это, во-первых, «люди вольные или гулящие»—свободные люди, по разным причинам не обложенные тяглом. Во-вторых, холопы.
Холопы (рабы) не облагались податями, потому что не считались подданными государства, а рассматривалнсь как вещи их господ. С XVI века класс холопов разделился на два вида:
Кабалой называлась долговая расписка. Кабальное холопство возникало из займа. В кабальное холопство вступали свободные люди, занимавшие деньги с условием служить кредитору за проценты. Если такой холоп не мог погасить долга в срок, он становился холопом до смерти господина.
Люди служилые
Служилые люди в Московском государстве были двух видов:
Служилые люди по найму вербовались из свободных людей, желающих записаться в военную службу. Но раз записавшись на службу, они уже должны были оставаться на ней до конца жизни.
Думные чины: бояре, окольничие, думные дворяне были членами совета при государе — боярской думы, назначались главными командирами войска, отправлялись послами в чужестранные государства или посылались воеводами в важнейшие города.
Столичные дворянские чины: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы владели поместьями и вотчинами поблизости от Москвы, в Московском уезде. Служилые люди этих чинов занимали должности второстепенных командиров в войске, отправлялись в иностранные государства посланниками и гонцами (дипломатическими представителями меньшего ранга), назначались на воеводства в небольшие города.
Уездное дворянство: дворяне городовые и дети боярские составляли главную массу московской армии — конное войско. Они соединялись в полки по уездам, в которых они владели поместьями и вотчинами. Полки эти носили поэтому местные названия, например, «тверичи», «коломенцы», «рязанцы». Из этих полков и состояла московская конная армия.
Служба была пожизненною и наследственною обязанностью боярства и дворянства. Но зато, начиная с Уложения, за служилыми людьми признается исключительное право владеть землею, населенною крестьянами. Право монастырей приобретать населенные крестьянами земли Уложение ограничивает.
С ХV века боярство резко отделялось от служилых людей дворян и держалось от них особняком. В XVII веке после казней и конфискаций Грозного и после бурь смутного времени знатнейшие бояре титулованных фамилий, например, князья Шуйские, Мстиславские, Воротынские и другие исчезли. Боярство стало худороднее.
В члены думы государь назначал и простых служилых людей, выдвинувшихся заслугами. Также незнатные государственные дельцы жаловались в чин думных дворян, а затем последовательно возвышались в чины окольничих и бояр. Но такие возвышения незнатных людей были в XVII веке все же исключениями.
По общему правилу знатность происхождения была тогда еще необходимым условием для движения по служебной лестнице. Сын родовитого боярина, начиная службу еще очень молодым человеком, прямо жаловался в чин стольника (полковника по-нашему), а затем, послужив несколько лет стольником, возводился прямо в окольничие или даже прямо в бояре, минуя чин окольничего, если принадлежал к одному из родов первостепенной знати.
С другой стороны, незнатный провинциальный сын боярский, хотя бы и много послуживший, к концу дней, на старости лет, мог рассчитывать только на повышение в чин городового дворянина или самое большое — стряпчего.
В XVI и XVII вв. в служилом обществе, в особенности на его верхах, существовал обычай местничества. Местничество это — счет служебными местами по знатности происхождения. При назначении на должность знатный человек не мог допустить, чтобы высшая должность досталась менее родовитому, хотя бы и более способному человеку.
Князья Куракины, например, были знатнее князей Барятинских. И князь Куракин ни за что не потерпит, чтобы его назначили в армию «вторыми воеводой», если бы Барятинского назначили первым. Он станет бить челом государю, что ему с Барятинским служить «невместно», и откажется от назначения. Он не согласится даже и за придворным обедом сесть ниже Барятинского и если его будут сажать насильно, то начнет выбиваться и спустится под стол, только чтобы не сидеть ниже Барятинского и тем не унизить рода Куракиных.
Всякие служебные назначения записывались в Москве в особый такт называемый «Разрядные книги». По ним и велись местнические счеты, и правительство при назначениях на службу должно было постоянно с ними справляться.
Посадские люди
Торгово-промышленное население городов обложенное податями, носило название людей. Древне-русский город состоял обыкновенно из трех частей:
Городом, собственно, называлась крепость, возвышенный холм, обнесенный каменными или деревянными стенами с башнями, окруженный рвами. В небольших городах укрепления были проще и состояли нередко из вала со рвом и устроенного на валу частокола.
В город укрывалось городское и даже уездное населенье в случай нападенья неприятеля. В городе находился соборный храм, дом воеводы, «воеводская изба» (присутственное место, где заседали воевода и где находилась его канцелярия), амбары со складами казенного имущества (например, пороха, свинца и пр.) и другие казенные здания.
Под защитой городских стен ютился посад. В деревянных домах, в большом беспорядке расположенных на посаде, жило торгово-промышленное населенье — посадские люди. Центральными местом посада были торговые ряды с лавками и амбарами. На посадских людей было возложено тягло — обязанность платить подати и служить сборщиками податей, например, таможенными и кабацкими головами и целовальниками.
Но зато Уложение предоставило посадским людям исключительное право заниматься торгами и промыслами на посадах и запрещало эти занятия людям других чинов. По имущественной состоятельности посадские люди подразделялись на три
статьи:
Пропорционально имуществу посадские люди разверстывали между собой тягло, т.-е. подати и повинности.
К посаду примыкали слободы, населенные служилыми людьми по прибору или разного рода промышленными и ремесленными людьми. Многолюдный московский посад делился на сотни и слободы, который носили название черных (казенных, государственных) сотен и слобод, в противоположность дворцовым слободам, населенным ремесленниками, работавшими на дворец.
В Москве существовали еще три высшие корпорации (общества):
Как только правительство замечало в каком-либо провинциальном городе разбогатевшего посадского человека, оно переводило его в Москву. Государь жаловал его в гости, в гостиную или суконную сотню, смотря по размерам его капитала. Членам этих корпораций давались важные поручения по финансовому управлению.
Из гостей, например, и членов гостиной сотни посылались таможенные головы в большие города. Корпорациям предоставлены были за то особые преимущества, отличавшия их членов от рядовых посадских людей. Так, например, гости имели право приобретать вотчины, населенные крестьянами.
Крестьяне в XVII веке и их прикрепление
Крестьяне по своей имущественной состоятельности подразделялись на два разряда:
Бобылями назывались маломощные, малосемейные или одинокие сельские жители, совсем не занимавшиеся земледелием или пахавшие гораздо меньшие участки, сравнительно с крестьянами. За смутное время множество крестьян, обеднев, перешло в бобыли.
Крестьяне не были собственниками земли. Они арендовали, как мы знаем, участки на чужих землях. Все земли в Московском государстве можно распределить на четыре вида:
Смотря по земле, на которой крестьяне жили, они назывались
В XVII в. главная масса крестьян, 2/3 всего их числа, жила в вотчинах и поместьях служилых людей. Уже в XVI в., как мы припомним, подготовлялось прикрепление крестьян. Они были еще лично свободными, но находились в долговой зависимости от землевладельцев и были лишены средств эту зависимость прекращать расплатой с землевладельцами.
Если крестьянин почему-либо желал уйти от землевладельца, он или бежал от него, не расплатившись, или вступал в соглашение с другим землевладельцем, который его выкупал и вывозил на свою землю. Против этих двух явлений: крестьянского побега и крестьянского вывоза было направлено законодательство, начиная с конца XVI в.
Беглого крестьянина землевладелец мог разыскивать и возвращать к себе по суду. Если беглый укрывался в землях другого землевладельца, то происходила судебная тяжба из-за него между двумя землевладельцами. Таких тяжб возникало очень много; суды были завалены ими. Между землевладельцами шли бесконечные ссоры из-за крестьян.
С целью сократить число этих тяжб при царе Федоре Ивановиче в ноябре 1597 г. был издан указ, которым было установлено, что искать судом можно только тех крестьян, которые бежали от землевладельцев в 1592 г. и позже. Тех же крестьян, которые бежали раньше 1592 г., отыскивать судом запрещается.
Таким образом устанавливался пятилетний срок для отыскания беглых крестьян по суду. Если же в течение пяти лет после побега землевладелец не собрался начать иск о беглом, то беглый остается уже на том месте, где поселился. Царь Борис Годунов издал два указа, направленные к ограничению крестьянских вывозов. Крупный землевладелец, обладая денежными средствами, выкупал крестьян у мелких помещиков и вывозил их на свои земли.
Между тем, лишаясь крестьян, мелкий помещик лишался и доходов с поместья, потому что большую часть пашни сдавал крестьянами платившим ему оброк и отбывавшим на него барщину, а теряя доходы с поместья, служилый человеке не мог снаряжать себя на службу.
Чтобы предотвратить разорение мелких помещиков, Борис Годунов указами 1601 и 1602 гг. запретил крупным землевладельцам: боярам и монастырям, вывозить к себе крестьян из-за мелких землевладельцев без согласия последних. Крупные землевладельцы могли вывозить крестьян только друг у друга. В этих указах видна забота Бориса о мелкопоместном дворянстве, среди которого Борис, как мы знаем, пользовался расположением.
Наоборот, боярство было недовольно стеснением своих прав. При царе Михаиле Федоровиче срок для отыскания судом беглых крестьян был увеличен с пяти лет до десяти, а для некоторых землевладельцев (например, для Троицкого монастыря) до 15 лет. Наконец, по Уложению 1649 г. крестьяне окончательно потеряли свободу выхода и были прикреплены к землевладельцам.
Вскоре по вступлении царя Алексея Михайловича на престоле, в 1646 г. была произведена перепись тяглого населения в городах и уездах. В Уложение была внесена статья, гласившая, что крестьяне должны быть крепки темь землевладельцам за которыми они записаны в переписные книги 1646 г.
Вместе с тем срок для отыскания судом беглых крестьян отменялся. Сколько бы лет ни прошло со времени побега крестьянина, землевладелец не лишался права отыскивать его по суду и возвращать на свою землю. На деле свобода крестьян давно уже исчезла при долговой зависимости крестьян от землевладльцев. Уложение подтверждало лишь то, что давно существовало в действительности.
После Уложения неволя крестьян продолжала еще более развиваться. В вотчинах и поместьях служилых людей, на ряду с крестьянами жили нередко и крепостные люди землевладельцев — их холопы, рабы. Холопы служили во дворе господина, работали на господской пашне, а иногда получали ог господина отдельные дворы с пахотными участками и вели хозяйство совсем, как крестьяне. Помещики с течением времени переставали делать различье между теми и другими, зависимыми от них людьми: крестьянами и холопами, и переносили в обращение с крестьянами свои рабовладельческие привычки.
Со второй половины XVII в. помещики начали продавать своих крестьян, отрывая их от земли, целыми семьями и разрывая семьи, как продавали холопов. Так постепенно сложилась та власть землевладельцев над крестьянами, которую называют крыпостным правом. Но в XVII в. все же была большая разница между крестьянами и холопами. Холопы не платили государству податей. Они не были гражданами государства. Они были как бы вещами своих господ. Крестьяне были тяглыми людьми, платили подати в казну. Это было сословье, на которое, кроме платежа податей в казну, была наложена государством еще особая тяжелая повинность: содержать своим трудом помещиков и вотчинников служилых людей, в свою очередь обязанных государству службой.
Служилые люди в московской руси делились на
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVII ВЕКА
(Под редакцией академика РАН Л.В.Милова)
Автор этих строк, посвятивший немало лет изучению массовых источников по аграрной истории России, со временем обнаружил четкие контуры существенного влияния природноклиматического фактора на российский исторический процесс. С выходом ряда публикаций по этой проблеме появились и ученые, в свою очередь обнаружившие проявления этого фактора. В итоге был создан коллектив, предпринявший разработку нового курса российской истории.
В последние десятилетия в историографии отечественной истории наблюдается резкое повышение интереса к концептуальным построениям курса русской истории. Выходит огромное количество книг. Однако многие из них по-прежнему создаются в традиционном плане, молчаливо исходя из отрицания какой-либо существенной роли в развитии российского социума природно-климатического фактора. В то же время современная публицистика с недавних пор довольно часто подчеркивает суровый, холодный климат нашей страны. Правда, дальше констатации этого факта дело не идет. Да и в курсах отечественной истории фиксация суровых природных условий не сопряжена с выявлением особенностей российского исторического процесса.
В предлагаемой вниманию читателей «Истории России с древнейших времен до начала XXI века» в трех книгах предпринята попытка анализа как непосредственных, так и опосредованных проявлений воздействия природно-климатического фактора на исторический процесс в нашей стране.
Общеизвестно, что на заре человечества природа и климат сыграли громадную роль в становлении рас и народов. Мыслители западного Средневековья отчетливо сознавали, что деятельность людей, их жизненные потребности обусловлены средой обитания, а условия географической среды во многом определяли психический склад народов и их исторические судьбы. Влияние природно-климатического фактора ярко прослеживается не только в том случае, когда сопоставляются, с одной стороны, страны Двуречья и Нила, а с другой — страны севера Европы, но и в том случае, когда сравниваются исторические судьбы и темпы развития запада и востока Европы.
Важнейшей особенностью экономики Российского государства всегда был необычайно короткий по времени для земледельческих обществ рабочий полевой сезон. На западе же Европы, благодаря теплым течениям Атлантики и влиянию атлантических циклонов, этот сезон был примерно вдвое длиннее, а «мертвым сезоном», когда львиная доля работ на полях прекращалась, были лишь декабрь и январь. Эта не бросающаяся горожанину в глаза деталь носит между тем фундаментальныйхарактер. так как столь кардинальное различие в производственных условиях функционирования земледельческих обществ радикальным образом влияло на экономическое, политическое и культурное развитие запада и востока Европы. В основных европейских странах благоприятные природно-климатические условия способствовали не только росту совокупного прибавочного продукта в виде высоких урожаев, но и развитию широкого спектра неземледельческих занятий, росту городов, промышленности, культуры и т. д., создавали более комфортные условия быта. При таком типе развития роль государства в создании так называемых всеобщих условий производства была всегда минимальна, а центр тяжести развития был «внизу»: в крестьянском хозяйстве, в хозяйстве горожанина ремесленника и купца. Феодальной сеньории и городской коммуне была свойственна максимальная активность их административной, социальной и социокультурной функций. В конечном счете отсюда проистекало удивительное богатство и разнообразие форм индивидуальной деятельности, бурное развитие промышленности и торговли, культуры, науки, искусства.
На просторах Восточно-Европейской равнины с ее резко отличными от Запада природно-климатическими условиями ситуация была совсем иной. Преобладание неплодородных почв и необычайная кратковременность рабочего цикла земледельческих работ делали индивидуальное крестьянское хозяйство не только малоэффективным, но и напрямую зависимым в критические моменты производства от помощи крестьянской общины Даже в этих условиях, требующих величайшего напряжения сил и мобилизации всех ресурсов семьи, — русский крестьянин не достигал необходимой степени концентрации труда. Отсюда невысокая агрикультура, низкая урожайность, скудная кормовая база скотоводства, отсутствие удобрений, что в конечном счете приводило к низкому объему совокупного прибавочного продукта в масштабах целостного социума. Подобная ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Однако потребности более или менее гармоничного развития общества вызывали к жизни и в конце концов порождали своего рола компенсационные механизмы, помогавшие преодолеть отрицательное воздействие неблагоприятных условий жизнедеятельности. Одним из таких механизмов была просуществовавшая целое тысячелетие община, выручавшая каждое индивидуальное крестьянское хозяйство в критические моменты производства. Другим механизмом явилось, по завершении объединения русских земель, создание жестких рычагов власти по изъятию необходимого обществу совокупного прибавочного продукта, обеспечивающего в первую очередь функционирование самого государства. Это выразилось в становлении российского самодержавия и неотделимого от него режима крепостного права. Созданное на востоке Европы Русское самодержавное государство, как показано в данном курсе, отличалось целым рядом институциональных особенностей, вызванных опосредованным влиянием окружающей среды. Самой трудной для него была задача создания крупной промышленности. Слабая продуктивность российского земледелия заставляла включаться в него практически весь социум. И только усилиями государства в XVII–XVIII вв. в России была создана крупная промышленность, правда, большей частью на основе подневольного крепостного труда. Но, тем не менее, она была создана. Были сооружены оборонительные системы, обеспечивающие освоение южных и юго-восточных пространств страны. Посредством подневольной мобилизации огромных масс народа была создана и необходимая инфраструктура (дороги, гавани, верфи, сама блистательная столица Российской империи). В итоге многовековых усилий держава достигла грандиозных успехов, став сильнейшим европейским государством. Однако итог такого развития был асимметричным, ибо подавляющее большинство населения страны попрежнему продолжало заниматься земледелием, экстенсивный характер которого и низкая урожайность постоянно требовали все новых рабочих рук и роста эксплуатации крестьянства. В XIX столетии европеизация дворянской элиты и разночинной интеллигенции достигла высокого уровня. Географическая близость России и Европы резко усиливала в обществе иллюзии близости путей развития. Между тем вопиющий контраст с Западом — отсталость деревни и огромного большинства населения — будоражил общественную мысль, заставлял ее искать выход из создавшегося положения, в том числе посредством радикальных левых идей. К середине этого века, когда промышленность России достигла внушительного развития, компенсационные механизмы общинного уклада жизни крестьянства и жесточайший режим крепостничества лишились энергии своего поступательного развития. Российское общество было обречено на мучительные поиски новых путей, средств и способов развития, которые дали бы мощный импульс аграрному развитию.
Реформа 1861 г., ликвидировав в основном крепостное право и положив начало буржуазным реформам, дала простор, хотя и ограниченный, капиталистическому развитию страны. Тем не менее аграрный вопрос тяжелейшими веригами лежал на плечах общества. Земля по-прежнему цепко держала огромнейшую часть населения. Парадоксальное аграрное перенаселение старого земледельческого центра сдерживалось организацией массовых переселений на восток страны. В свою очередь, российская промышленность, пережив в 1890-е гг. стремительный подъем, тем не менее, была не в силах поглотить этот «излишек» населения, поскольку по-прежнему общий объем реальной продукции земледелия был далек от необходимой нормы. Прогрессивные попытки П. А. Столыпина создать крупное товарное крестьянское хозяйство за счет ликвидации общины в течение примерно 20 лет не учитывали повседневную острую актуальность архаичной общины в выживании российского крестьянства. Итог известен — три революции начала XX века.