слово о полку игореве единение руси сочинение
Призыв к единению (Слова о полку Игореве)
Памятник русского слова – удивительное произведение, показывающее, насколько сильна была власть русского духа. Призыв к единению «Слово о полку Игореве» – пример обращения к народу. Это поучительное сказание учит чести, дает надежду и веру в силу России, правильно относящейся к истории.
Призыв или плач души
Литературоведы большое количество исследований посвящают плачу Ярославны. Они как будто предлагают увидеть различие плача и призыва. Но читатель ощущает сходство двух разных видов человеческого обращения, раскрытия своих чувств. Женщина просит помощи у природы. Киевский князь – у людей. В обоих обращениях слово впечатывается в душу, находит своего слушателя. Слово завершается делом. Призыв – единением, плач – спасением. Автор «Слова…» поддерживает в народе искренности, открытости, честности. Человек, любящий все вокруг себя, ценящий родное, – не может остаться один в своем горе. Удивительная способность русского народа – взаимовыручка, поддержка и умение встать единым фронтом против общего врага. В сюжете памятника – это половцы. Святослав правильно представлен в тексте. Он произносит «золотое слово» хотя и «смешенное со слезами».
Золотое слово
Князь Киева призывает завершить распри и раздоры между княжествами. Святослав начинает обращение: «О сыны!». Уже это слово характеризует речь, как искреннюю и честную. Князь расстроен, он понимает, что для похода было выбрано не то время. Сердце сынов «закалилось в буйстве самочинном». Серебряные седины отца становятся символом горя и непринятой детьми мудрости. Посоветовавшись со Святославом, сыновья избежали бы гибели своих воинов, потери рати. Единство «Слово о полку Игореве» – это связь поколений.
Дальше князь спрашивает, где его брат, воины Чернигова и другие соратники. Он вспоминает, как шли русские князья отмстить врагам за сожженные дома. Они вставали на защиту чести с ножом, без щитов и воинского снаряжения. Вот это был, по мнению Святослава, гром прадедовской славы. Киевский князь понял, к чему стремились сыны, идя на половцев по своему плану, не посоветовавшись. Красиво звучит текст о желании помолодеть. Старый сокол верит, он заставит «птиц лететь» высоко. Родимое гнездо не даст в обиду. Но князь опытен и мудр. Он понимает, одному не справиться с грозной силой половцев. Разрозненные войска, ищущие славы только для своих князей, будут разбиты. Нет толку в молодецкой удали. Огорчен князь: «время … двинулось назад…». Не слышат князья, что происходит вокруг них, остаются «русичи под саблей половецкой»лежат на полях сражений.
Сила единства
Слова князя обращены ко всем князьям. «Слово о полку Игореве» единение всех земель. Русь в речи-призыве – это раздробленная на мелкие части государство, забывшее о единстве. Желание славы увело их в свои земли, сделало обособленными и честолюбивыми. Святослав не просто призывает, он кричит: «Верните былую любовь к Родине!». Настоящий патриотизм – это великая сила, сумевшая вывести Русь из страшных войн победительницей. Нельзя забывать об этом и отдавать родные земли врагам. Святослав призывает к единению, к новой битве: «Вступите в стремя золотое!
Жанр «Слова…» сложен для восприятия, именно поэтому читатель знакомится с текстом через переводы. Слова призыва Святослава доказывают эпитет автора – «злато слово». Призыв ценен по содержанию и смыслу, вложенному в каждую цитату, которую автор постарался сохранить и донести до потомков.
Призыв к единению Слова о полку Игореве
Древнерусская литература, как литература любого периода нашей истории, неразрывно связана со своим временем: она отражает происходившие тогда события и сохраняет их в истории. Один из таких памятников – «Слово о полку Игореве».
Главная мысль и идея «Слова…» – призыв князей объединиться против врагов, угрожающих всей Руси. Проще говоря, «Слово…» – это и есть призыв.
Его произносит великий князь Святослав, отец Игоря; неслучайно его монолог назван «Золотым словом». Узнав от бояр о неудачном походе, он осуждает стремление князей без посторонней помощи справиться с половецким войском:
Вы ж решили бить наудалую:
«Нашу славу силой мы возьмём,
А за ней поделим и былую». 2
Святослав пытается предостеречь правителей от междоусобиц и ссор, призывает их к миру и согласию, к совместной борьбе с трудностями и опасностями, к взаимоподдержке и взаимопомощи. Сам же автор показывает последствия братоубийственной войны. Игорь решил лично одолеть половцев и благодаря этому прославиться, но сам поплатился за свой эгоизм. Весть о его поражении доходит до его отца и жены. Но не только они страдают и скорбят: опечалена вся Русь, которая теперь, беззащитная, в большой и страшной опасности. Опечален весь русский народ, измученный распрями князей, полностью открытый половцам, неспособный оказать им сопротивление. И безжалостные половцы свободно грабят наши земли, а русские правители бездействуют, ослеплённые жаждой мщенья
Князь Святослав – герой-резонёр, говорящий голосом автора; его «золотое слово» обращено не только к русским князьям, но и будущему поколению и человечеству в целом. Сам автор, показывая, к чему приводит внутригосударственная вражда, одним из первых подтверждает, что один в поле не воин, что решение проблем государственных масштабов требует сотрудничества правителей, их дружбы и совместного участия. И этот призыв к единству, к союзу, к братству звучит в «Слове о полку Игореве» с самых первых строк от начала до конца.
1 Святослав Ольгович – сын Олега Святославовича, черниговского князя, который, в свою очередь, является третьим сыном Ярослава Мудрого
2 Этот и следующий текст приведён из перевода «Слова…», выполненного советским поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким (1903-1958). По словам поэта Корнея Ивановича Чуковского, он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём (в переводе) передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть»
3 Стяг – военное знамя конца XI веков
4 Хула – осуждение, позор
5 Див – персонаж восточнославянской языческой мифологии, демон
Также читают:
Картинка к сочинению Призыв к единению Слова о полку Игореве
Популярные сегодня темы
События пьесы разворачиваются в дворянском имении с огромным вишневым садом, в котором выросло не одно поколение этой семьи. Трудное финансовое положение ставит хозяйку поместья Раневскую Любовь Андреевну перед сложным выбором
Монарх путешествует по Европе, и приходит в восторг от изобретений иностранных держав. Ему нравятся различные безделушки, сотворённые руками чужеземцев. Российских же мастеров, он и в грош не ставит, уверяя
Ребенок готовится к поступлению в школу и учит «Священную историю» Афинского. Он хорошо выучил Закон Божий, но очень робеет. Горкин ведает о страхе и просит рассказать что-нибудь из книжки. Хвалит за хороший ответ
Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку
Данная картина писалась с целью показать людям чудесную природу, которая рядом с нами. Героем данного произведения можно назвать лес, который показан великим и дремучим. Шишкин изображает ели очень
Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве»
Поэма «Слово о полку Игореве» — это не только рассказ о походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Это, в первую очередь, поэтическое обобщение чувств и стремлений всего русского народа. В XII веке Русь страдала от постоянных набегов половецких племен. И, конечно же, все стремились к освобождению своей родины от врага. В то же время в душе каждого русского человека заложено стремление к единству всего народа. Поэтому осуждение разрозненных действий русских князей, которое высказал в своем произведении автор «Слова…», разделяли все люди Древней Руси. Разделяют его и наши современники.
Вся поэма, от первого слова до последнего, проникнута важной идеей — идеей государственного единства Русской земли. И разгром дружины Игоря, и тяжкие страдания и беды Руси, по которой половцы «рассеялись, словно барсово гнездо», и тревожные раздумья Святослава, и горький плач Ярославны, и искреннее раскаяние русского князя — все это показывается автором для того, чтобы убедить русичей в необходимости объединения сил государства. Сама природа откликается на происходящие события. Животные, деревья, цветы, даже городские стены оказываются способными сочувствовать добру и ненавидеть зло, предупреждать русских воинов о грозящих им несчастьях, переживать вместе с ними радость и горе. Затмение солнца перед походом является предвестником неудачи; предостерегают войско об опасности звери; звезды наливаются кровавым светом, предчувствуя великое кровопролитие; чернеют тучи перед битвой, словно становясь неким траурным покровом; Ярославна обращается к силам природы, как к защитникам, а сам Игорь разговаривает с могучим Доном.
Но поражение Игоря не было случайной трагедией, не было признанием превосходства половецкого войска. Оно стало отражением главного бедствия того времени — отсутствия политического единства Руси, постоянной вражды князей между собой.
Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое тоже».
И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.
Эти горькие слова автора «Слова…» напоминают правителям о том, что разрозненность, княжеские раздоры и междоусобицы разрушают страну изнутри, делая ее легкой добычей для воинственных кочевников. Неудачный поход Игоря наилучшим образом подтверждает эту мысль.
Из поэмы мы узнаем о великой битве Святослава, который, объединив русские дружины, одержал победу над половцами. Игорь в этом сражении не участвовал и, руководствуясь стремлением к собственной славе, через год организовал свой поход, собрав лишь незначительную по численности дружину и позвав на помощь только своего брата Всеволода. «Вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю», ведя «свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». В первом сражении с половцами русское войско одержало победу, взяв богатую добычу: «Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали мосты мостить по болотам и топким местам». Такая удача укрепила уверенность князя в собственных силах, и он решил продолжить наступление. Новое сражение становится самым напряженным моментом в поэме. Бой идет не на жизнь, а на смерть:
С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой.
Силы противника во много раз превосходили силы русского войска, потому во втором сражении русичи довольно быстро были разгромлены, а сам Игорь взят в плен.
Этим походом Новгород-Северский князь, по существу, «отворил ворота» кочевникам на Русь. А вместо славы добился лишь осуждения за беды и страдания, выпавшие по его вине на долю всей Русской земли. Последствия его похода оказались очень тяжелыми для страны: страшные кровопролития; напрасная гибель тысяч людей; глубокая скорбь русских женщин, потерявших своих мужей и сыновей; семьи, лишенные отцов и кормильцев; горе, разорение, страх.
Воплощением мудрости и силы выступает в произведении киевский князь Святослав. Он видит страшный сон, из которого узнает о поражении войска Игоря. Возмущенный и раздосадованный опрометчивым поступком князя, скорбящий вместе со всем народом о бессмысленных многочисленных жертвах, он произносит свое «золотое слово», в котором, смешивая гнев с болью и слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую», отомстить «за раны Игоря». Вместе с тем умудренный опытом полководец и государственный деятель горько сетует на своих отважных, но безрассудных младших братьев, которые решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим».
Автор поэмы отводит «золотому слову» Святослава центральное место в своем произведении, потому что полностью разделяет его чувства. Вместе с великим князем он призывает русичей к единению перед нашествием татаро-монгольских полков. Он уверен, что только сильная и дружная Русь, только сплоченная и многочисленная дружина сможет дать могучий отпор врагу. Но русские князья не услышали этого призыва, не осознали грозящей им опасности, в результате чего Русь была обречена на трехсотлетнее татаро-монгольское иго.
Захваченный в плен Игорь сознает свою вину. Он бежит из плена, чтобы вернуться на родную землю, чтобы явиться с, повинной к Святославу. Однако насколько запоздалым оказалось это раскаяние!
И все-таки русские князья, в первую очередь сам Святослав, прощают неудачливого героя. А автор поэмы, больше всего желающий, чтобы русское войско объединилось и сумело дать решительный бой врагу, обращается ко всем князьям, укоряет и стыдит их за бездеятельность, напоминает им о долге перед отчизной. Он призывает Всеволода Суздальского, Ярослава Осмомысла Галицкого и других правителей обширных и могучих, но разрозненных киевских княжеств объединиться и всем вместе выступить против половцев, защитить и отстоять Русскую землю, загородить врагам ворота своими острыми стрелами. «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! — обращается автор к князьям. — Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»
На данный момент русское войско потерпело поражение. Но автор выражает надежду, что это поражение далеко не окончательное, оно лишь начало великой решающей битвы. И в этот бой должна вступить вся единая Русь. В финале поэмы нет мотива уныния и отчаяния. Здесь — призыв к сражению, искренняя забота о великом и славном будущем Руси. Путь к победе, возможно, будет долгим и нелегким, еще очень рано торжествовать и радоваться, но эта победа непременно будет достигнута. А потому всем князьям необходимо объединить усилия, собрать войско, вдохновить народ на борьбу за родную землю и смело отправляться в новый поход.
Сюжет, образы, стиль изложения и композиция поэмы соответствуют основной авторской идее — идее объединения Руси. Автор «Слова о полку Игореве» постоянно высказывает мысль о том, что как бы ни были храбры русские воины, как бы мужественно они ни сражались, какими бы героями и богатырями ни были их военачальники, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Вся последующая русская история подтвердила правильность этой идеи, а победы над монголами, татарами и немецкими захватчиками показали, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники родины. Жаль только, что все это не было понято русскими князьями намного раньше — тогда бы Русь одержала победу гораздо меньшими жертвами, не пережила бы столько бед и несчастий.
17. Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси? (ЕГЭ по литературе)
Поэма «Слово о полку Игореве» занимает особое место в древнерусской литературе, ведь именно это произведение является одним из шедевров, рассказывающих о походе князя Игоря и его брата Всеволода.
Сюжет данной поэмы наполнен множеством событий, каждое из которых по-особенному звучит при детальном рассмотрении. Важное место в повествовании занимают символы, в особенности знаки природы, которые дают читателю возможность предугадать дальнейший ход событий. Также предвестником грядущих эпизодов служит и вещий сказитель Боян, именно с описания этого героя начинается поэма.
Главные герои поэмы, князь Игорь и его брат Всеволод, не верят предзнаменованиям природы, ведь ими движет желание одолеть половцев, показать мощь и силу своих войск.
Как мне кажется, именно тогда происходит разлад между русскими княжествами: братья отделились от Руси, они были готовы малой силой победить войска Гзака и Кончака, однако потерпели поражение. Это роковое сражение понесло за собой необратимые последствия для князя для всей Руси, которые послужили причиной для множественных нападений половцев, а также привели к усобицам между русскими княжествами: «И растёт крамола меж князьями, и не видно от князей добра». Обе битвы русских войск с половцами подводят читателя к кульминации поэмы — «Златому слову» Святослава. Именно так преподносится один из наиболее важных посылов произведения о единении Руси: отец Игоря и Всеволода молвит о том, как не вовремя братья напали на врага, ведь даже природа предвещала беду. Излагая «златое слово», Святослав с упоением вспоминает былые времена, когда князья, сплотившись, представляли собой непобедимое войско и отражали атаку любого врага. Он говорит, что только при единении всех княжеств Русь способна быть великой и непобедимой державой.
Так, князь Игорь, будучи весьма смелым и отважным воином, надеялся на собственные силы, однако его честолюбие позволило пойти в неравный бой против половцев. Развязкой поэмы является бегство князя из плена врага, этот эпизод показывает нам, как важно заранее предугадывать ход событий, а также действовать сообща, не надеясь только на собственные силы в борьбе с сильнейшим врагом.
Таким образом, в поэме «Слово о полку Игореве» мысль о единении Руси выражена в «Златом слове» Святослава, который говорит о том, что Русское государство способно вновь обрести свое величие лишь после объединения всех княжеств. Его высказывание актуально и по сей день, ведь, как известно, только при единении можно достичь желаемого и побороть общего врага.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям. Честь первооткрывателя «Слова. » принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. Любитель старины граф Мусин-Пушкин купил в одном из ярославских монастырей рукописный сборник, в котором было несколько произведений: из них были известны почти все. Исключением явилось одно. Находка, конечно, очень заинтересовала историков, филологов, этнографов, просто культурных людей России. Вокруг «Слова» началась работа: перевод, обработка, комментарии и т.д. Возникла версия: «Слово» не подлинник, а ловкая подделка. Спор по этому поводу длился довольно долго. В нем принял участие и Пушкин, горячо отстаивавший подлинность «Слова». Он даже собирался делать стихотворный перевод. Такие переводы были сделаны Жуковским и Майковым. Но еще до этих событий, в 1812 году, во время пожара Москвы, сгорела библиотека Мусина-Пушкина: погиб подлинник «Слова», а также копия, которая была снята для графа. Осталась лишь вторая копия, сделанная для Екатерины II.
Что же легло в основу «Слова»? Русь XII в. Была слабым, раздробленным государством. Киев потерял свое былое могущество, хотя киевский князь все еще назывался Великим. Не было единой экономики, единой сильной дружины. Князья враждовали друг с другом. Этим пользовались кочевники, главным образом половцы и печенеги, которые совершали набеги на Русь. В 1184 году несколько князей, объединились, дали бой половцам и даже взяли в плен половецкого хана Кобяка. Это событие упомянуто в «Слове». Они решили через год, собравшись с силами, повторить поход, тем более что половцы притихли. Однако четыре князя не дождались остальных и решили сами одолеть врага.
«Слово. » состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова. » стремится рассказать людям суровую правду.
Первая часть «Слова. » — рассказ о походе Игоря.
Вторая часть «Слова. » переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принес их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.
Третья часть «Слова. » рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова. ».
Прекрасно нарисованы образы «Слова». Игорь честолюбив, это в нем главное. Он рвется в бой, к славе. Писатель уважает князя Игоря за его смелость, мужество и решительность. Он видит в князе верного сына Руси, защитника своей Родины. Но автор находит для него и суровые слова, осуждая корысть, честолюбие, удаль, чрезмерное желание прославиться, негодуя, что Игорь оставляет народ беззащитным против кровавых вторжений половцев.
Всеволод – князь-воин. Автор восхищается его мужеством.
Киевский князь Святослав – воплощение мудрости. Он-то и выражает основную мысль автора о необходимости объединиться. Узнав о поражении князей, Святослав «изронил золотое слово, со слезами смешанное», в котором корит князей за то, что они рано захотели себе славы добыть и сокрушить мощь поганых. Но он отдает должное храбрости, ему жаль их и великий князь призывает «отомстить за землю русскую, за раны Игоря, храброго Святославича».
«Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого».
Не случайно введен в поэму и образ жены Игоря Ярославны. Она олицетворяет собой всех русских женщин. Видя разрушенные города, спаленные села и опустошенные поля, княгиня горько скорбит о том, как «приумолкли города, и снова на Руси веселье полегло».
Глубже понять смысл поэмы помогает природа, которую автор, олицетворяя, наделяет человеческим разумом. Затмение солнца словно предупреждает о несчастье: «Подивился Игорь на светило: средь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла».
Но вот, потерпев поражение, Игорь попал в плен. Глубоко понимая свою вину перед Родиной, князь скорбит о случившемся, осуждает себя, и природа помогает ему вернуться на Русь, сочувствует предводителю храбрых русичей.
Но не только образная система «Слова» интересна. Оно является по-настоящему художественным произведением, конечно связанным с устным народным творчеством. Автор в самом начале произведения размышляет, как ему писать: «по былям нашего времени», т.е. придерживаясь только фактов, или по «замышлению Бояна», т.е. осмысливая факты художественно, что он и делает.
На протяжении всей поэмы явственно слышен и голос самого писателя. Автор не ограничивается изложением горестного для Руси похода Игоря, но стремится осмыслить, понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала Русь, а теперь — половцы. Он хочет передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и своими надеждами. Он противопоставляет картины боя картинам мирного труда. В этом сравнении выражены взгляды автора: русский народ должен заниматься мирным трудом, а князья — защищать этот труд. Короткими, поразительно точными замечаниями автор рисует нам происходящие события. Он не сторонний наблюдатель, но непосредственный участник похода Игоря. С какой скорбью и печалью он пишет о несчастьях Руси, о междоусобных войнах князей. С гневным упреком обращается к ним поэт: «Это вы раздорами и смутой к нам на Русь поганых завели».
«Слово» можно назвать героической песней: в нем много строк, придающих музыкальность: «О, русская земля, ты ужо за холмом. Ища себе чести, а князю славы…»
В «Слове» много лирических отступлений: автор постоянно разговаривает с читателем о том, как начались княжеские усобицы, к чему они привели. «Слово» написано страстно: автор обращается к читателям «братья». Эта разговорная манера очень подкупает, делая «Слово» живым и особенно интересным.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. Но автор восхваляет весь русский народ, всю родную землю.
Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.