слова на тему история
Термины по истории могут быть словом или словосочетанием, обозначающими понятие об определённом историческом событии, связанные с определённым историческим периодом или эпохой.
Они могут использоваться в трёх вариантах:
как объяснение смысла отдельных письменных источников или статей;
систематизирующие исторический разнородный материал;
для использования в определении различных явлений как исторического, так и социально-гуманитарного характера.
Что такое история
Понятие «История» может присваиваться:
рассказу о происшедшем;
процессу развития общества или природы;
комплексу общественных наук по изучению прошлого человечества.
Именно такое определение термина «история» даётся в энциклопедическом словаре.
Основные значения понятия «история»
Словарь братьев А. и И. Гранат это понятие объясняется установлением и объяснением прошлого, или же наукой, устанавливающей события развития общества людей с момента его возникновения.
В. Даль в своём «Толковом словаре» понятием «история» называет реальность, которая существует или уже была, считая её противоположностью сказки или басни.
В «Толковом словаре» С. Ожегова говорится о развитии и движении действительности и о законах истории; и как второй вариант, о совокупности наук, специализирующихся на изучении прошлого человеческого общества.
«Энциклопедическим словарём» Брокгауза и Ефрона понятие «история» представляется наукой о прошлом человечества, о прошлых явлениях и знаний. Этой же энциклопедией «история» расшифровывается не только как совокупность событий, но и как наука, характеризующаяся изучением духовных и общественных сторон жизни человеческого общества.
Словарь исторических терминов и понятий
книгу, в которой содержатся слова или словосочетания в определённом порядке, и даются сведения об их значении, рассказывается об употреблении, происхождении, а иногда дается перевод на другой язык;
справочник, содержащий запись с информацией о предмете или явлении;
сборник с устойчивыми выражениями и их пояснениями или толкованиями, возможно, с переводом с русского или на русский язык.
Термином считается точное обозначение чего-либо.
Понятием принято считать:
общую мысль о классе явлений или предметов;
Словарём исторических терминов и понятий называют список, обозначающий значение слов и словосочетаний, связанных с событиями, датами, людьми прошлого.
Примеры терминов
Античностью называют всё относящееся к культуре и истории Рима и Древней Греции.
Вандализмом считается варварское отношение к культурным ценностям.
Гегемонией называют господство или руководящую роль государства или какой-либо группы населения.
Августинцами назывались итальянские рыцари «нищенствующего» ордена, основанного в 13 веке святым Августином.
Закупы – так называли категорию населения Руси, которые были зависимы от феодалов.
Свод, называемый лицевым, древнерусский памятник рукописной книги, называли Царь-книгой.
Ярлыком в древней Руси называли распоряжение хана.
Ассамблеей называли собрание-бал, проводимое представителем русской знати в своём доме. Введены приказом Петра 1 в 1718 г.
Барокко – название стиля в искусстве с 16 по 18 вв., характеризующегося декоративной пышностью и контрастностью.
Автократия – политика бесконтрольного самовластия одного лица.
История России
Как подготовиться к ОГЭ \ ЕГЭ и быстро выучить термины
Предлагаем несколько вариантов способов запоминания исторических терминов, которые сделают подготовку к экзаменам более эффективной:
Переделывайте сложные запутанные фразы в более доступные. Например, при запоминании «Абсентеизма» – массового уклонения от участия в выборах, можно представить избирателей, сидящих дома и пьющих абсент.
При умении составлять стихотворения, можно придумать небольшое произведение в стихотворной форме, направленное на объяснение смысла слова. Например: «Лицо, носящее название жреца, нам нужно для образца».
Для дословного запоминания выделяем буквы или слоги, составляем небольшое предложение, имеющее смысловую нагрузку.
Прочитав значение термина, постарайтесь понять его смысл. Выделите ключевые слова из определения. Постарайтесь объяснить суть кому-либо.
При наличии хорошей зрительной памяти можно написать слово не только разными почерками, но и различным цветом. И даже раскрасить получившийся терминологический рисунок.
Владельцу музыкального слуха будет приятно и полезно напевать слова, положенные на знакомую мелодию. Направленная на запоминание термина привычка поможет на экзаменах.
Слова на тему история
Словарь терминов по истории России.
Древняя Русь. IX-XII века.
Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.
Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.
Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.
Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.
Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.
Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.
Вира – денежный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.
Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.
Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.
Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.
Десятина – налог в пользу церкви.
Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.
Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.
Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.
Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.
Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).
Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.
Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.
Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.
Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.
Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).
Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.
Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.
Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.
Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.
Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.
Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.
Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.
Скань – изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.
Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX-XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки.
Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.
Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.
Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.
Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом.
Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.
Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).
Термины и понятия по истории России VI-XVII веков
Баскак – представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях. После Тверского восстания 1327 года посылка баскаков на Русь прекратилась. Дань стали собирать русские князья, которые отвозили ее в Орду.
Великая Яса – свод постановлений, обнародованных Чингисханом. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст полностью не сохранился и известен нам фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII века.
Первые два элемента есть везде, но только в Западной Европе и в областях, ею колонизованных, можно встретить города, обслуживающие своих обитателей юридически и административно. Таким образом, город как общность людей, обладающих правами, которых нет у сельского населения, характерен лишь для западноевропейской цивилизации. Он возник в средние века. Горожане имеют юридическую, финансовую и административную автономию. В России городами западноевропейского типа были Новгород и Псков.
Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В.Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, политологом П.Н.Савицким, философом Л.П.Карсавиным, ученым Г.В.Вернадским, музыковедом и публицистом П.П.Сувчинским.
Бурное возрождение идей евразийства произошло в 90-е гг. XX в. в связи с изменением геополитической ситуации.
4) Соборное уложение 1649 г.
Западное влияние. В XV-XVI вв. отношения России и Западной Европы можно определить как общение. Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у нее учиться, нравственно ей подчиняться, заимствуя у нее основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения. Таким образом, начало западного влияния на Россию относится к XVII в. Создание централизованных государств и буржуазная индустриализация Западной Европы в XVI-XVII вв. вели за собой успехи в развитии техники, финансов, армии, флота, промышленности, духовной и научной мысли, быта. Россия не участвовала в этих успехах, тратя свои силы и средства на оборону, кормление двора, правительства и привилегированных классов, ничего не делавших для духовного и экономического развития народа. Так, в нач. XVII в. Россия оказалась более отсталой от Запада, чем в XVI в. Западное влияние вышло из чувства национального бессилия, а его источником была скудость собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими.
Западное влияние столкнулось в России с восточным (греческим). Греческое влияние было церковным и захватывало все общество, но не всего человека. Восточное влияние не лишало русских самобытности, охватывало все общество снизу доверху, проникало с одинаковой силой во все его классы. Оно сообщало духовную цельность древнерусскому обществу. Западное влияние было государственным и охватывало всего человека, но не все общество. Оно проникало во все сферы жизни, изменяя понятия и отношения, государственный порядок, общественный и буржуазный быт, внося новые политические идеи, гражданские требования, переделывая костюм, нравы, привычки, верования, наружный вид и духовный склад русских. однако оно затронуло самый подвижный верхний слой общества.
Школьного образования, как такового, не было. Знания передавались в индивидуальном порядке. Известен в Москве воспитанник Киевской академии Симеон Полоцкий, обучавший старших детей царя Алексея. Однако, западному влиянию противились широкие круги высших слоев. Во второй пол. XVII в. в духовной жизни русского общества возник конгломерат проблем: это и значение западного влияния, и взаимодействие западного и русского, и сложные взаимоотношения церкви и государства, церковные реформы и раскол церкви. Многие из них были решены или отсрочены в правление Петра I.
Изменение княжеского владетельного права происходило при Всеволоде Большое Гнездо и Всеволодовичах. Раньше порядок княжеского владения в Киевской Руси держался на очереди старшинства. Владения (в т.ч. киевский престол) переходили по ломаной: от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику. Князья были временными владельцами по очереди и не имели права собственности на землю. Они не могли продать, заложить, завещать, отдать в приданое землю.
Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г.
Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день).
В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение «заповедных лет»). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян.
Следующим этапом закрепощения стало введение «урочных лет». В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право.
Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян.
Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.
Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.
Митрополит – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.
Норманская теория – система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века З.Байером, Г.Ф.Миллером, А.Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина «русь» и династии киевских князей. Противоположное течение – антинорманисты (М.В.Ломоносов).
Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения. Существуют различные подходы к характеристике взаимоотношений Руси и Орды. Одни ученые полагают, что иго- катастрофа для Руси: затормозилось складывание феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, произошел разрыв отношений с Европой, деформировалась российская государственность и т.п. Другие ученые полагают, что ига как такового на Руси не было. Не изменился политический строй и система управления, осталась идеологическая независимость, развивались производство и обмен. Размеры ущерба, нанесенные ордынцами, преувеличены. Существовала взаимная связь и взаимовлияние двух культур. Акцент делается на синтез цивилизаций и формирование евразийской культуры. Само «иго» представляется мифом. В новейшее время последняя точка зрения получила развернутую характеристику в работах Л.Н.Гумилева.
1. Влияние территориального расширения на отношение государственной власти к обществу. Чем более расширялась территория русского государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа.
2. Соотношение управления и общества. Генеалогическое и экономическое оскудение боярства и усиление столичного дворянства. В XVII в. дворянство превращалось в бюрократию, более привилегированную, чем боярство. Таким образом, чем менее становилось аристократичным управление, тем более увеличивались привилегии господствующего класса.
3. Народное хозяйство и его отношение к социальному строю. Промышленность добывающая и домашняя, разработка земли, мелкие промыслы. Отсутствие крупных обрабатывающих производств, слабая хозяйственная техника, нетронутость природных богатств. Расширение и укрепление крепостной неволи при Екатерине II.
4. Чем шире мы пользовались плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе. По мере усвоения западноевропейских форм политического и гражданского быта, характер и внутренний строй общества становился все более азиатским (менее европейским).
5. Политический строй у нас устанавливался в обратно пропорциональном отношении к запасу знаний и идей, притекавших к нам с запада. Народные силы в своем развитии отставали от задач, становившихся перед государством. Политическое положение трудящихся классов устанавливается в обратно пропорциональном отношении к экономической производительности их труда.
Периоды русской истории (по В.О.Ключевскому)
Господствующим фактом экономической жизни остается сельскохозяйственная разработка старого верхневолжского суглинка и новозанятого средневолжского и донского чернозема посредством вольного крестьянского труда. Но его воля начинает стесняться по мере сосредоточения землевладения в руках служилого сословия, военного класса.
«Это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-землевла-дельческая».
Основным фактом экономической жизни остается земледельческий труд, окончательно ставший крепостным, к которому присоединяются обрабатывающая промышленность, фабричная и заводская. «Это период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского».
Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.
В 1598 г. Московский митрополит был наименован патриархом, что означало объявление полной самостоятельности Русской церкви.
В 1917 г. церковь была отделена от государства.
В 1990-е годы государство Российская Федерация снова берет под крыло Православную церковь.
1. «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава Мудрого», 1015-1016 гг., написана самим Ярославом.
2. Дополнение к «Правде Ярослава». «Устав мостником». «Покон вирный».
4. Устав Владимира Мономаха, 1113 г.
5. Пространная Русская правда, 1120-1130 гг.
Живопись Древней Руси отличалась меньшей самостоятельностью. Это в основном иконописание, которое было в глазах народа священным предметом. А это делало живопись неподвижной, мешало ее оригинальности. Но уже работает мастер XV в. Андрей Рублев в сотрудничестве с греком Феофаном и старцем Прохором. При дворе начинают работать иностранцы Ян Деттерсон и Даниэль Воухтерс. Их учениками станут Дорофей Ермолин, Иван Безмин и др. Все они писали преимущественно портреты. Влияние иностранных художников отразилось и в религиозной живописи. Приверженность к прежней иконописи осталась только у старообрядцев.
Скульптуры в допетровской Руси по существу не было. По древнему постановлению православной церкви статуи и рельефы не допускались в число священных предметов. Правда, в XVI-XVII вв. в храмах появятся деревянные и расцвеченные распятия и фигуры святых. Но это было не более как злоупотребление, проникшее на Русь.
Русский орнамент до XII в. был почти рабским подражанием византийскому. Но в XVI-XVII вв. образовался новый стиль, поражающий разнообразием, оригинальностью и красотой. Это орнаменты для рукописных заставок или инициалов, для вышивок, ювелирных изделий, стенописи, резьбы по дереву и др.
Крутой поворот во внутренней и внешней жизни Руси, знаменовавший начало XVIII в., нарушил естественное течение исконного русского искусства.
Рюриковичи – потомки киевского князя Игоря, который считается сыном Рюрика (Рорика). Это русская княжеская и царская династия (до 1598 г.) Рюриковичи стояли во главеДревнерусского государства, крупных и мелких княжеств. В XII-XIII вв. некоторые из них назывались также по именам родоначальников ответвлений рода: Мономаховичи (Мономашичи), Ольговичи, Мстиславичи и др. С образованием Московского государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения, составили высший слой служилых людей (княжата). Князья Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Щербатовы и другие известные фамилии – из Рюриковичей.
К концу XIX в. самодержавие почти монопольно распоряжалось экономическим ресурсами и торговлей.
Принятие православия стало судьбоносным фактором русской истории. Вся идеология русского самодержавия была выработана церковью. Ее главные компоненты:
1) Идея Третьего Рима;
3) Русские властители являются вселенскими христианскими государями, императорами всех православных мира;
4) Божественное происхождение царской власти.
Коренными причинами Смуты явились народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе, и сам строй государства с тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением гос. повинностей, пораждавшим социальную рознь. Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, устремления боярства к власти, низкий уровень общественной нравственности, голод и мор, областная рознь, вмешательство казаков. Смута охватила все слои русского населения. Начало ее боярство. Однако, оно раскололось на два слоя. От первостепенной знати отделяется среднее боярство, к которому примыкает столичное дворянство и приказные дельцы, дьяки. Этот второй слой деятельно вмешивается в Смуту с воцарением Василия. Вслед за средним и высшим столичным дворянством вовлекается в Смуту дворянство рядовое, провинциальное. За провинциальными служилыми людьми в Смуту вмешиваются люди «жилецкие», простонародье тяглое и не тяглое (движение Болотникова).
Собор. Золотой век Собора последовал за Смутным временем (1598-1613 гг.). В 1613 г. особенно представительный Собор избрал на престол Михаила Романова. Затем он заседал почти без перерыва до 1622 г., помогая бюрократии восстанавливать порядок в израненной стране. После 1653 г. Собор исчезает из русской жизни. Собор имеет отличия от подобных западных учреждений. Собор не был представлением сословий с их правами и привилегиями (как Генеральные штаты). Русские Соборы были собранием «всех чинов Московского государства». Считалось, что их участники несут государственную службу, и им выплачивалось жалованье из казны. Присутствие на Соборе было обязанностью, а не правом. Собор был в России связующим звеном между короной и провинцией. С улучшением бюрократического аппарата нужда в Соборах отпала.
Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2 пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.
Главной идеей старообрядцев было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).
Соборное Уложение 1649 г. Оно определяло все стороны жизни общества: земельные, семейные отношения, наказания за уголовные и политические преступления и др. Причины, по которым нужно было принять Уложение: 1) Законодательный материал был чрезвычайно беспорядочен и случаен. С конца XV в. Московское государство управлялось Судебником Ивана III и многими частными указами. Была потребность свести законодательство в одно целое. 2) К сер. XVII в. все слои населения были недовольны своим положением. Многочисленные челобитья показывали, что нужно пересмотреть и исправить сообразно новым требованиям многие законы. К делу составления кодекса были привлечены выборные люди, съехавшиеся на собор из 130 городов. Среди выборных насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. От московских дворян и придворных чинов тоже были выборные (а не все, как ранее).
Все новые положения в документе возникали по коллективным челобитьям выборных людей и составили суть реформы. Уложение фактически было общественной реформой, т.к. вышло из земских челобитий и программ. Служилые классы достигли большего, чем прежде, обладания крестьянским трудом и успели остановить выход вотчин из служебного оборота. Тяглые посадские общины добились обособления и защитили себя от вторжения в посад высших классов. Вся земщина достигла некоторых улучшений в деле суда с боярством и духовенством и в отношениях с администрацией. Торговые люди ослабили конкуренцию иностранных купцов через уничтожение некоторых их льгот. Принятие Уложения было победой Средних классов. Церковь в лице патриарха Никона отрицательно отнеслась к его принятию, т.к. оно поколебало принцип независимости церковного строя и подчиняло церковные лица и владения общегосударственному суду, затронуло и церковное землевладение. Собор, на котором было принято Уложение, восстановил против себя и крепостную массу. Уложение было несовершенно, в дальнейшем его исправляли и дополняли по частям новоуказные статьи.
Формационный подход к изучению истории.
История общества представляет собой процесс развития последовательно сменяющих друг друга в результате социальных революций общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической. Они имеют специфические законы возникновения и развития. В каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.
Формационный подход к изучению истории не дает ответа на многие вопросы: Почему в одно и то же время существуют высокоразвитые государства и примитивные общества? Почему при равных стартовых условиях общества развиваются различными путями? Почему одни государства устойчивы, а другие гибнут? Почему одни народы проходит все ступени развития, а другие не укладываются в жесткую схему формационного развития? и др. Ответы на эти и многие другие вопросы дает цивилизационный подход к изучению истории.
Формирование культуры русского народа.
До принятия христианства культура Руси имела многовековую историю, о чем свидетельствуют мифологические представления наших предков, их обрядово-ритуальная деятельность, а также праписьменность славян. В понимании древних славян космос, природа противостояли человеку в лице многочисленных богов и мифологических существ. Циклы былин донесли до нас сложную систему эстетических ценностей и оценок, свойственную нашим предкам. Для них характерна эстетизация природы, славяне воспринимали мир в целом, как дружественный, дарящий жизнь во всей ее сложности и многообразии.
В формирование русской культуры внесли вклад и греческий мир, и латинский Запад, и Ближний Восток, и Египет, и славяне. Многообещающее смешение старого и нового дало такой результат, что период Киевской Руси справедливо получил название «золотого века» древнерусской культуры. С XI в., когда начинается рост самосознания русского народа, когда на Руси появляются свои писатели, очень быстро растет фонд русской литературы (не менее 130-140 тыс. рукописных томов за X-XIII вв.). Знамениты «Слово о законе и благодати» (сер. XI в.) митрополита Иллариона, «Поучения» В.Мономаха, «Слово о полку Игореве» (XII в.). Высокое развитие культуры XI-XIII вв. отразилось в памятниках архитектуры: начато строительство крестово-купольных храмов во Владимире (Успенский собор), Киеве (храм Софии), Суздале (церковь Покрова на Нерли). Блестящего развития достигло прикладное искусство: в Киеве, Новгороде, Пскове складываются школы иконописцев; развивается искусство мозаики и фрески.
На смену гениям живописи шли титаны зодчества XV-XVI вв. Шатровые храмы XVI в. увенчали поиски русских зодчих. Строится Московский Кремль, храм Покрова-на-рву (Покровский собор или храм Василия Блаженного). Особой высоты достигает жанр жития (Четьи-минеи, Степенная книга). В сер. XVI в. появляется книгопечатание. Однако в этот век великого зодчества разразился кризис средневековой мысли, правил и традиций, который усилился в XVII в.
Целовальник – должностное лицо в XV-XVIII вв., избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Рост влияния связан с реформами Ивана III в области местного управления. В числе других лиц обеспечивали поступление доходов, участвовали в судебно- полицейском надзоре. Избирались из числа тяглых людей, давали клятву (целовали крест).
Цивилизационный подход к изучению истории.
Любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обуславливающие определенное отношение к людям и к самим себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в данной цивилизации, обеспечивает единство на длительный период истории.
Таким образом, цивилизационный подход дает ответы на многие вопросы. Вместе с элементами формационного учения (о развитии человечества по восходящей линии, учением о классовой борьбе, но не как о всеобъемлющей форме развития, о примате экономики над политикой) он позволяет выстроить целостную историческую картину.
В рамках изучения данного курса нам интересно определение цивилизации Руси, Западной Европы, Америки, наших восточных и южных соседей. А.Тойнби выделяет западную цивилизацию, православную христианскую (Русь, Россия), исламскую, китайскую, индскую; цивилизации-спутники: иранскую, корейскую, японскую, юго-восточно-азиатскую, тибетскую.
Цивилизация, ее основные типы:
1. Прогрессивный (западный) тип развития цивилизации.
2. Тип циклического развития (восточный).
Прогрессивный (западный) тип цивилизации
6. Развитая частная собственность.
7. Высокий престиж предпринимательства. Рынок как способ функционирования экономики, ее регулятор. Высокий престиж труда, его нравственность.
8. Наличие горизонтальных связей (культурных, социальных, общественных), независимых от власти, т.е. гражданское общество. Верховенство права над законом.
Тип циклического развития (восточный)
5. На Востоке отсутствует ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Восточный человек не свободен, а обязан.
6. Государство берет на себя распоряжение собственностью. Частная собственность как самовоспроизводящийся капитал не развита. Сильны интересы общественных групп, общины. Интересы личности подчинены коллективу. Возможна крупная государственная собственность.
7. Горизонтальные связи (культурные, идеологические, общественные) не развиты. Существует верховенство закона над правом.
С освоением восточных территорий от Урала до Тихого океана в состав России попали коренные народы этого региона: тунгусы, тофалары, эвенки и др. Их традиционные верования с XVII в. по настоящее время можно квалифицировать как язычество (как объективно, так и по их собственным сегодняшним оценкам).
Видным исследователем этого явления был Б.А.Рыбаков (Язычество древних славян; Язычество Древней Руси и др. книги).