следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Задания 21-24 ЕГЭ по обществознанию: на что обратить внимание (часть 1)

Казалось бы, что сложного в идущих блоком заданиях 21-24, которые выполняются с опорой на приведённый текст? Уж читать тексты и извлекать из них необходимую информацию нас учат ещё со времён начальной школы! Что в это трудного для выпускника 11 класса?

На эти слова можно живо возразить с помощью двух аргументов:

Вам уже стало интересно? Тогда вперёд!

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Чтобы не быть голословными, рассмотрим задания — примеры 21-24, выявим их отличительные особенности.

Прочитайте текст и выполните задания 21 — 24

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и, в конечном счете, структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

о​Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

Задание 21

Давайте проанализируем это задание:

1) Перед нами три вопроса, на которые надо дать ответы.

2) Ответы на все три вопроса содержатся в тексте. Вам не нужно привлекать собственные знания.

Исходя из такого нехитрого анализа выполняем задание.

Внимательно перечитайте и текст и найдите абзац, в котором говорится о «доминирующей роли» того или иного элемента в последние полвека. Последнее предложение предпоследнего абзаца содержит прямое упоминание этих слов. Можно выписать предложение целиком, выделив и подчеркнув в нём элемент. Это слово «наука». Но чтобы не упустить никакой информации, нужной для более полного ответа на вопрос, прочтите и предыдущее предложение. В нем упоминается о важности знаний, творчества. Это также можно включить в ответ. Для ответа на второй вопрос найдите в тексте упоминания о капиталах. Это последний абзац, последнее предложение. Ответ на третий вопрос будет содержаться в том же предложении.

Итак, наш Ответ на задание 21 можно сформулировать следующим образом:

1) По мнению автора, доминирующую роль в общественном развитии в последние полвека играет наука, знания, творчество, а центр экономики переместился с материальных факторов на духовные.

3) Взаимосвязь этих двух капиталов прослеживается в том, что человеческий капитал, по мнению автора, включён в социальный.

Советы по подготовке к ЕГЭ

Предлагаем нашему вниманию несколько советов, которые помогут повысить эффективность подготовки к ЕГЭ по обществознанию и работы над второй частью.

1) Старайтесь проработать как можно больше текстов и изучить больше вариантов. Помните, каждый разобранный текст и решённый вариант приближают вас к цели!

2) Отдавайте предпочтение работе с текстами на бумажных носителях: в таком случае всегда можно что-то подчеркнуть, выделить маркером-текстовыделителем. Тут следует упомянуть про такой приём извлечения информации из текста, как маркирование. И пусть на экзамене у вас не будет возможности воспользоваться такими канцелярскими товарами, как маркеры, цветные ручки, всё же «вручную» проработанные тексты в плане подготовки и отработки навыка дадут о себе знать и помогут больше, чем «немой»экран смартфона / планшета / компьютера.

3) Всегда делите задание на отдельные вопросы и нумеруйте их, чтобы не забыть дать ответ на каждый из них и не потерять драгоценные баллы.

4) Не отчаивайтесь, если ваши ответы раз за разом не совпадают с приведёнными в критериях. Это говорит о том, что вам надо уловить отличие главных предложений от второстепенных — и всё сразу пойдёт лучше!

Источник

Следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Максим Богачёв запись закреплена

_________________________КОНСПЕКТИРУЕМ и УЧИМ_______________________
1) Все темы, что были в ДЗ №1, 2, 3
2) Готовимся к кр по всему разделу «Человек и общество»
3) Решаем задания:

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.
В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.
За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно- политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.
Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал). (Ю.А. Красин)

1) Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие к негативным, иначе ответ не будет засчитан.)

2) Как, по мнению автора, соотносятся человеческий и социальный капитал? Дайте два пояснения взаимосвязи этих видов капитала.

3) Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

4) Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

Источник

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума. В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма. За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества. Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал). (Ю. А. Красин)

21. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

22. Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

Ответы

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

маркс и энгельс характеризовали античное общество, как общество рабовладельческое; античный способ производства был основан на эксплуатации рабского труда, первой по своему возникновению форме эксплуатации. с возникновением рабства «возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».* рабовладельческому обществу не предшествует никакая другая форма классового общества; оно развивается непосредственно в процессе распада доклассового, родового общества. рабство «сделалось господствующей формой производства у всех народов, переросших старый общинный быт, и послужило в заключение главной причиной их распадения».**

основой производственных отношений при рабовладельческом способе производства является, согласно определению сталина:

сталин отчетливо показывает, что переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому был вызван развитием производительных сил

Источник

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

21. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

22. Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

24. Как, по мнению автора, соотносятся человеческий и социальный капитал? Дайте два пояснения взаимосвязи этих видов капитала.

В 1969 году Печчеи выпустил в свет книгу-предупреждение «Перед бездной», вместе с единомышленниками выступал с лекциями в разных странах мира, но позже признавался: «наши упорные скитания по свету не привели, по сути дела, ни к каким ощутимым результатам – как будто бы глобальные проблемы, к которым мы стремились привлечь всеобщее внимание, касались вовсе не нашей, а какой-то иной, далекой планеты. Создавалось впечатление, что большинство людей, которых мы встречали в наших странствиях, готовы были всячески приветствовать создание Римского клуба – при условии, однако, что он никоим образом не будет вмешиваться в их повседневные дела и не посягнет на их интересы. В общем, нам оставалось констатировать, что никто не только не выразил готовности уделить благу будущего всего человечества хоть какую-то долю своего времени, денег или общественного престижа и влияния, но даже, по-видимому, и не верил, что подобные жертвы с их стороны могут привести хоть к каким-нибудь положительным результатам».

К тому времени уже оформилось понятие «глобальной проблематики». «В пределах этой проблематики трудно выделить какие-то частные проблемы и предложить для них отдельные, независимые решения – каждая проблема соотносится со всеми остальными, и всякое очевидное на первый взгляд решение одной из них может усложнить или как-то воздействовать на решение других. И ни одна из этих проблем или их сочетаний не может быть решена за счет последовательного применения основанных на линейном подходе методов прошлого. Наконец, над всеми проблемами нависла еще одна трудность, недавно появившаяся и перекрывающая все остальные. Как показал опыт, на определенном уровне развития проблемы начинают пересекать границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах, – они образуют глобальную проблему».

Проблематику глобального развития можно представить как некую систему – совокупность взаимосвязанных компонентов цивилизации и природы, возникшую и развивающуюся в результате деятельности индивидов, социальных и культурных сообществ и всего человечества. Одна из важнейших особенностей глобальной системы – множество субъектов деятельности с различными потребностями, интересами и целями. Между различными целями, между целями и результатами деятельности закономерно возникают противоречия, которые и порождают проблемы, характерные для каждого крупного этапа развития системы. Как же свести воедино гигантский объем разнообразной информации о глобальной системе, как получить максимально полную картину? здесь нужен междисциплинарный подход и междисциплинарные исследования, необходим совершенно новый научный инструментарий.

21. Как автор определяет систему проблематики глобального развития? В чем, по мнению автора, состоит особенность глобальной системы?

22. Укажите три характеристики «глобальной проблематики», приведенные в тексте.

23. На примере трех любых глобальных проблем подтвердите мысль автора о необходимости междисциплинарного подхода к их исследованию. В каждом случае назовите глобальную проблему и укажите науки, которые должны участвовать в ее изучении.

24. Каким было отношение современников к лекциям и выступлениям А. Печчеи о глобальных проблемах? Сохранилось ли в наше время подобное отношение к глобальным проблемам? С опорой на текст, знания обществоведческого курса и личный социальный опыт приведите аргумент в подтверждение своего мнения

Глобализация принесла огромные блага… Но у глобализации имеются и негативные аспекты. Во-первых, она предрасположена к кризисам; во-вторых, она усиливает неравенство между богатыми и бедными как внутри страны, так и между ними; в-третьих, она вызывает неправильное распределение ресурсов между частными и государственными интересами. Когда я говорю о государственных интересах, я имею в виду прежде всего эффективное государственное управление. Главной причиной нищеты и бедности во всём мире является неэффективное государственное управление. Следует подчеркнуть необходимость отделения предоставления необходимых во всём мире государственных услуг, таких как охрана окружающей среды или борьба с инфекционными заболеваниями, от потребности в политических и структурных улучшениях в отдельных странах. Тогда придётся признать, что существуют не три, а четыре главных недостатка, которым следует уделить внимание.

Разумеется, на глобализацию нельзя взваливать вину за неэффективное государственное управление. Если уж на то пошло, глобализация заставила отдельные страны повысить эффективность государственного управления или, по крайней мере, ограничить роль государства в экономике. Но глобализация сделала мир более взаимозависимым, и неэффективное государственное управление является препятствием на пути к правильно функционирующему глобальному обществу…

Даже если необходимость устранения этих четырёх недостатков будет признана, сделать это будет нелегко. Потребуются политические решения, а политика основывается на суверенитете государств. Не все государства являются демократическими, но даже демократические государства интересы их граждан волнуют больше, чем проблемы мира в целом.

21. Какие четыре главных недостатка глобализации назвал автор?

22. Какое главное препятствие на пути устранения недостатков глобализации назвал автор? Какой путь улучшения указан в тексте? Почему для осуществления улучшений необходимо сохранение мира?

23. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о взаимозависимости современного мира.

24. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, подтвердите тремя аргументами утверждение автора о том, что «глобализация принесла огромные блага»

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любое негативное проявление глобализации.

1. Назовите любые три проявления процесса глобализации и проиллюстрируйте примером каждое из них.

2. Информационная революция последней трети XX века привела к масштабным качественным изменениям всех сфер жизни общества. Укажите любые три направления изменений, каждое из которых проиллюстрировать примером.

3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Источник

Материалы к уроку «Многовариантность общественного развития»

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку «Многовариантность общественного развития»»

Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Основные пути общественного развития

Общественное развитие – это процесс, который может носить реформистский или революционный характер

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Коренное качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества, познания. Носит скачкообразный характер перехода к новому качественному состоянию

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация»

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечестваследует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Общественное развитие связано с процессом модернизации

Февральская революция 1917 года в России

Неолитическая революция – свыше трех тысяч лет, промышленная революция – 18 – 19 века

следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечестваследует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Смотреть картинку следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Картинка про следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Фото следует признать что инновации имели место на протяжении всей истории человечества

Общество находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Реформы связаны с эволюционными изменениями общества. Социальная революция отличается от них тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Сегодня она не провозглашается обязательной закономерностью решения назревших исторических задач, поскольку революция не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. В современных условиях существует практика перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизация — это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития. Классические теории модернизации описывают «первичную» модернизацию, исторически совпадавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно-европейской либеральной модели. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

Типология обществ – классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности – дописьменные и письменные, по уровню социальной дифференциации – простые и сложные, по формационному признаку – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, по уровню развития – развитые, развивающиеся, отсталые, по технико-технологическому фактору – традиционное, индустриальное и постиндустриальное

Традиционное аграрное общество

Постиндустриальное информационное общество

Взаимодействие с природой

Приспособление и подчинение общества природным условиям.

Использование природных богатств, нарушение экологического баланса, «победа» над природой.

Замена природных материалов искусственными, решение экологических проблем, стремление к коэволюции

Воздействие на природу

Натуральное сельское хозяйство.

Промышленность, крупное машинное производство.

Преобладание сферы услуг, информационные технологии.

Широкое применение механизмов и технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Сельское хозяйство – около 75%

Сельское хозяйство – около 10%, промышленность – около 85%

Сельское хозяйство до 3%, промышленность – около 35%, услуги – около 66%

Авторитет, богатство, капитал.

Знания, личные таланты, информация.

Взаимодействие со странами

Народ лишен власти. Власть у государства, армии, церкви.

Народ имеет доступ к власти через демократические институты. Власть у корпораций, бизнесменов.

Широкое развитие демократии, усиление роли «профессиональных политиков» из-за роста аполитичности.

Большинство населения – сельское. Жесткая сословная иерархия.

Рост городского населения, увеличение средних слоев и социальной мобильности.

Преобладание городского населения, стирание классовых различий, большинство общества – средние слои.

Коллективизм, общинные принципы, нарушение прав личности.

Индивидуализм, защита прав личности через господство права и закона.

Осознанное добровольное ограничение индивидуализма; в системе права защита интересов личности приоритетна.

Господство религии, образование доступно лишь избранным, изменения происходят медленно.

Ограничение роли религии, появление атеизма. Массовая грамотность и образование. Развитие науки и техники.

Огромная роль науки и технического прогресса. Образование разноуровневое, непрерывное. Глобализация культурных процессов.

Данная типология была разработана в традициях цивилизационного подхода к обществу и ставит во главу угла критерий модернизации. При этом общество первобытных охотников и собирателей рассматривается как предцивилизационный этап развития человечества, экономике которого свойственны присваивающий, а не производящий характер, господство общиной собственности и влияние родо-племенных связей.

Задание 1. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества 1) индустриального 2) традиционного 3) массового 4) постиндустриального.

Задание 2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ? А) В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость. Б) Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 3. Какая из приведенных ситуаций отображает этические ценности, характерные для традиционного общества? 1) Предприниматель действует инициативно, открывая фабрику в густонаселенной сельской местности. 2) В обращении к прихожанам священник провозгласил успешность в коммерческих делах проявлением божьего расположения к человеку. 3) Крестьянин трудится вместе с семьей на своем наделе земли для того чтобы обеспечить себя продуктами, практически ничего не вынося на рынок. 4) На предприятии созданы творческие группы, занимающиеся разработкой нового продукта, как правило, они задерживаются и после рабочего дня, работают сверхурочно.

Задание 4. Широкое использование внеэкономического принуждения к труду является характерной чертой общества 1) индустриального 2) традиционного 3) гражданского 4) постиндустриального

Задание 5. Арабский историк писал о нашествии монголов: «Не было от сотворения мира катастрофы более ужасной для человечества. » И в самом деле, вторгаясь в богатые, цветущие страны, монгольские всадники вытаптывали возделанные поля, разрушали и сжигали селения и города. Всех, кто оказывал сопротивление, истребляли, массы людей — прежде всего ремесленников, женщин и детей — превращали в рабов. Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером? 1) стагнация 2) эволюция 3) модернизация 4) деградация

Задание 6. Переход к индустриальному обществу связан с 1) осознанием необходимости бережно относится к природным ресурсам 2) высоким уровнем развития науки и техники, способствующим осуществлению промышленного переворота 3) созданием единого информационного пространства 4) компьютеризацией производства

Задание 7. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) интенсивное развитие инфраструктуры 2) компьютеризация промышленности 3) преобладание патриархального типа семьи 4) светский характер культуры

Задание 8. Революция как форма социальных изменений 1) всегда связана с изменением территориально-государственного устройства 2) направлена на преобразование некоторых сторон жизни общества 3) как правило, осуществляется по инициативе власти 4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.

Задание 9. Верны ли следующие суждения о путях развития общества? А) Постепенные частичные изменения в обществе, в результате которых система приобретает новые качественные или количественные свойства, элементы, свидетельствует об эволюционном пути развития общества. Б) Эволюционные изменения могут носить как сознательный, так и стихийный характер, а революции организуются сознательно. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) оба неверны

Задание 10. Какая из ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? 1) Жители поселка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров 2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня 3) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику. 4) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела

Задание 11. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? 1) информатизация общественной жизни 2) высокий авторитет научного знания 3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом 4) замедленный темп общественного развития

Задание 12. В обществе Z активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации, выдвигается на первый план сфера услуг, возрастает удельный вес «среднего класса» в составе населения. К какому типу относится общество Z? 1) индустриальному 2) постиндустриальному 3) традиционному 4) аграрному

Задание 13. В ходе дискуссии один из участников сделал вывод о некомпетентности оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику? 1) сословная структура общества 2) рост количества крупных промышленных центров 3) преобладание семей нуклеарного типа 4) высокий уровень социальной мобильности.

Задание 15. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют постиндустриальное общество. Найдите два термина выпадающие из общего ряда 1) наука 2) промышленная революция 3) информация 4) глобализация 5) традиционализм 6) Интернет

Задание 16. В перечне терминов все, за исключением двух, характеризуют индустриальное общество. Найдите эти два термина 1) массовая культура 2) переход от ручного труда к машинному 3) цеховая организация промышленного производства 4) частная собственность 5) касты 6) классы 7) экологический кризис 8) права и свободы человека

Задание 17. Классическим примером традиционной цивилизации является древнеиндийское общество. Найдите характеристики данного типа цивилизации 1) большую роль в жизни людей играет община, в собственности которой находится земля и ирригационные сооружения 2) высокий уровень социальной мобильности 3) кастовая стратификационная система 4) высокий уровень развития промышленного производства 5) господство религиозного мировоззрения 6) развитой институт прав и свобод человека

Задание 18. Установите соответствие между путями развития общества и их примерами

ПРИМЕРЫ ПУТИ РАЗВИТИ ОБЩЕСТВА

отмена крепостного права в 1861 году

события октября 1917 года в России А) революционный

реформы П.А.Столыпина Б) эволюционный

якобинская диктатура во Франции

Задание 19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.

Список слов: 1) постиндустриальные 2) община 3) традиционные 4) религия 5) приспособление 6) индустриальные 7) интенсивный 8) самосозерцание 9) экстенсивный

Задание 20. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски.

«По мнению А. Тоффлера, 300 лет назад в Западной Европе произошла ____А). На смену аграрному (традиционному) обществу пришло ____Б). Человечество по-новому начинает воспринимать _____ В) – как поток, который нельзя остановить. В то же время его можно потерять, потратить зря. У человечества появляется ___ Г), но одновременно возникает проблема риска, ответственности. Важным процессом является ___Д) – рост городов, связи личного типа преобразуются в разнообразные связи с разнообразными социальными группами. Зарождается представление о ____ Е). В экономической сфере господствует ____ Ж)». Список понятий: 1) индустриальный 2) частная собственность 3) промышленная революция 4) аграрная революция 5) урбанизация 6) время 7) право выбора 8) индустриализация 9) права человека 10) государственная собственность.

Задание 21. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка понятия, которые необходимо вставить в пропуски. 1) направленность 2) социальные изменения 3) процесс 4) потребности 5) эволюция 6) информация 7) общественный прогресс 8) социальная революция 9) благосостояние

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы _____ А): эволюция и революция. Учёные называют _____ Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе _____ В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о _______ Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ____ Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального _____ Е) и духовного развития».

Задание 21. Назовите три черты, объединяющие индустриальное и постиндустриальное общества.

Задание 23. Многие видные учёные и общественные деятели полагают, что ведущей ценностью современного общества является инновация. Основатель компании «Эппл» Стив Джобс говорил: «Инновация делает лидера». Приведите любые три аргумента в обоснование приведённой точки зрения.

Задание 24. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли) «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас). Раскройте смысл высказываний.

Задание 25. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый?

Задание 26. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)*

Задание 27. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4

Следует признать, что инновации имели место на протяжении всей истории человечества. Одни инновации были малозаметными, не выходили за рамки привычных форм деятельности и образа жизни, другие существенно видоизменяли способы производства и в конечном счёте структуру, устройство и функционирование социума.

В цепи нововведений время от времени происходили инновационные «скачки», влекущие качественные изменения форм общественной жизнедеятельности. Переход к земледелию положил начало аграрному обществу. Инновационный скачок, порождённый освоением машинного производства, открыл индустриальную эпоху, изменившую облик социума и создавшую почву для промышленного капитализма.

За последние полвека в самом фундаменте человеческого общества, несомненно, произошли качественные сдвиги. Они настолько глубоки, что получали в научном и общественно-политическом лексиконе названия, неизменно включавшие слово «революция»: «вторая промышленная революция», «научно-техническая революция», «информационная революция». Подстёгиваемая этими переменами глобализация, в свою очередь, способствовала их распространению на весь мир. Центр тяжести общественного производства стал быстро перемещаться с материальных факторов на духовные: знания, информацию, творчество. Учёные и публицисты заговорили об «экономике знаний», или об «умной экономике». Всё более очевидно, что доминирующую роль в общественном производстве начинает играть наука, сублимированный в ней интеллектуальный потенциал общества.

Теоретическим отражением этих сдвигов во второй половине прошлого столетия стали концепции «постиндустриального», «информационного», «постсовременного» общества. В результате меняется характер социально-экономического и социокультурного развития общества. Решающим фактором становится творческий потенциал индивида (человеческий капитал), включённый в основанную на доверии и солидарности систему общественных взаимодействий (социальный капитал).

С1. Какие два инновационных «скачка» назвал автор? Как каждый из этих скачков, по мнению автора, «изменил облик социума»? Почему для характеристики изменений, произошедших за последние полвека, используются названия, включающие слово «революция»?

С2 Как, по мнению автора, соотносятся человеческий и социальный капитал? Дайте два пояснения взаимосвязи этих видов капитала.

С3 Какие два основных изменения в общественном производстве постиндустриального общества выделил автор? Привлекая обществоведческие знания, укажите любое одно не упомянутое в тексте изменение.

С4. Опираясь на обществоведческие знания, текст и факты общественной жизни, назовите любые два позитивных и два негативных последствия глобализации. (Обязательно указывайте, какие последствия глобализации Вы относите к позитивным, а какие – к негативным, иначе ответ не будет засчитан)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *