скульптор даши намдаков биография
Намдаков, Даши Бальжанович
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
Даши Намдаков
Даши Намдаков (Дашиним Бальжанович Намдаков; родился в 1967, село Укурик Читинской области) — российский скульптор, художник, ювелир, член Союза художников России.
Биография Даши Намдакова
Д.Б. Намдаков родился в бурятском селе Укурик. Полное имя — Дашиним («Даши Нима») — в переводе с бурятского означает «Удачливое солнце». Являлся шестым ребёнком в многодетной семье Бальжана и Буда-Ханды Намдаковых, у которых родилось восемь детей.
Семья Д.Б. Намдакова принадлежит к древнему уважаемому роду — кузнецов-дарханов «дархатэ». Из этих семей всегда выходили лучшие ювелиры, мастера и художники. Только им дозволялось работать с огнём, священным символом избранности.
По вероисповеданию Д.Б. Намдаков — буддист. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств.
Буддизм нашел глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица.
Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный Эрмитаж // Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта.
До семи лет Д.Б. Намдаков не говорил по-русски, жил в доме предков. В связи с этим он позже отмечал:
«У меня был полноценный богатый мир, просто гигантский, который был насыщен всевозможными духами, животными, существами. И когда я пошел в школу, мне сказали: «Весь мир вмещается в этот лист, всё остальное выбрось из головы. Это твое больное воображение». И мир ужался в этот лист. Мне 44 года и всю жизнь я борюсь, как мне избавиться от этого листа, который меня ограничивает, всем, что я умею, обязан своим родителям, своей родине. »
Д.Б. Намдаков начал работать в мастерской бурятского скульптора Васильева в городе Улан-Удэ. В 1988 он поступил в Красноярский государственный художественный институт, учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого (приехавшего для преподавания в Сибирь из Ленинграда), Ю. П. Ишханова. Окончив институт экстерном, возвратился в Улан-Удэ.
В 1990-х Д.Б. Намдаков открыл маленькую ювелирную мастерскую в Улан-Удэ. «. деньги и часть зарплаты моей супруги, которая тогда работала в Сбербанке, — вспоминал он позднее, — мы тратили на бронзу. А ведь литье из этого материала — целая технология. Одному это сделать невозможно — нужны люди, которым надо платить зарплату. Я вообще думаю, что скульпторов у нас было бы гораздо больше, если бы можно было проще организовать этот процесс».
В 2000 прошла первая персональная выставка Д.Б. Намдакова в Иркутске. По словам Даши, результаты этой выставки стали большим сюрпризом для него. До нее он считал, что его искусство интересно лишь бурятам и монголам, жителям Иркутской и Читинской областей, но не более того. И именно после этого вернисажа творческая судьба Даши резко пошла вверх: он переехал в Москву, его выставки регулярно проходят в странах Европы и Азии, в Америке.
Творчество Даши Намдакова
Работы Д.Б. Намдакова выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Произведения выполнены из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости (бивень мамонта), конского волоса и дерева. Скульптура, ювелирные изделия, графика и гобелены имеют ярко выраженный уникальный авторский стиль, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы.
Работы Д.Б. Намдакова хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее современного искусства в Москве, в музеях многих стран мира, в том числе — в «Тибет-Хаусе» (Нью-Йорк) и «Музее искусств» (Гуанчжоу, Китай). Скульптуры имеются в частных коллекциях В. В. Путина («Стихия»), М. Ш. Шаймиева («Всадник»), Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича («Вечер», «Старый воин»), других представителей элиты российской политики и бизнеса, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. Работами Д.Б. Намдакова обладают такие разные по характеру известные и влиятельные люди, как Герхард Шредер, звезда кантри-музыки Вилли Нельсон, а также актриса Ума Турман. В Лондоне 14 апреля 2012 установили монументальную скульптуру Чингисхана работы Даши Намдакова. Скульптуры Д.Б. Намдакова «Маски» и «Актёр» явились призами Всероссийского фестиваля современной драматургии им. Вампилова (Иркутск, 2002, 2003), а скульптура «Хозяин» — Международного фестиваля документального кино в Иркутске (2002). В 2003 он был награждён серебряной медалью Российской Академии Художеств.
С 2004 Д.Б. Намдаков живёт и работает в Москве.
В 2007 он осуществлял художественный дизайн фильма «Монгол». В марте 2008 Д.Б. Намдаков получил «за лучшую работу художника» в этом фильме премию «Ника-2008», а также «Белого слона».
30 июля 2008 мастерскую скульптора обокрали (причём, унесли не только ювелирные изделия, но и формы для их изготовления).«Всё, что у нас было за пять лет наработано, — утверждал Д.Б. Намдаков, — унесли в одну ночь. Некоторые люди, конечно, очень разбогатели — дай им бог здоровья. Сначала у нас была паника, но потом мы успокоились. Ведь это был не только мой труд, но и моих коллег — ювелиров и мастеров по камню. Но мы поставили задачу и в срок исполнили коллекцию заново».
За цикл выставок в 2009 Д.Б. Намдаков стал лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Выставки Даши Намдакова
C 21 декабря 2007 по 13 января 2008 прошла персональная выставка Д.Б. Намдакова в Государственной Третьяковской галерее в Москве, где выставлялись его работы за предыдущие семь лет.
В ноябре 2008 в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева открылась экспозиция Д.Б. Намдакова «Преображение».
С 26 февраля по 4 апреля 2010 в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, при поддержке ОАО «Атомэнергомаш» (госкорпорация «Росатом»), в контексте шедевров археологической коллекции была экспонирована выставка Д.Б. Намдакова «Ностальгия по истокам. Вселенная кочевников Даши Намдакова».
С 1 июня по 31 июля 2011 — в Казани, в Национальной художественной галерее «Хазинэ», проходила выставка Д.Б. Намдакова «Вселенная кочевника», которую посетил президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев и председатель Государственного СоветаРеспублики Татарстан Ф. Х. Мухаметшин и другие официальные лица. Всего на открытии выставки присутствовало более четырёхсот человек, общее число посетителей составило около 4,2 тысяч человек.
Удивительный мир бурятского скульптора Даши Намдакова
А работы его совершенно потрясающие. Это и скульптура, и ювелирное искусство, и графика, и куклы.
Сейчас небольшая выставка его работ (скульптура и куклы) открыта в циркумференции (проще говоря, дугообразном корпусе у входа) парка Горького до 1 марта с 11.00 до 20.30, кроме понедельника. Бесплатно)) А в июне планируется открыть выставку новых скульптур в Нескучном саду, которые будут представлены на Венецианской биеннале современного искусства в 2021 году.
Описания скульптур цитирую с сайта Даши.
Композиция «Кентавры» состоит из двух образующих пару фигур, между которыми происходит диалог.
Левитация, пожалуй, самая пронзительная скульптура.
В скульптуре «Левитация» художник передает состояние шамана в момент камлания, т. е. совершения ритуального действия, когда он как бы перемещается в пространстве, летит в космосе. Летящий шаман в своих ритуальных одеждах похож на птицу, а рядом с ним летит его тотем в виде маленькой птички. Из открытого рта вырывается страшный звук. Искаженное гримасой лицо напоминает маску. Другая маска помещена на затылке, поэтому невозможно понять, где истинное лицо шамана.
Ожидание
Декоративная скульптура выполнена автором в виде фигуры лежащей женщины, в ожидании будущего ребенка.
Скульптура «Жемчужина» — символ красоты нежного и драгоценного существа, «подарка» природы, вызывающий восхищение и заставляющий любоваться неземной красотой юной женщины, держащей в пальцах маленькую жемчужину.
Кстати, она совершенно чудесно смотрится с тенью на белой стене.
Русалка
Образы девушки и рыбы создают сюжет скульптуры, в котором мы видим легенду о «похищении».
И немного кукол. Вообще, я к куклам равнодушна, но эти такие странные и загадочные)
Ангелы Даши Намдакова
Ваша последняя выставка «Изнутри»вдохновлена глобальной культурой. Работы разительно отличаются от всего, что было сделано до того. Означает ли это, что вы стали окончательно гражданином мира?
Даши Намдаков: Думаю, да. То что я делаю сейчас это отражение меня сегодняшнего. Сплав моих корней, природы Забайкалья и европейской культуры.
Раньше считал себя евразийцем. На самом деле это так и есть, ведь мне посчастливилось родиться в Азии, где в то время еще сильны были традиции и дух народа. Но в силу того, что я человек ищущий, меня влекло куда-то на запад, в Европу. Долгое время жил в Италии, Англии.
А что азиата вдруг потянуло на Запад? Любопытство?
Осталось ли что-то от бурятского мальчика, которому выбирали ламы в дацане и они же напророчили судьбу? От подростка, которого исцелила шаманка, обращаясь к душам предков?
Даши Намдаков: Надеюсь, что да. Никуда от этого не денешься, это течет в моих жилах. Но мне самому интересно двигаться дальше. И я хочу за свою жизнь пройти максимально длинную дистанцию не в смысле долголетия, а максимально растянув во времени поиск новых пластических решений и находок. Мне самому интересно, куда выльется мое творчество лет через десять. Я бы не хотел застыть. Со мной происходят какие-то процессы, и это отражается в бронзовых отливках.
Ваша семья сейчас живет в Италии или в Англии?
Даши Намдаков: Я и старшие дети сейчас в Москве, остальная семья в Лондоне.
То, что вы живете так далеко от родины не мешает чувствовать связь с предками? Или география никак не связана с такими тонкими материями?
…а потом еще от Читы до Укурика почти 200 километров. Слышала, что вы собираетесь в своей деревне открыть мастерскую для детей. Что это за проект?
Даши Намдаков: К сожалению, с каждым годом деревня становится все меньше, слабеет, люди уезжают. Понимаю, что это глобальные проблемы, но хочется как-то повлиять на ситуацию и сохранить свою деревню. Было время, когда я находился в поисках по Европе, а теперь понимаю, что пришло время отдавать.
Есть идея открыть в Укурике детский лагерь с творческой мастерской, где можно будет овладеть разными ремеслами, вместе творить. Сюда смогут приезжать дети из Бурятии, Иркутской области, Дальнего Востока. Но этот проект один не осилю, рассчитываю на помощь губернатора Забайкалья Александра Осипова, который обещал помочь реализовать идею. Пока нашили чистое поле, где будет разбит лагерь. Нужно набраться терпения. Понадобится несколько лет, чтобы все задуманное воплотить.
Вы довольны своей работой над храмом?
Даши Намдаков: Сейчас сложно судить. Пройдет время, можно будет немного успокоиться, отвлечься и посмотреть на содеянное со стороны. Помню, когда с Бодровым работали над «Монголом» и когда потом на Берлинале смотрели фильм, сложно было отделить процесс съемок и от того объема материала, который был сделан. У меня все перемешалось, поэтому не мог объективно судить, получился фильм или нет.
Это был ваш первый опыт художника-постановщика?
Даши Намдаков: Первый и последний.
Последний? Нет больше планов на кино?
Даши Намдаков: Просто это был единственный опыт. После выхода фильма мне поступало много предложений, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Тема была моя, поэтому и взялся за «Монгола», но углубляться в киношную профессию не собираюсь.
Расскажите о работе над главным храмом Вооруженных сил России. Вы сразу согласились участвовать в этом проекте?
Даши Намдаков: Я благодарю судьбу, что мне посчастливилось в этом участвовать. Для меня неожиданно и удивительно было предложение стать главным художником этого храма. Я согласился сразу! И ни разу не пожалел! Я, буддист, открыл для себя огромный мир православия.
Что было самое сложное в работе над храмом?
Храмы строят на века. Вы чувствуете свою ответственность?
Даши Намдаков: Разную степень ответственности я в жизни чувствовал, но такое не испытывал никогда. Когда пришло осознание того, что образам, над которыми работают художники, люди молятся, когда приходят в храм. Для них это образ Бога. Выше этой ответственности никогда не переживал. Понимал, что я должен быть в разы убедительней, чтобы люди поверили.
Даши Намдаков: Абсолютно! Невероятно, что происходит в моей жизни. Когда в юности я сильно заболел и боролся за жизнь семь лет, представить себе не мог, как меня наградит судьба.
А сейчас вы готовы к резким поворотам в жизни или уже успокоились, как это случается в определенном возрасте?
Даши Намдаков: Я вообще не чувствую свой возраст. Полон энергии, идей и готов к авантюрным приключениям (смеется). Когда общаешься со своими ровесниками, и они начинают жаловаться на здоровье, предлагаю сразу закончить разговор. Не хочу даже слышать про больную печень или почки.
В одном из интервью вы говорили, что мечтали быть машинистом поезда. А сейчас о чем мечтаете?
Даши Намдаков: Считаю, что как скульптор я не нашел своего языка, нахожусь в поиске. Понимаю, что подступаю и чувствую, что где-то уже рядом. Но еще не нашел. И, слава Богу, что так. Потому что как только это случится, то поезд остановится. Художник умрет.
Ваша бронзовая скульптура «Хранитель Байкала», установленная на острове Ольхон на краю обрыва у самого Байкала, до сих пор вызывает много споров. Все-таки это что? Оберег для острова? Дар духам? Выкуп? Каприз художника?
Даши Намдаков: Начиналось все банально. Когда мне стукнуло 50 лет, как все нормальные люди, мы стали в семье думать, как отметить юбилей. В силу того, что география нашего общения огромна и собрать всех в одном месте нереально, мы отказались от этой идеи и решили сделать подарок для родины. Я очень переживаю, когда наблюдаю, что за последние двадцать лет произошло с Байкалом. Эта боль и выразилась в этой работе, которая в переводе с бурятского «Байкал Бабаай» означает «отец Байкал».
Шли на шамана
Татьяна Огородникова, замдиректора по науке Иркутского художественного музея им. Сукачева, была организатором первой выставки Даши Намдакова в Иркутске. Той самой выставки, с которой началась широкая известность бурятского скульптора. По ее словам, явление Даши иркутской публике было в самом деле необыкновенным. Хотя начиналось все довольно прозаично.
Если честно, я переживала, что никто не придет, кроме узкого круга знатоков. Времени на рекламу у нас было мало, а Даши Намдаков был еще неизвестен. Но на открытие пришла огромная толпа. Там были художники, там были академики, коллекционеры. И я в первый раз видела, чтобы у них у всех так горели глаза.
Выставка была рассчитана на 10 дней. Но, конечно, мы ее продлили. Мне кажется, Даши сам не ожидал такого успеха. Он очень волновался. Но этот случай, когда мастер просыпается знаменитым.
«Даши вырос на крепких корнях»
Елена Худоногова, почетный член Российской академии художеств:
Протоиерей Леонид Калинин, глава худсовета по строительству Главного храма ВС РФ:
— Когда он только появился среди нас, у многих был шок: буддист в православном храме! Но теперь я могу сказать, что участие Даши Намдакова в проекте было одним из решающих факторов успеха, его скульптуры освежили наши традиционные представления о благоукрашении храмов, которое нередко бездушно копируется от одного храма к другому.
Александр Корытов, директор галереи JART:
Зачем известный скульптор Даши Намдаков вкладывает миллионы в родное село
Год назад один из самых известных российских скульпторов Даши Намдаков удивил культурное сообщество страны и мира. Мастер, чьи работы можно найти во многих крупных музеях и частных коллекциях планеты, решил оставить свои дела в Англии, Италии и Москве, чтобы приехать в глухую глубинку под Читой и реализовать там дорогостоящий проект. Всё ради одного — спасти родную деревню от забвения, которое поглощает одно село за другим по всей стране.
Главный редактор NGS24.RU Андрей Затирко доехал до маленького бурятского села Укурик в приграничном Забайкалье, где провел несколько дней рядом с Даши и его семьей, пообщался с местными жителями и участниками масштабной стройки. Есть ли в проекте скульптора корысть и политика, нужно ли это захолустье кому-то еще и реально ли с помощью искусства остановить суровую российскую действительность — в материале красноярского издания.
Даши Намдаков — российский скульптор, график, ювелир. Академик Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, почетный член Академии искусств Флоренции. Искусствоведы нередко называют его «бурятским Пикассо» и «азиатским Дали» наших дней.
Его выставки проходили на главных художественных площадках мира — от Токио и Пекина до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Работы хранятся в фондах Эрмитажа, Московского музея современного искусства, в музее Востока, а также в музеях многих стран мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях Владимира Путина, Романа Абрамовича, Герхарда Шрёдера и Умы Турман. Также Даши был награжден премиями «Ника» и «Золотой орёл» за работу художника-постановщика в фильме «Монгол» Сергея Бодрова-старшего.
Укурик. Влюбиться за вечер
До малой родины Даши Намдакова из Читы на авто можно добраться за пару часов — примерно 150 километров по трассе, частично гравийной. До соседнего поселка Могзон ходит общественный транспорт — автобус и электричка, дорога на них займет около трёх часов, еще 20 километров до Укурика можно проехать на такси. Цены на дорогу для горожан просто смешные.
Нам особенно повезло — электричка задержалась почти на час, и мы по дороге до деревни попали на закат.
Привыкшему к городским пейзажам глазу было не за что зацепиться, и я просто утонул в этой красоте — бескрайней зелени и небесном просторе, залитом всем спектром цветов от белого до красного. А эти запахи и звуки — даже не буду пытаться их передать словами. Внутреннему мне на этой цветущей лужайке хотелось провести оставшуюся часть жизни.
Здешняя природа не жалела для нас козырей в этот вечер — буквально перед приездом в окрестностях Укурика прошел дождь, который тут же выпарило яркое вечернее солнце. И сразу после заката деревню прямо у нас на глазах окутал туман. Кажется, его можно было резать ножом и раскладывать по тарелкам вместо десерта — так густо стелился он по долине реки.
Москва — Лондон — Москва
Даши сегодня — человек мира во всех смыслах слова. Его работы представлены во многих музеях и частных коллекциях планеты, его скульптуры украшают города, какое-то время — даже центр Лондона. При этом сам он живет сразу на три страны.
— В Италии мы живем в маленьком городке Пьетросанте. Там нашли лучшую литейную мастерскую в мире, чтобы лить бронзу. Когда мои произведения начали покупать коллекционеры из разных стран, возникли претензии к качеству материала. Качество литья бронзы в России не ахти. У меня был выбор: или это делать в Нью-Йорке, или в Италии. Я выбрал Италию, потому что это близко к нам.
Потом в его жизни появилась столица Англии, где он достиг пика карьеры, получив мировое признание.
— Мне подарили визу «Исключительный талант», которая позволяет перевезти семью — в Англии так переманивают талантливых людей к себе. У них есть еще инвесторская виза, которую покупают состоятельные люди за гигантские деньги. При этом моя виза по многим пунктам лучше инвесторской.
— Мы приехали в Англию, там сразу встретили, познакомили с королевской семьей — я был представлен королеве, герцогу Эдинбургскому, обоим принцам. Там проходили мои выставки, установили мой монумент в центре Лондона. Построились, обосновались всей семьей — дети, внуки. Было всё хорошо, пока я не представил себе такую картину: пройдёт еще лет 20, и я буду один-единственный пожилой бурят на всю Англию. Дети вырастут, внуки вырастут, их оттуда уже не выдернешь. Я понял, что мне надо очень быстро принимать решение и делать задний ход.
Англия мне очень много дала, она сделала мне мировое имя. Я понял, что взял из Англии всё, что нужно мне, и мы все выехали в Россию, — признаётся мастер.
Время забвения
Норбо-Самбо Галданов — уроженец села и самый близкий друг Даши. Вот уже пять лет он глава поселения Укурикское. До этого много лет занимался крестьянско-фермерским хозяйством. Он отлично знаком с основными бедами забайкальского (российского) села.
— Сколько езжу здесь, где бывал, видел и знаю, какие села были, каких уже нет. У нас пример рядом, 3 километра, Улётка. Такое село было. Там и школа-восьмилетка была, и почта, и клуб, хорошая привокзальная станция — всё-всё было. Это я помню, наш возраст ещё помнит. Сейчас вообще ничего нет, ни одного домика. Мимо проезжаешь, даже не скажешь, что там был целый поселок.
Всё идет на сокращение, всё исчезает. Видно же, как было при Советском Союзе, когда мы еще учились в школе-интернате в Могзоне. Кстати, вот Могзон — хороший, цветущий поселок был, а сейчас в плохом состоянии. Нет организаций, всё посократили, больницу закрыли. Как так? Это же не к лучшему идёт, идёт к упадку. Конечно, Даши, глядя на всё это, переживает за свою деревню, за своё село. Ведь здесь наши корни, наши деды и прадеды здесь жили, — искренне восклицает Норбо-Самбо.
Конечно, в Укурике сейчас не такая критичная ситуация, как в уже погибшей Улётке. Летом деревня на 60 дворов совершенно не выглядит брошенной. У ограды каждого четвёртого двора машина или детский велик. Покосившихся заборов и брошенных домов почти нет, а те, что, кажется, пустуют, даже без заборов стоят с целыми окнами, прикрытыми занавесками.
На одной улице кирпичный дацан (буддийский храм — Прим. ред.), на другой — новый Дом культуры, обшитый сайдингом. Причем оба объекта жители строили своими силами.
Другая картина здесь зимой. Молодёжь и средний возраст давно уехали в ближайшие города — Читу и Улан-Удэ, остались в основном старики. И тех на зиму дети стараются забрать в город — в морозы страшно оставлять одних в деревне. А дома в Укурике превратились, скорее, в дачи, куда старики с внуками приезжают на лето, работающие — в отпуска и на выходные.
— Ровно год назад я приехал в деревню и не узнал её — все разъехались после праздников. До этого было как-то всё нормально, детвора всё лето здесь копошилась. А сейчас дети без интернета жить не могут, а в деревне интернета нет. И всё, разъехались. Мы так призадумались: надо принимать срочное решение, что с этим делать. Надо возвращать людей домой обратно. А для того чтобы их вернуть, у меня есть только искусство, только так я могу повлиять, — вспоминает Даши события годичной давности.
Скульптор при этом осознает всю сложность задачи.
— Вы же понимаете, что это проблема не только нашей деревни, а деревни вообще. И даже не в Забайкалье, а во всей России. Представляете, сколько людей переезжает в большие города, особенно в Москву. Скоро вообще будет как в Монголии, где полстраны живёт в Улан-Баторе. Кочевая страна, где люди испокон веков занимались скотоводством, теперь живёт в городе. Что будет с нашей страной, когда все переедут в Москву, в крупные города? — недоумевает мастер.
Очень серьёзно помогает Даши в этом проекте — ментальная особенность бурятов. Хоть они изначально и кочевой народ, но очень тепло относятся к малой родине, к дому родителей. И в межнациональном Забайкальском крае это видно особенно хорошо — русские деревни умирают чаще и быстрее бурятских.
— Самое важное в бурятской ментальности — это корни. Если мы их не спасём, то у нас будут сложности. А корни ослабевают, потому что они здесь, а народ живет в городах. И эта культура теряется. Люди не понимают, живут другими ценностями, которые не свойственны нам. И в поисках других ценностей мы можем потерять свои. Тогда будет катастрофа, собственно, так уже и происходит — потеря языка, традиций, культуры, — досадует Даши.
Спасение через искусство
Ленд-арт-парк «Тужи» возводят на берегу реки Хилок в 2 километрах от Укурика. По заверениям команды Даши, он станет современным туристическим арт-проектом, базирующимся на имени и таланте мастера.
Сейчас возводят парк скульптур. Здесь же уже возвели культурный центр, строят две мастерские, цепочку гостевых домов и юрт, ресторан и кафе, баню.
За организацию питания на территории парка отвечает опытный ресторатор, автор ряда успешных проектов в Чите Юлиан Некрасов. Он со своей командой непосредственно участвовал в проектировании кафе и ресторана, чтобы всё вышло на уровне лучших городских заведений.
— В ресторане «Тужи» будет уровень не ниже моего городского ресторана — это 100%. Кафе будет чуть более демократичное. Будет уютно, чисто, хорошая кухня. Можно будет вкусно поесть, после того как здесь погуляешь, посмотришь местные красоты.
Уже в самое ближайшее время мы сюда поставим оборудование, и кафе с локальной кухней уже начнет свою работу, мы приступим к проработке. Я думаю, что к 20-му числу (20 июля — Прим. авт.) уже многие блюда можно будет попробовать, — пообещал Юлиан.
— Мы строим здесь творческую среду, куда смогут приезжать и где смогут работать художники из ближних и дальних стран, россияне. Я хотел бы, чтобы среди них было очень много детворы, которая бы видела процесс, училась рисовать. Для этого организуем здесь летний детский лагерь. Будем преподавать бурятский язык, преподавателей уже нашли. Туристов тоже будем рады видеть — всё для комфортного отдыха здесь будет.
До этого я бывал здесь раза четыре в год, хотя здесь не было никаких условий для работы. Если же они появятся, построим мастерскую, как в Италии, я буду проводить здесь еще больше времени. Тем более здесь для меня абсолютно комфортные условия, — пообещал Даши.
Краевые власти, узнав о проекте, помогли Даши с инфраструктурой — отсыпали дорогу, провели электричество, поставили туристический центр. Но это только часть расходов, скульптор тратит на проект не меньше.
— Сейчас даже переживаю, что воспользовался помощью государства. Но, с другой стороны, разве государство не должно помогать деревне? Притащить в деревню дорогу, электричество — государство, по идее, должно заниматься этим.
Для меня этот проект никак не окупаем. Я не жду от него какого-то бизнеса. Мне важно сейчас всё построить, вложиться, а дальше — чтобы он сам жил. Чтобы мои сельчане жили, зарабатывали — чтобы деревня жила! Чтобы детям и внукам было куда приехать. Я уже в таком возрасте, когда я должен что-то отдавать, — глубокомысленно заключает скульптор.
Как у бурятов забрали традиционный уклад жизни
Буряты издревле жили в этих местах, согласно отдельным источникам — едва ли не с начала нашей эры. А в падях Яблонового хребта у реки Хилок многие рода кочевали, как и их предки, вплоть до прихода советской власти. Поэтому еще свежи в памяти стариков рассказы родителей и дедов о тогдашнем укладе жизни.
— Все пади в округе были наши — могзоно-бурятские. В то время была перекочёвка — где скоту удобно, туда и кочевали. Не ради себя жили, а ради скота. Если скот есть — голодным не будешь. Жили на стойбищах. Их было столько, сколько семей, даже по нескольку — на лето и зиму. Дети начинали помогать пасти скот, как только могли сидеть на коне — с 5–6 лет, школы-то тогда не было. Люди держали помногу скота, в основном 20–30 голов. Мой дед до раскулачивания имел 200 голов, — вспоминает Бадма Цыбиков.
Бадма родился уже после объединения бурятов в деревни, в 1938 году, но жестокость и тяготы начального советского периода застал.
— Коллективизация — ужасная история, конечно. Кучностей не было, как села, деревни. Согнали со всех стойб бурятов, по корове оставили, а весь скот объединили. Колхоз назвали «Соронзон» (с бурятского — магнит — Прим. ред.), потом, когда Кирова застрелили, колхоз Кирова был. Жили, пахали на быках. Помню, тот, который бороновал, то ли сам был богатым, то ли сын богача, — его в наказание заставляли работать круглые сутки. Он спал прямо на ходу, стоя на оглобле между быками. Потом 1 мая его арестовали и увезли — историй таких, ужас, сколько было, — тихо восклицает старик.
Сама деревня Укурик, по официальным данным, появилась в 1930-м. Но Бадма говорит, что осели здесь чуть позже, примерно в 1934-м, — сначала несколько лет кочевали всей оравой с несколькими тысячами голов скота в другую местность, неудачно пытались поселиться там — но только людей и половину скота погубили.
— В хорошем состоянии деревня никогда не была. Всё, что маленько производили, — всё забирали. Ячмень, сено — всё сдавали. Жили очень плохо, голодовали, корешками питались — в апреле начинали пахать, мы да галки сзади. Землю перевернёт, а там корешки, мы протрём и едим. А галки рядом букашек собирали, — сегодня улыбается Бадма.
Только к 1960-м жизнь начала понемногу налаживаться, из главного — бурятам дали образование.
— У меня первый парень 59-го, второй — 61-го, третий — 62-го, четвертый — 68-го, дочь 73-го — пять их было. Что было хорошо — у нас детей учили в интернате в Могзоне на полном обеспечении: с трусами, с харчами. Мы за это бесплатно работали, но не обижались. Главное — дети были бесплатно обеспечены. Вот за это Советскому Союзу спасибо, что детей вырастили. А мы получать не получали, но работали, притом работали хорошо, — признается дедушка.
— Видимо, без греха наши потомки жили, и вот нас наградил бог таким человеком, — вознес руки к небу Бадма.
«Если не я, то кто?»
Даши родился в Укурике в 1967 году. Он был шестым ребенком в семье из восьми — для того времени она была достаточно средней. Большими считались семьи с 10–11 детьми. Любовь к искусству ему, его братьям и сестрам привили родители, в первую очередь отец — настоящий народный мастер. Хотя талант у рода Даши был в крови.
— У нас дядя сохранил прописанную на старобурятском языке родословную — благодаря ей мой внук знает своих предков по мужской линии до 21-го колена, я — до 19-го. 20 колен — это половина тысячелетия. Если они могли прописать свои имена столько веков, значит были важными людьми.
Легенды ходят, что все в роду были мастерами — дедушки, прадедушки. Мой отец построил мельницу, электростанцию, на которой потом сам работал. Всё в деревне через отца прошло. Хоть у него и был один класс образования — учился в военное время, но он был очень образован, хорошо понимал в технике и развивался. Постоянно что-то изобретал. Вся деревня на нём стояла, — с теплотой вспоминает Даши.
Даши с братьями и сестрами учился, как и все деревенские дети тех лет, в школе-интернате в соседнем поселке Могзон. В рабочие дни жили в пришкольном общежитии, а на выходные приезжали домой. В таких условиях укурикская детвора сразу в нескольких поколениях очень сблизилась.
— Мы живём как одна семья. В силу замкнутости, в силу интерната, где все учились и жили в одном общежитии. Это, конечно, уникальная история. Вот ребята работают, — скульптор указал в сторону строящегося моста, — все мои интернатовские, все мои братья и сестры. Мы и по крови родственники со многими, а это и неважно — мы все интернатовские.
— Детство, конечно, у нас было волшебным. Всё благодаря этому миру, который вокруг нас обитал. Он был космическим. И этого мира мне до сих пор хватает в творчестве. Если бы я был писателем, я бы благодаря ему писал сказки, как Андерсен.
Этот мир был в этих стариках, дедушках, бабушках, которые рассказывали эти истории. И он с этими стариками ушёл. Сохранился, наверное, только через мои руки в бронзе. Скучаю по этому миру, хотелось бы, чтобы он существовал. Чтобы наши дети, приезжая сюда, жили в этом мире. Поэтому мы строим всё это здесь, возводим парк скульптур из этого мира, — поделился сокровенным Даши.
Земляки скульптора работают в основном на объектах попроще. Там, где нужны были профессионалы, пригласили их. Но двигатель проекта всё же сам Даши и его семья, которая полностью поддержала его идею и помогает ее воплощать.
— Вся семья поддержала идею Даши, а сейчас все здесь — работают над проектом. Вся семья Даши, нас 10 человек, постоянно находится в Укурике, все непосредственно участвуем в проекте. Помимо этого, у нас здесь восемь скульпторов сейчас, будет ещё усиление. Три бригады строителей. Постоянно приезжают гости на день-два, помогают тоже. Всего человек 60–70 у нас набирается в команде, которая создаёт парк. А недавно здесь ещё были дорожники, их размещали всей деревней.
К открытию парка, которое состоится 24 июля, у нас будет готово шесть скульптур, зона гостеприимства, размещения, питания. Встретим всех достойно, — заверяет администратор проекта «Тужи», невестка Даши Димит Намдакова.
— Я всегда думал, что должен сделать свой проект. Думал, где-то на Байкале, на Ольхоне или с бурятской стороны на берегу Байкала. Эту мысль всегда в голове нёс, но, когда в прошлом году приехал и посмотрел, что здесь происходит, понял, что его надо делать здесь. Понятно, что, как на луне, за каждым гвоздем надо ездить в Читу. Да, похоже на утопию. Но если не я, то кто? — резонно подытожил Даши.