скоропись это в древней руси

Типы русского письма

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Тип письма – это его графический характер, общепринятый в то или иное время. Для обозначения графического характера отдельной буквы обычно используют термин начерк. А почерк – это индивидуальные, присущие тому или иному писцу особенности письма.

В русской кириллической письменности, начиная с XI века, можно выделить три основных типа письма: устав, полуустав и скоропись. Расскажем об их основных особенностях.

Устав

Наиболее древний тип русского письма, характерный для XI–XIII вв. Создан по образцу византийского унциала (торжественного, каллиграфического письма). Многие исследователи разделяют устав на древнейший (XI – начало XII века) и поздний (XII–XIII вв.; некоторые ученые расширяют эти рамки до XIV века включительно). После XIII–XIV вв. устав не исчез, но стал употребляться редко, обычно в торжественных и дорогих книгах. Даже в XVII в. еще иногда создавались книги, написанные уставным письмом.

Для древнейшего устава характерны следующие признаки:

Но уже с XI столетия (т. е. еще в древнейшем периоде!) в уставном письме наблюдаются разной степени «отклонения» от этой геометричной строгости. Буквы в некоторых текстах имеют небольшой наклон, их линии относительно часто выступают за пределы строки; форма букв вытянутая, она приобретает очертания не квадрата, а вертикального прямоугольника; одни и те же буквы имеют разные начерки. Эти признаки со временем встречаются все чаще, особенно в позднем уставе.

Наряду с уставом в письменных памятниках встречаются надписи беглыми почерками, в которых многие ученые находят сходство с более поздними типами письма.

Особо стоит выделить бытовое письмо (берестяные грамоты). В их графике есть сходство с уставом, но имеется и множество отступлений от него. В текстах на бересте исследователи видят прототип полуустава и скорописи.

Работа с уставом требовала от писцов много времени: каждую букву приходилось выписывать ровно и тщательно, правильно чередовать тонкие и толстые линии, соблюдать пропорции и т. д. Между тем развитие делопроизводства приводило к тому, что писцы, трудившиеся в этой сфере, все чаще сталкивались с необходимостью ускорить процесс письма. В результате они все больше отступали от строгих правил устава, стремясь не к красоте букв, а к быстроте их написания.

Полуустав

Именно писцы, работавшие с деловыми документами, создали полуустав — тип письма, сочетавший в себе четкость букв с их относительной простотой. Сфера его употребления скоро вышла за рамки делопроизводства: полуустав использовался также при создании и переписывании летописей и многих других текстов светского и церковного характера.

Время преобладания этого типа письма — примерно с XIV по XV в.

Основные признаки полуустава:

Полуустав использовался и позже XV века, даже в то время, когда на Руси уже появилось книгопечатание, а преобладающим типом письма стала скоропись. Дело в том, что книгопечатание далеко не сразу нарастило большие объемы, поэтому не могло в полной мере удовлетворить спрос на книги. И книги продолжали создаваться вручную, причем скоропись для этого не всегда подходила: она зачастую была малопонятной и затрудняла чтение. Поэтому и в XVI–XVII вв., и даже иногда в XVIII столетии переписчики книг в своей работе использовали полуустав.

Между тем в сфере делопроизводства требовалось еще больше ускорить процесс создания документов. При этом деловые тексты (в отличие от религиозных) имели прикладной, «земной» и сиюминутный характер. Из-за отсутствия сакральности в деловой сфере было легче пожертвовать красотой и традициями письма.

Скоропись

В XV веке появляется скоропись. C XVI–XVII вв. она становится преобладающим типом письма.

В XVI–XVII вв. скоропись стала преобладать в делопроизводстве. Она также потеснила полуустав в сфере создания рукописных книг с литературными текстами (но церковные тексты все так же записывались полууставом и даже уставом).

С конца XVIII в. скоропись меняется в сторону упорядоченности. Она становится менее размашистой, начерки букв стремятся к относительному единообразию, выносные буквы исчезают. В XIX веке сформировалось русское «гражданское» упорядоченное письмо.

Скобелкин О. В. Русская палеография. — Воронеж, 2005.

Черепнин Л. В. Русская палеография. — М., 1956.

Лёвочкин И. В. Основы русской палеографии. — М., 2003.

Источник

Образы русского письма. Скоропись

Древнерусская скоропись – это самый поздний по времени возникновения, но одновременно и самый национально самобытный тип письма Допетровской Руси. Применительно к скорописи вплоть до последних этапов её развития в пространстве древнерусской письменной культуры мы менее всего можем говорить о каких-либо внешних влияниях и заимствованиях.

Принципиальным отличием скорописи от устава и полуустава стал отказ от регулярности и геометричности в начертаниях букв и в построении текста в целом.

Начало становления русской скорописи, по всей видимости, следует относить к концу XIV в. – XV в., когда в письме актов и грамот возникают и распространяются беглые нерегулярные полууставные «почерки», в которых, в разной степени начинают проявляться черты, которые в дальнейшем, сформируют облик скорописи.

В качестве примеров такого письма можно привести целый ряд грамот 20-х – 80-гг-х гг. XV в. из собрания ОР РНБ: Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№41 – 1448-1462 гг.; грамота ОСАГ оп. I.№42 – 1448-1462 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№54 – 1448-1462 гг.; Данная грамота ОСАГ оп. I.№55 – 1459-1470 гг.; Жалованная льготная грамота ОСАГ оп. I.№66 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№71 – 1471-1475 гг.; Жалованная грамота ОСАГ оп. I.№78 – 1484-1488 гг.

К XVI в. скоропись сложилась как самостоятельный обособленный от других тип древнерусского письма. Развитие скорописи в XVI – XVII вв. идет по пути все более яркого проявления ее своеобразия по отношению к другим типам древнерусского письма, достигая апогея в XVII в. Это своеобразие состоит в следующих основных чертах:

I. Широкое использование начертаний, где доминируют криволинейные несимметричные элементы.

Эти начертания, за частую, выносятся далеко за линию строки (в междустрочную область или на поля) и могут иметь вид декоративных росчерков (см. например, начертания «А» и «Д» в таб. 1а и 1б). Использование начертаний увеличенного формата, в том числе, по середине слов. (см. например начертания «К» в таб.1а): По сравнению с полууставом, заметно увеличение количества вариантов написания письменных знаков в рамках одного почерка, в особенности, в памятниках развитой каллиграфической скорописи XVII в. (см. таб.1б.)

Таб.1а. Некоторые примеры скорописных начертаний

ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.)Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.)Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.)
А
В
Д
Е
Ж
З

ОСАГ оп. I.№78 (1484 – 1488 гг.)Стоглав Эрм.58 (1560 – 1570 гг.)Духовная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.)
И
К
М
Н
Р
Юс малый

Таб.1б. Пример многообразия начертаний в развитой скорописи: жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.)

II. особое значение в графике письма надстрочных начертаний.

Эта черта проявляется в следующем:

1) постепенно увеличивается число случаев, когда надстрочные начертания пишутся без титла (см. таб.2а). С XV в.появляются надстрочные начертания без титла букв «д», «ж», «з», «м». «т», «х», с XVI в. к ним добавляются «б», «и» «к», «л», «н», «р», с XVII – надстрочное написание любой буквы может исполняться без титла.

2) За частую, над строку выносится часть слова, а не отдельная буква

3) Выносные буквы в скорописи как правило равны по размеру строчным, или даже превосходят их

Стоглав Эрм.58 (1560-е – 1570-е гг.)Жалованная грамота ОСАГ №104 (1534 г.)Жалованная грамота Собр. Зинченко. №191 (1611 г.)Жалованная грамота ОСАГ оп. II.№1082 (1657 – 1659 гг.)Чиновник Патриарха Иоакима. Соф.154 (1675 г.)
Б
Д
Ж
З
И
К
Л
М
Н
Р
Т
Х

III. Систематическое использование лигатурных (связных) и вензельных (перекрестных) начертаний.

В скорописном письме XVI в. связные начертания используются часто, но все еще спорадически. В XVII в., в особенности, в наиболее каллиграфичных «почерках», связные начертания зачастую преобладают. При этом, отсутствует какая-либо жесткая регламентация, определяющая такие начертания: соединяться могут как строчные буквы между собой, так и строчные с надстрочными.

История древнерусской скорописи завершается в первой половине XVIII в., когда начинается процесс глубокой вестернизацией всей культурной жизни Русского государства. Эти явления нашли свое отражение и в развитии письма: сформировалась разновидность скорописи, которую один из крупнейших исследователей истории русского шрифта – А.Г. Шицгал, предложил называть «гражданской скорописью» (что позволяет отделить её от скорописи древнерусской). Гражданская скоропись характеризуется упрощенными закругленными начертаниями, исчезают надстрочные знаки, сокращается вариативность начертаний (см. например Погодинские автографы Ф.588, оп.II, № 21 и №22.

В дальнейшем на протяжении всего XVIII в. гражданская скоропись (в особенности её парадная форма – письмо прошений, подносных экземпляров научных и литературных произведений и.т.п.) будет испытывать сильное влияние западноевропейского английского курсива, переходя к нач. второй четв. XIX в. в русское скорописное письмо современного типа.

Источник

Скоропись это в древней руси

Шрифт «Статута Литовского» (верховный закон Великого княжества Литовского, составлявший его правовую основу; 1529-88) – единственный пример славянского печатного шрифта на основе скорописи.

В отличие от греко-латинского минускула древнерусская скоропись размашиста и имеет различную толщину штрихов. В целом скоропись подчиняется ряду правил:
а) Титловые сокращения (см. вязь). Титлы различались по форме:
скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Слова также могли сокращаться одной буквой:
скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси
б) Применение выносных знаков. Буквы в основном для согласных упрощались до диакритики и помещались над строкой. Выносные знаки обычно применялись либо при скоплении согласных, либо, когда согласный замыкал слог. Например: скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

1 – печатная кириллица;

2 – строчные буквы скорописи;

3 – надстрочные (выносные) буквы.

Иногда выносилось сразу несколько букв, собранных в лигатуру. Над строчкой могло выносится даже целое слово, например, наиболее часто употребляемое в документах слово «день»: скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси( В I день). В некоторых случаях сопровождение выносных знаков титлом было не обязательным.

Особый знак – паерок י ставился на место «ъ» и реже «ь». Например: скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней русивместо «къто».

Выносные элементы, связанные со строкой назывались взметами: ровъ.скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

в) Применение ударений (сил) и придыханий. Придыхания ставились над начальной в слове гласной или над второй гласной при их скоплении: ὄ нъ, ὀ на, сóнъ, си ὄ нъ.
г) Буквы имели множество вариантов в зависимости от положения в слове и от соседства других букв.
д) Горизонтальные линии букв часто вытягивались и соединялись с другими буквами.
е) Некоторые буквы образовывали устойчивые лигатуры:

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Из-за наличия выносных знаков, ударений, придыханий и титлов создавалась видимость, что слова пишутся скорописью в два яруса.

Скоропись нашла применение в декоративном искусстве и тайнописи.

В древнерусском скорописи использовались знаки препинания, характерные для греческого византийской эпохи:
҂ (знак переноса), · : · : · : · : · __ .. — знаки типа запятых. Часто встречаются разные модификации знака

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Образцы древнерусской скорописи (буквенные написания лет в транскрипции даны большими буквами).

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней русискоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней русискоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси
Автограф Михаила Романова: « Царь и великий князь Михаил Федорович
всея Русии самодержец »

Лит.:
Черепнин Л.В., Русская палеография, М., 1956; Жуковская В.Н., Развитие славяно-русской палеографии, М., 1963.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Любое использование материалов допускается только с разрешения автора сайта. Все права защищены © И. Карасев, 2007-201 8

Источник

Древнерусская скоропись. Как прочитать архивный документ

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Переходя к поиску предков, живших в 17-18 веке перед нами оказывается древнерусская скоропись. Часто у исследователя истории семьи складывается ощущение при чтении текста: «Вроде бы на писано по-русски, но буквы трудно разобрать».

Действительно, одни и те же буквы в одном слове могут быть написаны разными способами. Прочитать архивный документ со скорописью возможно, нужно лишь попрактиковаться. Ну и конечно, иметь достаточно времени и мотивации.

Как прочитать архивный документ. Древнерусская скоропись

Простые советы, которые помогут вам приступить к чтению архивных документов и древнерусская скоропись обязательно вам покорится.

Разделите слово на части

Помните, как мы учились читать в детстве? Делили слово на слоги, а то и на буквы. Изучая иностранные языки, мы тоже начинаем с алфавита. Теперь определите понятные вам буквы и части слова. Сначала может показаться, что ничего не понятно.

Но глаз должен привыкнуть к тексту. Поэтому вдумчиво читайте предложения, стараясь запоминать написание одинаковых букв. Ниже пример — попробуйте самостоятельно прочитать текст (расшифровка этого фрагмента в конце статьи).

Алфавит. Древнерусская скоропись

Древнерусская скоропись — это рукописный вариант кириллического алфавита (кириллица). Как и у нынеживущих людей, в 17-18 веке люди имели разный почерк. Одни обладали чудесным каллиграфическим, а другие писали, как двоечник в 3 классе.

Соседние предложения и страницы

Не знаете, что за буква, не находите похожей в алфавите? Посмотрите на листе или соседних страницах другие слова. Часто человек, который писал текст, мог повторить подобное написание буквы.

Контекст и ошибки в словах

После того как вы разобрались с буквами и уже можете прочитать отдельные слова, старайтесь предложение читать в контексте всего остального текста. Знаки препинания часто отсутствуют.

А теперь представьте, что не все писцы были грамотными. Поэтому написание привычных нам слов может сильно разниться от уровня грамотности.

Расшифровка фрагмента

«Деревня Якова Чагаева вне пахотные крестьяне Лука Васильев сын Чагаев сорока семи лет у него дети Мирон тридцати лет Сидор двадцати пяти лет Елесей восемнадцати лет Михайла двенадцати лет Прокопей девяти лет Леонтей пяти лет.»

Обратите внимание: нет знаков препинания, некоторые имена написаны с ошибками, сокращения возраста (пропущены некоторые буквы).

Составляя свою родословную, я была вынуждена разобраться в чтении архивных документов. Сейчас для меня уже не составляет труда прочитать любой текст, ведь навык чтения появляется с практикой.

Если древнерусская скоропись требует срочной расшифровки — обращайтесь. Ведь я провожу не только консультации о поиске документов, но и могу помочь вам с чтением архивных документов.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней русиhttps://yulianovozhilova.ru/

Источник

Скоропись: характеристика и особенности. Скоропись в XXI веке.

Общие сведения о скорописи

Скоропись: основные понятия и теоретические основы

Чтение скорописи не даётся легко. Для того чтобы научиться без особых мучений понимать практически любой почерк, требуются годы и тысяча прочитанных страниц. Существует мнение, что иностранным языком нужно заниматься по двадцать минут каждый день. Это правило применимо и для скорописи. Читать нужно понемногу, но регулярно. Чем больше страниц будет прочитано, тем легче будет даваться прочтение каждой следующей.

Отличие скорописи от других почерков

Данная таблица наглядно демонстрирует эволюцию рукописного почерка.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Начало становления скорописи характеризуется возникновением при написании грамот и актов разного рода беглых полууставных почерков, особенных начертаний, где проявляются несимметричные, нередко выносимые за пределы строки, элементы букв. Дальнейшее развитие данного вида письма, почерка, характеризуется выносом за пределы строки не только отдельных элементов, но и самих букв, а также частей слова.

Принципиальным отличием скорописи от устава и полуустава является уникальность, самобытность, замысловатость и характерность каждого почерка. В скорописи мы можем наблюдать уникальность каждого текста, особенность каждой руки. Здесь есть и полёт фантазии, и творческое своеобразие.

В России скоропись появляется в ряде письменных памятников уже в XIV веке, а в XVII веке становится основным видом письма. Скорописью пишут жалованные грамоты, писцовые книги, долговые расписки, богослужебные книги, материалы ревизий.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Дошедших до нашего времени письменных памятников, написанных скорописью, достаточно много. К ним можно прикоснуться и свободно изучить посредством сети Интернет на сайтах РГАДА, Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, Российской Национальной библиотеки и других ресурсах.

Сегодня перевод скорописных текстов актуален для исследователей, занимающихся генеалогией, краеведением, в том числе и церковным, а также источниковедением.

Трудности при чтении скорописи

При всей кажущейся на первый взгляд схожести скорописных почерков, как явления, порожденного одной эпохой, чтение скорописи вызывает множество затруднений. Прочесть скоропись бегло практически невозможно по ряду причин:

С появлением гражданского шрифта, введённого Петром I в 1710 году, начинает видоизменяться и скоропись. Упраздняется целый ряд достаточно интересных по своему начертанию букв, таких, как Ψ, Ѯ, Θ, Ѿ. Утрачивает своё былое влияние церковно-славянский алфавит. Во второй половине XVIII века скоропись всё чаще переходит от своей нечитаемости в достаточно понятное и похожее на наш современный обыденный почерк письмо. Внимательный исследователь без труда увидит разницу между допетровской скорописью и скорописью, на которую так или иначе оказал влияние Гражданский шрифт. В XIX веке скоропись полностью сдаёт свои позиции и переходит в разряд пережитка прошлого. Её более нигде не используют.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Скоропись в XXI веке

Сегодня, в XXI веке, мы можем наблюдать обратную тенденцию: спустя два с лишним столетия интерес к русской скорописи возрождается. Казалось бы, необходимая только специалистам-историкам и людям, которые вынуждены разбирать почерки писцовых книг и ревизских сказок, скоропись становится предметом едва ли не массового интереса. Происходит это благодаря каллиграфии – искусству красивого письма.

скоропись это в древней руси. Смотреть фото скоропись это в древней руси. Смотреть картинку скоропись это в древней руси. Картинка про скоропись это в древней руси. Фото скоропись это в древней руси

Современное скорописное письмо. Каллиграфия

Существуют каллиграфические школы, основной направленностью которых является именно историческая каллиграфия. Древнерусский устав, полуустав, вязь и скоропись являются основными видами письма, которые преподают в этих школах курсистам. В наше время, когда письменность волею технического прогресса зачастую сводится к одним символам и смайлам, люди учатся писать скорописью не вынужденно, а добровольно, потому, что им это просто нравится. Непривычное начертание букв, изящная замысловатость почерков, музыкальная плавность линий, тот самый Великий и Могучий русский язык, которым «говорит» скоропись – всё это неизбежно завораживает и притягивает своей необычностью и красотой. Есть все основания полагать, что интерес к древнему русскому письму сохранится и в будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *