сколько времени формируется навык

7 законов формирования навыка

сколько времени формируется навык. Смотреть фото сколько времени формируется навык. Смотреть картинку сколько времени формируется навык. Картинка про сколько времени формируется навык. Фото сколько времени формируется навык

Наверное, все во вселенной подчиняется тем или иным законам, просто мы еще не все разгадали. Навыки человека тоже подчиняются определенным правилам, зная которые, можно управлять их формированием намного эффективней.

1. Скорость формирования навыка не равномерна. Освоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце. На графике этот процесс можно изобразить как кривую со стремительным взлетом в начале и дальнейшим медленным ростом, когда изменения практически не заметны. Самый важный момент – именно этот переход от быстрого роста к медленному формированию. Вдвойне важный, если речь идет о формировании навыков, несущих потенциальную опасность для учащегося и окружающих, например, при вождении автомобиля, работе на сложном станке и так далее. В момент перехода появляется ощущение того, что навык освоен и развиваться дальше некуда, но при этом еще не закрепилось чувство опасности.

3. Нет пределов совершенству. Пределов совершенствования навыка не существует, развитие всегда возможно за счет перестройки структур сознания. К примеру, профессиональные конькобежцы или пловцы, у которых большинство движений отточено до идеала, часто ставят рекорды благодаря изменению сознания и повышению мотивации. Этот эффект достигается в результате работы многочисленных спортивных психологов и технических средств, специальных костюмов, коньков и так далее.

4. Больше автоматизма, больше эффективности (закон Клапареда). Мозг человека устроен так, что в нем может быть только один очаг возбуждения, чаще всего это наиболее сложная и важная в данный момент деятельность. Параллельно два процесса идти не могут, однако сознание может быстро переключаться между ними. Вы можете возразить, что можете спокойно вести машину и разговаривать одновременно. Все верно. Это означает, что навык вождения у вас автоматизирован. Чем больше процессов функционирует бессознательно, автоматически, тем более эффективной становится наша деятельность.

5. Параллельные навыки сближаются. Если вы уже водите легковую машину, то научиться водить грузовик вам будет проще, чем человеку, который сядет за руль впервые. Навык формируется быстрее, если у вас в сознании уже отложилась похожая автоматизированная деятельность. Выучив один язык, человек легче осваивает другие языки той же языковой группы. Тракторист оперативнее своих товарищей освоит вождение танка в военное время. Однако для навыков с различной структурой это правило не работает. Более того, кардинально менять сформировавшиеся привычки вдвойне сложней, чем учиться с «нуля».

6. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Сформированные навыки, если их не использовать, угасают. Причем чем сложнее навык, тем быстрее он идет на спад. Правда, однажды сформированные навыки восстанавливаются намного быстрей, чем при обучении с самых азов. Как говорится, мастерство не пропьешь!

Источник

Сколько времени формируется навык

А вот мой коллега Паша Григал пишет про формирование привычек.

Оригинал взят у сколько времени формируется навык. Смотреть фото сколько времени формируется навык. Смотреть картинку сколько времени формируется навык. Картинка про сколько времени формируется навык. Фото сколько времени формируется навыкrpt_consultant в Формирование навыка за 21 день: реальность или «тренерский миф»?

Я намедни переписывался с одной своей замечательной знакомой, которая собирается вести продолжительный (шутка ли – 10 недель!) тренинг «Выпрямитель». Она задала мне вопрос про довольно широко известную байку, что якобы на формирование навыка уходит 21 день. Мол, есть эксперимент с американскими астронавтами и всё такое. В то же время по её наблюдениям многие «срываются» именно на 28-30 день. Любопытно, не правда ли?

Для начала – сама байка. Проводили эксперимент с американскими астронавтами: надевали им очки с переворачивающими призмами (так, что они всё вокруг себя видели вверх ногами), и бедняги ходили так круглосуточно. Первое время они постоянно спотыкались, натыкались на предметы, плохо координировали движения… Но проходило некоторое время, в пределах 10-ти дней – и, о чудо, они научались ориентироваться в пространстве так ловко и естественно, будто никаких очков и не было!

Дальше – интереснее. Некоторые из них сняли очки дней через десять или четырнадцать, а другие – «досидели» три недели. Как очки сняли – голова поболела, некоторое время координация была нарушена (всё снова казалось перевёрнутым), но всё более-менее быстро вернулось на круги своя. И – через некоторое время им предложили повторить эксперимент. Так вот: те, кто отходил три недели в тех очках, адаптировались к ним же снова за считанные часы, а те, кто ограничился неделей-двумя, снова будто бы заново мучительно овладевал координацией в «перевёрнутом» пространстве.

Рассказывая эту байку, тренеры обычно подразумевают: мол, три недели – минимальный срок для формирования навыка. Только вот…
Ага, проверено опытом: в конце четвёртой недели люди часто «срываются».

И – у таких тренеров появляется «постоянная» клиентура.

Тренерам хорошо, а вот нам с вами – как-то не очень…

Но что же с этим делать и как обстоят дела в действительности?

Для начала – обсудим этих самых астронавтов чуть подробнее.

Почему эксперимент с астронавтами, каким бы «железобетонным» он ни был, не годится для выявления закономерностей при обучении?
А вот давайте подумаем, чем астронавты (космонавты) отличаются от «обычных» людей.

Ну, по большому счёту – ничем. Только вот есть одна загвоздка: они непрерывно, неустанно чему-то учатся. Особенно если это наши, российские, космонавты. Я хорошо помню экскурсии в Звёздный Городок под Москвой, где нам рассказывали про их программы тренировок. Суть в том, что космонавт на орбите должен уметь ВСЁ. Знать все бортовые системы, разбираться в возможных неисправностях, уметь чинить всё оборудование… У американцев ситуация попроще, ибо большой размер экипажей «Шаттлов» допускал специализацию участников, однако же и у них астронавты – интеллектуальная элита, без этого никак.

И вот давайте я честно, в лоб, задам такой вопрос: как думаете, у кого скорость обучения больше – у обычного представителя «офисного планктона», на которых ориентированы бизнес-тренинги, или же у постоянно обучающегося покорителя космоса?

Мне кажется, ответ очевиден.

Возможно, конкретно у Вас скорость обучения и формирования навыков и не хуже, чем у космонавтов – но много ли таких людей вообще?
Впрочем, даже это – лишь часть ответа. На самом деле там ещё хлеще.

Как правило, когда мы чему-то учимся, мы занимаемся этим от силы полчаса-час в день. А то и вовсе несколько минут (если речь, скажем, о планировании или утренней гимнастике). И в то же время ждём, что через три недели всё волшебным образом улучшится…
Давайте ещё раз вспомним про астронавтов: сколько часов в день они ходили в переворачивающих очках? Полчаса? Час? Может, целых полтора или даже два часа?

Они ходили в них НЕПРЕРЫВНО! Все 24 часа в сутки! Кажется, даже на ночь не снимали, чтобы не срывать адаптацию.
Теперь ещё один вопрос, который я оставлю без ответа: как думаете, кто быстрее получит результат в обучении: тот, кто учится круглосуточно (за вычетом сна – хотя, впрочем, при таком режиме обучение даже во сне будет происходить…), или же тот, кто уделяет обучению часик-другой в день?

А ведь многим из нас даже час в день найти «сложно» (в смысле, слишком много соблазнительных отговорок возникает, чего уж греха таить…).

Так стоит ли за три недели ждать устойчивого результата, как у космонавтов?

Ну, если вы занимаетесь часов шесть-восемь в день – почему бы и нет. Но если минут пятнадцать – то… Будь вы скаковой лошадью, я бы на вас точно не поставил, пошёл бы искать «космонавта».

Итак, я поведал вам, почему нельзя экстраполировать результаты эксперимента с астронавтами, ходившими в переворачивающих очках, на обычных людей.

Однако всё не так уж плохо.

Реальные сроки формирования навыков и привычек хоть и больше 21-го дня, но отнюдь не исчисляются годами и десятилетиями.
В этой статье я приведу несколько цифр, которые взяты из древней йоги и современной нейрофизиологии.

В кундалини-йоге комплексы упражнений (а там они есть самые разные – и на «открытие чакр», и на «повышение удачи», и даже не «привлечение денег») следует делать не менее 40-ка дней для получения эффекта. А для лучшего закрепления эффекта – 90 или вовсе 120 дней.

Кстати, 40-кадневный срок вам ничего не напоминает, а? Ну ладно, не буду грузить вас намёками.

А в современной нейрофизиологии известно, что время формирования коллатерали нейрона – 40-45 дней, а время, требующееся на формирование новых нейронов – 3-4 месяца. Пояснение: под коллатералью нейрона имеется ввиду разветвлённая структура его отростков, обеспечивающая обработку информации. А новые нейроны в мозгу человека образуются (да-да, образутся! Забудьте про «нервные клетки не восстанавливаются»!) в ответ на повреждение мозга (скажем, черепно-мозговая травма или инсульт) или же очень интенсивное обучение.

Итак: 40 дней (минимум по йоге, или сформированная коллатераль нейрона в рамках нейрофизиологии) – это навык, сформированный надолго и весьма прочно. А 3-4 месяца (90 или 120 дней) – это уже новые нейроны, приспособившиеся конкретно под эту задачу – то есть, считай, усвоение навыка на всю жизнь.

Вот вам и практическое руководство. Замечу, что эти сроки будут актуальны в первую очередь для ежедневных занятий, занимающих мало времени (меньше 40-ка минут). И чем короче занятие – тем критичнее ежедневность. Чем занятие массированнее и продолжительнее – тем больше вероятность, что перерыв в 1-2 дня погоды не сделает. Именно поэтому спортивные тренировки вполне логично проводить 2-3 раза в неделю.

И, если уж совсем честно.

Угадайте, сколько времени требуется на формирование навыка на самом деле?

Источник

Как ускорить формирование навыков в процессе обучения

Основной показатель компетентности человека в любой сфере — это количество и качество навыков, которыми он обладает. И результатом любого полноценного обучения должны стать не новые знания, а именно сформированные навыки, которые можно применить в реальной жизни.

Что такое навык: отличия от знаний, умений и привычек

Термин “навык” произошел от славянского navyknǫti «привыкнуть, научиться». Это действие, которое выполняется автоматически, без осознания промежуточных этапов. Примеры самых простых навыков — это чтение и письмо. Человек, который давно умеет писать, не задумывается, как написать ту или иную букву.

Рядом с термином “навык” часто говорят про привычки, умения и знания. В чем их отличие от навыков?

Привычки обычно относят к бытовой сфере (курение, кружка кофе каждое утро), а навыки — к профессиональной (коммуникабельность, как пример soft skills). Навыки приобретаются целенаправленно, а привычки чаще возникают сами по себе и от них бывает сложно избавиться.

Знания — это сведения о предметах и процессах. Информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Наличие этих знаний не означает, что человек может применить их на практике. Усвоение знаний — один из первых этапов формирования навыка.

Умение означает осмысленное применение теоретических знаний и практических навыков в новых условиях, требующих разнообразных приемов выполнения. То есть навык — это неотъемлемая часть умения.

Этапы формирования навыка по мнению ученых

Навык формируется в результате специальных упражнений — целенаправленных и систематических повторений действий. Обязательным условием для формирования навыка является интерес и мотивация человека к обучению. Если он понимает, зачем ему этот навык и как его применить, следующие этапы развития навыка пройдут быстрее.

Предварительный

На этом этапе человек хорошо понимает зачем ему навык, но плохо осознает способы его выполнения. Важно ознакомить его с приемами выполнения действий — рассказать и показать правильный алгоритм. Например, если строитель хочет научиться класть кирпич, ему сначала нужно изучить как это делать и понаблюдать за другими строителями. После этого он может выполнять пробные, ориентировочные движения, возможно допуская при этом грубые ошибки.

Аналитический

На основе полученной информации человек должен хорошо освоить отдельные элементы действий. Например, когда ребенка учат читать, ему сначала показывают буквы, потом учат читать по слогам, а затем по словам. Когда человек учится совершать новое действие, он выполняет все промежуточные шаги осознанно. Он хорошо знает как выполнять все действия, но может выполнять их неточно или с задержками.

Синтетический

Отдельные действия объединяются в единое целое, сокращается время их выполнения. Образуется симбиоз теоретических знаний и практики. Человек формирует в голове четкое представление о действии, и может осознанно им пользоваться. Некоторые шаги начинают выполняться автоматически, без сознательного контроля. Этот этап еще называют осознанной компетентностью.

Автоматический

Закрепленный навык не требует контроля, он полностью выполняется неосознанно. Сигналом к тому, что навык сформирован, считается автоматическое выполнение действия без предварительного анализа. Этот этап называют неосознанной компетентностью. Признаки сформированного навыка:

Когда навык сформирован, он включается в состав более сложного понятия — умения. Это навык, который выполняется с определенным качеством в меняющихся условиях. Чтобы сформировалось умение, нужно постепенно повышать сложность задач и варьировать условия деятельности. Высший уровень умения — мастерство, когда человек быстро и качественно выполняет сложную работу.

Принципы формирования навыков: как строить процесс обучения

Чтобы сформировать навыки у учеников, важно при организации обучения создать определенные условия — донести теоретическую часть, дать много практических упражнений и предоставить обратную связь. Как развивать умения и навыки:

Один навык за один раз

Формирование навыков оказывает стрессовое воздействие на психику человека. Чем больше навыков пытается одновременно получить человек, тем сильнее воздействие на психику, а значит тем ниже эффективность обучения. Кроме того, если осваивать несколько профессиональных навыков одновременно, подсознание человека будет пытаться связать их воедино, даже если между ними нет логической связи. А значит, они начнут комплексно проявляться и комплексно исчезать.

Теория через микрообучение

Когда речь заходит про обучение, многие представляют долгие лекции и считают, что они являются основой обучения и формирования навыков. На самом деле теоретическая часть играет вспомогательную роль и отвечает только за первый этап формирования навыка. Она помогает задать направление движения и избежать ошибок в ключевой части обучения — в практике.

В процессе передачи информации большую роль играет формат обучения. Самым результативным форматом считается работа 1 на 1, когда преподаватель лично работает с учеником и адаптирует под него материал и задания. Это самый дорогостоящий формат, который используется редко. Чаще всего обучение проходит в группах или онлайн, когда создается типичный курс и транслируется на большое количество учеников. Чтобы упростить восприятие информации и увеличить вероятность того, что каждый ученик поймет ключевые идеи курса, важно использовать элементы микрообучения:

Отличным дополнением к изучению теории может стать наблюдение за человеком, который выполняет действия на практике. Наблюдение не заменит тренировки, но будет результативней простого чтения или прослушивания.

Правильные упражнения

Приобретение навыка — это результат продолжительных тренировок. Важно разбить навык на несколько простых действий, и организовать для каждого отдельные тренировки.

Если в процессе обучения нет возможности реализовать большое количество практики (например, так бывает в онлайн-обучении), нужно предложить ученикам варианты, где они могут получить эту практику, например на производстве.

Использование тренажеров

Тренажер — это симулятор определенных действий и условий. Его используют, чтобы смоделировать ситуации и выработать адекватные реакции на них. В качестве тренажеров можно использовать деловые игры и тренинги. Чтобы обучить продажам или коммуникациям, часто используют диалоговые тренажеры. Они моделируют разговор с другим человеком, чтобы отработать составление правильных реплик.

Корректирующая обратная связь

Когда человек выполняет тренировочное действие, важно предоставить ему оперативную конструктивную обратную связь — указать, какие ошибки он допустил, какие действия были верными и насколько в целом он достиг поставленной цели. Важно своевременно корректировать действия человека, иначе у него может сформироваться и закрепиться неправильный навык. Понимание результатов и ошибок в действиях — одно из главных условий успешного формирования навыка. Эту информацию ученик может получить от преподавателя, компетентного наставника и куратора, от участников сообщества или при самоконтроле.

При формировании навыка важно обратить внимание на выработку самоконтроля. Самоконтроль — это когда человек самостоятельно может определить достоинства и недостатки своей работы, установить причины недочетов и найти способ их устранения. Такое умение формируется не сразу. Оно требует опыта и практики. Сначала человек не замечает многих ошибок в работе. Однако в процессе выполнения упражнений происходит совершенствование самоконтроля.

Новый навык только для простых задач

На этапе освоения нового навыка не ставьте перед человеком сложные и важные задачи. Когда ребенок только пришел в секцию по легкой атлетике и пробежал свой первый километр, его не отправляют бежать марафон. Часто кажется, что человек уже научился и вам не терпится испытать его навык “в бою”. Но у него еще нет опыта, на него давит важность задачи, и он испытывает стресс от выполнения новых действий. Новый навык необходимо внедрять в деятельность постепенно. Начинайте с простых ситуаций, и усложняйте их по мере приобретения человеком опыта.

Как сформировать навык за короткий срок: сценарий для занятия

Чаще всего в учебной или рабочей деятельности для формирования нового навыка отводится одно занятие, например, один вебинар, один урок или один тренинг. Как сделать так, чтобы участники не просто попрактиковались, а научились за это время?

У взрослого человека есть личный опыт, установки и сложившиеся понятия. Чтобы сформировать новые навыки, ему важно экспериментировать и убедиться на собственном опыте, что те модели и алгоритмы, которые ему предлагают, действительно работают. В этом случае его установки по отношению к навыку начнут меняться и после обучения он с большей вероятностью будет действовать по-новому. Читайте подробней про особенности обучения взрослых.

Проблема в том, что бывает сложно быстро запомнить и применить новый алгоритм из нескольких этапов. Непросто перестроиться и сходу начать делать по-новому. Первые попытки будут сопровождаться осознаваемыми и неосознаваемыми ошибками. Поэтому, чтобы быстро научиться, нужно хорошо понимать алгоритм, много практиковаться и получать обратную связь. Рассмотрим технологию и алгоритм формирования навыка на следующем примере:

Ваша цель: Научить риелторов задавать открытые вопросы, чтобы выяснить потребности клиента.

Важно продумать три задания и дать их ученикам последовательно.

Понять и запомнить алгоритм (10-12 минут)

В первом задании нужно отжать все лишнее, и кратко донести ученикам алгоритм выполнения действия. Человек должен запомнить алгоритм, понять его и прояснить то, что непонятно. После теоретической части с примерами можно дать индивидуальное устное или письменное задание, и предоставить обратную связь.

Например, вы подбираете фразу и предлагаете ученикам задать два открытых вопроса к этой фразе.

Опробовать алгоритм (15-25 минут)

Цель второго задания — потренировать алгоритм и осознать его возможности. На этом этапе человек должен повторить действие как можно больше раз, и получить обратную связь. Важно обеспечить участников подсказками, которые помогут правильно выполнить задание. Например, отобразить алгоритм в виде короткой схемы или дать чек-лист, по которому они смогут себя проверить.

Например, можно выбрать простую отвлеченную тему (не про недвижимость), и попросить учеников задавать открытые вопросы по этой теме, чтобы выяснить определенную информацию.

Применить алгоритм в реальности (2 раза по 20 минут)

Цель ученика на заключительном задании — использовать приобретенные навыки и знания в условиях, максимально приближенных к реальным. Можно смоделировать взаимодействие в тройках или в парах, в ролевой или деловой игре.

Например, есть две роли — клиент и риелтор. Клиенту выдается карточка с описанием его потребностей. Риелтор задает открытые вопросы, чтобы их выявить.

Вывод. Развитие умений и навыков происходит путем многократных повторений. Нет предела совершенству — всегда есть куда расти. Если человек долго не использует навык, может произойти его деавтоматизация. Но после дополнительных тренировок любой навык можно восстановить.

Источник

Сколько времени нужно для формирования привычек и навыков?

сколько времени формируется навык. Смотреть фото сколько времени формируется навык. Смотреть картинку сколько времени формируется навык. Картинка про сколько времени формируется навык. Фото сколько времени формируется навык

сколько времени формируется навык. Смотреть фото сколько времени формируется навык. Смотреть картинку сколько времени формируется навык. Картинка про сколько времени формируется навык. Фото сколько времени формируется навык

Привычка – это постоянная модель поведения или отдельных действий, которая формируется вследствие необходимости или желания выполнять те или иные задачи. Одна из ключевых особенностей приобретения привычки – частое повторение и подкрепление определенным эмоциональным компонентом.

Понятие «навык» предполагает способность выполнять определенные физические или умственные виды деятельности благодаря сложившимся умением, уровень владения которыми доведен до автоматизма.

Чем обусловлены привычки и навыки?

Сначала рассмотрим механизм формирования привычки, которая может быть исключительно приобретенной. Во время ее формирования привлекается два аспекта:

Психологический. Привычка возникает, когда повторяющееся действие настолько качественно усвоено человеком, что при его выполнении не возникает дискомфорта и не привлекаются дополнительные мозговые ресурсы. При этом последовательность действий, которая раньше вызывалась определенным раздражителем, сохраняется даже при его отсутствии.

Физиологический, то есть создание определенный нейронных связей, динамических стереотипов по И. П. Павловым. Как правило, эти связи являются основой для двигательных актов и работают одновременно с эмоциональным компонентом.

Вопросы формирования навыков несколько сложнее, поскольку и само понятие «навык» более комплексное, и иногда предполагает наличие привычек. Для удобства их лучше рассматривать с помощью нескольких классификаций.

Сначала нужно заметить, что существуют врожденные и приобретенные навыки:

Врожденные навыки передаются наследственным путем от поколения к поколению и обусловлены генетическими аспектами. Например – дыхание, жевание и т. д.

Приобретенные навыки приобретаются в процессе жизни под влиянием внешних факторов, например – письмо, чтение, речь и т. д.

В зависимости от характера навыков выделяют следующие виды:

Двигательные, моторные. Они представляют собой способность выполнять определенные движения, которые ранее уже многократно выполнялись, «автоматически», без дополнительного обдумывания. Пример – езда на велосипеде.

Интеллектуальные. Это возможность выполнять задачи, с которыми раньше человек уже встречался. Пример – использование таблички умножения.

Перцептивные. Данная группа навыков отражает автоматизированную реакцию на свойства и качества хорошо изученных, знакомых предметов.

Как долго формируется привычка и навык?

Довольно распространено мнение, что для формирования привычки нужен 21 день, то есть повторение определенного действия при заданных условиях в течение 3 недель. Она была сформирована хирургом Максвеллом Мольц, на основе собственных наблюдений, о чем он рассказал в своей книге «Психокибернетика» в 1960 году.

Однако этим вопросом также занялись современные ученые. С помощью ряда испытаний было установлено, что на получение привычки в среднем нужно около 66 дней. При этом данное значение может варьировать от 18 до 254 дней в зависимости от индивидуальных особенностей человека, характеристик самой привычки и т. д. Соответствующие результаты опубликованы в журнале European Journal of Social Psychology.

Время на приобретение навыков колеблется в еще больших пределах. Поэтому более целесообразно сосредоточить внимание на том, что именно может влиять на скорость их формирования.

Наиболее значимыми считаются следующие факторы:

Мотивация и настойчивость. При формировании навыков большое значение имеет собственная заинтересованность в получении того или иного умения, которая будет воплощаться в частоту и качество подхода к выполнению упражнений.

Выходной уровень. В некоторых случаях навыки могут потребовать определенного исходного уровня знаний и умений, без которых скорость получения значительно снижается, а овладение сложными навыками при их отсутствии вообще может быть невозможным.

Понимание. При наличии полного понимания сущности навыка, его составляющих и возможности поэтапного освоения каждым из компонентов значительно повышает скорость получения навыком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *