сколько раз мылись на руси
Миф о «немытой» России: быт и гигиена наших предков
На сегодняшний день существует немало документальных свидетельств того, каков был уровень личной и общественной гигиены в Европе средних веков и на территориях, которые принято называть Русью, Московией. И, нужно подчеркнуть, что сравнение здесь точно не в пользу европейских «партнёров».
На канале исторического журнала Proshloe представлено повествование кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника ИРИ (Института российской истории) РАН Степана Шамина. В этом сюжете речь идёт о быте на Руси в XVII веке, в том числе от том, как было организовано водоснабжение Кремля, как осуществлялось родовспоможение, какие особенности гигиенических процедур отличали наших далёких предков. Среди прочего поднимается и так называемая «туалетная» тема.
© 2010-2021 «Военное обозрение»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.
«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»
История чистоты и почему до XVIII века мыться было не принято и запрещалось законом.
В современном значении слово «гигиена», по-древнегречески «здоровье», стало употребляться лишь в XIX веке, хотя оно гораздо древнее. Так звали одну из дочерей бога медецины и врачевания Асклепия. К ним, Гигиее, богиня здоровья, и Панацее, богине – «всецелительнице», обращается знаменитая клятва Гиппократа. Статуя бигинь-сестёр ставились у входа в общественные купальни – греки первыми открыли связь между чистотой и здоровьем.
В Риме горячи бани (термы) появились в правление императора Августа. Начиная с первого века нашей эры импреаторы построили в Риме несколько терм, ставшим любимым местом отдыха горожан. Но набравшее силу христианство обрушилось на изнеженность и разврат, символом которых стали термы. Аскеты первых веков христианства призывали мыться как можно реже, да и то не раздеваясь. Ещё радикально подошли к мытью язычники-монголы – они вовсе его запретели, чтобы неоскорблять духов воды, а нарушителям запрета ломали позвоночник.
Асклепий и Гигиея. По легенде, Асклепий был столь великим врачом, что начал воскрешать мёртвых. Зевс за это поразил его молнией, а затем воскресил как бога с условием не нарушать установленный на Земле порядок.
Панацея – богиня, покровительница лекарственного врачевания.
Удивление гостей из России понятно: на их родине и в городах, и в деревнях бани имелись чуть ли не в каждом доме. В «Повести временных лет» говориться, что ещё в I веке апостол Андрей, крестивший славян, подивился их обычаю хлестать себя в бане прутьями и обливаться ледяной водой. Уже в новое время иностранные гости писали в реляциях, видимо, очень грязный народ, поскольку часто моются. Когда в 1606 году в Москве поднялось восстание против самозванца Лжедмитрия, его обвинили ещё и втом, что он «ополячился» и неходит каждую субботу в баню.
Римские термы строились на века. И через тысячу лет, как свидетельствует картина французкого художника Робера Юбера, водопровод в них работал. 1778 год.
После страшной эпидемии холеры, охватившей Европу в 1830 году, в крупных городах начали проводить канализацию.Оставался один шаг к созданию новой науки – гигиены, и этот шаг сделал немец Макс фон Петтенкофер. Сын бедного баварского крестьянина, он стал профессором химии Мюнхенского университета. Поспорив со знаменитым микробиологом Кохом о путях распространения холеры, он бесстрашно выпил пробирку холерных вибрионов – и, как ни странно выжил. Правда застрелился, испугавшись наступления старческого маразма; это было в 1901 году – первому гигиенисту было 82 года.
Почти во всех городах Европы до конца средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Нечистоты выливались на улицу, на головы зазевавшихся прохожих.
В России основоположником гигиены стал швейцарец Фёдор (Фридрих) Эрисман, приехавший в Петербург из любви к превой русской женщине-врачу Надежде Сусловой ( она была сестрой Аполлинарии Сусловой, любовницы Ф.М. Достоевского). На новой родине Эрисман боролся с эпидемией тифа, инспектировал санитарное состояние московских фабрик, спроектировал новые парты, за которыми у детей меньше портилось зрение.
На Руси при отсутствии бани, крестьяне мылись и парились забравшись в печь, там было просторно и тепло.
Его ученик Николай Семашко стал советским наркомом здравоохранения и активно пытался внедрить гигиену в жизнь рабочих и крестьян. Несмотря на все усилия, две трети человечества до сих пор живёт в антисанитарных условиях, пьёт грязную воду, дышат отравленным воздухом, не соблюдает элементарных правил гигиены. Но соблюдающие всё равно болеют. Быть может, потому что наша иммунная система ослабла и уже не справляется с болезнями. Выходит, гигиена способна приносить не только пользу? Возможно, ведь всё на свете имеет свою оборотную сторону. Но, сравнивая сегодняшний мир с тем, каким он был два столетия назад, врядли захочется вернуться в «естественную» среду.
5 фактов о гигиене женщин на Руси, от которых сегодня не по себе
Как ухаживали за собой женщины, когда не было даже мыла.
В Древней Руси считали, что дух может обитать только в здоровом и чистом теле. Поэтому, хоть мыла, шампуня и даже зубной пасты тогда не было, гигиене уделяли особое внимание. Мы решили разобраться, как же русские девушки сохраняли свою красоту в таких трудных условиях.
Рассказываем 5 фактов о женской гигиене на Руси, которые удивят современного человека.
Соль вместо зубной пасты
Люди на Руси заботились о гигиене ротовой полости. Чтобы изо рта не исходил неприятный запах, чистили зубы и десна солью. Если зубы болели, применяли мед, хрен, различные травы, среди которых был подорожник и чистотел.
Во времена правления Петра I издали указ жевать для чистоты зубов уголь или мел и вытирать ротовую полость мокрой тряпочкой. Правда, касалось это распоряжение не всех, а только бояр. Между абзацами нет пробела
Сегодня вода соль, уголь и мел заменила зубная паста, вместо воска — зубная нить, вместо влажной тряпочки — форматирование щетка.
Родился ребенок — иди в баню, исполнил супружеский долг — тоже
Каждое торжество в жизни наших предков предполагало посещение бани. Так обязательным был этот ритуал после рождения малыша. Свадебный обряд требовал мытья в парной дважды. Сначала невеста парилась со своими подругами, а жених — с друзьями. И только после первой брачной ночи пара могла сходить в баню вместе.
Помимо значимых событий, ходили в баню и после каждого исполнения супружеского долга. А также по субботам, за день до посещения церкви, ведь на Руси считали, что баня очищает не только тело, но и душу.
«Баня все грехи смоет», — написано в толковом словаре Владимира Даля.
В бане было принято бить друг друга вениками. После парной — обливаться холодной водой, а зимой и вовсе нырять в снежный сугроб. В наши дни традиция ходить в баню сохранилась. Вот только цель изменилась. Современные люди в большинстве своем ходят в парную не помыться, а пропариться, расслабиться и отдохнуть от повседневной суеты.
Нельзя в баню — иди в печь
Несмотря на любовь к бане, мыться в ней могли далеко не все. Из-за высоких температур туда не ходили старики, немощные и дети. До принятия христианства мыться бане было запрещено и незамужним девушкам. Считалось, что, если она пойдет туда, на нее могут напасть злые духи — банники или кикиморы.
Те, кто не мог посещать баню, мылись в печи. Естественно, когда огня в ней уже не было. Золу убирали, а в специальное место для мытья — горнило — стелили солому или доски. Человек залезал внутрь, а его сверху поливали водой, которую нагревали в чугунах.
Ухаживали за лицом с помощью еды
Женщины на Руси ухаживали за своей внешностью и применяли для этого в основном продукты питания. Так, чтобы сделать кожу светлее, на нее наносили муку. Румянец рисовали соком свеклы или малины. Им же красили губы. Кожу очищали простоквашей и дальше натирали ее медом. Чтобы отбелить лицо, русские красавицы применяли огурцы и петрушку, а от жирного блеска — отвар васильков.
Еще русские женщины уже в древности могли изменять цвет волос. Осветлить косы помогал настой ромашки. А волосы, вымытые в отваре луковой шелухи, приобретали красивый рыжеватый оттенок.
Мылись золой
Сегодня золой можно только перепачкаться. Странно было бы услышать, что кто-то применяет ее для мытья. А на Руси это средство было очень распространено. Золу растворяли в воде, кипятили или распаривали в печке.
Полученный состав они использовали так же, как мы сегодня мыло или шампунь. Помимо этого, люди мылись овсяной мукой и травяными отварами. Мыло попало к нашим предкам только в 17 веке из Италии, но оно долгое время оставалось недоступным для простых людей.
Уголь и овсяную муку до сих пор включают в состав масок для лица. И косметика на основе целебных трав так и не утратила популярность.
«Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица», — писал посол императора Леопольда I после поездки в Московское государство. Эти слова доказывают, что русские девушки не одну сотню лет несут традиции предков. И даже сегодня женщины из нашей страны считаются одними из самых ухоженных и чистоплотных в мире.
Прощай, немытая Россия? Действительно ли Русь была чище “вшивой” Европы
В последние годы большую популярность набирают рассуждения об исторических различиях между Россией и Западом. Одна из самых популярных тем — личная гигиена и отношение к чистоте. “Французы изобрели духи, а русские — баню”. Но так ли это на самом деле?
“Умный журнал” разбирается, насколько правдивы истории о европейской знати, маскирующей телесную вонь духами и русских крестьянах, регулярно посещающих баню.
Помыться и пустить кровь
Истории о том, что в Средние века вся Европа утопала в грязи, вшах и зловонии, поскольку “они там вообще не мылись”, несколько преувеличены.
Западная Европа как наследница Римской империи переняла традицию посещения бань как общественных — для простых горожан, так и частных — для представителей знатных сословий.
В XIII-XVI веках культура бань и купален в Европе процветала. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней рисунки, картины и гравюры, изображающие сцены купания и принятия ванн.
Лицензированные банщики осуществляли не только “помывочную”, но и медицинскую деятельность: вправляли суставы, вырывали зубы, ставили пиявки, занимались кровопусканием. Поначалу их деятельность ассоциировалась с чем-то “нечистым”, но к концу позднего Средневековья авторитет банщиков существенно вырос.
Состоятельные граждане могли позволить себе мыться дома, в отсутствие водопровода, приплачивая водоносам за доставку воды.
В качестве умывальника использовался таз или каменная чаша, где отстаивалась вода для мытья рук до и после приема пищи.
Уже тогда важным атрибутом купания стало мыло, пусть пока и невысокого качества. Продукт был дорог для простолюдинов, так что они научились обходиться уксусом и золой.
Конечно, поход в баню был не частым событием в жизни тогдашнего человека, но крайне желательным, например, перед большими религиозными праздниками.
Банные помещения строго делились на мужские и женские — за этим следила католическая церковь, хотя за отдельную плату можно было арендовать чан для приватного общения или деловых переговоров.
Герб был дарован Бадену вместе со статусом города в 1480 году. Обратите внимание, что пара сидит в деревянном чане, поскольку он, в отличие от каменного, куда лучше удерживает тепло.
Церковь против бани
Миф о “вшивой Европе” так бы и не возник, но к XVI веку количество общественных купален стало уменьшаться в количестве и терять популярность у населения.
Причин на то было несколько. Во-первых, в связи с активной вырубкой лесов цены на дрова резко возросли. Сильно повлияла на спад в Европе “банного дела” и церковь, которой сборище обнаженных людей обоих полов казалось не слишком пристойным.
Окончательно добила помывочную культуру Средневековья чума и прочие заболевания, которые, как считалось, распространяются именно через совместные купания в банях.
В 1526 году Эразм Роттердамский писал:
“Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них”.
С наступлением Нового времени дела с гигиеной в России действительно обстояли несколько лучше. Данных о чистоплотности населения того времени сохранилось не так много, но известно, что представители всех сословий мылись по субботам в бане, дабы на следующий день предстать в церкви чистыми. Тогдашнее устройство городов позволяло иметь баню прямо во дворе и топить ее хотя бы раз в неделю.
В южных регионах России существовала также привычка мыться в печи.
После протопки все тщательно убиралось и мылось от золы, затем застилалось соломой. Для мытья внутрь ставили чугунок с водой. Также в печи мыли детей и немощных стариков, которых “доставляли” внутрь на широкой доске.
Гарем девственниц
Однако уменьшение числа общественных бань не значит, что в XVI-XVII веках население Европы моментально поросло грязью, хотя тогдашняя медицина не рекомендовала частых водных процедур, настаивая, что вода “размягчает” тело, а вместе с ней в поры кожи попадают различные яды. И все же находились те, кто советами докторов пренебрегал, с удовольствием совершая гигиенические омовения, о чем свидетельствуют картины художников, живших в тот якобы завшивленный и зловонный период.
Скажем, некто Martin, описывающий в своем дневнике за 1637 год быт страсбургских торговцев, упоминает, что они посещают городскую “парилку” при зубной боли и простуде.
Те, кто не мог позволить себе этого, старались мыть лицо, руки и ноги холодной водой.
Рот также ополаскивали водой, а зубы чистили деревянными палочками. Уже в 1728 году французский врач Пьер Фошар, которого считают отцом современной стоматологии, упоминал в руководстве по врачеванию зубную щетку из щетины. Конечно, ни о каких зубных пастах речи тогда не шло, а для усиления очищающего эффекта в ход шли, например, пепел и поваренная соль.
В XVII веке также было изобретено биде, которое и по сей день используется достаточно широко.
Еще одним критерием чистоты тела в XVI-XVIII веках становится нижнее белье и степень его белизны. Оттуда и взялась традиция готовить для состоятельных невест приданое в виде сорочек, рубашек и ткани для пошива исподнего, ведь его предписывали менять ежедневно, поскольку считалось, что оно как губка впитывает все выделения тела, которыми кормятся вши, блохи и прочая “нечисть”.
Чистое белье нещадно парфюмировали, чтобы устранить оставшиеся после его смены запахи.
Возможно, отсюда и пошло убеждение, будто бы даже обитатели Версаля ужасающе смердели, а потому пытались замаскировать запахи тела духами.
Любой сильный парфюмерный аромат “бьет” в нос, но если представить, что вокруг вас с десяток дам в крепко надушенном белье и в закрытом помещении, то становится понятно, откуда к нам пришел этот миф.
Со времен правления Людовика XV (начало XVIII века) вновь возникает мода на ванны и прочие процедуры. Король боялся венерических болезней и содержал целый гарем из девственниц, которых нередко приводили собственные матери в надежде, что дочь сможет сделать “карьеру” при дворце и поправить материальное положение.
Людовик не переносил запаха немытого тела, потому каждая девушка перед встречей была обязана посетить ванну.
Люди низших сословий обходились бадьями, ушатами и тазами, омывая отдельные части тела.
“Пешеходы теряли в грязи калоши”
Бесспорно, крупные европейские города выглядели грязными в отсутствие канализации. Особенно, если говорить о кварталах, где проживали бедняки и ремесленники.
При этом крупные российские города по уровню зловония и грязи точно не могли уступить столицам Европы.
Юрист и общественный деятель Николай Давыдов в середине XIX века писал:
“Грязи и навозу на улицах, особенно весною и осенью, было весьма достаточно, так что пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извозчика специально для переправы на другую сторону площади. зловоние разных оттенков всецело господствовало над Москвой”.
В тот период в городе применялась выгребная и вывозная система удаления нечистот. Это означало, что ямы, устраиваемые при жилых помещениях, по мере заполнения выгребались черпаками, а отходы сливались в Москву-реку и Неглинную.
Сбор воды осуществлялся из “фанталов” — фонтанов, например, на Театральной площади, откуда водовозы доставляли ее в дома.
Смотреть на Средневековье “свысока” стало модно примерно в XVIII-XIX веке, когда благодаря научному прогрессу стал повышаться средний уровень жизни и, конечно, отношение к гигиене.
В целом, если наблюдать на уровнем гигиены в Европе, России, да и во всем мире, то картина складывается примерно одинаковая: знать и богатые слои населения могли позволить себе платить за доставку воды, возможность принять ванну, либо отправиться в общественную баню, в то время как низам приходилось обходиться более редким мытьем. При этом чистюли, как и грязнули существовали во все времена, независимо от условий, в которых они вынуждены жить.
Как мылись древние славяне?
Древние славяне имели множество интересных традиций, которые связанные с купанием. Они отстраивали бани и парилки, в которых очищали не только тело, но и душу. Древние славяне считали, что вода имеет самые лучшие свойства и каждый человек в своей жизни связывал важные события с баней.
Многие историки утверждают, что сплетни о грязи вони на Руси совершенно ложные, ведь русский народ еженедельно по субботам парился в банях. Давайте попробуем порассуждать над тем — были ли русские “грязнулями” или все же это клевета “немытой” Европы?
“Немытая” Европа считает нас варварами?
Многие историки, прежде чем описывать древнюю Русь, тщательно изучали все документы и свидетельства про гигиену и красоту. Многие западные страны считают, что древние русичи были варварами, немытыми и грязными, но это далеко не так. Западные люди тщательно списывают все “беды” на русских людей, при этом даже не изучая историю и факты.
Одно из самых первых упоминаний о том, что русские действительно купались было найдено в записях у Геродота. Еще в 5 веке до нашей эры он писал, что славянские люди странно моются — они льют воду на горячие камни и сидят в своих хижинах.
Иностранные туристы, которые приезжали еще в 5 — 8 веках всегда отмечали аккуратность и чистоплотность русского народа. Они удивлялись тому, что русские были единственным народом, который мылся под струей воды. Им нравилось то, что дома русских стояли не рядом друг с другом и была прекрасная возможность тщательно проветривать их. Также их привлекало, что русская общинность помогает жить в чистоте, ведь никогда никто не мог выплеснуть ведро помоев, как в Европе, на улицу, показывая свое личное пространство и плевок на соседей.
Всем известно, что Европа не мылась просто веками и об этом свидетельствует княгиня Анна, дочь Ярослава Мудрого, которые выдал ее замуж за Генриха Первого. Она была удивлена, что ее муж совершенно не умеет читать и писать. Анна была возмущена тем, что в этой грязной деревне даже негде умыться и ухаживать за собой.
Далеко не секрет, что духи были продуманы чтобы не пахнуть приятно, а попросту не вонять.
Чистота — заповедь Перуна?
Многие русичи утверждали, что именно Бог Перун приказал народу омывать свои грехи и очищать себя по струями воды. Для людей это было не просто купание, а самое настоящее очищение. Помогающее омыть не только свое тело, но и душу от грязи.
Русичи считали, что Перун дал заповеди, когда прилетал 25 тысяч лет назад на землю. Именно поэтому русским как будто генетически заложена любовь к чистоте, аккуратности и чистоплотию. Согласитесь, ведь как только вы потрудитесь или пройдетесь по жаре хочется поскорее помыться, чтобы чувствовать себя свежо и бодро. Даже детям мы до сих пор прививаем привычку мыть руки после улицы.
Как мылись русичи?
Древние славяне всегда очень трепетно относились к чистоте и опрятности. Русским были известны секреты по уходу за кожей, волосами, лицом и руками. Можно сказать, что славяне изобретали разные крема и маски из молочных продуктов, которые очень хорошо питают кожу. Волосы они питали яичными желтками, а смывали это все отваром из трав. Для отваров они использовали самые разные травы — мелиссу, липу, мяту и прочее. Кажется, что именно их опрятности наши нынешние девушки обладают столь красивыми и крепкими шевелюрами.
Разные ягоды и растения использовались для создания косметики. Они помогали делать румяну, помаду, тени, а для создания черных стрелок применяли сажу. Для того, чтобы быть белокожими, они натирали свое тело мукой и мелом.
В бани же использовали разные средства по уходу за кожей. Люди делали друг другу массаж из репейного масла, ударяли пучками из березы и дуба. В некоторых банях даже были специальные работники, которые вырывали волосы и делали это безболезненно. Баня была обязательно каждую неделю и русичи считали, что баня — первое дело в субботу.
А как вы думаете, почему Европа говорит столько клеветы в сторону древних славян, называя их грязнулями?