сколько групп пошлин взимавшихся в удельное время на руси существовало
5.1. Классификация таможенных платежей
В «удельное время» и в последующий период появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. В XIII в. пошлины взимались уже не только с определенного количества, но также в зависимости от стоимости взвешиваемого товара (при определении «вес-чего сбора»). 1 Не ранее XIV в. в актах встречаются понятия осмничего и косток. В XV в. появились явка, годовщина, порядное, роговое, пятно, контарное, задние колачи. С XVI в. в источниках упоминается о замытной, рукознобной, свальной, подъемной, дрягильской, покоренной, привязной пошлинах, не известных в XIII—XV вв. 2
Определенное влияние на развитие таможенного дела Руси оказали монгольские завоеватели. Говоря об этом, Е.Г. Осокин полагал, что они оказали насильственное и решительное воздействие на таможенную систему, ускорив распространение таможенных пошлин. 3 Возражая ему, И.Д. Беляев настаивал на том, что все монгольское влияние на русскую систему таможенного обложения ограничилось введением во второй половине XIII в. новой торговой пошлины — тамги, от которой произошел глагол «тамжить», т. е. взыскивать пошлину — тамгу. 4
Как бы то ни было, начиная с XIII в. место на рынке или ярмарке, где «тамжили» товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником или пятенщиком, становился таможником, или таможенником. В том случае, если взимание пошлин отдавалось княжеской администрацией на откуп (вероятно, откупная система была заимствована у монголов), то таможенным делом заведовали «откупные таможенники». В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочитать: «В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо». 5
Как можно заметить, в XIII — первой половине XVII вв. произошло значительное усложнение (разветвление, дифференциация) системы таможенных платежей. Только в восьми таможенных книгах Курска (1619—1653/54) зафиксировано 15 наименований различных таможенных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли. 6 Вяземские таможенники в период 1649—1654 гг. взимали с торгующих 19 видов пошлин. 7 Всего же существовало свыше 50 различного рода и наименования пошлин и сборов. Важнейшими из них были тамга, явка, замыт, осмничее, померное, которые, отличаясь ярко выраженной фискальной направленностью, взимались по праву князей требовать известных платежей от своих подданных. 8 Фактически же всякая услуга, оказанная торговцу, оплачивалась какой-нибудь особой пошлиной.
Система таможенных пошлин и сборов отличалась сложностью и запутанностью. Каждый товар, поступавший в продажу, подвергался оплате несколькими сборами, которые нередко взимались независимо один от другого 9 и приходились «под различными названиями на одно и то же действие, на одну и ту же операцию перехода предмета к потреблению». 10 Иногда один и тот же сбор взыскивался неоднократно, например мостовщина. Не было единства и в понятийном аппарате таможенного дела: одному и тому же названию пошлины могло придаваться и широкое, и узкое значение; нередко одним и тем же термином обозначались пошлины, которые различались по существу, и т. д. 11 По словам Д.А. Толстого, запутанность системы таможенного обложения «состояла в ее излишней дробимости, во взимании с одного и того же предмета разного рода таможенных пошлин, и преимущественно в произвольности, которую она часто допускала». 12 Впрочем, она не лишена была и правомерности, поскольку пошлины взимались именно с известного товара соразмерно его количеству, потребительным свойствам и стоимости, а также в связи с установленными нормами таможенно-правового регулирования.
Первые попытки классификации и систематизации различных пошлин и сборов предпринимались еще в дореволюционной историографии. Так, Д.А. Толстой различал три вида таможенных пошлин («по троякому образу ведения торговли»): 1) внутренние пошлины взимались внутри государства на торгах и мытах; 2) внешние — с привозимых из-за границы и вывозимых туда товаров; 3) транзитные — за провоз через территорию государства иностранных товаров. 13 При этом к разряду собственно внутренних сборов он относил тамгу, весчее, осмничее, контарное, подъемное, припуск, померное, пятенное, писчее, отвозное, гостиное, поворотное, анбарное, порядное, головщину, отвоз, посаженное, поплашное, свальное, роговое, явку, грузовую, рукознобную, дрягильскую и привязную пошлины и др. 14 В.И. Сергеевич же включал сборы за переправу через мосты и реки, с мер и весов, писчее и явку в разряд фискальных пошлин, а мыт, гостиное, амбарное и тамгу — в разряд косвенных налогов. Одновременно он отождествлял тамгу в обширном смысле с пудом, весчим, явкой, гостиным, порядным и другими пошлинами. 15
Принципиально иной критерий классификации был предложен Ю.А. Гагемейстером, Е.Г. Осокиным и С.Н. Никольским, которые разделили все таможенные пошлины на две категории. К первой были отнесены проезжие (проездные) пошлины, взимавшиеся за право перемещения товара, ко второй — торговые пошлины и сборы, падавшие на различные торговые операции и действия. 16 Объясняя главное отличие проезжих пошлин от торговых, В.О. Ключевский подчеркивал, что они взимались за право провоза товара (с количества возов или лодок). Он также предложил разделить торговые пошлины на два разряда: во-первых, на сборы за право купли-продажи (тамга и осмничее) и, во-вторых, на сборы за предторговые действия, имевшие целью подготовить товар к продаже. 17 Таким образом, все многообразие таможенных платежей в XIII — первой половине XVII вв. было сведено, во-первых, к проезжим или заставным пошлинам и сборам, которые взимались за право провоза товара вне зависимости от его количества и стоимости (сначала в городах, а с XIII в. также в селах и уездах), и, во-вторых, к торговым пошлинам и сборам (адвалорные и специфические ставки), которые взимались за право торговли и за совершение предпродажных действий в зависимости от количества товара и его таможенной стоимости (сначала в городах, а с середины XVI в. и в сельской местности). 18
На основании изложенного к числу проезжих (заставных) пошлин и сборов могут быть отнесены: 1) мыто (сухое и водяное), или проезжее — проезжие пошлины вообще; 2) проезд, прохожая пошлина — сборы за право отъезда с товаром; 3) перевоз, мостовщина, проезжее — пошлины за пользование обустроенными путями сообщения; 4) «с головы», задние колачи, костки — пошлины с физических лиц, перевозчиков, компаньонов, экспедиторов, проводников и др.
Классификация же торговых пошлин и сборов XIII — первой половины XVII вв. может быть представлена следующим образом: 1) явка, 19 замыт, узолки, судовая подъемная грузовая и поворотная пошлины — полуторговые-полупроезжие, полуличные-полувещные пошлины; 2) тамга, весчее, осмничее, порядное, поместное, искунное, номерное, рогозинное, покоренное, плошки — собственно торговые пошлины; 3) пятно, писчее, роговое, привязное, головщина («с головы») — пошлины с продажи скота и людей «в полницу»; 4) гостиное, анбарное, полавочное — пошлины за размещение, устройство, охрану купцов и их товаров; 5) весовое (весчее), пудовое, контарное, свальное, подъемное, рукознобное, номерное, припуск — другая группа пошлин за предпродажное обслуживание и др.
Примечания
1. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 3.
2. Осокин Е. Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права // Юридический сборник Д. Мейера. Казань, 1855. С. 545.
4. Беляев И.Д. Рец. на кн. Е.Г. Осокина «Внутренние таможенные пошлины в России» (Казань, 1850) // Москвитянин. 1850. № 22. С. 57. Тамга: 1) клеймо, тавро; родовой знак собственности у некоторых кочевых народов, в частности у монгольских скотоводов; ею метились лошади, верблюды и другой скот, находившиеся в обшей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Впоследствии тамга сделалась знаком семейной и личной (частной) собственности, соответствуя гербу или печати. Изображение тамги можно встретить на монетах. Золотоордынские ханы выдавали ярлыки с печатью алой или синей — тамгой; 2) металлическая пломба, привешивавшаяся к товару, оплаченному пошлиной, или печать; 3) внутренний налог (пошлина) в некоторых странах Востока и России после монгольского нашествия в XIII в. Фискальный по своей природе, он взимался со всех продаваемых товаров, преимущественно деньгами. «В обширном (расширительном. — М.Ш.) смысле, — полагал Д.А. Толстой, — тамга означала пошлину со всех продававшихся товаров, равно как с привозившихся на рынок, с отвозившихся с него и провозившихся» (Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины И. СПб., 1848. С. 77).
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4. С. 389.
6. Раздорский А.И. Торговля Курска в XVII веке (По материалам таможенных и оброчных книг города). М., 2001. С. 276.
7. Раздорский А.И. Таможенная система в Вязьме в XVII веке (по данным таможенных книг 1649/50—1679/80 гг.) // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI—XVII вв.: Сб. материалов международной научной конференции / Отв. ред. А.П. Павлов. СПб., 2001. С. 261.
8. Лодыженский К. История. С. 4.
10. Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 552.
11. Лодыженский К. История. С. 4.
12. Толстой Д. История. С. 73.
15. Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1890. С. 469—472.
16. Гагемейстер Ю.А. О финансах древней России. СПб., 1833. С. 77; Осокин Е. Внутренние таможенные пошлины в России. Казань, 1850. С. 2—4; Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. М., 1865. С. 52.
17. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 6. С. 163—165.
18. См.: Осокин Е. Несколько спорных вопросов. С. 546; Шумаков С.А. Древнерусские косвенные налоги // Сб. правоведения и общественных знаний. Труды юридического общества при Московском университете. М., 1897. Т. 7. С. 251.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История таможенного дела и таможенной политики России
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
История таможенного дела и таможенной политики России
Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации
AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE
DE GUINEE AMOSCOU
119034 – Pomerantsev per 6
Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31
Fax (7502) 220 21 38
15 августа 2005 года
В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.
Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.
Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.
После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.
13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.
24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.
1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.
8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.
16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.
19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.
17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.
24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.
31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.
18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.
Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.
Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.
Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.
Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.
Его Превосходительство господин Амара Бангура
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Гвинейской Республики в Российской Федерации,
Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie
AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE
DE GUINEE AMOSCOU
119034 – Pomerantsev per 6
Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31
Fax (7502) 220 21 38
15 августа 2005 года
Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.
Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.
Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.
Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.
Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.
Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1. 2 страница
Первое упоминание термина «мыто», как специальной торговой пошлины, от уплаты которой освобождались русские купцы, содержится в договоре между Киевской Русью и Византией 907 года. «Мытник», как должность княжеской администрации, упоминается в двух статьях «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» ХI века.
С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел русские города устанавливали связи с западными соседями. Сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить существенные льготы в торговле с государствами северной Европы.
К концу XV в. усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, укреплявшее Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV стремились в фискальных целях «упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Так, Иван IV, реорганизуя местный аппарат, заменил систему кормлений земским самоуправлением и освободил от дорожных пошлин земских представителей при их поездках в Москву с денежным оброком.
Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы XV-XVI в.в. явилось формирование русского (Московского государства). В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
В соответствии с Указом 1596 г. царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова все частные мыты переданы в ведение голов и целовальников, которые были обязаны давать половину мытных денег владельцам мытов, а вторую половину передавать в казну.
В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а ряд других товаров правительство объявило заповедными, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.
В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.
Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию. В статьях впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.
На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена Уставная грамота, запрещавшаявзимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов.
По отношению к внешней торговле по Новоторговому уставу была допущена почти полная свобода. Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был впервые установлен заграничный денежный курс для России. В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.
Пошлины стали взиматься монетами, золотом и ефимками[3]. Устав ужесточил порядок ввоза иностранных товаров: пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: Архангельске, Новгороде, Пскове и только оптом с целью развития инициативы русских скупщиков. Под угрозой конфискации товара им запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В исключительных случаях при наличии специальной жалованной грамоты о торгах иностранным купцам разрешалось приезжать с товарами к Москве.
В Новоторговом уставе были зафиксированы понятия, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:
♦ устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной, и ликвидировались проезжие сборы; |
♦ купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров; |
♦ определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом); |
♦ вводился контроль за перемещением товаров; |
♦ определялось право таможенной головы, и устанавливалась его ответственность перед купцами. |
Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось, главным образом, внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.
Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.
К концу XVII в. можно говорить о создании в России довольно разветвленной и централизованной таможенной службы.
Сбор таможенных и кабацких доходов к 1680 г. осуществлялся в Приказе Большой казны. К этому времени в Москве существовали Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (ей предъявлялись к обложению пошлиной скот, сено и др.), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. |
Таможнями тогда управляли таможенные головы и их помощники целовальники, которых называли так потому, что при вступлении в должность они целовали крест и присягали служить верно. Им в процедуре таможенного оформления помогали осуществлять работавшие по найму дьяки и подьячие, в обязанности которых входило записывать в таможенные книги данные о товарах и их обложении. |
Таможенные головы выбирались из первостатейных купцов и служили бесплатно. Как голове, так и целовальникам строго запрещалось производить какие-либо торговые операции за собственный счет. За превышение сумм сборов головы получали награду, а если доходы таможни по вине управляющих уменьшались с них взыскивали недочет с прибыли. В случае серьезных злоупотреблений головы подвергались суровому наказанию – битью кнутом, а то и “смертной казнью без всякой пощады”. |
Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, открывший путь русским товарам в Европу. Одним из первых таможенных мероприятий Петра I стал Указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Активизировалось развитие внешней торговли: немалую роль в этом сыграл принятый в 1724 г. протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось.
Постепенно совершенствовалась и организация таможенного дела в России. Управлять таможенными сборами с 1718 г. стала учрежденная Петром I Коммерц-коллегия. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями (они с 1700 г. назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. – оберцольнерами (нем. – «досмотрщик»), при которых по прежнему состояли целовальники. Они стали получать годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов в 1712 г. введена вновь. Запрещенный к провозу через границу товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Чтобы обеспечить успешное проведение таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы: на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов. В это время Петербург был местом сбыта контрабандных товаров. Поэтому Петр I в 1724 г. поручил Коммерц-коллегии «. иметь таможенные яхты-служители для всяких отправлений купеческих дел».
Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 г. проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход[4]. Их ходатайство было удовлетворено.
В 1731 г. принят морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных торговых судов в российские порты. Указ 1746 г. установил, что ширина зоны территориальных вод России равняется дальности пушечного выстрела.
Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров (в середине XVIII в. число различных таможенных сборов приблизилось к 17). Процедура осмотра товаров и записи в книгах были весьма сложными. Все это серьезно препятствовало расширению торговли. По инициативе графа П.Н.Шувалова, который направлял внутреннюю политику России в 50-х гг. XVIII в. и придерживался протекционистского внешнеторгового курса, в 1753-1757 гг. проведена крупная таможенная реформа.
Манифестом от 20 декабря 1753 г. с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, увеличили в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. (Российское законодательство X-XX вв. Т. 5. М., 1987- С. 159-166.) |