сказка о царе берендее тема произведения

Сказка о царе Берендее читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.» Автор Василий Андреевич Жуковский.

Жанр: волшебная сказка в стихах. Написана в конце лета 1831 года. Первый раз её опубликовал альманах «Новоселье» в 1833 году. Сказка написана гекзаметром — любимейшим размером автора.

Краткое содержание для читательского дневника

1) У царя Берендея долго не было детей.

2) Как-то он встретил у колодца Кощея и пообещал ему за своё освобождение что-то, о чём не знал.

3) Получилось, что невольно обещал новорожденного сына.

4) Иван вырос, обо всём узнал и выполнил задания Кощея.

5) Потом он женился на Марье-царевне.

Главные герои

Берендей ведёт себя очень легкомысленно. Он обещает отдать Кощею то, о чём сам и не знает.

Кощей Бессмертный хитрец и лжец. Проявляет злобу, коварство, ярость.

Иван-царевич. Довольно красивый. Любит поиграть, часто лениться.

Марья-царевна. Обладает целым набором прекрасных качеств: умом, добротой, верностью. А ещё она сказочно красива.

Старик добр и заботлив.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения являются несколько вещей. Во-первых: не нужно поступать неосмотрительно. Во-вторых: всё можно исправить, нет безвыходных положений. В третьих: главное любовь способна победить всё!

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса.

Чему учит

Сказка учит читателей не давать легкомысленные обещания. Она приводит примеры того, что не стоит опускать руки. Нужно быть находчивым и отважным и бороться за свою любовь и за счастье своей семьи.

Пословицы

Три пословицы, подходящие по смыслу к данному произведению:

Сказка-складка, послушать сладко.

Отзыв

Мне понравилось читать это произведение. Сказка написана очень красивым языком. Следить за приключениями Берендея, а потом его сына Ивана было очень интересно. Порадовала хорошая концовка сюжета.

Источник

Анализ сказки О царе Берендее Жуковского

История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.

Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.

Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.

При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.

Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.

Основными действующими лицами сказки назвать можно Кощея, Ивана-Царевича, Марья-царевна.

Что касается языка и его особенностей, на котором написано произведение, то он насыщен большим количеством эпитетов, метафор. Нельзя закрыть глаза на нарушение некоторых языковых правил Жуковским. Но это, снова же, придает произведению какой-то элемент самобытности, уникальности.

Жуковский смог создать действительно красочную и необыкновенно интересную сказку.

2 вариант

Считается, что сказка о царе Берендее Жуковского в некоторой степени является трактовкой истории, услышанной Пушкиным от его няни, Арины Родионовны. Однако ее ни в коем случае не следует считать плагиатом – ведь писатель излагает события в уникальной манере и со свойственными своему слогу шармом и талантом.

Написано творение гекзаметром – впрочем, литератор несколько адаптирует его к русскому языку. Делает он это для того, чтобы сказочный национальный колорит не был утрачен. Так, что это не просто «Морской царь и Василиса Премудрая» в новом изложении, а отдельное, заслуживающее внимания, произведение.

События развиваются в манере, свойственной сказкам. Но иногда Жуковский допускает не всегда логичные вольности – допустим, Кощей у него живет в подземном мире, во дворце, высеченном из карбункула. С одной стороны, это имеет место быть – ведь он не положительный герой, а скорее, дух тьмы. Хотя, быть может это является отсылкой к сказке Жуковского «Красный карбункул».

Жемчужины, клешни вместо рук – образ подземного Кощея не вяжется с таким описанием. Может быть, это все – таки морской царь? Нет! Автор все равно убеждает читателя, что злодей является подземным владыкой. Это довольно странно.

Марья – царевна, премудрая волшебница несколько напоминает Василису. Она обладает неплохим набором положительных качеств, среди которых: умение любить, способность идти на самопожертвование и.т.д. Также Марья обладает довольно острым умом и смекалкой.

Учитывая огромное количество плюсов ее характера, невольно соглашаешься с выбором автора, сменившего героине имя. Порой она действительно ведет себя как настоящая царевна.

К слову, Жуковский делает привычных героев более индивидуальными, старается показать всю многогранность их характеров. И это отдельный плюс.

Что касается языковых особенностей, сказка написана весьма типичным для русского фольклора, слогом без каких – либо уникальных инноваций. Тем не менее, история получилась весьма интересная и захватывающая, так что найти что-то новое для себя в творении могут не только дети, но и взрослые.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки О царе Берендее Жуковского

Популярные сегодня темы

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

Любимого героя этого произведения я долго не выбирал. С самого начала произведения мне очень понравился Андрей Болконский. В романе Льва Толстого на первый план по началу был выведен Пьер, так как он был очень позитивным персонажем

Немало произведений было написано вначале прошлого века большим количеством гениальных и талантливых писателей. Французский литератор и летчик Антуан де Сент-Экзюпери безусловно относится к их числу.

Мне известен один пример зависти, который поменял людей местами в жизни. Моя мама дружила с одной девочкой буквально с первого класса

Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Жуковский В. «Сказка о царе Берендее» Читательский дневник, краткое содержание

Жуковский В. «Сказка о царе Берендее» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Василий Жуковский

Название: «Сказка о царе Берендее»

Жанр: Сказка

Тема произведения: Добро и зло

Число страниц: 26

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Из-за отца Ивану приходится идти в подземный мир к Кощею. Царевичу помогает одна из дочерей злодея, вместе они преодолевают множество трудностей.

Сюжет — краткое содержание:

Очень долго у царя нет детей. Однажды он набредает на колодец, где страшное существо заставляет его дать клятву. У правителя рождается сын, которому приходится держать слово отца и идти в подземельное царство. Он встречает Марью-царевну. Это дочь Кощея Бессмертного. Девушка помогает царевичу избежать смерти и совершить побег из плена. Герои на коне мчатся домой, но внезапно их настигает погоня. Марья помогает царевичу и в этот раз. Иван решает пойти в другое царство, и там забывает всё, что с ним приключилось, а царевна становится цветком, который забирает себе старик. Спустя время Иван вспоминает о Марье, они играют свадьбу.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился момент встречи Марьи-царевны и Ивана. Оказывается героиня умеет обращаться в разных существ, даже в забавных уток.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Добро всегда побеждает зло, а чудеса случаются.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит верить в чудо, прислушиваться к советам окружающих, быть добрым, честным и верным.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравилась сказка! Она очень поучительная и интересная. Иногда я очень переживала за главных героев, например, когда они бежали из подземельного царства, а за ними гнался Кощей. Я рада, что у этой сказки хороший конец.

Новые слова и выражения:

Подлинно – истинно, верно

Оторочка – узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.

Каморка – маленькая комната

Пословицы к произведению:

Чудеса, а не колеса: сами катятся.

Добро не лихо: бродит по миру тихо.

Светлый человек не делает темных дел.

Источник

КСП по литературе на тему «Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КГУ «Школа – гимназия имени аль-Фараби»
(наименование организации образования)
Краткосрочный (поурочный) план
Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»
(тема урока)

Литературная поэтическая сказка

Ф.И.О (при его наличии) педагога

Балтабаева Асем Сембыевна

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

Познакомиться с биографией русского писателя XIX века В.А. Жуковского;

узнать историю создания сказок Жуковского и Пушкина.

Начнешь знакомство со «Сказкой о царе Берендее…»

кратко пересказывать содержание произведения;

Создание коллаборативной среды

Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

Определяют цели урока

Интерактивная доска, видеоролик

Изучение нового материала

I. Знакомство с В.А. Жуковским.

Сообщение учителя «Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».

II. Работа над сказкой. Прочитайте начало сказки (стр101-103 учебника) и ответьте на вопросы

ü Как царь оказался у колодца?

ü Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

ü Как автор описывает Кощея Бессмертного?

ü Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

ü Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

ü Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

ü Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?

ü Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?

III. Самостоятельная работа. Найди в тексте устаревшие слова, запиши их в таблицу в соответствии со значением.

Работают с текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь

Отвечают на вопросы на странице 97 учебника

Читают текст учебника на стр.101-103

Отвечают на вопросы.

Находят в тексте устаревшие слова и заполняют таблицу

Подведение итогов урока (5 мин)

· Какая цель стояла перед вами?

· Достигли ли мы этой цели?

· Что нового узнали на уроке?

· Осталось ли что-то непонятным?

Далее ученики отвечают на вопросы, поднимая при этом столько пальцев руки, на сколько они сами себя оценили.

· Как вы поняли новый материал урока?

· Понравилось ли вам как прошел урок?

· На сколько каждый из вас был активен на уроке?

Домашнее задание. Прочитать текст сказки дальше (стр.104 – 105). Ответить на вопросы рубрики «Для тех, кто внимательно читал» на странице 105 учебника.

Ученики показывают умение обосновывать свое понимание

Записывают д.з. в дневники

· Василий Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя храни».

· Александр Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить, но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину. А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для издания их в полном собрании сочинений.

· В биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе.

· Для своей высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского языка и литературы. Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда, больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и французскому.

· Жуковский никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях. Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей. Так он не раз заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов, заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко.

· Жуковский не раз посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на музей искусств.

· В 1822 году после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый человек, независимо от происхождения, есть свободная личность.

· Когда поэту исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.

Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Сказка о царе Берендее читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.» Автор Василий Андреевич Жуковский.

Жанр: волшебная сказка в стихах. Написана в конце лета 1831 года. Первый раз её опубликовал альманах «Новоселье» в 1833 году. Сказка написана гекзаметром — любимейшим размером автора.

Краткое содержание для читательского дневника

1) У царя Берендея долго не было детей.

2) Как-то он встретил у колодца Кощея и пообещал ему за своё освобождение что-то, о чём не знал.

3) Получилось, что невольно обещал новорожденного сына.

4) Иван вырос, обо всём узнал и выполнил задания Кощея.

5) Потом он женился на Марье-царевне.

Главные герои

Берендей ведёт себя очень легкомысленно. Он обещает отдать Кощею то, о чём сам и не знает.

Кощей Бессмертный хитрец и лжец. Проявляет злобу, коварство, ярость.

Иван-царевич. Довольно красивый. Любит поиграть, часто лениться.

Марья-царевна. Обладает целым набором прекрасных качеств: умом, добротой, верностью. А ещё она сказочно красива.

Старик добр и заботлив.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения являются несколько вещей. Во-первых: не нужно поступать неосмотрительно. Во-вторых: всё можно исправить, нет безвыходных положений. В третьих: главное любовь способна победить всё!

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса.

Чему учит

Сказка учит читателей не давать легкомысленные обещания. Она приводит примеры того, что не стоит опускать руки. Нужно быть находчивым и отважным и бороться за свою любовь и за счастье своей семьи.

Пословицы

Три пословицы, подходящие по смыслу к данному произведению:

Сказка-складка, послушать сладко.

Отзыв

Мне понравилось читать это произведение. Сказка написана очень красивым языком. Следить за приключениями Берендея, а потом его сына Ивана было очень интересно. Порадовала хорошая концовка сюжета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *