сказка о царе берендее тема произведения
Сказка о царе Берендее читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.» Автор Василий Андреевич Жуковский.
Жанр: волшебная сказка в стихах. Написана в конце лета 1831 года. Первый раз её опубликовал альманах «Новоселье» в 1833 году. Сказка написана гекзаметром — любимейшим размером автора.
Краткое содержание для читательского дневника
1) У царя Берендея долго не было детей.
2) Как-то он встретил у колодца Кощея и пообещал ему за своё освобождение что-то, о чём не знал.
3) Получилось, что невольно обещал новорожденного сына.
4) Иван вырос, обо всём узнал и выполнил задания Кощея.
5) Потом он женился на Марье-царевне.
Главные герои
Берендей ведёт себя очень легкомысленно. Он обещает отдать Кощею то, о чём сам и не знает.
Кощей Бессмертный хитрец и лжец. Проявляет злобу, коварство, ярость.
Иван-царевич. Довольно красивый. Любит поиграть, часто лениться.
Марья-царевна. Обладает целым набором прекрасных качеств: умом, добротой, верностью. А ещё она сказочно красива.
Старик добр и заботлив.
Главная мысль
Главной мыслью данного произведения являются несколько вещей. Во-первых: не нужно поступать неосмотрительно. Во-вторых: всё можно исправить, нет безвыходных положений. В третьих: главное любовь способна победить всё!
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса.
Чему учит
Сказка учит читателей не давать легкомысленные обещания. Она приводит примеры того, что не стоит опускать руки. Нужно быть находчивым и отважным и бороться за свою любовь и за счастье своей семьи.
Пословицы
Три пословицы, подходящие по смыслу к данному произведению:
Сказка-складка, послушать сладко.
Отзыв
Мне понравилось читать это произведение. Сказка написана очень красивым языком. Следить за приключениями Берендея, а потом его сына Ивана было очень интересно. Порадовала хорошая концовка сюжета.
Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
История создания этой сказки очень интересная и необычная. Во время отдыха со своим учеником в 1831 году Жуковский проживал в Царском селе. Там отдыхал и Александр Сергеевич Пушкин со своей женой Натальей Гончаровой. Тут между двумя литературными гениями было замышлено состязание на лучшую сказку. Пушкин создал свою известную «Сказку о царе Салтане», а его учитель написал три творения, одним из которых является сказка «О царе Берендее». Именно ее анализ представлен в данной статье.
Название сказки подобрано согласно традициям литературы восемнадцатого века – громко и изящно.
Есть предположение, что в сюжетной основе произведения заложено повествование, которое когда-то было рассказано Пушкину его няней. Жуковский был отлично знаком с фольклором, поэтому мотивы народного творчества явно прослеживаются в его произведении. Он очень тщательно занимался его изучением, отделял зерна от плевел.
При написании сказки Жуковский использовал свой любимый размер – гекзаметр. Этот размер отлично припал к родному языку, поэтому сказочная самобытность передана на высшем уровне. Все максимально уникально, естественно, кажется, словно имеется еще какая-то иная вариация подачи кроме прозы и поэзии.
Фабула произведения пахнет народностью. Есть нюансы, использованные автором, наводят логический беспорядок, ассонанс к примеру, затрагивается вопрос о правильности правления Кощея в земельном царстве. Хотя, если порассуждать, то моно найти этому объяснение, ведь он злой демон темноты и мрака. Кроме того, дворец Кощея выщерблен из камня. Этот камень фигурирует в другой сказке Жуковского. В ней сатана дарит его главному герою. Сказка та написана в 1816 году.
Основными действующими лицами сказки назвать можно Кощея, Ивана-Царевича, Марья-царевна.
Что касается языка и его особенностей, на котором написано произведение, то он насыщен большим количеством эпитетов, метафор. Нельзя закрыть глаза на нарушение некоторых языковых правил Жуковским. Но это, снова же, придает произведению какой-то элемент самобытности, уникальности.
Жуковский смог создать действительно красочную и необыкновенно интересную сказку.
2 вариант
Считается, что сказка о царе Берендее Жуковского в некоторой степени является трактовкой истории, услышанной Пушкиным от его няни, Арины Родионовны. Однако ее ни в коем случае не следует считать плагиатом – ведь писатель излагает события в уникальной манере и со свойственными своему слогу шармом и талантом.
Написано творение гекзаметром – впрочем, литератор несколько адаптирует его к русскому языку. Делает он это для того, чтобы сказочный национальный колорит не был утрачен. Так, что это не просто «Морской царь и Василиса Премудрая» в новом изложении, а отдельное, заслуживающее внимания, произведение.
События развиваются в манере, свойственной сказкам. Но иногда Жуковский допускает не всегда логичные вольности – допустим, Кощей у него живет в подземном мире, во дворце, высеченном из карбункула. С одной стороны, это имеет место быть – ведь он не положительный герой, а скорее, дух тьмы. Хотя, быть может это является отсылкой к сказке Жуковского «Красный карбункул».
Жемчужины, клешни вместо рук – образ подземного Кощея не вяжется с таким описанием. Может быть, это все – таки морской царь? Нет! Автор все равно убеждает читателя, что злодей является подземным владыкой. Это довольно странно.
Марья – царевна, премудрая волшебница несколько напоминает Василису. Она обладает неплохим набором положительных качеств, среди которых: умение любить, способность идти на самопожертвование и.т.д. Также Марья обладает довольно острым умом и смекалкой.
Учитывая огромное количество плюсов ее характера, невольно соглашаешься с выбором автора, сменившего героине имя. Порой она действительно ведет себя как настоящая царевна.
К слову, Жуковский делает привычных героев более индивидуальными, старается показать всю многогранность их характеров. И это отдельный плюс.
Что касается языковых особенностей, сказка написана весьма типичным для русского фольклора, слогом без каких – либо уникальных инноваций. Тем не менее, история получилась весьма интересная и захватывающая, так что найти что-то новое для себя в творении могут не только дети, но и взрослые.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки О царе Берендее Жуковского
Популярные сегодня темы
Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия
Любимого героя этого произведения я долго не выбирал. С самого начала произведения мне очень понравился Андрей Болконский. В романе Льва Толстого на первый план по началу был выведен Пьер, так как он был очень позитивным персонажем
Немало произведений было написано вначале прошлого века большим количеством гениальных и талантливых писателей. Французский литератор и летчик Антуан де Сент-Экзюпери безусловно относится к их числу.
Мне известен один пример зависти, который поменял людей местами в жизни. Моя мама дружила с одной девочкой буквально с первого класса
Мцыри привлекает меня своими жизненными ценностями. Я думаю, что Мцыри-романтический герой, в жизни которого показаны конфликты действительности с мечтой.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Жуковский В. «Сказка о царе Берендее» Читательский дневник, краткое содержание
Жуковский В. «Сказка о царе Берендее» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Василий Жуковский
Название: «Сказка о царе Берендее»
Жанр: Сказка
Тема произведения: Добро и зло
Число страниц: 26
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Из-за отца Ивану приходится идти в подземный мир к Кощею. Царевичу помогает одна из дочерей злодея, вместе они преодолевают множество трудностей.
Сюжет — краткое содержание:
Очень долго у царя нет детей. Однажды он набредает на колодец, где страшное существо заставляет его дать клятву. У правителя рождается сын, которому приходится держать слово отца и идти в подземельное царство. Он встречает Марью-царевну. Это дочь Кощея Бессмертного. Девушка помогает царевичу избежать смерти и совершить побег из плена. Герои на коне мчатся домой, но внезапно их настигает погоня. Марья помогает царевичу и в этот раз. Иван решает пойти в другое царство, и там забывает всё, что с ним приключилось, а царевна становится цветком, который забирает себе старик. Спустя время Иван вспоминает о Марье, они играют свадьбу.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился момент встречи Марьи-царевны и Ивана. Оказывается героиня умеет обращаться в разных существ, даже в забавных уток.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Добро всегда побеждает зло, а чудеса случаются.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит верить в чудо, прислушиваться к советам окружающих, быть добрым, честным и верным.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравилась сказка! Она очень поучительная и интересная. Иногда я очень переживала за главных героев, например, когда они бежали из подземельного царства, а за ними гнался Кощей. Я рада, что у этой сказки хороший конец.
Новые слова и выражения:
Подлинно – истинно, верно
Оторочка – узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
Каморка – маленькая комната
Пословицы к произведению:
Чудеса, а не колеса: сами катятся.
Добро не лихо: бродит по миру тихо.
Светлый человек не делает темных дел.
КСП по литературе на тему «Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КГУ «Школа – гимназия имени аль-Фараби»
(наименование организации образования)
Краткосрочный (поурочный) план
Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»
(тема урока)
Литературная поэтическая сказка
Ф.И.О (при его наличии) педагога
Балтабаева Асем Сембыевна
Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка о царе Берендее…»
Цели обучения в соответствии с учебной программой
5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм
Познакомиться с биографией русского писателя XIX века В.А. Жуковского;
узнать историю создания сказок Жуковского и Пушкина.
Начнешь знакомство со «Сказкой о царе Берендее…»
кратко пересказывать содержание произведения;
Создание коллаборативной среды
Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.
Определяют цели урока
Интерактивная доска, видеоролик
Изучение нового материала
I. Знакомство с В.А. Жуковским.
Сообщение учителя «Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».
II. Работа над сказкой. Прочитайте начало сказки (стр101-103 учебника) и ответьте на вопросы
ü Как царь оказался у колодца?
ü Почему напившись воды, он не смог поднять голову?
ü Как автор описывает Кощея Бессмертного?
ü Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
ü Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
ü Почему царь согласился? (Он не знал про сына)
ü Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?
ü Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте?
III. Самостоятельная работа. Найди в тексте устаревшие слова, запиши их в таблицу в соответствии со значением.
Работают с текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь
Отвечают на вопросы на странице 97 учебника
Читают текст учебника на стр.101-103
Отвечают на вопросы.
Находят в тексте устаревшие слова и заполняют таблицу
Подведение итогов урока (5 мин)
· Какая цель стояла перед вами?
· Достигли ли мы этой цели?
· Что нового узнали на уроке?
· Осталось ли что-то непонятным?
Далее ученики отвечают на вопросы, поднимая при этом столько пальцев руки, на сколько они сами себя оценили.
· Как вы поняли новый материал урока?
· Понравилось ли вам как прошел урок?
· На сколько каждый из вас был активен на уроке?
Домашнее задание. Прочитать текст сказки дальше (стр.104 – 105). Ответить на вопросы рубрики «Для тех, кто внимательно читал» на странице 105 учебника.
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание
Записывают д.з. в дневники
· Василий Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя храни».
· Александр Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить, но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину. А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для издания их в полном собрании сочинений.
· В биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе.
· Для своей высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского языка и литературы. Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда, больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и французскому.
· Жуковский никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях. Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей. Так он не раз заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов, заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко.
· Жуковский не раз посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на музей искусств.
· В 1822 году после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый человек, независимо от происхождения, есть свободная личность.
· Когда поэту исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.
Вы уже знаете, что Жуковский был другом Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы считаете?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Сказка о царе Берендее читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.» Автор Василий Андреевич Жуковский.
Жанр: волшебная сказка в стихах. Написана в конце лета 1831 года. Первый раз её опубликовал альманах «Новоселье» в 1833 году. Сказка написана гекзаметром — любимейшим размером автора.
Краткое содержание для читательского дневника
1) У царя Берендея долго не было детей.
2) Как-то он встретил у колодца Кощея и пообещал ему за своё освобождение что-то, о чём не знал.
3) Получилось, что невольно обещал новорожденного сына.
4) Иван вырос, обо всём узнал и выполнил задания Кощея.
5) Потом он женился на Марье-царевне.
Главные герои
Берендей ведёт себя очень легкомысленно. Он обещает отдать Кощею то, о чём сам и не знает.
Кощей Бессмертный хитрец и лжец. Проявляет злобу, коварство, ярость.
Иван-царевич. Довольно красивый. Любит поиграть, часто лениться.
Марья-царевна. Обладает целым набором прекрасных качеств: умом, добротой, верностью. А ещё она сказочно красива.
Старик добр и заботлив.
Главная мысль
Главной мыслью данного произведения являются несколько вещей. Во-первых: не нужно поступать неосмотрительно. Во-вторых: всё можно исправить, нет безвыходных положений. В третьих: главное любовь способна победить всё!
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 3 класса, 4 класса.
Чему учит
Сказка учит читателей не давать легкомысленные обещания. Она приводит примеры того, что не стоит опускать руки. Нужно быть находчивым и отважным и бороться за свою любовь и за счастье своей семьи.
Пословицы
Три пословицы, подходящие по смыслу к данному произведению:
Сказка-складка, послушать сладко.
Отзыв
Мне понравилось читать это произведение. Сказка написана очень красивым языком. Следить за приключениями Берендея, а потом его сына Ивана было очень интересно. Порадовала хорошая концовка сюжета.