сказка где пуговкин играет царя
В 1969 году Александр Роу пригласил меня сняться в роли царя в сказке «Огонь, вода и медные трубы». После съемок Александр Артурович сказал мне:
— Миша, как жаль, что мы поздно встретились, ты много сыграл бы у меня ролей.
Затем он пригласил меня на роль царя Еремея в сказку «Варвара-краса», где впервые играла актриса Татьяна Клюева-Гагина. Очень хорошенькая, глаза огромные. На нее были постоянно атаки с мужской стороны. Александр Роу очень трогательно ее оберегал.
Сына моего сыграл впервые Сергей Николаев, а второго «сына» играл Алексей Катушев. Бабу Ягу играл знаменитый Георгий Францевич Милляр.
Этот фильм нас всех так соединил, что до сих пор мы дружим и чтим светлую память нашего дорого сказочника Александра Роу.
— Молодежь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актеров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен все уметь делать в кино.
Пырьев вообще был особый человек. Сначала он устраивал артистам нормальное жилье в экспедиции, и не только артистам, а всей съемочной группе. И только потом начинал снимать. И когда Пырьев начинал работать, никто уже не смел ему сказать, мол, я устал, не могу работать. Все работали с огромной отдачей, потому что быт и работа неразделимы. На костях много не наиграешь. В жизни все пригодилось. Причем в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь.
Роу был большим чаевником. Во время съемок всегда сооружали столик. Роу снимет несколько дублей и кричит:
— Луиза Ивановна! Михаил Иванович хорошо сыграл. Ему кружку чая.
Луиза Ивановна была его ассистентом по реквизиту. И персонально, как премию, выдавала чай от Роу.
Как-то пили чай, и Александр Артурович сказал в шутку:
— Михаил Иванович, знаете, что я вам скажу, разбойники у вас получаются лучше, чем цари.
— Это потому, что с разбойниками я встречался, а с царями пока не пришлось.
Роу очень жизнь любил. Во всех ее проявлениях.
«Я не узнаю вас в гриме»: 5 лучших ролей Михаила Пуговкина
Почётное звание Народного артиста СССР Пуговкин получил в 1988 году, а вот стал он им гораздо раньше – зрители Пуговкина просто обожали. Роли он всегда играл небольшие, но его персонажи врезались в память иногда глубже, чем главные герои того или иного фильма.
Начинал свою карьеру Михаил Иванович, как и многие его коллеги в то время – играя в драмкружке при заводе, на котором работал. Разумеется, такой талант и харизму сразу заметили. Пуговкина пригласили попробовать свои силы на сцене профессионального театра, а потом в его жизни случилось и кино.
EG.RU вспоминает самые яркие образы, которые артист создал на киноэкране.
Степаша Барский в фильме «Дело Артамоновых», режиссёр Григорий Рошаль, 1941 год
Эта роль в экранизации одноимённого произведения Максима Горького стала для Михаила Ивановича дебютной. Пуговкину тогда было 18 лет. Работа над этой картиной была закончена в 1941 году, однако премьера фильма состоялась лишь в 1947 году. Началась война, и юный Пуговкин ушёл на фронт. В 1942 году он был тяжело ранен в ногу, но благодаря таланту полевого хирурга удалось избежать ампутации. Михаил Иванович рассказал врачу, что он актёр и что без ноги ему ну никак нельзя. Опытный медик сделал всё, что смог, однако ранение напоминало о себе всю жизнь.
Яшка-артиллерист в фильме «Свадьба в Малиновке», режиссёр Андрей Тутышкин, 1967 год
Вообще режиссёр Тутышкин в Роли Яшки видел только Пуговкина – других кандидатур просто не было. Не было и проб. Кандитатура Михаила Ивановича была утверждена без раздумий. Но сразу снимать сцены с участием артиста постановщик не смог, так как у артиста не было подходящей хореографической подготовки, а мы же все помним, что главный эпизод с участием Пуговкина – это танец «втустепь». К съёмкам совсем непродолжительного момента Пуговкин готовился несколько месяцев. С ним каждый день занимался профессиональный хореограф прямо на съёмочной площадке.
Но овчинка, конечно, стоила выделки: сцена стала одной из самых ярких во всём фильме. Кстати, этот советский мюзикл снимали в украинском селе Хорошки. Киношники активно задействовали местных жителей в процессе, а Михаил Пуговкин стал для всех них «своим». Люди приходили просто поболтать с артистом, попросить у него совета и послушать смешные истории, которые Михаил Иванович очень классно рассказывал.
Царь Еремей в фильме «Варвара-краса – длинная коса», режиссёр Александр Роу, 1969 год
До этого фильма Михаил Пуговкин уже снимался у великого советского сказочника Роу в картине «Огонь, вода и…медные трубы» и тоже в роли царя, однако Еремей из «Варвары-красы» стал персонажем культовым. Михаил Иванович работал на площадке не только как актёр, но и как учитель верховой езды. На съёмках «Кубанских казаков» Пырьева он здорово натренировался скакать в седле и для него в этом деле не осталось никаких секретов, тогда как его более молодые коллеги после просьбы режиссёра сесть на лошадь тушевались. Опытный Пуговкин не оставил своих товарищей в беде – он рассказал им обо всех премудростях верховой езды и съёмки продолжились.
Александр Роу очень любил Пуговкина и часто расстраивался из-за того, что их творческие пути пересеклись поздно. Сам же Михаил Иванович относился к работам в картинах режиссёра очень серьёзно. Он считал, что роли в фильмах-сказках для детей это двойная ответственность.
Отец Фёдор в фильме «12 стульев», режиссёр Леонид Гайдай, 1971 год
Гайдай просто обожал работать с Михаилом Ивановичем Пуговкиным. Однажды во время личной беседы с артистом режиссёр признался, что очень ценит в Пуговкине то, что он всегда приходит на площадку подготовленным. Действительно, за всю свою продолжительную карьеру Михаил Иванович никогда никого не подвёл. Он очень трепетно и уважительно относился к своим коллегам и не допускал того, чтобы из-за него останавливался съёмочный процесс.
Сам Пуговкин был человеком верующим, поэтому когда Гайдай предложил ему надеть рясу и сыграть хитрого, жадного и изворотливого священника-стяжателя, артист призадумался. Он посоветовался со своей матерью и, в конце концов, согласился. Режиссёр ждал ответа целых три недели. Часть картины снимали на Кавказе, где Пуговкину пришлось лезть на крутую скалу. Всё было очень натурально – Михаил Иванович даже руки ободрал до крови, но комиссии эта сцена почему-то не понравилась, поэтому было принято решение построить эту самую скалу в одном из павильонов «Мосфильма» из фанеры и переснять эпизод.
Карп Якин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр Леонид Гайдай, 1973 год
Вообще Пуговкин снялся в шести гайдаевских фильмах, но роль кинорежиссёра Якина в экранизации пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» стала самой любимой зрителями. Перед стартом съёмок было заседание худсовета и знаменитые постановщики, входившие в состав комиссии, выступили категорически против кандидатуры Михаила Пуговкина на эту роль. Мотивировали они своё решение тем, что артист, который всё время играет каких-то дураков, не может играть кинорежиссёра. Главным аргументом было то, что у Михаила Пуговкина «неинтеллигентное лицо». Гайдай задавил всех своим авторитетом, сказал, что актёр «всегда носит с собой интеллект в специальной сумочке» и добился того, чтобы Пуговкина не заменили.