система самоуправления в истории

История местного самоуправления

История местного самоуправления в России

От Древней Руси до 1917 года

В Древней Руси местное самоуправление существовала в вечевой форме управления, которую по своей сути можно считать непосредственной и представительной демократией.

Летописец Нестор, отобразил такую форму самоуправления в «Повести временных лет»: «Новгородцы до изначала, и Смоляне, и Кияне и вся власти, яко же на думу на вече сходятся, и на чем старшие сдумают, на том и пригороды станут».

Поэтому прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и т.д.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами, включая право приглашения князя, выполнявшего только функции военачальника. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли, которая могла перераспределяться между ее членами.

Однако со времен Ивана Грозного, уничтожившего в 1570 году Новгородскую и Псковскую республики, и вплоть до 1917 года в России господствовала жесткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти.

Но и в этот период самоуправленческие тенденции в российской государственной системе то усиливались, то ослабевали.

Так, при том же Иване Грозном «земские» и «губные» старосты, избираемые населением, имели достаточно широкие полномочия, хотя и выполняли по преимуществу поручения центральных властей. Позднее выборное начало в местном управлении было вытеснено аппаратно-бюрократическим.

Вехами в развитии местного самоуправления в России оказались земская (1864 год) и городская (1870 год) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях создавались выборные земские собрания (губернские, уездные), которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения и т.п.

Властное влияние общины («мира») на жизнь крестьян было исключительно велико. Общинные (артельные) традиции прочно укоренились в сознании русского и родственных ему народов.

Органами городского самоуправления были городская дума и городская управа. Но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти.

Земские и городские органы не были подчинены местной администрации, однако свою деятельность они осуществляли под контролем министра внутренних дел и губернаторов.

Даже эти ограниченные права местного самоуправления вызвали недовольство государственных чиновников, обращавших внимание государя на отсутствие единства и согласия в действиях правительственных и местных властей. Поэтому при Александре III положения о земских и городских учреждениях были пересмотрены с целью усиления государственного влияния на принятие местных решений.

Новая попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята после Февральской революции 1917 года. 21 мая 1917 года Временное правительство России приняло пакет законов о земской и городской реформе. В короткие сроки было воссоздано более 9,5 тысячи волостных земств. Однако довести до конца эту реформу не удалось по ричине октябрьского большевистского переворота в октябре 1917 года.

Самоуправление в СССР

После победы советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены системой советов. Идея местного самоуправления, предполагающая известную независимость и самостоятельность местных органов, вступила в противоречие с задачами государства диктатуры пролетариата.

В основу советской системы был положен принцип ее единства на всех уровнях и жесткой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Все советы действовали под контролем коммунистической партии.

Была проведена административно-территориальная реформа, вместо сельских волостей и уездов созданы более крупные районы, лучше приспособленные для централизованного руководства. Все зачатки самоуправления в городах и в деревне были ликвидированы, а ϲам термин надолго исчез из употребления. Профессора Велихова репрессировали.

Вновь установившаяся жесткая централизованная система руководства была закреплена Конституцией СССР 1936 года и сохранилась почти без изменений до конца 80-х годов.

Формально советская власть была вполне демократичной. По Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года советы избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Был введен институт «наказов избирателей» своим депутатам и система отзыва депутатов, не оправдавших доверия. Из числа депутатов создавались постоянные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на сессии советов. Совет избирал из своего состава исполнительный комитет, его председателя и заместителей, подотчетных ему. В подготовленные исполкомами проекты бюджетов можно было вносить поправки на сессиях местных советов.

Однако фактически выборы в советы всех уровней, включая местные, проводились на безальтернативной основе, а кандидатуры единственного претендента по каждому избирательному округу подбирались партийными органами со строгим соблюдением спущенных сверху пропорций (рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, молодые и старые, коммунисты, комсомольцы и беспартийные и т.д.). Нижестоящие советы и исполкомы подчинялись вышестоящим. «Сценарии» сессий советов отрабатывались заранее. Такая система не являлась ни истинным народовластием, ни самоуправлением.

Местное самоуправление в период «перестройки» и постсоветский период

Интерес к идее местного самоуправления вернулся с началом перестройки, во второй половине 80-х годов XX века. Развитие малого предпринимательства и расширение местной инициативы в сфере экономики требовало адекватных преобразований в системе местной власти.

В апреле 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Впервые было законодательно закреплено понятие коммунальной собственности.

В июле 1991 года был принят российский Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Эти Законы позволили начать возрождение местного самоуправления на новых принципах, при демократических, альтернативных выборах и в условиях многопартийности.

Система исполкомов с коллегиальной ответственностью за принимаемые решения была заменена системой глав администраций, действующих на принципах единоначалия. Однако сохранялась система вышестоящих и нижестоящих советов. Закон детально регламентировал все полномочия совета и администрации каждого уровня. Глава администрации назначался главой вышестоящей администрации, хотя и с согласия совета.

В условиях радикальных экономических реформ начала 1990-х годов, приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти.

Все это закончилось известными событиями октября 1993 года, после которых советы всех уровней были распущены.

Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти.

Лишь в некоторых регионах были избраны по временным положениям представительные органы местного самоуправления с весьма ограниченными полномочиями.

Только после принятия в 1995 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось возрождение местного самоуправления в России.

В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд серьезных недостатков и нерешенных проблем.

В ряде субъектов РФ полноценные органы местного самоуправления так и не были сформированы и сохранилась практика назначения глав городов и районов региональными президентами и губернаторами.

Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве существенно подорвали финансовую базу местного самоуправления и превратили большинство муниципальных образований в дотационные. На органы местного самоуправления был возложен значительный объем государственных полномочий, не обеспеченных финансированием.

С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа местного самоуправления. В 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. В дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений, в том числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января 2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованных муниципальных образований (особенно сельских поселений) к его реализации.

Реформирование и становление системы местного самоуправления в современной России, фактически начавшиеся с 1990 года с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», продолжается и в настоящее время, объединяя в себе элементы и преимущества как государственного, так и общественного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление в Российской Федерации нельзя считать полностью сформированным, его модернизация, поиск моделей функционирования, максимально приближенных к интересам людей, осуществляется в контексте тенденций социально-экономического развития государства.

Информация подготовлена с использованием материалов учебника для ВУЗов «Система местного самоуправления»; авторский коллектив, общая редакция Зотов В.Б., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Государственного университета управления.

Источник

Государство и самоуправление

Государство и самоуправление

Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом регулировании: для этого она была еще слишком неразвита. Только с формированием абсолютных монархий государство поглощает все другие, полезные для своего времени и уровня культуры, формы управления коллективами людей. На протяжении тысячелетий многие, не только чисто духовные и религиозные, дела находились в ведении церкви, которая также управляла людьми, но в формах, отличных от государственных. Наряду с государственной организацией и церковью в обществе эпохи феодализма сформировались и институты общественного самоуправления — на уровне отдельных территорий, центров, коллективов, объединенных социальным положением или производственно-профессиональной деятельностью.

Самоуправление — это право и возможность управлять общественными делами самими людьми помимо государственных учреждений; делают они это непосредственно или через особых представителей или учреждения, но обязательно на основе общегосударственных законов. Если люди какой-то местности или производственного коллектива приобрели возможность самим не только управлять, но и устанавливать правила и порядки, заменяющие общегосударственное право, тогда можно говорить оба втономии этого объединения или коллектива. Самоуправление в истории общества нередко перерастало в автономию. Но чаще оно уживалось с общегосударственной администрацией или сосуществуя с нею, занимаясь каждое своими делами, или государство санкционировало самоуправление, превращая его в особым образом построенное местное управление. Самоуправление проистекало из естественного объединения людей в целях самоорганизации своих дел. В феодальном обществе стремление к такой самоорганизации усугублялось многочисленными иерархиями, наличием сословных, профессиональных классов, обособленностью отдельных территорий. Поэтому именно с эпохой феодализма сформировалось большинство известных в истории видов самоуправления — начиная с исходного, общинного (касавшегося основной массы населения любого государства — крестьянства), затем территориального и до сословного и профессионального. Некоторые виды исторически воспринимали традиции самоуправления, сложившиеся в античном обществе. Но многие развились лишь в эту эпоху. В разных странах эти виды формировались и проявлялись по-разному. В Англии упрочилось земское, территориальное самоуправление. В странах Центральной и Восточной Европы большое значение приобрело самоуправление высших сословий. Но в целом самоуправление составляет важную часть не только государственной организации, но и шире — политической системы общества.

Читайте также

Земское самоуправление

Земское самоуправление Наши интеллигенты люди упорные, фанатичные. Почитали Пайпса, Янова и кого-то там еще, и стали вбивать в головы доверчивой публике, что Россия никогда не знала ни гражданского общества, ни демократии; вот на Западе другое дело, вот откуда нам надо

Дворянское самоуправление

Дворянское самоуправление В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладывались основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда

Городское самоуправление

Городское самоуправление В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы,

САМОУПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОВ

САМОУПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОВ В тот же день 21 апреля 1785 года опубликована и Жалованная грамота городам.Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. Город делился на части в 200—700

САМОДЕРЖАВИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ Мы, обманутое поколение, росли в том убеждении, что у нас на Руси, плохо все. Нам, обманутому поколению, учителя в гимназиях, профессора в университетах, публицисты в газетах и всякие другие сеятели во всяких других местах тыкали в нос по преимуществу Англию:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОСЕНЬЮ 1987 ГОДА начался эксперимент по организации производственного самоуправления на московском предприятии АТ-1. Для этого была создана межклубная группа производственного самоуправления. Формально в ней участвовали представители

Местное самоуправление

Местное самоуправление В Конституции 1849 г. и ее редакции 1866 г. провозглашалось: «Право муниципальных (коммунальных) органов власти самостоятельно, но под надзором государства решать вопросы, подлежащие их компетенции, будет урегулировано отдельным законом».

Общинное самоуправление

Общинное самоуправление Самоуправление населения в пределах особо организованной территории — соседской общины — существовало в большинстве европейских государств. Наибольшее развитие оно получило в Германии в силу исторической укорененности общинного строя в

Городское самоуправление

Городское самоуправление Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные организмы, а не только в простые

1. 5. Гражданское общество и самоуправление

1. 5. Гражданское общество и самоуправление Демократия рассматривает гражданское общество как свою естественную основу, а местное самоуправление и некоммерческие гражданские организации – как школу первой ступени для гражданина.Гражданское общество, предполагающее

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

РУССКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Разнородные отряды Первого ополчения объединились под командой различных по характерам и взглядам людей: боярина князя Трубецкого, донского атамана Заруцкого и думного дворянина Ляпунова. Они возглавили «Совет всея земли» для восстановления

Местное самоуправление

Местное самоуправление Создание земств в 1864 году и городских учреждений в 1870-м впервые дало России требуемую сеть выборных местных законодательных собраний. В земских выборах участвовали землевладельцы, городские жители и крестьяне, причем избирательная система

Источник

Тамбовский сельсовет

Вход в систему

Полезные ссылки

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

Сейчас на сайте

История развития МСУ в России

Дореволюционный этап
Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV.
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы. Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь. В XVII веке в государстве произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления. Был введен институт воевод как основного звена местного самоуправления. В 1625 году в 146 городах с уездами появляются воеводы, назначенные Разрядным приказом и утвержденные царем.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

В других городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами (подчинялись ратуше, а не воеводе), которые, как указывалось в документах, ведали всякими расправными делами между посадскими и торговыми, управляли казенными сборами и градскими повинностями и т. д. Реформой 1723-1724 гг. в развитии городского самоуправления была сделана попытка расширить круг деятельности учреждений самоуправления. Они не только отвечали за сбор податей, осуществляли полицейский надзор, но и были обязаны заниматься социальной сферой, в частности развитием народного образования. Авторы, изучающие историю развития местного самоуправления в Петровскую эпоху, особо отмечают особенности организации судопроизводства: суд был независим от администрации.

Сословный принцип формирования органов местного самоуправления и усиливающийся контроль над их деятельностью со стороны государственных органов в связи с расширением государственного аппарата и его вмешательством в городские дела свидетельствовали о продолжающемся процессе ограничения и усечения прерогатив городского самоуправления.

При Екатерине II развитие государственного управления и местного самоуправления продолжилось.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в историисистема самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в историиВ ноябре 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи».

При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями (последние, как и ландраты, фактически были в подчинении у губернаторов).

Выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. При голосовании гласные от каждого разряда имели только один голос, поэтому не играло никакой роли то, что число гласных от разных разрядов различно.

Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, которая вела непосредственную работу по заведованию текущими городскими делами.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

В XIX веке до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.

Земские учреждения уезда включали земское собрание и земскую управу с состоявшими при них учреждениями.

Земское собрание состояло из:
-земских гласных;
-членов по должности (председателя управления государственным имуществом, депутата от духовного ведомства, городского головы уездного города, представителей уездного ведомства).

Накануне Февральской революции 1917 года земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.

Жизнеспособность земства обеспечивалась его двумя основными принципами: самоуправлением и самофинансированием.

После Октябрьской революции началась повсеместная ликвидация земств (большевики считали земское самоуправление наследием буржуазного строя), которая завершилась к лету 1918 года.
Ликвидация земства была вполне закономерным процессом, т.к. местное самоуправление предусматривает децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и, в определенной степени, политическую независимость, самостоятельность, а идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное.
В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:
-принцип многообразия форм организации местного самоуправления, что связано с особенностями социально-экономического развития территории Российской империи, с существенными различиями культурно-национальных и религиозных традиций;
-принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной задачей органов местной власти являлось удовлетворение первоочередных потребностей населения и государство строго следило за тем, чтобы органы местного самоуправления не выходили за эти границы;
-принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффективности использования их данным уровнем);
-принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра). Причин для этого было несколько: и огромные территории империи; и быстрое развитие во второй половине XIX и начале XX веков городского и земского образования, здравоохранения, культуры.

Местное самоуправление в советский период

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.
К концу декабря 1917 года отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 года декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления.

До 20 марта 1918 года действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.
Анализируя законодательство того периода, можно выделить три характерные черты присущие местным Советам. Во-первых, местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Во-вторых, существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали. И, наконец, при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

В Конституции РСФСР 1918 года задачи местных Советов определялись следующим образом:
-проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
-принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
-разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
-объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
В конце 1919 года были определены единицы местного самоуправления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, деревни). Они стали называться коммунами.

В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммунальным хозяйством».

Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов началась осенью 1924 года с выделения самостоятельных городских бюджетов.

В целом же периоду деятельности Советов были присущи:
-некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
-расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правительственных структур, формирование специальных органов управления коммунальным хозяйством;
-попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны правящей партии;
-формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;
-создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей определенную «автономизацию» местных Советов.

Система местного самоуправления в СССР, в том числе и в Российской Федерации в 80-е гг. XX века характеризовалась следующим образом. Местные Советы должны были руководить на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.

В пределах своих полномочий местные Советы должны были обеспечивать комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществлять контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координировать и контролировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового иного обслуживания населения.

К исключительной компетенцией местных Советов относится:
-избрание и изменение составов исполнительных комитетов;

-образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, заслушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.

Первым практическим шагом на этом пути стало принятие 9 апреля 1990 года Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Согласно Закону система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из местных особенностей).

Местное самоуправление России в переходный период

Первым практическим шагом реформирования местного управления, внедрения нового для современной России (но давно распространенного в цивилизованных странах) подхода к нему как к местному самоуправлению стали принятие 9 апреля 1990 года и реализация Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Конституционное закрепление местного самоуправления как управления, отделенного от государственной власти, в российском законодательстве происходило постепенно.
С реформой 24 мая 1991 года на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.

Согласно Закону «О местном самоуправлении в РСФСР» учреждался институт территориального общественного самоуправления населения, который включал: общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы. Предполагались иные формы непосредственной демократии: органы территориального общественного самоуправления населения (Советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов).

Формирование и становление местного самоуправления востребовало объединения усилий новых муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для их функционирования и развития. В этот период возникают региональные и федеральные объединения, союзы, ассоциации органов местного самоуправления. Одним из первых 13 марта 1991 года был учрежден Союз российских городов и региональных образований (СРГ).

Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» № 1760 от 26 октября 1993 года была прекращена деятельность районных и городских Советов. Одновременно было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

Новый этап становления и развития в России местного самоуправления, действительно современного муниципального управления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубежную практику, начался в стране в 1993 года.
Указом от 26 октября 1993 года было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.

Оно предусматривало такую систему местного самоуправления:

система самоуправления в истории. Смотреть фото система самоуправления в истории. Смотреть картинку система самоуправления в истории. Картинка про система самоуправления в истории. Фото система самоуправления в истории

В 90-е гг. в основном организационно-правовые основы местного самоуправления в России были созданы. Однако, несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще была далека от своей конституционной модели. Хотя нормативная база и комплекс проведенных организационных мероприятий подтверждают факт перехода России к автономной модели местного самоуправления, наследием ранее действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти.

Муниципального образования «Тамбовский сельсовет»

Почтовый адрес для направления документов и обращений: 416020, Астраханская область, Харабалинский район, с. Тамбовка, ул. Советская, 47

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *