система персонажей в литературе это

Система образов в художественном произведении

Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие).
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя.
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя.
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример

«Обрамляющий» условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев «Записки охотника»

Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский «Подросток»

Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму:

— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;

— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой «После бала»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Источник

Определение понятия система персонажей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система персонажей – это отношения и взаимосвязи между персонажами, которые относятся к композиции произведения.

Понятие системы персонажей

Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

Элементы системы персонажей

Система персонажей, как и любая другая система, имеет элементы и структуру. Выделяют несколько категорий персонажей:

Главные персонажи являются центральными действующими лицами, обладают самостоятельными характерами и имеют прямую связь со всеми уровнями содержания художественного произведения.

Второстепенные персонажи также принимают достаточно активное участие в сюжете. Они имеют собственный характер, однако им уделяется гораздо меньше авторского внимания. Основная функция второстепенных персонажей – способствовать наиболее полному раскрытию образов главных персонажей.

Готовые работы на аналогичную тему

Эпизодические персонажи появляются в одном-двух эпизодах сюжета. Такие персонажи часто не обладают собственным характером и стоят на периферии авторского внимания. Основная функция таких персонажей заключается в том, чтобы в нужный момент давать толчок сюжетному действию либо оттенять те или иные качества главных или второстепенных персонажей.

Также в системе персонажей произведения существуют и внесценические персонажи. Это действующие лица, о которых идет речь, но при этом они не принимают участия в действии (например, в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» такими персонажами являются княгиня Марья Алексеевна, Максим Петрович, дядя Фамусова).

При изучении системы персонажей произведения необходимо выяснить, по каким параметрам выделяется категория персонажей. Таких параметров всего два. Во-первых, это степень участия персонажей в сюжете и объем текста, который отводится рассматриваемому персонажу. Во-вторых, это степень значимости персонажа для раскрытия сторон художественного содержания произведения. В большинстве случаев указанные параметры совпадают. Например, в произведении «Отцы и дети» Базаров является главным героем по обоим параметрам, Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий Одинцов – по обоим параметрам персонажи второстепенные, а Кукушкина и ситников – эпизодические.

Однако есть случаи, когда автор на второстепенный, а порой и эпизодический, персонаж возлагает большую содержательную нагрузку. Например, в произведении А. С. Пушкина «капитанская дочка» императрица Екатерина является эпизодическим персонажем. Однако этот образ имеет первостепенное значение для проблематики повести и его идеи, так как без него ключевая идея произведения – идея милосердия – не получила бы полного композиционного и смыслового завершения.

В некоторых случаях вопрос о разделении действующих лиц на категории совершенно теряет какой-либо содержательный смысл. Например, в композиции произведения Гоголя «Мертвые души» эпизодические персонажи от главных отличаются не качественно, а количественно, то есть не по степени авторского интереса, а по объему изображения. В произведении большое количество персонажей, ряд фигур (таких как Дядя Митяй и дядя Миняй, Мижуев, Поцелуев, Дробяжкин, поручик из Рязани, Фетинья и т.д.) не дают никаких толчков развитию сюжетного действия и никаким образом не характеризуют главного героя – Чичикова. Детализация этих образов избыточна, но этот избыток не является неумением автора строить сюжет. Наоборот, это очень тонкий композиционный прием с помощью которого классик создал особую установку. Он не просто показал образы отдельно взятых людей, он показал нечто гораздо более значительное и широкое – образ народа, населения, нации, и даже мира.

Структура системы персонажей

Точного ответа на вопрос, сколько персонажей необходимо, не существует. Каждый автор сталкивается с вопросом – а все ли изображаемые герои обязательны и не оказалось ли среди них избыточных персонажей? Для образования системы персонажей необходимо минимум два субъекта. Как вариант, можно использовать прием раздвоения героя (например, Семен Семенович из произведения «Случаи» Хармса в очках и без очков.

Максимальное число персонажей в произведении не ограничено. Например, в «Человеческой комедии» О. де Бальзака около двух тысяч персонажей.

Персонажи в произведении должны взаимодействовать между собой.

Таким образом, система персонажей – это взаимосвязи между действующими лицами произведения. важнейшим свойство системы персонажей является иерархичность. Персонаж в большинстве случае находится в точке пересечения трех линий:

Эти три линии и находящиеся в них персонажи создают иерархическую структуру системы.

Источник

Система персонажей: шпаргалка для писателей

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе это

Как сделать так, чтобы в книге не было лишних героев? Как сделать так, чтобы они не тормозили историю, а двигали ее вперед? Как сделать так, чтобы герои отличались, а не были клонами? Ответ прост: система персонажей. Каждое действующее лицо должно занимать свое место в книге, и от этого места зависят его взгляды, цели и желания. Сегодня я хочу поделиться разработанной лично мной шпаргалкой для писателей, которая поможет тебе создать интересную историю. Скачивай ее и обязательно читай ниже об особенностях ее использования.

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе это

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе это

Шпаргалка по системе персонажей: как использовать

Поначалу с этой шпаргалкой может быть непросто разобраться, поэтому я решила объяснить, что и зачем в нее добавила. Действуй следующим образом:

Обрати внимание, что у всех персонажей повторяется один и тот же вопрос: в чем их истина. У каждого должен быть свой ответ на этот вопрос, но он должен быть связан с темой произведения. И не забывай прописывать всем цель: персонажи не должны существовать просто для декораций.

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе это

Краткая характеристика каждой роли

Если ты все еще не понимаешь, кто все эти люди, распишу для тебя их роли. Система персонажей обычно подразумевает наличие таких героев:

Главный герой — это самое понятное. Про него мы пишем, с ним идентифицируется читатель.

Антагонист — тоже не вызывает вопросов. Мешает главному герою в достижении цели.

Второй антагонист — не обязателен, но может добавить напряжения. Его можно использовать в подсюжете или же ввести в качестве сюжетного поворота. Например, как более могущественного соперника.

Второй союзник — аналогично, может стать героем подсюжета или добавить динамики сюжету.

Наставник — персонаж, который помогает главному герою. Обычно знает и умеет то, чему главному персонажу еще предстоит научиться. Не обязательно седобородый старец, это может быть просто смелая лучшая подруга.

Шут-трикстер — герой, который постоянно шутит и не воспринимает все происходящее всерьез. Особенно хорошо, если ты сможешь раскрыть какое-то трагическое событие в его прошлом, чтобы образ не был слишком плоским.

Возлюбленный (-ая) — нужны для романтического подсюжета или для основного сюжета в любовной истории. Старайся показывать их полноценными личностями со своими увлечениями и сильными сторонами. Иначе этот образ будет картонным и неинтересным.

Оборотень — притворяется союзником героя, а потом предает его. Или наоборот, внезапно переходит на его сторону. Используется для сюжетных поворотов, поэтому его намерения нужно хорошо прятать.

Как я уже сказала раньше, не обязательно героев должно быть девять. Ты можешь сделать хоть троих, но постарайся в этом случае соединить в одном персонаже несколько ролей. Эта шпаргалка поможет тебе понять, нет ли в твоей книге лишних людей, которые тормозят историю, ну а их правдоподобность и многомерность зависит только от тебя.

Источник

Литературная Система 1. 4. Персонажи

ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.4. ПЕРСОНАЖИ

Здесь речь идёт прежде всего о главных героях. Эпизодические уже не так важны, к ним читатель особо не присматривается. А вот главных нужно проработать так, чтоб потом не нужно было за них краснеть. Тогда и читатель будет интересоваться ими, сопереживать, ждать, что с ними произойдёт. До того, как описать схему работы над персонажем, сначала оглашу весь список, пожалуй.
Всего видов персонажей в книге может быть пять:

1. Главные герои
2. Поддерживающие характеры
3. Оттеняющие характеры
4. Тематические характеры
5. Эпизодические персонажи

Давайте по порядку:

Оттеняющие характеры.
Если есть только главгер и несколько поддерживающих, то, как правило, мы быстро теряем интерес. Необходимы еще действующие лица, которые придадут истории больше сложности и объемности. Такие персонажи называются оттеняющими. Они не обязательно дополняют главного героя, но обязательно делают вещь более объемной, интересной и неожиданной.
Есть много книг, где комедийный персонаж, придаёт легкость и приподнятость всему действию. Даже у Шекспира в драмах частенько есть «шут». Драма не только легче воспринимается, «шут» усиливает драматический эффект.

Эпизодические характеры.
Ну тут всё понятно. Нужны просто для функционала. Продавщица в магазине; водитель автобуса, где едет главгер; сосед; случайный прохожий. Прорабатывать заранее вообще не нужно. Вставляем в книгу по мере надобности.

Теперь переходим к описанию.
Три составные части персонажа:
1. Физиологическая
2. Социологическая
3. Психологическая

Социология
1. Класс: нижний, средний, высший.
2. Занятия: работа, учёба, другое.
3. Образование: сколько классов, какая школа, оценки, любимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
4. Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, какие были родители, их привычки. Семейное положение персонажа.
5. Религия.
6. Раса, национальность.
7. Групповое положение: лидер или ведомый.
8. Развлечения, хобби.
9. Причины всего этого.

Психология.
1. Половая жизнь, моральные правила.
2. Личные цели, устремления.
3. Поражения, разочарования, неудачи.
4. Темперамент.
5. Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
6. Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, предрассудки, фобии.
7. Экстраверт, интроверт, средний тип.
8. Способности: знание языков, особые таланты.
9. Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравновешенность.
10. Уровень умственного развития.
11. Уровень сознательности.
12. Волевой уровень.
13. Жизненные принципы, ориентиры.
14. Насколько добр или зол.
15. Преобладающее эмоциональное состояние.
16. Причины.

Делаем табличку и заносим всё это дело туда. По ходу пытаемся как можно лучше увидеть героя, его внешность, внутренний мир. Понять каков он.

Надеюсь, это достаточно полное описание проработки персонажей художественной книги. Дальше перейдём к проработке конфликта.

Источник

Система персонажей. Виды персонажей в художественных произведениях

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе этоСуществует целая система персонажей, которые различаются по своим характеристикам и ролям в художественном произведении.
В этой системе различные виды персонажей могут переплетаться друг с другом самым непредсказуемым образом: все персонажи могут соотноситься с каждым, а каждый – со всеми.

Система персонажей

Типы связей между персонажами:

В результате в произведении между персонажами возникает целая система параллелей и противопоставлений.

В системе персонажей есть персонажи:

Виды персонажей

Герой произведения/протагонист. Так называют главное действующее лицо литературного произведения, которое является носителем авторских идеалов, мыслей и чувств. Как синоним, сегодня часто используют слово протагонист (в пер. с греч. «первый», «борец») – главный герой, т.е. тоже означает «главное действующее лицо».

Антигерой. Тип литературного героя, который занимает в художественном произведении центральное место, но не пользуется авторскими симпатиями, антипод героя. Да, он не наделен героическими качествами, а иногда и вовсе действует сомнительно, а то и весьма отрицательно, но он тоже может быть именно в центре повествования.

Антагонист – персонаж какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту на пути к достижению его целей. Это яростный противник главного героя, соперник, в большинстве случаев – а иногда и вовсе злодей. Антагонистом может стать не только персонаж, но и силы природы, традиции, законы общественной жизни («Старик и море» Хемингуэя, «Гроза» Островского).

Автор. Образом-персонажем перед читателями может предстать автор (как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Автор также может быть представлен как рассказчик (рассказ «Бежин луг» И.Тургенева) и как нейтральный повествователь (М. Е. Салтыков-Щедрин, сказки).

Роль рассказчика автор может передать персонажу. Так, в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» историю Печорина и Бэлы герою-рассказчику и читателям поведал штабс-капитан Максим Максимыч, а о честных контрабандистах, событиях повести «Княжна Мери», истории Вулича рассказал главный персонаж романа, Григорий Печорин.

Антропоморфные персонажи. Это растения, животные, природные стихии, роботы, фантастические существа, вещи (например, сказочная избушка на курьих ножках). В таких жанрах художественных произведений, как сказка, баллада, басня, научная фантастика, анималистическая литература они вероятны или обязательны.

Собирательные персонажи. Прообраз – хор в античной драме. С 19-20 веков в сюжеты вводятся массовые сцены: например, толпа в «Соборе Парижской богоматери» Виктора Гюго, базар в «Чреве Парижа» Эмиля Золя, рабочая слободка в романе Максима Горького «Мать», «старухи», «соседи», «гости», «пьяницы» в пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А.С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая.

система персонажей в литературе это. Смотреть фото система персонажей в литературе это. Смотреть картинку система персонажей в литературе это. Картинка про система персонажей в литературе это. Фото система персонажей в литературе это

Внесценические персонажи. Или упоминаемые. Об них подробно говорим здесь:

Есть произведения, где внесценический герой является главным. Так, в пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин (Последние дни)» действие происходит после гибели поэта.

По воспоминаниям Е.С. Булгаковой, В.В. Вересаев сначала «был ошеломлен, что М.А. решил писать пьесу без Пушкина (иначе будет вульгарной), но, подумав, согласился».

Символичным может быть ожидание героя или героини, которые так и не появляются (Таньчора в повести В. Распутина «Последний срок»).

Заимствованные персонажи. Как теперь говорят, «раскрученных» персонажей берут из произведений других писателей. Такие герои естественны, если заимствовался сюжет (Федра и Ипполит в трагедиях «Ипполит» Еврипида, «Федра» Сенеки, «Федра» Расина).

В современной массовой литературе распространен жанр римейка: известный читателю герой, имя которого стало нарицательным, вводится в новый ансамбль персонажей, в новый сюжет. Заимствование в таком случае показывает условность искусства и способствует лаконизму текста, т.к. читатель уже знает героев, автору не надо характеризовать их.

Примеры: Молчалин в цикле Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности»; Чичиков, Ноздрев и др. герои «Мертвых душ» в «Похождениях Чичикова» Булгакова. В «Евгении Онегине» на именины Татьяны приезжают

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов…

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком.

Как вам, конечно, он знаком…

И становятся понятны строки из письма Татьяны: «Вообрази: я здесь одна, / Никто меня не понимает…». Ее одиночество – одиночество романтической героини, которое помогают понять ожившие герои «Недоросля» и озорной поэмы «Опасный сосед» (литературный «отец» Буянова – В.Л. Пушкин).

Персонажи-двойники. Их фантомное существование порождает раздвоенность сознания героя: традиция имеет глубокие корни в мифологии и религии. Таковы спутник главного героя в «Повести о Савве Грудцыне», тень в «Приключениях Петера Шлемиля» А.Шамиссо, черт Ивана Карамазова у Достоевского, черный монах в одноименном рассказе Чехова. Не менее условен древний мотив превращения, метаморфозы героя («Человек-невидимка» Г. Уэллса, «Клоп» В. Маяковского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Заводной апельсин» Э.Берджеса).

Разнообразие видов персонажей показывает: нечеловеческие персонажи выступают носителями нравственных, т. е. человеческих, качеств; существование собирательных героев выявляет интерес писателей к общему в разных лицах. В центре внимания художественной литературы всегда человек, в первую очередь, как социальная личность.

Переработано. Основная информация — отсюда:

Предлагаю также прочесть:

Если публикация «Система персонажей. Виды персонажей в литературных произведениях» была полезной, делитесь ею в соцсетях с друзьями!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *