система персонажей в художественном произведении
Система персонажей
Что такое «система персонажей»? Главный герой (протагонист, антигерой, антагонист), второстепенные, эпизодические и внесценические персонажи. Взаимосвязи героев, группы персонажей ‑ материал по теории литературы, который будет полезен как начинающим писателям, так и абитуриентам, и студентам филологических вузов.
Для образования системы персонажей необходимы как минимум два героя; их эквивалентом может быть «раздвоение» персонажа (например, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи» — Семен Семенович в очках и без очков). На заре литературного творчества число персонажей и связи между ними определялись прежде всего логикой развития сюжета: то есть количество персонажей зависело от самой истории, поскольку действующие лица помогали сюжету двигаться от завязки к развязке.
Система персонажей, как и любая другая система, имеет свою структуру и основана на взаимодействии ее элементов. В нашем случае элементами системы выступают персонажи, они же герои литературного произведения. То есть герои каким-то образом взаимодействуют друг с другом, двигая тем самым сюжет.
«Сложность системы персонажей зависит от сложности самого текста, в котором может быть несколько групп персонажей, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами» ‑ писал литературовед Борис Томашевский.
И чем крупнее форма произведения, тем больше в нем персонажей – чаще всего второстепенных и эпизодических, потому что в качестве главного выступает традиционно один герой, два и больше – уже экзотика. Хотя в «Песне льда и пламени» Мартина одних главных героев как минимум шесть, а второстепенных больше тысячи. Но этот текст претендует на звание литературного сериала, а для него, как и для романа-эпопеи характерно и большое повествование, и обилие героев. Вспомним «Войну и мир» Толстого (жанр роман-эпопея), где Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова периодически выходят на передний план и соревнуются за звание протагониста, и только ближе к середине романа четко обозначается лидер тройки – Пьер Безухов.
Как бы то ни было, все персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом: разговаривать, совершать какие-либо поступки, делать что-то, так или иначе направленное на развитие действия романа. Хотя в поэме Гоголя «Мертвые души» количество персонажей буквально зашкаливает, причем это персонажи, не влияющие на развитие сюжета, а введеннех автором в повествование для воссоздания колорита эпохи, духа времени, изображения народа во всем его многообразии. Это дядя Миняй и дядя Митяй, зять Ноздрева Мижуев, мальчишки, просящие у Чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр Поцелуев, и некий заседатель Дробяжкин, и Фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из Рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую и так далее. Эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют главного героя – Чичикова. Но избыточная детализация этих фигур позволяет Гоголю создать особую, полную, пеструю картину мира.
Система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персонажами. Однако сюжетная связь — не единственный тип связи между персонажами. Система персонажей — это еще и определенное соотношение характеров.
Структура системы персонажей. Категории персонажей
Главный герой. Протагонист.
Главный герой – центральное действующее лицо произведения. Его часто называются протагонистомот греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής«борец». То есть первый, главный борец. Это носитель истины, выразитель авторских идей, главный двигатель сюжета. Пётр Гринев – герой «Капитанской дочки» Пушкина, Иван Денисович – герой «Одного дня…» Солженицына, уже упомянутый Пьер Безухов – герой «Войны и мира» Толстого, Холден Колфилд – герой «Над пропастью во ржи» («Ловец во ржи») Сэлинджера.
Антигерой
Однако если главный герой лишен положительных качеств, а наделен наоборот качествами сомнительными и даже откровенно отрицательными, как например, Тайлер Дёрден из «Бойцовского клуба» Чакка Поланика, Алекс из «Заводного апельсина» Энтони Бёрджеса, Родион Раскольников из «Преступления и наказания», его называют антигероем. Это персонаж лишенный героических качеств в общепринятом их понимании, но тем не менее находящийся в центре повествования.
Антагонист.
Протагонисту в произведении (особенно в жанровой литературе) противостоит антагонист- от древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Его противник, соперник, в большинстве случаев – злодей. Например, Волондеморт в истории про Гарри Поттера, Миледи как представитель Кардинала в «Трех мушкетерах», Долохов в «Войне и мире» соперник Пьера Безухова. Антагонистом может быть не только персонаж, но и силы природы, например в «Мцыри» Лермонтова, социальные условия и законы общественной жизни (например, в «Шинели» Гоголя)
Второстепенные персонажи
Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Персонажи второстепенной важности – отсюда и название. Не занимающие лидирующие позиции. Подчас бывает сложно отделить второстепенного персонажа от главного. Например, Доктор Ватсон – персонаж второго плана, но он не менее важен и для движения сюжета, и как автор-рассказчик, и как герой, помогающий раскрываться характеру Шерлока Холмса.
Эпизодические персонажи
Персонажи, участвующие в одном или нескольких эпизодах, в одной или нескольких сценах произведения. Они помогают продвигать сюжет, выполняя роль массовки. Эпизодические персонажи могут произносить реплики и даже совершать поступки, которые окажутся важными для действия, но в перед зрителем они появляются редко, а то и вовсе один раз.
Внесценические персонажи
Это персонажи, которые упоминаются в тексте произведения, но не участвующие в действии. То есть про них говорят другие герои, но сами они на условную сцену не выходящие – отсюда и название «внесценические».
Сквозные персонажи
Персонаж, проходящий сквозь несколько произведений, участвующий в прозаическом или поэтическом цикле, но не занимающий центрального положения.
Взаимосвязь характеров
Сюжетные связи между персонажами могут быть очень сложными. По некоторым подсчетам, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого — около 600 действующих лиц, а в «Человеческой комедии» О. Бальзака —около 2000 тысяч. Появление этих лиц в большинстве случаев определено сюжетом.Но система персонажей — это еще определенное соотношение характеров. В эстетике большинства направлений европейской литературы характеры важнее сюжета. Обычно главные герои произведений, через которых раскрывается замысел автора, занимают центральное место и в сюжете. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров, в зависимости от избранной темы. То есть сюжет в этом случае занимает второстепенное положение по отношению к характерам персонажей. Так, в некоторых произведениях характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть характер главного героя. Мы сталкиваемся с этим в «Преступлении и наказании», где в повествование вводятся двойники и антиподы Раскольникова, в «Обломове», где изображен Захар, слуга-двойник, и Штольц – антипод главного героя.
То есть второстепенные персонажи здесь не столько двигают сюжет, сколько позволяют автору раскрыть характер главного героя и справиться с поставленной художественной задачей. Здесь характеры персонажей помогают автору раскрыть основную идею произведения и реализовать творческую концепцию.
Виды взаимосвязей персонажей
С какой бы целью персонажи не вводились в сюжет, они обязаны действовать. И эти действия можно объединить в несколько групп.
Вот что об этом писал литературовед Б.В. Томашевский в «Поэтике»:
«Действующие лица подвергаются в произведении группировке. Простейший случай — это разделение всех действующих лиц на два лагеря: друзей и врагов главного героя. В более сложных произведениях таких групп может быть несколько, и каждая из этих групп связана различными взаимоотношениями с остальными лицами».
То есть персонажей можно условно разделить на несколько категорий в зависимости от их участия в судьбе главного героя и и влияния на сюжет.
Второстепенные персонажи могут быть друзьями, соратниками главного героя: доктор Ватсон для Шерлока Холмса, три мушкетера для Д’Артаньяна, Гермиона и Рон Уизли для Гарри Поттера, Разумихин и Соня Мармеладова для Раскольникова, Аркадий Кирсанов для Базарова.
Второстепенные персонажи могут быть недругами, врагами главного героя: профессор Мориарти для Шерлока Холмса, Миледи для Д’Артаньяна, Волан-де-Морт для Гарри Поттера, Порфирий Петрович и Лужин для Раскольникова, Швабрин для Петра Гринева, Долохов для Пьера Безухова, Кабаниха для Катерины.
Второстепенные персонажи могут находится в нейтральных взаимоотношениях– быть незнакомыми друг с другом, не вступать в непосредственные взаимоотношения. К таким персонажам можно отнести уже упомянутых многочисленных фигур из «Мертвых душ», персонажей из лирических отступлений «Евгения Онегина», действующих лиц из рассказов Чехова, не влияющих на само действие.
Противостояние персонажей
Самый распространенный вид взаимодействия героев, как утверждает Томашевский – это противостояние двух групп, друзей и врагов главного героя. И действительно, подобную расстановку сил – условную борьбу добра со злом – мы встретим не только в современных голливудских фильмах, но и в классике русской литературы. Разум и герои, выступающие за просвещенье и воспевающие гуманистические ценности (Милон, Правдин, Софья), противопоставлены косным ретроградам (Простакова, Скотинин, Митрофанушка) в комедии Фонвизина «Недоросль»; человек чести Петр Гринев противопоставлен бесчестному, циничному Швабрину в «Капитанской дочке», семьи порядочные противопоставлены семьям безнравственным в «Войне и мире»; ленивый Обломов противопоставлен деятельному Штольцу и т.д.
В произведениях романтического толка можно встретить главного героя, противопоставленного всему миру в целом: начало было положено «Паломничеством Чайльд-Гарольда» Байрона и нашло развитие в байронических образах Чацкого, Онегина, Мцыри, Печорина, Раскольникова, Базарова. Это герои, вступающие в конфронтацию не с определенной группой персонажей, а со всем миром, то есть со всеми героями произведения.
Про управление персонажами
Один из апологетов постмодернизма в литературе Джон Фаулз писал в романе «Любовница французского лейтенанта» (1969):
«Все, о чем я здесь рассказываю, — сплошной вымысел. Герои, которых я создаю, никогда не существовали за пределами моего воображения. Если до сих пор я делал вид, будто мне известны их сокровенные мысли и чувства, то лишь потому, что, усвоив в какой-то мере язык и «голос» эпохи, в которую происходит действие моего повествования, я аналогичным образом придерживаюсь и общепринятой тогда условности: романист стоит на втором месте после Господа Бога…
…Наши герои и события начинают жить только тогда, когда они перестают нам повиноваться. Когда Чарльз оставил Сару на краю утеса, я велел ему идти прямо в Лайм-Риджис. Но он туда не пошел, а ни с того ни с сего повернул и спустился к сыроварне
Мало того, что герой начинает обретать независимость, — если я хочу сделать его живым, я должен с уважением относиться к ней и без всякого уважения к тем квазибожественным планам, которые я для него составил.
Иными словами, чтобы обрести свободу для себя, я должен дать свободу и ему, и Тине, и Саре, и даже отвратительной миссис Поултни».
Джон Фаулз говорит о том, с чем сталкивается, пожалуй, любой начинающий писатель – с обретением персонажами самостоятельности. Но это уже совсем другая история.
Система образов
Определение понятия
Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла
Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.
Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:
«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».
Отличие системы образов от системы персонажей
Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.
Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.
Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.
Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.
«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».
Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.
Система образов в романе
Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.
Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».
Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:
«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».
Лев Толстой про систему образов
Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:
«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».
Контраст в системе образов
Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.
Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.
Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.
Образы и авторский замысел
Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.
Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.
Итак, продуманная система образов позволяет:
Система персонажей: шпаргалка для писателей
Как сделать так, чтобы в книге не было лишних героев? Как сделать так, чтобы они не тормозили историю, а двигали ее вперед? Как сделать так, чтобы герои отличались, а не были клонами? Ответ прост: система персонажей. Каждое действующее лицо должно занимать свое место в книге, и от этого места зависят его взгляды, цели и желания. Сегодня я хочу поделиться разработанной лично мной шпаргалкой для писателей, которая поможет тебе создать интересную историю. Скачивай ее и обязательно читай ниже об особенностях ее использования.
Шпаргалка по системе персонажей: как использовать
Поначалу с этой шпаргалкой может быть непросто разобраться, поэтому я решила объяснить, что и зачем в нее добавила. Действуй следующим образом:
Обрати внимание, что у всех персонажей повторяется один и тот же вопрос: в чем их истина. У каждого должен быть свой ответ на этот вопрос, но он должен быть связан с темой произведения. И не забывай прописывать всем цель: персонажи не должны существовать просто для декораций.
Краткая характеристика каждой роли
Если ты все еще не понимаешь, кто все эти люди, распишу для тебя их роли. Система персонажей обычно подразумевает наличие таких героев:
Главный герой — это самое понятное. Про него мы пишем, с ним идентифицируется читатель.
Антагонист — тоже не вызывает вопросов. Мешает главному герою в достижении цели.
Второй антагонист — не обязателен, но может добавить напряжения. Его можно использовать в подсюжете или же ввести в качестве сюжетного поворота. Например, как более могущественного соперника.
Второй союзник — аналогично, может стать героем подсюжета или добавить динамики сюжету.
Наставник — персонаж, который помогает главному герою. Обычно знает и умеет то, чему главному персонажу еще предстоит научиться. Не обязательно седобородый старец, это может быть просто смелая лучшая подруга.
Шут-трикстер — герой, который постоянно шутит и не воспринимает все происходящее всерьез. Особенно хорошо, если ты сможешь раскрыть какое-то трагическое событие в его прошлом, чтобы образ не был слишком плоским.
Возлюбленный (-ая) — нужны для романтического подсюжета или для основного сюжета в любовной истории. Старайся показывать их полноценными личностями со своими увлечениями и сильными сторонами. Иначе этот образ будет картонным и неинтересным.
Оборотень — притворяется союзником героя, а потом предает его. Или наоборот, внезапно переходит на его сторону. Используется для сюжетных поворотов, поэтому его намерения нужно хорошо прятать.
Как я уже сказала раньше, не обязательно героев должно быть девять. Ты можешь сделать хоть троих, но постарайся в этом случае соединить в одном персонаже несколько ролей. Эта шпаргалка поможет тебе понять, нет ли в твоей книге лишних людей, которые тормозят историю, ну а их правдоподобность и многомерность зависит только от тебя.
Система образов в художественном произведении
Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие).
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя.
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя.
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц
Образ рассказчика в литературном произведении
Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример
«Обрамляющий» условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев «Записки охотника»
Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин «Повести Белкина»
Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский «Подросток»
Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму:
— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;
— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой «После бала»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»