синха н к банерджи а ч история индии

Синха н к банерджи а ч история индии

Авторы использовали в своей книге новейшие данные, собранные индийскими учеными за последние годы. Уточнена датировка ряда событий, приведены результаты последних археологических раскопок, проверены имена. Таким образом, достижения индийской исторической науки нашли отражение в этом труде. Одновременно данная книга может представлять интерес и в качестве справочного издания. Работа Н. К. Синха и А. Ч. Банерджи является первой общей историей Индии с древнейших времен до наших дней, выходящей на русском языке. В связи с этим она представляет несомненный интерес для советского читателя.
Авторы тщательно проанализировали различные оценки событий древней и средневековой истории Индии, дававшиеся ранее английскими индологами. По сравнению с рядом буржуазных английских историй Индии (например, Оксфордской или Кембриджской) оценки Синха и Банерджи более объективны. Авторы отказываются от безоговорочного следования версиям английских историков при описании и оценке ряда событий периода английского господства в Индии и не занимаются тем восхвалением политики английских колониальных властей, которое характерно для вышеупомянутых Оксфордской и Кембриджской историй Индии. В отличие от английских историй, в книге Синха и Банерджи уделяется внимание особенностям исторического развития отдельных народов Индии. Таким образом, эта книга выгодно отличается от многих других исследований истории Индии, вышедших за рубежом.
Изложению истории страны предшествуют краткие географические и другие общие сведения об Индии, а также обзор источников по основным периодам истории страны—древнему, средневековому и новому. Этот обзор источников весьма интересен, поскольку он в краткой и образной форме дает представление об их разнообразном характере и о ряде трудностей изучения многовековой истории этой огромной страны с ее разнородным и многоязычным составом населения. В конце каждого раздела, охватывающего большой период, даются обобщающие сведения о социальном устройстве, экономике и культуре страны в рассматриваемое время.
Наиболее полно представлен в этой книге древнейший период истории Индии до IV века н. э. Описание этой эпохи занимает примерно пятую часть всей книги. Здесь авторы уделяют значительное внимание вопросам социального строя и производству материальных благ.
Необходимо отметить, что авторы этой книги относятся к той исторической школе, которая не признает деления истории человеческого общества

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Предисловие авторов 15

Глава XI. Индия и ее соседи 133

Глава XIII. Расцвет и падение Делийского султаната 159
1. Хилджи 159
2. Туглаки 170
3. Сейиды и Лоди 186

Глава XX. Могольская империя. Общий обзор 268
1. Литература 268
2. Искусство 270
3. Социальные и экономические условия по описаниям европейских путешественников 272

Источник

Книга: Н. К. Синха, А. Ч. Банерджи «История Индии»

Москва, 1954 год. Издательство Иностранной Литературы. Издательский переплет с рельефом. Сохранность раритета хорошая. Содержит карты. В книге излагается истории Индии с древнейших времен по 1950 год. В ней показаны роль Индии в историко-культурном развитии человечества, значение и место этой страны в мире. Перевод с английского Степанова Л. В., Ястребовой И. П., Княжинской Л. А. Редакция и предисловие Антоновой К. А.

Содержание:

Издательство: «Издательство иностранной литературы» (1954)

Формат: 70×108/16, 440 стр.

Другие книги автора:

синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть фото синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть картинку синха н к банерджи а ч история индии. Картинка про синха н к банерджи а ч история индии. Фото синха н к банерджи а ч история индии
КнигаОписаниеГодЦенаТип книги
История Индии«История Индии», написанная двумя известными индийскими историками, работающими в Калькуттском университете, доктором Нарендра Кришной Синха и доктором Анил Чандрой Банерджи, неоднократно… — Издательство иностранной литературы, (формат: 70×108/16, 440 стр.) Подробнее.195412809бумажная книга

См. также в других словарях:

История Индии — … Википедия

История математики в Индии — Данная статья часть обзора История математики. Научные достижения индийской математики широки и многообразны. Уже в древние времена учёные Индии на своём, во многом оригинальном пути развития достигли высокого уровня математических знаний.… … Википедия

История Пакистана — Содержание 1 Доисторический период 2 Бронзовый век 3 Мусульманский период … Википедия

История Бангладеш — Содержание 1 Доисторический период 2 Древняя история 3 Исламский период … Википедия

История цивилизаций Индии — Les Civilisations de l Inde … Википедия

История астрономии — История науки … Википедия

История математики — История науки … Википедия

История отношений Индии и Пакистана — В течение 200 лет Индия была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Великобритания была вынуждена предоставить независимость своему самому… … Энциклопедия ньюсмейкеров

История географии — История науки … Википедия

Источник

Кей Дж. История Индии

синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть фото синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть картинку синха н к банерджи а ч история индии. Картинка про синха н к банерджи а ч история индии. Фото синха н к банерджи а ч история индии Кей Дж. История Индии
М.: АСТ: Астрель, 2011. – 772 с. – (Историческая библиотека).

Индия – страна, подарившая человечеству одну из основных мировых религий, высокое искусство и литературу, уникальное зодчество, множество философских учений…
Страна, пережившая множество нашествий, однако век за веком сохранявшая самобытность и становившаяся только сильнее.
«Жемчужина короны Британской империи» XIX века.
Родина Тагора, Ганди и Неру.
И наконец, современное, динамично развивающееся государство, ставшее на путь модернизации.
В своем глубоком, живо написанном исследовании Джон Кей рассказывает о самой необычной стране нашей планеты – с древнейших времён и до наших дней.

Часто писать историю Индии начинают с того, что жалуются на малочисленность доступных источников. И источники эти принято считать весьма скудными и способными лишь фрагментарно осветить историю одной из древнейших цивилизаций мира. Профессор Р. Ч. Маджум-дар в 1950-х годах писал: «Мы не располагаем никакими историческими текстами, написанными до XIII столетия н. э., здесь у нас гораздо меньше подробных сведений, чем о Древней Греции, Риме или Китае». Маджумдар говорил о XIII столетии, поскольку именно тогда северная Индия попала под власть мусульман и их приверженцы постарались увековечить победу ислама. Но 80% от добрых четырех тысячелетий доисламской индийской истории оказались без исторических описаний.

«Этому недостатку трудно дать разумное объяснение, — продолжает Маджумдар, — но факт сомнений не вызывает». Если отвлечься от рациональных объяснений, то проявляется прежде всего нежелание индийцев рассматривать свою древнюю историю как академическую дисциплину. Недостаточное количество летописей и мемуаров тяжким бременем ложится на историка. Оно затрудняет реконструкцию событий прошлого и искажает их интерпретацию, превращая ее в занимательный рассказ. Почтенные читатели исторического труда предупреждены. Аттракцион продолжается.

К счастью, за последние пол века ситуация значительно улучшилась. Не то чтобы на свет неожиданно явились летописи, но было проведено множество новых исследований, и другие отрасли науки внесли свой вклад. Я был просто потрясен, узнав, сколько написано трудов по следам этих славных открытий и сделано судьбоносных выводов и находок в результате кропотливого анализа. Таким образом, недостаток документов отчасти восполнен. Исследовательский подход, как розу шипами, оживил повествование спорами, внеся неформальную атмосферу студенческого общества. История, основанная на исторических свидетельствах, выглядит вполне научно, но очень многое в изучении прошлого — даже хронология — привязано к объектам культуры и искусства (монетам, свиткам) и собирается по кусочкам из отдельных надписей, фрагментов устной традиции, письменных произведений, религиозных текстов. Поэтому ныне прежние невразумительные монографии, не опирающиеся на эти источники, придется пересмотреть.

Реконструкция прошлого на основе надежных материалов — занятие прекрасное, но не простое. Гений ученых, которые из обломков, из руин, из «кирпичиков» отдельных фраз смогли выстроить историю одной из старейших и интереснейших цивилизаций, сам по себе достоин эпических поэм. Он заслуживает отдельного повествования, и я в предыдущей книге постарался рассказать об ученых XIX века. Но этот исследовательский эпос продолжается и тоже является частью истории Индии. Историческое повествование, словно каменная лестница, ведет нас в мир древних событий и героев, но и сами ступени могут многое рассказать о том времени, когда они были уложены. И когда столь многое из известного нам получено путем исследований и столь немногое — благодаря свидетельствам, было бы странно не доверять ученым, которые смогли подтвердить свои открытия. Это касается и истории Индии, и, в немалой степени, ее метаистории.

Содержание:
Введение
Мир Хараппы (3000–1700 гг. до н. э.)
Ведийские ценности (1700–900 гг. до н. э.)
Легендарная эпоха (900–520 гг. до н. э.)
Дымка мифов рассеивается (520–320 гг. до н. э.)
Слава династии Маурьев (320–200 гг. до н. э.)
Эпоха парадоксов (200 г. до н. э. – 300 г. н. э.)
Золото Гуптов (примерно 300–500 гг. н. э.)
Властители Вселенной (500–700 гг. н. э.)
Дхарма и протест (700–900 гг.)
Натрадж, царство танца (950–1180 гг.)
Триумф султанов (1180–1320 гг.)
Другие Индии (1320–1525 гг.)
Создание империи Моголов (1525–1605 гг.)
Роскошь Великих Моголов, индийские церемонии (1605–1682 гг.)
От Таджа до Раджа (1682–1750 гг.)
Британские завоевания (1750–1820 гг.)
Pax Britannica (1820–1880 гг.)
Пробуждение нации (1880–1930 гг.)
Когда пробьёт полночь (1930–1948 гг.)
Сменить колею (1948– )
Литературные источники
Библиография

Информация о файле: djvu, 17 mb.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Источник

Синха н к банерджи а ч история индии

синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть фото синха н к банерджи а ч история индии. Смотреть картинку синха н к банерджи а ч история индии. Картинка про синха н к банерджи а ч история индии. Фото синха н к банерджи а ч история индии
Казан-хан пришел к власти после смерти чагатаида Мухаммед Пулада в 1342 году. В 1345 г. oн перенес свою столицу в город Карши. В источниках его также называют Казан-Тимуром. Правление его было неспокойным.

После гибели Казан-хана Чагатайский улус распался на два отдельных государства: Мавераннахр и Моголистан. На его дочери Сарай-мульк ханым был женат внук эмира Казагана эмир Хусейн, после смерти которого на ней женился Тимур. В Мавераннахре (междуречье Сырдарьи и Амударьи) власть Чагатаидов больше не восстановилась.

Проблема правления султана халила и казан-хана в реконструкции чагатайской истории 30-40-х гг. xiv вв.

История Чагатайского улуса с середины XIII в. и вплоть до захвата власти амиром Темуром до сих пор содержит множество «белых пятен». Среди наиболее сложных для научного анализа временных отрезков – 1330-е-1340-е гг., для которых имеются особенно сильные противоречия письменных источников между собой и с нумизматическими материалами. По поводу этого времени еще Бартольд В.В. признал, что «…установить в дальнейшем отдельные события почти невозможно, так как между сообщениями историков, пожалуй, малодостоверными в этом вопросе, и рассказом, также романтически окрашенным, путешественника Ибн Баттуты существует непримиримое противоречие» [Бартольд 1964: 543]. Поэтому для исторической реконструкции представляется возможным использовать здесь более доступные данные, относимые к более позднему времени правления амиров Казагана, Хусейна и Темура, а также более раннему периоду правления Чагатаидов дома Дувы-хана, с последующей интраполяцией их на внутренний временной интервал.

Султан Халил и Казан-хан

Хорошо известно, что главной и наиболее влиятельной женой амира Темура была Сарай-Мульк-Ханум – вдова его предшественника амира Хусейна и дочь чагатайского хана Казана. Благодаря ей он получил титул ханского зятя – Гураган. С её именем было связано строительство медресе и мавзолея в центре Самарканда, и даже центральная соборная мечеть стала в память о ней называться мечетью Биби-Ханым. Когда после гибели Хусейна амир Темур на правах победителя решал судьбу его вдов, то у него был выбор. У Хусейна было две жены чингизидского рода. Старшей была Севинч Кутлук ага – дочь Тармаширин-хана. Но амир Темур для себя выбрал именно дочь Казан-хана, а дочь Тармаширин-хана отдал амиру джалаиров Бахраму. Безусловно для Темура в вопросах женитьбы главным были не симпатии, а политический расчет. Почему же он выбрал родство с Казан-ханом?

Когда пытаешься разобраться с личностью Казан-хана, то неожиданно приходиться иметь дело не с одной, а сразу с двумя историческими персонами. У Казан-хана оказывается есть политический «двойник» – султан Халил или Халил Аллах. Причем ни письменные источники, ни монетный чекан пока не дает однозначного ответа: это два разных человека или одно лицо? Так анализ нумизматического материала этого периода, начатый еще Массоном М.Е. [Массон 1957: 69], и, продолженный в последние годы Петровым П.Н., Кошеваром В.Г. [Петров П.Н., Кошевар В.Г. 2003, Петров П.Н. 2003, и др.], выявил следующие факты. Монетный чекан Казан-хана осуществлялся в 742, 743 (1341-1343 гг.) и 746 г.х. (1345-1346 гг.). Причем, судя по чекану 742-743 гг.х., в эти годы его уделом были области Бадахшана и Термеза. В 742 г.х. в Отраре чеканились дархемы, где наряду с именем Казана находилось имя Халил. Именно от имени султана Халила вели в 742-743 г.х. чекан серебрянных динаров центральные монетные дворы Мавераннахра в Бухаре и Самарканде [Петров П.Н. 2003: 105]. По личной информации Петрова П.Н. существуют монеты этого периода, чеканенные в Алмылыке и Термезе, где также упомянуты оба имени: Халил и Казан. Монеты Казана и Халила имеют общий тип тамги (рис.1). Монеты султана Халила чеканятся и в 744 г.х. (1343-1344), после чего их выпуск прекращается. В 746 г.х. Бухара, Самарканд, Термез и Бадахшан чеканят монеты Казан-хана.

Если разделять персоны Халила и Казана, то получается, что это два родственных правителя. В 742-744 гг.х. центральной фигурой был Халил, который занял центральные области Мавераннахра, а Казан в это время владел только южными территориями – Бадахшаном и Термезом. Факт чеканки ими совместных монет в восточных землях (Алмалык и Отрар) и Термезе свидетельствует о том, что в масштабе улуса они были соправителями. После ухода Халила с политической сцены, Казан занимает его место и подчиняет своей власти Мавераннахр, что и отражает его чекан. Если отождествлять эти персоны, то два имени у одного правителя могут означать, как вариант: Казан – собственное(тюркско-монгольское) имя, а Халил – имя, принятое при обращении в ислам.

Караунасы и дом Никудера

В ряде современных исторических работ Казан-хана автоматически относят к дому Дувы-ханы. Однако есть основания считать его представителем совсем другой ветви правящего рода Чагатаидов. Наиболее подробные сведения о султане Халиле сообщает Ибн Баттута, который называет его сыном Ясавура. Шарафуд-Дин Йазди и Фасих Хавафи также называют Казан-хана сыном Ясавура или Йасура. Обратим внимание, что в хронике Фасиха, посвященной 1320-м годам, фигурирует чингизид Ясавур Никудери или Ясавур-оглан – глава караунасов, которые с конца XIII в. уже около двадцати лет были поддаными Чагатаидов [Арапов 2004].

Известно, что после смерти Дува-хана его сыновья отстояли трон отца. Преодолев внутренние смуты, новый хан Есунбуга (1309-1316) возобновил грабительские походы и в 1312-1313 гг. осуществил набег на Хорасан. В ответ войска ильхана Олджейту (1304-1316) ограбили Мавераннахр и захватили южные чагатайские владения. Война двух улусов в 1313-1315 гг. велась на территории Хорасана. Чагатайская армия дважды вторгалась в эти области, захватила окрестности Герата, а в 1315 г. одержала важную победу при Мургабе. Но тут пришло сообщение о нападении со стороны Китая монгольских императорских войск и Есунбуга-хан срочно отозвал основные силы на восток.

В этот момент на исторической сцене и появляется Ясавур Никудери, который поднял мятеж против власти дома Дувы и заключил союз с ильханом Олджейту. Возглавляемые Ясавуром караунасы покинули чагатайскую армию и соединились с войсками Олджейту. Сначала они изгнали чагатаев из Хорасана, а затем в 1316 г. сами вторглись в Мавераннахр. Были разорены Бухара, Самарканд, Термез, большинство жителей которых Ясавур увел в свои владения. После смерти Олджейту Ясавур восстал и против Хулагидов. В 1317, 1318 гг. он вторгался в Хорасан, добился контрибуции от Герата и вынудил ильхана Абу Саида заключить с ним мир. В 1318 г. он напал на Систан. В 1319-1320 гг. Ясавур снова осадил Герат, а затем ограбил Мазандаран. На сторону Ясавура перешли владетели Бохарза, Фараха и Исфазара [Фасих 1980: 43-44,45-46,48-49]. Из этого следует, что в 1316-1320 гг. караунасы во главе Ясавуром Никудери были одной из главных военно-политических сил Центральной Азии. Вероятным центром их владений, судя по направлениям походов, были области Кабула и Кандагара. В противовес Ясавуру ильхан Абу-Саид возвратил власть в Герате султану Гияс ад-Дину Карту (1307-1329). Тот заключил союз с чагатайским ханом Кёпеком (1318-1326) и в результате их совместных действий в 1321 г. Ясавур был убит [Массон, Ромодин 1964: 315].

Поскольку согласно завещанию Чингиз-хана улус Чагатая имел на юге пределом индийские владения, то формально Чагатаид Никудер имел права на эти земли. Здесь возникает военно-кочевое объединение караунасов во главе с домом Никудера, которое иногда называют Никудерийской ордой. Она прославилась набегами на соседние области Хорасана, Систана, Фарса, Кермана, вплоть до портов Ормузского пролива, а также на Северную Индию. К концу XIII в. в Центальной Азии произошло усиление группы чагатайских племен во главе Дува-ханом (ок.1274-1306). В 1295 г. они совершили поход в восточные области Ирана, разорили Хорасан, Мазандаран и Йезд. В 1297-98 гг. чагатаи захватывают Восточный Афганистан, а затем вторгаются в пределы Делийского султаната. Согласно Рашид ад-Дину в этом походе Дува-хан покорил южные области караунасов и поставил во главе их своего сына Кутлуг-Ходжу [Рашид-ад-дин 1946: 29, 92, 234]. Когда в начале XIV в. Дува-хан основал независимое Чагатайское государство, то земли караунасов стали его южной частью, а Чагатаидский дом Никудера, судя по всему, признал верховенство дома Дувы. Не исключено, что именно присоединение караунасов и подчинение дома Никудера обеспечило дому Дувы победу над чингизидским домом Кайду. Земли караунасов стали удобным плацдармом чагатаев для регулярных набегов на Северную Индию. Опираясь на караунасов, чагатаи производят новые вторжения в Пенджаб, Мультан, области Дели в 1299 г., а затем повторяют набеги ежегодно в 1303-1306 гг.
По своему этническому типу и пассионарному потенциалу караунасы Центральной Азии близки к тюрко-монгольской группе мамлюков, синхронно пришедшей к власти в Египте в конце XIII в. На тот же этнический тип стал ориентироваться и Делийский султанат, набравший в начале XIV в. в свою армию для защиты от вторжений чагатаев и караунасов около 30 тысяч тюрко-монгольских воинов. Обращает на себя внимание, что и у мамлюков Египта, и в реформированной по монгольскому образцу армии Делийского султаната, в качестве организующего нормативного начала использовались «Ясса» и «Билик» Чингиз-хана. Ко времени мятежа Ясавура караунасы уже на протяжении полувека были исключительно дееспоспособной военно-политической силой Центральной Азии, превосходившей более патриархальные, но этнически более целостные тюркско-монгольские племена. Занимая стратегические области в окрестностях Гиндукуша и Кандагара, они контролировали основные трассы между Индией, Центральной Азией и Ираном.

В нашей реконструкции на протяжении 40-50 лет с конца XIII в. и до 30-х гг. XIV в. военно-политическая группировка караунасов имела своим лидером одного из представителей дома Никудера, являвшегося частью рода Чагатая. Первоначально караунасы-никудерийцы ориентировались на Хулагидов, а затем признали власти Чагатаидов. Военный рейд армии ильхана Олджейту в 1313 г. в южные чагатайские владения выявил слабость центральной власти Чагатаидов. Давуд-Ходжа – преемник Кутлуг-Ходжи был вынужден отступить на север за Гиндукуш. Успех Олджейту и поражение чагатаев дало шанс Ясавуру заявить о независимости от правящего дома Дувы-хана. Мятеж 1316 г. похоже фиксирует первую попытку дома Никудера вмешаться в борьбу за власть внутри Чагатайского улуса. Сначала Ясавур для борьбы Есенбугой вступил в союз с ильханом Олджейту, а затем брат Есенбуги Кёпек вступил в союз с ильханом Абу Саидом и Картами для борьбы с Ясавуром. Ясавур проиграл и погиб. Но караунасы, явно, сохранили свой военный потенциал, хотя и оказались на время зависимы от Картов. В том же 1321 г. войска Картов и караунасов совершают совместное вторжение в Фарах. Уже военный поход Тармаширин-хана в Индию не мог осуществляться без участия караунасов-никудерийцев.

Наше базовое предположение заключается в том, что султан Халил и Казан-хан являлись детьми мятежного Ясавура или, по крайней мере, принадлежали к чагатаидскому дому Никудера. Об этом нет прямых данных, но косвенным подтверждением этого служит их опора на караунасов.

Ибн Баттута и султан Халил

Когда в первой половине 30-х годов XIV в. арабский путешественник пересек Среднюю Азию проездом из Золотой Орды в Индию (рис.2), то он имел встречу с ханом Тармаширином. Этот чагатайский правитель исповедовал ислам и держал ставку в Мавераннахре. Происламская ориентация Тармаширина вызвала его конфронтацию с беками восточных чагатайских племен. Они обвинили его в отступлении от «Ясы» Чингиз-хана и, в частности, в том, что он перестал собирать курултай Чингизидов. Восточные чагатаи подняли мятеж и, избрав на курултае 1333-1334 гг. своего хана Бузуна, выступили под его началом в Мавераннахр. Тармаширин пытался бежать, но был схвачен. По утверждению Ибн Батуты ему удалось скрыться и уйти в Индию. После этого ханская ставка Чагатаидов была перенесена в Семиречье, что означало смещение политического центра улуса на восток в неисламские земли.

Ибн Баттута сообщает, что хан Бузун «…стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить храмы». Это и послужило поводом для выступления против него мусульман во главе с сыном Ясавура султаном Халилем. Cултану Халилю оказали помощь правитель Герата (султан Му‘изз ад-Дин Карт (1331-1370)) и правитель Термеза (худавандзаде Ала ал-Мулк). Поход против Бузуна носил характер газавата – священной войны с противниками мусульман, и при первом столкновении чагатайские войска Бузуна перешли к Халилю. Бузун-хан был пленен и удушен тетивой лука. В смотре войск, проведенном в Самарканде, численость армия Халила составила 80 тысяч воинов. Войско Картов было отпущено в Герат, а худавандзаде назначен везирем. Против султана Халила выступило новое войско, мобилизованное беками восточных чагатаев. Но армии Халила удалось одержать победу над ними в сражении близ Тараза.
Потом был захвачен Алмалык, а затем, как утверждает Ибн Баттута, был совершен дальний восточный поход вплоть до Бешбалыка и Каракорума. Худавандзаде был оставлен с войсками на восточной границе в Алмалыке, а султан Халил вернулся в Мавераннахр. Позднее султан Халил заподозрил своего везиря в измене, отозвал и казнил его. Захватив трон и укрепив свою власть в Чагатайском улусе, султан Халил потребовал подчинения со стороны правителя Герата. Султан (Му‘изз ад-Дин Карт) ответил отказом. Тогда Халил начал войну, но потерпел поражение от армии Картов и был взят в плен. Ибн Баттута утверждает, что в 1347 г. Халил еще оставался при гератском дворе [Ибрагимов 1988: 87-92].

Таким образом, в описании Ибн Баттуты представлена достаточна крупная политическая фигура, испытавшая значительные победы, затем поражение и смирение при дворе его победителя. Казалось бы, описанные исторические коллизии должны пользоваться повышенным интересом и вниманием средневековых историков, но те молчат об этом. Такие темуридские историки как Шараф ад-Дин Йазди и Фасих Хавафи, ничего не знают о султанеХалиле и утверждают, что в 1332-1333 гг. чагатайский трон перешел к дому Никудера в лице сына Ясавура Казан-хана, который правил до 1346-1347 гг. [Йазди 2004: 5б; Фасих 1980: 57, 74]. В начале XX в. английский ученый С.Лэн-Пуль, хотя и называет свою реконструкцию предположительной и достаточно сомнительной, смещает приход к власти Казан-хана на 1343 г., а между ним и Тармаширином умещает четырех правителей из дома Дувы и одного потомка Угэдэя – Али-султана [Лен-Пуль 1996:462-463].

Однако в свете вышеизложенного о караунасах и роде Никудера красочный рассказ Ибн Баттуты выглядит вполне допустимым, хотя он с неизбежностью ведет к пересмотру сложившихся представлений о чагатайской истории [Арапов 2003]. Версия Ибн Баттуты сходится с версией темуридских историков в том, что в 1330-е-1340-е гг. дом Никудера одержал верх над домом Дувы и на время захватил центральный чагатайский трон. Однако возникает вопрос датировок и стыковки с нумизматическими материалами. Не имеется монетного материала, который бы подтверждал факт правления султана Халила и Казан-хана с 733 г.х. В этот год и до 741 г.х. известны имена нескольких ханов, занимавших престол – Тармаширин, Дженкши, Есун-Тимур, Мухаммад, а также Алисултан. Возможно, что Ибн Баттута, который, и в момент свержения Тармаширина, и, спустя 10 лет, находился вдали от Центральной Азии, несовсем удачно соединил факты и под противником Халила должен фигурировать более поздний восточно-чагатайский хан. У Ибн Баттуты такие неточности встречаются. Вспомним, что могилу имама ал-Бухари, находящуюся под Самаркандом, он «посетил» в Бухаре.
Можно также предположить, что Халил и Казан действительно уже с 733 г.х. могли быть правителями в территориях караунасов, однако в силу своего политического статуса еще не имели прав на чеканку монет. Только захват домом Никудера центральной власти в Чагатайском улусе позволил начать им свой именной чекан. Версия Ибн Баттуты сходится с версией темуридских историков в том, что в 1340-е годы дом Никудера одержал верх над домом Дувы. Это стало воплощением многолетних северных военно-политических амбиций караунасов-никудерийцев, заявленных еще Ясавуром. Если раньше Чагатаиды дома Дувы поддержали Картов в борьбе с Ясавуром, то теперь Карты поддержали его сына Халила в борьбе с восточным Чагатаидами. Одной из причин потери информации о султане Халиле и Казан-хане мог быть урон, причиненный городской культуре Центральной Азии «великой чумой» 40-50-х годов XIV в.
Амир Темур, караунасы и никудерийцы

Султан Халил и Халил-ата

Обратим внимание еще на один момент. Борьба коалиции дома Никудера и Картов с восточным Чагатаидами была газаватом против неверных. Победа дома Никудера, видимо, и отражает окончательную победу мусульманской религиозной традиции в западной части Чагатайского улуса. В мусульманской литературе имеются также сведения о правлении в Мавераннахре султана-дервиша шейха Халил-ата. Этот шейх принял посвящение от шейха «яссавийа» Тадж-Ходжи и являлся одним из наставников Баха ад-Дина Накшбанда (1317-1389) [Тримингэм 1989: 58-59]. Можно допустить, что шейх Халил-ата и султан Халил одно лицо.
В предполагаемые годы правления султана Халила 1341-1344 гг. в Мавераннахре Баха ад-Дину Накшбанду было 24-27 лет, что хорошо соответствует возрасту ученичества. Возможно и султан Герата, уважая сан шейха, дал ему как побежденному правителю шанс осуществить смирение в суфийском уединении. Обратим внимание, что из трех путешествий Баха ад-Дина Накшбанда два были связаны с хаджем, а одно – с посещением двора Му‘изз ад-Дина Карта, который проявил интерес к его учению. Считается, что шейх Халил умер в 1347 г., что стыкуется с информацией Ибн Баттуты. Практически к тому же выводу о Халил-ата пришел и историк суфизма Кныш А.Д., который уверенно отождествляет его с Казан-ханом (Кадан/Газан Ханом) [Кныш 2004: 250-251]. Поскольку одним из соратников султана Халила был глава священного рода термезских сеййидов – худавандзаде Ала ал-Мулк, то это также может быть признанием высокого духовного статуса Халила. Термезские сеййиды, похоже, имели особое почитание в среде караунасов. Тогда понятно, почему такое большое значение имела их поддержка для амира Темура. Вспомним роль, которую сыграли худовандзаде Термеза на решающем курултае накануне свержения амира Хусейна. Видимо не случайно и то, что вплотную к мавзолею отца Темура в Шахрисябзе находится мавзолей «Гумбези Сеййидон», где находится несколько погребений термезских сеййидов.

Окончательного решения проблемы правления Халила и Казана еще нет. Здесь изложены только некоторые идеи реконструкции исторических событий, которые могут быть предложены к обсуждению. Они несколько меняют традиционные представления как о чагатайской истории, так и об основаниях, которые позволили прийти к власти амиру Темуру. Многие моменты еще далеки от ясности. Необходимо сверить эти подходы с более широким кругом исторических источников и нумизматическими данными. Но целый ряд совпадений дают основания считать, что «истина где-то рядом».

Литература

1. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. III. Пер. с перс. Арендса А.К. Ред. Ромаскевича А.А., Бертельса Е.Э. и Якубовского А.Ю. М.,Л., 1946.
2. Та’рих-и Систан («История Систана»). Пер., введ. и коммент. Л.П.Смирновой. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит., 1974.
3. Фасих Ахмад ибн Джалал ад-дин Мухаммад Хавафи. Муджмал-и Фасихи (Фасихов свод). Пер., пред., прим.и указат. Юсуповой Д.Ю. Ташкент, 1980.
4. Шаруфуддин Али Йазди. Зафарнаме / Пер. староузб. А.Ахмедова. Рукопись. – Ташкент, 2004.
5. Бартольд В.В. Соч.. Т.2. Ч.2. М., 1964.
6. Ибрагимов Н. Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии. – М., 1988.
7. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д.Кныш; пер.с англ. М.Г.Романова. – СПб: Изд. «ДИЛЯ», 2004.
8. Массон М.Е. Исторический этюд по нумизматике Джагатаидов (по поводу Таласского клада монет XIV в.) // В сб. Труды САГУ. Новая серия. Вып. CXI. – Ташкент, 1957, С.41-108.
9. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. – М., 1964.
10. Лен-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. Пер. с англ., прим. Бартольда В.В. // В сб. Абуль-Гази-Багадур-хан. Иоакинф…, Лен-Пуль Стэнли… – Москва-Ташкент-Бишкек, 1996, С.321-541.
11. Петров П.Н. Смута 1340-х гг. в государстве Чагатаидов (нумизматические данные) // Одиннадцатая всероссийская нумизматическая конференция. СПб. 14-18 апреля 2003. Тезисы докладов и сообщений. СПб., изд-во ГЭ, 2003, С. 104-106.
12. Петров П.Н., Кошевар В.Г. Клад № 5 и отдельные нумизматические находки из Киргизии //Нумизматика, октябрь, 2003, С.23-27.
13. Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. Пер. с англ. Степанова Л.В., Ястребовой И.П. и Княжинской Л.А. Ред. и пред. Антоновой К.А. – М., 1954.
14. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. Ставиской А.А. Ред. и пред. Акимушкина О.Ф. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит-ры, 1989.
15. Арапов А.В. «Чудеса» путешествия Ибн Баттуты по Средней Азии // «Эхо истории», Ташкент, 2003, N3-4, C.38-43.
16. Арапов А.В. Караунасы-никудерийцы и их роль в чагатайской истории // Общественные науки Узбекистана, Ташкент, 2004, N 2-3, C. 61-67.

/Доклад на международной научной конференции «Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов:
археология, история, этнология, культура» (2-5 ноября 2004 г., Санкт-Петербург) памяти Беленицкого А.М.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *