символ сокола на руси

Сокол у древних славян

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Сокол – символ мужества и воинской доблести, оберег в сражении, походе. Собственно сокол – солнечный символ, означающий воодушевление, победу, восхождение через все уровни. Славянская мифология знает двух чудесных соколов: Рарог – воплощение огненного духа, связанного с культом очага и богом огня Сварогом, отцом солнца. Финист – сокол, в которого оборачивается герой русских былин Волх (Вольга).

В традиционной культуре древних народов сокол пользовался большим почетом. Он разделял с орлом значительную часть его солярного (солнечного) символизма, выражал воодушевление и победу, а также свободу и, таким образом, надежду для пребывающих в оковах, в т.ч. моральных. А золотой сокол обозначал космическую гармонию.

Образ сокола олицетворял превосходство, сильное желание, дух, свет. Он был символом смелости и отваги, гордости и благородства, благодаря этому стал воинской эмблемой, атрибутом охоты.

И в славянском фольклоре сокол символизировал воина, как правило, молодого героя, богатыря и князя, возглавляющего боевую дружину. Часто упоминается этот образ, например, в «Слове о полку Игореве». Трезубец Рюриковичей появился как аллегория пикирующего сокола. Былинный князь Вольга мог оборачиваться соколом. Впрочем, скандинавский верховный бог Один, «предводитель битв», имевший в своем подчинении погибших ратников, тоже принимал вид сокола.

Много значений придавали древние люди соколиному образу, но самым распространенным и устойчивым было восприятие его как высокородного воина, охраняемого небесной благодатью. Поэтому неслучайно, что и в наши дни целый ряд элитных российских воинских подразделений содержит в наименовании или эмблеме сокола.

Источник

Славянский символ сокол

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Что мы знаем о соколе? Наверное, немного. Сокол – это хищная птица, которая имеет мощный клюв и когти. Но, как оказалось, он является единственным летающим хищником, который нападет на своего врага напрямую, в лоб. Для него чужды всевозможные тактические схемы и хитрости. И еще один важный момент: сокол не «бьет лежачего». Он ждет, пока его противник будет способен продолжать сражаться.

Наверное из-за таких достойных качеств славяне и почитали всегда эту птицу. Тем более, лобовое столкновение на поле боя было их излюбленным методом ведения военных действий. Так, считали наши предки, намного честнее.

Славянский символ сокол

В символе Сокол у древних славян воплощаются настоящее мужество, храбрость, самоотверженность. В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.

В соколе люди всегда видели силу самого неба. С одной стороны, он воинственен, мужественен. Но, с другой, он благородный, светлый и добрый. Для него честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство. Он – за справедливость.

В культуре древних славян сокол предстает в двух ипостасях:

Почему же славянский символ сокола является настолько важным и сильным? Дело в том, что сокол – это дитя самого солнца. Поэтому он и впитал в себя все лучшие его качества: тепло, свет, небывалую силу.

Те люди, кто носит оберег сокола, очень успешны, состоятельны в материальном плане, здоровы, счастливы. Они ценят то, что имеют. Они честны и справедливы. Но сам символ сокола является чисто мужским, поэтому носят его только представители сильного пола. Мужчина, заручившись поддержкой самого сокола, становится уверенным в себе, добивается успехов во всем, может прокормить и защитить свою семью.

Источник

Сокол — символ древних славян

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Птица Сокол отображает все небесное могущество. Эта птица всегда побеждала своего врага, в основном, врагом выступал Змей. Сокол занимает достойное место в сказках и мифах древних славян. Именно в эту птицу превращаются богатыри и молодцы, чтобы сразиться со своим противником или нечистой силой.

Сокол – это необыкновенная хищная птица, только она атакует противника напрямую без всяких тактических хитростей, а также она очень благородна –некогда не будет добивать упавшего или пораженного противника, пока он не поднимется ввысь.

В славянских сказках и приданиях встречаются несколько образов Сокола.

Рарог – огненный сокол, символизирующий силу огня.
символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси
Покровительствовал этому символу сам Сварог. Встречаются мифы, в которых говорится, что Сокол прилетал на Землю с посланиями от Богов. Таким образом, он выступает посредником между земным миром (Яви) и божественным (Прави). Огненный сокол символизирует также чистоту, очищение и обновление.

Давайте вспомним старинные обряды, когда люди прыгали через костер для того, чтобы над огнем сгорели все болезни, а душа очистилась и обновилась. Этот символ помогает защитить свое жилье от врагов и недугов, встретить свою любовь, а существующей семье подарит гармонию и взаимопонимание, оградить дом от непрошенных гостей и злых духов.

Еще одним образом славянской мифологии является сокол- Финист. Вольга – богатырь славянских былин превращается именно в эту птицу. У богатыря была способность оборачиваться в зверей, а также повелевать царством животных, ему это удавалось за счет умения понимания их голосов. В легенде он изображен, как воин, идущий к победе, целеустремлённый, мудрый и благородный. Образ сокола был взят Рюриковичем для создания своего герба, который также стал отображать все выше перечисленные качества.

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

То, что этот оберег имеет такую мощную силу, объясняется тем, что он имеет солярное происхождение. Поэтому древние славяне считали, что именно солнечная энергия этого знака способна максимально в себе сконцентрировать добро и благополучие. Амулет дарит своему обладателю процветание и благосостояние, стать счастливым и получить физические и духовные богатства. Это знак, изначально пошедший от Солнца, не предусматривает не каких злых помыслов и деяний. Ведь недаром все плохие деяния совершались под покровительством ночи. Славянский символ Сокол – амулет, обладающий светлой солнечной энергетикой, дает вам постоянное умиротворение и защищенность.

Носить такой амулет рекомендую мужчинам, которые стремятся открыть в себе воинственные качества – мужество, волю к победе и благородство. Благодаря ему мужчина станет выносливым, стремительным и настойчивым в достижении цели, а для семьи добытчиком и защитником.

Источник

Символ сокола на руси

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

I. Мифология
Наиболее любимая хищная птица у восточных славян — сокол. Из 80 упоминаний животных в бессмертном памятнике древности «Слове о полку Игореве» сокол упоминается больше всех других животных — 18 раз. В «Задонщине» из 48 упоминаний животных, 11 — упоминание сокола и кречета. Среди всех хищных птиц соколу в словаре Даля также посвящено больше всех пословиц и поговорок — 13, из них 4 — положительно окрашенные, остальные — нейтральные (Борейко, Грищенко, 1995).

Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира. Он стоял у начала жизни на земле. Взгляд этой птицы был способен увидеть в первобытной темени зарождение жизни. Сокол загнездился на прадереве и снес «яйце-райце», из которого и произошел мир (Скуратiвський, 1998). Его золотое оперение осветило вечную тьму. Сокол пустил мелкую слезинку, из которой появилось озеро живой воды. Он снес золотой желудь, из которого вырос прадуб — первое дерево. «Сокол», «соколик», «Финист — ясный сокол» означало на Руси ласковое прозвище доброго молодца, жениха. В Украине так поэтически называли любимого («соколом прилинув»), красивых и сильных парубков, детей («соколята»), даже матерей («Соколихо-мати, коня не продати»). Нередко с соколами сравнивали казаков. Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения (Скуратiвський, 1998).

Большим почетом на Руси пользовался сокол. В XIX веке в Московии за уничтожение дерева, где размещалось гнездо сокола, был установлен штраф в 6 рублей (Кириков, 1966). Еще в первой половине XIX века казахи в Оренбургском крае давали за кречета 3 хороших лошадей (Эверсманн, 1866). Описание угодий в Киевской Руси давалось с обязательным указанием гнезд крупных хищных птиц. У калифорнийских индейцев был культ сарычей.

Сокола входили в гербы городов и княжеских родов, играли огромную роль в дипломатических контактах Киевской Руси. Они были изображены на гербах украинских городов Сокаля, Соколова, Вознесенска (Панченко, 1996).

Предполагают, что на Русь соколиная охота была занесена варяжскими князьями, и быстро стала любимой забавой, превратив соколов в почитаемую птицу. Всем сокольникам строжайше воспрещалось пить, курить, играть в «зернь», чтобы «государевым птицам от пьяных и нечистых людей дурно не учинилось». Однако к XIX веку охота с ловчими птицами в России пришла в упадок. Последний раз у русских царей она официально проведена в 1856 г. по случаю коронации Александра II.

Как считает Т.А. Бернштам (1982), образ сокола у восточных славян обладает сложной многозначной символикой, в нем есть признаки древнейшего мифологического пласта, указывающего на связи с языческими божествами. Интересно, что сокол-балобан в языках западных славян называется «рарог». Рарог — давний персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. Одним из его олицетворений был сокол. Предполагается его связь с древнерусским богом огня Сварогом (Мифы народов мира, 1980—1982).

Образ сокола у русских связан с волей. Для древнерусского человека сокол был воплощением красоты и удали, имущественным достоянием и культурной ценностью (Гусев, 1996). Все то, что сравнивается с соколом, оценивается в высшей степени положительно. Очушки у ней ясных соколов, Бровушки у ней черный соболей. Сравнение с соколом возводят в ранг эталонного.

Карл V так любил соколов, что отдал за них остров Мальту, менял на птиц из плена герцогов. В Корее сокол считался святым, убивать его запрещалось. У болгар сокол встречается как мужское имя. Если беременной женщине приснится сокол, она родит сына.

Сокола, особенно ловчие, ценились очень высоко. Сага о Нибелунгах начинается описанием зловещего сна Кримгильды: два орла убили ее сокола, которого она вынашивала несколько дней. «На этом свете у нее не могло случиться большего горя», — говорится в поэме. В песне о Сигурде светлый рыцарь Сигурд и темный рыцарь Куно добиваются руки Лизелотты Салернской. Она обещает выйти за того, чей сокол окажется лучшим при напуске на цаплю. В Исландии убивать кречетов строго запрещалось. По закону, действовавшему до 1752 г. за это карали смертью. Ловить кречетов могли только сами исландцы, получившие особые патенты на занятие этим промыслом. О добычливости ловчих соколов говорит древнее предание. С ними охотились дети Чингисхана. В конце недели они отправляли в Самарканд для раздачи народу по 50 верблюдов, груженых лебедями (Дементьев, 1951).

Интересно, что в одном из ханаанейских мифов битва Баала с богом Ямме описывается в терминах соколиной охоты: одна палица «словно сокол из его пальцев» слетает с руки и сгоняет бога с трона, другая настигает и ударяет в голову (Гордон, 1977).

У тюркских народов считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По представлениям народов Средней Азии, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души на какое-то время. В фольклоре подобные ситуации описываются многократно. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу. По легенде, хан Золотой Орды Тохтамыш имел бесценную пару соколов, которые давали продолжение славной породе. Тамерлан смог победить его лишь после того, как получил несколько яиц от его соколов, чтобы вырастить подобных для себя и овладеть военным могуществом (Симаков, 1998).

Амон-Ра, божественный сокол, Сверкающий крыльями, Взмахом крыльев свершающий свой путь по небу, — говорили с почтением древние египтяне.

Под соколом в плане тотема мы понимаем не весь род Falco, к которому относятся и пустельги, и чеглоки, и ланнеры, и лаггары, и балобаны, и кречеты, и даже сапсаны, а только соколов – наиболее распространенную и знакомую нам птицу среди хищников.
Птица эта, как говорят нам ученые, отличается не только маневренностью и легкостью полета, но и умом и сообразительность. Согласно исследованиям, соколы относятся к наиболее умным птицам. Именно этим можно объяснить столь большое разнообразие подвидов соколов, а также их географическое разнообразие и возможности обитания.

Вот и люди тотема сокола довольно комфортно чувствуют себя практически в любом пространстве, хотя предпочитают территории с мягким климатом, где нет слишком резких перепадов температур. Люди-соколы, как правило, обладают крепким здоровьем и крепким телосложением. Крепким, но не крупным – рост обычно средний. Легкая склонность к полноте, то именно легкая – они редко становятся толстяками. Во-первых, потому что любят много двигаться, во-вторых, внутренний темперамент не позволяет им долго лежать на диване. Даже если вес Сокола колеблется, у него (как у мужчин, так и у женщин) часто тонкие, но сильные, руки: хватательный рефлекс развит с детства и остается на всю жизнь. Выделяет Сокола прямая осанка и часто характерный «птичий» поворот головы.

А вот походка не всегда отличается изящностью – бывает тяжелой и несбалансированной. Кажется, что Сокол неуклюж. Движения резковаты и порывисты. И тут же происходит изменение, Сокол срывается с места, куда-то летит, танцует, движется так быстро и грациозно, что вы не понимаете, как до того момента он тихо косолапил от дома до магазина. Все потому, что у Сокола появилась идея, желание.

Как и для их тотемных сородичей, Соколу важна дичь! Это люди внезапной цели, которая овладевает ими полностью. Причем, не на мгновение – сокол видит добычу за километр и не откажется от нее. Так и человек: отступит от цели только в том случае, если его самого подстрелят на взлете (почти в прямом смысле – кажущаяся недостижимость цели Сокола не всегда останавливает). Внутренний оптимизм и энергичность Сокола также заставляют его активно двигаться навстречу своей идее.

Соколы не питаются падалью, так и люди этого тотема не склонны довольствоваться объедками с чужого стола – они добьются того, чего хотят, поймают свою добычу самостоятельно и сами же ее съедят. Делиться с другими они тоже не склонны – не стайная птичка.

Не стайная еще и потому, что (как тут на днях признавался один из представителей тотема, не будем показывать пальцем) жадная и эгоистичная. Есть такой факт, но скорее не по природной злобе, а именно из-за повышенной целеустремленности. Вижу цель, не вижу препятствий – надо получить желаемое, забрать все себе и лишь после почувствовать себя удовлетворенным.

Высокий IQ свойственен не только самой птице, но и представителям этого тотема: вне зависимости от уровня образования, Соколы обычно обладают острым умом, находчивостью, быстрым мышлением, умением учиться, а также неплохой логикой. Среди наук Соколы от природы тяготеют именно к логическим направлениям – им неплохо дается математика, физика, техника, иностранные языки, кстати, тоже. Но больше за счет той самой хорошей логики (понимания языка) и часто неплохого слуха. А вот медицина, биология, финансы, продажи, маркетинг – это не их направления. Соколы не очень чувствуют эмоциональное и физическое состояние других людей, им не свойственны ни особое сочувствие, ни эмпатия, ни глубокое умение манипулировать на уровне чувств. Даже если чувствование людей в конкретном Соколе есть, он им не очень пользуется: во-первых, их цели обычно настолько конкретны, что не предполагают хитростей выслеживания, во-вторых, им не слишком интересны другие люди. Потому что еще один недостаток в характере Сокола – это высокомерие.

Да, да. Сокол точно знает, что он умнее, сильнее, ловчее. И ведет себя соответствующе. Потому и не стайный. Правда, в его защиту надо сказать, что он не врет. Вы не станете ему другом, если он того не хочет, зато вы точно будете знать, почему так случилось. Причем, резкое поведение ему свойственно не только с теми, кто равен или слабее них, но и с теми, кто сильнее (социально, морально и т.п.)

Сокол всегда будет хорошим другом: друзей он выбирает сам, а значит, они его достойны. Так что для друзей он будет и искренним, и внимательным. Правда, на его тактичность не стоит рассчитывать. Внутреннее мужество и склонность к лидерству не позволяют ему уважать ненужные слабости в других.
Другой проблемой и для людей вокруг Сокола, да и для него самого часто становится его внезапность. Я уже описала выше резкость движений сокола, к тому же стихией сокола является огонь, поэтому в характере Сокола всегда будет оставаться место для спонтанной идеи, приключения или внезапной цели, которой еще вчера не было на горизонте. И, как я уже тоже сказала, добиваться цели они будут упорно, не жалея себя. Возможно, именно поэтому Сокол – тотем героев. И это тоже есть проблема: хотя подчиненный он плохой, в руководстве он нуждается – иначе легко может наломать дров, если его идея окажется не очень подходящей для времени и места. Но как трудно найтись такому руководителю, которого Сокол признает выше себя. Чаще всего, такими людьми становятся люди тотема Орлов или Орланов, но там свои трудности – Орлан слишком велик, слишком далек от народа, чтобы вообще кем-то руководить. Иногда пишут, что хорошим другом для Сокола может стать Ворон, но это тоже не всегда верно: Ворон может дать Соколу идею, но контролировать не сможет. К тому же Сокол всегда будет подозревать Ворона во лжи. Можно отметить, что Соколы неплохо общаются с тотемом Волка – они во многом похожи.

Свободными они чувствуют себя и в личных отношениях. То есть да, птицы моногамны и выбирают себе постоянную пару. Люди-Соколы тоже не стремятся менять партнеров и искать от добра добра, но они постоянно чувствуют, что это был их выбор и только они на него влияют. Поэтому все ограничения в рамках отношений они накладывают на себя сами, контролировать и устраивать им сцены ревности бесполезно и разрушительно – ощущение недостатка свободы может стать главной причиной разрушения связей. А вот сами они с удовольствием будут и контролировать, и решать за партнера, и жестко следить за его верностью, требуя не только идеальной честности, но и идеального (на их взгляд) поведения. Так что ужиться с ними может лишь тот, кто сам не обладает подобной свободной воли и кто готов к подчинению. Причем, это не зависит от пола – Сокол в паре всегда будет открытым и жестким лидером.
По этой причине люди-Соколы не всегда стремятся заводить много детей: в глубине души им может казаться, что маленькие дети будут ограничивать их свободу. К тому же Соколам не очень интересно с малышами, они предпочитают общение с уже взрослыми, с кем есть, о чем поговорить. Но если Сокол решается на родительство, то можно быть уверенными: родителем они будут очень хорошим. С одной стороны, они не замучают детей сюсюканием, предпочитая дать и юным «соколятам» определенную свободу волы, с другой стороны, они жестко будут контролировать здоровье, воспитание и образование своих чад, растя независимых, подготовленных к взрослой жизни людей. Перегибы тоже случаются. Связаны они с тем, что Сокол лучше знает, что надо детям, когда они вырастут. Соколы – аристократы от природы, поэтому они будут ограничивать общение детей с теми, кто не достоин (по мнению Сокола) их общества.

Источник

Славянский символ сокол. Оберег сокол

Образ сокола в мифологии

Сокол – царственная птица, которой веками восхищались древние люди. Пытаясь подражать ее мужеству и грациозности, они наделяли богов соколиными чертами.

Сокол – символ несокрушимой победы, это воодушевление и энергетический подъем, восхождение к вершинам успеха сквозь все преграды и препятствия. Сокол всегда ассоциировался со свободой, силами света и чистотой души.

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Сокол в Древнем Египте

В Древнем Египте сокола почитали как царя всех птиц. Многие боги носили в себе его черты: бог неба и солнечного дня Гор, бог солнца в зените – Ра, наделенные соколиной головой на человеческом туловище.Символ же человеческой души по имени Ба имел соколиное тело и человеческую душу. Глаз премудрого Гора часто изображали на магических амулетах. Позже его изберут своей эмблемой мистики-масоны.

Сокол являлся символом царской власти в Древнем Египте: как сокол взором парализует своих врагов, так и перед грозным ликом фараона всякий должен пасть на колени. Сокол символизировал собой царственность, справедливость, храбрость и мастерство в сражениях. Сравнение с соколом приравнивалось к высшей степени похвалы.

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Божественный сокол древних славян

По верованиям русичей, сокол стоял у истоков мира: это первая птица и первобог. Зоркий соколиный взгляд первым рассмотрел зарождение мира среди бесконечного мрака пустоты. Прилетев на новые земли, сокол свил гнездо и снес «яйце-райце», из которого и произошел привычный человеку мир. Его золоченое перо дало людям свет. Слезинки сокола обратились водоемами, а принесенный им золотой желудь укоренился в земле и стал первым из многих на земле деревьев.

Образ сокола в мифологии славян считается одним из центральных: в языках западных славян слово сокол-балобан звучит как рарог. Рарог – древнее божество огня, оберегающее домашний очаг. Одним из его воплощений и был сокол. Всегда на Руси это слово имело ярко положительное значение: соколами величали удалых молодцев, а соколиные очи или взор являлись высшим обозначением похвалы.

Сокола на Руси почитали и уважали. Известен факт, что в 19 веке за срубленное древо, на котором было гнездо этой удивительной птицы, установили взыскание в размере нескольких рублей – немалой по тем временам суммы. Лик сокола украшал многочисленные гербы благородных семейств и даже городов.

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Образ сокола в преломлении христианской религии

С распространением христианства образ сокола своей ценности не утратил. Как прежде наделяли богов чертами гордой птицы язычники, так и приверженцы Христа приписывали своим святым. На западе часто изображали как спутника и наперсника св.Губерта – покровителя охоты.

Позже стал восприниматься как негативный. Считался символом чувственности, порочных желаний, а также трусости и низости. Хотя ни одно из этих качеств пернатому чуду вовсе не присущи.

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси символ сокола на руси. Смотреть фото символ сокола на руси. Смотреть картинку символ сокола на руси. Картинка про символ сокола на руси. Фото символ сокола на руси

Сокол — символ русской Победы

Символика — это очень важно. Может быть, даже не менее важно, чем программа или организация. Символ способен привлекать человека своей образностью, будить у него какие-то древние, «архетипические» представления. Там, где не «сработает» текст (статья, программа, воззвание) или устное выступление — там неизбежно окажет свое воздействие изображение. Надо сказать, что русское движение постоянно искало и продолжает искать наиболее действенную символику. Здесь перепробовано многое: и традиционный двуглавый орел, и разные модификации коловрата, и кельтский крест (в круге), и т. д. В разное время и разными силами «на щит» поднималось и символическое изображение сокола, крайне напоминающее трезубец. Последнее кажется наиболее подходящим. Представляется, что именно сокол достоин стать символом всего общественного национально-патриотического движения.

Конечно, превыше всего двуглавый орел, который является гербом России. Но именно в силу этого он не может быть «партийной эмблемой». Нашей державной птице слишком тесно в узком пространстве политической борьбы, ее ждут иные небеса.

Также не подойдет (по крайней мере, на роль главного символа) — коловрат. Особенно это касается тех его модификаций, которые напоминают свастику. И не потому, что сама свастика — плоха. Это древний символ, который уходит корнями вглубь веков. Но в том-то все и дело, что древность испытывает воздействие современности. Старые символы могут быть использованы новыми силами, причем трактовка самого символа зачастую противоречит его значению. Так произошло и со свастикой, которую Гитлер и его сотоварищи представили в качестве символа Движения. (Саму НСДАП фюрер любил называть именно «движением»). В то же время свастика, как и любой крест, означает, неподвижность истинного и сакрального центра — точки, находящейся на пересечении линий. Эта путаница в символике вполне отражала путаницу в головах нацистских вождей. Вместо того, чтобы утверждать свой центр, крепить мощь германского национального государства на территории Германии, они расточили немецкие силы в движении. Третий Рейх погубила его бездумная, брутальная экспансия. И не удивительно, что самым губительным оказалось именно восточное направление движения — там тевтонские армады встретились с несокрушимой волей восточных славян — русских.

С тех пор свастика воспринимается в народном сознании именно как черный вихрь враждебного движения. Заметим, не является, но воспринимается. Современность оказала огромное влияние на древность символа, придала ему соответствующие наслоения. В будущем их, скорее всего, окажется возможным отчистить, но только в будущем. А политика есть то поле, на котором приходится действовать «здесь и сейчас», учитывая все стереотипы общественного сознания.

Впрочем, проблема здесь более широка. Коловраты тесно связаны с солнечным символизмом (хотя вовсе им не исчерпываются), который действительно очень важен. Но для русских он все-таки стоит на втором месте. На первом же месте стоит символизм грозы, который подчеркивает воинский, героический характер русских. В «Слове о полку Игореве» русских называют Дажьбожьими внуками, что вроде бы указывает на первенство солнечности. (Сам Дажьбог — божество солнечного света). Но ведь отцом солнечного бога был Сварог — бог-кузнец, связанный с грозовой тематикой. А верховным божеством всех русов являлся бог Род-Громовержец — творец всего сущего и, прежде всего, жизни. (Академик Б. А. Рыбаков утверждал, что «Сварог» и «Род» — имена одного и того же Божества, возглавляющего славянских пантеон. Возможно, это так, и под именем Сварога Род выступает в качестве творца материальной стороны мира.)

Еще одним, младшим богом-Громовержцем был Перун. Он покровительствовал князьям и дружинникам, выступая, как небесный предводитель воинской касты кшатриев. Именно Перуна хотел сделать верховным божеством князь Владимир Красно Солнышко, затеявший реформу языческого пантеона. Но потом он сделал гораздо более значимый метафизический выбор, крестив Русь. Однако «перунизм» как бы подготовил воинскую, кшатрийскую Русь к принятию новой, истинной веры. (Жрецы и торгово-ремесленная верхушка держались за «скотьего» бога Велеса.)

Птицей Перуна был сокол. Это явствует из данных сравнительного анализа индоевропейских мифов. Родственные славянам иранцы почитали бога Войны и Победы Веретрагну (аналог нашего Перуна), который имел своим воплощением сокола. Кроме того, в виде сокола иранцы изображали фарн — символ царской власти.

У славян был культ «хищной» птицы-сокола и огненного духа — Рарога (Рарига). И, что любопытно, одно из славянских племен — ободриты, обитавшее на южном побережье Балтийского моря, имело своим центром город Ререк (Сокол). Существует гипотеза, согласно которой именно из этих мест и вышел знаменитый князь Рюрик (Ререг), давший начало русской династии.

На Руси сокол был очень популярен. Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь часто оборачивался этой грозной птицей и в ее обличье сражался с черным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на «Соколе» — корабле, который подвергается нападению «черных воронов» (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами — князей-русичей. (В «Слове о полку Игореве» князей именуют «соколичами», т. е. Ререговичами, Рюриковичами.)

Изображение Сокола органично вписалось в символический мир Руси Христианской. Его изображения можно встретить на монетах и печатях Владимира Крестителя и его сына Ярослава, других князей.

Во времена язычества сокол символизировал драконоборчество, которое было одним из главных занятий Громовержцев. Но он же сохранил этот символизм и после Крещения. Не случайно же сокол оказался на древнем гербе Москвы (Третьего Рима) — там он сидит на руке Всадника, Георгия Победоносца, поражающего змея копьем. На знаках Рюриковичей сокол изображен пикирующим. Здесь он похож на молнию, которая падает сверху на змеевидного Противника, находящегося под землей.

К слову, сейчас некоторые публицисты утверждают, что для дохристианской веры русов был более важен культ Рептилии, Змея, Дракона. Дескать, этот глубинный персонаж ближе к первоначалу, к истокам. Вообще, по этой логике хтонические, подземные божества древнее, а значит и «ценнее». Отчасти это так. На каком-то этапе древние люди действительно впали в поклонение подземным «богам», отказавшись от древнейшего прамонотеизма. Но и внутри язычества постоянно шла борьба за то, чтобы покинуть символическое «подземелье», подняться ввысь, к небу. Из этого стремления и возник культ небесных — грозовых и солнечных — богов. На смену Змею, рожденному ползать, шла Птица, рожденная летать. Эта борьба велась в сердцах и умах наших предков-славяноруссов, которые поднимались с земли, расправляя свои могучие державные крылья. И Птица победила Змея, причем сама победа произошла (пусть и не сразу) в эпоху Московской Руси, когда гербом стал Орел, а Сокол взлетел на руку московского всадника, поражающего Змея.

Эта борьба очень хорошо заметна на символическом уровне. Исследователь Р. Багдасаров замечает, что даже на родовых гербах Рюриковичей (можайского и белозерского князя Ивана Андреевича, царей Василия Темного и Ивана II) содержится изображение змеедевы. (Многие древние народы почитали ее прародительницей. Например, родственные славянам скифы. В литературе змеедеву именуют Ехидной, Орой, Мелюзиной и т. д.). «Интересно, — замечает Багдасаров, — что на собственно московских деньгах вел. кн. Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица (Сирин). Они являлись разновидностями одной эмблемы на генеалогическом уровне, что предопределило их различие на уровне символическом. В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. Крылья московской Оры значительно больше, чем у можайской, рептильная же часть туловища исчезла».

Значение слова сокол

Вон высоко в ясном небе сокол малой точкою виднеется, чуть крыльями пошевеливает, — указал он боярышне на птицу, — а вон ворон чернокрылый лениво на ветке покачивается да одним глазом высь на сокола смотрит, и не хочет к небу синему на крыльях своих подниматься: знает, крылья его не выдержат… Потому и не равняться ему с соколом, и соколу с вороном… Так-то и мне с ними!

Удар сокола с такой высоты, что едва можно разглядеть его, как темное пятнышко, стоящее в небе, бывает иногда очень косвенный (диагональный), и сокол может свалиться с добычей даже за полверсты и более, и потому надобно скакать туда, чтоб немедленно отыскать его, пока он не успел наесться и сделаться негодным к продолжению охоты; при травле же гусей поспешность еще необходимее: когда сокол вышибет одного гуся из стаи — иногда повторенным ударом, если первый окажется недостаточным, — и опустится на него или свалится с ним на землю, то вся стая гусей бросится на помощь погибающему товарищу, и если охотник не подоспеет, то гуси своими крыльями и носами не только изуродуют сокола, но даже забьют до смерти.

Удар сокола с такой высоты, что едва можно разглядеть его, как темное пятнышко, стоящее в небе, бывает иногда очень косвенный (диагональный), и сокол может свалиться с добычей даже за полверсты и более, и потому надобно скакать туда, чтоб немедленно отыскать его, пока он не успел наесться и сделаться негодным к продолжению охоты; при травле же гусей поспешность еще необходимее: когда сокол вышибет одного гуся из стаи – иногда повторенным ударом, если первый окажется недостаточным, – и опустится на него или свалится с ним на землю, то вся стая гусей бросится на помощь погибающему товарищу, и если охотник не подоспеет, то гуси своими крыльями и носами не только изуродуют сокола, но даже забьют до смерти.

Легенда рассказывает, что молодой царский сокольничий Иоанна Грозного Трифон Патрикеев, во время соколиной охоты, упустивший по какой–то оплошности царского сокола, получил чудесную помощь от святого Мученика Трифона, указавшего Патрикееву место, где находится порученный его наблюдению царской сокол, из-за потери которого он мог подвергнуться царской опале.

Обыкновенно охота производится следующим образом: охотники с одним или двумя соколами, разумеется хорошо выношенными, ездят по полям, по речкам или около небольших озер; усмотрев издали птицу, сокола бросают с руки, и он сейчас начинает всходить кругами вверх; когда же он взойдет до известной своей высоты, птицу поднимают, спугивают, и сокол как молния падает на нее с неба.

Малый Кроливец лютичей, ныне этот город стоит на реке Рюрике, вытекающей из озера Рюрика… Столица бодричей называлась Рарог и означала сокола, Мекленбург, будучи еще славянским, назывался Рюрик и тоже означал сокола, у древлян сокол назывался руриком, у поморян рюриком, у верхних лужичан и современных украинцев — рурком…

Инструменты для штукатурных работ: а – штукатурная кельма; б – отрезовка; в – деревянный сокол; г – полутерок; д – терка; е – правило; ж – скребок; 1 – полотно; 2 – колено; 3 – ручка; 4 – черенок; 5 – щит сокола; 6 – шпонки; 7 – ручка сокола

Увидела она сокола, кинулась ловить, а сокол перекинулся через себя и стал перед Марьей-царевной пригожим молодцем.

LiveInternetLiveInternet

Понедельник, 27 Октября 2014 г. 09:24 + в цитатник Символика – это очень важно.

Может быть, даже не менее важно, чем программа или организация.

Символ способен привлекать человека своей образностью, будить у него какие-то древние, «архетипические» представления.

Там, где не «сработает» текст (статья, программа, воззвание) или устное выступление – там неизбежно окажет свое воздействие изображение.

Надо сказать, что русское движение постоянно искало и продолжает искать наиболее действенную символику.

Здесь перепробовано многое: и традиционный двуглавый орел, и разные модификации коловрата, и кельтский крест (в круге), и т. д.

В разное время и разными силами «на щит» поднималось и символическое изображение сокола, крайне напоминающее трезубец. Последнее кажется наиболее подходящим. Представляется, что именно сокол достоин стать символом всего общественного национально-патриотического движения.

Конечно, превыше всего двуглавый орел, который является гербом России. Но именно в силу этого он не может быть «партийной эмблемой». Нашей державной птице слишком тесно в узком пространстве политической борьбы, ее ждут иные небеса. …

Коловраты тесно связаны с солнечным символизмом (хотя вовсе им не исчерпываются), который действительно очень важен. Но для русских он все-таки стоит на втором месте.

На первом же месте стоит символизм грозы, который подчеркивает воинский, героический характер русских. В «Слове о полку Игореве» русских называют Дажьбожьими внуками, что вроде бы указывает на первенство солнечности. (Сам Дажьбог – божество солнечного света).

Но ведь отцом солнечного бога был Сварог – бог-кузнец, связанный с грозовой тематикой. А верховным божеством всех русов являлся бог Род-Громовержец – творец всего сущего и, прежде всего, жизни. (Академик Б. А. Рыбаков утверждал, что «Сварог» и «Род» – имена одного и того же Божества, возглавляющего славянских пантеон. Возможно, это так, и под именем Сварога Род выступает в качестве творца материальной стороны мира.)

Еще одним, младшим богом-Громовержцем был Перун. Он покровительствовал князьям и дружинникам, выступая, как небесный предводитель воинской касты кшатриев. Именно Перуна хотел сделать верховным божеством князь Владимир Красно Солнышко, затеявший реформу языческого пантеона. Но потом он сделал гораздо более значимый метафизический выбор, крестив Русь.

Однако «перунизм» как бы подготовил воинскую, кшатрийскую Русь к принятию новой, истинной веры. (Жрецы и торгово-ремесленная верхушка держались за «скотьего» бога Велеса.)

Птицей Перуна был сокол

. Это явствует из данных сравнительного анализа индоевропейских мифов. Родственные славянам иранцы почитали бога Войны и Победы Веретрагну (аналог нашего Перуна), который имел своим воплощением сокола. Кроме того, в виде сокола иранцы изображали фарн – символ царской власти.

У славян был культ «хищной» птицы-сокола и огненного духа – Рарога (Рарига). И, что любопытно, одно из славянских племен – ободриты, обитавшее на южном побережье Балтийского моря, имело своим центром город Ререк (Сокол). Существует гипотеза, согласно которой именно из этих мест и вышел знаменитый князь Рюрик (Ререг), давший начало русской династии.

На Руси сокол был очень популярен

Воин-сокол часто встречается в русском эпосе. Так, былинный Вольга-богатырь часто оборачивался этой грозной птицей и в ее обличье сражался с черным вороном Санталом. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (Каспийскому) морю на «Соколе» – корабле, который подвергается нападению «черных воронов» (турок или татар). В Киевской Руси черными воронами называли половцев, а соколами — князей-Русичей. (В «Слове о полку Игореве» князей именуют «соколичами», т. е. Ререговичами, Рюриковичами.)

Изображение Сокола органично вписалось в символический мир Руси Христианской. Его изображения можно встретить на монетах и печатях Владимира Крестителя и его сына Ярослава, других князей.

Во времена язычества сокол символизировал драконоборчество, которое было одним из главных занятий Громовержцев. Но он же сохранил этот символизм и после Крещения. Не случайно же сокол оказался на древнем гербе Москвы (Третьего Рима) – там он сидит на руке Всадника, Георгия Победоносца, поражающего змея копьем. На знаках Рюриковичей сокол изображен пикирующим. Здесь он похож на молнию, которая падает сверху на змеевидного Противника, находящегося под землей.

К слову, сейчас некоторые публицисты утверждают, что для дохристианской веры русов был более важен культ Рептилии, Змея, Дракона. Дескать, этот глубинный персонаж ближе к первоначалу, к истокам. Вообще, по этой логике хтонические, подземные божества древнее, а значит и «ценнее». Отчасти это так. На каком-то этапе древние люди действительно впали в поклонение подземным «богам», отказавшись от древнейшего прамонотеизма. Но и внутри язычества постоянно шла борьба за то, чтобы покинуть символическое «подземелье», подняться ввысь, к небу. Из этого стремления и возник культ небесных – грозовых и солнечных – богов.

На смену Змею, рожденному ползать, шла Птица, рожденная летать. Эта борьба велась в сердцах и умах наших предков-славян руссов, которые поднимались с земли, расправляя свои могучие державные крылья. И Птица победила Змея, причем сама победа произошла (пусть и не сразу) в эпоху Московской Руси, когда гербом стал Орел, а Сокол взлетел на руку московского всадника, поражающего Змея.

Эта борьба очень хорошо заметна на символическом уровне. Исследователь Р. Багдасаров замечает, что даже на родовых гербах Рюриковичей (можайского и Белозерского князя Ивана Андреевича, царей Василия Темного и Ивана II) содержится изображение змеедевы. (Многие древние народы почитали ее прародительницей. Например, родственные славянам скифы. В литературе змеедеву именуют Ехидной, Орой, Мелюзиной и т. д.).

«Интересно, – замечает Багдасаров, – что на собственно московских деньгах вел. кн. Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица (Сирин). Они являлись разновидностями одной эмблемы на генеалогическом уровне, что предопределило их различие на уровне символическом.

В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. Крылья московской Оры значительно больше, чем у можайской, рептильная же часть туловища исчезла».

И здесь очень важен символизм внутренней победы. Змей был повержен и загнан в глубины. Но он неоднократно вылезал оттуда. Иногда он приползал извне, но часто появлялся из мрачных глубин революционного подполья.

Наша задача – биться с Рептилией до конца, не давать ей возможность тянуться хищной пастью к Русскому Солнцу Третьего Рима. И решимость к этой битвы должна быть выражена символически. На русский щит должен быть помещен русский Сокол – символ нашей Победы.

Рубрики:1 Русь. Славяне./Животный и растительный мир

Метки:
русь символы сокол

Процитировано 1 раз Понравилось: 13 пользователям

Славянский символ сокол

В символе Сокол у древних славян воплощаются настоящее мужество, храбрость, самоотверженность. В качестве оберега его носили воины, чтобы одержать победу над врагом и защитить свои территории. Также символ сокола придавал мощную энергию своему владельцу, воодушевлял перед битвой и настраивал на положительный ее исход.

В соколе люди всегда видели силу самого неба. С одной стороны, он воинственен, мужественен. Но, с другой, он благородный, светлый и добрый. Для него честь стоит на первом месте. Он не за жестокость и слепое убийство. Он – за справедливость.

В культуре древних славян сокол предстает в двух ипостасях:

Почему же славянский символ сокола является настолько важным и сильным? Дело в том, что сокол – это дитя самого солнца. Поэтому он и впитал в себя все лучшие его качества: тепло, свет, небывалую силу.

Те люди, кто носит оберег сокола, очень успешны, состоятельны в материальном плане, здоровы, счастливы. Они ценят то, что имеют. Они честны и справедливы. Но сам символ сокола является чисто мужским, поэтому носят его только представители сильного пола. Мужчина, заручившись поддержкой самого сокола, становится уверенным в себе, добивается успехов во всем, может прокормить и защитить свою семью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *