сибирский цирюльник история создания фильма
Приключения сибирского цирюльника
Замысел «Сибирского цирюльника» возник у Никиты Михалкова ещё в 1980-х, но осуществить его он смог только в 1998 году.
Сценарий писали сразу три сценариста: сам Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг.
Никита Михалков к тому моменту уже имел опыт создания 19 сценариев, в том числе к таким фильмам, как «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979).
Рустам Ибрагимбеков в 1998 году считался одним из опытнейших сценаристов советского и российского кино. За его плечами было 44 сценария, среди них «Белое солнце пустыни» (1970), «Допрос» (1979) и «Филёр» (1987).
У Михалкова имелся свежий опыт плодотворной работы с Ибрагимбековым. Свой первый фильм «Спокойный день в конце войны» (1970) он снял по сценарию Ибрагимбекова, вместе они написали сценарии к фильмам «Урга.
Территория любви» (1991) и «Утомлённые солнцем» (1994).
Американский сценарист Роспо Палленберг специализировался на фильмах с мистической подоплёкой. В его послужном списке значилось три сценария: к триллеру «Изгоняющий дьявола — 2: еретик» (1977), к сюрреалистической драме «Экскалибур» (1981) по роману Томаса Мэлори и к истории из жизни каннибалов «Изумрудный лес» (1985).
Образы «Сибирского цирюльника»
На главную роль — юнкера императорского военного училища Андрея Толстого — Михалков пригласил Олега Меньшикова. Тот снялся в 19 фильмах, но по-настоящему прославился образом Костика в «Покровских воротах» (1982) режиссёра Михаила Козакова. Михалков уже работал с Меньшиковым в фильме «Утомлённые солнцем» (1994): тогда актёр сыграл сотрудника НКВД Митю. За эту роль он получил Государственную премию. На момент съёмок «Цирюльника» Меньшикову, которому требовалось исполнить роль юноши, было уже 38 лет.
Актриса получила известность после картины «Легенды осени» (1994), где сыграла в дуэте с молодым Бредом Питтом. Российская тема была не чужда Джулии: она исполнила роль будущей русской императрицы в телефильме «Молодая Екатерина» (1990) и сыграла дочь Сталина Надежду Аллилуеву в американо-российско-венгерском проекте «Сталин» (1992).
Обаятельного и беспутного генерала Радлова режиссёр сначала представлял в исполнении актёра Юрия Богатырёва. Но тот умер в 1989 году. Новым генералом стал Алексей Петренко. К тому моменту Петренко был одной из величайших звёзд российского кино: он снялся в 42 фильмах, но более всего поразил зрителей ролью Распутина в «Агонии» (1974).
Уже после съёмок «Сибирского цирюльника» Харрис предстал в образе Альбуса Дамблдора в картинах «Гарри Поттер (2001) и философский камень» и «Гарри Поттер и тайная комната» (2002).
Павел Лебешев — классик российского операторского цеха. Его почерк хорошо узнаваем в семи снятых для Никиты Михалкова картинах: «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Пять вечеров» (1978), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981) и «Без свидетелей» (1983).
Но за периодом активного сотрудничества последовал 13-летний перерыв, режиссёр и оператор почти не общались. И вот внезапно Никита Михалков зовёт Лебешева стать главным оператором «Сибирского цирюльника» — картины с беспрецедентным для России бюджетом.
Основная сюжетная линия «Сибирского цирюльника» охватывает события в России 1885 года. Во времена царствования императора Александра III империя переживала промышленный подъём, попутно велась кампания по вытеснению иностранцев из экономики страны; сегодня мы назвали бы это «импортозамещением». В таких условиях чужеземцу пробиться со своим изобретением без протекции в России было довольно трудно. Впрочем, кому в России хоть когда-нибудь было легко?
Пришествие парового монстра
В фильме Никита Михалков использовал приём перемежающихся сцен. Чтобы подчеркнуть контраст, режиссер использовал сходные ситуации, например атмосферу императорского военного училища в России 1885 года и военной базы в Соединённых Штатах 1905 года.
В «американской» сюжетной линии «Сибирского цирюльника» потомок Андрея Толстого подвергается издевательствам сержанта О’Лири по кличке Бешеный Пёс. Американский кинематограф неоднократно затрагивал тему прессинга молодых новобранцев. Самые оригинальные изображения специфических армейских взаимоотношений оставили Стэнли Кубрик в своей «Цельнометаллической оболочке» (1987) и Роберт Земекис в «Форресте Гампе» (1994).
Съёмки Масленицы планировались как демонстрация широкой русской культуры: с блинами, каруселями и кулачными боями. Однако погода едва не сорвала планы режиссера. Из-за неожиданной оттепели лёд на Новодевичьем пруду начал таять на глазах. Помогла техника: съёмки продолжались, но прямо ко льду подавался жидкий азот, который не давал ему растаять.
В «Сибирском цирюльнике» много музыки Моцарта, создающей аллюзийные связи с главными героями фильма. Андрей Толстой рассказывает, что они в училище ставят оперу, где он поёт севильского цирюльника. Cын Толстого, Эндрю, следуя родовой памяти, защищает великого Моцарта от невежественного сержанта в далёкой Америке. Однако оперу «Севильский цирюльник», с которой перекликается название фильма, написал отнюдь не Моцарт, а совсем другой композитор — Джоаккино Россини. Опера Моцарта называлась «Свадьба Фигаро», и Фигаро в ней давно выслужился из цирюльников в камердинеры.
В 2000 году фильм был удостоен Государственной премии.
В 2014 году должна была выйти телевизионная многосерийная версия «Сибирского цирюльника», однако Никита Михалков сообщил, что коробки с плёнкой загадочно исчезли при перевозке из Парижа в Рим…
© 2021 Музей кино При поддержке Министерства культуры РФ Адрес: Москва, 129223, проспект Мира, 119, павильон № 36 Тел.: +7 (495) 150-3600
LiveInternetLiveInternet
—Фотоальбом
—Рубрики
—Цитатник
Бал – настоящая находка Для юных франтов и для дам. Román Ribera Cirera АукционноЖанровое.
Позабыть нельзя.. А.Г.Новиков Анатолий Григорьевич Новиков (18 (30) октября 1896, Скопин &mda.
Петербургский свет 1830-х годов в письмах Жоржа Дантеса (из писем Жоржа.
Чтo нaша жизнь без кошек? Кoшки это меховые цветы. Alfred Brunel de Neuville Дочь Marie Yv.
—Видео
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ «СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК»
Почему режиссёр отказался от голливудских звёзд, зачем на кремлёвских башнях гасили звёзды и какую сцену спародировал Стивен Спилберг.
История «Сибирского цирюльника» началась ещё в 1988 году, когда Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали сценарий истории про диковинный механизм, американскую авантюристку и молодого юнкера. С самого начала режиссёр планировал делать масштабный международный проект. Он только что снял советско-итальянскую драму «Очи чёрные», у него был свой агент в Европе, а его брат Андрей Кончаловский уже несколько лет жил и работал в Америке, так что проблем с возможностями и связями не было. Никто не ожидал, что работа пойдет так тяжело и затянется на десять лет.
Агенту удалось заинтересовать проектом итальянца Анджелло Рицолли, который в своё время работал с Федерико Феллинни. Рицолли был заинтересован в выдвижении фильма на «Оскар», поэтому пригласил в проект американского продюсера Мишеля Сейду и сценариста Роспо Паленберга. Работа над фильмом началась в 1991 году, но через два года проект заморозили из-за нехватки финансирования и разногласий с иностранными партнёрами. Никита Михалков переключился на съёмки фильма «Утомлённые солнцем», получил за него первый российский «Оскар», и после этого вернулся к «цирюльнику». Сценарий переписали, снятый материал перемонтировали, нашли российских спонсоров и дальше справлялись уже своими силами.
На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, которого уже снимал в «Родне» и «Утомлённых солнцем». Он оказался самым старшим среди «юнкеров» — ему исполнилось 38 лет, тогда как остальным актёрам было по 20 с небольшим. Перед съёмками их всех отправили в казармы Костромского военного училища — проходить обучение по уставу 1885 года. Актёрам преподавали верховую езду, фехтование, бальные танцы, строевую ходьбу и даже Закон Божий. Уже знаменитый к тому времени Олег Меньшиков в казармы ехал с большой неохотой, но ему и игравшему надзирателя юнкеров Владимиру Ильину сделали поблажки. Они жили в отдельной каморке, два раза в неделю ходили в баню и даже могли слегка нарушать режим.
Съёмки фильма проходили на восьми площадках. Сибирские сцены снимали в Хакасии, Красноярске и Нижнем Новгороде, часть съёмок проходила в Москве, Горбатове и Костроме, павильоны были выстроены в Праге, а американский военный лагерь оборудовали в Португалии. Самоходную лесопилку «Сибирский цирюльник» специально для съёмок сконструировали на военном заводе под Нижним Новгородом, а после работы агрегат был отвезён на пражскую студию «Баррандов».
Никита Михалков стал первым человеком, ради которого погасили кремлёвские звёзды! До этого их гасили всего один раз во время начала Великой Отечественной войны… Режиссёру надо было снять ночные сцены на Красной площади, а события фильма разворачивались задолго до появления звёзд на шпилях. Разрешение было получено лично у Бориса Ельцина, и на всю работу на Красной площади Никите Михалкову дали 10 часов. Через Иверские ворота срочно проложили рельсы и отсняли проезд конки, а площадь засыпали солью и искусственным снегом. Снимали зимние сцены, а в Москве, как назло, началась оттепель.
Сцены Масленицы снимали на озере у Новодевичьего монастыря, где в старину обычно и проходили праздничные гуляния. Февральская оттепель и тут осложнила работу — лёд начал стремительно таять. Чтобы он не провалился вместе с декорациями и съёмочной группой, поверх него выкладывали сухой лёд и поливали жидким азотом. Специально для этого к работе подключились три фабрики мороженого.
В 2008 году режиссёр Стивен Спилберг спародировал сцену из «Сибирского цирюльника» в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». По сюжету группа советских военных прорывается через джунгли, а дорогу им расчищает фантастический лесоповальный аппарат на паровой тяге.
На Джулию Ормонд съёмки произвели неизгладимое впечатление. Во-первых, они были очень долгими, она потом рассказывала, что в России у неё было съёмочных дней больше, чем за всю предыдущую карьеру. Во-вторых, она никогда не видела такой изобретательности съёмочной группы и таких нестандартных решений по части костюмов и техники. «Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни», — признавалась актриса.
«Сибирский цирюльник» должен был претендовать на «Оскар», но не успел выйти в прокат к назначенному сроку и по правилам киноакадемии был дисквалифицирован. Фильм открывал Каннский кинофестиваль, и, хоть его и критиковали за голливудские штампы в изображении русской действительности, зрителям это не помешало получить удовольствие от красивой мелодрамы. В России «Сибирский цирюльник» шёл на протяжении двух лет — сначала в широком, а потом в ограниченном прокате.
«Сибирский цирюльник»
Новейшее боевое «михалкововедение» переросло самое себя, как, впрочем, и свой излюбленный предмет, и воспарило к глобальным архетипам общественного сознания или, точнее, подсознания, которое в условиях стресса и перенапряжения неизменно ищет подходящий громоотвод для разрядки, то есть нечто возвышающееся над ровной поверхностью, что притягивает к себе скопившееся негативное электричество. Михалков за прошедший год, начиная со съезда в КДС и кончая премьерой в КДС, возвышался над ровной поверхностью как никогда. И, естественно, именно он стал самым притягательным из всех доступных громоотводов, какие только можно придумать. Не случайно культурно окрашенные подтексты антимихалковской кампании, связанные, скажем, с его державно-самодержавным идеализмом, грубо, почти не скрываясь, теснит сейчас прямой социальный мотив: желание утопить вечного победителя и компенсировать всеобщую фрустрацию доказательством уязвимости баловня судьбы, его подверженности несчастливому случаю и поражению. Как никогда нервно в связи с этим обсуждаются премиальные шансы «Сибирского цирюльника», ибо «Оскары» и «Пальмовые ветви» являются главными социально значимыми символами успеха. А возможное фиаско Михалкова, будь то в Канне или в Лос-Анджелесе, ожидается с нескрываемым энтузиазмом, как будто никак не связано с судьбой уставшего от поражений отечественного кино, загнанного, как и вся страна, в угол.
Разве не об этом «смертельном трюке» говорил сам Михалков, приглашая Джулию Ормонд прыгнуть с ним без парашюта? Так неужели кому-нибудь хватит сегодня предвзятости утверждать, что «трюк» не удался? Естественно, удался! Что бы ни говорили, а Михалков сделал конкурентоспособное голливудское кино. То, что сегодня у нас никому не под силу. Причем сделал ценою действительно гигантских усилий и напряжения. Отсутствие мощной, разветвленной и отлаженной инфраструктуры, которой располагает американское кино, пришлось компенсировать целеустремленностью, работоспособностью всей съемочной группы, организаторским талантом и, конечно же, громким именем.
Л.Карахан
Возможно, это впечатление (помноженное на либидонозные вожделения, вызываемые образом автора-актера-императора и масштабами бюджета фильма) и породило болезненную реакцию многих журналистов и критиков.
Явление массовой культуры сложно для анализа вдвойне, поскольку традиционный искусствоведческий инструментарий здесь бесполезен и даже вреден. Тем интереснее попытаться выяснить, что собой представляет «Сибирский цирюльник» как явление культуры (далеко не только массовой), какие традиции и творческие стратегии он в себе сочетает. По сути, этот сюжет заслуживает специальной монографии. В статье можно лишь очертить контуры проблематики.
Классическая культура
Общий (по-своему революционный, связанный со сменой глобальных парадигм социокультурного развития) контекст рубежа веков для авторов фильма не столь существен. Однако именно в нем коренится источник эстетической гетерогенности самого произведения.
Особое место оперы в классической культуре определяет ее официозный характер («Жизнь за царя») и зрелищность, противоречащая господствующей в девятнадцатом столетии повествовательности. Опера объединяет в едином спектакле рассказ и музыку, предвещая стихию массовой культуры. Отсюда и парадоксальность хрестоматийного толстовского неприятия оперы и балета, поскольку именно Лев Николаевич предвосхитил грядущее царствие компенсаторно-развлекательного начала в культуре своим определением искусства как «заражения чувствами». Таким образом, выбор оперы как своеобразной метаструктуры фильма, его цементирующего начала глубоко закономерен.
Вместе с тем фильму не чужд просветительский пафос, характеризующий носителей классической культуры, искренне убежденных в том, что народ когда-нибудь «Белинского и Гоголя с базара понесет». Новобранец полурусского происхождения на протяжении всего фильма убеждает американского сержанта в величии Моцарта, а Михалков в течение того же времени объясняет потенциальным западным зрителям самобытность России.
Советская культура
Не будем забывать о том, что предметом гордости советской культуры (и сталинского, и хрущевского, и брежневского периодов) была верность классическим традициям (реализму) в противовес господствующему на Западе модернизму. У этой новейшей ортодоксии были также уходящие в глубь веков традиции Православия (защиты правильной веры) и Москвы как «Третьего Рима». Никита Михалков далеко не случайно приобщается и к этим могучим источникам веры.
Экранизации классики, которым режиссер (и не он один) отдал дань в застойные 70-е, позволяли оставаться в художественно-эстетическом поле, сохраняя политическую лояльность. Не будучи экранизацией, «Сибирский цирюльник» несет в себе (и на себе) благородную традицию «костюмного фильма».
Массовая культура
Не менее впечатляет чудище-машина «цирюльник», пробуждающий в коллективном бессознательном все естественные, противоестественные и техно- тронные страхи. Эта машина-образ становится носителем уймы коннотаций: механический динозавр (О! Спилберг!), «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (О! Радищев!), нашествие (западной) индустриальной цивилизации, разрушение экологической гармонии.
Элит Классик
За кадром «Сибирского цирюльника»: Почему самый высокобюджетный фильм провалился в прокате
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Над сценарием фильма работали Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков и Роспо Палленберг. Однако с момента его написания и до окончания съемок в общей сложности прошло 10 лет – это было связано с трудностями финансирования невероятно масштабного проекта. В съемках было задействовано 250 актеров и несколько тысяч актеров массовки, большое количество техники, несколько самолетов и вертолетов. Ежедневно съемочную группу обслуживало около 80 автомобилей. Сцены в Сибири снимали в Хакассии, Красноярске и Нижнем Новгороде. Павильонные съемки проходили в Чехии – аренда павильонов там оказалась более дешевой, чем в России. Американский военный лагерь на самом деле был оборудован в Португалии.
Однако даже съемки в Москве потребовали значительных материальных затрат. Зима 1997 г. выдалась на удивление теплой, снега почти не было, поэтому пришлось использовать тонны искусственного снега и соли, а тающий лед в пруду во время съемок сцен масленицы охлаждать жидким азотом. По просьбе Михалкова к президенту Ельцину, специально для съемок на 10 часов отключили внутреннее освещение кремлевских звезд. До этого их отключали всего один раз – в начале Великой Отечественной войны.
В главных ролях были задействованы голливудские артисты – ирландский актер Ричард Харрис, исполнивший роль Маккрекена, изобретателя паровой самоходной лесопилки, и британская актриса Джулия Ормонд, сыгравшая его мнимую дочь, американскую авантюристку. Джулия Ормонд рассказывала, что эти съемки стали для нее совершенно новым опытом – во-первых потому, что они были очень длительными, и съемочных дней в одном этом фильме у нее оказалось больше, чем за всю карьеру в Голливуде, а во-вторых, из-за того, что в условиях ограниченных технических возможностей костюмеры и операторы находили нестандартные и очень интересные художественные решения. « Можно сказать, мой российский опыт во многом сформировал меня и стал частью моей жизни », – признавалась актриса.
На главную мужскую роль Никита Михалков пригласил Олега Меньшикова, с которым уже работал за 4 года до этого на съемках фильма «Утомленные солнцем». Правда, на тот момент актеру было уже 38 лет, а сыграть ему предстояло юношу-юнкера. Но с этой задачей он справился великолепно. Перед съемками все 25 выпускников театральных вузов, игравших юнкеров, и сам Олег Меньшиков 3,5 месяца жили в казарме и проходили обучение по уставу 1885 г. на специально организованных для них курсах – режиссер стремился к максимальной достоверности и не хотел, чтобы актерская игра сводилась к «симуляции». Поэтому актеров обучали верховой езде, фехтованию, бальным танцам, хождению строем и даже Закону Божьему.
Олег Меньшиков по этому поводу говорил: « Михалков гениально сделал, когда отвёз нас в Кострому, в училище. Иначе бы не удалось сначала создать, а потом передать атмосферу юнкерского братства. Такое нельзя сыграть на голом профессионализме. Тут чувства в ход идут. Это был совершенно необычный эксперимент, ничего похожего в моей жизни ещё не случалось. Не скрою, я привык к несколько иным условиям жизни. Хорошим. ».
При бюджете в 40 млн долларов в российском прокате «Сибирский цирюльник» собрал 2,6 млн долларов. Одной из главных причин провала кинокритики называли слишком явную ориентированность фильма на западного зрителя и то, что фильм был снят в голливудской эстетике: сцены широкой русской масленицы казались нашим соотечественникам бутафорскими, «национальная идея» – набором штампов, попросту «клюквой», фамилия главного героя – Толстой – рассчитанной на узнаваемость за рубежом. В прессе фильм называли «комиксом а ля рюс» и «мерседесом, расписанным под хохлому».
« Россия в фильме словно бы увидена чужаком, только выдающим себя за местного. С реальностью страны и истории ее сопоставлять совершенно бессмысленно. С мечтаниями режиссера о том, какой она могла бы быть, – можно, но и это объясняет немногое. Эта Россия действительно состоит из конфеток-бараночек, водочки с икрой, да белоконного царя-батюшки в исполнении замечтавшегося режиссера. Но к «лубку», каким бы сочным и милым, суриковско-кустодиевским он ни был, эту Россию свести нельзя », – писал кинокритик, театровед, кандидат искусствоведения Михаил Брашинский.
Успеха у американских и европейских зрителей тоже не случилось, и на это уже были другие причины. Несмотря на стремление режиссера к максимальной исторической достоверности, именно в этом отношении фильм получил наибольшее количество критических отзывов. Историк и директор информационно-аналитических программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров обратил внимание на несколько несоответствий реалиям.
В первом же кадре с датой 1905 г. показан современный американский флаг – а в ту пору на нем было не 50, а 45 звездочек. Но если эта деталь могла бы остаться незамеченной, то следующая американскому зрителю была явно непонятна: культовое высшее военное учебное заведение «West Point» на самом деле находится в лесу, а не на крутом берегу океана, а форма кадетов была смесью формы, отмененной за 2 года до событий и полевого снаряжения, появившегося только через 3 года. Возможно, это было одной из причин того, что американская публика уходила из кинотеатров, и фильм провалился в прокате и в США. К тому же участвовавшие в съемках зарубежные актеры не были звездами первой величины, а российские не были известны американцам и европейцам.
Музафаров приходит к такому выводу: « Проблема в том, что наши кинематографисты крайне редко пользуются услугами консультантов-историков, историки всегда идут на последнем месте. Да, конечно, фильм – это в первую очередь мастерство режиссера и сценариста, игра актеров… Но даже хорошее кино можно загубить грубыми ляпами. Я специально отматывал фильмы до конца: военно-исторические консультанты идут на последнем месте, после осветителей, административных работников, чуть ли не после водителей! Появляются в самом-самом конце. И пока они занимают такое место, фильмы будут проваливаться в прокатах ». По мнению других критиков, фильм заранее обрекла на провал слишком масштабная рекламная кампания, сулившая зрителям что-то совершенно невероятное – и, как результат, ожидания публики были обмануты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: