северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Урок 25. История России 6 класс ФГОС

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

Конспект урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

В 1938 году вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Он был посвящён событиям битвы на Чудском озере. Именно в этом фильме впервые прозвучала фраза «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет», которую часто приписывают Александру Невскому.

Также во времена СССР за проявленные отвагу и мужество вручался орден Александра Невского. Изображение князя на ордене не является подлинным. Это портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего Александра в фильме Эйзенштейна.

В ходе урока вы узнаете о походах шведов на русские земли, нападении крестоносцев, Невской битве и Ледовом побоище.

В то время как монголы наступали на русские земли, началась борьба с западными завоевателями. Новгородские земли интересовали шведов. В середине 12 века они высадились на берегах Финского залива. Шведам удалось покорить финские племена, которые платили дань Новгороду.

В 1164 году новгородцы разбили шведское войско неподалёку от Ладоги. А в 1187 году русское войско напало на Сигтуну, крупнейший город Шведского королевства.

В начале 13 века шведы стали наступать на Восточную Прибалтику. Местные племена платили Руси дань, поэтому русские князья оказали противостояние завоевателям. В 1227 году шведское войско было разбито новгородским князем Ярославом Всеволодовичем.

Узнав о нападении на Русь монголов, шведы снова решили попытаться захватить новгородские земли. Они собрали большое войско, которое возглавил Биргер. Поход на Русь получил поддержку католической церкви, которая хотела распространения своей веры на русские земли.

Но не только Швеция представляла опасность. В конце 12 века папа римский объявил о начале крестового похода против ливов, Эстов и других народов, которые жили на территории Прибалтики. Они считались язычниками, несмотря на то, что многие приняли православие.

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

В 1220 году крестоносцы высадились в устье Западной Двины. Здесь они основали крепость Ригу, которая стала опорным пунктом для захвата прибалтийских земель. В Риге немецкие рыцари создали орден Меченосцев.

Примерно в это же время на землях между устьями Вислы и Немана обосновался Тевтонский орден.

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

В 1219 году на территории, где проживали Эсты, датские рыцари построили крепость Ревель. Сейчас это город Таллин, название которого с эстонского переводится как «Датский город».

Ливы и эсты платили дань Руси, поэтому им на помощь пришли русские князья. В 1234 году под Юрьевом Ярослав Всеволодович нанёс поражение немецким рыцарям. Орден Меченосцев был разбит литовцами. Тогда меченосцы объединились с тевтонцами, и в 1237 году было создано восточное отделение Тевтонского ордена, которое получило название – Ливонский орден.

Немецкие крестоносцы знали о поражении, которое потерпели русские князья от войск Батыя. Поэтому они решили снова предпринять наступление на новгородские земли.

В это время в Новгороде княжил Александр Ярославич. С раннего возраста он бывал на заседаниях бояр и княжеском суде. Когда Александр вместе с отцом, киевским князем Ярославом Всеволодовичем, приезжал в Новгород он внимательно изучал особенности управления городом, деятельность веча.

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

Княжить в Новгороде Александр стал в 16 лет. Его правление совпало с нашествием Батыя. Князь готовил оборону города. Но после того, как монголы решили повернуть на юг, Александр занялся укреплением западных рубежей и усилил контроль над устьем Невы.

В 1237 году папа римский Григорий Девятый направил шведов в крестовый поход против финнов и русских. Уже в 1240 году шведские корабли вошли в устье Невы. Часть войск разбила лагерь на левом берегу реки, а часть осталась на кораблях. Биргер, командовавший шведскими войсками, отправил новгородскому князю послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Тогда Александр решил напасть на шведов как можно скорее. Он знал и расположение вражеского войска, и то, что его часть находилась на кораблях.

Войско Александра и новгородское ополчение вышли в Неве. Позже к ним присоединился отряд из Ладоги.

15 июля 1240 года объединённое войско напало на шведов. Александр возглавил конницу и ударил в центр лагеря врага. В это же время новгородцам удалось отрезать лагерь от кораблей. Героизм и мужество проявили новгородские и ладожские ополченцы – воины-добровольцы, вступившие в ряды народного ополчения.

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

Ополченцу Савве удалось подрубить шатёр Биргера, вызвав смятение шведских воинов.

Александр вступил в схватку с Биргером и ранил его. Шведы, не ожидавшие столь больших потерь, вынуждены были отступить и вернуться на родину.

После такой блестящей победы Александра прозвали Невским. А шведы ещё долгие годы не воевали против русских земель.

Поражение шведского войска не заставило датчан и немцев отказаться от своих планов. Летом 1240 года ливонцы захватили крепость Изборск и Псков. На пути к Новгороду они занимались грабежом купцов и местного населения.

Новгород оставался без защиты, так как опасаясь усиления власти Александра Невского, вече заставило его покинуть город. Но перед лицом опасности Александр был снова призван на княжение.

Князю удалось освободить Изборск и Псков, после чего он отправился на запад, чтобы встретиться с врагом. Отец Александра великий князь Ярослав Всеволодович отправил на помощь суздальскую дружину.

Александр хотел заманить ливонцев на Чудское озеро. Рыцарская конница не смогла бы двигаться по льду, так как и всадники, и лошади были в тяжёлых доспехах.

5 апреля 1242 года состоялось решающее сражение. Ливонцы выстроились клином, в центре которого находилась пехота, а по бокам – конница. Александр хорошо изучил военную тактику врага, поэтому перед битвой он усилил фланги конницей, а вперёд поставил ополченцев.

Когда ливонцы вышли на лёд и ударили по ополченцам, те стали отходить. Немецкие рыцари решили, что победа в битве близка, и стали наступать. В это время русские воины ударили по коннице, которая в доспехах была малоподвижна. Александр лично возглавил суздальскую дружину и сражался наравне со своими воинами. Битва завершилась полным разгромом ливонцев, большинство из которых был убито или взято в плен. Те, кто попытался бежать, оказались на таявшем льду и утонули под тяжестью доспехов.

северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Смотреть картинку северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Картинка про северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс. Фото северо западная русь между востоком и западом конспект урока 6 класс

Битва на Чудском озере вошла в историю как Ледовое побоище.

Давайте подведём итоги.

В 13 веке Руси угрожала опасность со стороны Шведского королевства и Ливонского ордена.

15 июля 1240 года произошла Невская битва, в которой Александр Невский нанёс поражение шведскому войску.

5 апреля 1242 года Александр Невский разбил Ливонский орден в битве на Чудском озере.

Источник

Конспект урока История, 6 класс Урок 26. Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 26. Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Орден рыцарский – организация рыцарей, создававшаяся в период крестовых походов в XI – XIII вв. под руководством католической церкви для контроля границ христианского мира.

Замок – укреплённое жилище феодала (сеньора).

Папа Римский – глава христианской церкви на большинстве территорий Западной Римской империи в раннем Средневековье, после раскола христианской церкви в 1054 году – глава католической церкви. Также епископ города Рима. Избирался пожизненно собранием кардиналов.

Ополченцы – участники народного ополчения.

Ополчение – военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах.

Кнехт – наёмный пехотинец незнатного происхождения в ряде стран средневековой Европы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Прочитайте отрывок из документа и определите, о каком событии идёт речь.

«. И поспешил он напасть на врага. В 6 часов дня была жаркая сеча, и побил он их бесчисленное множество, и самому королю наложил печать на лицо острым своим копьем. Здесь же из полка его явилось 6 мужей храбрых. Один, именем Гаврило Алексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль, и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду. ».

А) Битва на Чудском озере.

Б) Освобождение Пскова.

В) Захват крепости Копорье.

Правильные варианты ответа:

Задание 2. Вычеркните в тексте слово или словосочетание, которое является лишним в ряду.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Тема урока по истории: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока по Истории России для 6 класса

( учебник Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева)

Тема урока: «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

— познакомить учащихся с основными этапами борьбы Руси с немецкими и шведскими завоевателями.

— охарактеризовать личность Александра Невского.

-показать полководческий талант Александра Невского.

— создать условия для осмысливания выбора Руси между востоком и Западом.

— способствовать развитию умений извлекать информацию, анализировать, сопоставлять, оценивать историческую ситуацию и аргументировать собственную позицию.

— формирование навыков работы в сотрудничестве.

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Предметные результаты : знания, представления, умения

— научиться овладевать знаниями об основных этапах развития Руси на основе информации учебника, отрывков из летописей о Невской битве и Ледовом побоище.

— объяснять историческое значение побед над немецкими и шведскими рыцарями.

Мета предметные результаты :

— определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

— составлять план последовательности действий

— владеть основами самоконтроля, самооценки

— принимать решения и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

— определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

— планировать общие способы работы

— обмениваться знаниями между членами группы для принятия решений

— выделять информацию из текстов разных видов

— объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе учебного материала.

— проявляют положительное отношение к учебной деятельности

— осознание своей этнической принадлежности

— осваивают гуманистические традиции и ценности.

Основные понятия, содержание урока

Александр Невский, Невская битва, Ледовое побоище

Учебник История России 6 класс Н.М Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева под ред: А. В. Торкунова.

Презентация по теме урока

1. Организационный момент

(1слайд) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих

«Задача наша не проста

Дорогу в прошлое найти. Нас Клио поведёт туда, а с ленью нам не по пути»

2. Проверка домашнего задания

(2-3слайд) Объясняет требования к тесту

и предлагает выполнить письменные ответы на вопросы теста. После этого задания учитель задаёт вопросы:

Выполняют тест, затем обмениваются тестами и проверяют своих одноклассников.

3. Изучение нового материала

(4слайд) Показывает ученикам Орден Александра Невского, задаёт вопросы

— Как называется этот Орден?

— За какие заслуги награждали этим орденом? Как вы думаете?

— Что вы можете сказать о князе Александре Ярославиче?

Учитель рассказывает детям: Орден Александра Невского учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Орденом награждались командиры Красной Армии, проявившие в боях за Родину в Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.

Имя Александра Невского пользовалось огромной популярностью на Руси. И сегодня многие знают его не только, как князя, но и как защитника государства, защитника православной веры, великого полководца защитившего Северо-Западную Русь от захватчиков.

Как вы думаете, какая тема урока,?

Сегодня мы будем говорить не только о князе Александре Невском, но и о том какую борьбу вела Северо-Западная Русь с немецкими и шведскими захватчиками.

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. (Слайд 6)

А с чем вы сегодня должны будете познакомиться?

«Стоит рыцарь на дороге

У него не гнутся ноги

Может он махать руками

Может он моргать глазами

Машет рыцарь влево, вправо

И качает головой» (Слайд 8)

Вспомните, о каком защитнике мы будем говорить на уроке? Почему этот князь получил «прозвище» Невский?

А какие ещё прозвища мог на ваш взгляд заслуженно получить этот князь? Обоснуйте свой выбор.

Предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф, прочитать дополнительный материал, прилагаемый к этому уроку.

1-й вариант Невская битва.

(10слайд) Стр. 21 – 22, изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы

1) Когда и где произошла Невская битва?

2) С кем произошла эта битва?

3) Кто возглавлял русское войско?

4) Кто возглавлял войско шведов?

5) Кто одержал победу на Неве?

6) Кто из дружинников и ополченцев совершили подвиг?

2-й вариант Ледовое побоище.

(11слайд) Стр.22-24 изучить текст параграфа и документ «Житие Александра Невского» ответьте на вопросы

1) В каком году русские войска под руководством Александра Невского одержали победу над немецкими захватчиками?

2) Какое построение войск имели немецкие войска?

4) Что помогло выиграть битву русским воинам?

5) Какое название получила эта битва?

6) Почему эта битва получила такое название?

Источник

Конспект 6 класс Северо-Западная Русь между Западом и Востоком

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№8»

по истории

«Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

Назарова Мария Геннадьевна

Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Цель: формирование представления о роли Александра Невского в борьбе с западными агрессорами в первой половине 13 века.

1.Образовательная: раскрыть историческую роль князя Александра Ярославича в защите русских земель, значение Невской битвы и Ледового побоища.

2.Развивающая: совершенствовать умение работать с текстом, формирование читательской грамотности, развитие монологической речи, умения делать сообщения, высказывать свое мнение, анализировать материал делать выводы, заполнять буклет.

3.Воспитательная: на примере самопожертвования, героической защиты русских земель от агрессии со стороны шведских и немецких захватчиков, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока- изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник История России 6 класс, 2 часть/под ред. А.В Торкунова.

Метапредметные : излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальных учебных действий.

Личностные: через положительные примеры примут нормы нравственного поведения стремление к развитию интеллектуальных, нравственных качеств, любовь и уважение к Родине.

3. Личность князя Александра Ярославича

Источник

УРОК ИСТОРИИ 6 КЛАСС «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ МИРОШНИЧЕНКО И.Н., ПЕРЦЕВА Н.А сценарий.docx

МБОУ Куйбышевская СОШ им.А.А. Гречко.

Учитель истории и обществознания Мирошниченко И.Н.

Урок истории 6 класс (40 мин).

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Решение задач на составление уравнений.

Дать представление о борьбе Руси против экспансии с Запада, познакомить с Невской битвой и Ледовым побоищем, выяснить, почему православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Отрабатывать еще один способ решения задач – составлением уравнения.

овладеть целостным представлениемо борьбе Руси против экспансии с Запада; оперировать терминами и понятиями: крестовые походы, Орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари, экспансия, ополчение;использовать сведенияиз исторических картосхем; анализировать информацию,содержащуюся в историческом источнике «Житие Александра Невского», оценивать деятельность Александра Невского

умение организовывать свою учебную деятельность, умение анализировать и обобщать факты, формулировать выводы, формулировать при поддержке учителя новые длясебя задачи в учёбе и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнениядействий; работать с учебной и внешкольной информацией; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

осознание своей идентичности как гражданина страны, толерантность, освоение гуманистических традиций и ценностей

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями ; следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других, обучающихся под руководством педагога; расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном общении

формировать умения аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, фрагмент художественного фильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска.

Форма урока интегрированный урок – исследование

С Востока на Русь напала огромная империя монголов. Ребята, предположите, а как строились отношения Руси с Западом?

В русских летописях первая половина 13 века называлась годами «злыми» и «горькими». Русь оказалась «между двух огней».

Учитель, выслушивает версииучащихся.

Вместе с учащимися учитель формулирует тему урока «Северо-западная Русь между Востоком и Западом».

С запада русским землям угрожали немецкие и шведские рыцари, которые с 12 века совершали крестовые походы против прибалтийских племен и насильственно обращали их в католическую веру. Узнав о нашествии монголов на Русь они решили захватить богатые новгородские владения. На защиту земли Русской встал 20 летний князь Александр Ярославич.

Создание проблемной ситуации .

Потомки по достоинству оценили его вклад по защите Отечества, Александр Невский в 16 веке причислен православной церковью к лику святых. В 2008 году по результатам широкомасштабного опроса россиян был выбран «именем России»

Но есть историки, которые высказывают сомнения насчет серьезной угрозы Руси со стороны Запада (шведских и немецких крестоносцев) и не согласны с такой оценкой деятельности новгородского князя.

Проблема : «Александр Ярославич «заурядный князь» или «защитник Руси»?

Актуализация знаний, необходимых для решенияпроблемы и выяснение, что необходимоузнать для этого. Постановка учащимися целей урока.

— характеристику Александра Ярославича

-сражения (Невская битва, Ледовое побоище)

II . Введение в новый материал.

1.Просмотр фрагмента художественного фильма С.М Эйзенштейна «Александр Невский», рассказ учителя «Князь Александр Ярославич»и показ презентации(3 мин.), беседа с учащимися

2.Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, картосхем, иллюстраций. Групповая работаВыполнение заданий по группам. Представим себя участникамисражений (дружинники Александра Ярославича, немецкие рыцари).

-Задание для первой группы (дружинники Александра Ярославича): работать с учебником стр.21-22,иллюстрацией, картосхемой, историческим источником «Житие Александра Невского».

1)Когда и где проходила Невская битва?

2)Описать по картосхеме Невскую битву.

3)Определить причины победы русских войск в Невской битве

-Задание для второй группы (немецкие рыцари): работать с учебником стр.22-25,иллюстрацией, картосхемой,историческим источником «Житие Александра Невского».

Когда и где проходило Ледовое побоище?

Почему немецким рыцарям не нравилось место сражения?

Описать по картосхеме построение немецкого войска.

Как началось сражение?

-Задание для третьей группы (ополченцев): работать с учебником стр.22-25,иллюстрацией, картосхемой, историческим источником «Житие Александра Невского».

Как построил свое войско Александр Невский?

По картосхеме описать сражение.

Определить причины победы русских войск в Ледовом побоище.

III .Контрольно-оценочный и рефлексивный этап.

Группы высказывают и аргументируют свое мнение по проблеме: «Александр Ярославич «заурядный князь» или «защитник Руси»?

ИТОГ – « И прославлено было имя Александра во всех странах – до моря Понтийского * и до гор Араратских по обе стороны моря Варяжского ** и до Рима»

Самооценка работ групп. Выставление оценок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *