северо крымский канал история строительства
Северо-крымский канал скк
СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ (СКК)
СКК возник после строительства плотины и комплекса Каховской ГЭС (1950—1956 г.г.).
Почему именно возник, а не был заблаговременно спланирован и утверждён Госпланом СССР, до сих пор остаётся великой Хрущёвской тайной, завесу которой мне приоткрыли участники тех далёких событий, да простят меня специалисты гидростроители за художественное повествование, не претендующее на научные изыскания.
Прежде чем возводить платину, гидростроители обязаны делать замеры, бурить скважины, для взятия кернов – проб грунта на разных глубинах, но на горе, расположенной с правой стороны от Каховского водохранилища, что-то пошло не так, буры постоянно ломались, а партийные надзиратели подгоняли и требовали выполнения плана. Тогда и была придумана эта афера. Вместо того чтобы забурить вертикальную скважину на 400 метров, её за бурили под острым углом, чуть ли не параллельно поверхности скальной горы, “соблюдя” при этом четырёхсот метровую отметку. Представленные керны оказались из скальных пород. Когда возвели плотину, началось затопление окрестностей, то выяснилось, что все сооружения стоят на мелкозернистых песках, а правобережная русловая платина еще и на иловатых почвах. Вода в водохранилище дойдя до определённой отметки начала уходить в грунт и просачиваться в Херсонщине заболачивая Таврические степи, куда и были согнаны все специалисты, для поиска выхода из сложившейся ситуации. Выход был найден – строить канал.
Строительство канала не было завершено. К развалу СССР было две очереди строительства из трех планировавшихся. В Украине канал не обслуживался, многие инженерные сооружения были разворованы, к 2013 году износ канала достиг 80%.
Многие даже не представляют, насколько огромно это гидротехническое сооружение и во что может превратиться Крым без него. Это не просто ручеёк, а целые рукотворные реки с днепровской водой. Это уникальное по сложности и масштабам гидротехническое сооружение с системой каналов и насосных станций, поднимающих воду на высоту сто метров. Это самый длинный канал в Европе: его протяженность 405 километров (от Новой Каховки до Керчи), длина же магистрального канала и его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Сегодня до 85% потребности в воде Крым удовлетворяет именно за счет Северо-Крымского канала. В Крыму всегда наблюдалась нехватка пресной воды, которая усилилась по мере быстрого роста населения в послевоенные годы. Однако, несмотря на то, что в настоящее время воды Северо-Крымского канала удовлетворяют нужды жителей полуострова на 80-85 %, проблема нехватки пресной воды сохраняется в некоторых регионах полуострова, например, на участке от Алушты до Судака.
Киевские власти готовят геноцид крымских татар
…При этом все умалчивают, что буквально на следующий год все орошаемые сельхозугодия, оставленные без воды, превратятся в высохшие солончаки, которые не возможно будет восстановить!
Ждали более ста лет: Северо-крымский канал придумал фантаст
«Население бедствует»
Первым на вопрос: «Где взять воду?», попытался ответить в 1846 году директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Его проект по отведению вод Днепра в Северный Крым был представлен Министерству государственного имущества, и… отклонен. И не только потому, что сумма в 40 миллионов рублей казалась неподъемной. Не решена была главная задача: как заставить воду течь вверх — ведь северный Крым находится на десятки метров выше русла Днепра.
Последующие идеи о том, как напоить Крым, были скромнее. Проводились ревизии всех источников, предлагалось беречь имеющиеся, восстанавливать и расчищать утраченные. Благодаря профессору Николаю Головкинскому, стороннику строительства артезианских колодцев, в степном Крыму расширялись орошаемые площади. Но этого было мало.
В начале прошлого века население полуострова не достигало 740 тысяч человек. И в «сухие» годы воды не хватало не только в степном Крыму и в хронически маловодном Восточном.
«Русское слово», май 1908 г.: «Феодосия. Город страдает от безводья, так как дара художника Айвазовского — бассейны, дающие в сутки до 50 000 ведер, — оказалось недостаточно».
«Крымский курортный листок», июнь 1913 г.: «Постановление ялтинской городской думы об обязательной поливке и очистке улиц средствами домовладельцев, утвержденное губернатором, ставит последних в крайне тяжелое положение. Особенно трудно будет осуществить поливку улиц при постоянном отсутствии воды в нашем водопроводе».
«Раннее утро», август 1913 г.: «В Севастополь вследствие засухи начался водяной голод; в водопроводе вода имеется лишь утром; на северной стороне несколько дней водопровод совершенно не действует; население бедствует».
Примерно в это время специалисты снова начинают работать над проектами подачи днепровской воды в Таврическую губернию. Но только на ее материковую часть, нынешнюю Херсонскую область. С Крымом по-прежнему грустно: сложная задача «поднятия» канала решаема только в теории. А на практике стоимость воды из Днепра оказывается золотой. В общем, идея канала для Крыма по тем временам — что-то из области фантастики.
И решил ее… писатель-фантаст.
На самом деле писал рассказы про будущее Вадим Дмитриевич Никольский в свободное от работы время. А по основной специальности он был инженером-гидрологом. Жил не в Крыму, но бывал здесь, собирал необходимые сведения. И вообще вопрос обеспечения Крыма днепровской водой показался ему достойным вызовом. Свой проект он начал разрабатывать в 1914 году. Прошло пятнадцать лет, прежде чем он смог представить его крымской власти.
Сиваш как водяной карман
Крым, 1929 год. На полуострове начинается эпоха строительства водохранилищ. В балке Базар-Джалга уже построено Первомайское водохранилище, готовится котлован под Аянское, одобрено решение по созданию Чернореченского. Но с крымскими циклами, когда за «сухими» годами следуют изобильные, нужны совсем другие объемы.
В Крыму напомнили Кравчуку, кто именно строил Северо-Крымский канал и нес расходы
СИМФЕРОПОЛЬ, 17 июня. / ТАСС /. Строительство Северо-Крымского канала осуществлялось за счет средств союзного бюджета СССР, в реализации проекта принимали участие представители других союзных республик, а не только Украины, как утверждают в Киеве. Об этом заявил ТАСС в четверг заместитель председателя Государственного совета Крыма Ефим Фикс.
Зампредседателя Госсовета отметил, что ущерб от перекрытия Украиной Северо-Крымского канала составил 1,45 трлн рублей. Власти полуострова, по словам Фикса, работают над тем, чтобы этот ущерб вошел в исковые требования, которые будут предъявлены в суды.
О Северо-Крымском канале
Решение о строительство Северо-Крымского канала было принято до передачи Крыма в состав Украинской ССР (1954 год). В сентябре 1950 года Иосиф Сталин подписал постановление совета министров СССР «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на реке Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма».
Согласно тексту документа, проект предполагал строительство Южно-Украинского канала с забором воды из Днепра в объеме 600-650 куб. м в секунду по трассе от Запорожья на Днепре, к реке Молочной, далее в направлении Аксания-Нова до Сиваша. Утвержденный проект Северо-Крымского канала предполагал строительство сооружений от Сиваша на Джанкой по степным районам Крыма до Керчи. Общая протяженность двух каналов составила 550 км.
Вопросы изыскания, проектирования и строительства каналов были возложены на Министерство хлопководства СССР, совет министров Украинской ССР, Крымский облисполком, Министерство сельского хозяйства и Министерство совхозов СССР. К подготовительным работам по строительству сооружений приступили в 1951 году.
Северо-Крымский канал — самый большой в Европе
Пару лет назад Северный Крым пересекал пустой, почти полностью высохший бетонный желоб. Ныне в нем снова плещутся волны. Полвека назад Северо-Крымский канал принес жизнь в засушливые степи. Его строили всем миром. На шестом десятке ему пришлось пережить трудные времена. Но он справляется, продолжая снабжать крымчан водой.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Северо-Крымский канал на карте?
Он начинается в Украине, ответвляясь от реки Днепр в районе городов Таврийск и Новая Каховка. Минуя Чернявку, Брилевку, Каланчак и Бабенковку, заходит в Крым около города Армянск. На Тавриде Северо-Крымский канал протекает по Армянскому, Красноперекопскому, Джанкойскому, Нижнегорскому, Советскому, Кировскому и Ленинскому округам. Заканчивается он, немного не доходя до Керченского водохранилища, возле сел Станционное, Зеленый Яр и Новониколаевка.
История появления: всесоюзная стройка
Центральная часть Крымского полуострова была засушливой всегда. Еще в 1833 г. Х. Стевен (основатель ботсада в Никите) высказал идею о целесообразности подведения сюда днепровской воды. Однако технический уровень того времени делал работу практически невозможной. Проект одобрили в 1916 г., но не смогли осуществить из-за дальнейших событий – все время находились более актуальные проблемы.
Официальное решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято на уровне руководства СССР в 1950 г., но сами манипуляции начаты лишь 10 лет спустя – сложный план требовал времени на разработку. Наконец в начале 1961 г. стройка началась: 10 тыс. комсомольцев-добровольцев съехались сюда со всей страны. Оборудование и материалы слали не только Прибалтика, Биробиджан, Архангельск, но и Чехословакия, и даже ГДР.
Процесс шел трудно уже хотя бы потому, что на линии возведения осталось множество неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной. В первом отряде строителей шли саперы, за ними археологи – бросить культурные ценности на произвол судьбы никто не решился.
Сложно точно назвать дату, когда построен канал. В 1963 г. впервые живильная влага с Днепра пошла в Красноперекопск. В 1971 г. началось снабжение Керченского п-ова, в 1975-м – города Керчь. Первую очередь сдали в эксплуатацию в 1978-м, вторую – в 1990-м. Но основание продолжались и позже, поскольку объект представляется не один, а являет собой сложную систему с ответвлениями и соединительными руслами.
Задержки нередко объяснялись проектными ошибками – потери подаваемой жидкости были очень значительными. Устранение недостатков требовало времени. Всего до сегодня завершено четыре строительные очереди. До распада СССР канал носил имя Ленинского комсомола – в честь юных строителей.
Европейский рекорд
Северо-Крымский канал является самым длинным из подобных сооружений в Европе – длина основного русла превышает 402 км, а общая протяженность всех трубопроводов и ответвлений – 11000 км. Глубина тоже впечатляет – до 7 м, а ширина – до 150 м, при полной мощности он способен давать до 380 куб. м в секунду.
Хотя рассматриваемый объект не решил всех сложностей с водоснабжением Крыма, угроза засухи практически была ликвидирована. Вода из Днепра позволила развивать на севере и в центральных районах Тавриды ирригационное земледелие и даже выращивать рис (рисовые поля надо полностью заливать). Северо-Крымский канал был способен обеспечить до 85% потребности п-ова Крым в водных ресурсах.
Для отдыха канал малопригоден – значительная его часть забрана в бетон ради профилактики потерь. Однако после строительства главный поток был зарыблен, рыбалка тут стала обычным явлением. В нем ловили окуня, щуку, карася. Платить за это не приходилось даже после прихода рыночной экономики.
Канал успешно выполнял свое назначение, хотя специалисты и говорили о необходимости ремонтных работ (бетон не вечен) и обустройства фильтров (качество днепровской воды в последнее время оставляло желать лучшего). Но засух не было, а крымский рис потреблялся не только крымчанами.
Современные проблемы канала
Потом многое изменилось. Теперь на территории Херсонской области, к неудовольствию ее жителей, русло канала перекрывают нагромождения мешков с землей и бетонных блоков. Строится и более надежная, промышленная задвижка. На территории Крыма два года назад он был почти сухим. Из-за сооружения дамбы пострадал Каркинитский залив – водные излишки хлынули туда.
Но проблема решается. Теперь значительная часть оросительной системы Северо-Крымского канала заполняется Тайганским и Белогорским водохранилищами, рекой Биюк-Карасу. Количество воды увеличивается за счет вложения средств в ее задержание и модернизацию распределяющих и насосных станций. Строители вспоминают, что во время работы им неоднократно приходилось наталкиваться на подземные источники и резервуары. Сегодня идет активная их разведка, так что скоро канал смогут наполнять подземные ключи.
Рис в Крыму сейчас не выращивают. Но земледелие полуострова живо, а питье в города и поселки подается регулярно. Северо-Крымский канал ныне не может дать 85% воды для Тавриды, но и не простаивает даром. Уже и рыбаки снова присматриваются к нему. Хотя сегодня активно разрабатываются другие проекты обеспечения края пресной водичкой, от уже имеющейся системы отказываться никто не собирается.
Все же есть надежда, что современные проблемы Северо-Крымского канала уйдут-таки в прошлое и самая длинная рукотворная река Европы продолжит делать свое доброе дело. Крым может жить без канала, но с ним все-таки лучше.
История создания Северо-Крымского канала
Канал-кормилец
Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся,?— вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»
За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.
«Продукты по карточкам, десны кровоточили»
Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.
— Как вы попали в Крым?
С.?В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.
Н.?К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.
— В каких условиях работали?
С.?В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!
Н.?К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.
— Что было сложнее всего?
С.?В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.
Н.?К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.
С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.
Н.?К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.
— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?
С.?В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.
Н.?К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.
Могло быть иначе
Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. Северо-Крымский канал выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.
Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.