сестры магдалины реальная история
Ахилла
Главное Меню
Заключенные в приютах Магдалины. Часть 2
30 июня 2021 Валерия Солодовникова
Часть 2. «Сестры Магдалины»: сюжет и специфика фильма, реакция католической церкви
В 2002 вышел художественный фильм «Сестры Магдалины» шотландца Питера Муллана. В основу сюжета лег документальный фильм «Секс в холодном климате», 1997 года. Подробнее о нем и истории ирландских приютов читайте в первой части.
Место действия: шестидесятые
Взяв за основу истории четырех героинь из нашумевшего документального кино о кошмаре в стенах католических учреждений, Питер Муллан решил снять полнометражное художественное кино. Режиссер перенес действия из 40-х и 50-х годов в 60-е — думаю, этот временной промежуток взят неспроста.
Муллан хотел показать контраст между религиозной Ирландией и остальным европейским миром цивилизации, хотя в фильме прямого сравнения нет, но зритель держит его на подкорке. Мы знаем, что принесли шестидесятые миру: освоение космоса, развитие технологий, «Битлов», подъем интеллектуального кино и первый гормональный противозачаточный препарат. Последнее нововведение навсегда меняет подход не только к материнству и планированию детей, но и к положению женщин в принципе.
Между тем, «женский вопрос» не везде решался столь успешно.
Муллан показывает совсем другие шестидесятые, с унизительным положением девушек, где они были целиком беззащитны. Фильм отлично передает весь ужас заточения в неказистых стенах приютов, из-за чего у зрителя возникает чувство дискомфорта и безысходности, похожей на клаустрофобию.
Героини киноистории
Вторая героиня, Роза, рожает внебрачного ребенка. За это родители отправили ее в злосчастный приют. Попав туда, девушка получает новое имя — Патришия. У каждой вещи должно быть свое наименование, как объяснили монахини, ведь Роза у них уже есть.
Третье действующее лицо — Бернадетта. Воспитанница обычного приюта для сирот. Очень дерзкая и свободолюбивая, за что ее посчитали потенциальной блудницей. Так, Бернадетта была сослана к «магдалинам» из-за своей красоты и «разнузданности».
Уже в самом приюте нас знакомят с другими героинями. Здесь отдельного внимания заслуживает линия Криспины — девушки, так же родившей вне брака. Это намеренно жалкий, некрасивый и глупый, почти блаженный (в пренебрежительном смысле этого слова) персонаж. Именно над ней легче всего надругаться священнику, именно над ней приятней глумиться монахиням и выставлять ее посмешищем на глазах у других девушек.
Ее личность размазана настолько, что вызывает презрение даже у подруги по несчастью Бернадетты. Криспина — показательный результат «воспитания» монахинь, когда из чувствительного и ранимого человека с нестабильной психикой сделали ничтожество с раздавленным Я.
Еще одна интересная сквозная линия, не столь яркая, как предыдущая — история девушки Уны, которая совершает попытку побега из приюта в отчий дом. Попытка оказалась неудачной, так как отец вернул ее обратно. Уна выбрала необычный, хотя и единственно логичный в ее ситуации способ выживания — перейти из одного лагеря в другой, то есть стать монахиней. Жаль, что персонажу уделили очень мало времени. Было бы интересно понаблюдать за внутренним конфликтом Уны и раздираемыми ее противоречиями.
Зло в фильме представляет сестра Бриджит. Садистичная, жесткая, жестокая и алчная. Она щедра на оскорбления, унижения и побои. Бриджит волнует только власть и деньги. При этом она поразительно лицемерная личность. Бессердечная к девушкам, она вполне искренне плачет над фильмом «Колокола святой Марии».
Впрочем, в этом нет ничего противоречивого. У садистов и психопатов есть такая черта — они театрально могут пустить слезу тогда, когда им это надо. Они тоже своего рода артисты на подмостках, и ношение масок для них обычное дело. И это прекрасно видно на примере сестры Бриджит.
Мужчины в фильме тоже фигурируют, однако здесь им отведено место статистов. Они некий функционал, который отравляют жизни женщин и девушек: отцы Маргерет, Розы и Уны без объяснений отправляют дочерей в католический концлагерь; парень, привозивший белье в приют и обещавший помочь бежать Бернадетте, бросает ее в последний момент; священник, который втихаря насилует полуобезумевшую Криспину. В фильме нет ни одного положительного персонажа мужского пола. Даже родной брат, вытащивший Маргарет из приюта, представлен каким-то несуразным.
Художественные особенности фильма
Картина полностью снята ручной камерой без штатива. Их бум как раз произошел в шестидесятые, американское и европейское кино «новой волны» снимались ручным устройством. Поэтому фильм «Сестры Магдалины» напоминает ленты той эпохи.
Режиссер не использует визуальных ходов, современных (на начало нулевых) технологий и спецэффектов, отдавая предпочтение строгой минималистичной картинке и приглушенным тонам, чтобы не отвлекать внимание зрителя от выразительных эмоций персонажей. Это роднит фильм с документалистикой.
Зрителя угнетают однотонные цвета, блеклая униформа на девушках, их серые лица и обстановка заточения. Это резко контрастирует с редкими кадрами ирландской природы с густой зеленью и солнцем — символом жизни, свободы и раскрепощения.
В конце ленты приводится справка, что стало с каждой героиней — задумка, как бы переносящая их историю в реальный мир.
Реакция католической церкви на «Сестер Магдалины»
Реакция католической церкви оказалась предсказуемой. Первым картину осудил итальянский католический истеблишмент.
Так, кардинал Тонини, который признал, что не видел фильм, утверждал, что награда Золотой лев оказала медвежью услугу Венецианскому кинофестивалю Италии: «Очень досадно, что Золотой лев был присужден фильму, который не говорит правду о католической церкви. Режиссер фильма даже сравнил католиков с талибами в некоторых своих заявлениях».
Джанни Багет Боззо, комментатор СМИ и священник, который был советником премьер-министра Сильвио Берлускони, утверждал, что фильм носит антикатолические настроения. «Люди, которые дали этому фильму награду, сделали это только из-за его антикатолического содержания. Это, несомненно, главная привлекательность фильма».
Радио Ватикана сообщило, что Муллан «уподобляет католическую церковь Талибану». Затем в сообщении говорилось: «Присуждение высших наград „Сестрам Магдалины“ было самой оскорбительной и жалкой страницей, написанной жюри».
Досталось от Ватикана и кинокритикам за положительные рецензии о фильме. «Коалиция так называемых критиков объединила свои усилия, чтобы разрекламировать заведомо ложный фильм», — говорится в сообщении.
В защиту своего творения Муллан сказал следующее: «Речь идет не только о католической церкви и о том, как она угнетала молодых женщин в Ирландии. Это касается всех фундаменталистских конфессий, которые считают, что имеют право их угнетать. Я надеюсь, что женщины увидят этот фильм и поймут, что величайшая тюрьма из всех — в их умах. Если они смогут освободиться из этой тюрьмы, тогда они начнут сопротивляться».
Настоящие же узницы приютов отметили, что в фильме весь ужас сглажен, так как в реальности все было намного хуже.
Заключение
Увы, но душевные раны Бернадетты, как и других девушек, будут напоминать о себе всю жизнь. Боль унижений стихнет, но даже время будет не в силах заглушить ее отзвуки окончательно.
«Тебя не могут тронуть, если ты респектабельная» — заключает Бернадетта в конце фильма. Это слова новой женщины, которая почувствовала ветер перемен и выбрала свободу. И это несмотря на заточение в душном беспросветном мирке, куда, казалось, не мог пробиться и луч надежды.
В противовес беспощадной системе Муллан предложил зрителю принципиальность Маргарет, рассудительность Розы и дерзость Бернадетты. Этого достаточно, чтобы освободиться из кандалов и подготовить почву для создания здорового общества.
Иллюстрации: кадры из упомянутого фильма
Источники:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Узница «Приюта Магдалины» рассказала о рабстве в трудовых лагерях Ирландии
В начале февраля власти Ирландии принесли официальные извинения жертвам произвола, который правительство страны чинило с начала XX века и до 1996 года. За это время более 10 тысяч женщин прошли через «Приюты Магдалины», где бесплатно трудились под присмотром монахинь. Эти «исправительные прачечные» контролировались католической церковью, их было несколько по всей Ирландии. Попадали туда девочки, рожденные вне брака, либо женщины, совершившие различные правонарушения, даже самые незначительные.
Одной из таких заключенных была и Кэтлин Легг. Она попала туда как раз из-за того, что была внебрачным ребенком. Сейчас Кэтлин 77 лет. В интервью газете Sun она вспоминает те годы ужаса и насилия, когда она жила и трудилась в школе Святой Марии в Дублине. И хотя с тех пор прошло уже 60 лет, Кэтлин до сих пор не может забыть то время. Мать двоих детей вспоминает: «Это было рабство. Каждый раз, когда я закрываю глаза ночью, я возвращаюсь туда».
Когда мать Кэтлин отдавала ее в эту школу, она была уверена, что 14-летняя дочь будет жить в обычном интернате для детей, где за ней будут присматривать. Но как только девочка пересекла порог заведения, у нее отняли имя и дали ей номер: 26. Кэтлин рассказывает: «Мы были роботами. Мы потеряли всякое чувство индивидуальности. У нас отобрали свидетельства о рождении. У нас даже не было зеркал и календарей. Я даже не знала, как я выгляжу, а через несколько лет уже не могла понять, когда мой день рождения».
Но самым ужасным в этом заведении был изнуряющий труд. Девочки и юные девушки поднимались на заре, а потом, с 8 утра до 20 вечера они мыли полы, стоя на коленях, гладили простыни и готовили. И все это – в промышленных масштабах: девушкам приходилось управляться с огромными механизмами и тяжелыми сковородками, с которыми бы справился не каждый взрослый. «Это была работа, которая не каждому взрослому под силу, не говоря уже о заброшенных бедных девочках. Некоторым из них было всего 11 лет», – рассказала Кэтлин Легг.
«Однажды я должна была достать картофель из огромной пароварки. Я обожгла руки и отбросила сковороду. Было очень больно. Но монахини-надсмотрщицы только посмеялись. Они были настоящими садистками, – вспоминает бывшая узница. – Потом наступило Рождество. Девочкам раздавали так называемые подарки – полотенце и малюсенький кусок мыла. Когда дошла очередь до меня, мне сказали: «Ты же та девочка, которая уронила картошку? Никаких подарков тебе». И снова монахини смеялись. Они как будто получали удовольствие глядя, как мы страдаем».
Ужасная история произошла с еще одной «воспитанницей» этого интерната, когда ее рука попала под промышленный пресс. Их использовали, когда гладили простыни, которые потом отправляли в близлежащие отели. «У нее была очень серьезная травма, но надсмотрщицы сделали вид, что ничего не произошло. И мы продолжили работу в гнетущем молчании», – рассказывает Кэтлин. И добавляет, что сама она за все годы, проведенные в рабстве, не видела солнечного света и не слышала музыки. «Это было в порядке вещей: если работница заболевала, ее никто никогда больше не видел», – рассказала Кэтлин.
Но самым тяжелым трудом она называла даже не работу с промышленными прессами, во время которой многие получали ожоги, и это тоже было в порядке вещей. «Хуже всего было драить длинные темные коридоры голыми руками, стоя на коленях, особенно зимой. Каждый день тянулся, казалось, вечно, и счастьем было просто поесть в конце дня», – вспоминает Кэтлин.
Руководство «исправительных прачечных», между тем, составляло отчеты об «успеваемости» девочек, будто те учились в школе. Эти отчеты отправляли родным воспитанниц, чтобы никто не заподозрил, в каких рабских условиях девочки живут на самом деле. Матери Кэтлин отсылали такие отчеты, в которых говорилось, что девочка хорошо справляется на уроках. Однако никаких уроков там никогда не было.
Официальный доклад, который раскрыл всю правду о трудовых лагерях в Ирландии, был опубликован ранее в этом месяце. В нем эти заведения называют местом, где царит страх и одиночество. Кэтлин отмечает: «Никто из нас, девочек, не дружил между собой. Мы все были слишком запуганы – боялись, что монахини увидят, как мы общаемся друг с другом. У нас даже не было нормального обеда, чтобы в это время можно было поговорить».
Кэтлин признается: это были самые мрачные и тяжелые годы в ее жизни, и обратиться за помощью ей было не к кому. Большинство девушек покидали стены этого заведения, достигнув 16-летнего возраста. Но Кэтлин подхватила там легочную инфекцию и ей, больной, было некуда идти. Ее оставили там работать уборщицей.
В марте 1955 года Кэтлин, наконец, освободилась и покинула Ирландию. Ей было 19 лет. Кэтлин стала медиком в военно-воздушных войсках и там встретила своего мужа, Робби Легга. У нее, наконец, появилась возможность начать жизнь с нового листа. Но гнетущие воспоминания не давали ей жить спокойно, признается Кэтлин: «В 38 лет я вышла замуж за Робби. Я никогда ему не рассказывала, что трудилась в прачечной – было стыдно признаться. Я несла эти воспоминания на своих плечах как тяжелый груз».
Лишь в 2009 году она рассказала обо всем своим дочерям – 42-летней Трейси и 40-летней Кристине. После этого она вступила в организацию Magdalene Survivors Together, которая объединяет выживших в подобных трудовых лагерях – «Приютах Магдалины». Сейчас Кэтлин борется с раком легких. По ее словам, извинения, которые принесла бывшим узницам премьер-министр Ирландии Энда Кенни, являются важной вехой для них, выживших. Но они несоизмеримы с тем, что довелось пережить этим женщинам.
«Трудно поверить, но эти монахини называли себя сестрами милосердия. У них не было ни малейшего представления о том, что такое милосердие, – отметила Кэтлин. – Борьба продолжается. Теперь нам предстоит бороться за компенсацию. Я не сдамся».
Концлагеря святой Марии: как католическая церковь перевоспитывала грешниц.
Приюты Магдалины начали создаваться в Ирландии с 1767 года благодаря протестантскому «Движению спасения» и личным стараниям филантропа леди Арабеллы Денни, которая решила перенять успешный опыт реабилитации проституток у других стран. Первое заведение подобного типа было открыто в Дублине на Лисон-стрит и представляло собой временный приют для падших протестанток, где женщинам предоставляли крышу над головой и возможности освоить новую профессию. Благородные цели Арабеллы Денни были по достоинству оценены обществом, поэтому вскоре на территории Ирландии была построена целая сеть подобных заведений. Неслучайным был выбор духовной покровительницы для приютов: известного, что в библейских писаниях Мария Магдалина была раскаявшейся блудницей, которая впоследствии стала ярой последовательницей учений Иисуса Христа. Уже тогда к работе над перевоспитанием падших женщин привлекались священнослужители и сестры милосердия. Согласно сохранившимся регистрационным книгам, подопечные приютов приходили и покидали его территорию по собственной воле, порою неоднократно.
Постепенно протестантское движение потеряло поддержку государства, что вызвало серьезные финансовые затруднения во всех сферах ее деятельности. Католическая церковь, напротив, только укрепляла свою власть. Со временем приюты Магдалины полностью перешли в ее ведомство. Это внесло ряд кардинальных изменений в быт и жизнедеятельность этих заведений. По характеру приюты стали больше напоминать воспитательно-исправительные учреждения долгосрочного пребывания, а выражаясь простым языком, превратились в настоящие тюрьмы.
Приюты были лишены какой-либо финансовой поддержки со стороны католической церкви. Поэтому все воспитанницы были обязаны трудиться с утра до вечера, чтобы расплатиться со своими «благодетелям» за те убогие условия жизни, которые были им доступны. В качестве основного способа заработка для жительниц приютов был выбран достаточно символичный вид бытовой работы — стирка. По-видимому, именно этот тяжкий женский труд ассоциировался у священнослужителей с очищением души от скверны. Дешевыми услугами несчастных рабынь пользовались различные госучреждения, армия, больницы, гостиницы и знаменитые пивоваренные компании, к примеру, Guinness.
Вскоре, за приютами закрепилось шутливое название «Прачечные Магдалины», а «церковный бизнес» стал приобретать промышленные масштабы: для повышения эффективности рабочего процесса во дворах неприметных католических приютов стали отстраиваться профессионально оборудованные помещения для стирки. Тем временем сотни девушек были вынуждены проводить дни во влажных помещениях, стирать руки в кровь о грязное белье незнакомых им людей, дышать вредными химическими средствами, которые наносили непоправимый вред их здоровью.
Неоднократно воспитанницы приютов получали тяжелые травмы и увечья в процессе работы. Никакой медицинской помощи пострадавшим не оказывалось, а воспитанницы, которые по состоянию здоровья не могли выходить на работу, попросту исчезали. Никто не может сейчас ответить на вопрос, сколько женщин было погребено в безымянных могилах, как их звали и насколько ужасными были последние дни их жизни. Одно можно сказать точно — спасти «современных рабынь» могло только чудо. И оно свершилось! В начале XX века на свет появилось чудо технического прогресса — стиральная машина с электрическим приводом. С каждым годом этот вид крупной бытовой техники становился все дешевле и доступнее для ирландского потребителя, что постепенно привело к упадку сетей прачечных Магдалины. Получая свободу, бывшие сестры Магдалины кое-как обустраивали свою жизнь, находили нормальную работу, выходили замуж, стараясь не вспоминать о страшных годах, проведенных в заточении. Никто бы и не узнал о тысячах искалеченных судеб ирландских женщин, если бы не публичный скандал, разгоревшийся в связи с продажей одного из приютов некой частной компании.
В 1993 году монашеский орден в Дублине решил продать часть своих земель вместе с бывшим приютом Магдалины. При осмотре территории сотрудники компании по торговле недвижимостью обнаружили безымянные могилы, где покоились 115 неизвестных женщин. Останки извлекли, кремировали и перезахоронили на кладбище Гласневин. Кремация в Ирландии неофициально находится под запретом, так как христианское общество приравнивает процесс сожжения тел к языческому обряду. На волне всеобщего негодования бывшие узницы приютов одна за другой стали нарушать обед молчания: женщины давали интервью различным печатным изданиям, открыто выступали на телевидении с рассказами о самых страшных годах своей жизни. В 1997 году жертвы приютов приняли активное участие в создании независимого документального фильма «Секс в холодном климате», который произвел настоящий шок на современное ирландское общество.
Вскоре жертвы приютов создали собственный профсоюз Magdalene Survivors Together. Представительницы организации требовали от государственных чиновников выплаты компенсаций за физический и моральный ущерб, причиненный им за годы проживания в приютах. Также бывшие воспитанницы хотели получить официальное извинение от католической церкви и государства. Но ни те ни другие не спешили идти навстречу женщинами, возможно, потому что понимали — официальное извинение равно полному признанию вины. Вскоре скандал разгорелся с новой силой, и слова прощения здесь уже не могли помочь.
В 2009 году главой правительства Ирландии был подписан Лиссабонский договор, который обязал страны Евросоюза начать борьбу с дискриминацией и социальной несправедливостью на своих территориях. В связи с этим сеть ирландских католических приютов и церковных школ была подвергнута тщательной проверке независимой комиссии. Согласно представленному отчету, в течение 80 лет более 800 католических священнослужителей, монахинь и учителей церковных учреждений регулярно подвергали своих воспитанников моральным унижениям, физическому и сексуальному насилию. В этих преступлениях принимали участие нецерковный персонал и спонсоры приютов, а общее количество жертв за 80-летний период может превысить 150 тысяч. Римский Папа Бенедикт признал вину церкви и извинился перед пострадавшими, а кардинал Шон О’Мэлли и архиепископ Дублина Диармуид Мартин совершили публичное омовение ног жертвам сексуального насилия в главном католическом соборе Дублина.
Сестры магдалины реальная история
You are not a man of God.
Вы слышали о приютах Святой Магдалины? Видели фильм «Сестры Магдалины»? Про религиозных фанатиках и беспредел в приютах.. Так вот..
Первый приют Св.Магдалины открылся в Лондоне в 1758 году. Вскоре практика создания Приютов Магдалины, названных по имени раскаявшейся Марии Магдалины, распространилась по всей территории Британской империи, в которую на тот момент входила и Ирландия. Там первый приют открылся всего через семь лет после лондонского. Но если английские приюты создавались в основном частными лицами, то в католической Ирландии это стало делом религиозных общин. Приюты Магдалины начали создаваться в Ирландии с 1767 года благодаря протестантскому «Движению спасения» и личным стараниям филантропа леди Арабеллы Денни, которая решила перенять успешный опыт реабилитации пуританок у других стран. Первое заведение подобного типа было открыто в Дублине на Лисон-стрит и представляло собой временный приют для падших протестанток, где женщинам предоставляли крышу над головой и возможности освоить новую профессию. Благородные цели Арабеллы Денни были по достоинству оценены обществом, поэтому вскоре на территории Ирландии была построена целая сеть подобных заведений.
Женщина, оказавшаяся в приюте, теряла все гражданские права, даже право на имя: в лучшем случае их просто переименовывали (иногда даже мужским именем), а то и обходились номером, как в концлагере. Ограничений по сроку пребывания не существовало, хотя из 10 тыс. ирландок, которые прошли приюты в ХХ веке, большая часть находилась в них менее года. Но бывали случаи, когда в прачечных жили годами, кроме того, попадать в приюты можно было неоднократно.
Освобождали из приютов, когда находился родственник, готовый взять ответственность за «Магдалину». Но родным не сообщали точное местонахождение «исправляемой», так что найти конкретного человека в системе католических прачечных было непросто, ведь и имена у них были изменены. Кроме того, родственникам, чтобы они не беспокоились, могли и банально врать, высылая табель с хорошими отметками, хотя вместо учёбы «Магдалина» занималась тяжёлым физическим трудом. А в случае побега (естественно, из таких заведений часто сбегали) беглянку ловила полиция и возвращала обратно без решения суда.
29 марта 1862 года, в Петербурге открылся первый в России приют святой Марии Магдалины для «кающихся женщин». Его организовали на базе Калинкинской больницы, но по структуре и внутренним распорядкам он скорее напоминал монастырь.
Приют должен был стать местом для лечения и реабилитации проституток. Монахини и благотворители намеревались находить работу для уличных девок, давать им образование и уводить с грешной стези.
Согласно библейскому сюжету, Иисус Христос исцелил Магдалину от сидевших в ней семи бесов и она стала первой из женщин, служащих ему «именем своим». Она стирала его одежду, готовила пищу, оплачивала расходы по насущным потребностям и неустанно давала милостыню нуждающимся.
По мнению создателей приютов, их воспитанницы должны были пройти по схожему пути, чтобы исцелиться от душевных недугов. Поэтому их день состоял в основном из тяжкого принудительного труда. Женщины работали в прачечных, шили одежду, готовили еду и очень много молились.
В течение дня во многих приютах действовал обет молчания — девушки не должны были разговаривать ни с кем, кроме своих смотрительниц.
За непослушание следовали строгие телесные наказания — палки, розги, особо провинившихся заставляли стоять на ногах без сна до тех пор, пока девушки не падали без сознания.
Так как Католическая церковь не оплачивала содержание приютов, все финансовые вопросы они решали самостоятельно.
Пришедшие за помощью женщины сутками трудились на тяжёлом производстве и в швейных цехах, деньги за их работу шли на нужды приюта и благотворительность. К началу ХХ века их даже стали называть прачечными святой Марии.
Путешествующий по Европе Пётр I нашёл практичный способ борьбы с ночными бабочками и создал так называемые прядильные дома, по сути — тюрьмы для проституток.
Гравюра П. Штелина «Вид на Подзорный дворец и Прядильный двор со стороны Фонтанки», 1762 г.
Так и появился Калинкинский дом — первый прядильный дом, построенный на берегу Фонтанки в 1720 году. Для работы в нём были приглашены мастера из Голландии, дабы научить бывших пуританок «делать добрую и лёгкую ткань на голландский манер». Но не сложилось.
Спустя полтора столетия, после многочисленных попыток организовать в Петербурге работные дома для дам лёгкого поведения, в здании Калинкинского дома появилась больница, а в ней — созданный по европейскому образцу приют Марии Магдалины.
Он перенял у своих английских и ирландских собратьев основную концепцию работы с «кающимися женщинами». От тяжкого недуга и сложной судьбы они исцелялись телесными наказаниями, трудом, постом, молчанием и молитвой.
В повести Куприна «Яма», созданной в начале XX века, упоминается дурная слава петербургского приюта. Однако к моменту написания повести в Калинкинской больнице больше не было приюта Марии Магдалины. Ещё в начале 1780-х годов она превратилась в первую российскую венерологическую клинику.
Одна из самых известных узниц «Приютов Магдалины», Мэри Норрис, рассказывала в одном из интервью: «Лучше бы я оказалась в женской тюрьме. Там, по крайней мере, понятно, когда закончится срок».
Приют Магдалины в Ирландии
Но в Ирландии последний Приют Магдалины закрылся всего двадцать лет назад — 25 сентября 1996 года. За три года до его закрытия произошёл грандиозный скандал. Конгрегация сестёр Пресвятой Девы решила продать землю одного из приютов. Во время сделки на территории обнаружили братскую могилу, в которой было найдено 155 неопознанных женских тел.
Только после этого ирландское общество впервые заинтересовалось, что же происходило за стенами этих «исправительных прачечных» в течение всего ХХ века.
В Петербурге мрачная история Калинкинской больницы закончилась более полувека назад. В 30-х годах прошлого века её здание занял институт кожно-венерологических заболеваний, однако в 1954 году его перепрофилировали в НИИ антибиотиков и ферментов. В этом статусе институт дожил практически до наших дней — несколько лет назад его занял бизнес-центр «Калинкин».
Среди тех, кто побывал на «исправлении», — известная ирландская певица Шинейд О’Коннор, которая с тех пор занимает очень недоброжелательную позицию по отношению к официальной католической церкви. ИМХО: Родители развелись, когда ей было восемь лет. Из католической школы, где она училась без всякого энтузиазма, её исключили. А вскоре О’Коннор арестовали за магазинную кражу и отправили в Приют Магдалины.
Одной из таких заключенных была и Кэтлин Легг. Она попала туда как раз из-за того, что была внебрачным ребенком. Сейчас Кэтлин 77 лет. Она вспоминает те годы ужаса и насилия, когда она жила и трудилась в школе Святой Марии в Дублине. И хотя с тех пор прошло уже 60 лет, Кэтлин до сих пор не может забыть то время. Мать двоих детей вспоминает: «Это было рабство. Каждый раз, когда я закрываю глаза ночью, я возвращаюсь туда».
Когда мать Кэтлин отдавала ее в эту школу, она была уверена, что 14-летняя дочь будет жить в обычном интернате для детей, где за ней будут присматривать. Но как только девочка пересекла порог заведения, у нее отняли имя и дали ей номер: 26. Кэтлин рассказывает: «Мы были роботами. Мы потеряли всякое чувство индивидуальности. У нас отобрали свидетельства о рождении. У нас даже не было зеркал и календарей. Я даже не знала, как я выгляжу, а через несколько лет уже не могла понять, когда мой день рождения».
В 2002 году о приютах Магдалины узнала мировая общественность. На большие экраны вышел художественный фильм «Сестры Магдалины», снятый знаменитым ирландским режиссером Питером Мулланом. Картина произвела неизгладимое впечатление на жюри Венецианского кинофестиваля и получила «Золотого льва» — главный приз конкурса.
Действие происходит в Ирландии в 1960-е. Три юные девушки попадают в приют святой Магдалины, чтобы искупить свои грехи и встать на путь истинный. Грязные падшие женщины успели изрядно нагрешить находясь на воле.. Роза родила внебрачного ребенка и обрекла свою семью на позор. За это родители отправляют девушку в приют, а ее сына отдают на усыновление. Маргарет была изнасилована, что поставило на ней клеймо- шл*ха. А Бернадетта была непростительно хороша собой и не боялась смеяться в компании противоположного пола. Чудовищные грехи, не так ли?
Вскоре жертвы приютов создали собственный профсоюз Magdalene Survivors Together. Представительницы организации требовали от государственных чиновников выплаты компенсаций за физический и моральный ущерб, причиненный им за годы проживания в приютах. Также бывшие воспитанницы хотели получить официальное извинение от католической церкви и государства. Но ни те ни другие не спешили идти навстречу женщинами, возможно, потому что понимали — официальное извинение равно полному признанию вины. Вскоре скандал разгорелся с новой силой, и слова прощения здесь уже не могли помочь.
Из итогового доклада комитета, опубликованного в 2013 году, следовало, что ирландское правительство не просто знало о существовании в стране сети принудительного труда. Оно напрямую поддерживало Приюты Магдалины, обеспечивая их выгодными государственными заказами. Рабский труд в Ирландии существовал при прямом участии государства. Только после обнародования этой информации премьер-министр Ирландии Энда Кенни впервые принёс извинения всем, кто прошёл приюты.
На сегодняшний день Ирландия выплатила более €10 млн в качестве компенсации жертвам Прачечных Магдалины. Судебные процессы продолжаются до сих пор.
Источник с Интернета
Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина
Какие фильмы еще про религиозных фанатиков знаете?