сен санс композитор краткая биография
Сен санс композитор краткая биография
Камиль Сен-Санс
Камиль Сен-Санс – одна из самых значимых и выдающихся фигур в сфере искусства Франции второй половины XIX века. Это был человек с великолепным образованием, который не только стал выдающимся пианистом, органистом и композитором, но и создал свою музыкальную академию. Сен-Санс стал учителем для Габриэля Форе и многих других талантливых музыкантов и оставил после себя множество гениальных произведений, среди которых особую популярность приобрели сюита «Карнавал животных», симфоническая поэма «Пляска смерти» и «Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром.
Краткую биографию Камиля Сен-Санса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Сен-Санса
Отец Сен-Санса родился в Нормандии, мать – в Шампани. Дедушка музыканта, Жан-Батист-Никола Сен-Санс занимался земледелием и руководил деревней Румениль-Бутей. Все его дети, кроме двух сыновей Камиля и Вектора, пошли по стопам отца и стали земледельцами. Камиль стал служить в церкви, а Виктор устроился в канцелярию.
Несмотря на болезненность, Виктор быстро достиг успеха в карьере и занял высокий пост. В 1834 году мужчина женился на мадмуазель Клеманс Коллен. Девушка имела еврейское происхождение, ее воспитывали тетя с дядей, вместе с которыми Клеманс переехала в Париж.
Сыграв свадьбу, молодожены стали жить вместе с родителями Клеманс, вскоре женщина родила сына, который в будущем станет гениальнейшим музыкантом и композитором. Мальчика назвали двойным именем – Шарль-Камиль (в честь умершего дяди Камиля и двоюродной бабушки Шарлотты, которая стала для него второй мамой). После крещения малыша семью настигла беда — из-за сильной чахотки умирает Виктор, не дожив даже до 40 лет. Ребенок остался на воспитании молодой матери и двоюродной бабушки.
Детство будущего композитора заслуживает особого внимания. С одной стороны, ребенок в столь юном возрасте потерял почти всех родных, с другой стороны, две женщины окружили мальчика невероятной заботой и вниманием. Без сомнения, именно этот фактор сделал детство музыканта по-настоящему счастливым и сформировал его спокойный и добрый характер.
Мать Сен-Санса рисовала картины акварелью и с ранних лет приучала сына к творчеству и красоте. Бабушка Шарлотта тоже была творческим человеком. Шарлотта Массон замечательно владела фортепиано, и музыкально развивала своего одаренного внука.
Камиль имел слабое здоровье, и это очень пугало родительниц, ведь его отец Виктор умер достаточно молодым. Доктора рекомендовали отправить мальчика жить в сельскую местность, чтобы улучшить состояние малыша. До двух лет Камиль жил в небольшой местности Корбей на Сене. Вернувшись в Париж, мальчик до 12 лет каждый год уезжал на каникулы в Васси (родина его матери). Именно там Сен-Санс научился слушать звуки природы и любовался красочными пейзажами окрестностей.
Из биографии Сен-Санса мы узнаём, что Камиль с ранних лет интересовался различными музыкальными звуками и красивыми мелодиями. Став взрослым, мужчина часто вспоминал, как вслушивался в каждый «шумок» и даже заставлял скрипеть старые двери, чтобы слушать их звук. Сен-Санс очень любил шум огромного чайника, который ставили каждый день на огонь. Юный музыкант садился около него и с нетерпением ждал, когда чайник начнет «петь» с каждой минутой все громче и громче, пока вода полностью не закипит. Именно так формировался музыкальный слух будущего композитора – он обладал необычайной внимательностью к интонациям жизни.
Раннее творчество Камиля Сен-Санса
Борьба за Римскую премию
В 1861 году Сен-Санс стал преподавать в музыкальной школе в столице Франции, где готовил профессиональных музыкантов для работы во французских церквях. Когда основатель школы Луи Нидермайер умер весной 1861 года, Камиль занял его должность профессора по фортепиано. Коллеги-консерваторы были сильно удивлены, когда узнали, что преподаватель включает в учебный процесс уроки по современной музыке. Самый талантливый ученик Сен-Санса – Габриэль Форе рассказывал, что его учитель открыл для него современные произведения, которых он никогда не слышал из-за традиционной учебной программы. Форе признавался, что привязался к Камилю, как к родному отцу, испытывал по отношению к нему настоящее восхищение и всю жизнь благодарил своего учителя за его бесценные уроки.
В 1864 году Сен-Санс в очередной раз удивил общественность, когда повторно стал участником Римской премии. Большинство популярных тогда музыкантов и композиторов посчитали странным такое решение, ведь Камиль уже был уважаемым человеком в музыкальных кругах. Мужчину в очередной раз постигла неудача. Берлиоз, который судил премию, написал, что премия досталась молодому таланту, совсем не ожидавшему своей победы. Судьи были уверены, что победа достанется Сен-Сансу, которого все считали гениальным композитором и великим артистом. Но победивший конкурсант, несмотря на свой юный возраст, словно горел огнем изнутри и обладал невероятным рвением к творчеству. Берлиоз проголосовал за юношу, но внутри был очень расстроен, ведь маэстро понимал – Сен-Санс будет сильно огорчен своим проигрышем. В итоге победитель Римской премии – Виктор Зиг так и не смог построить музыкальную карьеру, и эта награда стала самым большим его достижением.
После ухода из школы Нидермандера, Камиль продолжил свою деятельность. В 1867 году мужчина получил награду на Межнациональном соревновании в Париже за кантату «Свадьба Прометея». В 1868 году Камиль представил на суд публики свою первую оркестровую работу.
Сен-Санс великий органист
По словам самого композитора, он безумно любил играть на органе и очень уверенно чувствовал себя за этим инструментом. Когда Сен-Санс учился в консерватории, он попал в класс музыканта Франсуа Бенау, которого называл слабым органистом, но прекрасным учителем. Сен-Санс долго не проявлял особых успехов в учебе, а его однокурсники смеялись над игрой Камиля, поэтому его сначала приняли в класс как «слушателя», и только спустя какое-то время юноша стал полноценным учеником. Упорство и трудолюбие молодого человека сделали свое дело, и уже в конце 1849 года он получил уже вторую премию по органу. В 1853 году Сен-Санс несколько месяцев играл на органе в церкви Сен-Северен, а затем 5 лет служил при храме Сен-Мерри. Через 4 года в храме был построен новый орган, на торжественном открытии которого музыкант сыграл Фантазию ми-бемоль мажор, ставшую его первой опубликованной органной композицией. Критики назвали это произведение серьезным, изящным и даже религиозным.
Затем почти 20 лет (с 1858 по 1877 гг.) Сен-Санс служил в роскошном храме Св. Магдалины, который находился в самом центре Парижа. В церкви было огромное количество прихожан и регулярно устраивались пышные праздники. Сен-Санс тогда в совершенстве овладел игрой на органе, и уже стал активно импровизировать на инструменте – по нотам он играл только тогда, когда плохо себя чувствовал. Его способность к фантазии и импровизации высоко оценивали известные композиторы, а вот прихожане и руководство не всегда были довольны игрой музыканта. Среди прихожан были влиятельные и богатые люди, которые хотели слышать на богослужениях и свадьбах привычную и знакомую музыку. На критику со стороны Сен-Санс отвечал, что согласен соблюдать музыкальные традиции, но только если проповеди священника будут схожи с диалогами комических опер.
В начале службы в церкви Святой Магдалины композитор написал органную пьесу «Свадебное благословение» Произведение, в которой чувствовался затаенный восторг и возвышенная радость, начинается с необычной игры квартовых созвучий, и продолжается величественным, медленным и последовательным мотивом. Пьесу исполняли во время жизни автора, и после его смерти – например, именно это сочинение Сен-Санса звучало на свадебной церемонии принцессы Марии (дочь английского короля Георга V) и Генри Чарльза Джорджа (виконта Ласселса).
В 1688 году Камиль пишет 3 рапсодии в стиле бретонских фольклорных песен. Рапсодии очаровали слушателя простотой и лаконичностью и полностью передали интерес композитора к народной музыке Франции. Мелодии, которые автор использовал при работе, он услышал во время речной поездки Бретани, когда приезжал навестить своего друга композитора Габриэля Форе. Именно ему Сен-Санс посвятил свое произведение.
Личная жизнь Сен-Санса
Личная жизнь композитора, в отличие от творческой, сложилась крайне неудачно. В 40 лет он взял в жены сестру своей ученицы — Марию Трюффо, которой было всего 19. В браке родилось двое детей, но у Сен-Санса не было времени, чтобы полноценно заниматься их воспитанием. В начале совместной жизни с Марией мужчина написал оперу « Самсон и Далида », фортепьянный концерт №4, ораторию «Потоп», сюиту для оркестра. Он успел съездить с концертом в Россию, пожить в Швейцарии, и вернулся только в 1878 г. Когда Камиль приехал домой, его ждала ужасная новость – его двухгодовалый сын Андре погиб, упав с 4 этажа. Через полтора месяца от неизвестной хвори скончался и его второй ребенок.
Через 3 года после трагедии их семья окончательно распалась. Когда Сен-Санс находился с молодой супругой на отдыхе, он внезапно куда-то пропал. Оказалось, композитор просто сбежал. Трюффо после этого ни разу не видела мужа, хотя всю жизнь не расторгала с ним брак (Мария умерла в возрасте 85 лет). По другой, неофициальной версии, его маленький сын крутился у новогодней елки и случайно задел ее, после чего одежда на малыше загорелась. Когда истошные крики ребенка услышала мать, было уже слишком поздно. Убитая горем женщина схватила ребенка и сгорела вместе с ним. Вернувшись домой, Сен-Санс увидел на полу два обуглившихся тела, после чего стал понемногу сходить с ума. Только любовь к музыке дала ему силы жить дальше.
Последние годы жизни музыкант постоянно гастролировал, выступая в качестве пианиста и дирижёра на Родине и в других странах мира. Последний выход Сен-Санса на сцену состоялся летом 1921 года. Композитор прожил почти до 90 лет – в Алжире его настиг инфаркт. Тело Сен-Санса перевезли на кладбище де Монпарнас.
Интересные факты о Камиле Сен-Сансе
Музыка Сен-Санса звучит в фильмах
Произведение | Фильм |
«Лебедь» | «Жена смотрителя зоопарка» (2017) |
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016) | |
«Если я останусь» (2014) | |
«Квартет» (2012) | |
«Улыбка Моны Лизы» (2003) | |
«Пляска смерти» | «Город монстров» (2015) |
«Обитель проклятых» (2014) | |
«Хранитель времени» (2011) | |
«Шрэк Третий» (2007) | |
«Карнавал животных» | «Королевство полной луны» (2012) |
«Фантазия 2000» (1999) | |
«Аквариум» | «Новейший завет» (2015) |
Сен-Санс обладал сильной волей, полностью контролировал свои эмоции, поэтому было невозможно угадать, что творится в его душе. Многие считают, что несмотря на свой талант и гениальность, композитор написал весьма мало выдающихся сочинений, потому что рассуждал излишне разумно. Сен-Сансу удалось сохранить истинные французские музыкальные традиции, которые в то время утрачивали свое влияние из-за новаторских идей Вагнера. Композитор мастерски поддерживал равновесие между консервативными концепциями и свежими идеями, и воспитал множество талантливых преемников. Сен-Санс не боялся экспериментировать, исполнял абсолютно разные произведения, именно поэтому стал значимой фигурой той эпохи в музыкальной жизни Франции и других стран мира.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Камиле Сен-Сансе
Камиль Сен Санс биография кратко и интересные факты
Камиль Сен-Санс краткая биография и интересные факты кратко изложены в этой статье.
Камиль Сен Санс биография кратко
Камиль Сен—Санс — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Шарль-Камиль Сен-Санс появился на свет 9 декабря 1835 года в Париже в семье чиновника управления внутренних дел Франции. Отца мальчик потерял еще в младенчестве, поэтому его воспитанием занимались мать, бабушка и няня с медицинским образованием. Именно бабушка распознала во внуке музыкальный талант.
В 7-летнем возрасте его отдали на обучение к композитору Камилю Стамати. Он занимался развитием гибкости кистей и подвижности пальцев мальчика, а также игрой на фортепиано. В 1845 году он дебютировал на сцене «Salle Pleyel» выполняя произведения Бетховена и Моцарта. Вскоре юноша готовился к поступлению в консерваторию. Спустя 3 года подросток сдал экзамен и начал обучаться в органиста Франсуа Бенуа, а также мастера композиции Фроманталя Галеви.
В студенческие годы Камиль проявил выдающиеся творческие способности и отлично знал общеобразовательные предметы. Он интересовался философией, археологией и астрономией и пополнял знания в этих областях на протяжении всей жизни.
В 1952 году Сен-Санса выигрывает первую премию в музыкальном состязании общества «Sainte-Cécile». Консерваторию он закончил в 1853 году и поступает на должность органиста церкви церкви Сен-Мерри. Вскоре французский композитор перешел на работу в имперскую церковь Святой Магдалины.
В 1861 году композитор занялся преподаванием в музыкальной парижской школе Нидермейера. Он ввел в программу обучения творчество современных композиторов. Композиторскую деятельность он возобновил в 1865 году когда бросил преподавательство. Во времена Парижской коммуны Камиль находился в Англии, давая концерты, чтобы собрать средства для жизни. В 1871 году Сен-Санс возвращается в Париж и основывает общество французской музыки «Ars Gallica». В 1877 году состоялась премьера творения «Серебряный колокольчик», написанного на честь великого мецената Альберту Либону, в зале Парижского театра.
В благодарность за произведение меценат оставил Камилю наследство. И он полностью посвятил свою жизнь творчеству.
Апогеем его композиторской деятельности стала опера «Генрих VIII», за которую Сен-Санса признали в Англии талантливейшим композитором. Лондонская филармония в 1886 году заказала автору произведение «Органная симфония №3 до минор». Премьера состоялась на территории Туманного Альбиона и принесла ему восторг слушателей и критиков.
В период 1890-1900-тых годов Камиль дает концерты не только во Франции, но и за ее пределами. Вместе с тем он часто посещал Лондон и США. Последний сольный концерт состоялся осенью 1921 года. После композитор в связи с ухудшением здоровья переезжает в Алжир и находится там до 1889 году. В следующем году музыкант оседает в Париже, где провел остаток жизни. В конце 1921 года Камиль Сен-Санс предпринял последнюю попытку совершить переезд в Алжир на зиму. Его не стало 16 декабря 1921 года от сердечного приступа.
Камиль Сен Санс произведения: «Симфония ля мажор», пьеса «Джинны», «Симфония №1», «Град Рима», «Концерт для фортепиано ре мажор», «Les noces de Prométhée», «Концерт для фортепиано №2 соль минор», «Прялка Омфалы», «Пляска смерти», «Серебряный колокольчик», «Реквием», «Самсон и Далила», «Карнавал животных», «Аквариум» и «Лебедь».
Сен-Санс, Камиль
Камиль Сен-Санс Camille Saint-Saëns | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |