семья аксаковых в истории русской культуры

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859) и его сыновья

Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского ро семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культурыда, Аксаков Сергей Тимофеевич, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал, что внук станет именно продолжателем «знаменитого рода Шимона» – легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027.

Герб рода Аксаковых

Род Аксаковых находится в числе известных родов, принадлежащих к древнему дворянству. Он давно привлекал значительное внимание исследователей, которое было обусловлено с одной стороны той заметной ролью, которую играли его представители в общественной и культурной жизни России середины – второй половины XIX века, а с другой – фактором благоприятной случайности. Многие отечественные генеалогические справочники остались незавершенными, поэтому сложилась ситуация, когда лучше были изучены роды, фамилии которых начинаются с первых букв алфавита. Всего в отечественной историографии опубликовано 8 поколенных росписей Аксаковых, и это весьма высокий показатель.

После обучения в Казанском университете (1801–1807) Сергей Аксаков поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А. С. Шишков, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н. М. Карамзина.

Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культурыСело Аксаково
Аксакову был двадцать один год, когда произошло такое величайшее событие, потрясшее мир, как Отечественная война 1812 года. Как же встретил он эту грозную годину, как отразилась она на его жизни? Еще учась в Казанском университете во время войны с Наполеоном в 1807 году, он стал свидетелем порыва своих товарищей, которые подавали просьбы об увольнении их из университета и поступали в действующую армию. Что же касается Сергея Тимофеевича, то он простодушно говорил на склоне лет: «Краснея, признаюсь, что мне тогда и в голову не приходило „лететь с мечом на поле брани“». Он уехал тогда, после окончания университета, весной 1807 года, в свое Аксаково, где ждали его охота, прилет птиц, рыбалка. И — «вылетела из головы моей в ту пору война с Наполеоном».

2 июня 1816 Сергей Тимофеевич Аксаков обвенчался с Ольгой Семеновной Заплатиной (1793–1878), с которой прожил всю оставшуюся жизнь (в семье было четырнадцать детей), и уехал в своё заволжское имение — деревню Ново-Аксаково Ор бургской губернии. Там родился первенец — Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню.

Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова — Иван так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному — вот отличительные свойства этой замечательной женщины».

В 1826 Аксаков переехал с семьей в Москву и вновь поступил на службу: сначала цензором (1827–1832), затем инспектором Константиновского землемерного училища, а после превращения этого учебного заведения в межевой институт – его директором (1833–1838). На лето семья выезжала в пригородные имения.

После смерти отца Сергей Аксаков получил наследство и вскоре окончательно ушел в отставку с государственной службы. За эти годы он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова были писатели Гоголь и Тургенев, историк Погодин, актер Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники. В конце 1843, после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево.

«Деревня обняла меня, своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею. тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

С. Т. Аксаков об усадьбе Абрамцево

При Аксаковых усадьба сохранила прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами. Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.

семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культуры

Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», – писал он сыну Ивану в начале 1844 В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).
Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность и простота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал господин Аксаков», – писал о «Записках ружейного охотника…» И. С. Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 усадьба была продана С. И. Мамонтову.

Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 ) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.

семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культуры

Написанные повести «Семейная хроника» (1856) и в 1858 «Детские годы Багрова-внука» (сказка «Аленький цветочек» вошла как приложение ) посвящены жизни трёх поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX веков. Далёкий от салонно-политической борьбы 40—50-х, Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую уверенность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада.

Литературная общественность не нашла в произведения х Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые тёмные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н. А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблю дательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».

Несмотря на подобную критику, дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства.

На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью.

Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Русская литература чтит в нем лучшег о из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка.

Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.

Сыновья Аксакова, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886), стали впоследствии видными участниками движения славянофилов, отстаивавших самобытный путь исторического развития России, а Григорий (1820–1891) – самарским и оренбургским губернатором, земским деятелем.

Один из лидеров и идеологов движения славянофилов, Константин Аксаков выражал свои общественно-исторические взгляды в работах, в большинстве своем посвященных противопоставлению исторического пути России и Запада.

В 1846 году Аксаков опубликовал магистерскую диссертацию на тему «Ломоносов в истории русской культуры и русского языка»; в своих статьях «Об основных началах русской истории», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» и «О русском воззрении» полемизировал с Сергеем Соловьевым.

Фактически, Аксаков-историк не оставил потомкам ни одного цельного исторического труда, однако, его историко-филологические исследования, критические выкладки и размышления о судьбе России и связи ее прошлого с будущим были важнейшей частью культурного контекста его времени и многократно издавались и переиздавались отдельными книгами, а также публиковались в журналах славянофилов («Русская беседа», «Молва», «Парус»).

Иван Сергеевия А семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культурыксаков

Портрет Юрия Ивановича Селиверстов а

Аксаков Иван Сергеевич, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства, родился 8 октября 1823 в с. Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В 1826-1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. В 1842 окончил петербургское Училище правоведения и в 1842-1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената, в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы. Однако, не смотря на это службу Аксаков не оставил, лишь сменив место службы «ища деятельности более живой и практически полезной».

Сначала он перебрался в Калугу став там членом уголовной палаты, а в 1848 стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел.

Источник

Россия 19-го века в лицах. С. Аксаков

А начать рассказ, конечно, нужно с Сергея Тимофеевича Аксакова, написавшего волшебную сказку «Аленький цветочек». Кто из нас не зачитывался этой сказочной историей в детские годы? Сергей Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии 1 октября 1791 года. Семья, хоть и принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и три сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, мать была тоже образованной женщиной, любившей книги и состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.

Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество дворовых, которые познакомили маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, отразилась в его будущих произведениях. Так историю об аленьком цветочке рассказала ему ключница Пелагея.

В 1799 году Сергея отдали учиться в местную гимназию, позже он стал студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в романтическом стиле, которые появились в рукописных студенческих журналах.

В 1816 года Сергей Аксаков женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не особенно интересовались ведением хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.

Мать семейства Аксаковых Ольга Семёновна Заплатина, хоть и была полутурчанкой по крови, но о ней сын, Иван Аксаков, позднее писал, что «…она вся принадлежала русскому быту. Русские обычаи, особенно церковные, русская кухня, русская природа — все это было ей родное». Ничего удивительного в этом нет. Ведь русскость — это особое состояние души, когда человек любит русскую культуру, традиции и обычаи русского народа. И в меру своих сил старается, чтобы жизнь в родной стороне стала хоть чуточку краше.

Сергей Тимофеевич в своих детях просто души не чаял. Он был трогательно заботливым отцом и готов был брать на себя все заботы о детях, даже те, что обычно поручались няням. В семье сохранялась трогательная теплая атмосфера, и дети любовно называли своего родителя «отесенька». Важно, что в доме, несмотря на всеобщее франкофильство вокруг, говорили только на родном русском языке. Особенно близок был Сергей Тимофеевич со старшим сыном Костей, с которым он никогда надолго не расставался.

В 1826 году писатель получил место цензора в Московском цензурном комитете. Аксаковы любили проводить время на природе, сам Сергей Тимофеевич был к тому же страстным охотником и рыболовом, поэтому на лето семья предпочитала отправляться за город. В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну солидное наследство и, тем самым, подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, и обосновался там. Здесь Аксаков-старший написал большинство своих произведений. Имение стало прообразом дворянской усадьбы в романе Ивана Тургенева «Дворянское гнездо», а главная героиня романа Лиза Калитина списана с Веры Аксаковой, старшей дочери Сергея Тимофеевича.

***
Начиная с 1820-х годов, дом Аксакова стал местом сбора литературных деятелей столицы, куда имели доступ представители разнообразных общественных течений. Сергей Тимофеевич был настолько доброжелателен и душевно открыт, что знакомства с ним искали люди самых разных политических взглядов и художественных наклонностей. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы. В литературных кругах Сергей Аксаков был известен, как человек тонкого эстетического вкуса, добрый, честный и порядочный. К нему многие шли за советом и помощью. Постепенно этот круг стал пополняться друзьями старших детей Аксакова Константина и Ивана, сюда стали заходить идеологи славянофильского движения А. С. Хомяков и братья Киреевские. Позднее к этому кругу примкнул Ю. Ф. Самарин.

Во главе московского кружка идейных противников славянофилов, западников, стоял Т. Н. Грановский, который получил кафедру западноевропейской истории в Московском университете. В его доме на Никитской собирались близкие по духу люди- В.Боткин, актер Щепкин, Кудрявцев, Кавелин. Все члены этого кружка, как и сам Грановский, дружно отвергали всякую самобытность славянской и русской культуры, да и вообще отрицали ее существование. Признавали они лишь культуру Запада, которую считали необходимым пересадить на русскую почву.

А гостеприимный дом Аксаковых, как и салон Авдотьи Петровны Елагиной, со временем превратился в убежище славянофилов или как их еще называли- любомудров. Здесь высказывались совершенно иные взгляды на славянскую культуру и пути развития России. Здесь приветствовался и изучался русский эпос- песни, сказки, былины. Как западники, так и славянофилы выступали против крепостного права, однако если первые отстаивали демократическое государственное устройство, то вторые поддерживали самодержавие, считая его близким по духу русскому народу.

В 1832 году состоялось знакомство Сергея Аксакова с Николаем Гоголем, когда последний был проездом в Москве. Аксаков увидел в нём (в отличие от Пушкина) гений чисто русский. Это знакомство стало переломным в жизни Аксакова — по свидетельству И. Панаева, именно под влиянием Гоголя Сергей Тимофеевич стал пробовать себя в реалистической прозе, именно Гоголь постоянно побуждал его к написанию автобиографии. Начиная с 1839 года – в очередной приезд Гоголя в Москву – установилась подлинная близость в его отношениях с Аксаковыми. «С этого собственно времени, – вспоминал Сергей Тимофеевич, – началась тесная дружба, вдруг развившаяся между нами». По словам Д. Мирского «дом Аксаковых стал храмом гоголевского культа, а сам Аксаков — его верховным жрецом». Даже свое 40-летие в 1849 году Николай Васильевич Гоголь отмечал в семье Аксакова. Однако личное сближение Аксаковых с писателем проходило непросто. Фамильная аксаковская пылкость не раз наталкивалась на сдержанность, а порой и скрытность Гоголя, поведение которого представлялось Аксаковым непонятным. С другой стороны, самого писателя нередко смущала свойственная Сергею Тимофеевичу – и в особенности Константину Сергеевичу – категоричность оценок, несдержанность в проявлениях и любви, и осуждения.

Возвращение Гоголя весной 1848 года из-за границы было воспринято Аксаковыми с большой радостью. Особое значение имело при этом чтение Гоголем (летом 1849 года) начальных глав второго тома «Мертвых душ», вернувшее Аксаковым веру в него как в художника. В последние годы жизни писатель часто посещает своих друзей и в Москве, и в их подмосковном Абрамцеве. «По всему видно, что в Москве дом наш Гоголю существенно нужен, – писал отцу 3 сентября 1851 года Иван Аксаков. С. Т. Аксаков и Гоголь работают в это время в тесном творческом контакте, намереваясь одновременно издать один – свои «Записки ружейного охотника», другой – второй том «Мертвых душ». Планам этим не суждено было осуществиться…

Сразу после смерти Гоголя Сергей Тимофеевич, ощущая свой долг перед памятью о писателе, начинает работать над книгой воспоминаний о нем. Оставшаяся незавершенной «История моего знакомства с Гоголем» (впервые полностью опубликована в 1890 году) является тем не менее ценнейшим биографическим источником. Она включает в себя и значительную часть обширной переписки писателя с семьей Аксаковых.

***
Дети С. Аксакова мало походили на отца по складу и темпераменту, но зато унаследовали от него жажду знаний и терпимость к инакомыслию. Близость со старшими сыновьями- Константином и Иваном, а также их друзьями и вдохновителями- А. Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю. Самариным, несомненно, имела огромное значение в развитии литературной личности самого С. Аксакова. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шло его созревание, как писателя и публициста, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр собственной семьи.

Одновременно продолжалась работа над «Семейной хроникой», которая публиковалась в журналах в виде отрывков. В 1856 году она вышла отдельной книгой и имела огромный успех. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Вслед за ней Аксаков написал книгу ««Литературные и театральные воспоминания»», а затем «Детские годы Багрова-внука», которая была издана в 1858 году. Все эти книги имели автобиографическую основу, и были встречены публикой и критикой с воодушевлением. В последнюю книгу писатель включил сказку «Аленький цветочек», которая позднее неоднократно выходила отдельными изданиями.

Книга С. Аксакова «Литературные и театральные воспоминания» была полна интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но Сергей Тимофеевич долго не решался их публиковать из-за того, что он не знал, как его друзья и знакомые, образы которых отразились в произведении, могут к этому отнестись. Поэтому, по мере возможности, он менял в книге имена и места действия, но герои книги все равно оставались узнаваемы. Перу Аксакова также принадлежали рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.

В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя. Критики «Современника», особенно Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, и отзывались отрицательно о его творчестве, ведь как известно ими признавались лишь произведения, направленные на обнаружение «язв» общества и ниспровержение существующего строя. Однако С. Аксаков, не реагировал на их уничижительные отзывы, он предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг. Он был очень терпим и чуток, и несмотря на то, что не обладал глубокими знаниями в какой-либо отрасли наук, но был несомненным нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитыми учеными.

В последние годы С. Аксаков стал терять зрение, и свои последние книги он уже не мог писать сам и диктовал дочери. Он скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы 19-го века. Он был консерватором не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего чуткого, честного и доброго существа. Его мысли и идеи не умерли вместе с ним, а получили дальнейшее развитие в славянофильских исканиях и учении, выработанном его старшими детьми под идейным руководством А. С. Хомякова и братьев Киреевских.

Источник

Семейство Аксаковых в культурно-историческом наследии России

семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культуры

Посвящается светлой памяти С.Т. Аксакова

Издавна Россия удивляет мир своей непредсказуемостью и многогранностью талантов и их сплочённостью перед историческими бедами. Видимо, в этом и кроется способность быстрого восстановления и развития России после бед подобно Фениксу из пепла. Жизнетворные силы выносливости России – в генетической «исторической памяти» и сплоченности народа, в незыблемости его духовного культурного наследия, не рушимого никакими стараниями извне. Сегодня наши противники считают, что праславянскую мощь России нельзя «одолеть в лоб», но можно расшатать её устои изнутри, искажая в умах и сердцах неопытных молодых поколений целостность восприятия духовного наследия через «ущербы исторической памяти».Много раз враги «пробовали Россию на зуб», испытывая её прочность войнами и столкновениями, но Русь жива сплочённостью и верой в победу, ибо быстрота её восстановления после бед – в жизнетворных силах трудовой и моральной выносливости России, в генетике «исторической памяти» её народа и незыблемости духовного наследия её предков. Противники надеются, что наши устои «праславянской мощи» можно разом деформировать и извне и изнутри, искажая в умах и сердцах поздних неопытных поколений цельное восприятие эстафеты раннего духовного наследия – «генетической памяти опыта побед предков». После этого было бы легко расколоть её «тело на части» и стравить эти части (управляя «развалом извне и изнутри» по схеме развала Российской империи и СССР)…Поэтому нам нельзя обольщаться собственной мощью: «Попытки внешнего вмешательства в наше управление» не исключены даже при ничтожных ослаблениях нашей Духовности и Образованности, при нарушениях традиционных культурных связей (через «внешние кризисы и потуги внутренних эмигрантов»). Щитом на страже нашей Духовности, Веры и Мощи стоят не только наши политики, военные, церковники, ученые, рабочие и домохозяйки, но и классики школьной истории и литературы…

Наша мощь борьбы не в силе, а – в идее единения правды морального и материального в обществе. К радости литклассиков, наш человек, не особо веря ни в Бога, ни в Чёрта, ни в Разум, всё же верит в Высшее творящее мировое добро и мыслит себя «Героем творения справедливости и добра».Щитом духовной защиты нашей державности в ХII-ХХ веках служили «праславянская вера и прааксаковская правда жизни», защитившие интересы развития русской культуры в смутные времена. Творческая деятельность «активных семейств России типа Аксаковых» стала «славянским приоритетом духовного мироустройства» – щитом борьбы добра с бессилием вне духовности» в душах русских людей при решении вечных насущных задач укрепления корней нашей праславянской правдивой истории и духовной культуры в воинственном мире. Эта особенность нашего бытия «пролегает красной нитью» в многолетних литературных спорах семьи Аксаковых с «западниками и иными активистами англосакской и мусульманской внутренней эмиграции» (типа Печорина, мартинистов и др.).

«Выдержка воли» нашего руководства сегодня удерживает хрупкий мир от «провокационной ошибки ХIХ века» – войны между славянскими и иными народами, о которой остерегали ещё царя П.А.Столыпин и классики. Сегодня однополярные западные интересы и «либерально-демократические инициативы» не убавили прыти на постсоветском и мировом пространстве. А причины этого – зависть к опыту наших побед, умаляемых враждебной западной пропагандой, а также реальный рост экономики, образования, патриотизма и любви к Родине, поддерживаемый изнутри духовными классиками России и извне – правдивыми миролюбивыми политиками. Этот опыт не блажь русского шовинизма или дань нашему славянофильству, это не мистика, а сердечная благодать, дарованная нам Богом-Природой за терпеливый немстительный и созидательный нрав. Наша сила в вере в правоту длительного успешного славянского развития. Касательно врагов, не зря Бог не дал свинье рогов, чтобы она мир не перекопала!

Семейство Аксаковых, как оплот духовности и веры, взрастало многодетным, сплоченным, талантливым –благодаря отцу Сергею Тимофеевичу-просветителю душ(1791-1859гг).Его сыновья – Григорий, уфимский тайный советник и самарский губернатор (1820-91 гг.), Иван и Константин, литераторы-славянофилы (1823-86 и 1817-60 гг.), дочь Вера и внучка Ольга – архивисты (1819-64 гг.) унаследовали эти качества, став влиятельной плеядой для современников в разных сферах культурной и общественной жизни. Сын Иван-публицист, член Контрольной Госкомиссии МВД, слыл борцом за освоение и объединение послевоенного Крыма, Малороссии и Аджарии без коррупционного их ограбления. Иван был женат на дочери поэта Тютчева — влиятельной придворной фрейлине Анне, что облегчало его деятельность в коллективе Контрольной комиссии. Его брат Григорий – тайный советник двора, женатый на Софье Шишковой, выступал помощником Ивана в «деле праведного освоения Русского Крыма».

По соображениям цензуры острые стихи, басни и мемуарно-публицистические воспоминания С.Т. Аксакова и его сыновей были опубликованы преимущественно в конце жизни главы семейства (после 1857г.) В них развёртывается яркая картина бытовой, литературной и социально-политической жизни центральных и периферийных областей России, лишённых сплошной инфраструктуры (медленно освоенной даже после побед России в поздних Крымской, Мировой и Гражданской войнах).В прозе Аксаковых пророчески звучит тема воспитания патриотизма. Поэт-дипломат Федор Тютчев, умирая на руках своего зятя Ивана Аксакова, успевает поблагодарить отца и братьев Аксаковых от себя и от имени канцлера Горчакова за их активную деятельность у ополченцев и казаков при обороне–обоих флангов русского Черного моря – от Севастополя до Аджарии (важных для нужд флота в будущих баталиях ХIХ-ХХ и ХХIстолетий).

Активная гражданская позиция сыновей Аксаковых в антикоррупционных

мероприятиях Госкомиссии МВД высветила неблаговидную роль российских властных, но бездеятельных групп коррупционеров, превративших Крымско-Турецкую компанию ХIХ века в «кормушку разворовывания казны – базу ослабления военной мощи России». Последствия этих потерь проявлялись и в будущих революционных бедах и военных поражениях Державы ХХ столетия. Державная совестливая позиция семейства Аксаковых активизировала ответные интриги противников, обостряя жизненные трудности членов семьи. В итоге умирает отец Сергей Тимофеевич и теряет своё влияние сын Иван. По его мнению «начальными расхитителями России» были Апраксин и Меньшиков

Поражение в Крымской войне вынудило Россию форсировать реформы власти и Крепостного права и продажу Аляски США в 1861-68 годах. Позднее член Госсовета России К.П.Победоносцев, используя своё влияние на царя Александра (осторожного в земельной реформе Крепостного права), оттеснил «группу славянофилов Игнатьева» от структур власти и ликвидировал

«автономию Университетских ВУЗов России». Тем самым, в угоду масонству был нарушен «баланс взаимовлияния славянофилов и западников в Социуме России» после 19 века (после побед Балканско-Турецкой компании 1877-78гг).

Ущербы России от ранних крымско-турецких баталий не восполнились её победами в «Балкано-турецком гамбите 1877-78г.г.»,а её поражения в Русско-Японской, Мировой и Гражданских войнах и революциях ХХ века ещё больше усугубили потери. Но всё же жертвы были не напрасны: Кучук-Кайнарджийский, Версальский и Рапальский мирные договоры окончательно лишили Турцию притязаний на Русский Крым и Русское Чёрное море. При всех горестях Крымской баталии 1853-56г.г. не обходилось и без курьёзов…

На балу по случаю завершения Компании произошёл улыбчивый конфуз: бездарный командующий Меньшиков-младший («корыстный переговорщик», уступивший туркам флотоводную часть Дунайской Бессарабии и Русского Чёрного моря) встретил на балу генерала-ополченца Ермолова словами «Сколько лет и зим. Сколько воды утекло после нашей встречи. » На что патриот Ермолов язвительно заметил: «Да, генерал. Много воды утекло – треть Чёрного моря и целый Дунай, доставшиеся нам от побед Суворова!»…«Шрамы былых военных потерь» обрастали «байками» и в новейшей истории. Перед смертью Царь Александр III, беседуя в Ялте с сыном – будущим защитником славян Европы НиколаемII, заметил: «Эх, Николаша, по состоянию нашей казны понятно, что лишь только мы с тобой в России и не воруем!»…Царь Николай II, как и друзья Аксаковых, слыли образованными людьми. И царю нравились «тонкие рассказы» А. Аверченко, а кругу друзей Аксаковых–«тонкие басни» И.Крылова о смешных «жизненных наказаниях расхитителям ценностей»…

В головах людей попеременно то усиливается, то угасает «паритет влияния мифов веры над фактами науки». При этом формы «сказок жизни» меняются в умах во времени – от детских«мифологем о рождении детей в капусте»до взрослых «идеологем об управлении людскими судьбами из особых центров небесного управления земной жизнью и властью» в мире (вплоть до «конспирологической теории заговоров»). Малообразованных людей хлебом не корми лишь дай придумать миф и поверить в него. Не за этой ли «мифоширмой сказок о двухцентровом мироздании» маскируются реальные «рычаги единовластного масонского управления толпой»? Не на этой ли основе «западные центры идеологов однополярного мира» пытаются руководить реальным миром через «ересь идей демократическо-либерального глобализма и бескорыстность вольнодумного масонства». Но мир не безвольный кастрат, подчинённый чужой воле (как этого хотелось бы «либералам-западникам»);мир многополярен и един, а его части сильны своей Духовностью (по принципу стойкого многообразия особей в единстве). Агрессоры ищут «бреши в идее многополярности мира» через «либеральные псевдотеории мироздания»\1,2,3\… Способность самоорганизации разных форм жизни Земли и ближнего Космоса издавна потрясает воображение людей, приводя их то к Вере в Небесных богов, то к вере в чудеса Природы под властью Земных царей и иных «наместников Небесного Архитектора мироздания».Даже атеист Дарвин дрогнул, объясняя идею Начала жизни как «первое звено цепи эволюции, прикованное к Трону Всевышнего».И это взволновало умы верующих, атеистов и экстремистов, приводя к сектанству..

Музей в Башкортостане(бывший дом Зубова –деда Аксакова в Уфе) и усадьба «Аксаково» хранят в себе малоизвестные «питерские и южнобережные отголоски творческой биографии» членов семейства Аксаковых – следы посещения ими «периферийных литературных гнёзд России». В этом плане уникальны новоявленные их следы в «жемчужинах Крыма» – местах пребывания братьев в Симеизе, Понизовке, Мелласе и Форосе… Не случайно эти места со «следами древнеримских дорог и древнегреческих руин, акведуков, факторий и многих тавридских артефактов» приманивают к себе красотами все поколения любителей Природы, старины и живописи на трассе от Ялты и Алупки до бухт Ласпи, Балаклавы и Севастополя. Именно они и становились «первыми центрами культурного освоения Русского Крыма» после изгнания турок и их «заморских опекунов» с Черноморья (по Кучук-Кайнарджийскому и другим мирным договорам). «Украинизация Крыма на стыке 19-20 веков» нарушила плавное развитие старых и завоёванных культурно-заповедных центров «наскоками националистов Киева» на русскоязычность и уникальность культуры заповедных зон Крыма. Потребуются усилия для их восстановления

семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть фото семья аксаковых в истории русской культуры. Смотреть картинку семья аксаковых в истории русской культуры. Картинка про семья аксаковых в истории русской культуры. Фото семья аксаковых в истории русской культуры

БИБЛИОГРАФИЯ:
1)Лобанов М.П. «С.Т.Аксаков-ЖЗЛ»,М.Молодая Гв.,1987.
2) Durkin A.R. Sergei Aksakov –Russion Pastoral, 1988, New Brunswick.
3) Плахотнюк В.Н. Символика религий и культов, М.Риполл-Классик, 2009.

В.Н. Плахотнюк,
член Союза писателей России,
член-корреспондент РАЕН,
участник исследований физики моря и электромагнитного поля в Крыму

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *