семинар по истории средних веков
Темы семинарских занятий по истории Европы и Америки в средние века
Европы и Америки в средние века
Византийская цивилизация в средние века
1. Византийская цивилизация в период раннего средневековья.
2. Специфика Византийской цивилизации.
3. Аграрные отношения в Византии раннего средневековья.
4. Византийская культура.
При подготовке первого вопроса необходимо проследить преемственность и эволюцию Византийской цивилизации в период V-X веков. Второй и четвертый вопрос необходимо рассматривать, сравнивая Византийскую и Западноевропейскую средневековую цивилизации.
Рассмотрение третьего вопроса предполагает анализ исторического источника «Земледельческий закон» и определение форм землевладения и землепользования в Византии, роли общины в регулировании аграрных отношений, социальной структуры сельского общества.
Происхождение и развитие средневековых городов
1. Раннесредневековый город: происхождение, специфика.
2. Социальная структура и корпоративная организация средневекового города.
3. Коммунальное движение и городское право.
4. Роль города в хозяйственной, политической и культурной жизни средневекового общества.
· Право г. Страсбурга – Древнейшее городское право (1189); Второе городское право (1214г.) (ксерокопии)
· Котельникова, в сельской округе городов Тосканы в XIII – XIV вв. и политика города и цеха [Текст] / // Европа в Средние века. – М.: Изд-во «Наука», 1972. – С. 72-85.
Корпорации средневекового города рассматриваются на примере ремесленных цехов. Проанализировав комплекс документов, приведенных в практикуме, выясните условия вступления в цех, права и обязанности членов цеха, его производственные, социальные функции и значение с точки зрения ментальности средневекового человека.
Коммунальное движение было подробно рассмотрено на лекции. В ходе работы на семинарском занятии нас будут больше интересовать его результаты. Во многих городах результатом коммунального движения стало принятие городских хартий или городского права. Такого рода источник необходимо рассмотреть на примере городского права города Страсбурга в двух его редакциях: Древнейшее городское право и Второе городское право. Сначала нужно ознакомиться со структурой документов, выяснить, кем и от чьего имени эти документы составлены. Затем необходимо ответить на вопросы: Какие отношения регулирует эти документы? Какие должностные лица управляют городом, и каковы их функции? Чем отличаются эти два документа и можно ли проследить эволюцию городского права на примере этих источников? В конце ответа необходимо сделать вывод о результатах Коммунального движения. Последний вопрос плана носит обобщающий характер: здесь необходимо сделать вывод о месте средневекового города в феодальной системе. Как меняется роль средневекового города в этой системе в период от Раннего Средневековья до конца Высокого (или Классического) Средневековья? Как повлияло на место средневекового города в феодальной системе Коммунальное движение?
Церковь, христианство и монашество в средние века
1. История папства в периоды Раннего и Высокого Средневековья.
2. Официальная церковная доктрина и народная религиозность.
3. Монашество в средневековой Европе.
· Гергей, Е. История папства: (Пер. с венгер.) [Текст] / Е. Гергей. – М.: Республика, 1996. – С. 26-196.
· Гуревич, мир: культура безмолвствующего большинства [Текст] / // Гуревич труды. В 4-х т. т. Т.2. – М. – Спб.: Университетская книга, 1999. – С. 289-296, 356-375, 418-450, 462-483.
· Дюби, Ж. Европа в средние века [Текст] / Ж. Дюби. – Смоленск: «Полиграмма», 1994. – С. 50-112.
· Ли, Ч. Г. история инквизиции в Средние века [Текст] / Чарльз Генри Ли; пер. с фр. А. В. Башкирова. – Смоленск: Русич, 2002. – С. 19-97.
· Эпоха крестовых походов [Текст] / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2002. – С. 68-272.
При подготовке первого вопроса на основании изучения исторической литературы рекомендуется выделить основные этапы в истории папства в периоды Раннего и Высокого Средневековья. Далее следует охарактеризовать основные события и процессы в истории католической церкви и папства. При этом обратите внимания на процесс обмирщения церкви и взаимоотношения папской власти и светских властей в странах Западной Европы на протяжении Средневековья.
Ответ на второй вопрос следует строить на основе изучения работа и ряда статей, опубликованных в сборнике «Одиссей». Попытайтесь обобщить все факты, характеризующие народную религиозность в Средние века, и выделить ее основные черты. Обратите внимание ни сохранение языческих верований и суеверий в народной религиозности в Средние века.
По третьему вопросу необходимо охарактеризовать разные типы ересей в Средние века, попытаться выявить причины их возникновения. Далее следует рассказать о борьбе католической церкви с ересями.
1. Причины крестовых походов, участники, цели, мотивы.
2. Отличительные особенности крестовых походов, эволюция крестоносного движения.
3. Последствия крестоносного движения.
4. Византия и крестовые походы.
· Виймар, П. Крестовые походы: Миф и реальность Священной войны [Текст] / П. Виймар; Науч. ред. ; Перевод с французского – СПб.: Изд-во Евразия, 2003. – 384 с.
· Эпоха крестовых походов [Текст] / Под ред. Э. Лависа и А. Рамбо. – Смоленск: Русич, 2002. – С. 273-327.
Одним из вариантов проведения этого семинарского занятия является проведение конференции по материалам сборника «История крестовых походов» под редакцией Дж. Райли-Смита. Студентам заранее предлагается выбрать из этого сборника по одной статье и подготовить по ней выступление. Можно составить конспект статьи или тезисы. Целью является ознакомление студентов с проблемными вопросами истории Крестовых походов и крестоносного движения и точками зрения разных историков на эти проблемы. Каждый выступающий должен не только изложить основную идею статьи, но и быть готовым ответить на вопросы, а также сформулировать свою точку зрения по проблеме, изложенной в статье. При подготовке конспекта можно использовать методические рекомендации к самостоятельной работе по модулю № 2.
Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание статьи, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание. Тезисы принято подразделять на основные, простые и сложные. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути и направленности источника в целом. Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных. Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам. Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые тезисы. Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.
При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях делайте ссылки). По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом подлинника, затем перепишите и пронумеруйте.
Культура эпохи Высокого средневековья
1. Мировоззренческие основы средневековой культуры.
2. Литература Средневековья.
3. Изобразительное искусство.
· Пирен, А. Образование купцов в Средние века [Текст] / А. Пирен // Анналы экономической и социальной истории. Избранное. / Пер. Н. Авдониной, Е. Балаховской, А. Зайцевой, К. Кортуновой, М. Сокольской – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). – С. 441-460.
Эта тема рассматривается на двух семинарских занятиях, так как студентам предлагается ознакомиться с наглядными материалами по истории культуры Средних веков (фильм «Замки Англии», презентации «Искусство Раннего Средневековья», «Искусство Высокого Средневековья»).
При подготовке ответа на первый вопрос необходимо вспомнить основные черты средневекового менталитета и философские учения Средних веков и проследить, как они отражены в литературе и искусстве Средних веков.
Литературу Средних веков необходимо характеризовать по ее основным жанрам, при этом следует обратить внимание на ее сословную принадлежность. Постарайтесь ознакомиться с литературными произведениями разных сословий, например, рыцарский роман и городская пародия. Это поможет выявить особенности культуры разных сословий в Средние века. При характеристике изобразительного искусство обратите внимание на то, что главным жанром в Средние века является архитектура. Основными ее стилями являются романский и готический. Постарайтесь сравнить их между собой и выделить отличительные особенности каждого. Какую роль в Средние века играла скульптура и живопись? Одним из приемов работы на семинаре может быть комментирование изображений произведений искусства. Например, студентам предлагается изображение собора, они должны определить, в каком стиле этот собор построен, и продемонстрировать характерные черты этого стиля.
В заключительной части семинара студенты представляют свои эссе на тему «Средневековая культура и ментальность». Группе предлагается задать вопросы, студент должен на эти вопросы ответить. Затем группе предлагается оценить выступление студента, при этом оценка должна быть аргументированная.
Открытие Америки европейцами и его исторические последствия
Доколумбова Америка. Доколумбовы плаванья в Америку. Великие географическое открытия и проблемы международных отношений.
Семинарское занятие посвящено характеристике цивилизаций Доколумбовой Америки, истории доколумбовых плаваний в Америку и проблемам международных отношений, возникших в связи с великими географическими открытиями.
При подготовке первого вопроса необходимо вспомнить определение понятия «цивилизация» и, используя рекомендованные источники и литературу, дать характеристику Доколумбовой Америки по цивилизационным признакам. При этом обратите внимание на отличия цивилизаций Доколумбовой Америки от Западноевропейской средневековой цивилизации и причины их гибели.
При подготовке третьего вопроса нужно выяснить, какие проблемы в международных отношениях европейских стран возникают в результате открытия новых земель и каким образом они разрешались в XVI веке.
Богословские доктрины Реформации
Религиозные положения доктрин, их сравнительный анализ. Политические и социальные доктрины.
· Практикум… вып.2. Темы 5-6.
· Маграт Алистер Богословская мысль Реформации. – Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994. – С. 114-245.
· Ревуненкова гуманизма в трактовке Жана Кальвина. // Там же.
Революция в Нидерландах как раннебуржуазная революция
2. Специфика раннебуржуазных революций.
3. Итоги и последствия революции в Нидерландах.
· На перепутье: хозяйственный строй голландской деревни по материалам «Анкеты» 1494 г. // Средние века. Вып.58. – М.: Наука, 1995. – С. 21-38.
Возрождение и гуманизм в Италии
Понятие Ренессанса и его особенности. Гуманизм и Ренессанс. Ренессанс и утопия. Искусство эпохи Ренессанса.
· Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.
· Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, зодчих. Т. 1-5. М., 1956-1971.
· Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985.
· Эстетика Ренессанса. Т.1-2. М., 1981.
· Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985.
Мировоззренческие основы. Литература. Искусство. Национальные особенности.
· Корабль дураков. Избранное. М., 1989.
· Бэкон Ф, Сочинения. М., 1977-1978.
· Лопе де Вега. Избранные драматические произведения. Т.1-2.
· Мор Томас. Утопия. М., 1978.
· Плутовской роман. М., 1975.
· Гаргантюа и Понтагрюэль. (Любое изд.)
· Эразм Роттердамский Похвальное слово глупости. М., 1953.
1. Общественный и хозяйственный уклад жизни древних германцев по римским источникам.
2. Правовые нормы франков: сравнительный анализ Салической и Рипуарской правды.
3. Специфика аграрных отношений в Византии по «Земледельческому закону».
4. Характеристика феодальной вотчины по историческим источникам (Капитулярий о поместьях, Сен-Жерменский полиптик).
5. Цеховая организация средневекового ремесла (по материалам источников).
6. Героический эпос как источник по истории средневековой ментальности (на примере одного из эпических произведений Средневековой Европы).
7. Формирование зависимого крестьянства во Франкском королевстве (анализ источников).
8. Современная дискуссия о понятии «Феодализм» (по материалам сборников «Одиссей»-2006г. и «Средние века»-2004г.).
9. Сословно-представительная монархия в странах западной Европы: сравнительно-исторический анализ (сравнительно-историческая таблица).
10. Феномен Жанны Д’Арк и оценки ее личности в исторической литературе.
11. Сакрализация королевской власти в Средневековой Европе: историографический обзор.
12. об особенностях средневекового менталитета.
13. Официальные церковные доктрины и народная религиозность в средние века (историографический обзор).
14. Причины Крестовых походов и мотивы участия в них различных социальных слоев (историография проблемы).
15. Этапы истории западно-христианской церкви в периоды раннего и высокого средневековья: хронологическая таблица.
Требования к контрольным работам
Контрольная работа выполняется в письменном или печатном виде. Объем работы не должен превышать 10 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman 14, интервал 1,5). Работа выполняется на материалах исторических источников или научной исторической литературы (историографическая работа). Работа должна содержать план или список вопросов, на которые студент находит ответы в источниках или литературе, и выписки из исторических источников или научной литературы. Контрольная работа может быть оформлена в виде таблицы. В конце работы должен быть список использованных источников и литературы. Работы, написанные по материалам учебников, к защите не допускаются.
Рабочая программа и материалы для проведения семинарских занятий по дисциплине «История Средних веков»
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра отечественной истории
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине «История Средних веков»
Для специальности/направлению: 050402 – «Экономика»
Очная форма обучения
Объем в часах всего – 250
практические занятия – 44
самостоятельная работа – 124
Заочная форма обучения
Объем в часах всего – 250
практические занятия – 6
самостоятельная работа – 232
Контрольная работа – 4 сем.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Средних веков»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2007. – ____ с.
ассистент кафедры Отечественнои истории
Учебно-методический комплекс обсуждены на заседании кафедры Отечественной истории УрГПУ
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _____ от _________г.
Человечество вступило сегодня в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном мире делает актуальным задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах ценностей общечеловеческой морали и культуры. Знание пройденного исторического пути, как отдельными странами, так и человечества в целом – становится необходимым условием поиска социальных и нравственных ориентиров новых поколений третьего тысячелетия. Не случайно в соответствии с государственным стандартом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (ОПД. Ф.09,10,11) для специальностей: «Социология», «Бакалавр экономического образования» введен курс «Всеобщей истории» как основной и базовый в объеме 760 ч. (I-III). Вместе с курсом «Отечественная история» «Всеобщая история» рассматривается как наиболее универсальный предмет гуманитарного цикла, становясь его ядром и занимая в нем центральное место.
В целом курс предполагает осмысление студентами поступательности и единства всемирно-исторического процесса через изучение совокупности материальных и духовных достижений человеческого общества на различных ступенях его культурно-исторического развития, анализ вклада каждой из исторических стадий в современное культурное наследие. Системно-хронологический подход делает возможным в процессе изучения привлечение исторического материала в широких хронологических рамках, начиная с рубежа IV-III вв. до н. э. до конца XXв.
Понимая, что история аппелирует не только к разуму человека, но и к его душе, эмоциям авторы в отборе материала пытаются осуществить цивилизационный подход, поставив в центре изучения – человека, рассматривая исторические явления и события через изучение человека в системе природных, экономических, социальных, религиозных и др. факторов.
В целом, после изучения курса «История Средних веков» у студента должны сформироваться основы исторического мышления, что является базисом самоопределения его как личности, понимание им своего места в обществе, своих исторических корней, пробуждению «социальной памяти».
Целью курса является выявление места средневековой Европы и Азии в истории мировых цивилизаций.
— изучение истории стран средневековой Европы и Азии;
— выявление этапов развития стран Европы и Азии в средневековый (V-XV вв.) и переходный к новому времени (XVI- пер. пол. XVII вв.) периоды;
— определение основных понятий курса, выработка системы понятийного аппарата;
— выявление общего и особенного в развитии отдельных регионов;
— изучение всех явлений и структур в динамике с выявлением их генетических корней;
— выявление особенностей политического, экономического и социального развития стран Запада и Востока;
— выявление христианского духа средневековой цивилизации Европы (в ее католическом, православном, и позднее, в переходный период Европейской истории, протестантском варианте);
— показать роль и значение распространения мировых религиозных систем: буддизм, индуизм, конфуцианство и ислам;
— изучение генезиса капитализма, его специфики в различных странах и социальных последствий;
— рассмотрение эволюции типа личности в Европе и на Востоке вплоть до появления ренессансной системы ценностей, присущих переходной к новому времени эпохе;
— освоение исторической карты средневековой Европы и Востока;
— выявление межпредметных связей и акцентирование внимание на взаимосвязи с историей средневековья таких курсов как «История древнего востока и античности», «История нового и новейшего времени», «Отечественная история», «История религии», «Философия» и др. дисциплинами гуманитарного цикла;
— формирование у студентов уважительного отношения к мировому, а также российскому историческому опыту;
— развитие чувства патриотизма у студентов.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
Наименование темы, раздела
Европа между античностью и средневековьем
Место Византии в средневековом мире
Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Православный мир: политические и культурные связи.
Роль христианской церкви в феодальном обществе
Европейская государственность в период классического Средневековья
Гуманизм XIV-XVII вв.
Процесс капитализации Европы
Реформация в Европе
Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Эволюция ментальности средневекового человека
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
Наименование темы, раздела
Европа между античностью и средневековьем
Место Византии в средневековом мире
Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Православный мир: политические и культурные связи.
Роль христианской церкви в феодальном обществе
Европейская государственность в период классического Средневековья
Гуманизм XIV-XVII вв.
Процесс капитализации Европы
Реформация в Европе
Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Эволюция ментальности средневекового человека
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Средние века – период Всеобщей истории. Хронологические рамки. Этапы. Начало и окончание процесса. Сущность феодализма. Историко-географическая карта средневековых цивилизаций (Западная и Восточная Европа, Ближний восток, Центральная и Юго-Восточная Азия). Особенности эволюции регионов в средние века. Соотношение средневековья и феодализма. Важнейшие источники по истории западноевропейского средневековья.
Тема 1. Европа между античностью и средневековьем.
Античность и варварство: конфронтация и диффузия. Историографический аспект проблемы истоков средневековья. Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной римской империй.
Великое переселение народов в Европе. Миграция кочевых народов центральной Азии, славянская колонизация Восточно-европейской равнины. Формирование новой этнической и политической карты Европы.
Возникновение варварских государств. Франкское государство времени Меровингов. Англосаксы в Британии. Развитие социальных и политических процессов. Контакты с римской культурой: подражание и адаптация. Принятие христианства. Результаты и значение «варварских завоеваний».
Тема 2. Место Византии в средневековом мире.
Истоки византийской цивилизации континуитет и дисконтинуитет
в развитии социальных, политических, идеологических и культурных сфер жизни ранней Византии. Особенности исторического пути Византии. Авторитаризм в экономике, идеологии, культуре. Отношение к античному наследию. Причины экономической и политической нестабильности. Византия между Западом и Востоком. Историческое значение византийской цивилизации.
Тема 3. Средневековый восток.
Характер перехода Восточного мира от античности к средневековью. Самобытность экономических, политических и культурных комплексов регионов. Общество и человек на Среднем Востоке.
Индия. Этапы политического развития. Религиозно-философские системы: буддизм и индуизм. Особенности социально-экономического развития средневековой Индии: индийская община, касты, организация ремесла и торговли. Город и его особенности. От основания до распада империи Великий Монголов. Обострение в стране религиозных противоречий. Европейские торговые компании в Индии.
Япония. Этапы политического развития. Религия СИНТО. Проникновение буддизма. Складывание Японского классового общества. Упадок старой экономической системы (сочетание государственной собственности на землю, феодально-чиновничьего землевладения и общинного землепользования). Образование самурайства, расширение системы самурайского землевладения. Феодальная иерархия. Микадо и сегун. Развитие городов, ремесла и торговли: цехи и гильдии. Проникновение европейцев в Японию. «Закрытие» Японии. Исторические последствия самоизоляции.
Китай. Проблема генезиса феодализма. Китайская государственность и ее особенности. Этапы политического развития. Конфуцианство, даосизм и проникновение буддизма. Особенности социальной структуры китайского общества. Развитие промышленности и торговли, рост городов. Консервация феодальных порядков. Проникновение в страну европейцев XV-XVIII вв.
Образование и развитие феодального арабского государства. Домусульманская Аравия и ее население: образ жизни и основные занятия. Развитие караванной торговли. Мекка – религиозный, экономический и политический центр Аравии. Проповеди и деятельность Муххамеда. Философские основы ислама. Завоевания арабов. Образование государства мусульман – Арабского халифата. Формирование феодальных отношений. Социальные изменения в арабском обществе. Возникновение течений в исламе. Этапы развития государственности. Арабские города и их социальная структура. Торгово-ремесленные организации. Мусульманская культура и мусульманский ренессанс в странах Арабского Востока.
Османская империя: роль государства в мировом историческом развитии.
Тема 4. Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
Типы государственно-политических образований в эпоху средневековья: варварские королевства, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, город-государство. Франкское королевство при Карле Великом. Его внутренняя и внешняя политика. Верденский раздел. Образование Италии, Германии и Франции. Начало региональной централизации. Первые Капетинги.
Северная Европа в IX-X вв. Экспансия викингов и ее характер. Англо-саксонская династия. Социальный строй. Вторжение данов. Объединение страны. «Правда короля Альфреда». Королевство Кнуда Великого. Нормандское завоевание.
Централизация и децентрализация в развитии Германии. Саксонская династия. Оттон I и провозглашение империи.
Тема 5. Православный мир: политические и культурные связи.
Православная ойкумена. Взаимоотношения с Болгарией, Сербией, Румынией с христианскими государствами Ближнего Востока и Закавказья. Деятельность Кирилла и Мефодия. Византийские культурные традиции в православном мире.
Тема 6. Феодальная Европа.
Соотношение средневековья и феодализма. Понятие «феодализм». Формирование феодальной собственности в Западной Европе: аллод – бенефиций – феод. Сущность и признаки феодальной собственности.
Формирование института иммунитета в странах средневековой Европы, синьорно-вассальные отношения. Соотношение личностных и вещных отношений в институте вассалитета, его политический аспект. Натуральное хозяйство. Степень распространения в странах Европы. Значение внеэкономического принуждения к труду, его формы. Формы феодальной ренты. Концепция феодализма в современной историографии.
Тема 7. Средневековый город
Положение и функции раннесредневекового города в современной историографии. Судьбы города в раннефеодальной Европе. Роль моря и реки в судьбе городов. Функции города в период расцвета средневековья. Коммунальное движение. Город и государство. Социальные движения горожан. Горожане как третье сословие. Городская ересь. Роль бюргерства в историческом развитии Европы. Городская культура средневековья.
Тема 8. Роль христианской церкви в феодальном обществе.
Идейные основы христианства. Конфронтация варварства и христианства в раннесредневековую эпоху. Христианство как официальная религия. Возникновение папства. Союз между церковью и государством. Восточная экспансия папства и разделение церквей. Католичество и православие: догматические, обрядовые и организационные различия. Концепция теократии.
Монашество. Идеал аназоретства и аскезы. Святые. Духовно-рыцарские и монашеские ордена.
Взаимоотношения императора и церкви. Клюнийское движение. Борьба за инвеституру между Генрихом IV и Григорием VII. Вормский конкордат.
«Авиньонское пленение…» и «великий раскол». Крушение политических притязаний папства в XV в. Крестовые походы и их последствия. Политика депортации в средние века. Пилигримство.
Тема 9. Европейская государственность в период классического и позднего Средневековья.
От феодальной раздробленности к централизованному государству. Формирование института центральной королевской власти. Англия и Франция XI-XIII вв. Сословно-представительная монархия. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе XIV-XVI вв. Столетняя война. Англия и Франция XIV-XVI вв. Децентрализованный путь развития. Германия и Италия XII-XV вв.: республика и монархия.
Начало Возрождения, создание основ ренессансной цивилизации XIV-XV вв. Ранний гуманизм. Его сущность. Трансформация идей гуманизма в творчестве позднесредневековых философов-схоластов. Английское возрождение XVII в. Культура эпохи возрождения.
Тема 11. Процесс капитализации Европы.
Перемены в жизни Европы на рубеже XV-XVI вв. Технические, экономические и социальные предпосылки процесса капитализации. Специфика процесса первоначального накопления капитала в различных европейских странах. Изменение социальных структур в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Великие географические открытия и их роль в европейских переменах. «Революция цен» и ее социальные последствия. Ломбарды, банки, биржи.
Тема 12. Реформация в Европе.
Причины и истоки Реформации как широкого общественного движения. Реформация и гуманизм. Основные реформационные учения. Деятельность теоретиков и адептов Реформации. Протестантизм как направление по преобразованию католической церкви. Контрреформация.
Тема 13. Средневековая европейская государственность: абсолютная монархия.
Политический и социальный аспект абсолютной монархии. Этапы абсолютизма (на примере Франции второй половины XV – первой половины XVII вв.) Процесс абсолютизации власти в европейских странах. Государственный аппарат, армия, сословное представительство в условиях абсолютной монархии. Абсолютизм и культура.
Тема 14. Средневековые республики.
Географические и политические условия возникновения республик. Концепция республики позднесредневекового периода. Итальянские города-государства и тенденции их политической трансформации. Швейцарский союз. Нидерландская революция. Республика соединенных провинций.
Тема 15. Эволюция ментальности средневекового человека.
Картина мира человека раннего средневековья. Хомо антикус – хомо Византинус – хомо медиевалис = хомо христианус. Пространство и время в представлениях средневековья. Христианская система ценностей. Католицизм и православие: два полюса христианской ментальности. Античные традиции в недрах средневекового сознания и формирования личности: Запад и Восток Европы. Переход на Западе к ренессансной системе ценностей (приватизация и интимизация мира человеческих чувств). Византийский индивидуализм личности. Система образования: школы и университеты в средние века.
Темы лекционных занятий
для студентов очной формы обучения
1. Понятие и сущность западно-европейского феодализма
2. Варварские народы Европы
3. Великое переселение народов и падение Римской империи
4. Варварские королевства
6. Общество и человек на среднем Востоке
7. Китай. Проблемы генезиса феодализма
8. Развитие промышленности и торговли в Китае
9. Образование и развитие феодального арабского государства
10. Особенности развития арабского города. Мусульманская культура
11. Индия. Этапы политического развития
12. Развитие городов, ремесла и торговли в Индии
13. Мусульманская культура и мусульманский ренессанс в странах Арабского Востока
14. Проникновение Европейцев на Восток, последствия в развитии Китая, Индии, Японии
15. Типы государственно-политических образований в эпоху средневековья. Этапы становления государственности в Англии. Англо-саксонская династия. Королевство Кнуда Великого
16. Начало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг.
17. Империя Карла Великого. Внешняя и внутренняя политика
18. Северная Европа в IX-X вв. Развитие Германии. Оттон I.
19. Формирование феодальной собственности в Западной Европе: аллод-бенефиций – феод.
20. Вассально-ленные отношения. Складывание феодальных отношений в Англии.
21. Средневековый город. Роль бюргерства в историческом развитии Европы
22. Борьба между империей и папством за инвеституру в IX-XII вв
23. Процесс разделения христианских церквей: католичество и православие
24. Монашество в средние века: духовно-рыцарские и монашеские ордена
25. Еретические течения
26. Особенности развития Германии в IX-XII вв
27. Этапы централизации Франции IX-XII вв.
28. Норманнское завоевание Англии
29. Столетняя война
30. Средневековая культура
31. Изменения в жизни Европы на рубеже XV-XVI вв.
32. Специфика процесса первоначального накопления капитала в различных европейских странах: ломбарды, банки, биржи
33. Реформация и становление абсолютизма в Англии
34. Гуманизм и начало реформации в Германии
35. Реформация в Швейцарии
36. Реформация во Франции
37. Политический и социальный аспект абсолютной монархии. Этапы абсолютизма (на примере Франции второй половины XV – первой половины XVII вв.)
38. Абсолютизм и культура. Возрождение
39. Становление абсолютизма в Англии
40. Итальянские города-государства, тенденции их политической трансформации
Темы лекционных занятий
для студентов заочной формы обучения
1. Понятие и сущность западно-европейского феодализма
2. Государственно-образующий процесс в средневековой Европе.
3. Роль христианской церкви в феодальном обществе
4. Европейская государственность в период классического Средневековья
5. Реформация в Европе
6. Средневековая европейская государственность позднего Средневековья: абсолютная монархия
Темы практических (семинарских) занятий для студентов очной формы обучения