Если русские традиции добра и любви — необходимые каждой семье, поколению — наши отцы, в определенных обстоятельствах, забудут, то мы — сыновья и внуки — их вспомним. Именно семейные традиции будут всегда главным условием неразрывной связи прошлого, настоящего и светлого будущего.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Обычаи народа, семейные традиции. Что это?
Нужны ли они нам и нашим семьям?
Давая серьезное определение слову традиция, мы говорим о совокупности связи времен между поколениями путем передачи многовекового опыта.
Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.
Говоря простым языком, мы понимаем, что появлению традиций в обществе, и традиций семейных — способствует простая передача знаний. Огромный опыт наших предков показывает — что плохо, а что хорошо.
Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт — и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших.
Так создается крепкая семья, а следовательно и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.
Если традиции каждой семьи, а значит и традиции общества в целом, стоят в сознании народа выше их законов, то эту нацию ждет прекрасное, достойное будущее.
А теперь окунёмся в историю.
Как создавалась и какова была семья в древней Руси?
Вслед за тем составляли «роспись» невестиного приданого и сообщали об этом жениху. И, если ему невеста и её приданое понравились, тогда назначались смотрины. «Смотрильщица» расспрашивала девушку о разных вещах, испытывая её ум, оценивая характер и внешность. В день свадьбы жених отправлялся за невестой. Затем родители невесты благословляли молодых, и они отправлялись в церковь. После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха и получали благословение его родителей. Потом все садились за стол и начинали пировать.
На следующий день после свадьбы, жених созывал гостей к себе. Потом ездил к тестю и тёще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.
После праздников начинались семейные будни.
Наставления и поучения, касающиеся семейной жизни, были собраны в середине XVI века в особый сборник «Домострой».
В этом сочинении говорилось, что семья должна жить в любви и согласии. Жена и дети должны во всём подчиняться мужу и отцу. Большое внимание уделялось и повседневным хозяйственным заботам. Хорошая хозяйка не только должна была следить за исполнением своих указаний, но и сама умела печь, стирать, убирать, мыть посуду и рукодельничать. Она должна была постоянно быть за работой и избегать праздности и лености.
Расторжение брака в те времена практически не встречалось. Все вопросы семейной жизни регулировались церковным судом.
Ситуация изменилась в начале XVIII века. Стремясь привить европейские обычаи на русской почве, царь Пётр I разрешил мужчинам и женщинам самостоятельно знакомится друг с другом, вместе проводить время на балах и маскарадах и других празднествах. Но ещё долгие годы в крестьянских и купеческих (особенно старообрядческих) семьях свято чтили стародавние обычаи.
Не призывая следовать обычаям многовековой давности, думаю, что и в наши дни не стоит забывать об опыте прошлых поколений.
Крестьянская семья имела немало особенностей. Это был коллектив людей, ведущих совместное хозяйство. Главным в семье был старший (больший) по возрасту и положению мужчина – «большак».
Он руководил хозяйственной деятельностью семьи. Большак распределял трудовые обязанности мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, руководил бытовым укладом семьи. Отец-домохозяин следил за общественной и религиозной нравственностью членов семьи. Он же представлял свою семью перед лицом общины на сельском сходе. И, самое главное, он являлся основным работником в семье. Материальное благополучие семьи целиком зависело от хозяйственной смётки и практических навыков главы семьи, его умений и распорядительности. Власть отца как главы семьи была непререкаема.
Делами по дому распоряжалась старшая женщина в семье – «большуха», жена главы семьи.
Она, как правило, ведала семейными запасами, хранила общесемейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работы среди женщин. «Большуха» во всем была советницей мужу, а в домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительной отлучки мужа, например при его уходе на заработки, она брала на себя руководство всем хозяйством, включая полевые работы.
Права и обязанности старшего обязательно переходили старшему мужчине в семье, как правило, старшему сыну, реже – брату.
Внутри семьи соблюдалась чёткая иерархия – безропотное подчинением младших членов семьи старшим, жён – мужьям, детей – родителям. Наибольшим авторитетом в семье после «большака» и «большухи» пользовался старший сын. К нему всегда обращались по имени – отчеству. Сын помогал отцу в хозяйственных делах. Он ездил на ярмарку, продавал хлеб, покупал необходимые для семьи товары. Жена старшего сына была первой помощницей свекрови и пользовалась уважением среди других снох-невесток.
Наиболее тяжёлым было положение младшей невестки и снохи («молодухи»). Если свекровь или кто-нибудь из старших обижал младшую невестку, то муж не мог защитить жену, а только утешал её.
Строгое соподчинение в семье отчётливо прослеживалось в том, как рассаживались члены семьи за столом.
Под святой угол садился глава семьи, рядом с ним – старший из сыновей. Мужчины рассаживались по одну сторону стола – на лавках, женщины – по другую, на приставных скамейках. Ели из одной миски деревянными ложками. За столом сидели чинно, если бы кто-то засмеялся, свёкр ударил бы его ложкой по лбу.
Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя.
Как же воспитывали детей на Руси? Божья заповедь «Почитай отца своего» красной нитью легла в основе русской традиции воспитания детей. Осознание сыновнего долга, почитание родителей, уважение старости – основы воспитания детей на Руси. Семьи были большими, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали свой жизненный опыт.
А уж любовь к своему Отечеству дети впитывали с ранних лет.
Это нашло отражение в русском народном фольклоре: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри – не сходи».
Детей из разных сословий готовили к выполнению разных ролей в обществе. Крестьянские дети, часто не знавшие грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а с 6-7 лет почти полностью выполняли работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу, девочки ухаживали за младшими братьями и сёстрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счёту, детей правителей приучали к исполнению государственных дел.
Русские пословицы и поговорки донесли до нас то, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнётся, учи дитятку, пока слушается». Книги очень почитались нашими предками как источник знаний. Они бережно переписывались и хранились. Огромными библиотеками владели монастыри. Подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, очень популярны были жития святых, откуда детям и взрослым предлагалось брать пример для подражания.
Наши современные семьи сильно отличаются от тех давних семей. Эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.
Давайте сравним, какие семейные традиции и устои сохранились до наших дней, а какие – исчезли или изменились.
В России много дружных крепких семей, которые составляют основу нашей любимой Родины, являются её силой, мощью и славой. Ведь всё начинается с семьи.
Березанская сельская библиотека. Использованы ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
Свои каноны красоты и семейные традиции существовали в каждом государстве. Древняя Русь не стала исключением: принципы, по которым в былые времена выбирали невест, сегодня зачастую вызывают недоумение. А правила семейной жизни и вовсе устрашают. Большую опасность несло также подозрение в бесплодии — за это муж имел законное основание отправить жену в монастырь.
Пока европейские дамы всеми правдами и неправдами стремились к аристократической бледности, русские женщины предпочитали подчеркивать свою естественную розовощекость и румяность. Табу накладывалось не только на отметины от порезов и прочие несовершенства на лице, но также на «мушки» и родимые пятна. Иногда для того, чтобы засидеться в девках, было достаточно одной крупной родинки на щеке. Поэтому их выбеливали и маскировали всевозможными способами, стремясь сделать незаметными. Веской причиной отменить свадьбу считались также любые заболевания и физические недостатки.
Существовала особая «мода» на невест, и чтобы дождаться сватов, желательно было ей соответствовать. Первое, что оценивали в любой девице на выданье — пышнотелость. На Руси писанной красавицей считалась широкобедрая и полнотелая женщина. О таких еще говорили, что они «пышут здоровьем». Страсть к лишним сантиметрам на бедрах легко объяснялась с практической точки зрения. В эпоху, когда медицина находилась на очень низком уровне, широкие бедра считались своеобразной гарантией того, что женщина сможет выносить и легко родить ребенка. К тому же, излишняя худоба часто вызывала подозрения в серьезных проблемах со здоровьем. А обзаводиться заведомой больной и неспособной много работать женой никто не спешил.
В древнерусском патриархальном обществе женщине традиционно отводилось подчиненное положение. Обычно чем ниже было ее сословие, тем меньшее участие она принимала в политической и общественной жизни страны. До замужества девица находилась в полной «собственности» родителей, которые принимали за нее все решения и подбирали подходящую партию. После вступления в брак ответственность за женщину переходила к супругу. На любое дело, вплоть до возможности покинуть стены дома, требовалось его разрешение. Чтобы посетить церковь, сходить за покупками или поддерживать общение с кем-либо вне родных стен необходимо было обязательно испросить одобрения главы дома.
При этом, семейное гнездо дозволялось покидать, только изрядно подготовившись. Женщины старались погуще накрасить сюрмой брови, нанести изрядное количество белил и румян. Иногда это выглядело настолько нарочито, что казалось, будто лицо присыпано мукой, а на щеках остались яркие красные следы от свеклы.
Существовала традиция демонстрировать важным гостям свою жену, особенно если она славилась своей красотой. К нашему времени сохранилось множество заметок, в которых фигурирует описание данного обычая. Приветствуя гостя, мужчина через слуг незаметно подавал жене знак, чтобы та принарядилась и вышла к ним. Женщина по такому случаю надевала свои лучшие одежды и встречала незнакомого мужчину, покорно склонив голову. Это позволяло ему подробнее ее рассмотреть и выразить свое восхищение хозяйкой дома. Если одобрение казалось мужу искренним, гостю подавали рюмку горячительного напитка.
В Древней Руси разводы не чествовались. Избавиться от надоевшего супруга можно было в ограниченном числе случаев: при покушении на жизнь или подтвержденном свидетелями прелюбодеянии. Еще одним веским поводом считалось долгое отсутствие мужа или жены, местонахождение которых было неизвестно. Однако последнее случалось крайне редко и требовало весомых доказательств в правдивости.
Практически не имея шансов на официальный развод, люди придумывали различные способы расстаться полюбовно. Одним из самых популярных и часто встречаемых был добровольный уход в монастырь. Когда на мир между супругами не оставалось никакой надежды, один из них мог отправиться в святые места для служения Богу. Предполагалось, что молитвы и аскетичный образ жизни поспособствуют разрешению проблемы, и в семью вернется мир.
Однако нередко человек, решившийся на подобный поступок, оставался в монастыре навсегда. В случае, если монашеский постриг принимал муж, жене разрешалось повторно заключить брак. К мужчине законы традиционно отличались большей лояльностью. Заподозрив жену в бесплодии, он мог по собственной инициативе отправить ее в монастырь, и уже спустя шесть недель после этого подыскать себе новую супругу.
С особым усердием в Древней Руси относились к выполнению супружеского долга. Первоочередным его назначением было желание зачать ребенка, а не получить физическое удовольствие. Во многом это объяснялось высоким процентом младенческих смертей, что вынуждало семьи рожать как можно больше наследников.
Несмотря на то, что половой акт в церковном браке считался законным делом, к нему готовились с особой тщательностью. Прежде чем начать, в комнате завешивали все лики святых и обязательно снимали нательные крестики, дабы не оскорбл*ть Господа плотскими утехами. По негласному правилу в этот день нежелательно было посещать церковь. Но если обстоятельства вынуждали пойти в храм, прежде необходимо было тщательно обмыть все тело и переодеться в чистую одежду.
Совсем иначе относились к прелюбодеянию. Уличенную в блуде женщину прилюдно стегали кнутом и отправляли в монастырь, где она была вынуждена провести несколько дней в молитвах, а питаться только водой и хлебом. После возвращения развратницу ожидало повторное наказание. В этот раз от мужа, который должен был еще раз наказать ее хлыстом. Увильнуть от исполнения обязанности оказывалось крайне проблематично, ведь за излишнюю мягкосердечность наказание настигло бы уже супруга.
Если русские традиции добра и любви — необходимые каждой семье, поколению — наши отцы, в определенных обстоятельствах, забудут, то мы — сыновья и внуки — их вспомним. Именно семейные традиции будут всегда главным условием неразрывной связи прошлого, настоящего и светлого будущего.
Обычаи народа, семейные традиции. Что это? Нужны ли они нам и нашим семьям?
Давая серьезное определение слову традиция, мы говорим о совокупности связи времен между поколениями путем передачи многовекового опыта … и так далее.
Такие определения и формулировки больше подходят для научных работ, различных исследований, толковых словарей. Но, без подобных исследований и научного подхода к изучению семьи, семейных ценностей и традиций — далеко «не уедешь».
Семейные традиции и обычаи приходят к нам от дедов и отцов.
Говоря простым языком, мы понимаем, что появлению традиций в обществе, и традиций семейных — способствует, по сути, простая передача знаний. Огромный опыт наших предков показывает, что плохо, а что хорошо.
Благодаря информации поколений, мы знаем, как устроить свой быт — и сами, порой, вносим улучшения в семейные традиции. Мы помним о грехе и чтим память ушедших. Мы радуемся рождению новой жизни и учим радоваться этому младших.
Так создается крепкая семья, а, следовательно, и крепкое общество. Уважение и почтение становятся не просто словами, а определенным ритуалом, стержнем поведения человека. Любовь к родине и своей семье в сознании людей обретают смысл церемонии, то есть традиции.
Если традиции каждой семьи, а значит и традиции общества в целом, стоят в сознании народа выше их законов, то эту нацию ждет прекрасное, достойное будущее.
Традиции общества — традиции народа
В своем словаре, Даль дает определение традиции как информации, переходящей устно от одного поколения в другое, что уже принято в народе испокон веков!
Кроссвордисты говорят, что семейными традициями являются обычаи, передающиеся из поколения в поколение (как у Даля). Также они выставляют традиции в образе общенародной привычки.
Большинство, так называемых, семейных активистов определяют традицию как уже давно установившийся бытовой порядок, который нравится большинству. Уважение к определенным традициям — это главное условие их сохранения в семье.
Виктор Кротов дал определение традиции, как части прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
Традиция истинная, не та, которую мы где-то услышали, узнали о ней от «учителя», а та, которая прошла через наше сердце. И ярким примером такой традиции стало ежегодное шествие бессмертного полка по всей России.
Традиция традиции рознь! О каких традициях мы говорим? Как определить истинную семейную традицию, которая будет работать во благо, процветание семьи и общности, которой она принадлежит?
Откроем три основных признака жизнеутверждающей традиции, истинной традиции человеколюбия, стоящей на принципах добра и справедливости:
—Традиция должна быть общенародной, то есть принятой большинством нации и исходить от народа, а не «спущенная сверху» от власть имущих, в угоду им.
—Истинная традиция должна быть направлена на созидание добра, уважения личности, справедливости. Если определенный обычай или ритуал направлен на ухудшение отношений в семье и обществе, то это не традиция. Либо это ограничение личности, либо это поощрение чего-то преступного, негативного (к примеру обычаи по уничтожению больных и слабых детей или тот же каннибализм)
—Традиция должна быть актуальной именно в это время и сейчас. Нет прока от устаревших и никому не нужных обычаев. Традиция не должна мешать прогрессу. В этом случае, как писал Салтыков-Щедрин, традиция становится невежеством.
Для более легкого восприятия смысла семейных традиций мы условно разделим их на два типа. Традиции, касающиеся общих норм поведения в обществе: уважение к старшему поколению, помощь младшему поколению, любовь к Родине, рождение и воспитание своих детей, образование и саморазвитие, традиции гостеприимства, понимание семьи как основы данного общества.
Традиции, касающиеся отношений в одной семье совместная встреча праздников, ежедневный семейный ужин (обед), культурные походы, семейные советы, чтение книг всей семьей, семейное хобби, родословной (генеалогическое древо)
Это также интересно: ваш ребенок. Особенности воспитания в разных странах У данных традиций, не удивляйтесь, нет конца. Именно внутренние семейные обычаи, ритуалы, вы можете придумать и реализовать сами.
В чем же смысл семейных традиций? Представьте себе, что у народа, у нации мы отнимем культуру, сотрем ее историю. Значит, мы уничтожим, по сути, ее традицию. Правильно? Да.
Но отказавшись от истории своего народа, мы невольно заставляем молодое поколение изучать культуру и историю других народов. Например, какого-то арабского государства или той же Америки. Согласитесь – это неправильно.
То есть, мы не говорим о запрете на изучение истории других стран, а даже наоборот! (Знание мировой истории только помогает). Но мы, говорим об утрате своей национальности, национальной гордости и, следовательно, об утрате любви к Родине, к семье, своему родному Языку! Так что в любом обществе существование семейных традиций имеет колоссальное значение.
Ритуал — разновидность семейной традиции А вы знаете, что именно соблюдение простых незначительных ритуалов в семье ведет к укреплению семейных традиций. Ритуала придерживаются ежедневно – от пожеланий удачи на работе и в школе, до простой гигиены.
Если в семье нет добрых отношений — элементарных пожеланий доброго дня или спокойной ночи перед сном, совместного вечернего общения за чашкой чая или семейного завтрака — то появляются проблемы.
Отсутствие ежедневного общения, эмоционального контакта между родными людьми, приводит часто к распаду семьи.
Семейные традиции на Руси
Стремясь к полной и безоговорочной независимости, молодые пары желают иметь отдельное жилье и жить подальше от родителей. Почему? Конечно, это веяние времени. Чуть ниже мы раскроем несколько причин этого. А сейчас, маленько окунемся в историю Руси и рассмотрим несколько интересных — и порой удивительных — древнерусских семейных традиций.
На Руси несколько семей жили под одной крышей. Как понять – несколько семей? Все просто: дети выросли, поженились и остались жить под одной крышей с родителями, ведя, при этом, совместное хозяйство.
И так: ♦ Всеобщим почтением пользовалась такая семья во всей округе, в районе. Слова «родной дом» воспринимались очень серьезно и шли наравне с понятиями «совесть», «родина», «мать и отец». Обиженным богом и бобылем называли человека, не имеющего семьи.
♦ Самое интересное: простая ругань в доме, а также зависть – считались большим грехом.
♦ Важные дела решались на семейных советах, где были даже малые дети. Они начинали подражать взрослым. Учились послушанию.
♦ Очень трепетно относились на Руси к рождению детей. Начиналось все еще с ожидания рождения. Будущая роженица пряталась от всех. Боялась взгляда недоброго человека. Семья ее защищала и помогала во всем. Все боялись «сглаза», так как вера в порчу была сильной.
♦ В честь рождения дитя — отец сажал дерево. Сильная семейная традиция. И что интересно: липу или березу. Дерево и человек «опекали» друг друга.
♦ В моде были полные невесты, так как раньше верили, что такой женщине легче рожать и ребенок должен родиться здоровым. Худая невеста вызывала у всех подозрение на ее плохое здоровье.
♦ Если женщина хотела выйти в свет, то должна была получить одобрение мужа.
♦ Мужчина, перед гостями, обязательно должен был хвастаться своей красавицей женой.
♦ Строго наказывалось обществом и мужем прелюбодеяние жены – кнут и монастырь.
Далее касаемся древнерусских традиций в отношении праздников. Основными были – крестины, праздник Ивана Купалы, масленица, пасха, новый год и Рождество Христово.
Правила и церемонии дошли до нас в неизменном виде, но все же были и некоторые особенности в их проведении:
♦ На крестинах все также было – святая вода, крестик на шею – защита от нечистой силы.
♦ Праздник Иван Купала (это бог плодородия). Он приходился на 24 июня. Праздновали летнее солнцестояние. Люди пели песни и прыгали через костер.
♦ Вот на масленицу, оказывается, раньше поминали умерших. На поминках кушали блины – поминали и сжигали чучело – то есть хоронили. Ну, сначала конечно хоронили, а затем поминали. Теперь же масленица стала днем проводов зимы. И сейчас масленица – это народные гулянья и ярмарки.
♦ Пасха всегда считалась днем прощения и равенства. Каплями крови Иисуса Христа были пасхальные яйца. При встрече в этот день говорят: «Христос воскресе» и в ответ слышат: «во истину воскресе» и, конечно, обмен угощениями.
♦ Рождество Христово – это 7 января. День перед Рождеством – Сочельник (это рождественское блюдо). Затем, после рождества, идут 12 дней святки.
♦ По свадебной традиции с тех пор мало что изменилось. По порядку – сватовство, приданое, девичник, выкуп, благословение родительское и застолье.
Веков связующая нить… Традиции русской семьи Картинка 28
Свадьба. День свадьбы начинался с причитаний невесты. Все участники торжества собирались утром в домах жениха и невесты. Если приданое невесты не было доставлено в дом жениха заранее, то целый конный поезд перевозил постель. Между тем подруги начинали собирать невесту к венцу, одевали ее в свадебный наряд. В крестьянской среде специального свадебного платья не было. Невеста шла под венец в обычной одежде, только праздничной. В древности на Руси свадебное платье шили из красной ткани. В песне «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан … » речь идет именно о свадебном наряде. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующим прощание с молодостью и девичеством. Во время одевания принимались различные меры предосторожности против возможной порчи (в подол платья вкалывали булавки или иголки крест-накрест, иногда подпоясывали невесту рыболовной сетью, у которой не развязывались узлы). Была здесь не только охранительная, но и пожелательная магия: в чулки невесты клали монетки (чтобы всю жизнь ходить по золоту»), одевали на невесту две рубахи — одну на левую сторону, другую — на правую (чтобы жить с мужем душа в душу»). При одевании невесты особое значение имел обряд «чесания головы». Сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Мать и отец благословляли дочь, обычно иконой Богоматери. Эту икону она потом брала с собой в новый дом. Спустя некоторое время приезжал жених со свадебными чинами: с тысяцким, дружками — так называемый поезд. Если у невесты был младший брат, он принимал активное участие в свадебном обряде — обувал ее, сидел рядом, когда жених с поезжанами появлялся в избе. Обычай выкупа невесты был традиционным, также традиционными были шутки между дружками и женихом с родственниками, подругами невесты. В доме накрывали стол для гостей. Когда приходило время встать из-за стола и ехать к венцу, наступала тягостная минута для невесты: она прощалась с родителями и подругами. Дружка выводил жениха и невесту из-за стола. Невеста при этом старалась незаметно дернуть за скатерть, чтобы поскорее утянуть с собой подруг в замужнюю жизнь. Родители брали по образу. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Свадебный поезд подъезжал к церкви, и невесту с женихом вели к венцу. Когда их ставили в церкви на подножье — коврик, то каждый старался ступить на него первым, чтобы в семье держать верх. Стоя под венцами, жених и невеста должны были креститься одновременно, чтобы «жить любовнее». Примечали: чья свеча (жениха или невесты) будет гореть дольше, тот и проживет дольше. По погоде во время венчания и по пути из церкви судили о будущей жизни: ясная погода будто бы предвещала хорошую и светлую жизнь, а снег, дождь были к «худому» замужеству. Правда, в иных местах эта же примета имела как раз противоположный смысл. Из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа. У крыльца их встречали родители — отец с иконой, мать с караваем хлеба и солью — и благословляли новобрачных. Основными обрядами на свадебном пире были «ломание над молодыми» (понуждение их целоваться, называть друг друга по имени-отчеству) и одаривание молодых. В конце дня между женихом и невестой происходил обряд разувания. Он состоял в том, что жена в знак покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из них лежала монета. Если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. На второй день свадьбы невеста раздавала дары своей новой родне (в некоторых областях это делали в первый вечер). Затем молодые традиционно ехали к теще. Это называлось «ехать на блины». Вечером второго дня основное гулянье заканчивалось. Если свадьба растягивалась на несколько дней, то в дом невесты ездили на третий день.