село социализм адлер история

Краткая история Адлера

Первые поселения Адлерского района

На будущей территории Адлерского района в непосредственной близости к Черному морю люди селились издавна. В Средневековье здесь размещался генуэзский форпост, а впоследствии обосновалось поселение абхазцев Лиеш из более, чем 400 дворов, находящихся под управлением княжеских родов Аредба до присоединения этих земель к Российской империи. Население здесь было довольно зажиточным. Люди трудились, молились, гуляли в праздники, проводили совместные собрания и воевали за свои земли.

В устье реки Мзымты находилась пристань, куда причаливали торговые турецкие корабли. А торговля здесь шла очень оживленно. По-турецки эта местность называлась «Арты», а в более германизированной транскрипции – Адлер (в переводе Орел). Это одна из наиболее распространенных версий об образовании названия будущей столицы Олимпиады 2014.

К началу революции Адлер был небольшим жилым поселком

Русское правительство в начале 19 столетия использовало Адлер в качестве ссылки для политических заключенных, отправляя их сюда в действующую армию, которая вела затяжную Кавказскую войну с местным населением. Здесь служили неблагонадежные поэты, писатели, военные и общественные деятели.

В боях под Адлером погиб декабрист А.Бестужев-Марлинский

Так в частности и случилось с одним из самых известных ссыльных декабристов – писателем А.Бестужевым-Марлинским, другом Пушкина и Грибоедова. Он погиб при высадке десанта в районе Адлера в 1837 году. В память о безвременной кончине этого романтического литератора-декабриста в городе в 1913 году появился сквер его имени со скромным гипсовым бюстом писателя. В конце 50-х годов 20 века бюст был заменен на Памятник Бестужеву-Марлинскому. На нем декабрист изображен в том же мундире, в котором он присутствовал на Сенатской площади в день знаменитого восстания.

Более подробно узнать об этом Парке и других достопримечательностях Адлера можно здесь.

Имя А.Бестужева-Марлинского увековечено в сквере Адлера

Во время Кавказской войны (1837-1854 гг.) около устья Мзымты на равнинной территории некоторое время существовал русский укрепленный форпост, являющийся частью Черноморской береговой линии. После окончания Кавказской войны, которое было провозглашено в поселке Красная поляна в 1864 году, горские народы бежали из многих областей Краснодарского края. Коснулось это и Адлера.

Несколько лет после эмиграции и насильственного выселения местного населения эти земли пустовали, но с 1866 года после утверждения программы по заселению пустующих прибрежных территорий, от Туапсе до Абхазии стали постепенно появляться русские, греческие, армянские и прочие поселения. Первыми русскими поселенцами Адлера считаются жители Каменец-Подольской губернии, основавшиеся здесь в 80-х годах в количестве двух десятков дворов. Селились здесь и представители молдаван, поляков, белорусов, украинцев и даже чехов.

В конце 19 столетия многие российские губернии были охвачены голодом. Это обстоятельство вынудило тысячи людей срываться с насиженных мест и переселяться в южные районы черноморского побережья в поисках лучшей жизни. В тяжелых условиях, при массовой смертности от свирепствовавшей здесь малярии, освоение Адлерской части Краснодарского края шло очень медленно.

В начале 20 века в Имеретинской низине поселились староверы

После постройки дороги, соединившей Адлер с более развитыми районами юга России, развитие поселка пошло более быстрыми темпами, но, тем не менее, к началу 20 столетия здесь проживало всего около 200 человек. Занимались они в основном сельскохозяйственными производствами – разведением садов, виноградников, табачных плантаций, а также охотой и рыболовством. Бизнес в виде обслуживания отдыхающих до середины 20 столетия из-за массового обитания здесь малярийных комаров не приживался.

Перед революцией в Адлере имелись Свято-Духовный православный храм, одногодичная сельская школа, несколько пароходных компаний, торговые лавки и магазины, аптеки и небольшая больничка, немного гостиниц и даже кинематограф.

Одна из гостиниц дореволюционного Адлера

Борьба с малярией в Имеретинской Долине

Как уже упоминалось, массовое заселение территории Адлера происходило в борьбе с местным, не очень пригодным для проживания, гиблым климатом, сформировавшимся на болотистых и лесистых землях в обстановке повышенной влажности. Против переселенцев было и бездорожье, и отсутствие какой-либо инфраструктуры, но самым страшным злом была, конечно же, малярия.

Рассадником кровососущих насекомых в виде кровососа Анофелеса была Имеретинская низина. Она представляла собой болотистый пустырь за рекой Мзымтой, поросший лесом, в котором с неимоверной скоростью размножались кровожадные переносчики малярийной лихорадки, унесшей тысячи жизней. Сегодня трудно представить себе, что самый популярный сегодня курортный уголок Сочи – Имеретинскую долину – называли когда-то Долиной смерти.

От малярийного кровососа Анофелеса в Адлере не было спасения

Но человек может победить все, особенно если он ведет постоянную и целенаправленную деятельность. Борьбу с малярией после установления советской власти возглавил здесь врач-бактериолог С.Ю.Соколов, который был назначен заведующим в Туапсинский курортный район.

Сергей Юрьевич провел тщательное обследование всех опасных водоемов и болотистых территорий. Параллельно им были организованы массовые работы по дренажу почвы, а в каждом крупном населенном пункте была создана противомалярийная станция. Соколов лично возглавил Сочинскую противомалярийную станцию.

Ради своей работы врач Соколов отказался от повышения по службе

Сочинская противомалярийная станция С.Ю.Соколова работает и сегодня

Очень интересно, что борьба с малярией велась различными биологическими методами. Повсеместно на почве стали разводить растение пузырчатку, которая питалась личинками кровососущих паразитов, захватывая их в свои пузырьки. В водоемах же стали разводить рыбку гамбузию, также с удовольствием поедающую личинки малярийных комаров.

Кроме этого, для уничтожения миллионных колоний личинок многие непроточные водоемы заливали нефтяной пленкой, под которой погибали смертельно опасные личинки.

Маленькие гамбузии вели активное поедание личинок страшных комаров

В результате всех этих четко организованных С.Ю.Соколовым работ к 1956 году с малярией в Адлерском районе Сочи было окончательно покончено. За огромный вклад в превращение зараженной малярией территории в курортную зону юга России имя Соколова было присвоено одной из улиц Сочи.

Одна из улиц города Сочи и сегодня носит имя врача Соколова

Становление Адлерского курорта

В советский период Адлер становится сельскохозяйственным поселком, в котором функционировало около 80 колхозов и совхозов. В 1934 году Адлер превратился в административный центр одноименного района. В начале 60-х годов этот район, вместе с Лазаревским и Лоо вошел в городскую черту Большого Сочи.

В 60-е годы, после окончательной ликвидации страшной малярийной опасности, поселок и его окрестности в составе Сочи интенсивно стали превращаться в курортную территорию, хотя курортные учреждения существовали в нем уже с конца 30-х годов.

Имеретинская низина в первой половине 20 века была мало заселена

Со второй половины 20 столетия поселок преобразовывался на глазах. Появлялись новые санатории для лечения различных хронических заболеваний, гостиницы, рестораны и кафе, парковые зоны. Облагораживались прогулочные бульвары и набережные.

В начале 21 века в Адлере началось строительство Олимпийских объектов

Сегодня Адлер, расположенный в удобном радиусе доступа к Сочи, Хосте, Красной поляне, Абхазии и т.д. является очень мощным транспортным узлом Сочи. Сюда можно попасть через Аэропорт, являющийся воздушными воротами курорта, по морю – через порт «Сочи Имеретинский». Можно приехать на поезде на Железнодорожный вокзал, или на Автовокзал из любого города Краснодарского края.

Железнодорожный вокзал Адлера современен и комфортен

Поэтому сегодня Адлер стал вполне элитным круглогодичным курортно-туристическим районом Сочи, а также местом проведения различных встреч на высоком уровне, форумов и других крупномасштабных мероприятий. В феврале 2020 года указом Правительства РФ самая олимпийская часть Адлера, его Имеретинская долина, стала самостоятельным городским округом, получившим название Сириус, одноименное с уже существующим здесь Образовательным центром для одаренных детей.

Именно в новообразованном Сириусе (Имеретинской Долине) любит останавливаться большинство отдыхающих, которые мечтают не только позагорать на местных лучших сочинских пляжах и искупаться вблизи местных берегов, но и осмотреть все возможные достопримечательности, многие из которых появились здесь со времени проведения в Сочи Зимней Олимпиады 2014 года. А посмотреть здесь есть что!

Имеретинская долина сегодня имеет вид современного элитного курорта

Источник

«У меня было несколько квартир. Я их продал — и перекрестился» Почему покупать жилье на главном курорте России опасно для нервов и кошелька

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

Статус олимпийской столицы изменил Сочи: в город едут со всей страны, здесь открываются люксовые отели и строятся супердорогие жилые комплексы. Цены на жилье любого качества на главном российском курорте растут месяц от месяца. Сочи принято считать цивилизованной альтернативой Крыму — и зря: более мутного рынка недвижимости не найти по всей стране. Регулирующие строительную отрасль законы в городе игнорируются, и едва ли не половина местных новостроек находится под угрозой физического уничтожения. Оборотная сторона «олимпийской медали» — в материале «Ленты.ру».

В постолимпийский период население Сочи растет огромными темпами: если в 2013 году, по данным Росстата, в городе проживало 368 тысяч человек, то в 2017-м местные власти уже констатировали переход Сочи в категорию полумиллионников (в планах такая цифра должна быть достигнута только к 2032-му). Представители же местного бизнеса еще год назад настаивали на цифре 700 тысяч жителей, не исключая, что в перспективе нескольких лет Сочи может превратиться в город-миллионник.

Подобный рост — едва ли не двукратный всего за пять лет — обычно означает серьезное отставание всей городской инфраструктуры — от яслей и детских садов до поликлиник и кладбищ. Именно такая картина наблюдается в городе: как говорит переехавшая в Сочи из Москвы в 2017 году Оксана Данилюк, и медицина, и образование (у Оксаны дочь школьного возраста) в городе не успевают за ростом населения.

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

«И я, и дочь, и большинство моих знакомых здесь пользуются частными клиниками или даже ездят в другие города. Дочка ходит в школу — в классе 37 человек, и это еще не предел», — рассказывает Данилюк. Официальные данные сочинской городской администрации чуть скромнее — в среднем 32 человека на один школьный класс. Более 20 процентов сочинских школьников учатся во вторую смену.

Еще одна проблема — хаотичная застройка, уродующая город. «Приток денег привел к настоящему строительному буму, который превратил город в огромную, почти неконтролируемую стройку. С архитектурной точки зрения — это не согласующиеся друг с другом сооружения, которые сложно отнести хоть к какому-нибудь стилю. Кустарная архитектура значительно искажает городской ландшафт даже в лечебно-оздоровительных и рекреационных зонах, где раньше строили в едином стиле», — говорит глава архитектурного бюро Mad Architects Мария Николаева.

Недавно на состояние сочинской застройки обратил внимание известный блогер Илья Варламов, назвав Адлер (один из микрорайонов Сочи) худшим местом в России. «Это самая ж***, по-моему, в России. Невероятно красивое место — и так это за***ть (загадить), застроить этими многоэтажками, шалманами, гаражами (. ) Адлер — это ад, это кошмар, ужас», — поделился Варламов в своем Youtube-канале.

От вершины к вершине

«Ад, кошмар и ужас» исправно дорожает год от года: в «Авито Недвижимость» для «Ленты» подсчитали, что с 2017-го сочинская вторичная недвижимость выросла в цене на 27 процентов (до 122 тысяч рублей за метр), а новостройки — на 49,8 процента (до 125 тысяч рублей).

Материалы по теме

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

Московские цены

Директор по продажам и маркетингу компании «РКС Девелопмент» (строит, в частности, в Сочи и Анапе) Александр Коваленко приводит еще более впечатляющие цифры: по словам эксперта, в 2018 году новостройки Сочи подорожали на 29 процентов, с января по октябрь 2019-го — на 16 процентов. В бизнес-классе, как рассказывает директор по маркетингу компании «Талан» (строит в Сочи) Наталья Гарифуллина, средняя стоимость квадратного метра в октябре 2019 года составляет 205,6 тысячи рублей (плюс 23,6 процента за год). В верхнем ценовом сегменте средняя стоимость метра, по словам эксперта, составляет 826 тысяч рублей.

В абсолютных значениях разрыв между дорогим и дешевым жильем оказывается еще более впечатляющим. «Стоимость жилья на вторичном рынке Сочи варьируется от 0,9 миллиона рублей за 22-метровую студию до 244,5 миллиона рублей за четырехкомнатную квартиру площадью 360 квадратных метров в ЖК «Александрийский маяк», — делится данными руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов. — На рынке новостроек минимум зафиксирован в ЖК «На Миндальной» (1,6 миллиона рублей за 25-метровую студию), максимум — в ЖК Karat Apartments (164 миллиона рублей за 181-метровые апартаменты».

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

Средний же бюджет покупки квартиры в сочинской новостройке, по статистике ЦИАН, составляет 10,7 миллиона рублей, на «вторичке» — 9,6 миллиона рублей. Цифры вполне «московские», но покупателей, — судя хотя бы по росту населения города, — это не пугает. По статистике сочинского агентства недвижимости «Мандарин», активнее всего на местном рынке новостроек москвичи (38,6 процента сделок), петербуржцы (12,4 процента), екатеринбуржцы (10 процентов), жители Краснодара (9,5 процента), Новосибирска (7,5 процента), Ростова-на-Дону (6,5 процента). На вторичном рынке картина немного другая: в лидерах с похожими показателями — 26,8 и 24,4 процента — оказались москвичи и краснодарцы. Среди покупателей из-за рубежа лидируют граждане Германии, Украины и Казахстана.

Материалы по теме

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

Солнечный удар

В сверхдорогом сегменте около 80 процентов спроса приходится на москвичей и петербуржцев, 20 — более-менее равномерно распределяется по регионам России, от Калининграда до Владивостока. Среди зарубежных покупателей заметнее всего присутствие граждан Германии и Израиля.

Свои правила

Несмотря на огромный разрыв в финансовых возможностях покупателей сочинских элитных и «народных» ЖК, мотивы аудитории одни и те же: как говорят опрошенные «Лентой» эксперты, в основном покупки делаются в качестве инвестиции и для периодического отдыха на море.

Инвесторов, по статистике застройщика «РКС Девелопмент», на рынке около 20 процентов, и в большинстве случаев речь идет не о перепродаже, а о заработке на аренде. Еще 10 процентов покупателей — местные жители, остальные 70 — россияне из других регионов с незначительными «вкраплениями» иностранцев. Количество сделок, ежегодно заключаемых на первичном рынке Сочи, по статистике компании, с 2016-го находится в пределах 13,2-13,6 тысячи в год.

Такую популярность олимпийской столицы у покупателей жилья объяснить легко: по сравнению с тем же Крымом, Сочи круглогодичный курорт, здесь теплее, а главное — нет сомнительного статуса «полу-признанной территории». Но назвать покупку сочинской недвижимости надежным на фоне Крыма вложением при всем желании не получится: если в сверхдорогом сегменте риски для покупателя и сведены к минимуму, то демократичное предложение — это настоящее минное поле. Сочи вполне может претендовать на титул неофициальной российской столицы самостроя.

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

До прихода в Сочи Олимпиады четких правил землепользования в городе не было, в преддверии Игр и после их окончания генплан неоднократно менялся — идеальные условия для различного рода нарушений в строительной сфере. И резонансные новости о выявленных незаконных постройках в городе появляются регулярно: подобные случаи в одном только 2019-м выявлялись в марте, апреле, начале и середине августа. Список выявленных самостроев регулярно обновляется на сайте сочинской администрации, но и это — только верхушка айсберга: там публикуются лишь самые масштабные строительные проекты, по которым уже есть судебные решения о сносе. В реальности же, как говорят опрошенные «Лентой» эксперты, с нарушениями построен едва ли не каждый второй дом.

Правила работы застройщиков в России изменились с 1 июля 2019 года. С этого момента нельзя тратить средства дольщиков на стройку до введения ЖК в эксплуатацию. Деньги должны храниться на специальном эскроу-счете, доступ к которому застройщик получает, только сдав дом. Строить можно за счет собственных средств или банковских кредитов. Исключение сделано для ЖК, готовых более чем на 30 процентов или с заключенными ДДУ на 10 процентов квартир и более.

Сочинские реалии предельно далеки от федеральной повестки — переход на эскроу в олимпийской столице мало кого волнует. По оценке «РКС Девелопмент», из 271 новостройки в городе только 33 реализуются по 214-ФЗ. И примерно половина этого объема — с затягиванием сроков строительства. Статистика удручающая: закон о долевом строительстве, действующий в России, на минуточку, с 2004 года, в городе соблюдается — и то со скрипом — менее чем в 12 процентах строящихся проектов.

Сочинская рулетка

Остальные 88 процентов предложения, — по сути, аттракцион для любителей пощекотать нервы. «У меня самого было в Сочи несколько квартир. Я их продал — и перекрестился, — рассказывает адвокат Дмитрий Зацаринский. — Местный рынок очень неоднозначный, там слишком много моментов, которые могут привести к потере недвижимости, в том числе и через несколько лет. Основные два — строительство многоэтажек на участках ИЖС (под индивидуальное жилье — дома на одну семью высотой не более трех этажей — прим. «Ленты.ру») и возведение жилья, не соответствующего полученному разрешению».

В последнем случае речь может идти, например, о превышении допустимой этажности: утвердили проект дома на пять этажей, а построили десять. Или, как в резонансном случае с адлерским ЖК «Солнечный пляж», который в итоге постановили снести, вместо двух- и трехэтажных коттеджей возводился многоквартирник в 12 этажей.

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

«Самостоятельный выбор и покупка жилья в Сочи — по определению высокорисковая затея. Здесь очень много проблемных домов, которые по решению суда могут пойти под снос. Кроме того, в некоторых уже построенных и заселенных домах есть большие проблемы с коммуникациями и нехваткой мощностей, о которых могут умалчивать и застройщики, и продавцы», — подчеркивает Вера Стрельникова, руководитель сочинского филиала агентства недвижимости «Жилфонд».

По статистике консалтинговой компании Macon, к проблемной категории можно отнести 24 процента всего объема предложения в Сочи. «Незаконно построенное жилье — самый доступный в Сочи формат. Стоит оно, в зависимости от локации, качества и класса строительства от 50 до 130 тысяч рублей за квадратный метр. Обычно эти дома вводятся в эксплуатацию по суду, жилье имеет статус не квартир, а жилых помещений и продается по преддоговорам, договорам инвестирования», — рассказывает Александр Коваленко.

Материалы по теме

село социализм адлер история. Смотреть фото село социализм адлер история. Смотреть картинку село социализм адлер история. Картинка про село социализм адлер история. Фото село социализм адлер история

Распилили

Как правило, подобное предложение появляется на рынке как раз в силу различных нарушений при строительстве. «На Черноморском побережье распространена схема строительства многоквартирных домов на земельных участках, которые для этого не предназначены: ИЖС, садовые участки, — поясняет руководитель департамента «Оценки и финансово-экономической экспертизы» АНО «Национальное экспертное бюро» Сергей Волосников. — Застройщик через суд признает право собственности на многоэтажный дом, затем делит его на жилые помещения и реализует как квартиры». Отсюда и проблемы с коммуникациями: часто по проекту такой дом рассчитан на проживание одной семьи, а то, что после «нарезки» нагрузка на сети кратно возрастет, застройщика уже не волнует.

Статус жилого помещения тоже не так безобиден, как кажется. Если дом по документам рассчитан на одну семью (построен на земле под ИЖС), речь может идти об общедолевой собственности: вместо собственного жилья человек приобретает часть дома — то есть кусок общего имущества. «Если вы захотите продать свое жилье в таком доме, понадобится получить согласие всех остальных собственников — а их может быть даже не десять или двадцать, по такой схеме строятся и продаются объекты на 60-70 «жилых ячеек»», — рассказывает юрист службы «Единый центр защиты» Дмитрий Першин.

Приведенные неудобства могут показаться незначительными разве что на фоне основного риска покупки сочинской недвижимости: остаться и без квартиры, и без денег, если дом постановят снести по суду. Остается надеяться, что со временем на местном рынке жилья удастся навести хотя бы минимальный порядок. Пока же — за исключением люксового сегмента — покупка квартиры в городе напоминает курортный роман с незащищенным интимом: весело, приятно, но никогда заранее не знаешь, обойдется ли без фатальных последствий.

Источник

Адлерский район 1816-1989

Герой войны с Наполеоном, Алексей Петрович Ермолов был назначен главнокомандующим на Кавказе в 1816 году. Он разработал наиболее результативную и в то же время самую жесткую тактику покорения северокавказских стран.

При Ермолове, вместо прежних разрозненных опустошительных походов началось планомерное продвижение в горные районы путем окружения их сплошным кольцом укреплений; при этом вырубались труднопроходимые леса и разрушались непокорные аулы. Это вынуждало кавказцев либо переселяться на равнину, на уже покоренные земли, либо уходить вглубь гор. Интересно, что эта тактика не была порождением политики деспота и консерватора Николая I; напротив, после его воцарения Ермолов оказался в опале и вскоре был отставлен за сочувствие декабристам.

Российское командование озаботилось созданием Черноморской береговой линии крепостей в самый разгар Кавказской войны. Весной 1837 года стало известно о планирующемся приезде на Кавказ Николая I. Для обеспечения безопасности его проезда по морю в Абхазию командующий Отдельным Кавказским корпусом Г. В. Розен решает совершить экспедицию на Адлерский мыс, для строительства там крепости.

7 июня 1837 года при высадке десанта русских войск на мысе Адлер погиб в бою писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский, отбывавший в этих местах ссылку. В 1913 году у моря в Адлере был разбит небольшой парк, который носит имя Бестужева.

18 июня было заложено укрепление Святого Духа и по отбытии Г. В. Розена начальство над всем отрядом перешло к Симборскому.

К ноябрю 1837 года постройки укрепления Святого Духа была закончена, и оно было приведено в оборонительное положение.

26 сентября 1837 во время своего путешествия по Кавказу Император Николай I прибыл на пароходе «Северная звезда» к Адлеру.

9-12 мая 1841 в укреплении «Святого Духа» состоялась встреча убыхских предводителей во главе с Хаджи-Берзеком с начальником Черноморской береговой линии генералом И.Р. Анрепом.

В сентябре 1841 года для утверждения влияния по берегу, и уничтожения влияния Хаджи-Берзека, также для наказания дерзких Убыхов (одного из самых воинственных Горских народов, находившихся всегда впереди при всех нападениях на наши укреплениях, из коих четыре были уже взяты ими приступом, во время командования линией генералом Раевским) и наконец для ослабления их влияния на подвластные народы, собран был в сентябре 1841 года, в укреплении Св. Духа, на мысе Адлер, 11000 отряд, состоявший из нескольких линейных полков и закавказской милиции для того, чтобы из этого пункта сделать переход горами к форту Навагинскому.

8-11 октября 1841 года состоялся рейд отряда генерала Иосифа Романовича Анрепа при поддержке кораблей под командованием контр-адмирала Михаила Николаевича Станюковича от мыса Адлер до форта Навагинского (Сочи).

3-5 октября 1852 года Магомет-Эмин с 2000-м отрядом убыхов вторгнулся в землю джигетов. Начальник Черноморской береговой линии немедленно прибыл с резервом в укрепление «Святого Духа» и 4 октября выслал вверх по реке Мзымте отряд численностью 740 человек с двумя орудиями под командованием майора Бибикова. 5 октября эти войска встретились с отрядом Магомет-Эмина в четырёх километрах от укрепления «Святого Духа» (в районе современного с.Молдовка) и вступили с ними в бой. После ожесточённой схватки убыхи лишились более 20 человек убитых и нескольких раненых из лучших фамилий и на другой день разошлись по своим аулам.

В расстоянии 13-ти миль от Сочи вливается в море двумя рукавами река Мзюмта, и на северной стороне её на низменном песчаном берегу видно укрепление Святого Духа. Глубина открытого рейда большая и неровная. Она идёт грядами от берега вроде кос, а потому и следует бросать якорь по пеленгам, приводя северный блокгауз на NO 45°, а южный на NO 43°. Тут глубина 18 сажен и лучший грунт. Горы далеко отступают внутрь от этого берега, и замечательная зубчатая гора Нугайгусе возвышается над ними по направлению укрепления.

Приморская жизнь и частые сношения с иностранцами уменьшили несколько дикость абзехов, но удальство и жадность к добыче сохранились ещё в полной мере.

Бдительный гарнизон укрепления Святого Духа исправно его охраняет и ровное местоположение, на котором он расположен, способствует ему предупреждать всякое неприязненное намерение, но низкий, песчаный берег имеет тяжёлое влияние на здоровье гарнизона. Весною влажность и смрад, летом гной и зимою холодные ветры, сменяющие одни другими, производят частые болезни и смертность. Здешняя гарнизонная молодёжь известна на линии под именем «пробочной секты». Одна отрада – огневой нектар и забвение.

Бывший здесь комендант говорит о них, что «большая часть является утром с рапортом как следует, а уже к вечеру ни куда не годится».

Гарнизон имеет сношения с абзехами через мену и главное через доставку им соли, которая привозится транспортами в большом количестве в здешний соляный магазин. Всех пленных из гор приводили большей частью в укрепление Св. Духа и взятые с корвета «Месемврия» были также здесь выкуплены.

В середине апреля по направлению к аулу Кбааде (совр. Красной Поляне) двинулись 4 колонны войск: первая колонна под командованием генерал-майора П.Н.Шатилова – из Гагры в долину р.Псху, вторая колонна под командованием генерал-лейтенанта князя Д.И.Святополк-Мирского – из бывшего укрепления Константиновского (Святого Духа) вверх по р.Мзымте. Третья колонна под командованием генерал-майора В.А.Геймана – от верховьев реки Шахе параллельно Главному Кавказскому хребту, четвертая колонна, под командованием генерал-майора П.Х.Граббе – от верховьев реки Малая через Главный Кавказский хребет. Только один отряд, под командованием генерал-лейтенанта князя Д.И.Святополк-Мирского, встретил на своем пути серьезное сопротивление горцев.

Встреча отрядов состоялась в урочище Кбааде. 21 мая 1864 года были проведены торжественный молебен и парад войск, посвященные окончанию Кавказской войны. Принимавший парад наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич отдал приказ по Кавказской армии, начинающийся словами: «С чувством искренней радости и уважения к доблести вашей поздравляю вас, войска Кавказской армии, с покорением Западного Кавказа и окончанием Кавказской войны».

1866 год принес волну переселенцев, согласно указу «о заселении местности к югу от Туапсе до границы с Абхазией». Родоначальникоми стала наиболее многочисленная на тот момент группа переселенцев из Каменец-Подольской губернии. Пара десятков дворов переселилась из верхнего течения Мзымты на побережье Черного моря, где и стала основным первоначальным населением.

Основаны деревни Веселая, Адлер, Навагинка, Лазаревская. Солдатская слободка женатых нижних чинов второго Кавказского линейного батальона в урочище Ахштырь на реке Мацеста получила наименование селения Ахштырь. Указом Правительствующего сената место расквартирования первого взвода второй роты Кавказского линейного батальона, расположенное в урочище Аибга на реке Псоу, получило наименование селения Аибга.

Во время очередной русско-турецкой войны 1877-78 годов основные события происходили на двух театрах военных действий – Балканах и Кавказе.

Находившийся в Адлере 3-й пластунский батальон кубанского казачьего войска отошёл через Ахштырь к Сочи.

Очевидец писал: «В Адлере – одни развалины, уцелела только лачуга, в которой когда-то имели приют покупатели земель. Всё заросло сильно, на берегу пропасть молдованских разломанных сундуков, Ахштырх сожжён дотла…»

1 июня 1877 года из Сочи послана к реке Мзымте сотня урюпинских казаков на рекогносцировку; открыто до 1000 человек, высадившихся у Адлера неприятеля; в жаркой перестрелке у неприятеля убито 8 человек, много ранено. У нас тяжело ранен прапорщик милиции Пшизов.

Свято-Николаевская церковь построена в с. Веселое. (восстановлена в 1911 г. после пожара. Не сохранилась)

21 августа в поселке Красная Поляна поселились 36 эстонских семей. Впоследствии они выделились в село Эсто-Садок. (29 декабря 1912 года на сельском сходе эстонцы Красной Поляны решили именовать свой посёлок Эсто-Садок.)

Инженера В.К. Константинова по некоторому недоразумению многие считают руководителем строительства Краснополянского шоссе. В действительности он был производителем работ (прораб – по-современному), а руководителем строительства был инженер Станислав Фомич Гофман.

Построена Свято-Духовская церковь в Адлере. (разрушена в 1947)

7 июня Кбааде (совр. Красная Поляна) переименовывается в город Романовск.

По инициативе Василия Константиновича Константинова – инженера дорожника, строителя Краснополянского шоссе, в 1902 году в Сочи организовалось отделение Кавказского горного клуба, была проложена тропа сквозь Агурское ущелье, построены приюты в горах для любителей природы.

В с. Монастырь (по Краснополянскому шоссе) основан Свято-Троицкий монастырь(закрыт в 1924 г. Не сохранился)

Закончилось строительство императорского охотничьего домика на Красной Поляне.

Французский ученый, основатель научной спелеологии, Эдуард Альфред Мортель открыл для науки Ахштырскую пещеру. Проводником Мартеля к пещере был житель Казачьего Брода Гавриил Ревинко.

Через реку Мзымта в районе с. Молдовка построен железнодорожный мост.

В 1904 году в селе Высоком была построена Церковь Успения Божией Матери.

Между Сочи и Адлером впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.

Уже с 1912 года частная фирма П.Н. Жано осуществляет регулярные автомобильные перевозки из Сочи и Абхазии (Гагры) в Хосту и Адлер на автомобилях Renault.

Впоследствии П.А.Фрезе (один из создателей первого русского автомобиля) было организованно производство подобных машин в России. Таким образом первым дилером французской фирмы стал Фрезе. Его «Акционерное общество постройки экипажей и автомобилей Фрезе и К0» изготовляло кузова и небольшие партии автомобилей с моторами Renault.

Церковь Святого Георгия построена в с Лесное.

Генералом Д. Драчевским на землях своего имения «Случайное» площадью 11 га по проекту талантливого садово-паркового архитектора А. Регеля основан парк, ныне парк «Южные Культуры».

Географ Евгения Михайловна Морозова в 1913 и 1914 годах обследовала озеро Кардывач, Ацетукские озёра, а также озёра Рицу и Малую Рицу.

В с. Ахштырь. построена Церковь Святого Николая Мирликийского (закрыта в 1930 г. Не сохранилась).

В январе 1914 года Тифлисской главной Физической обсерваторией была открыта метеостанция в селении Эсто-Садок ( в 4 км. от Красной Поляны). Станцию обслуживал Иоганн Кирхман.

Согласно распоряжения Сочинской садовой с/х опытной станции от 24 октября 1919г. метеостанция, которая находилась при школе Эсто-Садок, была передана Краснополянской школе.

В 1921г. она была перенесена на участок, принадлежащий профессору Хмелевскому Виксинтию Фердинандовичу. Датой начала работы метеостанции в Красной Поляне следует считать 01 июня 1921г.

Храм Святого Георгия Победоносца построен в селе Лесное, которое основали более ста лет назад греки-переселенцы. Строительство храма велось с 1898 по 1915 годы.

К 1915 в Адлере появились таможня, агентства нескольких пароходных компаний, свыше 100 торговых заведений, в том числе лавки, магазины, кофейни, аптеки, кинематограф, несколько гостиниц, переселенческая больница, сельское правление, двухклассное училище Министерства народного просвещения.

2 июля под предлогом защиты грузинского населения от большевиков, армия генерала Мазинашвили захватила Адлер и выбила Красную Армию с позиций у реки Кудепста.

31 января 1919. Начало «армянского восстания» в сочинской округе. Грузинские гарнизоны в Адлере, Лоо, Горном и Верхнем Лоо подверглись одновременному нападению партизан.

8 февраля 1919. Гарнизон грузинской армии в Адлере сдался войскам генерала Деникина. В Сочи и Адлере в плен попали 700 солдат и 48 офицеров армии Грузии, включая начальника штаба полковника Церетели.

«В сентябре 1920 года в районе Красной Поляны свыше 20 красноармейцев 273 полка были захвачены белогвардейцами в неравном бою. Здесь они были зверски казнены, их изрубленные тела были сброшены в пропасть.» (Согласно надписи на памятнике).

12 июля по решению Окрисполкома № 2324 Сочи, Хоста и Адлер получили статус городов.

В с. Аибга закрыта Константино-Еленинская церковь.

16 мая. По постановлению бюро Сочинского РК ВКП(б) в двухдневный срок из Медовеевки, Монастыря, Красной Поляны были выселены монахи.

24 сентября на заседании Сочинского РИК принято решение о запрещении богослужения в Свято-Михайловской церкви села Ахштырь.

Строительство коровника в колхозе им. Калинина. (Это важно!))

На небольшом митинге выступили прораб А.А. Дронов и лучший бригадир плотников т. Маслов.
Метелёв издал приказ по управлению ЦИК выдать 300 рублей на премирование ударников строительства».

16 октября 1934 года после выделения города Сочи в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, центр Сочинского района был перенесен в посёлок Адлер, а район переименован в Адлерский район Азово-Черноморского края. (Вот так вот))

26 февраля В Адлерском районе Сочи организован чайный совхоз.

24 июня в Адлере закончилось строительство грунтовой взлетно-посадочной полосы и приземлился первый самолет ПО-2, прилетевший из Краснодара. 1 сентября 1941 года СССР Адлерский аэродром, построенный в течение 2-х месяцев под руководством инженера И.Г. Шевкуленко, принял первые боевые самолёты. (лётное поле построено на месте ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец»).

В конце 1945 г. начались гражданские полёты из аэропорта Адлер на самолётах С-47 (произв. США), ЛИ-2, ИЛ-12 (СССР).

Гражданский аэропорт переносится из долины реки Сочи в Адлер. На базе двух аэродромов (Сочи и Адлер) создан аэропорт в Адлере для обслуживания самолётов гражданской авиации. Полёты осуществлялись в шесть городов страны.

Вступила в строй Адлерская птицефабрика. Строительство при участии немецких военнопленных было начато в ноябре 1947.

Открылась самая южная в России (с. Веселое Адлерского района) семилетняя школа № 38. С 1954 года она получила статус средней школы и новое типовое здание.

Построена Адлерская школа № 53. На тот момент в ней было всего 4 класса и работало 4 учителя: Т.Г.Акимова, Е.А.Жирнова, А.Бойко. Е.И.Болучевская.

30 июня пущена первая очередь Краснополянской ГЭС. При строительстве ГЭС широко использовалось оборудование, вывезенное из Германии, а также труд немецких военнопленных.

Создан Адлерский полигон твердобытовых отходов (ТБО). Действовал с 1949 по 2011 годы.

Л.Н.Соловьёв в июне-августе 1949 г. вместе с А.И. Мелиховым работал в Красной Поляне, где обследовал две группы дольменов, район позднеантичного могильника, Ачипсинскую и Пслухскую крепости, крепость на левом берегу Мзымты за «Греческим» мостом (Аибга), а также крепость на левом берегу Мзымты у теснины Ахцу, храмы на горе Ахун и в ущелье Хосты.

В окрестностях села Весёлое обнаружено около 20 стоянок первобытного человека эпохи позднего палеолита.

4-9 января 1953 г. Л.Н. Соловьёв совместно с Н.И. Гумилевским продолжил раскопки верхнего горизонта в Ахштырской пещере, обнаружив мотыжку «сочи-адлерского» типа и керамику бронзовой эпохи. В апреле он обмерял Малую Ахштырскую (Казачебродскую) пещеру (7.IV), замерял разрезы культурных слоёв Нижнешиловской стоянки (13.IV), затем исследовал террасы р. Мзымта у Монастыря и Кепши (12.V), копал площадку у входа Б. Воронцовкой пещеры (23.V) вместе с И.К. Недолей продолжил раскопки погребений в храма в совхозе «Южные культуры», где выявил ещё три захоронения в черепичных ящиках, прикрытых мраморными плитами с орнаментом VI в.

Вокзал железнодорожной станции Адлер принят в эксплуатацию.

В первой половине 1955 г. Л.Н. Соловьёв продолжал исследования Адлерского района. С И.К. Недолей вёл разведки в окрестностях Адлера, обрабатывал материалы Воронцовской пещеры и Нижней Шиловки, начав рукопись “Начало земледелия в Адлерском районе”, вместе с Н.И. Гумилевским по выходным дням продолжал раскопки Нижнешиловской стоянки, исследовал ряд пещер в районе Белых скал, в окрестностях одной из которых («Школьная») зафиксировал неолитическую стоянку, а в ней самой заложил шурф (4х4х5,5 м), давшей кости пещерного медведя, а затем вёл обработку материалов из Большой Воронцовской пещеры.

Первые вертолётные линии открыты в 1959 году. И уже в первое же лето вертолёты Адлерского аэропорта перевезли 30 тысяч пассажиров на Красную Поляну, в Гагру, Лазаревское, Макопсе, Архипо-Осиповку. Первым открывал все эти пассажирские авиалинии лётчик Иван Васильевич Крупко. С ним работали вертолётчики В. А. Комендар, В. Д. Епифанов, В. П. Кудрявцев, В. И. Ершов, А. Я. Умянов.

Позже в отряд сочинских вертолётчиков попали В. М. Белянин, А. Морин, В. Чудаков, В. Махонин, Ф. Кузнецов. В 1970-х годах лучшим не раз признавался экипаж командира Владимира Сергеевича Василина.

В 1960 году самым популярным маршрутом стала линия Сочи—Геленджик. Время полёта — 1 час. Ежедневно воздушным путём путешествовали сотни курортников.

4 января 1960 г. впервые вертолёт «Ми-4» доставил из Адлера свежие центральные газеты и журналы. Из Москвы в Адлер почта была доставлена на пассажирском самолёте «Ил-18» и за 10 минут вертолёт привёз её в Сочи. Посадку вертолёт делал на Театральной площади.

В 1960 году совхозы Адлерского района и птицефабрика продали городу-курорту более 12 тысяч центнеров мяса, около 9600 центнеров молока, более 17 миллионов штук яиц, значительно перевыполнив государственный план по всем этим показателям. Птицефабрика сверх того дала еще свыше 7 тысяч центнеров куриного мяса, перевыполнив государственный план почти на 2 тысячи центнеров. Коллектив фабрики дал государству сверхплановой продукции на три миллиона рублей.

10 февраля 1961 года Адлерский район Краснодарского края был упразднен, его территория была подчинена Сочинскому горсовету, в связи с чем был образован Адлерский район Сочи.

Сцена купания в горной реке Шурика и Нины (к/ф «Кавказская пленница», 1966 г.) была снята на реке Мзымта.

17 декабря 1967 г. Сочинский аэропорт получил новый 28-местный пассажирский вертолёт «Ми-8». С завода его доставил экипаж, возглавляемый командиром В. Нишкомаевым. «Ми-8» брал 28 пассажиров и его скорость была 220 км/ч.

21 мая 1968 года в Адлере, снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука» где управдом в исполнении Мордюковой покупает лотерейные билеты. На кадрах фильма можно заметить Адлерский причал.

Эпизод снимали на берегу моря, неподалеку от гостиницы Горизонт, где жила съёмочная группа.

24 октября 1969 г. вертолётчики Сочинского аэропорта перевезли миллионного пассажира. Им оказалась Зоя Сычёва — техник уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь». Экипаж «Ми-8» с командиром вертолёта Э Кожевниковым тепло приветствовали её, вручили бесплатный билет в Лазаревское и сувениры.

10 февраля 1971 г. Сочинским аэропортом открыто регулярное воздушное сообщение на вертолётах «Ми-8» в Аибгу — за 13 минут, в Лазаревское — 25 минут, в Сухуми — за 50 минут.

Урок физкультуры из к/ф «Гостья из будущего» снимали в конце октября 1983г. на стадионе «Труд».

Ил-18В (CCCP-75751) В 1984 поставлен в Адлерском парке культуры и отдыха как памятник. В 1999 после пожара был демонтирован.

Словенской фирмой SCT-International начато строительство нового сочинского аэровокзального комплекса (АВК).

________________________________________ ________________________________________ ___
Использованы материалы sochived, arch-sochi, google

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *