село немеричи дятьковского района история
Страница НЕМЕРИЧИ
НЕМЕРИЧИ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)
2010 год Село Немеричи: общая численность населения – 674 человека
Мемориал, установленный в память о жителях села Немеричи, погибших в Великой Отечественной войне
Не в книгах, нет – в живой народной речи
Есть слово: звук – бесформен, шелестящ,
Но он правдив. То слово – Немереча,
Прозванье непроходимых чащ.
(Немеречи – село Дятьковского района)
С какой любовью даются народом поэтические названия! Немеричи. Это село
расположено на редкость красиво. Семь слобод, составляющие Немеричи,
растянулись цепочкой по берегам Ветьм’ы: пять по левому, а две, Мальцевка
и Ивочкины Дворы, — по правому. <
Раньше, говорили старики, было здесь семь помещиков. А еще, во времена
доисторические, жило какое-то племя, свидетелем чему курганы и слой черепков
посуды из синей глины толщиной чуть ли не в полметра. На запад от Ветьмы, ближе
к Десне, жили радимичи — меря.
— Но вот тут, думается мне, — вспоминает уроженец этих мест писатель Федор
Каманин, — жило какое-то иное племя, немеря, отсюда, надо полагать, и название
образовалось — «Немернчи». Есть и фамилия Немирович.
Ведомость о числе церковно-приходских школ и школ грамоты в Брянском уезде за 1903 год.
Немеричская церковно-приходская школа. Одноклассная. Число учащихся мужского пола 50, женского пола 5, окончивших училище в этом году учащихся мужского пола 6, женского пола 1.
Отчет о действиях Брянской уездной земской управы Орловской губернии за 1903 год.
2010 год Деревня Немерь: общая численность населения – 538 человек (264 мужчины и 274 женщины).
По докладу управы № 30, по поводу ходатайства об открытии в деревне Немери земского сельского училища, постановлено поручить управе открыть в деревне Немери земское сельское училище, истребовав от общества необходимые обязательства; если училище будет открыто в текущем году, то содержание учителя отнести на счет кредита в 1800 рублей, отпускаемых управе на открытие училищ в волостях, содержание же учителя в будущем году внести в смету 1905 года. Училище в деревне Немери будет открыто с начала 1904-1905 учебного года.
«Отчет о действиях Брянской уездной земской управы Орловской губернии», за 1903 год.
«Через ушедших людей, их дела и дни мы убеждаемся, что прошлое не ушло. Мы живем в нем, сами того не замечая, оно в нас от деда к внуку”. И от деда к внуку передаются названия деревень, хуторов, урочищ, которые можно найти на старых картах. Но в этих названиях сохраняется история заселения нашего края. Первыми насельниками нашего края были племена угро-финов – меря, которых сменили предки балтийских народов – балты – голядь. Их сменила волна славянских переселенцев. И каждая народность оставляла после себя названия селений, рек и урочищ, которыми мы пользуемся до сих пор. По названиям можно определить, кто были наши предки, каким ремеслом или промыслом занимались, почему так или иначе получили названия реки и урочища. Мы предлагаем читателям газеты топонимический словарь Дятьковского района и не претендуем на «истину в последней инстанции”.
А
хутор Альшевский – находился при речке Любохонке, близ п.Любохна. Состоял из одного дома. Видимо, название получил от фамилии владельца хутора.
п. Барсов – не существующий ныне поселок, находился примерно в трех километрах южнее с. Любегощь на лесной дороге в п. Старь. Сегодня на месте поселка можно увидеть красивую липовую аллею. Здесь же находится памятник времен ВОВ. На месте поселка одноименное урочище.
с. Бацкино – основано, вероятно, в начале 17 века. Упоминается под 1635 годом, как «починок Бацкин на речке Бацкиной”. Название «починок” обозначает, то что поселение образовалась недавно. Толкование названия неясно.
д. Белая Речка – название получила от протекающего близ деревни ручья Белая Речка. Вошла в состав г. Дятьково в 1930 году. В настоящее время ул. Красноармейская г. Дятьково.
д. Березино (Сидорова) – находится севернее г. Фокино, название получила от названия дерева «береза”. В 1914 году имела население 1123 человека.
д. Бобровка – не существующая ныне деревня, находилась в четырех километрах восточнее д. Будочка. Название получила от речки Бобровки протекающей близ деревни. В 1970 году исключена из учетных данных населенных пунктов Дятьковского района. На месте деревни одноименное урочище.
д. Боровка – топоним образован от названия ягоды брусники, которая называлась»боровка” – растущая в бору. В 1933 году вошла в состав п. Цементный. В 1914 году имел население 1094 человека.
хутор Бобровские печи – находился южнее в полутора километрах д. Бобровка. Первую половину названия своего получил по д. Бобровке, вторую «печи”- потому, что жители хутора занимались заготовкой древесного угля. Для этого устраивались специальные ямы (печи) в земле, представляющие собой круглую воронку с брустверами и поперечной канавой с внешней стороны воронки. Произведенный уголь использовался в качестве топлива, продавался на заводы, кузницы, широко использовался в быту. Хотелось так же отметить, что на территории района в разных местах в большом количестве встречаются остатки таких ям (печей), в том числе и у г.Дятьково в ур. Жировские Горки.(более 10-ти ям). В середине 19 века хутор насчитывал 2 двора и 32 жителя. Вероятно, прекратил свое существование в начале 20-ого века.
д. Васильевка – не существующая ныне деревня, находилась в пяти километрах юго-западнее с. Слободище. Название носил по фамилии или имени первопоселенца. Прекратила свое существование в 70-х годах 20 века. На месте деревни одноименное урочище.
д. Волынь – не существующая деревня, находилась в 7-ми км. северо-восточнее п. Ивот, в 30-х годах 20 века насчитывала около 19 домов. Название получила от одноименной реки протекающей поблизости. «Волынить” – проявлять медлительность в каком-либо деле, намеренное его затягивание. Применительно к реке толкование названия может звучать как «медленно текущая река”. поселок при ж/д станции Волынь – в настоящее время не существует, находился северо-восточнее п. Ивот. Название носил по располагавшейся поблизости д. Волынь. В 1981 году исключен из учетных данных населенных пунктов Ивотского поселкового совета. При станции Волынь сходились железнодорожные ветки идущие на п. Бытошь и д. Сельцо.
д. Годуновка – не существующая деревня, находилась в 3-х км восточнее п. Кленовской, в словаре старорусских слов Казакова слово «годун” – означает медлительный, ленивый. Видимо, название дано по прозвищу. д. Голожова (Голыжова, Михайловка). 1866 г. – 11 дв. и 120 чел. Находилась в 3-х км. юго-западнее п. Торфяное. Название деревни можно связать с балтским племенем голядь. В Брянской области есть похожие топонимы – Взголяжье, Голяжье и т д. Прекратил свое существование в 60-х годах 20 века. На месте деревни одноименное урочище.
д. Гроша (Выселки Гроши)- не существующая сегодня деревня, находилась южнее 1 км. от п. Любохна. Название от денежной единицы «грош” – половина копейки.
пос. Дальний Кордон – находился 1,5 км. западнее от деревни Чернятичи у дороги ведущей на ур. Знеберь. Фактически представлял собой поселок лесничества. При нем производили деревянные сани. На месте поселка одноименное урочище.
пос. Дедово (Дедновский, Красное знамя) – находился 0,5-1 км. севернее д. М.Жукова. В 1925 году имел 13 дворов и 85 жителей. В 1964 году объединен с М.Жуковой. Название говорит само за себя.
д. Денисовка (Новое Душатино)- находится в 3-х километрах западнее с. Слободище. Название носит по фамилии или имени первопоселенцев.
д. Дороговля – находился в 2-х км. юго-восточнее д. Ивановичи. Правый берег р. Дороговля. Название происходит от реки протекающей поблизости. В 30-х годах 20 века насчитывал 8 домов.
пос. Дробник – находится 2,5 км. северо-восточнее п. Ивот на дороге Ивот-Торфяное. Слово «дробить” означает делить на части, крошить, мельчить. Название от реки протекающей поблизости.
пос. Дружба – первоначально возник как поселок Центральная усадьба совхоза «Дятьково” после ВОВ, до этого, в 30-х годах 20 века на месте поселка находилась Дятьковская молочная ферма. В 1964 году переименован в пос. Дружба.
Существует в нашей стране еще несколько населенных пунктов с таким же названием – это например д. Дядьково в Московской области, поселок в черте города Рязань, микрорайон в черте города Ярославль, на Кубани есть станица Дядьковская. В нашей области есть два старинных села с названием Дятьковичи, находятся в Брянском и Трубчевских районах.
Дятьково – село с 1810 года, город с 1938 г.
Постановлением Президиума ВЦИК от 20 апреля 1930 года в состав города вошли окружающие его населенные пункты: Старое Дятьково, Белая Речка, Чижовка.
хутор(а) Жигалкин (Жигалкины)- не существующий ныне хутор, находился в двух километрах восточнее с. Немеричи. Название носил по фамилии первопоселенцев. Основан в начале 20-ого века.
д. Жирова – «жирова” – означает богатство, достаток, избыток. Название могла получить потому, что там жили богатые люди, или наоборот бедные, но тогда это насмешливое название. Вероятно, была в районе современной улицы Седова, пер. Жиров г. Дятьково.
д. Знеберь – находилась в 5-ти км юго-восточнее п. Старь. Возникла в 1799 году при стекольной (бутылочной) фабрике. В 60- х годах 19 века имела 25 дворов и не многим более 200 жителей. В 1917 году фабрика была закрыта. Деревня просуществовала, примерно, до 60-70 годов 20 века. На месте деревни находится одноименное урочище. Толкование названия не ясно. В Черниговской области протекает речка Знобовка и есть поселки Знобь – Новгородское и Знобь – Трубчевская.
хут. Званка – находилась западнее в нескольких км. от д. Бацкино. Название от слова «зван”- что означает званный, звать.
д. Ивочкины Дворы (х. Ивочкин, Ивочкина) –находилась на р.Ветьме, ниже по течению, в нескольких километрах от села Немеричи. Название носила по фамилии первопоселенцев. В 60-х годах 19 века насчитывал 3 двора и 16 человек населения.
д. Кленная – не существующая деревня, прекратила свое существование в начале 20 века. Деревня возникла в 1839 году при Кленной стекольной фабрике. Фабрика просуществовала не долго, уже в 60-х годах 19 века ее не было, а в деревне было 6 дворов и 68 жителей. Находилась, примерно, в 6-ти км. юго-западнее п. Старь. На месте деревни ур. Старокленная.
хутор Клек – несуществующий хутор, находился на современной границе Калужской и Брянской областей в километре западнее д. Новая Рубча. «Клек, клекот” – крик хищной птицы – ястреба..
полустанок Кондрашкино – находился западнее д. Ольшаница, бывший остановочный пункт на узкоколейной Мальцевской ж/д. Название от имени Кондрат, Кондратий.
пос. Корчевое – не существующий ныне населенный пункт. Название происходит от слова «корчевать” – выкорчевывать пни для обустройства пашни. Находился в 2-х км западнее д. Псурь. В 30-х годах 20 века имел 6 домов.
пос. Красный Поток – не существующий ныне поселок, находился северо-восточнее с. Любегощь. «Поток” – все, что льется, бежит, течет струей по руслу связно и непрерывно; река, речка, непрерывно текущая вода. «Красный «- обозначает «красивый” или цвет воды – красный (от примесей железа). Поселок, видимо, получил свое название по названию ручья, южнее протекает ручей Черный поток.
пос. Красный Родник – находился западнее 3,5 км. с. Слободища. в 30-х годах 20 века имел 6 домов.
пос. Ленина – не существующий ныне, находился примерно 0,2 км восточнее от северной окраины с. Любышь. В 30-х годах 20 века имел 9 домов.
с. Липово – располагалось в шести километрах юго-западнее с. Слободище на речке Липовке. При селе была церковь в честь Николая Угодника. Есть сведения, что село уже существовало в начале 16 века. В семидесятых годах девятнадцатого века село насчитывало 91 человек и 11 дворов, в двадцатых годах 20 века – 275 человек. Свое название село получило потому, что здесь был обретен, явившийся на липе, образ св. Николая Чудотворца. В 1970 году деревня Липово исключена из учетных данных Слободищенского сельского совета. На месте деревни одноименное урочище.
пос. Лыкино – находился примерно в 3-х км. юго-восточнее современного п. Дружба, в 60-х годах 20 века прекратил свое существование.
с. Любегощь (Любежище, Любегощи). 1866 г. – 24 дв. и 468 чел. Название происходит от древнерусского имени Любогост, Любегост. Имя сложное состоит из двух частей «любы» (любовь) + «гость» (гость). Первые письменные известия об этой деревне содержатся в сохранившихся документах 15 века «Литовская метрика”. В Весьегонском районе Тверской области есть село Любегощи.
В начале 20 века состояла из слобод;
— Качурина слобода (совр. ул. Ленина),
— Ермишкина слобода (ул.Володарского),
— слобода Осиновка (восточная часть Брянской улицы),
— слобода Жернавка (Советская улица),
— слобода Дубровка (ул.Орловская),
— слобода Годова (ул.Урицкого),
— слобода Кооперативная (ул.Коренкова),
— слобода Поповка (Котовка) (ул.Фокина).
Более подробное описание истории поселка, с топонимикой можно найти в книге Королева И.М. «Любохна. Истории и люди.”
пос. Малыгин – железнодорожная станция, при ней несколько домов, в настоящее время не жилой. Название получил от д. Сосновки ранее называвшейся Малыгино (см. ст. д. Сосновка)
д. Манешино (хутор Манешин) – находилась в 3-х километрах юго-западнее д. Чернятичи. Название носила по фамилии первопоселенцев Манешины. В 1970 году деревня исключена из учетных данных Слободищенского Сельского Совета Дятьковского района. На месте деревни одноименное урочище.
хутор Молодецкий (Молодицкий, Савинский?)– не существующий ныне хутор, находился в 3-х км. северо-западнее с. Слободище. В 30-х годах 20 века имел 9 домов. На месте хутора одноименное урочище.
поселок (колхоз) им. Мопр – находился в километре восточнее от д. Сельцо, правый берег реки Ивоток. Название «Мопр” расшифровывается как – молодежь осваивает просторы республики. Основан в 1929-1930 г.г. На момент основания в поселке было около 15-20 домов. На месте поселка одноименное урочище.
с. Немеричи – крупное село находится в северо-западном части Дятьковского района. Предположительно возникло в 15 веке. Название села связано с угро-финским племенем меря некогда населявшим наш район. В Козельском районе Калужской области есть село Меренищи. Близ п. Дубровка Брянской области протекает речка Немерка, там же находится д. Немерь.
пос. №2 – не существующий ныне поселок, находился, примерно, в 2 – х км. юго-западнее д. Сельцо.
Парня (колх. Рассвет) – населенный пункт, ныне не существующий, находился в 1 км. юго-западнее д. Колпа, правый берег р. Каменка. Название означает поле, вспаханное под пар.
д. Пастушье (Пастуша, Пастушь). 1866 г. – 24 дв. и 271 чел. Деревня, находится южнее г. Фокино. Название можно толковать как поселение, где живут пастухи.
д. Першино – не существующая ныне деревня, находилась северо-восточнее в 5-ти км. от д. Дорожово. Название происходит от имени Перша, которое может толковаться как Первой, Первак или как сокращенное от Перфирий, Перфилий, Порфирий. Перша, Першин Русин Семенович упоминается в 1568 г. в городе Ярославль. В 1970 году деревня исключена из учетных данных Слободищенского Сельского Совета. На месте деревни одноименное урочище.
хутор Первомайский – находился в 3-х километрах юго-западнее от с. Слободище. На месте хутора одноименное урочище. В 30-х годах 20 века имел 22 дома.
В царствование Петра 1 неподалеку от Бытоши были обнаружены залежи болотной руды. Начали возводить железоделательный завод, завод прозвали Петровским. В 1754 году казенное (государственное) предприятие с прилегающими к нему землями было продано Масоловым. Завод впоследствии принадлежал Ртищевым, последние владельцы купцы Мельниковы, которые приобрели его в 1827 году вместе с Бытошским чугуноплавильным заводом.
хутор Петровский (д. Петровская) – не существующий ныне хутор, находился примерно в 2,5 – 3-х км. севернее д. Ольшаница, меж старой Людиновской шоссейной дорогой и Мальцовской железной дорогой. Название носил по фамилии или имени первопоселенцев (Петровы, Петр). На месте хутора одноименное урочище.
хутор Псурский – находится в северо-восточной части Дятьковского района, основали выходцы из д. Псурь. В 1925 году имело 49 дворов и 263 жителя. Починок Малая Псурь Брянского уезда упоминается в записных вотчинных книгах помесного приказа второй четверти 17 века, но в плане генерального межевания Брянского уезда конца 18 века д. Малая Псурь не отмечена.
с. Пупково – впервые упоминается в описании «Брянской десятины жилые данные церкви” под 1648 годом, как село с церковью Михаила Архистратига. «Пуп, пупок”- выпуклость, середина чего-либо, средоточие. В 1914 году имел население 1260 человек.
х. Пупковский – не существующий ныне населенный пункт, находился в 4–х км. восточнее с. Пупково. В 1976 году хутор исключен из учетных данных населенных пунктов Березинского сельского совета.
пос. Рачинка – не существующий ныне поселок, находился примерно 0,5 км северо-восточнее д. Сосновка. Название получил от одноименной реки протекающей поблизости.
д. Романовка (Слободка) – остатки деревни находятся 1,5 км. южнее д. Б.Жукова. В настоящее время не жилая. Название носит по имени или фамилии поселенцев, владельцев. В 1925 году имела 101 двор и 577 жителей.
д. Рублено (Рублино) – деревня находится в 2-х км южнее д. Пастушье. По словарю Даля «рубленик” – плотник, рубщик изб.
д. Рубча Новая (Рубецкие Печи) – не существующая ныне деревня. Видимо, деревню основали выходцы деревни Старая Рубча, как поселение по производству древесного угля. Находилась в северной части района в 2-3 км севернее д. Хотня. В середине 19 века насчитывала 7 дворов и 62 жителя. Прекратила свое существование в 70-х годах 20 века.
пос. Рыженков – находился где-то в районе д. Чернятичи, с. Слободище. Больше ничего не известно.
д. Савчино – деревня находится севернее п. Бытошь. Деревня интересна тем, что с начала 19 – ого века по 80 – е года 18 века в ней жили старообрядцы – савчинская старообрядческая община поморского согласия, без священства. Среди них выделялись кузнецы – старообрядцы Граборовы. Название получила от имени Савва.
пос. Сергиевский – находился 2,5 км. южнее д. Чернятичи. В 30-х годах 20 века имел 4 дома.
с. Слободище – название обозначает тип поселения «слобода”. По Далю в старину слободой называли село свободных людей. Слободой так же называли большое село, где более одной церкви, торг, ярмарка или волостное правление, род сельской столицы.
д. Слободка – в конце 18 века находилась близ с. Бытоша. Обозначает тип поселения «слобода”, но уменьшительно (маленькая слобода). В настоящее время входит в состав п. Бытошь, район современных улиц Дзержинского и Алексеева п. Бытошь.
д. Смолигово (Смоличево, поселок (колхоз) им. Ворошилова) –находится северо-западнее п. Бытошь. В старину из выкорчеванных пней добывали смолу – деготь. Для этого в лесу рыли яму в виде воронки, делали внутри из кирпича специальную печь, яму заполняли сосновыми пнями, закрывали сверху дерном и затапливали печь. Высокая температура выделяет из пней смолу, она перемешивается с продуктами горения, древесным уксусом, и превращается в деготь. Деготь вытекает из ямы по лотку и стекает в бочку. Вероятно, жители этой деревни когда-то занимались добычей дегтя (смолы) или по другому майданным промыслом.
д. Смычка (Озерище, Рязанский поток) – находилась 1,5 км. северо-западнее д. Б.Жукова. Свое название получила предположительно в 30 – х годах 20 века при объединении крестьянский хозяйств в колхоз вместе с соседним поселком Дедово (Красное Знамя). Поэтому название «Смычка” – можно толковать, как смыкаться, объединяться. На месте деревни одноименное урочище. В 1925 году имел 13 дворов и 112 жителей.
д. Сосновка (Красноселье, Малыгино) – название свое получило от названия дерева «сосна”. Второе название говорит само за себя. Третье название возникло от того, что селом владели дворяне Малыгины. Фамилия «Малыгин” в свою очередь образовано от прозвища Малыга, что означает мальчик. При селе располагалась их дворянская усадьба.
с. Спасское – см. статью д. Латышовка.
пос. при ж/д ст. Стайная – вероятно возникла во второй половине 19 века как железнодорожный разъезд на Мальцевской железной дороге. Название получила по реке Стайной протекающей поблизости. При станции был небольшой поселок. Прекратил свое существование в 80-х годах 20 века.
пос. Старь – ранее на месте современного поселка Старь находилась д. Чернятичи, которая в 60-х годах 18 века была перенесена на новое место. В конце 1785 году Мальцевыми на месте бывшей деревни Чернятичи была построена стеклянная фабрика. Название поселка можно токовать как поселение на старом жилье – «старь”.
п. Торфяное – находится юго – восточнее п. Бытошь. Организован как поселок по добыче торфа предположительно в 30-х годах 20 века, отсюда и название. Административно входит в состав п. Бытошь, объединение состоялось в 1969 году.
пос. 13-ый км. Урицкой ж.д. – находился в юго-западной части Дятьковского района на бывшей Мальцовской узкоколейной дороге. В 1970 году объединен с пос. Кленовской. Точное местоположение указать затруднительно.
хутор Тростники – не существующий ныне хутор, находился в 1-ом км. юго – западнее д. Хотня. В 30-х годах 20 века насчитывал 3 дома. Название от болотного растения тросник.
пос. Угол – несуществующий ныне поселок, находился в 1-ом км. северо-западнее д. Хизовка. В 30-х годах 20 века имел 11 домов. Углом называют пересечение двух линий, может быть выступающий или находящийся в углублении, в данном случае может быть угол леса, поля. Углом так же называют пристанище, приют, обиталище, обитель, кров, крышу над головой
пос. Упарой – в 30-х годах 20 века имел 9 домов. В Дмитровском районе Орловской области есть деревня под названием Упорой. Название получил по одноименной реке, исток которой находился близ деревни (см. ст. р. Упарой).
г. Фокино (пос.Цементный) – 6 августа 1899 г. около д. Боровка был заложен, а 1 октября 1900 г. был пущен цементный завод, при нем возник поселок Цементный. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 25 февраля 1964 г. пос. Цементный преобразован в город Фокино. Назван в честь деятеля российского революционного движения начала 20-ого века, председателя Брянского исполкома Игната Ивановича Фокина.
д. Хизовка – согласно словаря Даля «Хиза, Хизина” – хижа, хижина. В настоящее время деревня практически нежилая. Деревня под названием Хизня находится в Калужской области. Упоминается с 18 века; с 1777 до 1922 входила в Жиздринский уезд (Калужской, с 1920 Брянской губернии), в т.ч. с 1861— в составе Улемльской волости. С 1922 в Дятьковской волости Бежицкого уезда, Дятьковском районе (с 1929). В 1967—1996 гг. входила в Псурский сельсовет. В 1925 году имело 55 дворов и 315 жителей.
пос. Холодная Водичка – не существующая ныне населенный пункт, находился в 7 км. западнее с. Слободище. В 1970 году поселок исключен из учетных данных Слободищенского сельского совета. Название говорит само за себя. На месте поселка одноименное урочище.
д. Чижовка – название получила от фамилии Чижов. Вошла в состав г. Дятьково в 1930 году. Находилась в районе современных улиц Герцена, Пугачева г. Дятьково. Еще один топоним, который применяется при упоминании этого места – Змеевка.
пос. Черневские печи – населенный пункт, ныне не существующий, находился в 2-х км. севернее д. Колпа, на лесной дороге от д. Немеричи до п. Косеват. Толкование слова «печи” смотри ст. Бобровские печи.
Шевня – не существующее ныне поселение, находилось южнее, примерно, в 0,5 км. с. Любегощь.
д. Шевцовка (Шепцовка) – название происходит от фамилии Шевцов, см. статью п. Бытошь.
д. Щученка – находится в 1-м км. юго-западнее от п. Любохна. Название от рыбы «щука”.
Данная статья была опубликована в газете «Дятьковский вестник» в 2011 г.
До чего же надоели последние дни уходящей осени. Тоскливо и серо вокруг в деревне. Холодный ветер гонит темные дождевые тучи, проливающиеся мелким дождем. Отсюда, с берегового обрыва, видны покинутые дома деревенских улиц, заросшие бурьяном поля и огороды и серая лента грунтовой дороги, ведущая в Дятьково. Внизу под обрывом глухо шумят приозерные заросли кустов, да плещут набегающие на берег озера волны. Взгляд задерживается на деревянном кресте, установленном в память того, что здесь находилась православная церковь в память святых мучеников Бориса и Глеба. И нет ничего больше, что напоминало бы о прошлом! И всё также будут поливать осенние дожди развалившиеся деревенские дома заросшие бурьяном поля и огороды, вырубленные вокруг лесá, напоминая нам о том, какая непоправимая ошибка была совершена много лет назад. А, что же было более ста лет назад? Мы решили ознакомить наших читателей с давно забытой историей жизни наших ушедших поколений. А именно, с религией! В распоряжении авторов имеется старинная книга: «Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии” 1905 года издания. Согласно ей большинство существующих сейчас населенных пунктов района относились к третьему, четвертому и пятому благочинническим округам Орловской епархии. Надеемся, что читателям будет интересна эта информация из прошлого (в статье сохранены орфография и стилистика оригинала).
3-й благочиннический округ.
Село Слободище.
Приход состоит из самого села и деревень: Колядчина, Годуновки и Хутора-Манешкина. До пятидесятых годов прошлого 19 столетия сюда же относились еще деревни Любохна и Неверь, образующие ныне приход села Любохна. Количество прихожан обоего пола 1800 душ. Храм приходской (каменный) построен в 1810 году помещиком Петром Васильевичем Лукашевым. В нем два престола – главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы и придельный – в честь св. мучеников Фрола и Лавра. Притч 3 членный, пользуется жалованием и 52 дес. земли. В приходе имеется церковно-приходская школа грамоты и земская.
4-й благочиннический округ.
Село Дятьково.
Расположено по реке Ольшанке. На месте нынешнего села издавна существовала деревня Дятьковичи, или Старое Дятьково, прихода села Спасского. В 1810 году с построением в Дятькове храма, село Спасское было упразнено, и приход его причислен к селу Дятькову. В настоящее время приход состоит из самого села, Знеберской стеклянной фабрики и деревень: Дятьковой, Чернятичей, Сосновки, Верещёвки, Чижовки и Белой речки. Численность прихожан около 9000 человек обоего пола. В 1810 г. был выстроен каменный храм с главным престолом во имя Преображения Господня с двумя приделами. В 1856 г. в главном алтаре был устроен новый иконостас, все иконы которого были написаны в академии художеств. В храме есть икона двунадесятых праздников с 80 частицами св. мощей и так же со святыми мощами древний серебряный крест. Эти иконы и крест перешли из Преображенского храма с. Спасского. В 1848 г. над фамильным склепом Мальцевых, из чугунных слитков построен придельный храм-памятник во имя св. Василия Великого. Причт 4-х штатный. В приходе имеется церковно-приходская школа, три школы грамоты и 2 земские школы.
Село Любохна.
Приход состоит из самого села и деревни Неверь, до образования из них самостоятельного прихода в пятидесятых годах прошлого столетия, входящих в состав прихода с. Слободище. Количество прихожан м.п. 1302 души, ж.п. 1369. Однопрестольный каменный храм построен в 1857 году. Ежегодно в день сошествия Святого Духа совершается крестный ход, как рассказывают старожилы установленный 60 лет тому назад, в память избавления от холеры. Причт одноштатный, церковной земли 61 десятина. Имеются две церковные школы.
Село Немеричи.
Приход составился в 1899 г. из деревень Немеричи и Колпы. Количество прихожан 1663 души. Каменный однопрестольный храм во имя Казанской Божье Матери, выстроен в 1891 году помещицей Агрипиной Алексеевной Шевцовой и до 1899 года считался домовой церковью.
Село Старь.
Приход открыт в 1900 году и состоит из служащих и рабочих местной стеклянной фабрики. До образования самостоятельного прихода Старь с 1810 года находилась в составе прихода с. Дятьково, а раньше с. Липова. В настоящее время количество прихожан 1500 душ обоего пола. Однопрестольный деревянный храм во имя Святого Николая переделанный из часовни, построенной в 1866 году на открытом в Стари в этом же году кладбище, и до 1900 года считался приписным храмом с. Дятьково. В 1903 году окончен постройкой и освящен в честь этого же Святителя новый каменный трехпрестольный храм. В храме имеется чудотворная икона Божьей Матери «всех скорбящих радость”. В один из воскресных дней между Пасхой и Вознесением вокруг села совершается крестный ход, с освящением воды во всех колодцах. Причт 2 членный. Имеется церковная школа. Церковной земли 36 десятин. 5-й благочиннический округ.
Село Бацкино.
В селе Бацкино храм деревянный во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. Начало прихода было положено одним помещиком, его имя осталось неизвестным. Помещик построил часовню и пригласил из под Орла священника для служения в часовне. Этот священник, как гласит предание, был некто о. Николай Андрианов. Приход села Бацкина образовался в конце 17 столетия вместе с постройкою храма в 1780 году. В 1775 году жена помещика Ивана Коломнина(Калошина?) выхлопотала у Еп. Тихона разрешение строить новую церковь; разрешение было дано, но и было сделано также распоряжение, чтобы причислить к приходу вновь устраиваемой церкви следующие деревни: Косилову, Каменку и Ивановичей. В начале же восьмидесятых годов приход, видимо, расширился и в его состав входили следующие деревни: Сельцо, Ивановичи, Каменка, Бытоши и др. Всего 14 деревень вместе с Петровским горным заводом. С течением времени приход изменялся, а в 1848 году вся северная часть его составляла отдельный Бытошевский приход. В настоящее время приход состоит из следующих деревень: Бацкина, Сельца, Ивановичей, Хопиловки, Александровки, Свиридова Хутора, Особенки, Матреновки. Всего прихожан считается 2182 душ м.п. и 2247 душ ж.п. В приходе четыре школы: две земские, одна церковно-приходская и школа грамоты. Церковной земли имеется 36 десятин. Причт церковный состоит из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков. В храме имеется икона Балыкинской Божьей Матери.
Село Бытоши.
Покрытая дремучими лесами, местность села Бытоши стала заселяться при Петре Великом; царь нашел ее, как самую лучшую и подходящую для постройки чугуно-литейного завода… Первоначально Бытоши принадлежали в церковном отношении к приходу села Бацкина. Неудобство ходить в церковь села Бацкина потребовало построить церковь в Бытошах. В постройке церкви особое усердие выказал хозяин завода Мельников. Таким образом Бытоши сделались отделным приходом, в состав которого входили следующие деревни Голощево, Савчино, Будочка, Рубча, Охотня, Пустынка, Вязьма, Рубецкия, Язвища. Весь приход состоит из 1966 душ м.п. и 2046 душ ж.п. Храм в приходе начал строится с благословления Орловского Еп. Никодима в 1834 году и окончен в 1846 году. Храм выстроен каменный. В храме три престола: в главном холодном алтаре престол освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Южный теплый алтарь во имя св. апостолов Петра и Павла, а северный придел – во имя св. Николая Чудотворца. Средства на строительство и украшение храма жертвовались хозяином завода Вас. Мельниковым, а по смерти его, его сыном Косьмою Вас. Мельниковым. В приходе пять школ: две земские, одна церковно-приходская и две школы грамоты. Причт церковный состоит из двух священников, одного дьякона и двух псаломщиков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в п. Бытошь. Восточная часть нашего района, с населенными пунктами, примыкающими к р. Болва, входили в Калужскую епархию.
Село Любышь.
Церковь, каменная, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, была выстроена и убрана заводчиком Иваном Акимовичем Мальцевым в 1820 году (ранее в селе была деревянная одноименная церковь). В приход входили село Любышь, деревни Псурь, Романовка, Хизовка с прилегающими деревнями. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Любышь.
(Введенская церковь села Любошь с приделами Флора и Лавра упоминается так же как пострадавшая от последствий «Смутного времени” – » стоит без пения от разорения Литовских людей”).-Админ.
Деревня Большая Жукова.
Покровская церковь, упоминается с начала XVII в. в связи с последствиями «Смутного времени” – Покровская церковь, стоит без пения от разорения Литовских людей. Она так же упоми-нается в комментариях к плану Генерального межевания конца 18 века. Предположительно сгорела в начале 19 века. Позднее в деревне при кладбище была одноименная часовня.
Кроме того в селе Пупково была церковь Михаила Архистратига; в пос. Цементный, ныне г. Фокино, была церковь в честь Серафима Саровского.
Необходимо отметить престольные праздники, которые отмечались в храмах верующими, да и в населенных пунктах.
Неумолимо бежит время! За последние десятилетия для верующих открыты храмы в г. Дятьково, пос. Бытошь и Ивот, в дер. Любышь и никогда не истребить в русском народе веру в православие. Нет! Никогда!
Мы благодарим за оказанную нам помощь преподобного благочинного отца Александра.
преподобный благочинный отец Александр и
отец Владимир во время службы в Дятьковском храме.
Современные фото храмов можно посмотреть в соответствующих разделах фотоальбомов на этом сайте.